Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Кат Бытия её мировозкое и методологич

Работа добавлена на сайт samzan.net:


№41.  Кат. Бытия, её мировоз-кое и методологич. зн-ние.

В самом широком смысле слова бытие есть всеохватывающая реаль-ность. Это предельно общее понятие о существовании,о сущем вообще. Бытие есть все то, что существует: материальные вещи, процессы, свойства, отношения. Даже плоды самой буйной фантазии-сказки, мифы существуют как духовная реальность. Следовательно бытие охватывает и материальное, и духовное. Оно есть - нечто реально сущее. В чем смысл проблемы бытия? Жизнедеятельность людей опирается на простые и понятные предпосылки, которые обычно принимаются ими без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и универсальная среди них - это убеждение человека в том. что мир есть. был и будет. Люди также расчитывают, что при всех изменениях, которые совершаются в природе и обществе, мир сохранится как относительно стабильное целое. Проблема бытия возникает тогда. когда такого рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого больше, чем достаточно. Весь окружающий мир, природный и социальный, постоянно задает человеку вопросы, которые заставляют его задуматься над многим. В мире происходят различные изменения, но сам мир существует постоянно, он непреходящ. Поэтому смысл проблемы бытия заключается в противоречивом единстве неприходящего бытия природы как целого и приходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. Категория "бытие" выражает особое содержание, она используется в том случае, когда рассматриваются не вещи, явления или процессы, а связи между ними. Категория бытия применяется, когда при рассмотрении важен не факт существования, а его смысл. Благодаря философской категории бытия мы сознательно переносим нашу мысль на высокий уровень абстрагирования. Бытие как философская категория обозначает реальность, которая лежит за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому она не зависит ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и неизменного Абсолюта /Бог. Разум/. Озабоченность "онтологической потребностью" (скорее исторической) проявляется остро в те моменты, когда люди осознают, что фактическое положение дел складывается не в пользу выбранного ими способа жить по своему усмотрению и произволу, когда в обществе нарастает усталость от свободы, когда мир, построенный по человеческому уразумению, начинает демонстрировать однобокость, ущербность, жестокость, агрессивность и т.д. Возвращение к теме  бытия начинается с вопроса о "смысле жизни". Когда философы осознают, что смысл жизни исчезает или вырождается в мелкую и тщетную суету ради сиюминутных потребностей, они вспоминают о высших смыслах, о неприходящих и вечных ценностях. В XX веке обнажились все последствия бесбытийного существования человека, его упоение собственной свободой. Человеку, возомнившему себя автономным и свободным от всяких онтологических устремлений, пришлось признать, что в результате такого "освобождения" он превратился просто в систему различных функций: социальных, психологических, политических. Человек потерял целостность, высший смысл своего существования на Земле, построил "само законодательную и саморазрушительную цивилизацию" (Хайдегер). Протест против такого ущербного существования стал для многих философов отправной точкой возвращения к теме бытия, к онтологической направленности своих философских изысканий.

№42. Осн. Формы бытия и их диалектика. 

Бытие  представляет собой многоуровневый процесс, который включает в себя ряд форм бытия. Формы бытия имеют специфичный характер и несводимы одна к другой. Каждая форма бытия воспринимается как исторически развивающаяся и изменяющаяся. К основным Формам бытия относят:

-бытие вещей/созданных природой и человеком;

-бытие человека/бытие человека в мире и специфическое человеческое бытие

-бытие духовного, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (вне индивидуальное) духовное;

-бытие социального/бытие человека в обществе и бытие общества.

№43. Специфика человеческого бытия. Проблема смысла человеческого существования.

Специфика человеческого бытия состоит во взаимодействии трех относительно разных бытийных измерений. Первое измерение человеческого существования-человек -это мыслящее и чувствующее тело. Второе-человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к роду человеческому (сапиенс) и взятая на данном витке его развития, эволюции мира. Третье - человек существует как социально-историческое существо. Все три измерения, взятые в единстве, - исходные характеристики бытия человека. В чем смысл человеческого существования, каково его место в целостном  единстве бытия? Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека, этот вопрос с незапамятных времен всегда волновал людей. Французский философ-экзистенциалист, А. Камю, писал в своей работе "Миф о Сизифе", что существует только один фундаментальный вопрос философии: стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомнения о существовании такого смысла. Эти сомнения предполагают, что сама действительность непоследовательна и абсурдна. Тогда проблем, сформулированная А. Камю, состоит в том, "существует ли логика, приемлемая вплоть до самого конца жизни". Среди многих подходов к решению этой проблемы можно выделить три главных:

-смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях;

-смысл жизни за пределами жизни;

-смысл жизни совпадает, т.е. созидается самим человеком.

Для первого подхода характерно религиозное  толкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и поэтому имеет для человека смысл, есть не что иное, как действенное соучастие в Бого-человеческой жизни. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. И люди должны своей жизнью проявить его. В основе второго подхода лежит секуляризованная, религиозная идея/отделенная от религии/. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Цель и придает смысл человеческой жизни. В соответствии с третьим подходом жизнь не имеет смысла. Только люди сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно способами своего бытия придают смысл жизни.

№44. Рел., фил., научн. Идеи о природе и назначении человека. 

Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное – это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин – животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше – «больное животное», М. Шеллер – «неудовлетворенное животное». Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится» и поэтому, как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа». Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и, в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность – это человек. Эти два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком – то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающем образом, исходя из какого – то одного качества или свойства. В религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. И назначение чел. состоит в том, чтобы проявить свою божеств. природу. Назначение чел. с т. зр науки представляется довольно однообразным и общим, т. к как любой род и вид человек должен выжить, сохранить свою жизнеспособность, умножить количество особей своего вида. Размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой – то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же как и неизменной «сущности». И то и другое – исторически изменяющиеся характеристики человека, исследуемые Ф.

№45. Предст-я о сущности чел. в истории фил. мысли

Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное – это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин – животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше – «больное животное», М. Шеллер – «неудовлетворенное животное». Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится» и поэтому, как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа». Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и, в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность – это человек. Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вмести с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является центральным для философской антропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности. Но  Человек так или иначе сам решает проблему, своего существования, экзистенции (проблему между телом и духом). Впервые в отчетливой форме проблему достижения гармонии между телом и духом, природой и обществом выразил около 1350 г. до н. э. Египетский фараон Эхнатон и примерно в это же время еврейский пророк Моисей, а между 600 и 500 гг. до н. э. об этом же говорили Лао – Цзы в Китае, Будда в Индии, а в Персии Заратустра. Все они учили тому, как человеку  стать человечным, как выйти за пределы своей природной ограниченности, как приобщится к высшему смыслу жизни. Христианство и ислам, спустя пятьсот и тысячу лет соответственно, принесли эти идеи народам Средиземноморья, Европы и Азии. Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности  (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи. В современной философии, особенно в экзистенциализме господствует мысль: «сущность человека — в отсутствии у него сущности». В отличие от других предметов и явлений, обладающих устойчивым бытием, т.е. сущностью, человек в основе своей — существо неясное, неопределенное. В самом деле, кто может его моделировать? Разве только Бог; но ведь бога не существует (так полагает Ж.-П. Сартр). Значит, человек свободен как самопроизводитель процесса становления, своим существованием он творит собственную сущность. Иначе, экзистенция (существование) предваряет эсенцию (сущность).

№46. Многозначность чел.бытия и его «измерения».  

Бытие - предельная фил категория, не поддающаяся  окончательному, исчерпывающему определению. Фил можно орпеделить как науку о бытии, о том, что лежит за пределами физ. мира, доступоного чувств. восприятию,  о том, откуда и каким образом возник мир. Термин "бытие" превращается в главную категорию онтологии, того раздела философии, в котором речь идет об истинно сущем, неизменном и едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Категория "бытие" выражает особое содержание, она используется в том случае, когда рассматриваются не вещи, явления или процессы, а связи между ними.  Именно поэтому само понятие бытие многозначно, т.е. имеет много значений и граней. Невозможно дать Б. окончательное и исчерпывающее определение В самом широком смысле слова бытие есть всеохватывающая реальность. Это предельно общее понятие о существовании,о сущем вообще. Бытие есть все то, что существует: материальные вещи, процессы, свойства, отношения. Даже плоды самой буйной фантазии-сказки, мифы существуют как духовная реальность. Следовательно бытие охватывает и материальное, и духовное. Оно есть - нечто реально сущее. Но и такое определение не раскрывает сущности б окончательно. Т. о. Б.- это предельная категория, занимающаяся «последними» вопросами. Категория бытия применяется, когда при рассмотрении важен не факт существования, а его смысл. Благодаря философской категории бытия мы сознательно переносим нашу мысль на высокий уровень абстрагирования. Бытие как философская категория обозначает реальность, которая лежит за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому она не зависит ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и неизменного Абсолюта /Бог. Разум/.

Специфика человеческого бытия состоит во взаимодействии трех относительно разных бытийных измерений. Первое измерение человеческого существования-человек -это мыслящее и чувствующее тело. Второе-человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к роду человеческому (сапиенс) и взятая на данном витке его развития, эволюции мира. Третье - человек существует как социально-историческое существо. Все три измерения, взятые в единстве - исходные характеристики бытия человека.

№47. Стр-ра чел. деятельности.

Д. - система взаимодействий субъекта(индивида) с миром, в процессе к-рых происходит возникновение психического образа и воплощение его в объекте и реализация отношений субъекта в предметной действительности. Выделяют 2 рубежа ч.д.:1) становление самосознательного, смена зооморфных богов на антропоморфных; 2)связан с греч. фил-фией, когда она освободилась от мифологической субъективности. Существует несколько типов ч.д.: физическая (связанная с поддержанием жизни) и психическая (связанная с духовной жизнью чел., не соотносящаяся с бытовыми обстоятельствами). Виды ч.д.:1)сознательная; 2)самосознательная; 3)целенаправленная. Существует и особая форма ч.д.: творческая. Эта такая форма деятельности человека, кот. направлена на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к т. д. служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт д. получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации. В структуре ч.д. основную роль играет поступок. ПОСТУПОК — сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в к-ром он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. П.— основная единица социального поведения. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации П. предшествует внутренний план действия, в к-ром представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. П. может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. Выделяют п. 1)личностные и 2)зависящие от внешних условий.

№48. Индивид. Инд-ть. Личность. 

ИНДИВИД (от лат. individu-um — неделимое) — 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. И. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств процессов восприятия и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, к-рые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкое разнообразие проявлений И. ЛИЧНОСТЬ- чел. индивид в аспекте его соц. качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и обществ. отношений. Возникновение Л. как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь Л. Л. характеризуется активностью, т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., степенью осознанности своих отношений к действительности. Субъективно для индивида Л. выступает, как его “Я” (образ - “Я”, “Я” — концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его Л. и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д.

