Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предмет: «Философия»
Тема 13.4 : «Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.»
Выполнил ст.гр. 11-АТП:
Бондарькова И.С.
Преподаватель:
к.п.н.,доцент каф. Ф. И. и С.
Дзюбан В.В.
Брянск 2012
[1] Содержание
[2] [3] Список использованной литературы. |
Проблеме смысла жизни уже много веков. Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне.
Человек и только он сам определяет своё предназначение и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причём ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Признавая значение проблемы поиска смысла жизни для каждого индивида, ряд современных философов и психологов категорически отрицают возможность постановки этой проблемы в общетеоретическом плане, философском аспекте. Существует только смысл конкретной человеческой жизни. Утрата его равносильна смерти.
Представления о смысле жизни у каждого человека своё. Но в этих
индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек.
Вопрос о смысле жизни человека ключевая мировоззренческая проблема. От её решения зависит направленность его социальной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времён боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Раз Бог вдохнул в человека жизнь, значит, смысл жизни, и назначение человека заключается в том, чтобы жить ради прославления своего творца, - таков исходный пункт любой религии при всем различии вероучений и догм.
Атеисты всегда вели борьбу с религиозными представлениями о смысле жизни.
Человек сам, а не по велению судьбы определяет свое назначение, строит свою жизнь. Это назначение, однако, никакое иное, чем - то, какое человек сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений, писал Л.Фейербах.
Смысл жизни человека нельзя искать вне самой его жизни. Это отмечал еще
Гегель. «Всё что я хочу, - писал он, - самое благородное, самое святое, есть
моя цель; я должен в этом наличествовать, я должен это одобрять, я должен
находить это хорошим. Со всеми само пожертвованиями всегда связано чувство удовлетворения, всегда связано некое нахождение себя». Правильно определить смысл своей жизни это и значит найти самого себя.
1.Смысл человеческого бытия.
Смысл человеческого бытия это те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Именно институт ценностей отличает человека от всех других живых существ.[1, c.79].
Итак, для того чтобы определить смысл жизни, необходимо обратиться к ценностным представлениям, наиболее значимые сведения о которых поставляют философия и конкретные науки. В соответствии с современными данными философии и науки невозможно представить себе более значимый моральный ориентир (идеал), чем жизнь в соответствии с принципом ответственности. Ответственность категория этики и права, которая характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Каждый человек поступает не иначе как в полном соответствии со своими ценностными установками, кстати, соизмеряя их друг с другом. Впрочем, успешно реализовать принцип ответственности удается не всякой личности: многим недостает либо образования, либо доброй воли, либо этической осведомленности. Смысл жизни есть у каждого, но, безусловно, не всякий смысл жизни заслуживает одобрения. Различного рода отступления от этики ответственности независимо от того, совершаются ли они вольно или невольно, ведут в царство аморальности, а порой и преступлений против человечества.
Итак, у каждого человека есть смысл жизни его ценности. Идеалом же моральности с позиций философии и науки сегодняшнего дня выступает полновесная реализация принципа ответственности. Сделанные выводы позволяют с весьма содержательных позиций рассмотреть ряд часто обсуждаемых дискуссионных вопросов. Речь идет о: проблеме добра; свободе вероисповедания и религиозных ценностях; этике ненасилия. Рассмотрим эти вопросы более детально.
Часто говорят, что смысл жизни состоит в том, чтобы делать людям добро. С таким утверждением следует, пожалуй, согласиться, но при одном непременном уточнении относительно содержания слова «добро». «Добро» это термин, дошедший до наших дней из глубины веков, на нем лежит печать частью устаревших, частью непроясненных должным образом представлений. Чтобы уточнить содержание этого термина, необходимо обратиться к развитым этическим теориям. Но в таком случае выясняется, что в современном понимании добро есть не что иное, как следование этике ответственности. Смысл жизни состоит в том, чтобы быть добрым, или, выражаясь точнее, быть ответственным.
2.Ценностные ориентации и смысл человеческого существования.
