Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Хор это такое собрание поющихв звучности которого есть строго уравновешенный ансамбльточно выверенный ст

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Билет 1.

1. Хор. Типы и виды хора.

Павел Григорьевич Чесноков-"Хор- это такое собрание поющих,в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль,точно выверенный строй и художественные,отчётливо выработанные нюансы."

-композитор (ученик С.Н.Василенко) , автор духовно-музыкальных сочинений и литературных работ ( "Хор и управление им"), хоровой дирижёр; помощник регента Синодального хора (1901-1904), преподаватель Синодального училища(1895-1904), дирижёр Государственной академической хоровой капеллы(1922-1927) и хора Пролеткульта (1928-1932) ,профессор Московской консерватории (1920- 1929,1932-1944)

Хоры разделяются на однородные и смешанные (тип хора). К однородным относятся детские, женские и мужские хоры.

К смешанным относятся хоры, в которые входят и женские (или детские) и мужские голоса.

Каждый из типов хора имеет в своем составе две основные партии – верхних и нижних голосов. Хоровой партией называется группа певцов хора, имеющих голоса приблизительно одинаковые по диапазону, а также родственные по тембру.

В однородном детском хоре к партии верхнего голоса относятся дисканты, к партии нижнего голоса – альты.

В однородном женском хоре к партии верхнего голоса относятся сопрано, к партии нижнего голоса – альты.

В однородном мужском хоре к партии верхнего голоса относятся тенора, к партии нижнего голоса – басы.

Однородные хоры в клиросной практике присутствуют преимущественно в женских и мужских монастырях, в учебных заведениях – семинариях, духовных училищах, воскресных школах.

Смешанный хор состоит из соединения двух однородных – женского и мужского, и имеет в своем составе соответственно четыре хоровые партии – сопрано, альт, тенор, бас. Если же одна из них отсутствует, то хор называется неполносмешанным.

Каждая хоровая партия может разделяться на два (реже более) голоса. Такое разделение называется divisi (дивизи). Дивизи может быть временным или постоянным. Частичное (временное) разделение, занимающее обычно непродолжительное время (небольшое количество тактов), помещается на одном нотоносце. Самостоятельное (постоянное) разделение хоровой партии требует отдельного нотоносца.

В зависимости от того, сколько голосов имеет партитура, хор может быть одноголосным, двух-, трех-, четырех- и многоголосным (вид хора). Например:

Мужской однородный хор может петь

- в один голос, т. е. в унисон (например - Догматики знаменного распева);

- в два голоса, когда тенора и басы имеют самостоятельные партии;

- в три голоса: ТI, TII, Б;

- в четыре голоса: ТI, TII, БI, БII.

Виды хоров

2. хоровое искусство в россии 18-начало 20 века.

Билет 2.

1. принципы расстановки партии в хоре и певцов внутри партии.

Размещение хора

РАЗМЕЩЕНИЕ (расстановка) ХОРА. Обычно однородные голоса группируются по хор. партиям, а в них — по однородн. тембрам. В смеш. хоре слева от дирижера располагаются сопрано (аналогично первым скрипкам в орк.), за ними тенора; справа — альты, за ними басы. Изредка, для создания перекрестного звучания, за сопрано помещаются басы, за альтами — тенора. В рус. церк. хорах дискантов, а за ними — басов, как правило, ставили справа от регента ("под правую руку"); вторые басы и октависты (как "фундамент" аккорда) находятся в центре муж. хора. Вообще при Р. х. учитывается наиболее выгодное для звучания место — в центре, куда обычно помещаются первые, ведущие мелодию голоса. Так как в хоре певец плохо слышит себя (иначе он будет выделяться), полезно применять более широкую расстановку хористов, примерно на полшага один от другого. С этой же целью, чтобы создать для певцов возможность лучше контролировать свое пение и с большей свободой использовать голос (отчего улучшается строй и значит. увеличивается звучность), применяется смешанная (ансамблевая) расстановка хора. В Синод. хоре под упр. В. Орлова чередовались между собой дисканты и альты, а также тенора и басы. В америк. хоре под упр. Р. Шоу хор располагается (в основном) поквартетно. Смеш. расстановка наблюдается и в других нар. и акад., часто в камерных хорах. Такая расстановка повышает ответственность певцов, требует от них достаточно высокой квалификации. При исп. многохорных произв. исполнители обычно группируются по отдельным хорам. Иногда смеш. хор размещают в виде 2-х хоров — мужск. и женск. с целью большей выпуклости их звучания. Возможны и др. варианты Р. х.; так, в Гос. академ. певческой капелле С.-Петербурга партии стоят рядами: снизу вверх — басы, тенора, альты, сопрано. Порой Р. х. меняется в течение концерта, в зависимости от реп. При выступлении хора с орк. певцы располагаются позади орк. и несколько выше его.

Расстановка певцов внутри партии.Сильные между партиями,что бы они умели держать тональность и не сбивались.

2.Строение голосового аппарата.

Различают три отдела: органы дыхания(механизм дыхания), подающий воздух к голосовой щели; гортань( источник звука) ,где помещаются голосовые складки (голосовые связки) ; артикуляционный аппарат с системой резонаторсных полостей, служащих для образования гласных и согласных звуков. В процессе речи и пения все отделы голосового аппарата работают взаимосвязанно. Энергию звуку сообщает дыхание.

Органы дыхания- это лёгкие с дыхательными путями и мышцами, осуществляющие процесс дыхания. Легкие состоят из нежной пористой ткани, представляющей собой скопление пузырьков- альвеол, соединённых каналами,образующими систему бронхов. Бронхи правого и левого легкого соединяются в трахею,которая заканчивается гортанью. Бронхи и трахея составляют так называемое бронхиальное дерево.Легкие совместно с бронхами и трахеей вмещают 5-6 л воздуха.Обычный спокойный вдох равен примерно 0,5 л воздуха (дыхательный воздух). Глубокий вдох позволяет дополнительно вместить в легкие 1,5-1,8 л вохдуха(дополнительный воздух). Примерно столько же можно выдохнуть после спокойного выдоха ( резервный воздух).Объем воздуха от максимального вдоха до максимального выдоха называется жизненной емкостью легких и равен от  3,5 до 4,5л.  При вдохе мышци грудной клетки и диафрагмы расширяют грудную полость в вертикальном, боковом и передне-заднем направлениях, и воздух под воздействием атмосферного давления входит в легкие. Небольшее расширение грудной клетки и наполнение легких происходит в их нижней части за счёт снижения купола диафрагмы и расширения грудной клетки в области нижних ребер.

