Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Что такое диалектика?
К. Поппер \\ Вопросы философии 1995г №1
Если мы хотим разъяснить, почему человеческое мышление стремилось испробовать все мыслимые решения всех проблем, с какими бы оно ни сталкивалось, то можем сослаться на одну в высшей степени общую закономерность. Метод, с помощью которого пытаются решить все проблемы, обычно один и тот же,--это метод проб и ошибок. Ясно, что его успешность в огромной степени зависит от количества и разнообразия проб: чем больше мы делаем попыток, тем более вероятно, что одна из них окажется удачной.
Если это описание развития человеческого мышления вообще и научного мышления в частности признать более или менее корректным, то оно поможет нам понять, что имеется в виду, когда говорят, что развитие мышления происходит «диалектически».
Диалектикаэто теория, согласно которой нечтов частности человеческое мышление,--в своём развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез. Сначаланекая идея, теория или движение,--«тезис». Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, т.е. не лишён слабых мест. Противоположная ему идея(или движение) называется «антитезисом», т.к. она направлена против первоготезиса. Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки тезиса и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом. Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если является односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. В последнем случае снова возникает оппозиция, а значит синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез.
Диалектики настаивают на таком моменте, в котором диалектика несколько отличается от общей теории проб и ошибок. В рамках теории проб и ошибок неудовлетворительная точка зрения будет опровергнута и отвергнута. Диалектик же настаивает, что этого недостаточно. Он подчёркивает, что, хотя обсуждаемая точка зрения(или теория) может быть опровергнута , в ней имеется по всей вероятности, нечто достойное сохранения,--иначе она вряд ли была бы вообще выдвинута и воспринята всерьёз. Следовательно, единственно приемлемым исходом борьбы будет синтез, т.е. теория, в которой сохранены наиболее ценные элементы и тезиса, и антитезиса.
Диалектики говорят, что тезис «создаёт» антитезис. В действительности же только наша критическая установка создаёт антитезис, и там, где она отсутствует никакой антитезис создан не будет.
Таким образом противоречияособенно, конечно, противоречия между тезисом и антитезисом, которые «создают» прогресс в форме синтеза,--чрезвычайно плодотворны и действительно являются движущей силой любого прогресса в мышлении. Диалектики делают выводкак мы увидим, неверныйчто нет нужды избегать столь плодотворных противоречий. Они даже утверждают, что противоречий вообще нельзя избежать, поскольку они встречаются в мире всегда и повсюду.
Нельзя не подчеркнуть, что стоит нам только примириться с противоречиями, как они утратят свою плодотворность. Они больше не будут способствовать интеллектуальному прогрессу. Действительно, если мы готовы мириться с противоречиями, то никакие противоречия, выявляемые в наших теориях, уже не заставят нас изменить последние. Всякая критика утратит силу.
Единственной «силой», движущей диалектическое развитие, является наша решимость не мириться с противоречиями между тезисом и антитезисом.
Диалектика, точнее теория диалектической триады, устанавливает, что некоторые события или исторические процессы происходят определённым типичным образом. Стало быть, диалектика есть эмпирическая, описательная теория.
Пример.
По Марксу главная задача социологиипоказать, как диалектические силы действуют в истории, и таким образом предсказать ход истории; или, как он говорит в предисловии к «Капиталу», конечная цель моего труда состоит в том, чтобы раскрыть экономический закон движения современного общества.» И этот диалектический закон движения, отрицания отрицания, лежит в основе Марксова пророчества о неминуемом конце капитализма: «Капиталистический способ производства…есть первое отрицание…Но капитализм с неумолимостью закона Природы, порождает своё собственное отрицание. Это есть отрицание отрицания.
Основывающиеся на диалектике прогнозы иногда будут правильными, а иногда неправильными.
Карл Поппер, гегелевская диалектика и формальная логика.
В.Н. Садовский// Вопросы философии 1995г №1
Суть диалектики по Попперу:
Как нам относиться к диалектике?
В.С. Швырёв//Вопросы философии 1995г №1
Диалектическая схема в её специфичности описывает работу сознания в режиме «открытой реальности», всегда готовой к критическому пересмотру своих исходных предпосылок при столкновении с противоречиями.
Противоречия должны быть устраненыв этом Поппер прав, он они воспроизводятся на новом этапе познавательной деятельности. В этом смысле такие противоречия не являются «аномалиями», помехами в познавательной деятельности.
Критикуя взгляды «диалектиков», стремящихся сохранить противоречия, «поскольку они встречаются повсюду в мире», и тем самым покушающихся на закон противоречия, Поппер имеет в виду, конечно, вполне определённую интерпретацию диалектики, а именно широко распространённую догму. Что диалектические противоречия в мышлении, в частности в научных теориях, являются отражением диалектических противоречий в объективной действительности.
2