Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ганической жизни но и в отправлениях ума

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

Г.ЛЕБОН

ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ И МАСС

   Явления бессознательного играют выдающуюся роль не только в ор-

ганической жизни, но и в отправлениях ума. Сознательная жизнь ума со-

ставляет лишь очень малую часть по сравнению с его бессознательной жиз-

нью. Самый тонкий аналитик, самый проницательный наблюдатель в со-

стоянии подметить лишь очень небольшое число бессознательных двигате-

лей, которым он повинуется. Наши сознательные поступки вытекают из

субстрата бессознательного, создаваемого в особенности влияниями наслед-

ственности. В этом субстрате заключаются бесчисленные наследственные

остатки, составляющие собственно душу расы, Кроме открыто признавае-

мых нами причин, руководящих нашими действиями, существуют еще тай-

ные причины, в которых мы не признаемся, но за этими тайными есть еще

более тайные, потому что они неизвестны нам самим. Большинство наших

ежедневных действий вызывается скрытыми двигателями, ускользающими

от нашего наблюдения.

   Индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание

непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаться таким ин-

стинктам, которым он никогда не дает волю, когда он бывает один.[...]

   Мы, с нашей точки зрения, придаем небольшое значение появлению но-

вых качеств. Нам достаточно сказать, что индивид находится в массе в таких

условиях, которые позволяют ему отбросить вытеснение своих бессозна-

тельных влечений. Мнимоновые качества, обнаруживаемые индивидом,

суть проявления этого бессознательного, в котором содержится все зло че-

ловеческой души; нам нетрудно понять исчезновение

совести или чувства ответственности при этих условиях. Мы уже давно ут-

верждали, что ядром так называемой совести является "социальный страх".

   Вторая причина - зараза, также способствует образованию в толпе

специальных свойств и определяет их направление. Зараза представляет та-

кое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к

разряду гипнотических явлений, к которым мы сейчас перейдем. В толпу

всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что

индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу

коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой

природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составля-

ет частицу толпы.

   Третья причина, и при том самая важная, обусловливающая появление у

индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречать-

ся у них в изолированном положении, - это восприимчивость к внушению;

зараза, о которой мы только что говорили, служит лишь следствием этой

восприимчивости.

   Наблюдения [...] указывают, что индивид, пробыв несколько времени

среди действующей толпы, приходит скоро в такое состояние, которое очень

напоминает состояние загипнотизированного субъекта... Сознательная лич-

ность у загипнотизированного совершенно исчезает, так же как воля и рас-

судок и все чувства и мысли направляются волей гипнотизера.

   Таково же приблизительно положение индивида, составляющего части-

цу одухотворенной толпы. Он уже не сознает своих поступков, и у него, как

у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до

крайней степени напряжения. Под влиянием внушения такой субъект будет

совершать известные действия с неудержимой стремительностью; в толпе

же эта неудержимая стремительность проявляется с еще большей силой, так

как влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается путем взаим-

ности.

   Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности

бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое

внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные

идеи - вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже пе-

рестает быть сам собою и становится автоматом, у которого своей воли не

существует.

   Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек

спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В

изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком;

в толпе - это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается

склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и ге-

роизму, свойственным первобытному человеку. Он останавливается особен-

но еще на понижении интеллектуальной деятельности, которое претерпевает

человек благодаря причастности к массе.

   Печатается по: Лебон Г. Психология народов и масс // Диалог. 1992. №3.

С. 26-27.




1. Класифікація методів механічної обробки
2. Реферат- Возникновение и развитие философских учений в Австралии
3. Тема 11. Лидерство и руководство в организации
4. III 268014 від 13.09.2001 ВВР 2002 N 2 ст
5. ЗагидуллинаФ
6. Принципы компоновки жбк зданий
7. маркетинговой программе Goldex
8. Реферат- Місце й роль судової влади
9. Расслабить обществорассказать через СМИ что врагов больше нет и не будет
10. Реферат- Осложнения острого аппендицита (по стадиям течения)
11. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Донецьк ~ Дисе
12. нибудь даст о себе знать.
13. Биография Людвига Фейербаха
14. прот Декан факультета В
15. Вятская государственная сельскохозяйственная академия Экономический факультет Кафедра экономической
16. Экономическая история развития биржевого дела
17. философия фабрики1
18. Задание. Преобразовать текстовый файл в таблицу
19. СИТУАЦИЯ В ЕВРАЗИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИИ
20. Достижения в истории управленческой мысли