Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

хайкайно рэнга дословно шуточная рэнга поэтическая игра по дописыванию чередующихся трехстиший и дву

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Хайку – японский жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве.

Изначально «хайкай-но рэнга» (дословно «шуточная рэнга») - поэтическая игра по дописыванию чередующихся трехстиший и двухстиший (по типу буриме), начальная строфа которой называется хокку. Хайку появляется, когда отдельные строфы ренги становятся самостоятельными, самоценными стихами (т.е. они понятны без соседних, «сцепленных» строф).

Надо отметить, что одним из принципов японской эстетики вообще является «моно-но аварэ» – «печальное очарование вещей», поэтому при чтении хайку не стоит удивляться столь частой «грусти». Но при этом –«светлой грусти» (бунинской, что ли, или «печаль моя светла»).

Традиционно хайку – 17-сложное стихотворение, записываемое в один иероглифический столбец (строку) и состоящее из трёх частей по 5-7-5 слогов. Внутренне хайку делится, как правило, на две смысловые части 12+5 или 5+12; части при чтении разделяются паузами.

Как переводы с японского, так и хайку, сочинённые на других языках, обычно записываются в три строки. Соблюдать количество слогов считается необязательным, впрочем, желательно не превышать 18-20.

В японском хайку между частями используют не переводящееся «разделительное слово» – киредзи, в русском оно заменяется знаками пунктуации (',', '...', '!', '-', ':') или просто паузой в чтении, так как в обычной практике современного написания пунктуацию, как правило, не употребляют.

В классическом хайку содержится «киго» – «сезонное» слово или словосочетание. Стих лучше воспринимается, когда указание не прямое («зимний вечер», «конец лета»), а опосредованное («сосулька» – весна, «сбор винограда» – конец лета). Современные хайку часто пишутся без киго, но со «словами окружающей среды» – время или место, или событие.

Две части – два образа – или дополняющие друг друга, или оттеняющие, или противоположные,  по принципу фуэкирюко – движение / статика, внешнее / внутреннее, большое / малое, вечное / меняющееся.

Две части хайку! – не значит 3 – увеличение количества образов «размывает» то, что вы пытаетесь выразить. Хайку, как и вообще любое другое стихотворение, должно читаться легко и естественно.

Для хайку хорошо

Лишнее в хайку

Принцип необходимости и достаточности

Оставлять нужное – минимум слов, максимум информации

Убирайте избыток слов, избегайте тавтологии – у вас мало места

Хайку - это чувство-ощущение, которое даже невозможно назвать, ваша цель – вызвать похожие ощущения в читателе. Посредством нарисованной картины пытайтесь передать свои чувства или их оттенки… акцентируйте на одной-двух деталях: читатель, спрашивая, сам находит ответ в стише. Эффект «недостроенного моста» (по Алексею Андрееву): перебраться по нему на «противоположный берег» можно, лишь достроив его в своем воображении

Показывайте, недоговаривайте, подсказывайте,  намекайте

Не объясняйте, не разжевывайте

Простота

Простые слова

Названия чувств («любовь», «одиночество», «смерть»), «красивости» («прекрасный», «скучный»)

Оценка, высокопарность, пафос, назидательность

Афоризмы (т.е. навязывание единственного – вашего – представления)

Совпадение должно быть явным для читателя

Сравниваемые или подобные объекты и явления стоит размещать рядом

Слова «как», «будто», «словно», «похож»

Метафора

Метафора допустима, если возможно как метафорическое, так и буквальное её прочтение

Допускается обдуманное использование каламбуров, омонимов, игры слов, устоявшихся оборотов речи (пусть даже и метафоричных)

Явные метафоры, сравнения, олицетворения («одушевление» природных явлений, неодушевленных предметов вообще: «улыбка месяца», «злой ветер»)


Здесь и сейчас!

настоящее время или через призму настоящего – события разворачиваются у вас на глазах

Иные времена и места – где-то там… когда-то…

Объективность: Басё говорил: «узнавайте всё о сосне у самой сосны, о бамбуке – у самого бамбука»

О настоящем, невыдуманном

Предмет хайку – окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый

Хайку «из головы»

Конкретика

«спорыш», «лопух», «синий махаон»

«трава», «бабочка»

«Видеть, слышать, ощущать стопой и обонять!»

Соединение слов должно тронуть читателя, заставить его задуматься – это как реалистичная кинокартина без спецэффектов, у вас в инструментарии мгновения, запахи, прикосновения, тепло, холод, боль – все ощущения органов чувств

Один из приёмов: вторую строчку можно читать в паре как с первой, так и с третьей

Старайтесь показать необычное в обычной ситуации

Рифма – чувство ложной завершенности, хайку же – всегда недосказанность

Басё часто цитировал Кобо-Дайси (774-835), буддийского проповедника и поэта «не идите по следам древних, но ищите то, что искали они».

