Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Реферат- Культура западной Европы от возрождения до реформации

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

    КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО РЕФОРМАЦИИ

         Эпоха Возрождения - Ренессанс.

Считается, что начало эпохи

было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу

этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии,

затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками

мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии,

балканских государств, заражая уверенностью в новых возмозможностях

человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших

не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический  

характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и

не только идеи, рождением ее деятельного носитиля - нового субъекта

культуры - гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю чело-

веческой культуры.       

         Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождение

наследовало идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культур-

ную форму реакции на эти идеи, воплотившуюся в движение Рефор-

мации, охватившей большую часть Европы, что привело к жестоким

религиозным и национальным войнам. Италия, Испания, Франция, юг

Германии пережили эпоху Контрреформации - восстанавления автори-

тета католической Церкви, чему способствовали костры инквизиции.  

1600 год - год казни Дж. Бруно, основания английской Ост-Индийской

компании, время замысла шекспировского "Гамлета" - определил конец

эпохи - эпохи перехода от старых времен к Новому времени.

         В экономике - это эпоха Великих географических открытий и перво-

начального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом коло-

ний и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониаль-

ным войнам; в политике - борьба за самостоятельность городов - коммун

и союзов торговых городов завершившаяся складыванием монархи-

ческих абсолютистских государств, в которых за сословными интересами

настойчиво просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская

культура становится культурой национальной. Европа к началу XVII века

со всей определенностью поделилась на протестантов и католиков, а это

никак не могли предвидеть итальянские гуманисты, еще самосовер-

шенствующего индивида, гармонично  существующего и в природе, и в

человеческом обществе.

         Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива,

переходна от старого к Новому времени и растянулась она во многих

регионах Европы более чем на три столетия. Гуманисты, формулируя

идеал свободной личности, ее безграничных познавательных и деятель-

ных возможностей, сознательно ограждали себя от старых традицион-

ных форм натуральной жизни с ее феодальным правом, ортодоксаль-

ным католичеством и религиозным послушанием. Они провозглашали

идеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека от

этих идеалов. Противоречие эпохи состояло не только в том, что на

смену средневековому образу жизни приходили другие - с городскими

мануфактурами, дальними торговыми путями, необходимостью само-

стоятельных решений, а значит, требованием положиться на себя, а не

на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие

эпохи заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные

гуманистами в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они

думали, реализоваться.

         Конечно, история всегда событийна и факты говорят сами за себя.

Непрерывные войны, страшные эпидемии чумы, оставлявшими пустыми

целые города, жестокость первых колонизаторов и первые классовые

столкновения - восстания городских низов и борьба за привелегии высшей

городской знати, пылавшие костры инквизиции, где люди сжигались

сотнями, а в ведьмовстве обвиняли детей, продажность тиранов и

"светские привычки" пап, открыто устраивающих свадьбы своих много-

численных отпрысков, турецкое владычество, ставшее для Европы

реальностью и, наконец, религиозные войны - все это повседневность

эпохи.         

         Открытием эпохи Возрождения был пристальный взгляд назад, в

поименовало эпоху Возрождения или, по-итальянски, Ренессанса).

глубь веков, во время уже прожитое людьми, населявшими когда-то Рим

Древний и Великийгород (возрождение Античности - название данное

самими гуманистами - и поименовало эпоху Возрождения или, по-

итальянски, Ренессанса).

         Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными

христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они

соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средне-

вековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне вре-

менное единство - духовную историю человечества. Оставаясь хрис-

тианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевыш-

него, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно

человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и

всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия

древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен.

К закату Возрождения это ощущение утратится и Гамлет произнесет ро-

ковые слова: "Распалась связь времен...".

         И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому

повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и

поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и

другие предвидели и старались по-своему осуществить идею единства

человеческой культуры в ее истории.

         Термин "гуманизм" неоднозначен и имеет разный смысл в разных

культурах. Ввели его "новые люди" эпохи Возрождения, перетолковав по-

своему античного философа и оратора Цицерона. У них это означало

ревностное изучение всего, что состовляет целостность человеческого

духа, так как "humanitas" у Цицерона обозначает полноту и нераздельность

многообразной природы человека.

         Начиналось же все в особой культурной среде - группах гуманистов

с обновления целей культурной деятельности - создания нового субъекта

культуры. По сути, это был процесс зарождения европейской интелегенции

сознательного носителя образованности и духовности, которая берет на

себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп был

очень пестрым: чиновники и государи, профессора университетов и пере-

писчики, дипломаты и духовенство, частные воспитатели и светские дамы.

Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей

деятельностью и местом, где они жили. Так, Лоренцо Медичи был го-

сударем, Сандро Боттичелли - цеховым мастером, что и делало его ху-

дожником, Пико делла Мирандола - графом, а Лоренцо Бониконтри -

офицером, наемником герцога Сфорца. Их гуманистические занятия были

частным делом, увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо

создавало репутацию, славу, давало поддержку, приносило богатые

подарки. Кто-то делал карьеру благодоря талантам и образованности, а

кто-то впадал в нищету.

         Свободное время делало свободную личность, реализующую

собственную одаренность, благодоря собственной воле, энергии,

настойчивости и колоссальной трудоспособности.

         Плодом этих ученых занятий явилась оригинальная концепция, в

которой был найден синтез античных и христианских идеалов. Эту кон-

цепцию можно назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Бог

сливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов,

создан Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. "Природа, то

есть Бог" - такую формулу использовал, например, Альберти в своих

трактатах, подчеркивая что Природа - Бог правит не только людьми, но и

животными, птицами, рыбами и прочими тварями. В жизни наблюдалось

иное, но гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано

ему в его безграничных возможностях, задача же каждого человека

реализовать себя.

         Возрождение породило титанов по мысли, силе чувств и харак-

теров, однако не только Гамлет и король Лир, но и титанические образы

тиранов в трагедиях Шекспира имели своих прототипов в реальности. В

мироощущении этих "героев" мир и сам человек не выражали собой

универсальность Божественного творения. Человек становился сово-

купностью разных "личин".

         Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личночть

царила в этом мире, где происходило утверждение автономности чело-

веческого "Я". Сила часто становилась основой права без морали. "Цель

оправдывает средства" - формула Никколо Макиавелли, гуманиста и

царедворца, стала оправданием многих темных дел не только того

времени.

         Реформация.

Попыткой преодолеть противоречия раннебуржуаз-

ной культуры, а также традиционное влияние католической церкви стала

идеология нового движения в заальпийской Европе, получившего наз-

вание Реформации.

         Реформация началась в Германии и связана с именем Мартина

Лютера, августинского священника, профессора аристотелевской диа-

лектики Виттенбергского университета. В ходе Реформации возникла

новая церковь и новое вероиповедание в рамках христианской веры -

протестантизм. Это название, вошедшее в историю, возникло на

Шпейерском рейхстаге 1529 года, где сторонники Лютера выступили с

протестом против отмены решения этого же рейхстага 1526 года о пре-

доставлении права выбора вероиповедания населению их территории.

Поводом к выступлению против Римской церкви стали проповеди Лютера

против торговли индульгенциями. В День всех святых - 31 октября 1517

года Лютер прибил на дверях дворцовой церкви в Виттенберге свои зна-

менитые 95 тезисов, в которых оспаривал право церкви отпускать грехи

человека.

         Лютер утверждал, что христианин спасается только через полное

самоуничижение, символ которого Голгофа, и что любые попытки отыскать

более прочные тому гарантии фантастичны и кощунственны.

         В культуре Средневековья человек, по католическому вероучению,

понимается как греховное существо по природе.

         Лютер свидетельствовал о человеке как о грешном и обвинняемом,

но апеллировал к человеку судящему. Реформатор хотел бы, чтобы вся

присутствующая в человеке энергия ненависти ко злу была изъята из мира

и обращена вовнутрь - против того нравственного убожества, которое

каждый должен найти в себе самом.

         И гуманисты, и реформаторы решают по сути одну и ту же задачу:

пытаются определить место, найти точку опоры человеку в новом,

раннекапиталистическом мире, в котором отношения "личной зависимости"

уступают место отношениям "вещной зависимости". Реформаторы про-

возглашают идею ничтожества человека. Но это унижение пара-

доксальным образом оборачивается немыслимым ранее приблежением к

Богу простого человека - мирянина и грешника.

         Реформация начала с того, что "раздавила" человека. Но в этой

раздавленности как бы уравняла людей и их шансы на стартовой пло-

щадке жизни. Почему, спрашивает Лютер, "твою тело, твоя жизнь, дос-

тояние и честь так свободны, а мои - нет, хотя мы одинаково являемся

христианами, одинаково крещены, имеем единую веру, одинаковые души

и все остальное у нас одинаково? Этим Лютер и вслед за ним другие ре-

форматоры лишили идею неравенства людей религиозной санкции. Про-

тестантизм в рамках национальных культур создал социально-психоло-

гические условия, укрепляющие "вертикальные" связи элит и масс, раз-

мывающие границы между "верхами" и "низами" общества.

         Возникает неизвестная ни Средневековью, ни Античности проблема

формирования личности. Человек перестает быть "заданным" своим соци-

альным статусом и набором социальных ролей в иерархически органи-

зованном обществе, а становится чем-то в результате своих собственных

усилий. Как видим, и здесь гуманисты и реформаторы сходятся во

взгляде на человека как на личность способную и нуждающуюся в само-

изменении, однако пути и цели, ими обнаруженные, различны.

