Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детская школа искусств №7»
УТВЕРЖДЕНО
протоколом педагогического совета
от ____________ 2011 г. № ___
Директор МАОУ ДОД «Детская
школа искусств №7»
___________________ О.В.Хаметшина
Введено приказом №_________
от _________________ 2011 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»
(хор)
ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
(52,5 часа в год)
Составитель: Марданшина Эльвира Равиловна
преподаватель по классу хорового пения второй квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора ____________ Р.С. Суходольская от___________________2011г.
РАССМОТРЕНО
На заседании ПЦК, протокол от ____ _______________ 2011г. №___
Председатель ПЦК __________ О.С. Николаева от___________________2011г.
Набережные Челны
2011
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету «Коллективное музицирование» (младший общий хор) для учащихся 1,2, и 3 классов инструментального отделения по 7-летней программе обучения разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7 Закона «Об образовании» Российской Федерации, Уставом школы.
Рабочая программа составлена на основе Образовательной программы для инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств, подготовленной Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР и рассчитана на 52,5 часа в год, по 1,5 часа в неделю. В учебном плане программы предусмотрено также еженедельное проведение занятий по сольфеджио, музыкальной литературе и инструменту.
Содержание программы обусловлено физиологическими особенностями детей (7 10 лет), а также художественно-эстетическими и техническими требованиями к данной возрастной категории и направлено на дальнейшее развитие музыкальных способностей и освоение ими знаний, умений и навыков старшей возрастной группы класса коллективное музицирование.
Хоровой класс в детской музыкальной школе и школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.
Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.
Данная Рабочая программа составлена на основе знания возрастных психологических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста, музыкально-дидактических принципов и принципов развивающего обучения.
Цель программы обучения: развитие музыкальных способностей и художественного вкуса детей, сформировать необходимые вокально-хоровые навыки, привить любовь к хоровому пению и выработать потребность в систематическом, коллективном музицировании.
Задачи программы обучения:
- формирование певческой установки;
- развитие вокально-технических приёмов;
- развитие певческого дыхания,диапазона;
- развитие образного мышления детей через использование вокально-технических приёмов
- формирование и развитие музыкального интеллекта, осознанного восприятия музыкального произведения;
- развитие музыкальной памяти;
- формирование навыков певческой выразительности,вокальной артикуляции;
- воспитание навыков понимания дирижёрского жеста;
- владение навыками пения без сопровождения
Основные учебные пособия, используемые при реализации Рабочей программы:
1. Соколов В. Школа хорового пения : Учеб.-метод. пособие для школьников среднего и старшего возраста./В. Соколов, В. Попов, Л. Абелян М. : Музыка, 1971. 221 с.
2. Зверева Е. Репертуар хорового класса/ Е. Зверева М. : Музыка, 1971. 156 с.
3. Дьяконов В.А. Хрестоматия по хоровому дирижированию в 6-ти выпусках/ В. Дьяконов, А. Кибяков Казань : ГранДан, 2002. 600 с.
4. Дяденко И. Репертуар хорового класса (Западная классика)/ И. Дяденко М. : Кифара, 2001. 54 с.
5.Селиванов Б. А. Репертуар хорового класса (Русская классика)/ Б. Селиванов М. : Кифара, 2001 58 с.
2. Содержание образовательной программы
Певческая установка.(4ч.).
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.Все мышцы,участвующие в голосообразовании,должны быть в естественном состоянии покоя.При пении нужно сидеть или стоять прямо. Необходимо объяснить ребятам ,что неверная певческая установка ведёт к быстрой утомляемости голоса.
Дыхание.(8ч.).
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое.Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.
Основой пения является дыхание.Вдох имеет целью подготовить процесс пения,а выдох-моментом с которого начинается само пение.Вдох важен настолько,насколько важен и выдох, эти два момента оказывают взаимное влияние друг на друга.
Атака звука.(3ч.).
В учебном процессе в основном употребляются два вида атаки: мягкая и твёрдая. Мягкая атака обеспечивает спокойный звук, интонационную точность и наилучший тембр. Однако у детей, имеющих склонность к вялости, инертности часто мягкая атака приводит к значительной утечки воздуха при пении и плохому звукообразованию. Поэтому именно у таких детей следует активизировать весь процесс голосообразования, используя твёрдую атаку. Если у ребёнка имеется большая «зажатость» голоса, напряжённый, громкий звук, связанный с чрезмерно активным смыканием голосовых связок, то для исправления этого недостатка следует применить мягкую и даже предыхательную атаку. Обычно этот вид атаки применяется только эпизодически в тех случаях, когда требуется добиться необходимой выразительности в связи с содержанием произведения или как особый педагогический приём.
Звукообразование .(8.5ч).
Задача научить детей использовать различные приёмы звукообразования в тех или иных жанрах стилях хорового исполнительства. Условиями грамотного звукообразования являются правильно открытый рот,свободно опускающаяся челюсть,активные губы.Нужно добиваться естественного свободного звука без крика и напряжения(форсировки).
Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы mf, mp, p, f.
Дикция.(9.5ч).
