Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема- Искусство и мировые религии Вопросы- 1

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ЛЕКЦИЯ № 6

Тема: «Искусство и мировые религии»

Вопросы:

1.Сущность религии как культурного феномена.

2.Специфика воплощения религиозной образности в культуре буддизма и ислама.

В течение более 2 тысяч лет религия (с лат. religio – «связь», «святыня») осуществляет духовное единение людей, причём не только верующих, но опосредованно всех (даже атеистов), т.к. главные религиозные заповеди легли в основу системы моральных ценностей в каждой культуре. На религиозной основе построено летоисчисление, календарь, праздничная система. Вне религиозной образности не представимо историческое развитие мирового искусства.

Религии, основанные на монотеизме (однобожии), где Бог выступает в роли  духовного Абсолюта, - шли на смену мифу, язычеству, что означало достижение зрелого этапа в развитии культуры и человеческого сознания. Вне культуротворческой роли религии было бы невозможно ни становление нового типа государственности и социально-правовых отношений, ни становление масштабных и единых в духовном отношении региональных культурных целостностей (как например, европейский мир или арабский Восток).

Если миф первым исторически очеловечивал мир, упорядочивал социальную практику на раннем этапе и поддерживал  жизненные начала культуры, то религия выводит человека за рамки реальности. При всём различии, эти две сферы человеческой духовности ближе остальных стоят друг к другу.

Религия вбирает в себя миф – его праздничную систему, образную символику (например, мотив «великой жертвы», «древа жизни», «страшного суда»: как «Суд Осириса» у египтян и др.), но коренным образом их переосмысливает. Так, знакомый космогонический мифологический мотив поединка Бога-Громовержца со Змеем в религиозной редакции – это уже вселенская борьба Абсолютного Добра (Любви, Справедливости) со Злом (гордыней, эгоизмом).

Без опоры на мифологические образы (архетипы-символы) религиозные учения были бы сухи и безжизненны, а религиозные доктрины были бы уделом оторванных от жизни схоластических богословских споров.

Согласно «Краткой философской энциклопедии», религия – это «мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существовании Бога; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения».

В основе религии – идея божественного, сверхчеловеческого, сверхприродного. Уже в мифе появление образов «Божественного Верха» (Неба, Света) означало процесс окультуривания человеком Мира и самого себя. Идея Теоса, Бога наделяла жизнь смыслом, создавала ощущение духовной безопасности и  единения с другими (единомышленниками). Скоротечности и изменчивости бытия идея Бога противопоставляла образы вечности, постоянства, космической мудрости и справедливости.

По словам Ф.Достоевского, - «…без идеи Бога не было бы ни Человека, ни Культуры». «Всё слишком человеческое, - высказался, в свою очередь Ф.Ницше, - ниже человека». Идея Бога в религии духовно выпрямляет человека.

Место прежних многочисленных «природных богов» в язычестве с их «домашними», «свойскими» взаимоотношениями с людьми, заступает теперь  образ единого, сверхприродного, духовного Бога, умонепостижимого, который олицетворяет, с одной стороны, единую вселенскую духовную субстанцию, отстранённую от Мира (это «внешний уровень»), с другой, - составляет основу сознания самого человека, его совести («внутренний уровень»: Бог в самом себе).

Сила религии – в единении всех верующих, независимо от расовой, этнической принадлежности, социального и имущественного положения людей. Миф разделяет на «своих» и «чужих» (свой тотем, своя территория, свой пантеон богов и т.п.), о-граничивает пределами жизненного бытия своего племени. Религия же – объединяет, носит принципиально надплеменной характер.

