Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
8.Политическая система общества или политическая организация общества организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлениемобществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений государственныхи иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
Структура важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.
Функции политической системы[править | править исходный текст]
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:
Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:
9.Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Демократический режим (от греч. demokratia народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:
Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.
Авторитарный режим (от греч. autocritas власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.
Тоталитарный режим (от лат. totalis весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.
Тоталитарный политический режим это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.
Признаки тоталитарного политического режима:
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами тот против нас»;
4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».
К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.
Авторитарный режим это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.
Основные признаки авторитарного режима:
1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;
3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;
4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентнойборьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».
Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также«национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.
В число авторитарных режимов включают:
Демократический режим это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».
Базовые принципы демократического режима власти:
1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);
2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;
3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;
4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти законодательная, исполнительная и судебная имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов необходимое условие демократии;
5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».
К демократическим режимам относят:
18.Понятие политической культуры становится сегодня одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.
В политической науке нет единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствуют десятки определений этого явления. Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:
а) познавательную ориентацию истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;
б) аффективную ориентацию чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов;
в) оценочную ориентацию суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев.
В данном определении выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).
Данная концепция политической культуры призвана объяснить тот факт, что сходные по форме политические системы и их институты в разных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах.
Итак, политическая культура это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.
Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:
Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.
Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:
Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:
Политическая культура в ходе своей исторической эволюции проходит сложный процесс формирования и развития. Для каждой исторической эпохи, для каждого вида политических систем и социальных сообществ характерным является свой тип политической культуры. Общепринятой считается типологизация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой:
1. патриархальный тип - для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;
2. подданнический тип - ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как-то повлиять на власть отсутствует;
3. активистский тип - предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы.
Определить реальное состояние политической культуры общества довольно сложно, особенно если в этом обществе отсутствуют демократия и гласность. Многие десятилетия советские идеологи марксизма пытались доказать, что уровень развития политической культуры в СССР значительно выше, чем в буржуазных странах. При этом в качестве главного аргумента они указывали на то, что социализм (в соответствии с марксистской теорией) является более высокой стадией развития общества. Однако утвердившиеся с конца 80-х гг. XX в. в России демократия и гласность показали, что состояние политической культуры в нашей стране находится на достаточно низком уровне развития. По данным исследований, проведенных автором в начале 90-х гг., примерно 40-45 % взрослого населения России можно отнести к активистскому типу политической культуры, 30-35 % к подданническому и 20-25 % к патриархальному типу.
Любое современное общество, любая политическая система представляют собой сложную структуру, состоящую из различного типа политических субкультур, и от того, какой тип политической культуры доминирует в обществе, во многом зависит форма политической системы и политический режим власти.
20. В самом общем смысле выборы это избрание с помощью голосования представительных органов власти, должностных лиц, руководителей организации. Выборы в органы власти составляют сердцевину демократического политического процесса, являются результатом долгого и противоречивого исторического поиска лучшей модели формирования и функционирования публичной власти. Но не все выборы можно назвать демократическими.
Демократические выборы базируются на правовых нормах, в совокупности называемых избирательным правом. Избирательное право подразделяется на объективное и субъективное.
Таким образом, выборы выполняют важные функции в обществе. Выделим основные функции выборов:
• выражение интересов различных групп общества;
• институализация отношений представительства, создание функционирующей представительной системы;
• легитимация и стабилизация политической системы;
• легитимное воспроизводство политической элиты;
• контроль за политическими элитами;
• политическая социализация личности.
21. Принципы избирательного права основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе выборов. Эти принципы обычно определяются конституцией и избирательным законодательством страны. Так, в РФ в 1997 г. принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который определяет основные принципы избирательного права в России.
К основным принципам демократического избирательного права относят:
• принцип всеобщности, означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.
