Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Соц.познание это когда Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания. Таким образом, социальное познание выступает как самопознание. Социальное познание познание общества, т.е. социальных процессов и явлений.
Процесс социального познания осуществляется на двух уровнях- обыденно-практическом и научно-теоретическом. Обыденное сознание руководствуется "житейской мудростью", не проникая в сущность явления. Научное познание проходит два этапа - эмпирический и теоретический.
Эмпирический - этап познавательного процесса, на котором познающий субъект описывает изучаемый процесс, классифицирует, строит умозаключения, наблюдает, проводит тестирование, анкетирование, отбирает необходимые источники.
Теоретический этап научного исследования направлен на обнаружение в объекте устойчивых и повторяющихся связей, открытие законов его функционирования и развития. В процессе теоретического исследования ученый, используя имеющийся эмпирический материал, получает новые знания о мире, проникает в сущность явления.
типы социального познания:
1) гуманитарное знание, 2) социально-экономическое знание, 3) социально-философское знание.
Специфика социального познания.
1. В социальном познании мы имеем дело с исследованием материальных и идеальных отношений. Они вплетены в материальную жизнь общества, не существуют без них.
2. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания.
3. Социальное познание практически всегда ценностно окрашено. Оно пристрастно к полученному знанию, т.к. затрагивает интересы людей, которые руководствуются разными установками и ценностными ориентациями.
получаемые в процессе социального познания выводы могут иметь научный и вненаучный характер.
для социального познания характерно: описание и обобщение фактов, построение идеализированных моделей, адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т.д.
В социальном познании применяются общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия) и частнонаучные методы (например, опрос, социологическое исследование).
Социальное знание характеризуется функцией объяснения социальной действительности и ее преобразования.
В социальном познании можно выделить стороны: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).
Онтологическая сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций функционирования и развития. она затрагивает человека. Особенно в том аспекте, где он включен в систему общественных отношений.
Гносеологическая сторона социального познания связана с особенностями познания, прежде всего с вопросом может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки?, решение следующих проблем: каким образом осуществляется познание общественных явлений; каковы возможности и границы познания; какова роль общественной практики в социальном познании и каково значение в этом личного опыта познающего субъекта; какова роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов.
Аксиологическая сторона познания играет важную роль, поскольку социальное познание, связано с ценностными образцами, пристрастиями и интересами субъектов. Ценностный подход проявляется уже в выборе объекта исследования. Разделение научной теории и аксиологии, истины и ценности привело к тому, что проблема истины, связанная с вопросом «почему», оказалась отделенной от проблемы ценностей, связанной с вопросом «зачем», «с какой целью».
Теоретические модели общества
а) Теории исторического круговорота
в древнегреческой мифологии выделены: золотой, серебряный, бронзовый и железный века.
До христианства развитие общества представлялось как развитие, имеющее циклический характер. В христианстве история имеет однонаправленный характер от сотворения Мира к концу Света. Развитие общества носит не случайный характер, оно предопределено волей Бога.
Итальянский ученый Джамбаттиста Вико (1668-1744 гг.) выдвинул теорию исторического круговорота развития всех наций по циклам, состоящим из трех эпох: век богов (безгосударственность, подчинение жрецам); век героев (аристократическое государство); век людей (демократическая республика или представительная монархия). Каждый цикл кончается общим кризисом и распадом данного общества.
б) Теории прогресса
Одни мыслители (Монтескье, Мечников) главным фактором прогресса считали географическую среду, другие (просветители) духовный, третьи (Маркс) материальный.
Гегель, обратив внимание на географический фактор, в основу положив развитие свободы, делит историю на 4 отрезка.
1) Восточный мир детский возраст человечества, свободным чувствует себя только деспот.
2) Греческий мир период юности, царство свободы, здесь процветает гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля придерживается обычаев и законов, в политике преобладает демократия.
3) Римский мир возраст возмужалости истории. Здесь нет произвола, деспота, субъекта. Индивид достигает свободы в подчинении общей цели. Господствует абстрактная свобода, которая ставит государство выше индивида. Но индивид чувствует себя личностью, так как является юридическим лицом. В политике преобладает аристократия.
4) Германский мир здесь осуществляется абсолютная истина как самоопределение свободы. Дух достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории является прусская монархия.