В пении принято различать несколько типов дыхания: костальное (грудное) с превалированием работы грудной клетки; абдоминальное (брюшное) с превалированием работы диафрагмы;костоабдоминальное (грудодиафрагмотическое, смешанное), в котором грудь и диафрагма учавствуют в равной степени,- клавикулярное (ключичное) дыхание, при котором преобладают движение верхних ребер, ключиц и плеч; в последнем виде дыхания участие диавразмы незначительное.

Гортань- представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Состоит гортань из 5 хрящей и мышц. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань. Эти свойства гортани очень важны особенно для оперных певцов.Внутренние мышцы служат для выполнения дыхания и голосообразования.Главными для образования голоса являются истинные голосовые связки - складки, колебания которых и вызывают появление звука.В спокойном состоянии голосовые связки образуют треугольное отверстие - голосовую щель, через которую свободно проходит воздух.Над истинными голосовыми связками располагаются так называемые ложные голосовые связки, а в пространстве между истинными и ложными голосовыми связками имеются углубления, слизистая которых увлажняет голосовые связки.

Длина голосовых связок (складок) обычно зависит от типа голоса. Наибольшей длиной обладают складки баса- 24-25 мм.; баритон-22-24 мм ;у тенора и меццо-сопрано-18-21мм; у сопрано- 14-19 мм. Толщина голосовых складок в напряженном состоянии 6-8  мм. Голосовые складки способны смыкаться, размыкаться, напрягаться и натягиваться.

Артикуляционный аппарат называется полостью, заключенная в упругие стенки,имеющая выходное отверстиеи отзывающаяся на определенные звуковые тоны. Система полостей, расположенная выше гортани, называется надставной трубкой. В нее входят глоточная полость,ротовая,носовая и придаточные полости носа.Благодаря резонатору этих полостей меняется тембр звука.

Бывают верхние и нижние резонаторы певческого аппарата. Верхние резонаторы,лежащие выше гортани:глотка,рот, нос, придаточные полости носа; нижние резонаторы- полости,лежащие ниже глотки: трахея и бронхи (бронхиальное дерево).Верхние резонаторы- придаточные полости носа и носовая полость- имеют стабильную форму и потому обладают неизменным резонатором. Резонанс ротовой и глоточной полостей меняется благодаря работе артикуляционного аппарата, в состав которого входят язык, губы и мягкое небо. Нижние резонаторы влияют на тембр , оказывают воздействие на колебание связок, способствуют повышению актичности их работы при наименьшей затрате энергии.

Высота звука- качество музыкального звука,зависящее от частоты колебаний звучащего тела; в акустике измеряется герцами (числом колобаний в секунду).В музыкальном исполнении различают высоту абсолютную ( настройка инструмента и певцов по эталону высоты- камертону).В пениивысота звука,образованного над связками, обусловлена частотой колебаний связок. Частота колебаний зависит от степени натяжения, толщины и длины связок. Колебательная работа складок-особая функция гортани. Частота их колебаний не зависит от дыхания.

 

Билет 3.

1. Певческое дыхание и опора.Их значение в звукообразовании.

Певческое дыхание. Наиболее целесообразного для пения грюдобрюшное дыхание,а также варианты смешений грудного и брюшного дыхания в зависимости от индивидуальных собенностей певца. Грюдобрбшное дыхание предусматривает привдохе расширение грудной клетки в средней и нижней ее части с одновременным снижением купола диафрагмы,сопровождаемым расширением передней стенки живота. При вдохе не должны подниматься плечи, что свидействовало бы о применении поверхносного ключичного дыхания.

Вдох имеет большое значение для пения, но не менее важна и задержка дыхания, непосредственно мобилизующая весь голосовой аппарат певца к началу пения.Самым главнм моментом в процессе пения является выдох. Он должен быть совершенно спокойным,без всякого намека на насильственное " выталкивание" взятого в лугкие воздуха.Вдох, задержка дыхания и выдох являются главными компонентами тахнического приема ауфтакта в дирижировании. Вдох должен производиться бесшумно. Не следует переполнять грудную клетку воздухом. При вдохе-ощущая нежный аромат цветка,а выдох- пламя свечи,расположенное у рта. не шелохнулось. "Искусство дыхания-искусство выдоха",- писал В.И. Краснощеков.

Характер певческого дыхания отражается на характере звучания голоса певца. Плавное, спокойное, легкое дыхание способствует достижению красивого, легкого звука. Жесткое, напряженное дыхание рождает жесткий и напряженный звук. При излишнем давлении дыхания на связки они утрачивают эластичность.При всей свободе дыхания они должны сохранять ощущение мышечной упругости, энергичности движения.Экономный и равномерный выдох необходим для исполнения плавных,широко распевных мелодий.Пение в нижней части диапазона требует наибольшего количества воздуха.При исполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество дыхания. Помнить что нельзя усиливать напор воздушного сталба.Это приводит к резкости и крикливости,а также становиться причиной завышения звука.При выполнении быстрых пассажей и технических,подвижных мелодий дыхание должно быть легким,но очень активным.Однако,если фраза или музыкальное постоение стольпродолжительны,что певческое дыхание для их исполнения недостаточно,рекомендуется брать не одно большое дыхание,а несколько "полудыханий", т.е. добирать дыхание.Такой тип дыхания соотноситься с понятием цепного дыхание-это вокально-хоровой прием,обеспечивающий непрервное звучание хора( без цезур) в течение продолжительного времени.

Певческая опора. Одни педагоги утверждают ,что опора характеризует особые качества певческого звука-его устойчивость,звучность,глубина ("опертый звук"), манеру звукомзвлечения ("пение на опоре").Другие связывают ее с замедлением выдоха; третьи-с ощущением "звукового столба"; четвертые-с повышением давления в бронхиальном дереве; пятые- с резонаторными вибрационными ощущениями и т.д.Опора дыхания чвязана с максимально плавным .упругим выдохом.сопрвождаемым ощущением его активного торможения,в результате чего экономиться дыхание.Певческая опора является результатом правильной организации дыхания,звукообразования и резонирования голоса,взаимодействия всех компонентов.Она обеспечивает наилучшие качества певческого звука-его энергичность,собранность.упругость,точность,гибкость,полетность и т.д.Пение на опоре способствует устойчивости интонирования.Кроме того,певческая опора является эстетическим понятием, так как определяет художественно-качественную сторонц вокально звука.

