У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Управление культуры и кино администрации Марксовского муниципального района Муниципальное образовате

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

«Управление культуры и кино администрации  Марксовского муниципального района»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Приволжская детская школа искусств

Марксовского муниципального района Саратовской области

Принято решением педагогического                     «Утверждаю»                              

Совета от «____» ___________20____г.                Директор МОУДОД ДШИ

Протокол №______________________                 с. Приволжское __________

АККОМПАНЕМЕНТ

Адаптированная образовательная

ПРОГРАММА

Для отделения «Музыкальное исполнительство. Фортепиано» ДШИ

                                                                             Срок реализации: 2 года

                                                                            Возраст учащихся: 12-15 лет

Составитель: Батищева Татьяна Викторовна-

преподаватель и концертмейстер отделения

                                                                                  «Музыкальное исполнительство»                                                                           

                                                                                   МОУДОД ДШИ с. Приволжское

2011г.

с.Приволжское

Марксовского района Саратовской области

Составлена на основании Примерной образовательной программы «Аккомпанемент» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств, одобренной Научно-методическим центром по художественному образованию, г. Москва 2006г.

Пояснительная записка

 Важной составляющей современного музыкального образования является обучении музицированию, в частности, такой форме, как аккомпанемент. Учащиеся, владеющие основами самостоятельной творческой деятельности в области аккомпанемента, легче адаптируются в среде сверстников, выделяются своими умениями в среде одноклассников в общеобразовательной школе, являются по сути, пропагандистами музыкального образования. Обучение навыкам аккомпанемента необходимо как для домашнего музицирования после окончания школы, так и для дальнейшего профессионального обучения. Занятия аккомпанементом позволяют значительно расширить репертуарные рамки пианиста и разнообразно проявить себя в общении с инструментом, способствуют больше сосредоточиться на проблемах стиля, формы, культуры исполнения.

    Программа учитывает разные возможности учащихся и предлагает два уровня сложности:

1-й уровень –общеэстетического направления обучения для детей со слабыми музыкальными возможностями;

2-й уровень - для детей со средними музыкальными возможностями и для учащихся с перспективой дальнейшего продолжения обучения в профессиональных учебных заведениях.

 

     Целью программы являются:

- создание условий для формирования устойчивого интереса у учащихся к особому, увлекательному виду творчества – аккомпанированию голосу или инструменту (флейта);

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения учащихся;

- формирование практических умений и навыков аккомпанирования;

- всесторонняя реализация исполнительских и творческих возможностей учащихся с разным уровнем продвижения;

- сохранение психического и физического здоровья учащихся;

- воспитание творческой личности, воспитание морально-этических принципов социального поведения.

  На уроках по аккомпанементу учащиеся знакомятся с лучшими образцами русской с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной и вокальной музыки, знакомятся с различными музыкальными инструментами, спецификой их звучания, техническими возможностями, приёмами звукоизвлечения, учатся различать тембры голосов, узнают их диапазон, звуковые возможности и особенности.

Задачи предмета

    Аккомпанемент предлагает совместное музицирование. Основными задачами предмета являются:

- дифференцированный подход к обучению учащихся;

- овладение необходимыми теоретическими и общекультурными знаниями;

- задачи воспитания чувства партнёрства, сопереживания и ответственности;

- изучение специфики инструментального и вокального исполнительства (штрихи, дыхание, цензура, агогика, тесситура);

- развитие навыка аккомпанирования с листа;

- ознакомление с лучшими образцами русской, зарубежной и современной вокальной и инструментальной музыки.

  Программа предназначена для преподавания предмета «Аккомпанемент» в детской школе искусств для учащихся 6-7 классов, а также для учащихся класса допрофессиональной ориентации (возраст 12-15 лет) отделения «Музыкальное исполнительство» специальность фортепиано. Срок реализации – 2 года.

       Формой занятия является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя и иллюстратора с учеником. Предполагаемый объём часов по учебному плану в 34 недели составляет 1 академический час в неделю. Аккомпанемент является предметом по выбору.