Религия основана на вере. Никакое научное знание, никакие эпохальные открытия никогда не поколеблят потребности человека в религиозном чувстве. Более того, современная техногенная среда обитания ещё более демонстрирует слабость и беспомощность человека, усиливает потребность в духовной защите и спасении. Как форма общественного сознания, религия так же полифункциональна: здесь и консолидирующая функция, целеполагающая (религия как мотив социального действия, направляющий активность человека в русло конкретных жизненных целей: политических, хозяйственных, идеологических), компенсаторная функция (религия как способ восполнения несовершенства человеческого бытия, как механизм внутренней гармонизации личности) и, наконец, мировоззренческая, нравственная (через религию человек формируеь мировоззрение, моральные нормы, воспринимает, объясняет и оценивает мир, наделяет его смыслом).

Итак, в отличие от мифосознания, религия производит упорядочение в «вертикальном направлении», духовно возвышая всё оцениваемое, придавая особое сакральное (священное) значение. Этой процедурой задаётся особое пространство культуры, полюса напряжения которого локализуются в мире земном и мире небесном. Сюда и помещается человек с его главными жизненными  проблемами, переживаемыми как коренные внутренние противоречия (между миром священного в человеке и его осуществлением в явленном физическом мире, где он нуждается в спасении изащите). В итоге для человека снижается значение эмоционального отношения к внешнему миру, излишнее доверие  к нему и мирским побуждениям, в целом ограничивается роль природы в сознании человека. Главное внимание переносится на некий высший объект, выходящий за рамки человеческого бытия и понимания. Конечной целью религиозных усилий человека выступает его спасение. Выдающийся учёный и богослов П.Флоренский назвал религию «художницей спасения».

Каждая из мировых религий зарождалась в определённой этнической среде, а потом растекалась по миру, странам, гибко приспосабливаясь к местным условиям (природным, социальным, духовным, ментальным). При этом, если буддизм и христианство зарождались и распространялись как бы стихийно, постепенно, естественным путём (буддизм, например, из Бенгалии, района Индии), то ислам – гораздо позже (7 век н.э.), целенаправленно, а то и воинственно. На сегодняшний день христианство исповедуют свыше 1 миллиарда человек, ислам – свыше 600 миллионов, буддизм – около 300 миллионов.

Искусство и религию влекло друг к другу как 2 близкие формы духовного познания мира (образная природа). Искусство и религия не только отражают мир в развитой образной форме, но они и основаны на механизмах чувственно-эмоционального  сопереживания. И в искусстве, и в религии  мир, истина постигаются не рассудочно-аналитическим путём, не через цепь логических умозаключений, а интуитивно, озарением; они схватывают мир сразу, целиком, во всей его полноте.

Религия обращается к выразительным возможностям искусства, в результате чего религиозные образы становятся эмоционально-жизненными, убедительными для верующих (не случайно, в христианской традиции иконопочитание возобладало над иконоборчеством). Благодаря искусству (музыке, живописи, скульптуре) Священные образы укрупняются, приобретают эстетическую привлекательность, красоту.

В свою очередь, искусство обращалось к религиозным образам в поисках вечных, общечеловеческих тем, где можно охватить одновременно и целиком и состояние мира, и отдельную жизненную судьбу (тема предательства – «Поцелуй Иуды», тема самопожертвования, тема истинного учительства, тема материнства, тема прощения – «Блудный сын», жестокости толпы – «Распни его» и др. – в христианстве). Сквозь «магический кристалл» религиозной образности можно осмысливать образ Человека: диалектику в нём Божественного и звериного, высокого и низменного, и который раз вычёркивая проблему смысла его существования.

И для религии, и для искусства человек является главным объектом; и религия, и искусство, каждое по-своему, пытаются ответить на вопрос о предназначении человека, его месте в мироздании. Искусство же, однако, по своей природе эвристично, всегда ведёт поиск живого человека. В этом смысле искусство стремится превратить идеал, т.е. предельно обобщённую социальную идею в образ живого человека, человека данной эпохи, чувственно достоверного и конкретного, полного реальных земных человеческих страстей.

Что же делает предметы культового поклонения произведениями искусства? Именно то, что, несмотря на своё культовое назначение, оно многозначны, несут в себе нечто большее – они, по-своему, отражают сущностные стороны исторического бытия народа и его культуры, доставляют высокое эстетическое наслаждение. Вот почему «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Троица» Андрея Рублёва, «Будда» индусской школы Матхура являются великими произведениями искусства.