№49. Различие фил. И научн. Подхода к анализу сознания. 

Понятие  "сознание" неоднозначно. В широком смысле под ним имеют  в виду психическое отражение действительности. В более узком и специальном значении под сознанием понимают не только психическое состояние, а высшую, свойственную только человеку. Форму психического отражения действительности. Сознание человека представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Т. о. , сознание- это высшая, свойственная только людям и связанная с речью Функция мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Следует также отметить, что сознание- это не сумма множества  составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структурированное целое. При анализе сознания используется как фил., так научн. подходы. Наука рассамтривает с. в тесной связи со структурами мозга, физиологическими и анатомическими основами для его формирования и функционирования . Наука утверждает: мозг есть орган сознания, а сознание -функция человеческого мозга. На это указывает прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит уровень отражательной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом примитивного сознания. Мозг современного человека представляет собой сложноорганизованный орган, так как он сформировался в результате длительной биосоциальной эволюции. Так сознание ребенка формируется в связи с развитием мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, то угасает и функция сознания. Нормальная психика невозможна вне нормального функционирующего мозга. Как только нарушается или разрушается структура организации материи мозга, разрушается и структура сознания. Экспериментальные данные многих наук(психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности )свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга. Сознание всегда связано с протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них, хотя не они составляют сущность сознания. Сущностью же сознания, его значимостью для человека занимается Ф.

№50. Самосознание как условие становления личности.  

Самосознание- в обычной разговорной речи - убеждение в ценности собственной личности. В психологии и философии –переживание единства и специфичности я как существа, наделённого мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира. Я-КОНЦЕПЦИЯ — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе к-рой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе, т.е. строит свою личность. Я-к.— целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание);
эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Я-к.— предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным) и др. Я-к.— важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности.

№51. Эволюция представлений о душе и духе.

Душа –сов-ть побуждений сознания(и вместе с тем и основа) живого сушества, особенно человека, антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души – сов-ть тесно связанных с организмом психич. Явлений, в частности чувств  и стремлений. Результат наблюдений над душой изучает психология. До Нового времени для Ф. сущ-л вопрос, является ли душа- субстанцией. Др. представления: Душа- дыхание извне(вывод в процессе наблюдений над дыханием человека).+ кровь – носительница жизни. Переживание сна: душа сущ-т отдельно от тела. Душа понималась как субстанция, ей приписывались св-ва тончайшего вещества (досократическая ф.). Платон :душа нематериальна и предшествует сущ-ю. Ар-ль: только разумная душа(дух) способна отделиться от тела и быть бессмертной. Отцы церкви: Тертуллиан: душа- материальна; Августин: душа духовна. В христианстве: душа непространственная, нематериальная субстанция. Кант: аппеляция к нематер. принципу во имя разрешения вопроса о душе – удел ленивого разума. Душа- предмет внтреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. В совр.: душа – носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств микрокосма, которые сообщают его частям положения, важность, динамику. Дух (spiritus, pneuma -движущийся воздух, дуновение, дыхание.) Употребляемое в наст. Время фил. понятие дух сложилось в период романтикии идеализма, особенно у Гегеля. Дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует деят-ть. Дух бывает трех видов: объективный, субъективный (личный, индивидуальный) и объективированный. Первый из них — везде и во всем (абсолютный дух Гегеля, содержащий в себе свойство Бога), или же является достоянием наций, народа (народов). Он выражен в языке, фольклоре, традициях, объективных ценностях. Субъективный, или человеческий дух формируется посредством духовной деятельности личности в координации с культурой. Это последнее, в свою очередь, есть объективизация субъективного Духа. Объективированный Дух содержит в себе элементы как субъективного, так и общего Духа. И это потому, что сам субъективный Дух неотделим от объективного. Объективированный Дух — это единство, заключающее в себе два духа, и вместе с тем новая действительность с присущими ей чертами. Согласно В. Дильтею, Дух является универсальным феноменом, придающим различным людям и выражениям всеобщность и делающим их понятными. Культурные творения, украшающие историю человечества, являются объективизацией Духа. Душа — чисто индивидуальный феномен, в духовных творениях выражено все то, что объединяет людей.

52.Сущностные ступени псих. развития.

Развитие душевной жизни (психогенезис) иссл-ся как психогенетически, так и онтологически- детской психологией, психологией народов, зоопсихологией, исследованием доисторич. и историч. развития души занимается психология развития. Но и философия, как всеобъемлющая наука, стремящаяся объяснить и разъяснить многие вещи, предлагает свои сущностные ступени псих. развития. По Шеллеру:1 ступенью явл-ся чувств. порыв, свойственный любому живому существу, душе.;2 – инстинкт, обеспечивающий смысловое поведение, определённый ритм жизни, реакцию на типично повторяющиеся ситуации, значимые для видовой жизни как таковой. Инстинкты прирождённы и наследственны, явл-ся поведением, независимым от числа проб, кот. делает животное(«изначально готовое» поведение); 3 – привычное поведение(ассоциативная память, «мнеме»), благоприобретённо, форм-ся на основе проб и ошибок, значимо для каждого индивидуума в отдельности, целесообразно, форм-ся но основе механизма условного рефлекса. 4- практический интеллект,как способность заранее предвидеть результаты своей деят-ти, деятельность на опережение, проявляется в способности обобщить жизненный опыт.

