Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Уренгойская Детская художественная школа Конспект занятия по р

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Уренгойская Детская художественная школа»

Конспект занятия по рисунку

в 7 классе

«Натюрморт, состоящий из предметов быта округлой формы. Применение «метода обруба»

в работе над натюрмортом».

Подготовила:

Дедова Мария Васильевна,

преподаватель первой

квалификационной категории

пгт. Уренгой

2011 г.

Класс:   7 (7ОП)

Тема: «Натюрморт, состоящий из предметов быта округлой формы. Применение «метода обруба» в работе над натюрмортом».

Количество учебных часов: 12

Цели:   Внедрение передового педагогического опыта в методику преподавания предмета

             рисунок в художественной школе;

             Формирование умения убедительно строить форму предметов и лепить ее тоном;

             Развитие объемно-пространственного мышления на основе анализа натуры;

       Воспитание культурных качеств личности учащихся в работе над постановкой

       (аккуратности, собранности, внимательности, прилежности).

Задачи: 

1. Изучение и применение учащимися  на практике «геометрального» метода  и метода «обруба», разработанных педагогом-теоретиком изобразительного искусства Д.Н. Кардовским;

            2. Формирование потребности анализировать форму изображаемых предметов;

      привитие учащимся навыков анализа (каждый сложный предмет раскладывается

      на простые формы, а простые формы на плоскости);

3. Закрепление знаний о тоне, градациях светотени на поверхности освещенных предметов;

4. Закрепление принципа работы от «общего к частному» и от «частного к общему»;

       5.Отработка технических приемов владения карандашом (развитие культуры

       штриха).  

       6. Формирование уверенности и точности руки при работе маркером.        

Оборудование: 

Для учителя:

                       Постановка из предметов быта округлой формы (крынка, заварник, яблоки)

                       однотонная драпировка, софит (освещение верхнее-боковое);

 Наглядность:  работы учащихся из фонда школы.

 Литература:

  1.  В. Визер. Живописная грамота. Основы искусства изображения. С.Пб.  Изд. «Питер Пресс», 2006 г.
  2.  Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию.: Учеб.пособие. – М.: Просвещение, 1982 г.
  3.  Паранюшкин Р.В. Техника рисунка. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2006 г.
  4.  Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие дл студ. педвузов. – М.: Академия, 1999 г.

     5.  Н. Ли «Основы учебного академического рисунка» Москва. Изд. « Эскмо», 2006 г.

Материалы: 

Для учащихся:

                       Бумага ватман формата  А2, А4 (для зарисовки);  карандаши графические от    

                       НВ до 4В, маркер.

Практическая часть: 

  1.  Выполнение упражнения на штриховку – 15 мин.
  2.  Выполнение линейно-конструктивного рисунка всех предметов быта  по отдельности на А4 – 80 мин.
  3.  Поиск композиции натюрморта на А4 – 15-20 мин.
  4.  Линейно-конструктивный рисунок натюрморта, состоящего из предметов быта на А2 – 120 мин.
  5.  Выполнение упражнения на разбивку фруктов на плоскости маркером – 10 мин.
  6.  Разбивка на плоскости всех предметов композиции – 40 мин.
  7.  Проработка тоном каждой грани с учетом освещения; моделировка формы, передача объема – 200 мин.

Структура занятия.

1. Организационный момент (3 мин)

2. Активизация опорных знаний. (2 мин)

3. Сообщение темы и задач урока. (4 мин)

4. Изучение нового материала. (10 мин)

5. Закрепление изученного материала. Практическая работа. (453 мин)

5.1 Вводный инструктаж. (113 мин)

5.2 Практическая работа. (440 мин)

 6. Анализ работ учащихся. (3 мин)

7. Подведение итогов. (5 мин)

   Итого: 480 мин.

Оформление доски:

 

Учебные задачи:

Применяя метод визирования:

1.Закомпоновать группу предметов в формате листа А4, А2 (определить пропорции общей массы по отношению к заданному формату);

2.Определить плановость в постановке (расположение предметов на предметной плоскости);

3. Найти пропорции предметов относительно друг друга;

4.Выполнить линейно-конструктивный рисунок предметов, дополнив его разбивкой на плоскости, образующие объем данных предметов (уточнить пропорции и характер сложных форм предметов);

5. Найти тональные отношения в постановке;

6. Передать объем предметов и  освещенность;

7. Добиться цельности, завершенности, выразительности постановки.