Маркс в основу деления истории общества на периоды положил материальный фактор способ производства материальной жизни. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения составляют экономический базис общества, над которым возвышается надстройка (правовые, политические, духовные явления). Базис и надстройка составляют общественно-экономическую формацию. Всю историю Маркс разбил на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая
Основные теоретические модели общества. Общество это:
Роль материального производства
Общество это сложное целое. Условно его можно разбить на сферы: экономическую, социальную, политическую, духовную. Экономическая сфера это производство и потребление материальных средств существования.Уровень развития производства характеризуется степенью развития орудий производства. По мнению Маркса, разделение труда определяет классовую структуру общества, производственные отношения в обществе, то есть, характер общественно-экономической формации в целом.
Условия материального производства влияют на поведение людей в обществе. Каждый человек стремится обеспечить себе надежное существование. Если объединяются усилия многих людей, то изменения в обществе носят характер объективного закона.
В эпоху монополизма происходит повышение цены товаров. Но повышение цены рабочей силы отстает от повышения цен на товары. Начинается поиск колоний для сбыта не реализованной из-за монопольных цен продукции. Отсюда классовые сражения, гражданские и мировые войны. Ленин предложил выход социализация производства и всей жизни вплоть до коммунизма. суть этого выхода заключается в государственном регулировании экономики. Другого пути обуздать монополий не было. Но зато были разные варианты. Так, в большинстве европейских стран к власти пришли фашисты и осуществили требование времени вмешались от имени фашистского государства в дела монополистов; в США государство осуществило эти меры без передачи власти фашистам и коммунистам.
Условия материального производства могут не иметь никакого значения для отдельного человека и даже для целых групп. Например, в Средневековье идеалом христианского человека был монах (человек, отказавшийся от материальных благ в целях спасения души). Но монашество было ограниченным именно условиями материального производства. Большинство людей жило обычной жизнью.
Общественное бытие это категория исторического материализма, выработанная для решения основного вопроса философии, применительно к обществу.
Общественное бытие понимается как антология социальной жизни, как многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Общественное бытие это совокупность отношений людей по поводу людей, и по поводу вещей, которые возникают вместе со становлением человеческого общества.
Основу общественного бытия составляет социально-производственная, коллективная деятельность людей. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, предметно-практической деятельностью (практикой) многообразными отношениями между людьми. Деятельность и практика оказываются главными системообразующими общественного бытия. В центре его находится такая субстанция как труд.
Базис и надстройка, понятия исторического материализма, обозначающие общественные отношения исторически определённого общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную.
Надстройка это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство.
49. Політична система суспільства, її структура
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как государственные органы, политические партии, движения, общественные организации, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Политическая структура общества это система организаций и учреждений, участвующих в управлении обществом. Это государство, политические партии, профессиональные союзы, церковные учреждения и т.д.
1) Теория народного суверенитета утверждает, что власть должна принадлежать народу, народ передает свои права своим представите лям (депутатам и т.д.). Они лидеры народа, выражают интересы общества. 2) Теория элиты заявляет, что власть должна находиться в руках меньшинства (элиты). Если власть попадет в руки масс, общество приходит к упадку. Элита может быть и демократической. В этом случае элита это наиболее ценная, продуктивная часть общества. Реализуя свои цели, она позволяет и массам пользоваться результатами своей деятельности. Господствующее положение элиты отвечает интересам общества. Социальное равенство в этом случае равенство возможностей, а не результатов.
источниками власти являются:
традиция , авторитет , насилие
50. соц.сущность, биологич.основа человека
Соц. Сущность - "Надприродная" , небиологическая сущность человека, его способность отвечать на воздействия природной и социальной среды. Вырабатывается в ходе воспитания, социализации человека. Человек находится в универсальной связи с природным и социальным миром. Все связи с природой, другими людьми, с общественными структурами и институтами человек реализует через деятельность.
Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
Социальная деятельность -- это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах соц.организации общества, преследующих определенные социальные цели и использующих для достижения этих целей средства эконом., соц.., полит., идеологич..
Формирования поведения и психики человека
Поведение человека определяется высшей нервной деятельностью (ВНД). ВНД- это совокупность наиболее сложных форм деятельности высших отделов ЦНС, которые обеспечивают разнообразные отношения между организмом и окружающей средой.
Рефлекс - реакция организма на любое раздражение, осуществляемая при участии нервной системы
51. Философская концепция человека
Философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на две группы: объективистские и субъективистские.
Объективистские - такие, где человек и окружающий его мир, понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, мировой разумности, вечных идей и сущностей. божественного проведения, природы, абсолютного духа, фаталистически понимаемой исторической необходимостью.
Субъективистские - такие где бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного “Я”, через него, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Субъективисты ищут основания общечеловеческого, индивидуального, а в конечном счете, и всякого другого бытия, в глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека.