            Условия реализации программы – наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работавших с различными инструментами, голосами, знающих обширный репертуар, представляющих его сложности и особенности, а также владеющих методикой преподавания данного предмета. Непременным условием реализации программы является также наличие в школе квалифицированных иллюстраторов (солистов), чей исполнительский опыт и профессиональная заинтересованность помогут в обучении учащихся этому предмету.

         Ожидаемые результаты обучения – ученик должен:

  •  уметь самостоятельно грамотно разбирать нотный текст;
  •  прочитать с листа несложный аккомпанемент, в зависимости от уровня подготовки;
  •  уметь подобрать простейший аккомпанемент к мелодии;
  •  владеть основными, простейшими видами фактуры аккомпанемента.

Пианист, овладевший мастерством аккомпанемента всегда будет чувствовать востребованность и в сфере музыкального исполнительства, и в сфере домашнего музицирования.

Формой контроля успеваемости является прослушивание в классе или концертное выступление учащегося в течение учебного года, где исполняется 1-2 произведения.

    Обучение предмету «Аккомпанемент» должно быть целенаправленным и систематизированным. Подбор учебного материала следует делать с учетом игровых возможностей ученика, его технической и музыкальной оснащенности, а также с учетом постепенного усложнения фактуры фортепианного сопровождения. С первых занятий надо учить ощущать фразировку солиста, певческое дыхание, воспринимать цезуры, осознавать роль гармонической основы (баса) как фундамента. Аккомпанемент – это составная часть такого ансамбля, в котором фортепиано принадлежит огромная роль, отнюдь не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмическое поддержки партнера. Оба музыканта, и солист, и пианист, в художественном смысле становятся равноправными членами единого целостного музыкального организма.

        Работу с учеником необходимо выстраивать по этапам в зависимости от трудностей аккомпанемента и восприимчивости ученика. Этапы работы могут менять свою очередность, а также варьироваться своей продолжительностью, в зависимости от успешности работы. Работа с учащимися класса допрофессиональной ориентации должна быть усиленно направлена на развитие навыка чтения нот с листа и подбору аккомпанемента, самостоятельной работе, объём программы и сложность уровня рекомендуется не ниже первого уровня 7 класса.

        1.Знакомство с произведением должно состояться в виде исполнения иллюстратора (солиста) с преподавателем.

         2. Изучение партии солиста. Определяется характер музыки, интонационный строй мелодии, кульминация, динамический план, знакомство со словами, с поэтическим смыслом, общим эмоциональным настроем, с певческой тесситурой.

         3.Знакомство с фортепианным сопровождением. Определение вида фактуры, ее насыщенность, возможные трудности, аппликатурные проблемы.

        4.Работа над трехстрочной фактурой.

        5.Исполнение с солистом.  «Первая примерка», выстраивание звукового баланса, рабочий темп.

        6.Предконцерное исполнение. Репетиция на сцене, поиск звукового баланса в обстановке концертного зала.

        7.Концерт – итог проделанной работы. Именно в обстановке концерта ученик сможет оценить и проверить приобретенные концертмейстерские навыки.

Работа над аккомпанементом в вокальной музыке.

      Работа над аккомпанементом к вокальным произведениям имеет свои особенности, т.к. содержание вокального произведения раскрывается не только через музыкальные, но и через поэтические образы, через соединение звука и слова. Необходимо, прежде всего, осмысленное и, по возможности, эмоциональное прочтение литературного текста. Текст помогает уяснить художественную задачу произведения. В работе с учащимися следует добиваться досконального знания им партии солиста: мелодии, слов, цезур, места кульминации, смысловых акцентов. Необходим анализ фортепианной партии: определить вид фактуры, ритмические особенности, аппликатурные сложности, ладовые особенности. В начале работы над аккомпанементом к вокальным произведениям учащемуся необходимо дать сведения о тембрах человеческих голосов и их особенностях, понятия вокального диапазона и тесситуры. Основной закон ансамбля – дышать одновременно с певцом.

Работа над аккомпанементом к инструментальным произведениям.