2. Академические хоры. Разделение по их количественному составу.

Бывают:женские,мужские,детские,смешанные(полный и неполный),юношеские.

Малый смешанный хор-минимальное колличество 8-12 певцов;Если каждую партию разделить на две группы,т.е.дивизи то получиться 24 певца-камерный хор

Средний смешанный хор-от 25(27)-80 певцов.у Чеснакова-басов больше,чем других певцов.

Большой смешанный хор-от 54-150 певцов

Билет 4

1.Партии женских голосов в хоре.

Сопрано-самый высокий женский голос.Различают следующие разновидности сопрано-колоратурное,лирическое и драматическое,а также промежуточные сопрано.Диапазон лирического и драматического сопрано: "до"1-"до"3 октавы.Партию первых сопран в хоре исполняют лирические сопрано,как более мягкие голоса,а вторых-драматические,отличающиеся полнотой,плотностью и силой звучания.

Сопрано первые состоит из лирических и лирико-колоратурных сопрановых голосов.Колоратурные сопрано обычно в хоре не используются.Диапазон ("до"1-"до"3 октавы) Чесноков делит на пять участков,из которых выделяет 2-й (низкий):"соль,ля,си"1 октавы ; 3-й(средний):"до,ре"2 октавы; и 4-й высокий:"ми,фа,соль"2 октавы, как наиболее употребительные.

А.А.Егоров определяет в качестве составной части первых сопрано две разновидности:лирико-колоратурное и лирическое.Диапазон лирического сопрано "до"1-"до-диез-ре"3 октавы.Имеет три регистра:грудной(нижний),средний(медиум) и головной (верхний).Рабочий диапазон партии первых сопран(по Егорову): "до"1-"ля(си-бемоль)"2 октавы.Звуковой объем первых сопран в смешанных хорах: малого состава-от "до"1-"соль"2 отктавы;  среднего состава-от "до"1-"соль,ля" 2 октавы; большого состава-от "до"1-"ля(си 2,до3)октавы.

Сопрано вторые состоит из драматических сопран.Диапазон вторых сопрано (по Егорову): "до"1(си малой)-"фа"2октавы.Звуковой объем вторых сопрано в смешанных хорах :малого состава-"до"1 -"ми"2 октавы; среднего и большого состава-(си малой) "до"1-"фа"2 октавы.

Драматическое сопрано в партии вторых сопрано обладает теми же музыкальными и техническими возможностями,что и сопрано лирическое.Драматические голоса по сранению с лирическими звучат несколько тяжеловато,их необходимость в хоровом коллективе совершенно очевидно ,так как обогащает сопрановую партию своими красивыми сочными низами,крепкой серединой и блестящим,ярким верхами.

Меццо-сопрано-женский голос,средний между сопрано и контральто.Различают высокое (лирическое) меццо-сопрано ,близкое к сопрано,и низкое,приближающееся к контральто.Для меццо-сопрано характерны полнота звучания в среднем регистре, наличие нижнего грудного регистра,а также несколько более резкое,чем у сопрано,звучание на верхних нотах. Диапазон:"ля"(си-бемоль) малой октавы-"ля,си-бемоль"2 октавы.

Контральто-низкий женский голос. Наиболее характерные и выразительные регистры-грудной и отчасти средний( от "фа,соль" малой октавы-"ля" 1 октавы).Верхние звуки у контральто("си"1 октавы-"ми,фа"2 октавы) бывают иногда несколько резки.Переходные ноты -"ми,фа" 1 октавы,"до-диез,ре" 2 октавы.Тембр голоса обычно густой,плотный.

2.Звукообразование хорового пения.виды звуковой атаки.

Атака-начало звука-воздействует на характер смыкания связок,координацию работы связок и дыхания,на качество певческого дыхания,тембра звука,формирование гласных.Атака звука является первоночальным и основным моментом в работе над ансамблем,строем,дикцией,музыкально-фразировочной выразительностью.Различают три вида атаки: твердую, мягкую и придыхательную.

1) Твердая атака - голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страсти, испуга и страдание.

2) Мягкая атака - голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной выразительности.

3) Придыхательная атака - при неполном смыкании связок, когда происходит значительная утечка воздуха. Придыхательная атака применяется при выражении характере пения: осторожность, бессилие, трусости, изнеможения.

Использование вида атаки в вокальной практике, определяется как характером пения, так и индивидуальными особенностями исполнителя. Если у него вялая подача звука (вялое смыкание), то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых связок пользоваться более твердой атакой. Наоборот, если жесткая подача звука (пересмыкание) и горловой звук, то полезно применять мягкую атаку, но при этом надо быть очень внимательным, чтобы такой способ подачи звука не вызвал "подъездов" в звукообразовании.

Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра. Атака, организуя работу голосовых складок в начальный момент голосообразования, определяет все последующее звучание.

Билет 5.

1. Партии мужских голосов в хоре.

Тенор-высокий мужской голос. Лирический тенор отличается светлым тембром,сильным верхним регистром,легкостью и подвижность. Драматический тенор характеризуется баритональной окраской и большой силой звучания принесколько меньшем диапазоне; в лирико-драматическом теноре по-разному объединяются качества обоих видов.Диапазон :"до"малой октавы-"до"2 октавы.также существует характерный тенор и тенор-альтино ,торжественный лирическому тенору,но без низшей тесситуры и с развитым фальцетным звучанием( диапазон: от"ми" малой октавы-"ми-бемоль,ми"2 октавы),а также редчайший голос-контртенор,приблизительно равный по диапазону контральто.

Баритон-мужской голос,средне по высоте между тенором и басом.Соединяет силу и величавость баса с блеском и подвижностью тенора.Диапазон: "ля" большой-"ля-бемоль,ля" 1 октавы.Лирический баритон (иногда называют тенор-баритон), более мягкий и подвижный ,имеющий сходное звучание с драматическим тенором, и драматический баритон (иначе бас-баритон),более мужественный и сильный ,который по тембру приближается к басу.

Бас-самый низкий мужской голос.Имеет разновидности: высокий, или певучий,бас и низкий ,или глубокий,а также характерный комический бас.Высокий бас бывает двух типов:лирический-  более мягкий и драматический -более сильный; диапазон лирического баса:"соль" большой-"фа" 1октавы;драматического:"фа"большой-"ми"1 октавы.Для высоких басов характерны сила и мощь на верхних звуках и более слабое звучание низких звуков.Низкий бас отличается глубоким,полным звучанием в низком регистре и напряженным в верхнем.Низкие басы,способные брать звуки вниз до "соль" контроктавы,встречаются только в хоре и называются октавистами.