№53. Проблема идеального. Знак. Значение. Смысл.

Идеальный – образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему, а также существующий как идея, вне реальности и действительности. И. Бытие лишено  временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом. Такое бытие является строго неизменным, «застывшим», существующим вечно. И. Бытием обладают ценности, идеи, матер. и логич. понятия. Знак- материально, чувственно воспринимаемый предмет(явление, действие), кот. Выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают языковые и неязыковые знаки. Не всегда с помощью словесного, например, чувство радости, восторга можно передать особым выражением лица, глаз, в танце, в музыке. Чем богаче содержание сознания и вообще духовного мира человека, тем больше ему нужно языковых знаков для его передачи. Скудный запас слов в речи -свидетельство духовной и душевной лени человека, ограниченности его сознания. Значение – важность, значимость, роль предмета, явления, действия в чел. деят-ти. По Сартру-«посредник между присутствующей вещью, кот. Явл-ся носителем значения, и отсутствующим объектом, на кот. указывает значение». Смысл-значение вещи. Смысл, содержание вещи предполагает наличие «акта, передающего смысл», благодаря кот. человек ставит эту вещь в связь со своим микрокосом. Этот акт придаёт вещи нек. ценность, кот. опр-ся индивидуальными особенностями в данной иерархии ценностей.

№54. Сознание и язык. Проблема понимания.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание и язык образуют единство. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Язык - это система знаков, с помощью которой люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. В языке можно выделить:

-естественную систему знаков /звуковой язык, пластика человеческого тела: позы, жесты, мимика/,

-искусственную, специально сделанную людьми/ язык математики, язык живописи, музыки, дорожные знаки;

Язык- это явление общественное. Он возник в процессе формирования общества и стал главным моментом его функционирования. Язык выполняет следующие функции:

-номинативная /способность языка называть вещи -дом, дерево и т.д. –познавательная/участие в процессе познания.

-информативная /передача, хранение информации.

-коммуникативная /общение.

Сознание и язык неразрывно связаны. Сознание есть всегда отношение к миру, а выразить это отношение человек может только благодаря языку. Не всегда с помощью словесного, например, чувство радости, восторга можно передать особым выражением лица, глаз, в танце, в музыке. Чем богаче содержание сознания и вообще духовного мира человека, тем больше ему нужно языковых знаков для его передачи. Скудный запас слов в речи -свидетельство духовной и душевной лени человека, ограниченности его сознания. ПОНИМАНИЕ — метод, обосновывающий методол. автономию гуманитарных наук (“наук о духе”); П. противопоставляется объяснению в естеств. науках. Исторически перед философией сформировалась новая задача — построение системы познания, предметом к-рой стал бы “целостный человек во всем многообразии его сил” (“философия жизни” как ценностная основа изучения культуры). Познание в “науках о духе” должно было заново соединить теор. и практич. разум, разделенные Кантом; поэтому оно направлено не на выявление каузальных зависимостей и общих законов происходящего, а на осмысление индивидом собств. жизни. Путем самопознания и усвоения истор. знания (понимания творч. актов других, чужой душевной жизни, чужого мировоззрения) достигается автономия человека — его свобода от догматич. скованности существования, раскрытость полноте переживания жизни как предельной ценности.

№55. Предпосылки, условия, возможности познания.

Необходимой объективной предпосылкой познания является наличие органов  чувств .Когда органы чувств работают исправно, их роль незаметна, однако при повреждениях - значимость  становится очевидной. Главным условием познания является наличие разумного сознания, которое наряду с упорядочением чувственного восприятия, рождает нечто новое, что не дано в чувственности. Разумное сознание - это мышление, которое представляет собой активный процесс целенаправленного, абстрагирующего. обобщающего отражения свойств и отношений вещей и явлений, который осуществляется в понятиях, суждениях и теориях. Можно сказать, что мышление- это процесс творческого созидания новых идей. Вопрос о возможности познания далеко непрост. В попытке ответить на него четко обозначились три основные линии: познавательный оптимизм. скептицизм, агностицизм. Познавательные оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира. Многие философы данной линии вполне оптимистично оценивают возможности человеческого познания. В отдельные периоды - обычно в связи с наиболее замечательными научными достижениями, глубокими прорывами в тайны мироздания - возникали философские концепции, в рамках которых человеческий разум представлялся могущественным, способным адекватно отображать объективный мир, неограниченным в своих познавательных способностях. К подобным философским концепциям относятся, например, гегелевская/идеалистическая по своему характеру/, и марксистская/материалистическая/. Агностицизм (гр. слово - недоступный познанию) отражает  определенную позицию в философии и науке, отрицающую возможность познания окружающего мира. Скептицизм, вызывающий сомнение - это философское направление, представители которого не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнения в достоверности знания. Самое решительное опровержение агностицизма и скептицизма заключается в практике, эксперименте.

№56. Теоретическая проблема и способы её разрешения. 

В процессе жизни думающий и размышляющий человек ставит пред собой различные проблемы и задачи. Часть из них жизненно важна для человека ,практическая, поэтому требует немедленного разрешения. Другая часть, теоретические проблемы формируются у чел-ка в процессе познания мира, это вопросы о смысле жизни, назначении и природе человека, человеческих ценностях, идеале, устройстве мира, т.д. Способы разрешения: с помощью фил-фии, т.е. размышлений, постоянного накопления опыта и выведение из него общих закономерностей жизни  данного чел-ка и общества в целом.  

