Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема принципов регулирующих деятельность и позволяющих достигнуть цели

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

232

PAGE  231

Лекция 19. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУКИ

1. Общенаучные методы исследования. Метод в широком смысле слова – система принципов, регулирующих деятельность и позволяющих достигнуть цели. Научный метод – способ построения и обновления знаний, совокупность приемов теоретического и практического освоения действительности. Каждая наука имеет свой предмет исследования и свои методы. Они используются при получении эмпирических данных и их обработке, при построении и проверке научных теорий и изложении результатов. Научный метод должен иметь определенные свойства: ясность, плодотворность (способность обеспечивать получение результатов), надежность, экономность.

Методика – это система проверенных принципов построения теоретической и практической деятельности. Методология изучает закономерности познавательной деятельности и вырабатывает методы познания. Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим дорогу: различные методы могут привести на основе одних и тех же фактов к разным выводам.

Выделяются группы методов: частные или специальные (применяемые в одной науке, раскрывая закономерности одного класса объектов), включающие специфическое применение общенаучных методов в зависимости от особенностей изучаемых объектов; общенаучные (применяются во всех областях науки для раскрытия одной из сторон действительности); философские (раскрывают в объектах всеобщие законы в их частном проявлении), используются и в других областях деятельности (например, диалектика). Роль философских методов в научном исследовании велика: хотя они не всегда учитываются сознательно, они задают общие принципы подхода к объекту.

Рассмотрим наиболее известные общенаучные методы. Они делятся на эмпирические и теоретические, предназначенные для применения разными уровнями исследования.

Основные методы эмпирического исследования: наблюдениееленаправленное восприятие явлений) и эксперимент (наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях). Иногда упоминаются описание (фиксация сведений об объектах), измерение (получение количественных оценок) и классификация (разделение изучаемых предметов на группы), но чаще их считают составными частями основных методов.

Научное наблюдение отличается от обыденного рядом особенностей: целенаправленностью (оно ведется для решения поставленной задачи и фиксирует только связанные с ней явления), планомерностью (производится по заранее составленному плану) и активностью (привлечением технических средств наблюдения, которые расширяют диапазон воспринимаемых явлений). Научные наблюдения бывают разных видов: прямые и косвенные (когда наблюдаются не сами объекты, а результаты их воздействия на другие объекты); непосредственные (свойства объекта воспринимаются органами чувств) и опосредованные (используются технические средства).

Основная проблема наблюдения – проверка фактов; производится или повторением наблюдения, или применением разных методов исследования. Результат наблюдения – описание объекта познания. Они образуют базу науки, над которой создаются эмпирические обобщения. Но исследователь при наблюдении не может управлять процессом. Поэтому предпочтительным методом является эксперимент, который позволяет изолировать исследуемый объект от влияния побочных явлений и многократно воспроизводить ход процесса в фиксированных условиях. Однако, эксперимент не всегда возможен: иногда объект недоступен для практического воздействия или вмешательство в исследуемый процесс нежелательно.

Эксперимент основан на вмешательстве в естественное течение процессов. Объект может быть поставлен в условия, не наблюдаемые в природе; процесс может быть повторен для получения достоверных результатов. Постановка эксперимента требует формулировки исходных теоретических положений, построения плана и цели исследования. Разработка математической теории эксперимента позволяет получить достоверный результат при минимальном количестве опытов.

Различают эксперименты: качественные (позволяют выявить воздействие некоторых факторов на изучаемое явление) и количественные (позволяют установить точные зависимости); исследовательские (позволяют обнаружить у объекта новые свойства) и проверочные (для подтверждения гипотез).

В ходе наблюдения и эксперимента, как правило, производится измерение – процесс получения количественной оценки изучаемых явлений путем сравнения с единицей измерения.

Измерения бывают прямые (когда искомая величина непосредственно выдается измерительным прибором) и косвенные (искомую величину получают на основании математической зависимости из других, получаемых прямым измерением).

Переходим к теоретическим методам. В их основе лежит абстрагирование: оно упрощает действительность, но помогает глубже понять ее. Каждый объект имеет бесконечное множество свойств и отношений; охватить все сознанием невозможно: необходимо отвлечься от одних свойств для изучения других. При абстрагировании происходит формирование понятий. Существуют различные виды абстракции: отождествления (индивидуальные свойства предметов, не имеющие значения для исследуемого процесса, считаются несуществующими, происходит их объединение в особую группу); индивидуализации (выделяют как самостоятельные сущности свойства и отношения между предметами); потенциальной осуществимости (принимается возможным неограниченное развитие процесса) и т.д. Ни одна область знания не может обойтись без абстрагирования: чувственное познание дает полную картину, а мышление овладевает ею постепенно, выделяя отдельные стороны. Но формулирование теоретических положений об абстрактных процессах – не последний этап. Затем необходимо восхождение от абстрактного к конкретному, приспособление полученных зависимостей для реальных объектов. В результате наши знания о конкретном объекте включают не только данные чувственного восприятия, но и постигнутое теоретическим мышлением. Основная трудность абстрагирования – решить, что можно отбросить при решении данной задачи.