52. Роль свободы и ответственности в деятельности человека
Человек отличается от животного не только речью, наличием труда и разумом. Не менее важным является свобода выбора человека.
Свобода - одно из основных понятий философии, связанное с его характеристикой как разумного существа, возвышающегося над сферой природной необходимости в актах самообладания, нравственного выбора, в игре, творчестве и т.п.
Свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества.
Свобода личности должна пониматься как взаимодействие гармонично развивающегося общества, в котором учтены интересы всех его членов, и обладающей максимумом возможностей для удовлетворения потребностей развития и самовыражения личностью.
ответственность - особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в соц.жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом увеличивает меру личной свободы и ответственности.
Идея отсутствия свободы создает трудности для представления об ответственности личности за ее поступки.
Моральная свобода ценность, к достижению которой человек стремится и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его морального совершения им нравственных поступков и действий.
Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.
Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового государства.
Вывод: относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. В противном случае наступает анархия, превращающая социальный порядок в хаос. Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует.
53. Проблема життя й смерті в духовному досвіді людства.
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества.
Согласно Платону, счастье (блаженство) возможно лишь в загробном мире, когда бессмертная душа - идеальная сущность в человеке - освобождается от оков бренного тела. На вопрос, о чем человек должен мечтать, Антисфен говорил: ”О том, чтобы умереть счастливым”. ”Тот, кто хочет быть бессмертным, - говорил он, - должен вести благочестивую и праведную жизнь”.
Свое понимание человека французские материалисты противопоставляли религиозно-философской антропологии. Что касается философов-деистов, то Руссо допускал бессмертие души и загробное воздаяние, тогда как Вольтер отрицал, что душа безсмертна.
Паскаль: человек - одно из наиболее слабых и ничтожных существ в природе, своего рода ”мыслящий тростник. Вольтер выступил его противнико
Ламетри, Дидри и Гельвеций:смерть тела - причина прекращения всей психической деятельности человека, как естественное и закономерное завершение земной жизни, единственно реальной.
Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.
Жизнь - страдание (Будда, Шопенгауэр и др.); жизнь - сон (Платон, Паскаль); жизнь - бездна зла (Древний Египет); « Жизнь - борьба и странствие по чужбине» (Марк Аврелий); «Жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полна шума и ярости, но лишенная смысла» (Шекспир); «Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду» (Ницше) и т.п.
Проблема смерти приобретает центральное значение у Фрейда. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть. Смысл связан с концом. И если бы не было конца, то смысла в жизни не было бы. Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть.
Проблема бессмертия - основная, самая главная проблема человеческой жизни, и лишь по поверхности и легкомыслию человек об этом забывает. Все религии строились в отношении к смерти. Человек есть существо, поставленное перед смертью в течение всей своей жизни, а не только в последний час жизни. Человек ведет двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие. Смерть есть явление еще внутри жизни, а не по ту сторону, самое потрясающее явление, пограничное с трансцендентным.
Мечта людей о личном бессмертии родилась в глубине веков. Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки той или иной цивилизации.
54 и 55. Роль народных масс и личности в истории. Волюнтаризм. Фатализм.
История творится людьми. Но отдельные личности играют разную роль в истории. вопрос о роли личности и масс в истории один из самых сложных. Историю можно представить как результат деятельности великих личностей, но в то же время известно, что решения, которые они принимали, не всегда зависели от их желаний. В настоящее время существуют несколько точек зрения по этому вопросу.
Марксизм признает решающую роль в истории за народными массами, так как они являются главной производительной силой общества. Основным содержанием истории марксизм считает классовую борьбу. Народными массами марксизм считает весь народ, за исключением реакционных классов. Личность тоже играет роль в истории, но при условии, что она выражает интересы народа. Индивидуальные качества личности могут ускорить или замедлить ход истории. Основоположники марксизма против культа личности.
теория элиты. утверждает, что для любой социальной структуры общества необходим высший привилегированный слой, управляющий обществом. Платон, Ницше, Карлейль.
Теория массового общества признает, но оценивает негативно роль народных масс. «Массовой» именуется социальная структура, в которой человек нивелируется, становится безликим элементом социальной машины.
Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) в книге «Восстание масс» писал, что неблагодарные массы вместо того, чтобы следовать за элитой, рвутся к власти, хотя не обладают способностью управлять, пытаются вытеснить эту элиту, что и является причиной катаклизмов XX в.