№57. Проблема истины. Критерии и.

Истина - это соответствие мысли и предмета, знания и действительности, Истина -это адекватная информация об объекте. Ценность знания определяется мерой его истинности. Иными словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истинные знания дают человеку разумно организовать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее. Однако человек редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания- это сложный путь, на котором заблуждения представляют собой нежелательный, но зачастую правомерный зигзаг на пути к истине. Заблуждения - это содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Заблуждение обусловлено: относительной свободой выбора пути познания, сложностью решаемых задач, стремлением  к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Заблуждение отличается от лжи. Ложь- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Истина может быть объективной. Она независима ни от человека, ни от временных обстоятельств. Субъективная истина зависит от человека особенностей его мышления, нервной системы, состояния психики. Все человеческие знания одновременно и объективны и субъективны. Истина, которая представлена на определенном уровне развития, относительна. Относительная истина есть ограничение знаний о чем-то. Каж-дый шаг относительной истины - путь к абсолютной. Абсолютная истина-это совершенно полное, точное, всестороннее знание о чем-то. Абсолютная истина-это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Относительная и абсолютная истина - это разные уровни объективной истины. Каждая относительная истина содержит долю абсолютной истины. Абсолютная истина- это предел бесконечной последовательности истин относительных. Критерием истинности знания выступает практика во всем ее объеме, сложности, подвижности, противоречивости.

№58. Познание и нравственность.

П- усвоение чувственного содержания переживаемого или испытываемого, положения вещей. Состояний с целью нахождения истины. П.- всегда процесс, в кот «нечто познаётся как нечто». Например: «я познал его, как лжеца». В П. т.о. сод-ся оценка, кот опирается на опыт и нравственную культуру личности. Нравственность - это практическая мораль/совокупность нравов, обычаев в поведении, в отношениях между людьми. Нравственность чел-ка даёт оценку данных, полученных путем познания. Человек стал задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знаний уже в глубокой древности, когда осознал себя как нечто, противостоящее природе. Со временем постановка этого вопроса приобрела стройную систему и сложилась в знание о познании. Теория познания или  гносеология оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из ее фундаментальных разделов. Она исследует природу человеческого познания, пути постижения истины, а также ее критерии. Самым главным вопросом гносеологии является вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, самом человеке и человеческом обществе. Основные положения гносеологии реализуются с помощью таких категорий/фундаментальных понятий/ как познание,  знание, действительное или реальность, мышление, сознание ,объект, субъект, истина  и т.д. Знание-это результат процесса познания, зафиксированные в памяти человека и в соответствующих материальных носителях/книги, дискеты и т.д./.Знания человечества образуют сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. За тысячелетия своего развития человечество прошло путь познания от примитивного и ограниченного знания к более глубокому проникновению в сущность вещей. Знание сущности вещей позволяет человеку использовать их в соответствии со всеми своими потребностями и интересами, переделывать имеющееся и создавать новое. Знать, следовательно, владеть и уметь. Знание- это связывающая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

№59. Ос-ти клинич. мышления. 

М.- это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются прерывные умственные операции (логические, математические, лингвистические и т. д.), к-рые м. порождает, но к к-рым не сводится. М. как процесс неразрывно связан с деятельностью личности (с мотивацией, способностями и т. д.). Клиническое же мышление - это реализация высшей формы отражательной деятельности мозга, человеческого познания, мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение и различение, суждения и умозаключения, абстракции, обобщения и др.) применительно к задачам медицинской диагностики, прогностики и тактики лечения. Исходя из этого общего определения полагаю, что клиническое мышление врача есть способность охватить, проанализировать и синтезировать все данные о больном, полученные различными путями, при одновременном сравнении с ранее встречавшимися наблюдениями, книжными знаниями и интуицией (опытом) для установления индивидуального диагноза, прогноза и тактики лечения. Клиническое мышление необходимо для выбора тактики лечения и при спорном и бесспорном диагнозе. Необходимо учитывать не только прямые показания к операции, но и просчитывать вероятные изменения качества жизни после нее. Только соразмеряя все параметры диагноза и прогноза с качеством жизни пациента, с его профессией, семейным и социальным положением, личностными и всеми другими факторами, возможно избрать адекватную тактику лечения. В заключение, приведу только афоризм основоположника кибернетики Норберта Винера: "Отдайте человеку человеческое, а вычислительной машине - машинное". Клиническое мышление как раз и есть человеческое, умеющее в полной мере использовать машинное.