Идеализация сводится к мысленному созданию идеальных объектов, не существующих в реальности, путем предельного абстрагирования от свойств реальных предметов или введением таких признаков, которых не может быть у реальных предметов (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердое тело). В результате многие стороны реального объекта исключаются из рассмотрения (без которых предмет существовать не может, но они затемняют рассмотрение). Идеализированные объекты – важное средство познавательной деятельности. Они используются в теоретических моделях, чтобы установить закономерности, недоступные при изучении реальных объектов из-за многообразия их свойств и отношений. Сначала находят теоретическое описание поведения идеального объекта, затем вносят поправки для описания свойств реальных объектов. Следует помнить: идеализация может быть ошибочной.

При моделировании изучаемый предмет замещается моделью. Модель – материальный или мысленный объект, заменяющий объект исследования и имитирующий некоторые его свойства. Моделирование бывает физическое (проведение операций с реальным предметом), мысленное (проведение мысленного исследования) и символическое (с помощью знаковых систем, частный случай – математическое). Этот метод применяется, когда изучение собственно объекта затруднительно. Для применения моделирования необходимо обосновать правомерность переноса (экстраполяции) информации с модели на объект исследования. Для одного явления могут быть созданы различные модели. Модель всегда проще оригинала, следовательно, делать выводы ученому можно лишь с учетом вероятности ошибок из-за неизбежного упрощения.

Формализация – крайний случай абстрагирования, полное отвлечение формы от содержания. Специальная символика позволяет описывать свойства и зависимости объектов, не только закрепляя имеющиеся знания, но и получая новые, оперируя не реальными объектами, а символами. Примеры используемых символик – естественные языки, математика.

Аналогия – умозаключение, при котором на основе сходства между двумя предметами по ряду существенных признаков делается вывод о сходстве их остальных признаков. Как правило, информация о более изученном объекте при аналогии переносится на менее изученный. Следует помнить, что аналогия всегда дает только вероятностные предположения.    

Анализ и синтез – два этапа исследования. Сначала – анализ, мысленное разложение предмета на части (на первой стадии научного исследования ученый выделяет строение объекта и его свойства). Затем от изучения составных частей переходят к синтезу, то есть к изучению связей между ними, представляя объект как единое целое. Обобщение эмпирических данных невозможно без синтеза, а конкретное знание об объекте получается как синтез его абстрактных определений.

Обобщение – мысленное отождествление похожих предметов и событий, перехода от единичного к общему, усмотрение единого в многообразном, закономерного в случайном.

Индукция сводится к следующему процессу: обнаружив сходные признаки у многих объектов определенного класса, человек делает вывод, что они присущи всем объектам данного класса. По сути, это – обобщение приемов, используемых в любом эмпирическом исследовании. Как правило, полная индукция (когда мы делаем вывод на основании изучения всех предметов данного класса) невозможна. По отношению к бесконечности предметов и явлений наш опыт всегда неполон, поэтому результат неполной индукции всегда есть предположение, не имеющее строгого доказательства. При дедукции из положении об общих свойствах некоторого класса предметов или явлений делается вывод о свойствах конкретного объекта.

 Итак, задача теоретического познания – дать не набор абстракций, а цельный образ исследуемого явления. Поэтому нужно мысленно воспроизвести объект во всей полноте его свойств и отношений. Поэтому существуют также различные методы синтеза знаний – построения научных теорий.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладется ряд недоказуемых исходных положений (аксиом), а из них логическим путем выводятся остальные положения этой теории. Аксиомы должны быть независимы друг от друга и не противоречить друг другу.

Гипотетико-дедуктивный метод идет не «снизу», как обобщение фактов: сначала ученым создается гипотеза, а затем она подвергается опытной проверке и конкретизируется.

В основе исторического метода лежит исследование изменяющихся объектов путем мысленного воссоздания процесса их развития, раскрытия его закономерностей и внутренней логики. Иногда выделяют логический метод, который пытается вывести эти закономерности, изучая высшую стадию развития объекта и исключая несущественные этапы его истории.