Ключевые понятия:

Метод визирования  -        использование карандаша при уточнении пропорций и   

                                             построении конструкции предметов;                                       

Вспомогательные линии - линии, используемые при построении (вертикаль, гори-

                                                         зонталь, диагональ);

Геометральный метод -    в его основе лежит сопоставление натурных форм с про-    

                                             стейшими геометрическими телами;

Метод обрубовки  -           изображение предмета обобщенного плоскостями, кото-

                                            рые образуют его форму (вплоть до геометрических тел);

Тон   -                                  это физическая характеристика, выражающая количество   

                                            и качество света на поверхности предмета;

Тоновая шкала (градация) – движение любого цвета от его самого светлого состоя-

                                             ния до его самого темного состояния, где максимальны-  

                                             ми тональными градациями являются ярко-белый и глу-

                                             боко-черный цвета;

Светотень -                         блик, свет, полутень (собственный тон), тень,

                                             рефлекс, падающая тень;

Краевой контраст -          создается на линии перелома формы (в данном случае на    

                                                         границе двух плоскостей) подчеркивается усилением

                                                         контраста света и тени.                                             

                                         

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

 Подготовка рабочих мест.

2. Мотивация учебной деятельности при переходе к изучению нового материала. Сообщение темы урока.

- Вы наверно замечали, что часто рисунок предметов в натюрморте, несмотря, на передачу объема светотенью, получается вялым и не выразительным. Как вы, думаете, с чем это связано?

- Это происходит от того, что предметы не проанализированы по конструкции, не увидены вами объемно, со всех сторон. Не отмечены плоскости, образующие предмет, не правильно положена штриховка на поверхности предмета.

- Сегодня вы будете учиться убедительно строить форму предметов и лепить ее тоном.

- Тема нашего урока: «Натюрморт, состоящий из предметов быта округлой формы.

  Применение «метода обруба» в работе над натюрмортом».

3. Изучение нового материала.

  - Когда сделан общий абрис, надо немедленно наполнить его формой. Для этого внутри контуров намечают главные массы формы, ограниченной плоскостями. Как говорят, надо обрубить форму, сделать ее «обрубовку». Здесь рисующий идет путем, обратным процессу восприятия натуры, а именно: в натуре есть форма, она стала художественно и пластически воспринимаема и передаваема с тех пор, когда на ее различные грани упал свет. Рисующий воспринимает эти различные по характеру, размерам и тональности поверхности, строит их на плоскости (обрубает) и получает форму.

       Обрубать (строить) эти поверхности, располагая их в пространстве,- это вторая часть процесса работы. Начинают обычно в одну силу: оставляют чистой бумагу для поверхностей, освещенных прямыми лучами света, и закрывают штрихом в одну силу поверхности, этими лучами не освещенные. Делается это для того, чтобы скорее наполнить контуры емким содержанием, благодаря чему облегчается возможность правильно установить пропорции, так как рисунок выполняется по трехмерной форме. Кроме того, пока рисунок не покрыт темными пятнами, он кажется больше согласно естественному закону: светлое кажется больше.

       Наконец, разбив так рисунок на большие части массы, мы получаем большую, хотя и в общих чертах определенную форму. Рисунок - это та же скульптура, с той только разницей, что скульптор дает трехмерное изображение, художник же в рисунке передает трехмерную форму на двухмерной плоскости. Источник и конечная цель в том и другом случае одни и те же - форма и ее воспроизведение.

4. Закрепление изученного материала. Практическая работа.

Учащиеся выполняют работу поэтапно, в соответствии с учебными задачами, прописанными на доске. Педагог по мере необходимости консультирует учеников, показывает возможные варианты «обрубовки» на листочке.

5. Подведение итогов. Анализ работ учащихся.

Отмечаются успехи и недочеты в работе. Проводится оценивание.

Методические рекомендации к уроку.

Для повышения качества выполнения данного задания, учащимся предлагается выполнить ряд подготовительных упражнений на тренировку руки и глаза.

 

Упражнения на развитие культуры штриха.

Методы исполнения  штрихов.

Ваш штрих всегда должен указывать направление плоскости в пространстве, которую вы рисуете в данный момент. При работе карандашом не надо затирать пальцем фрагменты рисунка, превращая их в пятно, - это создает грязь и не выражает направление изображаемой плоскости.

Тоновым пятном называется растушеванный, растертый штрих или несколько штрихов, прорисованных на какой-либо поверхности.

Учебный живописный процесс ставит своей задачей научить, сначала правильно прорисовывать штрихи и с их помощью выявлять направление граней, плоскостей формы предмета.