   В начале работы над аккомпанементом к инструментальным произведениям необходимо дать учащемуся сведения об инструменте, которому ему предстоит аккомпанировать. Это, прежде всего, сведения о тембре, диапазоне, настройке, технических и звуковых возможностях инструмента. У каждого инструмента, как и у человеческого голоса, есть регистры звучащие более ярко и более тускло, есть приемы игры, которые предполагают особые тембры. Реакция концертмейстера на все эти особенности приходит с годами практики, но начинающий концертмейстер должен об этом знать.

      При аккомпанементе духовым инструментам (флейте) надо знать и слышать моменты взятия дыхания. При самостоятельной работе с солистом необходимо приучать учащегося контролю за чистотой строя с учетом разогрева инструмента. При аккомпанементе флейте важна острота звучания.

Содержание курса

6 класс

В течение учебного года рекомендуется пройти 2-4 и более разнохарактерных произведений различного жанра, простейших видов фактуры.

Примерные варианты программ

Вокальная музыка

I уровень сложности  

Шереметев Б. «Я вас любил», сл. Пушкина А.
Булахов П. «Не пробуждай воспоминанья», сл. Булахова П.

Гаврилин В. « Мама», сл. Шульгиной А.

                                                                            

II уровень сложности

Булахов П. «Колокольчики мои», сл. Толстого А.

Варламов А. «Белеет парус одинокий», сл. Лермонтова М.

Даргомыжский А. «Мне грустно», сл. Лермонтова М.

Новиков А. «Эх, дороги», сл. Ошанина Л.

Флейта

I уровень сложности

Перселл Г. Ария

Бетховен Л. Немецкий танец

Хачатурян А. Андантино

                                         

II уровень сложности

Корелли А.Сарабанда

Гедике А. Танец

Бакланова Н. Хоровод

Шебалин В. Прелюдия

                         7 класс и класс ранней профессиональной ориентации

В течение учебного года рекомендуется пройти 3-5 и более разнохарактерных произведений различного жанра, различных видов фактуры с учетом постепенного её усложнения.

Примерные варианты программ

Вокальная музыка

                                                        I уровень сложности

Гурилёв А. «Черный локон», сл. А.Б.

Обр. неизвестного автора «Вот мчится тройка удалая», сл. Глинки Ф.

Обр. Смыслова И. р.н.п. «Родина»

                                                     II уровень сложности

Гурилев А. «Сердце-игрушка», сл. Губера Э.

Римский – Корсаков Н. «О чём в тиши ночей», сл. Майкова А.

Таривердиев М. «Маленький принц», сл. Добронравова Н. Новиков А. «Звенит гитара», сл. Ошанина Л.

Флейта

      I уровень сложности

Глинка М. Кадриль

Струков В. Колыбельная

Обр.Римского- Корсакова А. р.н.п.»Я на камушке сижу»

II уровень сложности

Бах И. Гавот

Бендицкий А. Танец

Цыбин В. Улыбка весны

Мусоргский М. Вечерняя песенка               

Голиков В. Лирическая пьеса

Методическое обеспечение

Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Ленинград, 1981г.

Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - Москва. Классика - XXI, 2005г.

Жилин В. Занимательные игры для чтения с листа  - Челябинск МРI, 2005г.

Камаева Т, КамаевА. Чтение с листа на уроках фортепиано. - Москва. Классика – XXI, 2007г.

Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. - Москва. Классика- XXI, 2003г.

Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. - Москва. ACADEMIA, 2002 г.

Мамаева М. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии. - Санкт-Петербург.

Нота, 2003г.

Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - Москва. Советский композитор, 1989г. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. - Москва. Советский композитор, 1987г.

Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. Развитие музыкально-творческих навыков. - Москва. Владос, 2002г.

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. - Москва. Просвещение, 1984г.      Хавкина-Трахтер Р. Работа в концертмейстерском классе. - Москва. Музыка, 1976г. Хольцвейссиг Э. Сочинение сопровождения к песням. - Москва. Классика -XXI, 2005г.