2. Социальное познание и прогнозирование. Различие между гуманитарным и естественно-научным знанием отражает различные степени субъективного начала. Гуманитарные науки имеют дело с объектами, в которых идеал объективности недостижим: исследователь сам включен в объект познания и изменяется в ходе его исследования. Современная методология познания все больше меняется в сторону гуманитарной трактовки: традиция рассматривать объект как независимый от познавательной деятельности переосмысливается, а гуманистические идеалы признаны необходимыми для исследований.

Познание общества имеет свою специфику. Человек сам творит общество, и сам познает его: он – и объект, и субъект познания. Раньше для социального познания был характерен редукционизм – сведение социальной реальности к низшим формам (механической, биологической, экономической и т.п.), применение разработанных в них методов. Но сейчас признано: необходима коррекция применения общенаучных методов. Кроме того, для социального знания, кроме обычных критериев истинности, существуют также социально-гуманитарные критерии оценки: соответствие общественным потребностям, следование социальным запретам, экологическим нормам и т.д.

В последние десятилетия системный подход позволил рассмотреть общество как систему, которой присущи законы структуры, функционирования, развития и саморегуляции. Исследование системной организации общества и действующих в нем закономерностей может быть поставлено на основу разработанных концепций системного анализа. Классические науки изучали простые системы – замкнутые и изолированные. Однако большинство реальных систем относятся к категории открытых, т.е. обменивающихся веществом и информацией с окружающим миром. В 70-х гг. ХХ века начала активно развиваться синергетика – теория сложных самоорганизующихся систем. Ее основной принцип – возможность спонтанного возникновения порядка из хаоса в результате самоорганизации. Цель синергетики – раскрытие общих принципов и закономерностей развития сложных систем. Как выяснилось, эти закономерности поддаются математическому моделированию, что открывает новые перспективы в понимании социальных процессов.

Особую трудность представляет эмпирический уровень познания, чья цель – накопление проверенных фактов. Специфика фактов из жизни человека и общества – их неповторимость; не может быть и речи о повторении опыта. Далеко не все исторические факты исследователь может наблюдать лично; ему приходится обращаться к источникам, описывающим исторические события, реконструируя прошедшее. Поскольку социальные процессы затрагивают коренные интересы людей, в этих источниках велик элемент субъективности, созданный как личными симпатиями автора, так и общей атмосферой эпохи. Поэтому исследователь должен провести тщательный анализ, отделяя реальные события от предвзятых мнений.

Основные методы эмпирического познания – наблюдение и эксперимент. Но при наблюдении над людьми присутствует обратная реакция наблюдаемого, которая может привести к искажению результата. В эксперименте исследователь вмешивается в ход событий, что при социальном эксперименте накладывает сильные моральные ограничения. В связи с этим разрабатываются системы социологического исследования, позволяющие уменьшить  субъективные искажения.

При теоретическом осмыслении полученных фактов, т.е. при попытке определить действующие в обществе закономерности, особую трудность представляет уникальность каждого человека и народа; у многих философов вызывает сомнение сама ценность подобных обобщений и их применимость для других людей и народов. Возможно ли сформулировать законы общественного развития? Не все философы согласны с тем, что они существуют: некоторые утверждают, что мы можем лишь выводить эмпирические обобщения, но не считать их законами. Но большинство мыслителей уверены: люди творят историю, но они вынуждены учитывать сложившиеся объективные обстоятельства. Материальные и духовные предпосылки их деятельности созданы предшествующими поколениями; а где объективность, там можно найти и закономерные связи.

Причинно-следственные связи в социальных науках выражаются через понятие исторической необходимости: тенденции развития событий, определяемой преемственностью поколений. Каждое поколение действует среди унаследованных условий, которые являются для него объективной реальностью, порождая и проблемы, и средства их решения. Но историческая необходимость выражает только общее направление развития, оставляя место случайностям и альтернативам.

Законы развития общества – объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность общественного развития. Чем они отличаются от законов природы? Законы природы неизменны и действуют автоматически, законы развития общества могут изменяться по ходу исторического развития и реализуются через деятельность людей (которые могут нарушать их, что приводит к негативным последствиям для социальной жизни). В природе явления могут повторяться, в истории все уникально; поэтому законы развития общества имеют статистический характер, обозначая основную линию развития и не исключая особенностей и отклонений. Возможны не точные предсказания, а вероятностное прогнозирование.

В научном мышлении большую роль играет прогнозирование – разработка вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем, исследование его перспектив. В 40-е гг. ХХ века возникла особая дисциплина – футурология, чья цель – прогнозирование процессов, происходящих в обществе. Она необходима для социально-экономического управления.

