Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Функциональная нагрузка образов новеллы О

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Муниципальное образовательное учреждение

лицей № 9

имени заслуженного учителя   школы Российской Федерации

А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда

Конспект урока литературы в 7 классе

(программа М.Б.Ладыгина)

«Функциональная нагрузка образов новеллы О.М.Сомова «Русалка»

в контексте русской национальной литературной традиции».

»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Немчинова Татьяна Владимировна

Волгоград  2010

Конспект урока литературы в 7 классе (программа М.Б.Ладыгина).

Функциональная нагрузка образов новеллы О.М.Сомова «Русалка»

в контексте русской национальной литературной традиции.

Цели урока: закрепить теоретические знания об особенностях русской национальной литературной традиции, о средствах создания характера персонажа; продолжить формирование навыков анализа художественного текста, внимания к художественной детали.

Ход урока.

1. Слово учителя. Человек и его душа – вечный предмет, главный герой русской классической литературы, интересный всякому времени. И мы продолжаем разговор об изображении человека в русской литературе 19 века. Тема нашего урока: «Функциональная нагрузка образов новеллы О.М.Сомова «Русалка»  в контексте русской национальной традиции». Нам предстоит решить следующие задачи:

а) Какие средства использует Сомов для создания характеров главных персонажей?

б) Какую функциональную нагрузку несут персонажи новеллы?

в) Каким образом через характеры в новелле находит отражение русская национальная литературная традиция?

2. Теоретическая пятиминутка.

Персонаж.

Герой.

Протагонист.

Антагонист.

Композиция, её виды.

Художественная деталь.

Пейзаж, его виды.

Источники русской литературы.

Русская национальная литературная традиция.

3. Беседа.

  Молодцы, ребята. А каким образом новелла Сомова подтверждает мысль о том, что одним из источников русской литературы является фольклор? (У неё есть подзаголовок: малороссийское предание = автор новеллы опирается на фольклорный источник.)

  Назовите, пожалуйста, главных персонажей новеллы. (Горпинка и Фенна.)

  Итак, мы должны выяснить, с помощью каких средств автор создаёт характеры этих персонажей. Давайте вспомним, какими средствами пользуется писатель, создавая тот или иной характер. ( Поступки персонажа – его отношение к окружающим; отношение окружающих к персонажу; портретная характеристика; речевая характеристика; отношение автора; художественная деталь.)

  Начнём с действенной характеристики. Назовите поступки, характеризующие Горпинку. (Полюбила иноверца = предала веру; предала мать, так как не подумала о ней, решив пойти к колдуну.)

  О каких поступках матери мы узнаём? («Перебивалась трудами рук своих», «горевала о дочернем горе», искала свою дочь, «ставила из последних своих денег большие свечи преподобным угодникам печёрским», пошла к колдуну, чтобы вернуть Горпинку., ушла в монастырь, принимала на себя самые трудные работы, беспрерывно молилась.)

(К Горпинке: юноши влюблены, подружки завидовали, труженики Божии глядели на нее как на будущего собрата райского; знакомые жалели, юноши перестали заглядываться, а девушки завидовать. Монастырский рыболов не посмел подплыть к ней из страха.

К Фенне: черноризцы Китаевой пустыни утешали несчастную мать, тропинка близ хаты заросла травою—люди боялись ходить.)

  Почему меняется отношение окружающих к Горпинке? (Потому что она предала свою веру.)

Чтобы мы могли лучше представить себе персонажа, писатели используют изобразительную характеристику. Найдите в тексте описание внешности Горпинки. («…дочь дана была ей на отраду: она росла, как молодая черешня, высока и стройна; чёрные её волосы, заплетённые в дрибушки, отливались, как вороново крыло под разноцветными скиндячками, большие глаза её чернелись и светилисьтихим огнём, как два полуистухших угля, на которых ещё перебегали искорки. Бела, румяна и свежа, как молодой цветок на утренней заре…»)

  Горпинка была отрадой матери. Она была дана Фенне Богом: чистая, непорочная, красивая. Мы уже говорили о том, что честные отцы Китаевой пустыни видели в ней своего райского собрата. Она должна была вернуться к Богу с такой же чистой душой. Но что происходит? Горпинка полюбила Казимира, тосковала по нему, целыми днями бродила по лесам (не искала помощи у Бога!), и что в результате? («померкли ясные очи», она «иссохла, как былинка».)

  После её встречи с колдуном перед нами совсем другая Горпинка. («лицо её было исцарапано иглами и сучьями деревьев, волосы разбиты, скиндячки оборваны».)

  Горпинка стала русалкой. Какой мы её видим? («Лицо её посинело, все члены окостенели и стали холодны как лёд, волосы были мокры, как будто она только вышла из воды. Страшно было глядеть на её безжизненное лицо, на её глаза, открытые, тусклые и не видя смотрящие».)