 

Примерный репертуарный список

Вокальные произведения

Абаза А. сл. Тургенева И. Утро туманное

Алябьев А. сл. Пушкина А. Зимняя дорога

Булахов П. сл. Булахова П. Не пробуждай воспоминаний

                   сл. Толстого А.К. Колокольчики мои

Б. Б. сл. Тимофеева А. Дремлют плакучие ивы

Балакирев М. сл. Кольцова А. Обойми, поцелуй

Варламов А. сл. Фета А. На заре ты её не буди!

                     сл. Цыганова Г. Красный сарафан

                     сл. Лермонтова М. Белеет парус одинокий

Глинка М. сл. Пушкина А. В крови горит огонь желанья

                  сл. Пушкина А. Признание

                  сл. Баратынского Е. Не искушай меня без нужды

Гурилев А. сл. Дьякова А.Н. Пробуждение

                   сл.А.Б. Черный локон

                   сл. Сельского С. Гори, звездочка, блистай, ясная...

                  сл. Горсткина Н. Зачем меня терзаешь ты?

                  сл. Губера Э. Сердце-игрушка

                  сл. Макарова И. Однозвучно гремит колокольчик...

                  сл. Лермонтова М. И скучно, и грустно

Даргомыжский А. сл. Лермонтова М. Мне грустно

                  сл. Пушкина А. Мельник

Дризо Л. сл. Верещагина А. Уйди, совсем уйди

Дюбюк А. сл. Неизвестного автора. Улица, улица

Листов Н. сл. Листова Н. Я помню вальса звук прелестный

Массне Ж. сл. Галле Л. Элегия

Неизвестный автор сл. Тютчева Ф. Я встретил вас

Обр. Штейнберга М. Белой акации гроздья душистые

Римский-Корсаков Н. сл. Майкова А. О чем в тиши ночей

Титов А. сл. NN Ничего мне на свете не надо

               сл. Минаева Д. Я знал её милым ребенком

Титов Н. сл. Пушкина А. Талисман

Толстая Т. сл. Фета А. Я тебе ничего не скажу...

Шереметев Б. сл. Пушкина А. Я вас любил

Ширяев Н. сл. Фета А. Тебя любить, обнять и плакать над тобой

Шишкин Н., обр. Сахарова М. Слушайте, если хотите

                      сл. Языкова М. Ночь светла

Яковлев М. сл. Пушкина А. Зимний вечер

Русские народные песни

Обр. Волкова В. сл. Сурикова И. Тонкая рябина

                                                        Липа вековая

Обр. Городовской В. Травушка - муравушка

Обр. Гурилева А. Во поле березонька стояла

                              Во саду ли, в огороде

                              Уж как пал туман

Обр. Новикова А. сл. Навроцкого А. Утес

Обр. неизвестного автора сл. Глинки Ф. Вот мчится тройка удалая

Обр. Погребова С. Пряха

Обр. Слонова Ю. Меж крутых бережков

                              Коробейники

Флейта

Бах И. Гавот

          Песня

Бакланова Н. Хоровод

Барток Б. Песня странника

Бендицкий А. Танец

Бетховен Л. Экосез

Блок В. Московская полька

Брамс И. Петрушка

Гайдн И. Менуэт

Гедике А. Танец

Глинка М. Жаворонок

                 Полька

                Ах ты, ночь ли, ноченька

                Чувство

                Кадриль

Глюк К. Танец

Голиков В. Лирическая пьеса

Гречанинов А. На зеленом лугу

Гуно Ш. Ариетта

Дварионас Б. Прелюдия

Дунаевский И. Колыбельная песня

Кабалевский Д. Клоуны

Карелли А. Сарабанда

Кочар М. Два венгерских танца

Леннон Дж. - Маккартни П. Мишель

Люли Ж. Песенка

Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан»

Мусоргский М. Вечерняя песенка

Перселл Г. Ария

Рубинштейн А. Мелодия

Струков В. Колыбельная

Хренников Т. Песенка Лепелетье

Цыбин В. Улыбка весны

                Старинный немецкий танец

Чайковский П. Сладкая грёза

                         Подснежник

Шостакович Д. Вальс - шутка

                          Вроде марша

                          Шарманка

Шуберт Ф. Вальс

Список литературы и репертуарных сборников

Алябьев А. Романсы и песни. - Москва. Музгиз, 1977г.