• принцип равенства предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый депутат представляет равное число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на решение всей массы избирателей. Это обеспечивается, во-первых, закреплением нормы представительства от избирательных округов и, во-вторых, установлением постоянного численного состава округа. Кроме того, указанный принцип предусматривает равенство финансовых и иных возможностей кандидатов;
• принцип тайного голосования касается процедуры выборов (голосование может проводиться только тайно);
• принцип состязательности предполагает проведение альтернативных выборов (в России существует законодательно с 1993 г.);
• принцип непосредственности выборов предусматривает прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти, без института выборщиков (для сравнения, в дореволюционной России выборы были многоступенчатыми и предполагали наличие выборщиков нескольких уровней, которые затем уже сами выбирали кандидатов);
• принцип гласности предполагает общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных, иностранных и т. п. наблюдателей;
• принцип свободы выборов предполагает добровольность участия в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах; принцип ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.
22.В широком смысле избирательная система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами - корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д.
В узком смысле избирательная система - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.
Виды избирательной системы. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, где избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того. какое это большинство - относительное, абсолютное или квалифицированное, мажоритарная система имеет разновидности. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Виды избирательных систем
1. Мажоритарная (от фр. - majorite - большинство) - исторически первая избирательная система. При этой системе избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где он баллотируется. В зависимости от того, какое это большинство, различают мажоритарную систему относительного (простого), абсолютного (50% + 1 голос), квалифицированного большинства (последнее применяется крайне редко).
2. Пропорциональная избирательная система предполагает распределение депутатских мандатов между партийными списками в соответствии с количеством голосов, поданных за каждый список.
Существует три модификации мажоритарной избирательной системы: мажоритарная система относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.
Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими.
В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для избрания кандидата (списка кандидатов) требуется набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос). К числу недостатков мажоритарной системы абсолютного большинства относят, как правило, ее нерезультативность, причем степень нерезультативности возрастает с увеличением количества кандидатов в округе, так как кандидатам непросто собрать в первом туре более половины голосов избирателей. Достоинство пропорциональной избирательной системы заключается в том, что она позволяет свести к минимуму «потерю» голосов избирателей и обеспечить представительство в парламенте даже относительно мелким политическим партиям.
Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.
Для пропорционального распределения депутатских мандатов, как правило, используется метод избирательной квоты или метод делителей.
24. Политической идеологией называют систему идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий. Идеология оформляется в форме социально-политической теории, затем конкретизируется в политических программах различных партий и деятелей и, определяя поведение людей, влияет на реальную политическую практику.
Интересы различных субъектов (личностей, партий, классов, наций и т.д.), их оценки современного общества, пред- ставления о социальном идеале значительно отличаются друг от друга, поэтому различаются и идеологии.
Можно выделить следующие основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осу- ществляемые посредством идеологии:
1) ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;
2) мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;
3) интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.
Политическая идеология выступает фактором политического развития общества. Господствующая в обществе идеология закрепляется в конституции страны и становится, таким образом, государственной идеологией. В соответствии с ней государство призвано осуществлять социальные преобразования. Если конституционные установления поддерживаются гражданами, то государственная идеология приобретает статус национальной идеи. Разумеется, объединить всех граждан страны может лишь не очень большой перечень интересов и ценностей. Многочисленные же социальные группы, социальные слои общества имеют собственные представления и понятия о программе необходимых социальных преобразований. Это находит выражение в различных видах политической идеологии.
25-28 Либерализм (от лат. liberal is свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны:
В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.
Консерватизм (от лат. conservare охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны:
В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.
Социалистическая идеология (от лат. socialis общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются:
Идеология фашизма (от итал. fascio связка, пучок) сформировалась между Первой и Второй мировыми войнами на фоне глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Для нее характерны милитаристская риторика, культ силы, романтизация героизма и самопожертвования, воинствующий антиинтеллектуализм, призывы к национальному единству и сплочению вокруг харизматичного вождя. Кровь (национальность и раса) в фашизме ценилась выше индивидуальных характеристик. В целом фашизм пропагандировал идеи национального и расового превосходства, насилия и шовинизма. Воплощение идей фашизма на практике привело к гибели десятков миллионов людей.