Социальное прогнозирование – научно обоснованное суждение о перспективах развития общества, необходимое для предвидения последствий принимаемых решений, для оптимизации экономической, социальной, политической, экологической деятельности. Большинство философов считают, что возможно предвидение будущего состояния общества, поскольку существует объективная причинно-следственная связь явлений. Социальное прогнозирование предполагает выделение возможных вариантов развития и факторов, от которых зависит их реализация. Степень достоверности социального предвидения зависит от расстояния до прогнозируемого процесса; от нашего знания закономерностей развития общества; от полноты учета всех сторон прогнозируемого объекта.

Основная методика прогнозирования такова: определение задачи, сбор данных, разработка исходной модели, оценка модели и ее уточнение, и наконец – выработка рекомендаций. Основные способы социального прогнозирования таковы: экстраполяция – условное продолжение в будущее социальных тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно известны; аналогия – распространение закономерностей и тенденций развития системы на сходные (но менее изученные) системы; моделирование – создание модели будущего социальных систем в соответствии с ожидаемым изменением условий, перспективы развития которых известны; в настоящее время распространение получило компьютерное моделирование. Выделяются прогнозы: по срокам прогнозирования – оперативное (до 5 лет), тактическое (от 5 до 15 лет) и стратегическое (свыше 15 лет); по пространственному масштабу – глобальное, региональное и местное.

3. Философское понимание истины. Истина, в обычном понимании этого слова, – такое содержание знания, которое тождественно предмету знания. В подавляющем большинстве реальных случаев это тождество относительно, условно. Наиболее жестко оно проверяется в теоретическом познании: самая эффективная реализация этого требования – в области математики. Но, чем сложнее объект исследования, тем приблизительнее доступные нам знания: впрочем, как показывает опыт, для практических целей и оно является вполне надежным средством. Поэтому выделяются две формы знания: достоверное (истинность которого доказана) и вероятное (истинность которого подтверждена всеми доступными критериями). Давно доказано, что большинство наших знаний – вероятные.

Истина – основная цель познания. Но в познавательной деятельности она соседствует с заблуждением – несоответствием знания своему объекту. Незавершенность результатов научного познания и постоянная переоценка его результатов показывает, что заблуждение – неотъемлемый элемент науки; в отличие от случайной ошибки и преднамеренной лжи оно неустранимо – любое знание принципиально его содержит. Преодоление заблуждения возможно только в действии.

Научная истина – такие эмпирические и теоретические научные утверждения, соответствие содержания которых своему предмету удостоверено научным сообществом. Основные формы такого удостоверения – соответствие результатам систематических и статистически обработанных экспериментов (для эмпирических высказываний) и выводимость в качестве логического следствия из исходных аксиом (для теоретических высказываний). Теоретическая истинность может устанавливаться через соблюдение правил логики при выводе суждения из признанных аксиом; эмпирическая истинность – при помощи опытной проверки. Но как обосновать сами аксиомы или методы проверки? Каков же критерий истинности научного знания? Точки зрения, разрабатываемые теориями истины, различны:

  1.  корреспондентная теория истины – истина есть мысленное отражение реального объекта, ее критерий – соответствие теории объекту, что проявляется в опытном подтверждении знания (но факты зависят от чувственных восприятий и теоретической интерпретации);
  2.  когерентная теория истины – истина есть теоретическое объяснение отдельного явления, входящее в общее здание науки, ее критерий – согласованность и непротиворечивость (соответствие принципам науки и отсутствие логических противоречий с другими теориями);
  3.  прагматическая теория истины – истина есть предположение, наиболее успешно реализуемое на практике, и ее критерий – возможность практического созидания (но здесь отрицается специфика научного знания).

Современная философия видит в соответствии познания бытию не норму, а недостижимый идеал. Реальность воспринимается людьми в рамках определенного вида деятельности, фрагменты знания существуют в рамках определенной теории. Сопоставление самих теорий и практик затруднено. Эмпирический базис науки, как признано, содержит конвенциональные (договорные) элементы; практика имеет исторический характер и изменяется. Поэтому многие современные философы вообще отрицают значимость понятия истины, видя в ней остатки идеологии и призывают к освобождению науки от этой идеи.

Высказываются опасения: экспансия технологического мышления может затруднить собственно научный поиск, редуцировав его к поиску новых технологий и ослабив направленность на фундаментальные исследования. Технологические критерии и методы распространяются на другие формы познания. Теоретическую мысль заменяет статистическая обработка и просчет вероятностей средствами вычислительной техники; при описании реальности все чаще используют компьютерную терминологию. Раздаются призывы отказаться от поисков истины и построения теорий в науке, сведя познание к разработке все более совершенных информационных технологий, заменить идею поиска истины модельным мышлением. Категория истины к модели неприменима. Цель моделирования – интерпретация доступных сведений и прогнозирование; взаимодополнительность различных моделей не ограничена.