Волюнтаризм идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. В общем смысле, волюнтаризм, есть ни что иное, как идеализация роли личности в истории и ее влияние на окружающий мир.
Фатализм или Фатльность вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.
56. Личность и общество в философии. детерминизм и свобода воли.
«Человек» - общее понятие, характеризующее живое существо, проявляющее ту или иную степень разумности, имеющее потребности, удовлетворяющее их в процессе производства благодаря общению и способности сознательно и целенаправленно преобразовывать мир и самого себя.
В общественной жизни человек выступает как индивид.
«индивид» - единичный представитель человеческого рода без учета его биологических особенностей, как обезличенное существо. Индивид это всегда один из многих. Он отображает в одном лице все человеческие качества.
Индивидуальность - это неповторимое своеобразие человека, проявление в человеке уникального единства природных и социальных особенностей.
Личность это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями, социально функционирующий человек, субъект общественной жизни, активный самостоятельный деятель, который является продуктом не только природы, но и общества. Личность формируется в ходе персонализации (или индивидуализации). Индивидуализация процесс становления человека как относительно самостоятельного субъекта.
Социализация это процесс интеграции индивида с обществом.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребности это состояние нужды в чем либо. Потребности: биологич.; духовн.; матер.; соц.
Потребности основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Значительная доля потребностей формируется обществом. Каждому обществу соответствует опред. ур. потребностей и возможность их удовлетворения.
Интересы конкретное выражение потребностей.
Носителем общественных процессов выступает человек, а общество выполняет функцию соц.среды. Личность не только формируется социумом, но и сама влияет на него.
Взаимосвязь между личностью и обществом проявляется в зависимости от жизнедеятельности личности, от потребностей и возможностей общества, от того какие условия созданы в нем для личности.
Детерминизм учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности.
Детерминизм называют учением о том, что все происходящие в мире события, включая ход человеческой жизни, определены Богом или явлениями природы или специально человеческой волей.
Свобода воли-это возможность человека делать выбор вне зависимости от опред.обстоятельств.
57.Поняття культури. Взаємодія культур. Культура і цивілізація.
Культура человеч. деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Это совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит существовать.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР - вид отношений, к-рые складываются между культурами, а также влияний, изменений, к-рые появляются в ходе этих отношений. В.к. как правило, крупномасштабное по длительности явление (не менее неск. 10-летий). обмен товарами, информацией, хоз. и др. отношения, не затрагивающие глубоких уровней в структуре культурной активности выступают формами сосуществования культур.
уровни В.к. Этнич. уровень взаимодействия характерен для отношений между локальными етносами и др. общностями. На нац. уровне взаимодействия регулятивные функции в значит, степени выполняют государственно-полит, структуры. Цивилизационный уровень взаимодействия приобретает спонтанно-истор. формы; однако на этом уровне и прежде, и в наст. время возможны наиболее существ, рез-ты в обмене духовными, худож., научными достижениями. В повседневной практике общения стран и народов мира чаще всего перекрещиваются процессы и отношения, характерные для всех трех уровней взаимодействия.
Культура и цивилизация.
цивилизация. Это понятие многогранно и осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:
- культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),
- смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),
- взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер),
- логику эстетического развития (Бродель).
Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:
1. Первобытнообщинное общество средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.
2.Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.
3.Просвещение новое время. Культура индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества. понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества. понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.
4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены.
современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И выделяют традиционную и техногенную цивилизации.
Для техногенной цивилизации характерно:
Особое представление о природе, природа это сфера приложения сил человека («природа не храм, а мастерская и человек в ней работник»);Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир; Направленность деятельности человека на преобразование предметов, а не самого себя;
Для традиционной:
Невмешательство в природу; Направленность человека на самосовершенствование; Направленность развития техники и технологии на автономию личности и т.д.
58. развитие культуры. Культура и НТП
периоды.
Первый (150 тыс. лег назад -IV тыс. до н.э.) культура первобытного общества. Вся культура данного периода была магической, складываются первые религиозные культы и ритуалы.
Второй период ( IV тыс. до н.э. - V в. н.э). Он считается самым плодотворным этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. В этот период возникают и развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества достигают высочайшего совершенства.
Третий период (V-XVIIвв). Он составляет культуру Средневековья, культуру христианства, ислама и буддизма. появляются новые культурные центры Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство.
Четвертый период является охватывает XV-XVI вв. и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса).
эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Это переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм.
Главным идейным течением становится гуманізм (вера в Бога уступает место вере в человека и его разум). Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями
пятый период начинается с середины XVII в., вместе с Новым временем, охватывает несколько эпох.