Основные философские школы XX в. выдвинули проблему ценностей на первый план. Феноменология, герменевтика, постмодернизм ведут дискуссии о природе ценностей. Ценность в современной философии - это прежде всего интерпретация, с помощью которой субъект выражает свои предпочтения. Способ интерпретации определяет и характер ценностных установок и ориентаций.
В ценностном отношении к миру, обществу, отдельным личностям, самому себе человек открывает уникальность своей связи с миром. Известны различные точки зрения относительно природы и сущности ценностей: определение их как предмета любого интереса, предпочтения и оценки (Р.Б. Перри); выявление их специфики как следствия акта индивидуального выбора свободной личности (А. Камю и Ж.П. Сартр); утверждение их абсолютной объективности и противостояния предметному бытию как находящихся за пределами объективной реальности, вне пространства и времени (Г. Риккерт, Н. Гартман).
К основным свойствам ценностей, проявляющимся в личностном бытии человека, очевидно, можно отнести следующее:
- ценности включают в себя не только должное, но и желаемое;
- они способствуют объединению, а не отчуждению;
- они являются органическими элементами внутриличностного мира человека;
- их наличие (или отсутствие) доступно индивидуально-личностному переживанию, а научно-логическое доказательство при этом затруднительно.[2, c. 128].
Часть ценностей человек приобретает "по наследству" от традиций. Традиция - передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь. Но сознание позволяет человеку вырабатывать и новые ценности.
"Отключенность" человека от ценностного отношения к миру именуют безразличием. Следует, однако, иметь в виду, что состояние безразличия является крайне неустойчивым, оно не может быть сколько-нибудь длительным. Человек вынужден действовать, а это значит, что он уже принял решение, определился в своих ценностях. Довольно забавно, что порой безразличие связывают с философским отношением к миру. Говорят: "Я отношусь к этому философски", т.е. спокойно, вплоть до безразличия.[3, c. 112]. Такая позиция, видимо, восходит к раннеэллинистическим воззрениям о невозмутимости мудреца, философа перед жизненными невзгодами. Однако позиция античного мудреца связана не с глобальным безразличием, а лишь с известным пренебрежением "мелочами" жизни. В принципе античный философ был максимально заинтересован в развитии человека, а потому его отношение ко всему окружающему всегда являлось обостренно-ценностным.
2.1.Что представляет собой смысл человеческого существования?
Постановка этого вопроса предполагает, что человек рассматривает свою жизнь не только как поприще для реализации неких высших целей, но имеет свои мировоззрение и идеалы. Смысл жизни - регулятивное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе социальные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ею деятельность. Тем самым человек обнаруживает свою независимость от жизни, в своем сознании он возвышается над простой наличностью жизни и чувствует себя способным самостоятельно выстраивать свою жизнь, руководствуясь некими идеальными целями. Таким образом, человек обнаруживает свою свободу. Ставя перед собой вопрос о смысле жизни, человек демонстрирует свою работу. Человеческая ситуация в мире - это состояние свободы, и человек, раз осознав это, уже не может уйти от этого знания. Как выразился Ж.П. Сартр, "человек обречен на свободу". Но, признавая факт фундаментальности свободы человеческого бытия, мы должны признать и то, что жизнь для человека выступает как его жизненный проект. Жизнь в своем конкретном течении отнюдь не задана. Человек, определяясь в своем отношении к жизни, сам выстраивает свой жизненный проект и не может этого не делать, будучи человеком.[5,c. 73].
Оборотной стороной человеческой свободы является ответственность человека: тот, кто не свободен в своих действиях, не может нести за них ответственности. Надо признать, что не каждый может выдержать этот груз. Ответственность ко многому обязывает человека: он должен хранить верность себе, достойно встречать трудности и искусы жизни, а это отнюдь не всегда по силам человеку. Зачастую человек пытается избавиться от ответственности за собственную жизнь, хочет уйти от ответственности, хочет переложить свою ответственность на что-либо другое, на жизненные обстоятельства, на неизбежную судьбу, наконец, на плечи другого человека.
