Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
2.Цивилизационный подход к анализу общества.
Цивилизационный подход сформировался позже формационного в I половине XX века. Данный подход опирается на дискретную и циклическую модели развития общества. Основными представителями данного подхода являются: Шпенглер, Тойнби, Данилевский.
В своей работе «Закат Европы» Шпенглер обосновал модель общественного развития, отрицающую основные положения формационного подхода. С точки зрения Шпенглера, развитие мировой истории является нейтральным относительно прогресса или регресса, т.е. у истории как таковой нет какой-либо цели. Мировая история представляет собой лишь совокупность автономных и независимых по отношению друг к другу культурно-исторических типов, которые спонтанно возникают и также самопроизвольно исчезают с арены мировой истории, не оставляя какого-либо продолжения после себя. Рассматривая общество, как целостную систему Шпенглер не выделяет в нем какой-либо доминирующей сферы жизни. Каждая из сфер общественного бытия лишь выражает присущей данному культурно-историческому типу уникальный способ переживания (осмысления) мира, который находит выражение в присущей этому обществу религии, политике, этике, науке. Шпенглер уподобляет общество в его основе любому другому живому организму. Культурно-исторический тип возникает, существует 1200-1500 лет, а затем как и все живое приходит в упадок и исчезает.
Каждый культурно-исторический тип проходит в своем развитии три основных стадии:
1. Генезис здесь формируются характерные для данного общества идеалы, ценности, фундаментальные воззрения на природу и человека.
2. Расцвет на данном этапе достигают своего максимального развития все формы общественной жизни (политика, религия, наука).
3. Упадок общественная культура на этой стадии становится более прагматичной, элементы элитарного мировоззрения вытесняются массовой культурой, нарастает урбанизация жизни, наука вытесняет религию и духовность.
С точки зрения Шпенглера, западноевропейская культура в XIX-XX веке входит в стадию упадка и исчезнет в ближайшие 200-300 лет.
Тойнби
Как и Шпенглер, он отрицал линейность и преемственность исторического процесса, но вместе с тем считал, что потенциально продолжительность существования культурно-исторического типа не является ограниченным. Отдельное уникальное общество, с присущими ему ценностями, идеалами, национальным самосознанием, существует до тех пор пока обладает способностью отвечать на внешние и внутренние вызовы.
Под внешним вызовом Тойнби понимает воздействие на общество со стороны природы и соседних культур. Внешний вызов успешно преодолевается .если общество отвечает на него НТП, способностью к сплоченности, высоким уровнем национального самосознания и культурной идентичности.
Внутренний вызов представляет собой кризис духовных оснований общественной жизни. Данный вызов преодолевается в том случае, если в обществе находится элита, именуемая Тойнби творческим меньшинством, которая способна создать новые ценности и идеалы и интегрировать их в массовое сознание.
Вывод: цивилизационный подход снял крайности, присущие формационному подходу:
Он не выделяет какую-либо сферу жизни общества в качестве доминирующей и определяющей другие ,а также делает акцент на внутренней духовной составляющей культуры, представляя различные сферы жизни общества как результат реализации этой духовной основы.