2.Звуковедение и его виды.

Звуковедение- владение различными штрихами; развитие ансамблевых навыков – умение держать строй, чисто интонировать, знание принципов интонирования мажорной и минорной гамм, интервалов, освоение интонационных трудностей, связанных с тесситурными условиями произведений, фактурой изложения; дикционные навыки – развитие подвижности артикуляционного аппарата, знание приемов произношения гласных и согласных звуков, развитие четкой и ясной дикции, воспитание выразительного и осмысленного исполнения текста;

–        звуковысотные (с использованием измененной звуковысотности):

glissando

partamento

пение без фиксированной частоты

–        динамические (с использованием динамики):

sf

marcato

marcando

–        тембровые:

пение с закрытым ртом на различные слоги и гласные

безтекстовая вокализация

Приемы зуковедения диктуются характером музыкального материала.

Катилена – основной вид звуковедения в пении, основанный на технике legato, достигается путем распевания гласных, короткого произнесения согласных.

legato – плавно, связно – основная форма звуковедения, связана с навыком плавного и равномерного распределения звука от тона к тону, от слога к слогу, без перерыва и толчков, без нарушения певческой линии. В нотах не проставляется. Лиги в нотах относятся не характеру звуковедения, а к особенностям подтекстовки или фразировки.

Прием legato трудно овладеваемый, но на его базе вырабатываются другие штрихи. Лучше всего legato удается в пении на гласные, слоги, вокализы или с закрытым ртом (при этом опасность толчков минимальна). Самое трудное – сохранение legato при пении с текстом, т.к. согласные звуки прерывают вокальную линию (особенно б, п, к, д, т). Плавное поступательное движение мелодии облегчает legato, скачкообразное осложняет. Legato может иметь разные градации.

Если при пении на гласные хоровая партия начинает “плавать”, к гласным звукам надо добавить сонорные (м, н, л) или звонкие (д, з) согласные.

Если зал обладает свойством реверберации, следует перейти на штрих non legato.

Non legato - сложный штрих, содержит элементы legato и staccato. Звуки теряют свою непрерыность, приобретают относительную самостоятельность. Разделяются небольшой цезурой при задержке дыхания, во время задержки голос перестраивается на новый звук без “подъезда”, ощущение четкой атаки каждого звука должно сохранится.

Non legato – применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере или для обозначения значительности текста. В работе над такими партитурами, чтобы не получилось однообразного пения по слогам, надо наметить динамику фраз, предложений.

Marcato – выделяя, подчеркивая – штрих более жесткий чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко, степень разная. В хоровой практике используется как средство овладения ритмом произношения, в зависимости от стиля и исполнительной задачи имеет различные градации. Обычно акцент совпадает с сильной долей (если расходится – надо обозначить). Акцент можно достигнуть за счет ритмического (синкопа), агогического, тембрового выделения звуков. Акцент бывает 3 видов: метрический, ритмический, фразирующий.

Staccato – отрывисто – мастерство заключается в сокращении продожительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Звуковой поток на staccato трактуется как единая певческая линия на одной певческой позиции. Staccato должно быть упругим и всегда легким, но негромким. Работа над овладением этим штрихом прививает гибкость голосу, точность атаки, уничтожение “подъездов”. Придает произведению тонкость, легкость, грациозность. Может иметь самые разные градации. Упражнение на staccato тренирует мышцы диафрагмы. Staccatto хорошо активизирует голосовые мышцы, полезно для детской практики. Лучше всего отрабатывать на слог “ку”.

Tenuto – выдержанно, точно по длительности и силе – от начала звука до конца петь одинаково во всех отношениях (по плотности, силе, нюансу, длительности).

Glissando – сользя от звука к звуку (в практике пения церковных хоров применяется только как вокальное упражнение).

Portamento – перенося звук – Прием исключительно сольного исполнения. Вносится в исполнение самим исполнтелем, между звуков образующих узкие интервалы. Этим штрихом нельзя злоупотреблять – неумеренное пользование придает исполнению слащавость, подъезды, но иногда указывается автором.

Билет 6.

1. Хоровое искусство в россии до 18 века.

Христианство разделилось на провославных,католиков и протестантов.От эти направлений и зависил характел музыкального языка.В основе мелодии лежали звукоряды:диатонический,храмотический и энгармонический.Мелодии и напевы в церковном пении были диатоничны.В I веке пение было свободное и терпимое ко всем родам и видам музыки.Со II-IV век-христианство победило язычество.В IV веке император Константин Великий объявил христианство госпостбующей религией.Определились формы богослужения.которые дошли до настоящего времени: торжественный характер,богатое убранство(внутри) и из всенородного пения оно превратилось в специально хоровое.Пели специально подготовленные люди-певчии(люди,которые занимались богослужением).Хоровое пение стало более искуссным.Пели псалмы.это называлось псалмопение.Сопровождалось игрой на флейте или свирели.С V-VIII век стало развиваться осмогласие(-это музыкальная система из восьми звуков)Западная церковь(католики) установила 4 гласа(миксолидийскуий,дорийский,фригийский,лидийский).Впервые введино в Миланской церкви и стало называться амвросианским.К концу VI-началу VII века уже развилось четырёхголосие и появился новый вид пения-ГРИГОРИАНСКИЙ.(Григорий I)В Восточная церковьи шло осмогласие,но другим путем.Церковь  призновала все 8 гласов,а как система она закончилась-Асмагласия.Заавершил её Иоан Демоскин.(это византийский богослов,филосов,гимнотворец) Он первый придумал нотные знаки(они назывались -Крюки;писались они над строчкой) VIII-X век(Западная церковь) постепенно отказывается от строго вокального характера и вводит орган,как сопровождение к пению хора,пытается разгодать многоголосные созвучия.С появлением полифонии,Западная осмогласия утратила свое значение.Провославная церковь не сделала никаких открытий и вся деятельность состояла .Развивалось новая нотная запись-Крюковое письмо.И виды песнопений:(стихиры,тропары,кондаки,икосы,каноны,антифоны,упокои,святильни, блаженни)В 988 году (после Крещение Руси) пение стало строго вокальной.В конце X века появляется знаеменный распев,небные и гортанные звуки.Кондакарная нотация более праздничная(много распевов) чем знаменный распев!Пение производилось только в унисон.В XVI веке произшло единение культур.В 1561 году Московский сабор постановил организовать церковные школы по псалтырному пению.Иван Грозный учеридил высшую школу певческого искусстава.