  От прежней красоты не осталось и следа. Как известно, глаза – зеркало души. Глаза Горпинки сначала «светились тихим огнём», затем «ясны очи померкли», и вот они уже «тусклые». Что же отражается в её глазах? (Гибель души.)

  Для чего Сомов даёт несколько портретных описаний Горпинки? (Показывает, как изменение её внутреннего, душевного мира отражается в её внешнем облике.)

  А как автор описывает Фенну? (В новелле нет портрета матери, сообщается лишь, что она вдова лесничего, дряхлая.)

  Почему же автор не даёт портрета матери? (Мать не меняется на протяжении повествования.)

  Вывод: портрет  в новелле выполняет двойную функцию – изобразительную и психологическую.

   Теперь обратимся к речевой характеристике персонажей. ( Обращение Горпинки к матери: матушка, мать, молчит год;

Мать:  «Ты знаешь, что у нас в Киеве, за грехи наши, много и колдунов, и ведьм».

«Это наказание Божие за грехи наши и за то, что несмышлёная полюбила ляха-иноверца!»

«Это одно моё детище, как порох в глазу!»)

  Мать могла сказать: она у меня единственная, как свет в окошке. Почему же она выбрала такое сравнение: порох в глазу? ( Порох жжёт глаз, мешает, от него трудно избавиться = мать жжёт стыд за грехи дочери.)

  Какое ещё средство изобразительной характеристики используется в новелле? (Пейзаж.)

  Прочитайте описание природы. В какой момент оно дано? (Горпинка идёт к колдуну. «Осенний ветер взрывал волны в Днепре и глухо ревел по бору; жёлтый лист, опадая с деревьев, с шелестом кружился по дороге, ветер хмурился на дождливом небе».)

  Какой это вид пейзажа? (Пейзаж-созвучие: неспокойно на душе Горпинки, её терзают сомнения; это предупреждение о том, что произойдёт что-то недоброе.)

  Работа  с иллюстрациями учащихся: почему выбрали такие краски для пейзажа?

  Мы с вами убедились, что автор, создавая характеры своих персонажей, показывает их поступки, отношение окружающих, даёт портретную и речевую характеристики, пейзаж. А   как он сам относится к матери и дочери? ( Называет Горпинку сначала «милой девушкой», затем «ужасной гостьей», Фенну – «бедной старушкой», «старухой».)

  Мы видим, что отношение автора, как и отношение окружающих меняется. Но чья судьба в первую очередь его интересует? (Судьба матери.)

  Какую функциональную нагрузку несёт этот образ? (Протагонист.)

  Какова функциональная нагрузка образа Горпинки? (Антагонист.)

По ходу беседы на доске и в тетрадях оформляется таблица.

Горпинка

Фенна

1.Поступки.

Нарушение дочернего долга;

Нарушение христианского долга.

Верность материнскому долгу;

Верность христианскому долгу.

2. Отношение окружающих.

а) Юноши влюблены, подружки завидовали,

труженики Божии глядели на нее как на

будущего собрата райского.

б) Знакомые жалели, юноши перестали заглядываться,

а девушки завидовать. Монастырский рыболов не посмел подплыть к ней из страха.

Вывод: отношение меняется, так как она предала

свою веру, пошла к колдуну.

Черноризцы Китаевой пустыни утешали несчастную мать.

Тропинка близ хаты заросла травою—люди боялись ходить.  

3.Портрет.

Писатель дает несколько портретных описаний Горпинки, чтобы показать, как изменение ее внутреннего мира отражается во внешнем облике.

а) глаза «светились тихим огнем»;

б) «ясны очи померкли»;

в) «…глаза, открытые, тусклые и не видя смотрящие».

В ее глазах отражается «превращение» души из чистой,

непорочной в грешную.

В новелле нет портрета матери, сообщается лишь, что она вдова лесничего, дряхлая.

Портрет не нужен, так как мать не меняется на протяжении действия.

4.Речь.

Обращение Горпинки к матери: матушка, мать—меняется.

«Ты знаешь, что у нас в Киеве, за грехи наши, много и колдунов, и ведьм».

«Это наказание Божие за грехи наши и за то, что несмышленая полюбила ляха-иноверца!»-- мать очень набожная.

«Это одно мое детище, как порох в глазу!»--мать жжет стыд за грехи дочери. 

5.Пейзаж.

Описание природы дано, когда Горпинка идет к колдуну. «Осенний ветер взрывал волны в Днепре и глухо ревел по бору; желтый лист, опадая с деревьев, с шелестом кружился по дороге, вечер хмурился на дождливом небе».

Вид пейзажа—созвучие.

Пейзажа нет.

6.Отношение автора.