№ 60. Формы и структура общественного сознания.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.
в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.
Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии. Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. Анализ сущности и структуры общественного сознания начнем с рассмотрения индивидуального сознания и его диалектической взаимосвязи с общественным. Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей. Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания - это диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию. Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Вместе с тем индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями. Д. Уатт и Н. Ползунов почти одновременно создали паровые машины. Но в Англии идеи Уатта были востребованы обществом и получили развитие, а в отсталой России не было общественной потребности в паровых двигателях и использование их затормозилось. Человек не может быть изолированным от общества и общественных идей. Трансформируясь через бытие отдельных людей, их общественное сознание формирует индивидуальное сознание. Ньютон совершил свои гениальные открытия потому, что он, по его словам, стоял на плечах таких гигантов мысли, как Галилей, Кеплер и многие другие. Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественнонаучного сознания. Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Различные формы сознания отражают отношения между классами, нациями, социальными общностями и группами, государствами и служат основой политических программ. Выделяют следующие формы общественного сознания: Политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное и атеистическое сознание, естественнонаучное сознание, экономическое сознание, экологическое сознание. Сознание человека представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуру сознания входят:

-осознание вещей, а также переживания, т.е. определенной отношение к содержанию того, что отражается;

-знания, которые имеют различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания;

-ощущения, восприятия, представления и понятия мышления, которые состовляют ядро сознания;

-акт внимания, благодаря которому  объект становится в фокусе внимания;

-чувства, эмоции, аффекты, благодаря которым сознание становится более

наполненным;

-воля. которая позволяет человеку претворить в жизнь свои намерения.

Следует отметить, что сознание- это не сумма множества  составляющих его элементов, а их интегральное сложно структурированное целое.

61. Роль ценностной ориентации в жизни человека и общества.

ЦЕННОСТЬ — понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Признавая объективный и трансцендентный характер Ц. по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, марксистская философия рассматривает Ц. как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, к-рые выступают в качестве единого совокупного субъекта. Можно говорить о трех формах существования Ц. Во-первых, Ц. выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие Ц. могут быть как общечеловеческими, “вечными” (истина, красота, справедливость), так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия). Во-вторых, Ц. предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и др.). В-третьих, социальные Ц., преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных Ц., являющихся одним из источников мотивации ее поведения. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО (ценностная ориентация) — один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Показателем Ц.-о. е. служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Высокая степень Ц.-о. е. выступает важным источником усиления внутригруппового общения и повышения эффективности совместной деятельности. Ц.-о. е. не приводит к нивелировке личности в группе, так как не препятствует разнообразию вкусов, интересов, привычек и т. п. членов группы. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей.

№62.

№63.

№64. См. №76.

№65. Определение политики. Природа и сущность властных отношений.

Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания и занимает среди них особое место, потому что в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает значительное воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. Политическому сознанию принадлежит ведущая роль, так как оно ближе стоит к экономическому базису и выражает материальные и политические интересы субъектов. Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания. Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни, т.е. с возникновением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти, а также отношений между нациями и государства- ми, основой для единства этих связей являются экономические отношения общества. Политическое сознание - это система знаний и оценок, благодаря которым происходит сознание области политики субъектами, выступающими в виде индивидов, групп, классов, общностей. Оно является необходимым элементом функционирования и развития политической системы в целом. Политические интересы объективны и затрагивают в конечном счете каждого человека. Жизнь общества пронизана политическими интересами, концентрирующими в себе социальные противоречия и являющиеся основой общественно-активных объединений и социальных столкновений. В процессе борьбы вовлекаются в сферу политических дискуссий и другие формы общественного сознания: религия, наука, философия, право, искусство. Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Обыденно-теоретическое политическое сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Здесь взаимосвязано эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику.

№ 66. Право как форма регулирования поведения людей в обществе.

Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономически е интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни. Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами). Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Правосознание - это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки принятых в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия. Правосознание имеет конкретно-исторический характер, оно изменяется в связи с изменениями экономических и политических условий жизни общества. Правосознание связано с правом. Эта связь объясняется общими причинами их возникновения, функционирования и изменения. Правосознание и право в то же время не тождественны. Право - это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. С помощью права общественные силы, имеющие в своих руках государственную власть, регулируют поведение людей, коллективов, классов, закрепляют в качестве обязательных определенные общественные отношения. Выполнение права обязательно, оно обеспечивается государственной властью. Нормами права регулируются общественные отношения. Правовые отношения - это отношения между отдельными людьми, организациями, государственными органами, связанными друг с другом обязанностями и правами, они гарантируются законом и отражают меру возможного и должного поведения. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: политической, экономической, культурной, личной. Чем шире права, чем они больше гарантированы, тем свободнее развивается личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, теряет способность к творчеству, тем самым сдерживая собственное развитие и развитие общества.

№ 67. Основные политико-правовые теории 16 – 20 столетий.

Три вопроса по морали: №№ 68,69,70.

Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности. В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось. С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами. Ф. Энгельс говорил, что "представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому". Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества.
Но представления о моральном долге человека с течением времени значительно меняются. В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческого общества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в эпоху крепостной России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние угнетенных не бралось во внимание. Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин этика. Этика (греч. , от - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Термин "этика" был введен Аристотелем. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания, его исторически изменчивые нормы и ценности. Нравственное сознание имеет сложную структуру, в которой можно выделить взаимосвязанные
элементы: нравственный идеал, нравственная потребность, нравственная мотивация и самооценка, нормы, ценностная ориентация, взгляды, чувства. В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные чувства, представляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь и соотношение этих начал в нравственном сознании может быть различным в разные исторические эпохи и в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени.
В структуре нравственного сознания важное место занимает
нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей является уже имеющийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике. Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. Мораль не догма, она развивается в соответствии с ходом исторического процесса. В жизни человека бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества.  Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные обычаями и традициями. Выполнение нравственных требований личности оценивается обществом, оно не связано с официальными полномочиями определенных его представителей. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания. Следует отметить то, что нравственные нормы не должны быть догматичными в том отношении, что мораль смогла бы оценить должным образом и нестандартные поступки и явления, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуальности. Нравственное сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.