Арии, романсы и песни из репертуара Н. Обуховой.- Москва. Музыка 1975г.

Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Москва. Советский композитор. 1973 г.

Варламов А. Романсы и песни. - Москва. Советский композитор, 1968г.

Глинка М. Романсы и песни. - Москва. Музыка, 1970г.

Гофман А. Альбом переложений популярных пьес для флейты и фортепиано.- Москва «Кифара» 2005г.

Гурилев А. Романсы и песни.- Москва. Музыка, 1982г.

Даргомыжский А. Романсы и песни. - Москва. Музыка, 1971г.

Детский альбом для флейты с фортепиано. Старшие классы ДМШ. - Москва. Музыка, 2004г.

Жаров В. Старинные русские романсы. - Москва. Музыка, 1983г.

Жаров В. Вечер старинного романса. - Москва. Музыка, 1974г.

Золотой репертуар флейтиста. Пьесы для начинающих. Санкт-Петербург. 1998г.

Избранные романсы на стихи Пушкина А. - Москва. Музгиз, 1962г.

Как научить играть на рояле. - Москва. Классика - XXI 2007 г.

Корнеев А. Альбом флейтиста. - Москва. Кифара, 2006 г.

Кюи Ц. 8 романсов на стихи Пушкина А. - Москва. Музгиз, 1962г.

Любимые русские народные песни. - Москва. Музыка, 1993г.

Обработки русских народных песен для фортепиано. - Москва. Музыка, 1978г.

Одинокий пастух. Альбом популярных пьес. Санкт-Петербург.2002г.

Песни, романсы, дуэты. - Москва. Музыка, 2001г.

Популярная музыка из кинофильмов и телефильмов.- Москва. Интро - вэйв, 2003 г. Пьесы русских композиторов. Переложение для флейты и фортепиано. - Москва. Музыка, 1998г.

Туркина Е. Флейта. Первые шаги. Санкт-Петербург. 2004г. Учебный репертуар для ДМШ. Флейта 1 класс. Киев 1977г.

Хрестоматия педагогического репертуара для флейты 1-3 класс ДМШ. - Москва. Музыка, 1990г.

Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. - Москва. Музыка, 1972г. Чустова Л. Лирический альбом. - Москва. Владос 2004г.

PAGE  9




1. 22 октября 2010 г Первый заместитель начальника Омской академии МВД России по
2. Методичні рекомендації до програми виховання і навчання Дитина розраховані в основному на педагогів дошкі
3. Теракты 11 сентября- экономический смысл
4. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора хімічних наук Одеса ~ Дисерт
5. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 11 4
6. Общество как социальная система
7. Материальные и процессуальные особенности рассмотрения судами уголовных дел о нецелевом расходовании бюджетных средств
8. Реферат- Внутренняя среда организации
9. Тема- Начало Русскояпонской войны А
10. Forll sprint Thrust into this rce the children of the 20th century would witness more chnge in their dily existence nd environment thn nyone else who hd ever wlked the plnet
11. Административноправовые нормы устанавливаются- Властными органами государства Судом Администрацией
12. Роль интуиции и неявного знания в формировании стиля математического мышления
13. Варіант 14 Питання та варіанти відповідей
14. практикум для студентов специальности 061100 080507 Менеджмент организации 061000 080504 Государственное и муницип
15. на тему Я выбираю ~ здоровье
16. одна из старейшихпород к
17. Реферат- Палеоантропологічнi дослідження
18. тема онтологии общего учения о бытии пропущенного сквозь призму метафизической антропологии
19. тема суспільства Сучасна грошова система України Закони грошового обігу та грошовий обіг України Х
20. Тема- СЛАВ~НСКАЯ ЧАКРОВАЯ СИСТЕМА