Однако цена за уход от ответственности весьма немалая. Поступая таким образом, человек, фактически утрачивает свою человечность, утрачивает свое неотъемлемое право на свободное решение, утрачивает свободу. Происходит то, что Э. Фромм назвал "'бегством от свободы". Бегство от свободы - это тоже типично человеческая черта, это рецидив сугубо человеческой болезни, это симптом невозможности человека справиться со своей бытийственной ситуацией: ситуацией ''заброшенности" в мир, предполагающей свободное самоопределение человека в этом мире.
Однако можно ли сказать, что свобода это конечная цель существования человека? Очевидно, нет. Свобода это возможность человека принимать самостоятельные, осознанные решения, свободно распоряжаться своими действиями, свободно направлять путь своей жизни. Но сама по себе свобода не указывает, куда должен направить человек свой путь, какие действия он должен совершать, какую конечную цель он должен преследовать.[6, c. 121].
Правильное осознание своего жизненного пути, eго осмысленность умножает силы, ведет к более целесообразной и эффективной деятельности, поскольку от удовлетворенности или неудовлетворенности смыслом жизни зависит активное включение человека в общественную жизнь иди пассивное ей подчинение. Потребность в смысле жизни не обязательно отчетливо осознается (в отличие от потребности в общении, познании), счастливые люди на вопрос о смысле жизни говорят, что у них много работы и их это не интересует. Однако если дальше развивать эту позицию, то можно дойти до воспевания неосознанного по сути образа жизни: растворяйся в любой деятельности, не задумывайся и будешь счастлив.
Из вышеприведенной позиции о вроде бы ненужности рассуждений о смысле жизни (потому что некогда этим заниматься) следует еще один вывод: появление вопроса о смысле жизни есть симптом неудовлетворенности жизнью, своеобразная пауза, «вакуум» в деятельности, в отношениях с людьми. В то же время исследования психологов показывают, что чем активнее и глубже включается человек в общественную жизнь, тем важнее для него понимание общего смысла своей жизни. В частности, осознание своей полезности дает основание считать свою жизнь полной смысла и счастливой. Ибо жить, не заботясь об общем благе, общеполезной деятельности может, как отмечал Л.Н. Толстой, лишь «животная личность».
Выбор способов удовлетворения потребности в смысле жизни, поиска цели жизни очень велик: человек стремится обрести его в труде, семье, Боге, творчестве и т.д. Но в любых случаях следует избегать следующих крайностей, выбирать слишком близкие, или слишком общие, отдаленные цели - дистанции. Так, выдвижение слишком близкой цели жизни, например, «стать кем-то», «приобрести специальность» приводит к тому, что ее достижение вновь ставит на повестку дня поиск новой цели жизни. В то же время, не продуктивна слишком общая формулировка смысла жизни - «стать хорошим человеком», без конкретизации, что такое хороший человек.
Цель жизни должна быть, с одной стороны, высокой, долговременной, общественно значимой, с другой стороны, соответствовать возможностям и способностям индивида, позволяя ощущать шаги на пути ее достижения и получать удовлетворение от этого. Одной из таких целей жизни может быть - «стать высоко квалифицированным специалистом в своей профессии и сохранять это качество как можно дольше (учитывая старение организма)».
Смысл жизни не преподносится человеку в готовом виде, это всегда трудный и напряженный поиск, результат рефлексии, поскольку данный поиск происходит исключительно во внутреннем мире человека и только потом может стать смыслом жизни масс людей. На трудность этого поиска указывает, в частности, то, что можно встретить множество примеров частичного, неполного, даже искаженного понимания смысла жизни, в частности, во внеколлективной, частной жизни, замкнутой на себе, в доминировании приобретательских интересов и т.д.