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Выработке безупречной дикции способствует наибольшая подвижность губ и кончика языка-они не должны быть вялыми.Хорошая дикция позволяет без напряжения понимать смысл простых слов и тем самым облегчает восприятие музыки.Чёткость согласных звуков не должна прерывать связного звучания,тем самым не прерывается кантилена.Необходимо следить за осмысленным и эмоционально насыщенным пропеванием слов.
Интонация и строй.(10ч).
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.
Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Работа над формированием исполнительских навыков.(7.5ч).
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.
Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
Контроль знаний,умений и навыков.(2ч).
Академический зачёт.
Переводной зачёт.
3. Учебно-тематическое планирование
№ n/n |
ТЕМА |
Количество часов |
Певческая установка |
4ч. |
|
1. |
Певческая установка при пении сидя |
2 |
2. |
Певческая установка при пении стоя |
2 |
Дыхание |
8ч. |
|
1. |
Организация вдоха и выдоха |
3 |
2. |
Особенности вдоха и выдоха в быстрых и медленных произведениях |
3 |
3. |
Распределене дыхания в музыкальной фразе (цепное дыхание) |
2 |
Атака звука |
3ч. |
|
1. |
Мягкая атака |
1 |
2. |
Твёрдая атака |
1 |
3. |
Предыхательная атака |
1 |
Звукообразование |
8.5ч |
|
1. |
Звукообразование в различных стилях и жанрах хорового исполнения |
3.5 |
2. |
Звуковедение штрихами legato, staccato, non legato. |
3 |
3. |
Филировка звука |
2 |
Дикция |
9.5ч |
|
1. |
Артикуляционная гимнастика. |
3.5 |
2. |
Выработка навыка активного и чёткого произношения согласных |
2 |
3. |
Дикция (дикционные навыки в быстрых и медленных темпах) Развитие дикционных навыков в произведениях кантилена |
3.5 |
4. |
Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp. |
1 |
Интонация и строй |
10ч |
|
1. |
Развитие навыков одноголосного пения с элементами двухголосия. |
2.5 |
2. |
Развитие навыков двухголосного пения. |
3.5 |
3. |
Особенности пения a capella . |
3 |
4. |
Особенности пения с сопровождением |
1 |
Работа над формированием исплнительских навыков |
7.5ч |
|
1. |
Работа над фразировкой |
2.5 |
2. |
Динамика . |
2.5 |
3. |
Воспитание навыка понимания дирижёрского жеста. |
2.5 |
Контроль знаний умений и навыков |
2ч |
|
1. |
Академический концерт |
1 |
2. |
Переводной зачёт |
1 |
Всего: |
52.5ч |
4.Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате реализации Рабочей программы «коллективное музицирование» учащиеся должны
знать:
уметь:
овладеть навыками:
Требования к академическому и переводному зачёту
2 3 разноплановых произведения, одно из которых - произведение acappella, русская или зарубежная классика и произведение татарского композитора.
5. Формы и даты контроля.
Формы контроля |
1-ая четверть |
2-ая четверть |
3-я четверть |
4-ая четверть |
Академический зачёт |
Декабрь |
|||
Переводной зачёт |
Май |
6. Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками
высокий уровень 5 баллов за интонационно выстроенное исполнение с раскрытием художественного образа;
хороший уровень 4 балла за чёткое слаженное исполнение, выстроенное гармонически и мелодически;
средний уровень 3 балла за выученную программу, без каких либо штрихов, динамических оттенков, художественного образа;
низкий уровень 2 балла, если хор не готов к исполнению программы (не выучена программа).
7. Источники информации и средства обучения
Для разработки образовательной программы были использованы следующие материалы:
Сборник программ «Хоровой класс, коллективное музицирование» для инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств, подготовленный всезоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры СССР. М. : [б.и.], 1988. С. 3 9.
Краснощёков В. И. Технические и художественные приёмы работы с хоровыми коллективами: методическое пособие для ДМШ, ДШИ и ССМШ. /В.И. Краснощёков М. : [б.и.], 1980. 80с.
Сборник программ специального хорового класса для хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств, подготовленный методическим кабинетом по среднему специальному и начальному музыкальному и художественному образованию РСФСР - М. : [б.и.], 1974г. С3 - 15.
Дополнительная методическая литература
Методические рекомендации по коррекции голоса и певческого голоса в помощь учителям музыки и дефектологам Набережные Челны: [ б. и.], 2004. 50с.
Основы музыкальной педагогики, программно-методический комплекс Казань: [б. и.], 2003.
Методика обучения сольному пению Москва: Просвещение, 1987. 93с.
Хоровая аранжировка программа для дирижёрско-хоровых отделений музыкальных училищ Москва, 1971.
Справочные пособия
Учебные пособия
Репертуарные списки размещены в учебной части
Интернет-ресурсы
1.http://www.all-music.boom.ru-Все нотные библиотеки Интернета.Нотный архив.
2.http://www.tmr.mo-musika-narod.ru-Образовательный интернет портал.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Фортепиано
2. Нотная бумага
3. Музыкальный центр и диски для слушания с учащимися записей хоровых произведений
4. Дидактический нотный материал