В процессе длительного исторического развития и взаимодействия искусства и религии в каждой мировой религии возникла определённая, функционирующая в структуре ту или иную систему искусства и на уровне представлений, и на уровне настроений, и на уровне действий. Однако, в каждой религии, как правило, доминирует один из этих уровней, что создаёт совершенно неповторимую и специфическую атмосферу духовной вообще и религиозно-эстетической жизни в особенности. С одной стороны, возникали синтезирующие искусства: театрализованное действо во всех религиозных системах, органически связанное с образной, метафорической  природой Священного Слова. Слово в так называемых Священных книгах (древнеиндийские Веды; записанное по памяти учение Будды «Трипитака» - или буквально «3 корзины текстов»; «Библия» и «Евангелие»; исламский Коран – священная книга пророка Мухаммеда) обладает образной, эмоциональной убедительностью, его метафоричность  подчас философски глубока, отражает значительное и существенное.

Так, богата образность сур Корана: мусульманский райский сад – это место, где «реки из воды непортящейся и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих… и реки из мёду очищенного…».

В силу такой образности слова текст священных книг поддается эффективной художественной интерпретации, переложению на язык поэтического или музыкального образа, на язык театрализованного представления.

Принцип театрализованного представления особенно развит в христианстве: торжественные выходы патриарха или митрополита в православной церкви, сопровождаемые колокольным звоном и возглашением молитв, представляют непередаваемое зрелище. Крестные ходы с огромным количеством обрядовых предметов (хоругви, иконы, мощи, кадилы, дароносицы) с пением верующих создают эмоциональную атмосферу. В исламе элемент театрализованности есть, например,  в празднике мавлюд (день рождения пророка Мухаммеда), который связан с коллективной молитвой в мечети, празднеством за столом и религиозной благотворительностью.

С другой стороны, существовало не только синтезирующее, но и ведущее искусство в рамках определённой религиозной системы. Таким ведущим искусством могло быть или декоративно-прикладное искусство и скульптура (буддизм), декоративно-прикладное (ислам), или искусства изобразительные и пластические (христианство).

Особая эстетическая среда создавалась культовой архитектурой, не менее эмоционально воздействующей, чем само драматическое действие. Религиозная архитектура становилась необходимым эстетическим фоном, связующим воедино всю систему художественного воздействия. Религиозный храм (в первую очередь, в христианстве) создавал образ, где были представлены и символика мироздания со всеми его уровнями, и религиозные пространственно-временные   представления (с прошлым и будущим), и вся история человечества и Мессии, и основные образы учения. Религиозный храм – символический Центр Мира, обращённый к востоку, в нём помещалось своё особое сакральное место: алтарь – в христианском храме, Михраб – в мечети.

Итак, во всех религиозных культурах храм олицетворяет главную вертикаль и ось мира, именно он формировал городской культурный силуэт поселений. Храм воплощал идею духовного полёта: таковы взлетающие вверх готические храмы европейского Средневековья , ритмы крыльев буддийской пагоды и плывущие силуэты мусульманской мечети. «В храме, - писал П.Флоренский, - всё сплетается со всем».

В систему культовых сооружений ислама входит мечеть (джами – главная, соборная или пятничная, масджид – небольшая для индивидуальной молитвы, мксалла – загородная мечеть), минарет (высокая башня), медресе – мусульманская богословская школа. Главная культовая святыня в мусульманской Мекке – Кааба («куб») высотой 15 м., куда вмонтирован «чёрный камень». Каждый год Кааба драпируется кисвой (чёрной тканью) с вышитыми золотом и серебром сурами Корана. Совершающий паломничество в Мекку – хадж – должен был совершить таваф: семикратно обойти против часовой стрелки Каабу (а именно здесь, по преданию, и родился около 570 г. пророк Мухаммед) и дотронуться или поцеловать «чёрный камень», расположенный в восточной части Каабы.

