Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Статья
Тема:
«Проведение логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий».
Автор:
музыкальный руководитель
муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Лямбирский детский сад №3
комбинированного вида»
Чичайкина Марина Юрьевна
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логопедической ритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Известно, что все в нашем организме подчинено ритму работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. При этом двигательный режим влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Именно поэтому в детском саду необходимо проводить логоритмические занятия. Ведь затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы, все без исключения, желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми, но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа с детьми в логопедических группах с общим недоразвитием речи была наиболее эффективной. Целью этих занятий является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка. И именно музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Музыка и слово помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию, музыка оказывает влияние на качество исполнения. Благодаря этому у дошкольников улучшается выразительность движений, ритмичность, чёткость, плавность, слитность.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Осуществления образовательных задач способствуют формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей. При реализации образовательных задач люди с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию людей с речевой патологией.
На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. Упражнения подбираются так, чтобы каждый музыкальный сигнал вызывал немедленную и определенную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, а главное способствует коррекции собственно речевых нарушений у детей: фонематического слуха, темпа и ритма дыхания и т.д. Эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придаёт им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, а создание с помощью музыки определённых образов способствует развитию мимики и пантомимики.
На логоритмических занятиях проводятся игры и упражнения для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического и речевого дыхания, голоса. При этом на занятиях решается целый комплекс задач. Это позволяет закреплять двигательные навыки и умения, развивать музыкальные и творческие способности детей. Кроме этого, развивается речевая моторика для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи; формируется правильное дыхание и певческий диапазон голоса. И, безусловно, проводится работа над четкими координированными движениями во взаимосвязи с речью и развивается фонематический слух и слуховое внимание.
В занятия по логоритмике целесообразно включать разные виды упражнений: артикуляционная гимнастика, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, различные виды массажа и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Наиболее часто на логоритмических занятиях и вне их используются подвижные игры, хороводы, физкультминутки, которые отвечают возрастным возможностям и потребностям ребёнка и являются средством его всестороннего развития. Они позволяют тренировать детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Игра является самой захватывающей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Играя, он познаёт жизнь, перевоплощается в самые различные игровые образы, увлекаясь игровой ситуацией, дети забывают о своих недостатках, отвлекаются от них. Застенчивые и робкие становятся активными, стеснительные - уверенными в своих силах. Практика доказала, что любой процесс обучения, преподносимый детям в игровой форме, проходит более эмоционально и тем самым способствует более лёгкому, быстрому и прочному усвоению разучиваемого материала.
В нашем ДОУ реализуется инновационный проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в рамках соприкосновения 3-х мировых культур: славянского, финно угорского и тюрского». В рамках его реализации мы стараемся приобщать дошкольников к истокам народной культуры. С этой целью используем пальчиковые игры и сказки русского, мордовского и татарского народов. Ведь науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. При этом используем речевые игры. Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Стихи, где есть сюжет, действие, персонажи, где могут происходить те или иные действия. Особенно нравятся детям и легко запоминаются стихи с юмором. Такие произведения можно найти на страницах детских журналов, в сборниках современных поэтов. Многие народные потешки, зарубежный фольклор служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Придумывая вместе с ребенком движения, мы развиваем его фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Речевые игры развивают мышление и речь ребенка, преодолевают логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной. Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. После прочтения стихотворения говорим о содержании, уточняем ответы, разъясняем.
Часто используются динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Они развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. Они учатся выразительно передавать в движении настроение и образ. Тренировка внимания средствами музыкально-двигательных упражнений улучшает и сами движения. Сменяющийся музыкальный материал не разучивается детьми, а служит средством активизации их музыкального восприятия и движений. Двигательное содержание сменяющегося музыкального материала заключается в основных и имитационных движениях. Это способствует совершенствованию слуходвигательного аппарата ребёнка и развитию мышечного чувства.
На каждом занятии необходимо давать какой-либо новый музыкальный материал (для бега, ходьбы, прыжков, имитации движений). Ребёнок, привыкнув реагировать на разный характер музыки, начинает легко согласовывать с ним свои движения, т.е. затрачивает именно то количество мышечного напряжения, которое требуется для выполнения данного действия. При этом непроизвольно тренируется мышечное чувство. Воспитание выразительности движений влияет на эмоции ребёнка, развивает их, что помогает общению. Над выразительностью работа ведется двумя способами: введением образных упражнений; например: иди, как мышка, прыгай, как зайка, беги, кружись, как лисичка, или увеличением количества имитационных движений; при этом дети подражают действиям людей, движению транспорта и т.д., например, натягивают канат, играют в снежки, чистят куртку в определённом ритме, в этих упражнениях удобно работать над связной речью.
Большое внимание в своей работе уделяем использованию театральных этюдов, ведь очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика и жестикуляция. У многих детей логопедической группы мышцы лица, рук, всего тела вялые или скованы. Использование на занятиях мимических и пантомимических этюдов развивают подвижность губ и щек, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. А это все укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом,
Я убеждена, что логоритмика, основанная на использовании связи слова, музыки и движения, способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с нарушением речи, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге - социальной реабилитации детей. Кроме того, логоритмика оказывает благоприятное влияние на здоровье ребенка: в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно сосудистой, дыхательной, речедвигательной и познавательной. В процессе тематических музыкальных занятий происходит обогащение словаря детей, формируются новые понятия, что имеет немаловажное значение для развития речи. При этом работа над процессами внимания способствует общему психическому развитию, нормализации функции памяти и мышления.
Список использованной литературы:
1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Спб., 1999.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детуй. Спб.,2000.
3.Гавришева Л. Б. Логоритмические распевки. Спб., 2009.
4. Гринер В. А. « Логоритмика для дошкольников» М., 1958
5. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М. 2008/
6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. М.,1999
7. Лазарев М.Л. Здравствуй! М., 1997.
8. Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. М.,1998.
9. Рузина М.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.,1999.
10.Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1995