***

Новый императорский сад готовили к открытию три года. Наконец, все работы были завершены, и император пригласил всю знать полюбоваться красотой сада.

Все были в восторге и рассыпались в комплиментах. Но императора интересовало мнение мастера Лин-чи, который считался непревзойденным знатоком этого вида искусства. Когда император обратился к Лин-чи, все присутствующие обернулись, и воцарилась тишина. Лин-чи ответил:

– Странно, но я не вижу ни одного сухого листа. Как жизнь может существовать без смерти? Из-за того, что здесь нет сухих листьев, сад мёртв. Я думаю, что сегодня утром его очень тщательно подметали. Прикажите принести немного сухих листьев.

Когда листья принесли и разбросали, ветер начал играть ними. Шорох листьев – и сад ожил! Мастер сказал:

– Теперь всё в порядке. Ваш сад прекрасен, но он был слишком ухожен.

Искусство становится величайшим, когда не обнаруживает себя.

= Радион Хузин, с участием Марселя Багаутдинова =

в основном, по материалам:

Тайша (Наталья Леви) «Что такое хайку и как его писать» http://www.aif.ru/dosug/article/23957

Олег Юров (Тэнгу) «Момент хайку» http://graf-mur.holm.ru/gerb/gerb16.htm

Алексей Андреев «Что такое хайку» http://haiku.ru/frog/def.htm

Кто, что

Где

Как искать

практически все ссылки

http://хайдзин.рф

хайдзин рф

Интернет-журнал поэзии хайкай УЛИТКА

http://www.ulitka.haiku-do.com

журнал хайку Улитка

Пятый Международный конкурс поэзии хайку

http://haiku5.ru

МКХ 5 (отсюда же можно выйти на результаты более ранних)

Haikupedia

http://www.haikupedia.ru

Хайкупедия

много ссылок на различные источники о хайку

http://graf-mur.livejournal.com/484605.html

Теория и практика хайкай Статьи книги видео

http://www.stihi.ru/avtor/konkurshaiku

стихиру Конкурс хайку

Граф Мур - «отец-основатель» хайку-порталов

http://graf-mur.хайдзин.рф

Граф Мур хайку

http://graf-mur.livejournal.com

Марсель Багаутдинов

http://marselmarch.livejournal.com

жж marselmarch

Мунира Кунафина

http://www.munirusha.ru/

Мастерская народных ремёсел

Мунируша

Наталья Елизарьева

http://www.stihi.ru/avtor/zorro1960

стихиру Наталья Елизарьева

Наталья Ольховская

http://www.stihi.ru/avtor/tataki

стихиру Наталья Ольховская

Радион Хузин

http://radion-sveter.livejournal.com

жж Радио СВетра

http://www.stihi.ru/avtor/acidrock

стихиру Радион Далин

можно заказать книги

издательства memories

Хайкумена 4

http://membook.ru/index.htm?books/haykumena4/info.htm

Хайкумена 4

РОСсИНКИ

http://membook.ru/index.htm?books/rossinki/info.htm

РОСсИНКИ

РОСсИНКИ IV

http://membook.ru/index.htm?books/rossinki_iv/info.htm

РОСсИНКИ IV




1. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине Теория организации Вариант 5 Самоорганизация и самоуправление
2. Мальчики ~ за дверью девочки у доски
3. Четыре племени. После драки с Пестрозвёздой я устала
4. вариант ТАКрюковой Шкалы- копингповедение решение задачи эмоции избегание отвлечение социальное отв
5. Методология теория и методы психологических исследований Становление позитивистской методологии в
6. Добрий вечір тобі пане господаре твоєму дому Чи дозволиш заколядувати у ньому Застеляй столи чистим.html
7. Химия в биологии, медицине и в производстве лекарственных веществ
8. 1 Факторы построения опимальной оргструктуры
9. Название органа- Печень
10. методический комплекс для студентов заочной заочной на базе высшего профессионального образования и з
11. Развитие человека как субъекта труда
12. стилизация в композиции
13. com-knigomniy Самая большая библиотека ВКонтакте Присоединяйтесь Где гарантия что преступление которое
14. Взгляд на события начала XVII века как на гражданскую войну в России
15. Доходы и расходы бюджетов субъектов РФ
16. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
17. В данном случае вероятность появления ошибок в учете не зависит от аудитора он может лишь определить знач.html
18. СТАТЬЯ 27 ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ
19. Лабораторная работа по орфоэпии
20. Спорт