Итак, смысл человеческой жизни - совпадение основной направленности внутреннего мира человека с общими тенденциями развития общества и мира. Каждому поколению, группе людей, отдельному человеку заданы лишь общие координаты их действий, поэтому им необходимо самим уловить, понять и конкретизировать для себя смысл своей жизни и деятельности. Поэтому философия предлагает каждому человеку самому, самостоятельно решать этот вопрос.
3.Проблемы смысла жизни.
Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.
Смысл человеческой жизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и знание человека.
Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради
удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя.
3.1.Этапы развития личности.
Исследую процессы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека:
1) развитие как смысл жизни, как самоцель
2) всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности
3) самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им
своего назначения.
Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потребностей. В конечном счёте, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ведёт к гипертрофированному развитию материальных
потребностей. И, наоборот, ставшее целью жизни духовное развитие господствует в структуре личности соответствующих духовных потребностей.[7, c. 26].
Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными историческими условиями, интересами и потребностями, общими историческими задачами данного класса. В конечном счёте, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.
Личностное понимание смысла жизни.
Никто и ни что не избавит человека от необходимости строить смысл своей
жизни, как строят дом, как сажают деревья вокруг него.
Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Здесь люди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познают свою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познают объективные общественные отношения.
Подлинное понимание смысла жизни предполагает предвидение; предвосхищение событий жизни. Оно оказывает непосредственное влияние на весь ход жизни. В деятельности носителей подлинного понимания смысла жизни наличествует нерасторжимая связь времён. Для них прошедшее это не прошлое, безвозвратно ушедшее в небытие, а свой собственный опыт, продолжающий воздействовать на течение всей их жизни. Всё это говорит о том, что люди становятся носителями подлинного понимания смысла жизни в результате осмысления своего социального бытия и действительности.
4.Роль человека в формировании ценностных ориентаций.
Человек, преследующий высокие идеалы и цели, энергично вмешивается в
жизненные процессы, ускоряя их, сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, сами при этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни сохраняет непосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродни чувству прекрасного. [4, c. 95].
Смысл человеческой жизни (в самом широком понимании) состоит, следовательно, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование.
Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит в
основе развития содержания жизни. Однако цели сами по себе не могут наполнять жизнь человека смыслом и счастьем, ибо делать это ещё не действительность, а всего лишь возможность.
Она имеет объективную значимость, смысл лишь постольку, поскольку выражает закономерности реальной жизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т.е. воплотиться в процессе деятельности в определённый результат. До тех пор, пока цели не реализована в конкретной жизнедеятельности людей, она останется только возможностью, целью-мечтой, далеко от объективной действительности.
5.«Судьба человека в современном мире».
Сейчас история нашей страны, да и всего мира протекает под знаком
нестабильности, шаткости мира. В такой ситуации человек теряется, его жизнь
которую он строил годами, рушится, а идеалы меняются, меняются и цели и сам смысл жизни. Как известно история иногда повторяется, о чём свидетельствует Доклад Бердяева, зачитанный на Съезде лидеров Мировой Христианской Федерации в 1931г.[8, c. 15].
Всё в современном мире находится под знаком кризиса, не только социального и экономического, но также и культурного, но и духовного кризиса, всё стало проблематическим. Мир пришёл в жидкое состояние, в нём не осталось твёрдых тел, он переживает революционную эпоху и внешне и внутренне, эпоху духовной анархии. Человек живёт в страхе более чем когда- либо, под вечной угрозой, весит над бездной. Современный европейский человек потерял веру, которой он пытался в прошлом веке заменить христианскую веру. Он не верит больше в прогресс в гуманизм, спасительность науки, спасительность демократии, он сознаёт неправду капиталистического строя и изверился в утопии совершенного социального строя. Вся Европа потрясена невероятными событиями в советской России, охваченной новой верой, новой религией, враждебной религии христианской.
Но в одном современный человек оптимистичен и полон веры, у него есть кумир, которому все приносят жертву. Тут мы подходим к очень важному моменту в современном состоянии духовного мира. Современный человек верит в могущество техники, машины, иногда кажется, что это единственное, во что ещё верит. Для его оптимизма в этом отношении есть, казалось бы, очень серьёзные основания.