Высказывается и мнение, что критерий теории существует. Это – практика, человеческий способ отношения к миру, заключающийся в активном преобразовании предметов и явлений. Практика – активное, сознательное отношение человека к миру; она носит общественный характер (освоение и преобразование мира происходит в сотрудничестве и противоборстве с другими людьми). Поскольку практика первична, именно исходя из нее нужно объяснять социальные и духовные процессы. Она – основа теоретической деятельности (так как дает материал для теоретической обработки), а также ее причина (главным стимулом развития знания служат потребности людей) и цель (поскольку получаемые знания прилагаются на практике). В ходе практики мы получаем знания и ею же проверяем их истинность, практика определяет стиль мышления.

Для выхода из этого затруднения исследуются различные виды истины. Например, бывает истина объективная (не зависимая от сознания человека и имеющая доказательства, побуждающие всех исследователей признать данное положение) и субъективная (не имеющая доказательств); конкретная (верно отражающая объект в одних условиях и неверная в других) и абстрактная (верная всегда и во всех обстоятельствах).

Любой объект познания неисчерпаем: он постоянно меняется, обладает множеством свойств, связан бесчисленными связями. Между тем каждая ступень познания ограничена – и уровнем развития науки, и уровнем жизни общества, и познавательными способностями ученого. Значит ли это, что мы не можем узнать истину? Для освещения этой проблемы введены следующие понятия. Относительная истина – ограниченно верное знание, требующее дальнейшего уточнения. Она носит вероятностный характер и может считаться верной только в известных пределах. Таким образом, относительной истиной можно назвать форму выражения истины, характеризующую ее точность и полноту, достигнутую на данном этапе познания. Абсолютная истина – исчерпывающее знание об объекте, которое никогда не будет опровергнуто или уточнено. Большинство философов сходится на том, что абсолютная истина не может быть нам известна из-за ограниченности наших органов чувств и самого способа мышления. Но значит ли это, что истина вообще недоступна? Нет, относительная истина – тоже истина, на данном этапе не имеющая опровержений. Просто последующие поколения исследователей обнаружат новые свойства мира и дополнят известное. Итак, истина относительна, поскольку наше мышление отражает предмет не полностью, а в известных пределах, которые постоянно изменяются. Предшествующая теория не отрицается новой, а становится ее частным случаем. В каждой относительной истине содержится и абсолютное знание. Можно сказать, что абсолютная истина складывается  из бесконечного множества относительных.

Существуют крайние мнения о рассматриваемой проблеме. Догматизм рассматривает каждую достигнутую истину как абсолютную. Релятивизм считает относительную истину заблуждением. Наука не склад готовых истин, а процесс их достижения. Процесс развитие науки – смена одних относительных истин другими, все более приближающихся к абсолютной.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое научный метод?

2. Какие методы относят к общенаучным?

3. Каковы основные методы эмпирического исследования?

4. Каковы основные методы теоретического исследования?

5. В чем трудности социального познания?

6. Какие методы применяются для социального прогнозирования?

7. Что называют научной истиной?

8. Какие критерии истины предлагаются?




1. . ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОНТРОЛЯ3 1
2. за приданого Перелом у папаши Руо оказался лёгким но Шарль продолжал ездить на ферму
3. либо смысла Снова натыкаюсь на себя как же мучительно встречаться каждое утро с собой
4. тема на Руси прочно властвует а чужеземные ldquo;фряжские затеиrdquo; растворяются в ней как ручьи в море
5.  Вихідні дані 12
6. Контроль экологической безопасности на предприятиях и в хозяйственных структурах
7. Философия Древней Греции
8. Иностранные инвестиции
9. тема вимог яка містить два компоненти
10. Применение методов математической статистики и теории вероятностей в задачах теоретической лингвистики при анализе устной и звучащей речи на русском и английском языках
11. тема оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
12. по теме- Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями
13. Основным положением по составу затрат включаемых в себестоимость продукции работ услуг
14. Методическое обеспечение бухгалтерской финансовой отчетности в ФГУП «Росморпорт»
15. А дивизионная Б линейно ~ функциональная В матричная Г неформальная Формализованное прави
16. .И. Уразова 2013г.
17. Чесотка
18. мозговой атаки составить группы студентов для проекта; 2 самостоятельная работа студентов по проекту- с
19. Анализ кредитоспособности заемщика
20. Информационное общество- понятие и тенденци