Хор Певчих Дьяков-самый первый хор при Иване Грозном.было 27 человек.

Основные древнерусские напевы:

1.путевой распев(видущий хоровой голос);

2.демественный распев-это сложные ритмические рисунки,скачки;

Конец XVI-начало XVII века в русской православной церкви появились киевские(он был написан на пятилинейной нотации,диатонический звукоряд терцового квартового склада,распевание отдельных слогов);болгарский рапев(его мелодия укладывается в четырёхдолный размер,плавный и распевный);греческий распев(основан на подчинение одних голосов другими,размер определённый,ходы голоса на ув2.короткий форшлаг)греческий распев очень близок к русской народной песни.в 1551 году в Москве введино многоголосное пение-строчное.В  XVII век-портесное пение.Это пение пришло из Польши и Украины.Партитуры появились то есть началась многоголосная запись нот.Четырёхголосанный смешанный состав появляется.В содействии портесное пение-Патриарх Никан.Конец XVII-начало XVIII века было найдена рукапись " Пособия-азбука монаха Тихана Макарьевского" (Ключи,знаки,ноты ,паузы, ).Николай Павлович Дилецкого "Мусикийская громатика"(это первый абобщённый опыт обучения пению в России,получивший теаритический и метадически разработаный труд.

2.Темп в хоровом пении.Метроном.Терменология.

Темповые обозначения обычно излагают на итальянском и русском языках.Темп-тип движения.Различные типы движения-быстрые,спокойные и медленные,свободные и строгие по темпу-избираются композиторами для воплощения в своих произведениях музыкальных образов.Отклонение внутри темпа назыывается агогикой.Это замедление и ускарение темпа.

Билет 7.

1.Современное хоровое исполнительство.

2.Динамика-как средство музыкальной выразительности.

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ — совокупность средств, характеризующих художественно-результативную сторону звукоизвлечения. К ним относятся: ритм, метр, темп, агогика, фразировка, нюансировка, филировка, штрихи, а также тембр, звуковысотная интонация, динамика, вибрато. С. м. в. тесно связаны с исполнительскими средствами — выполнением того или иного технического приема, или способа воспроизведения звука. В комплекс исполнительских биофизических средств музыканта-духовика входят: музыкальный слух, дыхание, амбушюр, пальцы, артикуляционный аппарат (язык, губы, ротовая полость)

Динамика (в музыке)

Динамика в музыке, совокупность явлений, связанных с применением различных степеней силы звучания, громкости. Основные градации силы звучания: piano (в нотах сокращённо р) ≈ тихо, слабо и forte (f) ≈ громко, сильно. Производные от piano в сторону ослабления: pianissimo (рр) ≈ очень тихо, piano-pianissimo (ppp) ≈ чрезвычайно тихо и т.д. (до ррррр); от forte в сторону усиления: fortissimo (ff) ≈ очень громко, forte-fortissimo (fff) ≈ чрезвычайно громко и т.д. (до fffff). Применяются также обозначения mezzo piano (mp) ≈ умеренно тихо и mezzo forte (mf) ≈ умеренно громко. Все эти обозначения относятся к более или менее протяжённым музыкальным отрывкам, в которых выдерживается в общем единая и неизменная степень громкости звучания. Внутри таких отрывков нередко выделяются по громкости отдельные звуки, что обозначается терминами forzato, sforzato и др. (см. Акцент). В музыке широко используется и постепенное усиление или ослабление звучания. Усиление звучания обозначается термином crescendo (cresc, знак ), ослабление ≈ термином decrescendo или diminuendo (decresc. или dim., знак ). Усиление звучания может вести к новой, более высокой степени выдерживаемой некоторое время громкости, может сменяться ослаблением звучания, образуя вместе с ним динамическую «волну». Для уточнения динамических обозначений к ним могут прибавляться слова meno (меньше, менее), quasi (как бы, подобно), molto (очень), росо (несколько), росо а росо (мало-помалу, постепенно) и т.п. ═ Градации динамики и их обозначения имеют в музыке лишь относительное значение; абсолютная величина громкости зависит от многих факторов, в том числе от типа инструмента, при ансамблевом исполнении ≈ от количества партий и числа исполнителей на каждую партию, а также от акустических свойств помещения. Так, по абсолютному значению piano на трубе гораздо громче, чем forte вокалиста, громкость звучания piano у целого хора значительно выше, чем у отдельного его участника, и т.п. Абсолютные величины громкости измеряются в акустике и выражаются в фонах (см. Громкость звука).

Билет 8.

1.Строй хора.Пути и его достижения.

 

СТРОЙ ХОРА — согласованность между певцами хора в отношении чистоты звуковысотного интонирования. Качество хорового строя зависит от музыкальной и вокальной подготовки певцов, состояния голосового аппарата, ансамбля, акустики помещения, а также от слуховых качеств руководителя хора. Существуют понятия мелодического и гармонического хорового строя. Мелодический (горизонтальный) строй — это чистое интонирование мелодии вокальным унисоном (хоровой партией, всем хором, поющим в унисон). Гармонический (вертикальный) строй — правильное интонирование интервалов, аккордов.

Недостатки в строе чаще всего связаны с недостатками в вокале певцов. Певец должен не только предслышать будущий звук во всех его особенностях, но и точно скоординировать слух с дыхательным, голосовым и артикуляционным аппаратом.

Такой недостаток в интонировании как понижение (детонация), чаще всего связан с вялым дыханием и произношением,

Упражнения для преодоления:

·          Дыхательные упражнения (без звука и со звуком) для активизации дыхательного процесса.

·          Упражнения с “близкими” гласными (и, э, а), йотированными гласными.

·          Упражнения на активизацию дикции (см. тему “Дикция)низкой позицией, когда в звучании не хватает высокочастотных обертонов. Причинами бывают перегрузка дыхания, форсирование, “ленивое пение”, недостаток работы верхних резонаторов.

Упражнения для преодоления:

·          Пение упражнений сверху вниз

·          Использование фонетического метода – согласные м, н, л, с, з

·          Пение с закрытым ртом

·          Запретить искусственно “толстить”, “густить” звук

·          Применение упражнений на лёгкость и подвижность

Причинами повышения (дистонация) бывают форсирование, чрезмерный напор дыхания, чрезмерное старание и “взбудораженное” настроение.

В таком случае полезны упражнения с “низкими” гласными о, у.

