У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Культура XVI века

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

"Культура XVI века"

Важнейшим явлением культуры XVI в. стало начало книгопечатания. В 1564 г. дьяконом одной из московских церквей Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем был напечатан "Апостол" — первая русская печатная книга с выходными данными. Впоследствии во Львове Федоров выпустил первый русский букварь с грамматикой. Однако в XVI в. печатали в основном богослужебные книги; летописи, сказания и пр. продолжали переписывать от руки.

XVI в. дал яркие произведения общественно-политической мысли, связанные с развитием централизованного государства, укреплением царской власти, становлением нового социального слоя — дворянства. В конце 1640 — нач. 1650-х гг. пишет свои челобитные царю Ивану Грозному Иван Пересветов. Он развивает в них идею сильной царской власти, которая должна противостоять "ленивым и нерадивым" боярам, опираясь на надежных "воинников" — дворян. В 1560-х гг. вопросы государственного устройства Руси оказываются в центре внимания Ивана Грозного и бежавшего в Литву Андрея Курбского. В своей переписке они выдвигают два варианта такого устройства: Грозный свой идеал видел в деспотической монархии, в которой царь обладает абсолютной властью, а подданные должны ему безоговорочно подчиняться; Курбский же считал, что царь не может нарушать права своих подданных и должен управлять, опираясь на мудрых советников, причем не только из боярской аристократии, но и "всенародных человек". Ярким и своеобразным памятником является "Домострой", написанный членом Избранной рады священником Сильвестром. Эта книга, посвященная искусству "вести дом", помимо богатейшего бытового материала, интересна и своей основной мыслью: порядок в доме, по Сильвестру, возможен только при абсолютной власти главы семьи, который держит прочих домочадцев в страхе и трепете.

В XVI в. продолжают развиваться ереси, направленные против официальной церкви. Дворянин Матвей Башкин и постригшийся в монахи беглый холоп Феодосий Косой отрицают обряды, церковную иерархию. Феодосии шел еще дальше, заявляя, что у христиан не должно быть властей и потому призывал не платить налогов и не подчиняться феодалам. Церковные и светские власти боролись с еретиками: Башкин после пыток был сослан в заключение в монастырь, а Феодосий бежал от преследований в Литву.

Наиболее ярким признаком архитектурных памятников этого времени является шатровый стиль, который обогащает каменные церкви элементами деревянных, в частности невиданной раньше конструкцией верха в виде шатра. Шедевром и одновременно наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. Вершиной же русского зодчества XVI в. является собор Покрова на Рву, посвященный взятию Казани (более известен как храм Василия Блаженного — в честь знаменитого московского юродивого, постоянно ночевавшего в одном из его приделов). Построенный русскими мастерами Вармой и Постником Яковлевым, собор отличается неповторимым своеобразием. В его композиции заключена глубокая идея: огромный центральный шатер объединяет вокруг себя 8 красочных глав, разнообразных и в чем-то похожих; так и Москва объединила вокруг себя разные земли Руси...

В XVI в. ведется грандиозное крепостное строительство. В 1630-х гг. к Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города, защищавшего центральную часть посада. В конце XVI в. замечательный "городовых дел мастер" Федор Конь возвел кольцо укреплений Белого города, заключившее в себя почти всю тогдашнюю Москву. Им же был построен и мощный кремль в Смоленске.

Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложности. Ее сковывает жесткий канон — образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось. В результате вырабатывается своеобразное художественное направление, в котором идейное содержание, внутренний мир изображаемых персонажей уходят на задний план. Мастера — Прокопий Чирин, братья Савины — стремились проявить себя в технике живописи, изобразить утонченную красоту фигур, одежды. Это направление получило название "строгановской школы", по имени купцов Строгановых, способствовавших его развитию своими заказами.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/.




1. Отношения между государством и правом должны рассматривается по аналогии с отношениями между правом и инди
2. ru Все книги автора Эта же книга в других форматах Приятного чтения Уайлд Оскар Веер леди Уин
3. клиницистов и врачей профилактической службы
4. правовых и
5. Безработица- понятие, причины, виды, социально-экономические последствия
6. Тема 1. Организация и задачи учета внешнеэкономической деятельности Внешнеэкономическая деятельност
7. Допущено Министерством образования РФ рекомендована методическим объединением
8. Шокты~ терапия- тез ~ар~ынмен радикалды т~рде ~ыс~а мерзімде нары~ты~ экономика~а к~шу экономик
9. Камнерезное искусство Поволжья
10. состояние постмодерна
11. Beruniys Theory of Shadows
12. Большевики и церковь
13. Илья Григорьевич Эренбург Хулио Хуренито
14. Это же не работа
15. ~ылым ретінде саясаттану ~ай ~асырда институцияланды 2
16. Реферат на тему- Підготував- Учень 11б класу Юрчишин Василь
17. экономическим учетом макропоказателей а также социальноэкономических и институциональных условий Задача
18. тема УкраїниРозділ- Правознавство Судова система України План Вступ Система судових органів Судова
19. 218 236 247 249251 257259 264 287288
20. познавательную деятельность необходимо с использованием активных приёмов и методов обучения из которых я п