Во всех видимых предметах необходимо показать штрихами, в какую сторону направлена, повернута, уходит, удаляется та или иная грань, плоскость предмета.

Стремитесь, чтобы ваши штрихи не были положены хаотично, словно «солома» или по словам И.Е. Репина, «рисунок точно в волосах запутанный». Также глубокой ошибкой считаются штрихи с загнутыми концами, не выражающие конкретного направления изображаемой плоскости.

Остро заточенный карандаш дает возможность четко прорисовывать мельчайшие детали формы, создает тонкий, воздушный, аккуратный и очный рисунок.

Штрихи накладывают таким образом, что через любое количество слоев штриховки должна просвечиваться бумага; рисунок в этом случае выглядит воздушным, прозрачным, легким, чистым и аккуратным, соответственно требованиям культуры штриха. Линии перелома форм будут местом глубокой тени.

Штриховкой называют линии, проведенные в определенном порядке, а именно положенные в одном направлении и имеющие одинаковую длину и равные промежутки между собой (один или два миллиметра), что помогает достигать в работе общей красоты стройности штриховки в отличие от беспорядочного нанесения линий.

В линейно-конструктивном рисунке формы предмета (такой рисунок очень напоминает инженерно-технический) выделяются линии построения объема формы.  При этом на переднем плане изображаемой формы предмета линия звучит ярче, толще, заметнее, здесь художник усиливает нажим на карандаш, а на удаляющихся планах объема формы предмета – линия рисунка тает. Здесь уместно применить понятие «утраченного и обретенного» контура.

В свето-теневом рисунке линия контура формы и его объем выявляются светом и тенью.

А) Градуировка (мягкий карандаш 2В-4В). Плавный переход тона от светлого к темному.

Б) Штриховка (карандашами различной твердости и мягкости – Н, НВ, В, 2В). Четкий переход, присутствие краевого контраста.

Упражнения на разбивку предметов на плоскости.

Для убедительной передачи формы предмета, необходимо развивать в себе умение раскладывать предметы на плоскости и уметь видеть эти плоскости даже на предметах округлой формы.

На примере яблока разберем форму. На яблоке легче увидеть повороты поверхностей (или пересечение плоскостей):

- верхнюю;

- переднюю;

- боковые;

- нижнюю.

Сначала выполняем линейно-конструктивный рисунок яблока (простраивая верхнюю площадку, сечение, донышко).

Сложные по форме предметы необходимо представлять себе как простую геометрическую форму (например, тело груши состоит из шарообразной широкой, мясистой части и конусообразной, сужающейся).

Список литературы.

  1.  В. Визер. Живописная грамота. Основы искусства изображения. С.Пб.  Изд. «Питер Пресс», 2006 г.
  2.  Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию.: Учеб.пособие. – М.: Просвещение, 1982 г.
  3.  Паранюшкин Р.В. Техника рисунка. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2006 г.
  4.  Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие дл студ. педвузов. – М.: Академия, 1999 г.

     5.  Н. Ли «Основы учебного академического рисунка» Москва. Изд. « Эскмо», 2006 г.




1. 1деловая беседа диалог монолог; 2деловые переговоры; 3деловые совещания; 4выступления на собраниях; 5
2. Эмманюэль Шмитт Секта эгоистов Для Доминики Это случилось декабрьским вечером в Государственной
3. Лабораторна робота 10 Визначення ККД похилої площини Мета уроку- навчитися визначати ККД похилої площин
4. 84 Акбашев 9-20 ЖЭУ22 99.
5. Меры пресечения по уголовному праву
6. тема его творчества тема мужественного преодоления
7. Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентствапо здравоохранению и социально
8. Развитие современного костюма
9. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2 ТЕМА Моделирования и решения специальных задач линейного программирования
10. то мере считать универсальной и на ее базе реализовывать все остальные операции в пространстве
11. Тема 51Алгоритм и его свойства
12. нравственной проблематики в философии Древнего Китая
13. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Харків ~
14. Гамильтон Цирк проклятых Анита Блейк ~ 3 Лорел К.
15. весеннему свежий и полетнему теплый в Александровском саду на глазах у многочисленных свидетелей случило
16. Материальный баланс нефтеперерабатывающего завод
17. порождение и спутница общества основанного на эксплуатации и угнетении человека человеком
18. а 6.76.1а 2 Баулин Станислав 5
19. норму 1 Капот нет От 1500 2
20. Способи захисту авторського права