Вл.Чернушенко рекомендует прививать любовь к красивому звуку, связанному с конкретным образом и эмоциональным состоянием. Использовать пение по четвертьтонам, унисонное и аккордовое глиссандирование.

Полезно развивать навыки хорового пения в условиях расстановки хора по квартетам (квартеты певцов с легкими, мягкими голосами ставить в первом ряду).

Большое значение имеет подбор репертуара. Полезно изучение разных по стилю и сложности произведений.

В непрофессиональном хоре обязательно изучение музыкальной грамоты, развитие чувства ритма.

Для выработки устойчивых навыков сохранения чистого интонирования и строя во всех элементах, в процессе занятий следует пользоваться приемом пропевания произведения в разных тональностях с повышением или понижением на полтона или тон. Такое пропевание способствует развитию и укреплению вокально-слуховых ощущений у певцов и сохранению относительно верного чистого ладовогармонического и интонационно-мелодического соотношения и взаимосвязи, в иной новой тональности.

Пользуясь таким приемом, некоторые хормейстеры, в зависимости от обстоятельств – нервно-психологического состояния певцов, акустических условий помещения и др. во время выступления выбирают и задают тон хору либо немного выше, а иногда и ниже оригинальной тональности. Повышенная тональность в данном случае поднимает тонус, певческое состояние хора, и произведение звучит светло, возвышенно и чисто.

Наоборот, при нервно-возбужденном состоянии хора, форсированном характере пения, выбор чуть-чуть пониженной тональности способствует сохранению чистого интонирования и строя.

2.Организационная работа в самодеятельном хоре.

Хоровая самодеятельность активно включается в самые различные формы музыкально-просветительной работы: в концерты-митинги по случаю крупных событий времени, где политические речи чередовались с пением революционных рабочих песен, в военно-шефскую работу по музыкальному просвещению красноармейцев и краснофлотцев Рабоче-Крестьянской Армии, во всевозможные народные инсценировки, празднества и гуляния, в многочисленные конкурсы, смотры, олимпиады, развернувшиеся по всей стране в 20—30-е годы.

В 1926 году состоялась Первая конференция по вопросам музыкально-просветительской работы. На ней впервые был поставлен вопрос о создании массовой музыки и массовой песни, близкой народу. В репертуаре хоровой самодеятельности зазвучали новые произведения на современную тему. Это были хоры Д. Васильева-Буглая в жанре «агитмузыки», хоровые песни А. Давиденко, В. Белого, Б. Шехтера, М. Коваля, А. Александрова, И. Дунаевского, братьев Д. и Дм. Покрасс, В. Захарова, А. Новикова, В. Соловьева-Седого.

В 1929 году создан Центральный Дом самодеятельного искусства. Постепенно закладывались и укреплялись организационные и методические основы хоровой самодеятельности. Встала новая задача — переход к более развитым формам работы, которые позволили бы решать задачи музыкального просвещения масс на более высоком уровне.

Большую роль в дальнейшем развитии художественной самодеятельности, и в частности хоровой, сыграло Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Появилась возможность развернуть среди участников самодеятельности серьезную учебно-воспитательную работу. Благодаря овладению музыкальной грамотой, профессиональными навыками и специальными знаниями многим коллективам стало по плечу исполнение произведений в четырехголосном изложении, нередко без сопровождения, решение сложных художественно исполнительских  задач. Росли контакты хоровой самодеятельности с   музыкальными учебными    заведениями,    с деятелями профессионального хорового    искусства.

Наибольшее распространение начинает получать художественная песня. Хоровая самодеятельность    становится    мощным стержнем музыкально-эстетического воспитания народа.

В 1936 году в Москве была проведена Первая Всесоюзная хоровая олимпиада, впервые сосредоточившая внимание общественность одним из самых распространенных видов искусства — хором.

Примечательно, что среди двадцати девяти участвовавших в  смотре хоров наряду с профессиональными коллективами

представлены и самодеятельные.

Число хоровых кружков и коллективов росло интенсивно и подчас стихийно. Одновременно поднимался их исполнительский уровень. Возникла необходимость создания координации методического  центра  в  масштабах    страны,    способного вливлять деятельность миллионов любителей, оказывать им дей-

:-:ую творческую и организационную помощь. В  1936 году, с  Всесоюзным Домом народного творчества, художественная самодеятельность и ее наиболее многочисленная часть — хоровой самодеятельность— получили возможность еще    более цельного развития.

В 40—50-е годы создаются государственные народные хоры во многих областях России  (на Урале, Волге, в Сибири, Воронеже, Омске, Оренбурге). Это отразилось и    на    развитии самодеятельного движения.

Самодеятельным хорам были близки и понятны народная основа исполнения, народно-песенный репертуар коллективов их профиля. Вот почему наряду с    профессиональными в эти года возникают многочисленные самодеятельные народные хоры и ансамбли. Хоровая самодеятельность становится богатейшим репертуаром  для пополнения    профессионального    хорового    искусства, наиболее одаренными исполнителями, а иногда и ценовыми коллективами. Напомним, что многие профессионнальные хоры выросли из самодеятельности. Так родился Краснознаменный ансамбль песни и пляски имени   Александрова, большой хор государственных    русских    народных    хоров.      Тесная связь между профессиональными и самодеятельными формами хорового исполнения является отличительной чертой советского искусства.

Билет 9.

1. Принципы интонирования гаммов и интервалов.

Интонирование ступеней лада.

Каждая ступень гаммы обладает разной трудностью интонирования в зависимости от степени ее устойчивости или не устойчивости. В связи с этим мы можем интонировать ступени лада.

Одним из самых авторитетных мнений по данному поводу является мнение П.Г.Чеснокова. Советы П.Г.Чеснокова, высказанные и обобщенные в виде системы определенных закономерностей в интонировании интервалов, близки по своей сути к теоретическим законам строя и интонирования интервалов.

Интонирование звуков натуральной мажорной гаммы.

При движении вверх

I ступень интонируется устойчиво

II — высоко

III — высоко

IV — с тенденцией к понижению

V — чисто, с тенденцией к повышению

VI — высоко

VII — высоко

При движении вниз

VIII (I) ступень интонируется устойчиво

VII  — высоко

VI  — низко

V — чисто, устойчиво

IV — низко

III — высоко

II — низко

I  — с тенденцией к повышению.

Интонирование звуков натуральной минорной гаммы

Все ступени минорной гаммы, включая тонику, весьма неустойчивы и их нужно рассматривать в связи с параллельным мажором.

