Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
24. Культура и искусство Японии. Методические особенности…
Религия Японии. В Японии исторически укрепились две религии: синтоизм и буддизм. Первая из них чисто национальная, вторая занесена в Японию, как и в Китай, извне. Древнейшая религия. Синтоизм-эта религия состояла в почитании семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей ками. Места почитания их были отмечены каменными оградами или простыми постройками. Изображения ками японцы не делали, но в святилищах хранили фетиши эмблемы божеств. Объектами культа являются предметы и явления природы, души усопших, включая души предков покровителей семей, родов, отдельных местностей. Специфическая особенность синтоизма глубокий национализм. «Ками» породили не людей вообще, а именно японцев. Дзэн-буддизм. Получил широкое распространение в ХIIХIII вв. Особенность этого вероучения состоит в усиленном подчеркивании роли медитации и других способов психотренинга в достижении сатори. Сатори означает душевное спокойствие, «внутреннее просветление». Дзэн нашел отражение в национальных традициях, оказал глубокое влияние на лит-ру и иск-во. На основе дзэн культивируется Чайная церемония, складывается методика аранжировки цветов, формируется садово-парковое искусство. Дзэн дает толчок особым направлениям в живописи, поэзии, драматургии, способствует развитию боевых искусств.В современной жизни Японии религиозность проявляется главным образом в соблюдении традиционных обрядов, особенно домашних. Публичные религиозные церемонии привлекают многих, но как развлечение и интересное зрелище. История культуры Я. (периоды): Дзёмон (10 тыс. лет до н. э.. - 300 до н.э.) - первые образцы керамики, украшения и женские фигурки догу; ёй (300 до н. э. - 300 н. э.) - переход к земледелию, поливное рисоводство, изделия из бронзы и железа, колокола дотаку; Кофун (IV века н. э. - VI век н. э.) - распространение культуры курганов, скульптуры ханива, зарождение древнего синтоизма и связанных с ним культов; Асука (593-710) - заимствование образцов китайской культуры, реформы Тайка, создание кодексов законов: Нара (710-794) - проникновение в страну конфуцианства, даосизма и буддизма, создание литературных произведений «Кодзики», «Нихон Сёки», «Кайфусо» ; Хэйан (794-1185) - начало использования слоговых азбук хираганы и катаканы, строительство святилища Ицукусима, создание «Повести о Гэндзи», возникновение стиля в живописи ямато-э. ; Камакура (1185-1333) - формирование самурайского сословия: Муромати (1333-1568) - возникновение театра но; Сэнгоку Дзидай (1467-1568) - проникновение в страну христианства; Адзути-Момояма (1568-1600); Эдо (1600-1868) - установление диктатуры Токугава, политика сакоку, подавление христианства и падение сёгуната, зарождение театра кабуки и стиля укиё-э.; Мэйдзи (1868-1912) - конец периода самоизоляции, начало капиталистического пути развития, зарождение японского кинематографа. Архитектура. Старые японские столицы Нара и Киото богаты замечательной архитектурой. Храм Хорюдзи - самое древнее деревянное сооружение в Японии - до сих пор восхищает совершенством архитектурных форм. Во всём мире широко известен Сад камней Рёандзи в Киото. Селения имеют линейную планировку. Традиционный дом каркасно-столбовой, обычно в 1-2 этажа. Характерны раздвижные стены из рам, оклеенных вощеной бумагой или картоном. Пол - на небольших сваях. Почти полностью покрыт циновками. Столы, стулья, кресла ставятся только в гостиных. Столы низкие, сидят японцы обычно на коленях, на подушечках. Кроватей нет, спят на циновке, под голову кладут дощечку. Дом украшен своеобразными картинами, на кот. может быть изображение или же надпись (афоризм, цитата). Они называются какэмоно. Из ремесел популярны изготовление кукол из дерева или бумаги, плетение корзин, ваз, вееров. Искусство аранжировки цветов - икэбана, чайная церемония, оригами и японская кухня, приобрели популярность за пределами Японии. Множество поклонников и у японских единоборств: дзюдо, айкидо, каратэ и др. Театр. Сценическое искусство Японии является носителем многовековых традиций. Самый древний театр Но («талант, мастерство») имеет простейшие декорации, актеры играют в масках и костюмах прошлых эпох, действие развивается плавно и неторопливо. В противоположность этому театр Кабуки отличает динамика и обилие эффектных сцен. Живопись. Традиционная восточная живопись в Японии нашла свое выражение в гравюре на дереве, в частности в жанре укиёэ. Литература Японии. Считается, что китайские иероглифы попали в Японию примерно в VI веке и легли в основу японской письменности. Всемирную известность получило старинное искусство пятистишья танка, а также более поздняя модификация этого стихотворного жанра хайку: нем три строчки,1-2 описание чего-либо (природы), 3-логический вывод. (Взгляд не отвести - /Cолнце над грядой, /Родина моя. Басё.). Японская эстетика сформировалась под влиянием синто, буддизма, дао и конфуцианства. Из синтоизма пришло понятие ками - духовная сущность, начало, присущее всему в природе. Ками есть у человека - душа, у отдельного дерева, камня или целой рощи - дух. Ками присутствуют и в искусственно созданных вещах, причем в каждой из них - своя индивидуальная душа. Мерилами красоты у японцев служат четыре понятия - саби, ваби, сибуй и югэн. Первые три понятия своими корнями уходят в древнюю религию синто, а югэн - навеяно буддийской философией. Без этих понятий пытаться понять японскую культуру бессмысленно. В традиционной японской эстетике саби, ваби, сибуй и юген определяют сущность прекрасного. Еще одно понятие - макото, это подлинная природа вещей, и видимое и слышимое - формы проявления этой природы. Это слово можно перевести как истина и искренность, а задача художника - найти эту истину, но не примешивать к ней ничего своего, личного. Макото отражает закон не только искусства, но и жизни. Понятие искренности вещей связано с важной категорией прекрасного - моно-но аварэ, то есть "очарование вещей"