С развитием мусульманской архитектуры были выработаны такие эстетические понятия, как «джамал» - божественная совершенная красота – это купол мечети, «джалал» - божественное величие – это минареты, и сифат – божественное имя – письмена на внешних стенах мечети.

В буддийской культуре основной композиционной формой монастырских, храмовых, дворцовых сооружений был прямоугольный в плане, призматический павильон, перекрытый четырёхскатной или двухскатной крышей. В башнях-пагодах, входивших  в состав храмового комплекса, количество крыш достигало 10-12, а скаты имели характерную изогнутую, провисшую форму, при этом концы крыш загибались вверх. В китайских храмах символически использовалась черепица синего цвета. Характерный пример: комплекс храма Неба в Китае, пагода монастыря Якусидзи в Японии.

Религиозный храм нередко нёс в себе человекоподобный образ: так, древнерусский храм сравнивали с образом воина в шлеме, по плечи вросшего в землю. Мечеть рождала образ человека в голубом тюрбане и длинном халате до пят.

Обе восточные культуры – буддийская и исламская - тем не менее существенно разнятся в своих религиозно-эстетических основах.

Так, буддизм привнёс в искусство идеи несовершения зла и насилия. Например, с древнейших времён  существует традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как ореол, взметается тысяча рук, в открытых ладонях которых изображена соответственно тысяча глаз. Социальный смысл образа: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть все несправедливости, совершаемые на Земле, и тысячу рук, чтобы протянуть руку помощи всем страждущим, отвести от них горе и несчастье.

При всём своём «нейтрализме» буддизм всегда тяготел к социально-нравственному  поучению, которое стремился воплотить в конкретных художественных образах. Так, три скульптуры Будды в пагоде Тай-Фуа (Северный Вьетнам) изображают: 1) предельно полного человека с блаженной улыбкой, 2) измождённого аскета и 3) стройного юношу с прекрасным, одухотворённым лицом. Смысл - отрицание чрезмерного увлечения жизненными благами, отрицание крайнего аскетизма и самоистязания и утверждение идеи умеренности, самоуглубления и созерцания. Победа над самим  собой – это путь к духовному самосовершенствованию. Если кто победил в битве 1000 противников, а другой – лишь однажды самого себя, то именно последний есть величайший из победителей!

Для буддийского искусства важен эстетический принцип незавершённости («нон-финито»), когда художественный образ есть слияние вечного «Я» с вечной природой, внешним миром. Пример: буддийский храм Борободур в Индонезии. Все его компоненты пронизаны  этим принципом, начиная от конструкции, сочетающей в себе квадратное основание (символ земли)  с круглой верхней частью (символ неба), завершающейся островерхой круглой башней (дагоба – символ Будды), и кончая рельефами бодхисаттв, Будды, сцен из жизни святых и человека, восходящего в высший мир идей.

Восточноазиатская живопись тушью отказалась от цельной формы и не устанавливает начала, конца и середины, потому что она протекает через безначальное и бесконечное. Су Ши: «Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растёт». Главное – запечатлеть неповторимое мгновение жизни мира (японские стихи в стилях танка и хойку).

Многие положения буддизма не могли быть переведены в систему образов, как это возможно было в христианстве. Такие центральные категории буддизма, как страдание, карма (поступки и действия), нирвана (погашение, угасание), имеющие отношение к идеальному миру, не могли быть  трансформированы в художественные образы.

Под влиянием дзен-буддизма возникает особое искусство храмовых сухих пейзажей и каменных садов, главная идея которых заключалась в том, чтобы передать  через композицию сада-микрокосма ощущение беспредельного мира и  быть камертоном для внутреннего настроя человека.

Таким образом, буддизм сумел ассимилировать и органически включить в свою структуру эстетические традиции народов, принявших его учение, приспособиться и  умело использовать богатство фольклорного сознания.