         Глубокий переворот, переживаемый ренессанской Европой, не мог

не коснуться и католической церкви. С одной стороны, папы, разделявшие

античные интересы соотечественников-гуманистов, способствовали со-

биранию древних рукописей и толкованию античной филисофии, занима-

лись меценатством. С другой стороны, их политика, отстаивающая собст-

венные земельные, экономические и властные приоритеты, способст-

вовала дрейфу церкви от положения первого феодала средневековой

Европы к положению первого среди равных светских дворов в много-

численных королевствах тогдашней Италии. Кроме того Рим, не забывал

своих интересов и за пределами Италии и по возможности удерживал в

своих руках все идеологические влияния.

         Соседство государств, несовместимое, на первый взгляд, оказы-

вается внутренне связанным той общей почвой христианской культуры, на

которой к концу XIII века разросся до чудовищных размеров, обретя поли-

тическое и экономическое могущество, институт папской курии с подчи-

ненными ей епископствами, проводивший светскую политику, участ-

вующий в национальных и гражданских войнах.

         Утопизм гуманистов в вопросах веры сделал их идеи уязвимыми как

для католической церкви, которая поспешила внести большую часть

шедевров гуманизма в "Индекс запрещенных книг", так и для протес-

тантов. Таким образом еще раз обнажился глубоко противоречивый ха-

рактер гуманистической культуры, как в ее отношениях с недавним куль-

турным прошлым, так и в отношениях с ближайшими духовными

наследниками.

         Однако Возрождением было сделано открытие еще одной сферы

практического творчества человека, мимо которого проходила до этого

европейская культура. Речь идет о художественном творчестве. Конечно и

в Античности и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той,

ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора,

скульптора не считался самоценным творчеством. Гуманисты же, раз-

глядев в человеке - создании Божьем высшую способность к самос-

тоятельному творению, нашли в художниках не только своих едино-

мышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобной

деятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или ху-

дожник на полотне творит прекрасный и совершенный мир. Художник по-

этому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства,

он еще и ученый, но не только. Художник эпохи Возрождения еще и изо-

бретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл "тонким изобре-

тением", но любое конструирование - механический, мы бы теперь ска-

зали, инженерный труд тоже одинаково ценен, ибо реализует разные спо-

собности человеческой натуры. Вот почему в одном лице Леонардо да

Винчи, Микельанджело, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера и

многих других гуманистов мы находим сочетание столь многих и казалось

бы далеких друг от друга способностей: поэтическое дарование, умение

создавать военную технику, мастерство скульптора,  талант художника,

архитектора, теоретика искусства, тонкого критика и ценителя прекрасного.

Искусство стало светским занятием, оно все более отдалялось от правил

ремесленных мастерских, становилось делом свободным и индивидуаль-

ным: за каждым именем художника ощущался свой неповторимый взгляд

на мир. Развитие взаимоотношения между автором и героем в ренессанс-

кой литературе от поэзии и новелистики к драме положили начало лите-

ратуре Нового времени - авантюрному, психологическому, реалистичес-

кому роману, трагедии, драме, развитию разнообразных форм лирической

поэзии.

         Все изменения явились необходимыми и достаточными условиями

для того, чтобы Европа вступила в Новой время - время страшных со-

бытий, новых социальных бурь и катаклизмов, первых буржуазных рево-

люций, колониальных войн и освоения новых земель.

         Со временем же и идеалы гуманизма и практицизм протестантов

вошли в равной степени вошли в культуру Западной Европы.




1. Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора
2. разному их взгляды имеют общий знаменатель- основу мира они видят в определенном материальном принципе.
3. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата мистецтвознавства.
4. Основы маркетинга
5. Язык гипертекстовой разметки HTML в разработке информационных систем
6. Операционные системы, альтернативные Windows
7. Валенок 89105454545 vlenok@mil.html
8. по теме- Весна Звук [С] в словах индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возрас
9. Лекция 3. Собственность как основа производственных отношений Собственность ~ это ось вокруг которой.
10. Охорона праці Суть завдання та організація охорони праці
11. Методология науки криминалистики Контрольная
12. І. Виговського.. Україна за часів Директорії
13. Уральский государственный технический университет УПИ Физикотехнический факультет Кафедра Физик
14. Об ответственности за нарушение порядка представления Государственной статистической отчетности
15. Генезис творческой манеры Эриха Марии Ремарка и рецепция ранних произведений (по произведениям Приют грез, Гэм)
16. Анализ содержания тенденций развития института прав и свобод человека в России
17. Міжнародні відносини 1989
18.  Торможение ~ это самостоятельный нервный процесс вызываемый возбуждением и проявляющийся в подавлении д
19. В то же время малые дозы радиации в случае бластогенной трансформации переводят дифференцированные клетки
20. Охрана атмосферного воздуха, мероприятия по охране атмосферного воздуха