№71.  Общественный идеал и справедливость.

№72. Долг. Ответственность. Совесть.

О.категория этики и права, отражающая основные соц. и морально-правовые отношения личности к обществу(человечеству в целом), которое хар-ся выполнением своего нравств. долга и правовых норм. Д.выступающее в качестве внутр. переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исх-щими из этич.ценностей, и строить своё бытие в соответствии с этими ценностями. С. —способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, гак и в форме эмоциональных переживаний (например, “угрызений С.”).

№ 73. Основные принципы и проблемы биоэтики.

Последние достижения биологической и медицинской наук, которые привели к развитию новой медицинской технологии, вызвали обеспокоенность общества за негативные последствия ряда биомедицинских воздействий на человека. Все это послужило предпосылкой для возникновения "биоэтики" Термин "биоэтика" был введен американским  биологом В.Ф. Поттером в 1969. По его определению биоэтика - это соединение биологических знаний и человеческих ценностей. Будучи междисциплинарной областью знаний,  биоэтика изучает моральные, философские, религиозные, правовые и социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологии и медицины. Многие основные принципы биоэтики претворены в жизнь в законодательствах по здравоохранению ряда стран. Биоэтика - более широкое понятие, чем медицинская этика, но в то же время включает в себя основные ее положения.

В настоящее время биоэтика изучает следующие проблемы.

1.Взаимоотношения врача и пациента.

2, Эксперименты на человеке.

3.Самоубийство и отказы больных от лечения по жизненно важный показаниям. 4.Эвтаназия.

5.Аборт.

6.Новые репродуктивные технологии.

7.Трансплантация систем и органов,

8.Генетика, генная инженерия.

9.Психиатрия, права душевнобольных,

10.Анализ концепций социальной справедливости и определение политики в области здравоохранения.

К основным принципам биоэтики относят:

-автономия личности;

-право пациента на полную и правдивую информацию;

-принцип информированного согласия;

-принцип конфиденциальности;

-принцип не причинения вреда;

-принцип социальной справедливости при оказании медицинской помощи.

№№ 74, 75. Деонтологическая и утилитаристская теории.

Основателем утилитаризма является английский мыслитель И. Бентам, который признавал за основу нравственности пользу. Нравственный идеал по И. Бентаму - "наибольшее счастье наибольшего числа людей". Критерием морали он объявляет - достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра-счастья". Полезность отождествлялась с наслаждением. Другой представитель утилитаристской концепции, английский философ С. Милль (1806-1873гг.) попытался сгладить эгоистические моменты И. Бентама. Он признает не только эгоистические, но и бескорыстные стремления. Он отмечал, что в общественной жизни люди должны учитывать и взаимные интересы, это дисциплинирует их эгоизм. Типы поведения, которые были основаны на подобного рода этических принципах, И. Кантом отвергались. Он считал, что обоснование нравственности на основе запросов каких-то ситуаций, обстоятельств, интересов групп разрушает фундамент нравственности. Поэтому его учение о долге – ДЕОНТОЛОГИЯ – концентрируется вокруг понятий личности как высшей ценности. Кант, строя свою этическую концепцию, опирался на принцип, позаимствованный им у Руссо, что всякая личность-самоцель и не может быть средством, даже если речь идет об осуществлении высшего блага. И. Кант считал, что моральные требования не сводимы к удовольствию, пользе, выгоде. Он утверждал, что долг содержит в себе измерение личностей независимости.

№76. Нравственная культура личности.

Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Своя точка зрения на культуру как на объект исследования име- ется у историков и социологов. Отсюда и огромное количество опре- делений данного понятия. Ведь каждая из этих наук дает ей свое определение. Не случайно поэтому специалисты насчитывают от 150 до 250 определений культуры в различных научных областях, а всего в мировой литературе их около 500. Сам термин культура имеет происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В нас- тоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. одним из наиболее исчерпывающих и лаконичных определений культуры явля- ется определение известного культуролога Э.С. Маркаряна. Оно гла- сит: «Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности». На протяжении всей истории развития философской мысли культу- ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие "жень") и Индии (понятие "дхарма") означало прежде всего целенап- равленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и воспитание и обучение самого человека. Философы древ- ней Греции видели в "пайдейе", т.е. "воспитанности", которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от "некультурных" варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впитав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре, которое более близко к понятию цивилизации. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер- жание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей "естественной" природы. Однако уже в то время зародилось философское направление "критики культуры". Последователи этого направле- ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и саму человеческую цивилизацию. Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского сознания человека. С этой точки зрения, культура предстает как область духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О. Шпенглера. Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, цивилизация рассматривается как противоположность культуре. Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория "локальных" цивилизаций английского историка А. Тойнби. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собственно сам процесс формирования человека протекает как культурно -исторический процесс. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни, "вторая" искусственно созданная человеком природа. Там, где есть человек, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть культура. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной культуры, человек становится личностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего "Я".  Культура - это процесс развития человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика развития человека как человеческого существа, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли. По мнению большинства современных социологов и философов, занимающихся проблемой культуры, в структуре данного феномена можно выделить два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и индивидуальной жизни. Второй класс элементов состоит из социальных институтов и учреждений культуры, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена. Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность. Именно так предстает перед нами культура мировоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная. Культура данной эпохи поэтому включает в себя и результаты, и способы деятельности.

№77.Проблема смысла и назначения истории.