При движении вверх

I ступень должна интонироваться высоко, она неустойчива сама по себе, слышится как VI ступень мажора.

II ступень интонируется высоко

III — низко

IV — высоко

V — высоко

VI — низко

VI — низко

VIII (I) — высоко

При движении вниз

VIII (I) интонируется устойчиво

VII — низко

VI — низко

V  — высоко

IV — низко

III — низко

II  — высоко

I  — ровно, устойчиво.

В практике пения а капелла выработался ряд практических указаний на способы интонирования не только звукорядов мажора и минора, но и отдельных интервалов. Рекомендуется чистые интервалы интонировать устойчиво, большие – интонировать широко, малые – узко. Эти указания не исчерпывают всех явлений хорового строя, но помогают певцам преодолеть трудности интонирования в пении.Диатонический полутон (ми-фа или си-до) в восходящем движении интонируется низко, а хроматический полутон (до-до#) интонируется высоко. В нисходящем движении – наоборот. Появление в партитуре альтерированных звуков (появление случайных знаков) должно быть осмыслено в связи с особенностями гармонической структуры произведения. Наличие в партитуре альтерированных звуков может быть связано как с разновидностью лада, так и с переходом в другую тональность, и интонирование их должно различаться.

Определенный уровень, достигаемый в результате работы над чистым интонированием по горизонтали, служит основой и для чистоты гармонического строя по вертикали. В выработке навыков гармонического строя необходимо руководствоваться слуховым ощущением ладового построения и взаимосвязи отдельных партий, их функций в общем гармоническом звучании хора.

2.Прослушивание певцов в хор.

При прослушивании нужно определить в каком хоре он будет петь,для того что бы распределить по голосам.Особое внимание обращать на манеру исполнения(академическая-прикрытый звук;народная-открытый звук).Определить диапазон данного певца и определить лирическое или драматическое.Выявить частоту интонации.(многие могут завышать и понижать)Прослушивание необходимо устраивать что бы определить пути,развития голосовых способностей кажного из певцов.

Билет 10.

1. Работа над дикцией в хоре.

Дикция в хоре

Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции хора - произношения гласных и согласных - и орфоэпии - соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. Хоровое произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука в высокой позиции, достижению яркого и близкого звучания, помогает достигать наибольшей силы звучания при экономной затрате энергии. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. Особое внимание следует обратить на рот певца. Очертание губ и раскрытие рта при пении отдельных слов должны соответствовать той или иной произносимой гласной.

Хоровая дикция имеет свои специфические особенности. Во-первых, она певческая, вокальная, что отличает её от речевой (бытовой, и сценической). Во-вторых, она коллективная. Поэтому будет более точным определять её как вокально-хоровую. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Но не менее важно научить певцов правильно формировать и произносить гласные (в частности, обучить их приёму редуцирования гласных), законам и правилам логики речи. Редукция гласных в пении имеет различные формы. Безударные А и Э ослабляются динамически и произносятся фонетически менее ярко, чем ударные, безударное О в большинстве случаев произносится, как А. Безударное Я произносится как «Яе» (грЯеда, памЯеть), но на конце слова всегда должно звучать чисто. В большинстве случаев редукция Е в пении решается динамическим ослаблением этого звука. Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Безударное О в этом случае произносится как ясное А.

Согласные звуки распадаются на несколько групп. Сонорные согласные - м, н, л, р - звуки, которые можно петь, точно интонировать. Остальные согласные этих качеств лишены.

Шесть первых согласных русского алфавита - звонкие, произносятся с участием голосовых связок, остальные, кроме сонорных, - глухие, в их произношении голосовые связки не участвуют. Большинство звонких и глухих согласных произносятся твёрдо и смягчённо. Глухие ц, х, ч не имеют парных звонких.

Отличительной особенностью вокально-хоровой дикции является использование всеми певцами хора единых правил и приёмов артикуляции.

Некоторые из них.

1. Красивое, выразительное звучание гласных обеспечивает красоту вокального звука, и наоборот, плоское звучание гласных приводит к плоскому, некрасивому, невокальному звуку.

2. Если в слове или на стыке слов две гласных стоят рядом, то в пении их нельзя сливать - вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь, например: ни огня; не увидит; но остался.

3. Чем протяжённей редуцированный гласный, тем ближе его звучание к вокальной речи; чем он короче - тем ближе к разговорной. Например; при исполнении хором М.И. Глинки «Попутной песни» редуцированные гласные в рефрене, построенном на быстром скандировании, напоминающем скороговорку, произносятся неясно, как в речи; а в певучих эпизодах - полно и протяжно.

4. Достижение однотембрового звучания гласных тесно связано со стабильностью артикуляционной формы в процессе пения.

5. В отличие от гласных, которые поются максимально протяжённо, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведением, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся.

6. Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт в хоровой практике к так называемым «подъездам», а иногда и к нечистому интонированию.

7. Нечёткое, невнятное произношение заканчивающих слово согласных затрудняет понимание текста.

8. В целях лучшего донесения до слушателей поэтического текста и достижения большей художественной выразительности пения иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных. Однако приём «удвоенного» и даже «утроенного» их произнесения, уместен только в особых случаях (произведениях драматического характера, торжественных гимнах). При исполнении хоровых пьес в быстром темпе следует произносить слова легко, «близко» и очень активно, с минимальными движениями артикуляционного аппарата. В целом же характер певческой дикции при условии соблюдения чёткого произношения зависит от особенностей музыки, содержания произведения, его образного строя, стиля, жанра. В спокойных, распевных, лирических сочинениях текст произносится мягко; в драматических - энергично, жёстко, экспрессивно; в маршевых - твёрдо, скандировано.

На качество произношения текста влияют сила звука и тесситура. Наилучшие условия для создания дикционного ансамбля - умеренная сила звучания в средней части диапазона хоровых партий. В верхнем и нижнем регистре дикционные возможности голосов снижаются в связи с общими вокальными трудностями.

Степень ясности и выпуклости произношения текста той или иной хоровой партией в большой мере зависит от её роли в фактуре сочинения. Голос или голоса, выполняющие тематическую функцию, должны выявлять текст рельефнее, чем голоса, останавливающиеся в это время на выдержанных звуках.

Особые виды дикционного ансамбля возникают при исполнении произведений полифонического склада. Основная ансамблевая сложность здесь состоит в неодновременном произношении слов разными партиями, в словесных повторах, сокращениях слов в отдельных голосах.

