Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Развитие общественно-политической мысли
Сложная социально-экономическая и общественно-политическая обстановка в Башкортостане в первой половине XIX в., эпоха реформ второй половины XIX в. обусловили всплеск в развитии философской мысли, литературы и культуры в целом. Важнейшую роль сыграло просветительство, которое в Башкортостане приняло религиозно-реформаторское направление. Наиболее крупными просветителями стали М. Уметбаев, Р. Фахретдинов, М. Акмулла. Основные идеи просветительства: утверждение об извечном стремлении человека к знаниям, прогрессу, прославление разума, справедливости, гуманизма. Просветителями были подняты проблемы приобщения к достижениям европейской цивилизации, эмансипации женщин и пр. Исторические и этнографические труды М. Уметбаева впервые ввели в науку конкретные вопросы интеграции башкирского общества в российскую государственность.
Просветительское движение в Башкортостане (как и у мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии) получило название “джадидизм” (от араб. Джадид новый) и охватило область школьного образования. Джадидисты критиковали религиозный фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, выступали за развитие науки и культуры, издание газет на национальном языке, за открытие культурно-просветительских учреждений. Начало движения связано с введением в мектебе и медресе звукового метода обучения на татарском языке вместо арабского и тюрки, изучением светских предметов. В Уфимской губернии новый метод обучения впервые был введен в медресе “Усмания”, в Оренбургской губернии
в медресе “Хусаиния”. В 1897 г. в Оренбурге открылась первая в крае новометодная женская школа.
Среди идеологов джадидизма наряду с Уметбаевым, Акмуллой и Фахретдиновым были крымско-татарский общественный деятель И. Гаспринский, братья Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка и др. Однако в сознании масс новое зачастую переплеталось со старым, видоизменяя и обогащая его. Так, среди известных сторонников джадидизма был ишан З. Расулев, один из крупнейших проповедников суфизма. Суфизм мистическое течение в исламе, сложившееся в Х в. в самостоятельное религиозно-философское учение. Суфизм проповедовал отказ от мирских дел и слияние человеческого “я” с Аллахом. Суфии строго следовали предписаниям Корана и сунны, принимали обеты, соблюдали дополнительные посты и др. Распространение и усиление позиций суфизма в Башкортостане в XIX в. было связано со спадом общественной активности башкир после восстаний XVIII в. и Крестьянской войны 17731775 гг., в период кантонной системы управления и возросшей ролью духовенства. Двойственность мышления башкир, их пассивность, забитость просветители объясняли резким переходом от скотоводческого быта к оседло-земледельческому образу жизни.
В отличие от многих народов России башкиры восприняли наступление капитализма гораздо более драматично. Утверждение новых капиталистических отношений для них было связано с ломкой, а не этапом эволюционного развития, традиционного, в течение многих веков сложившегося и мало изменявшегося уклада жизни. Это был переход от кочевничества к оседлости,
от экстенсивного скотоводства к земледелию. Это было страшной силы социальное потрясение, отразившееся не только на экономике, психологии, моральном состоянии народа, но и на физиологическом его благополучии. Пробуждение башкир и их прогресс М. Уметбаев связывал с идеей политической автономии. “Литература и просвещение, писал он, проявляются больше в той нации, где имеется правительство, которое и … поощряет свою национальность”.