XVII-XVIII вв. в социально-политическом плане именуются эпохой Абсолютизма, в течение которой во всех областях жизни и культуры происходят важные изменения. В XVII в. рождается естествознание, и наука приобретает общественную значимость. Возникшая тенденция усиливается в XVIII в., веке Просвещения, когда религия становится предметом суровой, непримиримой критики.
НТП и культура
Техника является средством преобразования действительности. цивилизация и культура возникли на основе преобразующей деятельности человека и общества. культура - это процесс, связанный с «работой» сознания, его активностью для удовлетворения духовных потребностей и ценностей, на основе которого формируются определенные взгляды, идеи, учения людей об окружающей действительности и самих себе и создаются духовные ценности, что составляет духовное богатство или духовную культуру общества.Культура общества включает в себя материальную и духовную сферы.
Проблема взаимоотношения науки и морали не раз выдвигалась в число злободневных философских проблем.
59.соціальне прогнозування. Основні методи і типи прогнозів.
Социальное прогнозирование это прогнозирование развития социального объекта.
прогнозы принято типологизировать в зависимости от глубины и ширины зондирования будущего. будущее может выглядеть как:
1) ближайшее (5 10 лет), которому соответствует достоверное знание;
2) отдаленное (10 30 лет), которому соответствует вероятностное знание:
3) гипотетическое (30 75 лет), которому соответствует гипотетическое знание;
4) фантастическое (75 100 и более лет), которому соответствуют фантастические допущения.
типы прогнозного знания:
- поисковое, которое основано на экстраполяции главных тенденций настоящего в будущее, причем, осуществляемое с учетом предыдущего опыта;
- нормативное, определяющее образ будущего через наиболее важные нормативно-ценностные и целевые аспекты жизни социальной системы, а также инструменты их достижения;
- аналитическое, построенное на решении группы аналитических задач по выявлению скрытых факторов и тенденций настоящего, с последующим их проецированием в будущее;
- комплексное, учитывающее специфику и результаты поискового и нормативного вариантов прогнозов;
- реактивное, которое выступает в виде модели, в которой будущее является ответом на настоящее.
Разумеется, каждый из типов прогнозов стремится к выявлению мейнстрима жизни человечества в контексте биосоциотехнической целостности. Все они, тем не менее, реализуются через определенную группу методов. К основным методам проникновения в будущее обычно относят: а)метод экстраполяции ; б) метод экспертных оценок ; в) метод аналогии ; г) сценарный метод ; д) метод моделирования.
Метод экстраполяции основан на распространении выводов, полученных при наблюдении над одной из граней предмета на весь предмет. Его сущность в том, чтобы использовать уже известные явления и процессы при понимании неизвестного. Он предполагает непрерывность в понимании развития предмета.
Метод экспертных оценок реализуется как обобщение важнейших данных, полученных экспертами в ходе этапного рассмотрения проблемы в т.ч. средствами количественного и качественного анализа.
Метод аналогии используется в качестве познания и оценки стран и регионов с близкими географическими, этническими и социокультурными характеристиками, а также при выявлении структурного и функционального подобия этапов прежней, настоящей и будущей истории.
Сценарный метод задействован в тех случаях, когда отсутствует историческая преемственность в исследуемых процессах, т.е. познается дискретная величина. Как правило разрабатываемые сценарии включают в себя три варианта: оптимистический, пессимистический и вероятностный. Их достоверность определяется знанием как поверхностных, так и глубинных тенденций мировой динамики.
Моделирование метод исследования при котором объект изучения искусственно подменяется (замещается) другим объектом (моделью) с целью получения новых знаний, которые, в свою очередь, подвергают оценке и прилагают к исходному объекту.
60. Глобальные проблемы современности, пути их решения
Глобальные проблемы человечества это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.
К глобальным проблемам современности относятся:
Проблема Север-Юг Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала, списания долгов и других мер по отношению к ним.
проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность для национального и мирового устойчивого развития.
Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Глобальная энергетическая проблема это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глоб.энергет.проб. следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. развитые страны решают эту проблему путем снижения энергоемкости, в остальных странах идет быстрый рост энергопотребления. концепция экологически устойчивого развития предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.
Глобальная демографическая проблема распадается на: демографический взрыв в ряде стран развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых эмиграция и реформирование пенсионной системы.
Проблема развития человеческого потенциала это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.
Проблема Мирового океана это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели.
Пути решения глоб.проблем
Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации.
Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов
Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;
Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.