Однако отчётливость произношения - это лишь одно из условий передачи исполнителем поэтического текста сочинения. Не менее, а может быть, и более важно произнести его правильно с точки зрения орфоэпии, ибо орфоэпические нормы, как и нормы грамматические, лексические, орфографические, характеризуют культуру речи человека и, конечно, артиста, певца, хорового коллектива. Но ещё важнее, чтобы участники хора и хоровые дирижёры владели бы искусством выразительной речи, выразительного, художественного слова.

Соотношение слова и музыки - важнейшая проблема, которая постоянно должна находиться в поле зрения хорового дирижёра. В этой проблеме можно выделить три группы частных вопросов.

1. Касается содержания - это вопросы соотношения музыкального образа с образами словесного текста, степени их художественного соответствия.

2. Включает вопросы, связанные с соотношением поэтической и музыкальной композиции.

3 Объединены вопросы, касающиеся выразительных средств, а именно: вопросы вокальной декламации, взаимоотношения музыкальной и речевой интонации, сопоставления музыкальной и речевой акцентуации и фразировки.

Дикция - это всего лишь один из составных элементов работы над художественным качеством звучащего слова. Именно логика построения фразы, верная расстановка ударений, акцентов, пауз, а вовсе не дикция определяют в первую очередь выразительность речи и её смысловое воздействие.

При вокализации поэтического текста исполнитель должен стремиться сгладить, сделать незаметными «неправильности» музыкальной декламации - несовпадение ударных слогов с сильными, безударных - со слабыми долями такта. Хормейстеру, как и певцу, надо следить за тем, чтобы в процессе пения не выделялись безударные слоги (к этому часто провоцируют и метрические музыкальные акценты, и «скачки» на высокие звуки), а выделяемое ударением слово было действительно самым важным и существенным для понимания смысла фразы.

дикция хор артикуляция музыка слово

2.Формирование репертуара в самодеятельном хоре.

Билет 11.

1.Орфоэпия.Значение слово в хоровом пении.

Орфоэпия-соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических),принятых в данном литературном языке.

2.Личностные качества дирижёра хора.

Актуальность исследования обусловлена востребованностью выявления психологических закономерностей дирижерского искусства, необходимостью более полного изучения содержания и специфики профессиональной деятельности хорового дирижера.

В настоящее время дирижирование все больше становится той специфической профессией, которой не могут заниматься музыканты другого профиля без соответствующей профессиональной подготовки, как это часто практиковалось раньше. Профессиональные исполнители - артисты хора -стремятся работать с грамотными дирижерами. Поэтому, уже в начале своей карьеры современный дирижер должен обладать глубокими знаниями, умением интересно и содержательно интерпретировать хоровые произведения. Руководителю профессионального коллектива музыкантов необходимо обладать обширным комплексом профессионально важных качеств, в состав которых помимо музыкальных, входят также педагогические, психологические, организаторские и др.

Дирижерская профессия с самого начала своего существования представлялась загадочной областью музыкального исполнительства и для людей профессионально занимающихся дирижерской деятельностью и для широкого круга любителей музыки. И, несмотря на существующие теоретические разработки проблем дирижерского искусства, дирижирование до сих пор для многих остается по выражению Л.Стоковского «одной из самых туманных и неверно понимаемых областей музыкального искусства»

Билет 12.

1.Работа над ансамблем в хоре.

ансамбль-согласованность.Значение ансамбля как одного из главных элементов полноценного хорового исполнения.

Понятия частного и общехорового ансамбля. Зависимость частного ансамбля от количества певцов и качества их голосов. Единство ощущений темпа, ритма, метра, динамических изменений, необходимых для достижения частного и общехорового ансамбля. Общий ансамбль в хоре – это органическое слияние всех элементов хоровой звучности с целью всестороннего раскрытия образно-смысловой сферы исполняемого произведения.

Виды хорового ансамбля

Темповый и метроритмический ансамбль. Определение верного темпа, отражающего образно-содержательную суть исполняемого произведения. Соответствие темпа определенному стилю или направлению в музыке. Определение меры медленного и быстрого темпов. Понятие метричности и агогичности исполнения. Прием rubato.

Метр – основа ритмического ансамбля при исполнении контрастных ритмических структур в полифонической музыке. Способы преодоления темповых и метроритмических трудностей в работе с хором.

Динамический ансамбль и его соответствие различным складам изложения.

Динамический ансамбль в произведениях для хора с солистами.

Различные виды динамического ансамбля хора с сопровождением.

Естественный и искуственный ансамбль. Зависимость динамического ансамбля от тесситуры.

Роль нюансов и фразировки в раскрытии содержания хорового произведения. Их взаимосвязь со стилем, формой, темпом произведения.

Тембровый ансамбль и его художественно-выразительные возможности.

Задачи «ретушировки» литературного текста в хоровом пении.

Соблюдение единства приемов звукоизвлечения (атаки) и звуковедения – важные элементы частного и общего ансамбля.

2.Виды хоровой самодеятельности.




1. статтями або різними частинами однієї статті Особливої частини КК за жоден з яких її не було засуджено ч
2. Диамонд Джим Брейди 1901 год 12 способов извлечь наибольшую пользу из книг
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ИДЕНТИФИКАТОРА СОСТОЯНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФИЛ
4. Форма координации объектов через последовательность и длительность- время пространство движение м
5. на тему- Пізнавальні процеси 1
6. Общественное мнение и СМИ
7. Курсовая работа- Содержание работы командира по подержанию высокой боевой готовности
8. Доклад- Нейрофизиология- как рождается движение.html
9. Op Jive это бесплатный танцевальный кооператив www
10. Общая социально-экономическая и организационно-управленческая характеристика ЭСО ОАО Карачаево-Черкесскэнерго
11. 65 Таможенное дело на установочную сессию -2013 2014 учебный год-
12. Холодные закуски- Сырная тарелка 200 гр
13. Спенсерді~ эволюция ілімін талда~ыз 4 Философия ~ылымында~ы позит
14. Чому тривалий час основною формою організації виробництва було натуральне виробництво
15. Модуль 2. Назначение и возможности системы Photoshop 1
16. кто побеждает- начинающий первый или его партнер второй Игрышутки Игрышутки это игры исход которых
17. Механикалы~ ~оз~алыс меаникалы~ ж~йе механиканы~ негізгі моделі- материалды~ н~кте,~атты дене, т~тас орта
18. Курсовая работа- Троянская война
19. Тема- Русская народная сказка СивкаБурка Тип урока- изучение нового
20. Задание для самостоятельной работы