Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

А ЖУКОВСКОГО До прихода Жуковского в русской литературе все было спокойно торжественно чинно и даже е

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

РОЛЬ ФАНТАСТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ В. А. ЖУКОВСКОГО

До прихода Жуковского в русской литературе все было спокойно, торжественно, чинно, и, даже если лились слезы на берегу Лизиного пруда, это были слезы пассивные и ни к чему не ведущие. И вот он появился, будто распахнув дверь, и вместе со свежим ветром ворвались внутрь призраки, журавли, праведные и грешные девицы, мрачные убийцы и преданные влюбленные.

Что же сделал Жуковский, какие струны человеческой души удалось ему затронуть? Ведь детство давно кончилось, непонятно, что заставляет бояться и радоваться за Светлану, содрогаться при виде разъяренного дьявола, явившегося в Божий храм собственной персоной.

Роль фантастики в балладе вообще трудно переоценить. Ведь баллада — это именно фантастическая песня о подвиге или трагической любви, событиях античности или средневековья. Что она без фантастики? Мораль, утверждение некой истины. Но в таком случае зачем выделять ее как отдельный жанр? Морализаторство в некоторой степени присуще любому произведению художественной литературы. Дело вот в чем: Жуковского не интересует постижение истины через осмысление каких-то общеизвестных рациональных категорий. Он стремится выразить то, что слито «с сей блестящей красотою». Исходя из этого, сами по себе привидения и белые голубки, спасающие девиц от мертвецов, еще не есть фантастика. Настоящая фантастика заключается в том, чтобы постичь это иррациональное начало, найти в себе силы сказать «Верю!» не слепо, а осознанно. «Ибо, — по словам Цветаевой, — допустить хотя бы на секунду, что Лесной царь есть, — сместить нас со всех наших мест».

В процессе этого постижения душа напряженно ищет свой идеал, свое совершенство, но идеал Жуковского — неоднозначное понятие, он настолько многолик, что душа движется, кажется, в противоположных направлениях. С одной стороны, это движение ввысь, к Богу, а с другой — кто из нас не мечтал хотя бы раз побывать в жемчужно-бирюзовых владениях Лесного царя? Это младенцу страшно, а нам... В том-то и состоит особенность мистического у Жуковского, что его ужасное вовсе не отвратительно, оно созвучно с прекрасным не только фонетически, но и по смыслу:

Он нахмурясь глядел, он, как мертвый, бледнел,

Он ужасен стоял при огне.

Призрак внушает не глупый липкий страх, а благоговение, он величествен, а не омерзителен. А дьявол —

...предстал весь в пламени очам,

Свирепый, мрачный, разъяренный;

И вкруг него огромный Божий храм

Казался печью раскаленной!

Какое величие, какая мрачная, гениальная, романтическая красота! Романтизация зла ведет здесь к постижению одной непреходящей истины: настоящее зло заключается не в многочисленных захватывающих мистических образах — не в гробах, скелетах или призраках, а в человеческой низости, мстительности, роптании на Бога...

Строки «Светланы»:

Здесь большие чудеса,

Очень мало складу, —

провозглашают вовсе не отказ от фантастики, а то, что не стоит лживые сны воспринимать всерьез. Это ясно показывает сюжетная параллель между Светланой и Людмилой, испытание обеих одной ситуацией. Людмила клянет Бога, взывает к его справедливости, требует суда — и получает его: «Час твой бил, настал конец». Светлана же молится ангелу-утешителю и гадает и получает «предупреждение» тем не менее со счастливым концом: «Здесь несчастье — лживый сон, / Счастье — пробужденье». Таковы концовки всех баллад: чистые помыслами и душой получают счастье (счастлив даже рыцарь Тогенбург, он умер, глядя на окно своей возлюбленной), а те, чьей душой правит зло (старуха ведьма, Адельсан), непременно гибнут.

Исключение составляет Смальгольмский барон, он, очевидно, увидел путь к спасению, к чистоте. А ведь роль фантастики и есть — указывать путь к чистоте, к идеалу, к совершенству, пусть недостижимому — не это важно, важно само стремление. Ибо, словами Белинского, «кто не мечтал, не порывался в юности к неопределенному идеалу фантастического совершенства, истины блага и красоты, тот никогда не будет в состоянии понимать поэзию... жизни; вечно будет он влачиться низкою душою по грязи потребностей тела и сухого, холодного эгоизма...».




1. Реферат на тему- Капітальний ремонт авто З необхідністю проведення капітального ремонту двигуна стика
2. Для выявления сущности объектов действительности необходимо в равной степени как исследовать их настоящее.html
3. Статья- Современный подход к оценке креативности с использованием компьютерных программных средств
4. Лабораторная работа 7 Создание и обработка баз данных ccess Вариант 12
5. ТЕМА 2. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОСНОВЫ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИЧЕСКИ
6. тема процесс фаза
7. Контрольная работа- Розрахунок роботи автоматичного обладнання
8. Г учитель начальных классов средней общеобразовательной школы 18 На современном этапе реформиро
9. Разработка экскурсии в г Мышкин
10. Сочинение о мышлении1
11. Експертні системи в дослідженнях умов і методів обробки нових матеріалів
12. Политическая история Румынии в 1989-2010 гг
13. реферату- Основні номінали грошового обігу України XXX столітьРозділ- Банківська справа Основні номінали гр
14. Интеллектуальная лабильность
15. Пуританство
16. Реферат- Поход Ермака
17. четверг Осенние с 1 по 8 ноября 8-30 ' радио
18. Види взаємозв~язків Усі явища навколишнього світу соціальноекономічні зокрема взаємозв~язані й вза
19. И пусть он видел ее второй раз в жизни пусть она явно не подходила для легкой красивой и короткой интрижки в
20. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Технологический процесс молярных работ