а) Милая девушка;

б) Ужасная гостья.

Бедная старушка.

7.Функциональная нагрузка.

Антагонист.

Протагонист.

  Итак, мы подошли к решению последнего важного вопроса. Что лежит в основе русской национальной литературной традиции? (Гуманизм – любовь к человеку; патриотизм – любовь к Родине; высокая нравственность, преданность вере.)

  А с точки зрения русской национальной литературной традиции нет ли противоречия в том, что мы назвали протагонистом человека, совершившего грех? (Нет, потому что мать искупила свой грех. Она пошла в женский монастырь в послушницы, принимала на себя самые трудные работы, молилась беспрерывно.)

  Да, она старалась искупить грех. Но, может, Бог не простил её? (Простил: «успокоенная в душе своей, тихо умерла».

   Как строит новеллу Сомов? (Автор использует линейную композицию.)

  Заканчивается ли произведение смертью Фенны? (Нет. Писатель вводит эпизод, в котором сообщает о смерти Казимира.)

  Когда нашли его тело? (На следующий день после побега русалки.)

  А сообщает автор об этом после рассказа о судьбе матери. Не является ли это нарушением линейной композиции? (Является, автор использует ретроспекцию.)

  Для чего писатель использовал ретроспекцию? (Казимир – источник зла. Он принёс Горпинке горе (она погибла) и её матери (она страдала). И это зло наказано.)

4. Подведение итога.

   Учитель читает слова Николая Бердяева, записанные на доске: «Вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира».

   Я думаю, что эти слова созвучны нашему разговору. Фенна нашла избавление от зла, от страданий, от ужаса перед потерей дочери, сохранив верность христианству, преданность вере, исполнив долг перед Богом, перед своей совестью.

5. Тест.

1. Определите жанр произведения: а) повесть, б) новелла, в) предание;

2. Композиция этого произведения: а) линейная, б) кольцевая, в) ретроспективная;

3. Кто является антагонистом: а) Казимир, б) Горпинка, в) мать;

4. Каково функциональное назначение образа матери: а) протагонист, б) резонёр, в) литературный герой;

5. Пейзаж в произведении: а) контраст, б) созвучие, в) отдельный сюжетный компонент;

6. Горпинке была дана такая судьба: а) за её характер, б) за её красоту, в) за то, что полюбила иноверца;

7. Мать ушла в монастырь: а) так как не хотела оставаться одна в доме, б) чтобы искупить грехи своей дочери, в) по настоянию церковных служителей;

8. В строках «она росла, как молодая черешня, высока и стройна, чёрные её  волосы отливали, как вороново крыло» автор  использовал: а) сравнение, б) эпитет, в) гиперболу;

9. В строках «вечер хмурился на дождливом небе» автор  использовал:

а) метафору, б) сравнение, в) эпитет;

10. Грех, по мнению автора, можно искупить: а) молитвами, б) хорошими поступками, в) страданиями;

11. Произведение называется «Русалка», потому что: а) Горпинка утонула и превратилась в русалку, б) русалки защекотали Казимира, в) русалка – это образ-символ, это совесть, которая мучит Фенну.

Ключ: 1б, 2в, 3б, 4а, 5б,  6в, 7б, 8а, 9а, 10в, 11в.

Список использованной литературы

1. Ладыгин М.Б. и др. Литература. 8 класс. М: Дрофа, 2007

7




1. ЛамбертаБера связывает уменьшение интенсивности света прошедшего через слой светопоглощающего вещества
2. Уральская государственная академия ветеринарной медицины Кафедра профессионального обучения
3.  Имущественные и личные неимущественные правоотношения5 2
4. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук Дніпропетро
5. Общие принципы и законы ведения бухгалтерского учета
6. Реферат- Пословицы и афоризмы в системе социального и индивидуального знания
7. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук2
8. ДоллиКатя Б ВВяземский Даши Д
9. Все что совершает человек проходит через его сознание
10. це курс за яким банкрезидент продає іноземну валюту за національну а курс покупця це курс за яким він куп
11. Планировочная часть Назначение участка Участок по централизованному ремонту детали класса ldquo;
12. семейная роль чем определяются семейные роли [3] Заключение [4] Социология
13. I Наблюдение ~ метод сбора научной информации
14. ТЕМА- Методика социологического исследования Источник Кравченко А
15. Управление дебиторской задолженностью и пути ее совершенствования
16. Электрофизические процессы в электрических аппаратах
17. железной маской и колодцами забвения
18. Внутренние болезни Код дисциплины VB ~ 4301 Специальность- 051301 Общая медицина Объем учебных часов
19. Реферат- Органы предварительного расследования
20. Аналоги об~єкта оцінки порожню ввести п~ять нових записів написати запит на додавання записів з меншої