В свою очередь, ислам (буквально: «предание себя богу»), возникнув в условиях становящейся культуры арабских племён, в условиях сложной социальной борьбы, стремился прежде всего сформулировать основные социальные принципы, вокруг которых можно было бы объединить всех мусульман.

Только в исламе существует примат ритуала над мифом, внешне обрядовая сторона доминирует над образной.

Ислам исключил всякую возможность художественного воплощения Бога (как и у иудеев, он не антропоморфен, а чистая духовность), природы, людей, в противном случае это было бы кощунственным подражанием творению Аллаха. Подобные запреты имели глубокий социальный смысл, они должны были отвратить взоры правоверного мусульманина от бренного мира, направить его помыслы, чувства и желания к единому эпицентру мироздания – к Аллаху. Мусульманство было нетерпимо к образной, изобразительной интерпретации основных понятий и представлений веры.

Ислам стремился к тому, чтобы в структуре мусульманской веры абсолютно отсутствовали какие-либо элементы, напоминающие человеку о красоте «бренного» мира, о его собственной красоте и совершенстве. Мир земной не должен быть изображаем, как не имеющий первостепенной ценности, а человек – часть этого мира, значит и он не имеет этой ценности, он не вершина творения, а всего лишь муслим, покорный раб земных царей и послушное орудие в руках всесильного Аллаха.

Не изображение, а художественно оформленное слово – главный носитель религиозной идеи в исламе. Арабская каллиграфия и искусство орнамента – это декоративное воплощение представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворённого Аллахом мира. Вера в магическую силу Слова. Каллиграфия Корана и священных книг, письмена на стенах мечети, арабская вязь в поэтических произведениях и миниатюрах – всё это имело глубокий духовный и религиозно-художественный смысл. Письмо сравнивалось с объектами красоты и эмоциональной привлекательности, такими, как драгоценности, цветы, сады и ткани.

Искусство должно было стать в структуре ислама чем-то навеки застывшим в своих канонических, неизменных мотивах абстрактно-геометрического или растительного орнамента, в фантастических и пышных сплетениях арабесок и вязи арабской письменности, в изречениях на надгробиях великих правителей или фронтонах мечетей или медресе. Искусство должно доказывать только одно – изменчивость и иллюзорность реального мира, ибо вечен и неизменен только Бог. Человек в этом искусстве живёт скорее не как конкретный образ, а как эмоциональный мир, как настроение, как музыка ритмов и узоров. Таковы, например, изумительные миниатюры к «Бабур-Наме».

Будучи искусством нематериальным, запрета могла избежать музыка, в которой слышимо стремление передать все изгибы эмоционального строя личности.

Таким образом, ислам оказал меньшее влияние на искусство, чем христианство и буддизм, т.к. его неантроморфность, жёсткие запреты изображать всё живое неизбежно сталкивались с коренными принципами искусства, которое немыслимо без отношения к человеку.




1. Трудовой кодекс Российской Федерации
2. Построение структуры организации
3. эмоциональной оценки действительности; 2 обеспечении целеполагающей действительности предварительномы
4. юрист
5. Тематичний план занять
6. Цилиндр1
7. псевдогрибы в настоящий момент объединяются представители трех отделов- Оомикотовые грибы Oomycot Гифохитр
8. Інструкція про безготівкові розрахунки в Україні в національній валюті
9. Особенности принятия роли в игре детьми младшего дошкольного возраста
10. Текстовый редактор Microsoft Word
11. Тема 5 - Прикладное программное обеспечение
12. Коммуникаторы их свойства и функции
13. Проектирование фильтра нижних частот Чебышева с заданной шириной переходной области на основе операцио
14. ТЕМА 1. 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ.
15. Способы защиты гражданских прав
16. Структура национальной экономики
17. Реактивные состояния
18. Политика управления финансовыми рисками на предприятии
19. Варианты СРК- СРК с запорами твердый или фрагментированный стул в] 25 жидкий или водянистый стул [25 всех акт
20. Directions for obtining knowledge of ll obscure things