Головокружительные успехи в нашу эпоху есть настоящее чудо греховного
природного падения мира. Человек потрясён и подавлен могуществом техники,
перевернувшей всю его жизнь. Человек сам её создал, она продукт его гения его разума, его изобретательности, она детище человеческого духа. Человеку удалось расковать скрытые силы природы и использовать их для своих целей, внести теологический принцип в действие сил механико-физико-химических. Но овладеть результатами своего дела человеку не удалось. Техника оказалась сильнее самого человека, она подчинила его себе. Техника есть единственная сфера оптимистической веры современного человека, самое большое его увлечение. Но она же приносит человеку много горечи и разочарований, она порабощает человека, ослабляет его духовность, грозит ему гибелью. Кризис нашего времени в значительной мере порождён техникой, с которой человек не в силах справиться. И это кризис прежде всего духовный. Природный мир, в котором в прошлом привык жить человек, уже не представляется вечным порядком.
Этот доклад был зачитан в 1931 году, сейчас 1999, но проблемы практически
теже. Только теперь они гораздо глубже и серьёзнее, на пороге нового
тысячелетия человек с головой ушёл в технический мир, мир виртуальной
реальности, придумал себе другой мир. Тогда как реальный мир находится на
пороге гибели. Смогут ли современные науки предотвратить эту гибель? Это вопрос скорее риторический, время покажет.
5.1.Бердяев Н.А..Биография
БЕРДЯ́ЕВ Николай Александрович (18741948), рус. религ. мыслитель. Происходил из старинной аристократич. семьи, воспитывался в Кадетском корпусе. Во время учебы в Киевском ун-те испытал влияние кантианства и марксизма, участвовал в революц. движении. Был сослан в Вологду (1901), где и написал свою первую работу. После ссылки нек-рое время изучал философию в Германии. Духовные поиски привели Б. к христианству. Его филос. обоснованию Б. и посвятил все свое творчество. Богословом в строгом смысле слова Б. себя не считал и оставался верен призванию свободного христ. мыслителя. Принадлежа к Православной Церкви, он тем не менее всегда был противником узкого конфессионализма. Расцвет лит. деятельности Б. начался после поездки в Париж (1907), где он познакомился с новейшими мистич. и филос. течениями Запада (особенно Франции). В России на Б. оказал влияние *Мережковский, проповедник "нового религиозного сознания". Из мыслителей прошлого Б. особенно многим был обязан *Бёме и *Шеллингу. Это сказалось уже в первых его работах (в частн., опубликованных московским религ. изд-вом "Путь"). В начале 1910-х гг. был активным участником Религ.-филос. общества им. Вл. Соловьева, а в 1918 создал Вольную академию духовной культуры. В 1922 был выслан из России; жил сначала в Берлине, а затем в Париже. Там Б. возглавил Религ.-филос. академию и редактировал журн. "Путь" (192539). Из рус. мыслителей 20 в. Б. был одним из самых влиятельных на Западе. Филос. воззрения Б. близки к экзистенциализму. Его гл. темы: личность и история, Бог и свобода. В трактовке свободы Б. стоял на дуалистич. позиции, объясняя происхождение зла "нетварной свободой", "волей к ничто", неподвластной Божеству. Этот теологумен определил и его взгляд на грехопадение. Б. считал его совершившимся в мире, к-рый коренным образом отличался от настоящего. Нынешнее бытие есть темница духа, порабощенного мертвенной "объективацией". Вся история есть путь к эсхатологич. освобождению духа от этого рабства. Высшее предназначение человека, согласно Б., есть творчество, через к-рое он соучаствует в деле Христа и во вселенских замыслах Триединого Бога. Рис.5.1.Бердяев Николай Александрович (18741948), рус. религ. мыслитель. |
Заключение.
Вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.
2003.-с 128.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Брянский государственный технический университет