№ 78. Определение искусства. Основные категории эстетики.

Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.
Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.
Эстетическое сознание имеет сложную структуру, включающую потребности, идеалы, взгляды, оценки, чувства, теории, которые очень тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. В эстетическом отношении в одинаковой степени оцениваются и переживаются и положительные стороны окружающего мира и отрицательные.
Эстетическое сознание - один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него. Оно возникает на основе материально-производственной деятельности человека, и с развитием этой деятельности формируются чувства человека, освобождаясь от инстинктивной формы, возникают специфические человеческие потребности, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на все стороны жизни человека. В структуре эстетического сознания важным элементом являются эстетические потребности, они являются началом эстетического отношения к миру.
Эстетическую потребность можно рассматривать как объективно существующую взаимосвязь человека со средой, в результате которой возникает необходимость в производстве, сохранении, усвоении и распространении эстетических эмоций, индивидуальных и социальных чувств, взглядов, знаний, ценностей и идеалов и их объективизации в человеческой деятельности. Понятие "эстетическая потребность" охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве. Эстетическая потребность выступает как движущая сила развития сознания и практической деятельности личности. В структуру эстетического сознания входят эстетические чувства. Эстетические чувства - это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии специфических объективов: красоты природы, предметов труда, произведений искусства. Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира. Каждая форма общественного сознания фиксирует окружающий мир в присущих ей специфических средствах (в науке - с помощью понятий, категорий, в праве - в виде законов, в религии - догм, в морали - норм и т.д.). Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов. Источником художественных образов является реальная действительность. В искусстве как в специфической форме общественного сознания отражается система общественных отношений, складывающихся в процессе материального и духовного производства, преломляясь в идеалах, потребностях, вкусах.
Существенна роль искусства и как регулятора социальной деятельности людей и их личностного поведения.

№79. Природа прекрасного. Понятие эстетического идеала. 

Приступая к анализу данного вопроса, следует отметить, что искусство- это особый способ духовного освоения мира, который заключается в отражении действительности и самого человека в художественных образах. Искусство-это образное мышление и определенная практическая деятельность, основанная на нем. Искусство есть предметное бытие художественной деятельности. Искусство как сферу художественной деятельности людей изучает эстетика (гр. чувственное восприятие, эстезис – чувство). Главная категория эстетики - "эстетическое" охватывает такие стороны, моменты окружающей действительности и самого человека, которые воспринимаются как прекрасное или безобразное. Возвышенное - низменное, трагическое - комическое. Прекрасное - это категория эстетики, характеризующая те явления действительности, которые положительно оцениваются как наиболее совершенные, как обладающие высшей эстетической ценностью. Иными словами, прекрасное- это то в жизни и искусстве, что способно возбуждать в человеке наиболее полное и сильное эстетическое переживание (состояние радости, восторга, бескорыстной любви, чувства гармонии, фантазии, вдохновения, свободы и т.д.) Противоположностью прекрасного выступает "безобразное". Эта категория отражает отрицательные объективные эстетические свойства явлений и аналогичные проявления жизнедеятельности человека/низменное, пошлое и т.д. Эта категория выражает негативные эстетические моменты действительности, которым может быть дана только отрицательная оценка. Категория "прекрасное" применительно к человеку характеризует его внутренний мир, духовные и душевные качества и его поступки. Основой прекрасного в человеке является представление о единстве его моральных и физических качеств, благородных целях, духовной силе, душевной красоте, долге. В этом смысле понятие прекрасного всегда внушает нам мысль о возвышенном и героическом.

80.Сущность художественного творчества.

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и Сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Сущность худ. творчества изучается эстетикой(наука о сущности и законах искусства.). В античном мире : в служении некоему божеству, идеалу, воплотившему в себе единство «добра» и «красоты».В ср. века: в возбуждении и воспитании рел. Чувств. В 19-20 вв. - бурное развитие ест. и точных наук, развитие неск-ких теорий о сущности тв. д. Напр, Шиллер: унаследованное от животных естественное стремление к игре лежит в основе всякого художественного творчеств; Бенедетто Кроче: основа искусства – интуиция, язык чувств – сущность т. д.; творчество – синтез чувства и образа; Этьен Сурьо: умение упорядочить в закономенрных формах реальный хаос окр. мира – задача художника.




1. Сметные нормы издания 1965г
2. РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва ~ 1996 Работа вып
3. Основное назначение процесса3 1
4. Курсовая работа- Разработка электронных таблиц.html
5. Статья- Политическая корректность как конфликт культурного характера
6. К вопросу о причинах поражений Красной Армии в первый период Великой Отечественной войн
7. ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет изобразительного искусства Отделе
8. 4 четв. 1619
9. Низшую ступень в иерархии нормативных правовых источников трудового права занимает весьма оригинальное пр
10. Галілео Галілей
11. 1 Инсулинонезависимый сахарный диабет с кетоацидозом E12
12. Издательство ПраймЕВРОЗНАК 2006
13. Лекция тезисі Философия ж~не ~леуметтіксаяси п~ндер кафедрасы 22 бетті~ 22 беті СМЖ О~у~д
14. Диагностические условия повышения адаптивности
15. Определение вязкости шлакового расплава
16. Литературное наследие
17. 1рутинность денежные средства используются для выполнения текущих операции и поскольку
18. Акватеррариум
19. В Коротаева О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе Хороший учитель может нау
20. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук Одеса ~ Дис