Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Реферат по философии Студента группы С25 Н26 Шампорова Максима Модель будущего человека в антиутопи

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Реферат по философии

Студента группы С-25 (Н-26)

Шампорова Максима

«Модель будущего человека в антиутопиях Олдоса Хаксли, Джорджа Оруэлла и Рэя Брэдбери»

То, что Оруэлл видел во сне

Я вижу сейчас наяву

Лусинэ Геворкян. «1.9.8.4.»

     

«Утопия» - слово, произошедшее от греческого «topos», что в переводе означает «Место, которого нет». Это жанр литературы, описывающий идеальную, с точки зрения автора, модель общества. Само слово происходит от одноименного романа Томаса Мора «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» употребляется исключительно как имя собственное. В значении «Модель идеального общества» оно было впервые применено в книге английского священника Семюэла Перчеса «Паломничество», где так же впервые было использовано прилагательное «Утопический».

К характерным чертам утопических произведений можно отнести следующее:

-     В утопии нет места сатире или сарказму – там существует лишь утверждение идеала и противопоставление его действительности.

-  В утопических произведениях главенствует единомыслие, присутствует несколько наивный и упрощенный взгляд на человека, который, при этом, не обладает индивидуальными чертами характера.

-   Общество, изображаемое авторами-утопистами, как правило, застыло и не движется куда бы то ни было. Ни один из авторов не изображает созданный им мир в длительном временном промежутке.

-  Общества, изображаемые в утопических произведениях, отгорожены от внешнего мира. Пространство, в котором находится общество, непременно замкнуто и изолировано – людям, живущим в нем, неведомо вмешательство извне.

-    В утопии нет места для возникновения внутренних конфликтов – центром повествования в утопическом произведении является описание законов вымышленного мира. Взаимоотношение людей, живущих в утопии, основывается на разумных принципах гуманизма и не располагает к возникновению конфликтных ситуаций.

Конечно же, столь сильно оторванные от реальности концепции общества не могли остаться без критики. Один из наиболее известных антиутопистов, Джордж Оруэлл, считал, что все когда-либо написанные утопии непривлекательны и безжизненны.  По его словам, все утопии похожи тем, что «Постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья». В своем эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью «Так, как создание утопии людям стало по силам, перед обществом встала серьезная проблема: Как утопии избежать».

Эта цитата из работы философа Н. Бердяева позднее станет эпиграфом к роману Олдоса Хаксли «О, Дивный Новый Мир!», в своем более полном варианте:

«О, дивный, новый мир» : «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления […] Утопии осуществимы. […] Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее „совершенному“ и более свободному обществу.»

Вышеупомянутые писатели относили себя к антиутопистам. Как следует из названия, жанр их произведений противопоставлял себя утопиям, описывая не идеальные, а, наоборот, наименее привлекательные пути развития общества.

Если утопические произведения демонстрируют позитивные черты общественного устройства, то работы антиутопистов, наоборот, направлены на то, чтобы выявить его негативные черты. Для антиутопий характерна динамика и развитие описываемого общества, в то время, как утопии, как указывалось выше, изображают общество статичным и неизменным.

Не сложно понять, что путь развития антиутопического общества непременно движется в сторону нарастания негативных тенденций и, в конечном итоге, регрессу в какой бы то ни было сфере общественной жизни. Одними из основных принципов любого антиутопического произведения:

- Кризис исторической надежды.

- Отсутствие революционной борьбы, или же ее абсолютная бессмысленность.

- Подчеркнутая неустранимость социального зла.

Таким образом, антиутопическое общество представляет собой более сложную и многогранную общественную модель, нежели предлагаемая утопистами модель идеального общественного устройства.

Основные герои антиутопических произведений – люди, желающие изменить угнетающий их общественный строй, однако, не имеющих на то никаких возможностей. Это люди, чья мораль не соответствует морали общепринятой в созданной автором модели общества.

Как правило, антиутопии редко заканчиваются счастливым финалом, в ходе которого главные действующие лица добиваются своего. В основной своей массе они так и остаются изгоями, проигравшими сражение с обществом. Далее более детальное рассмотрение антиутопических моделей будет рассматриваться более конкретно на примере двух писателей – антиутопистов – Джорджа Оруэлла и Олдоса Хаксли

При правильном их применении слова способны быть всепроникающими, как рентгеновские лучи. Прочтешь — и ты уже пронизан и пронзен.

Олдос Хаксли

Одним из наиболее известных произведений английского писателя Олдоса Хаксли является его антиутопический сатирический роман «О, Дивный Новый Мир!», написанный в 1932 году.

Действие этого романа разворачивается в Англии времен далекого будущего (Около 26 века по современному летоисчислению.).

Весь мир в нем объединен в едином государстве, население которого представляет собой общество потребления - из последнего создан культ, олицетворением которого является Генри Форд, являющийся в обществе аналогом современного бога. Новое летоисчисление отсчитывается с появления Форда Т, а вместо крестного знамения люди «Осеняют себя знаком Т».

По сюжету, люди в обществе больше не появляются традиционным путем, а выращиваются на специальных заводах, где со стадии развития эмбриона они подразделяются на касты. Те, кому повезло больше всех, становятся «Альфами» - члены этой касты являются наиболее развитыми в умственном и физическом плане и занимают в обществе лидирующие позиции. Наименее привилегированной кастой при этом являются «Эпсилоны» - примитивные обезьяноподобные особи, не умеющие читать и связно выражать свои мысли посредством речи.

Классовая дифференциация и кастовая система,  ровно как и остальные системы, за счет которых функционирует описанное Хаксли общество, поддерживаются за счет гипнопедии – аудиозаписей, транслируемых детям с раннего возраста во сне. Таким образом, они усваивают информацию на интуитивном уровне, не задумываясь о ее значении а просто принимая как должное.  Таким образом, они становятся полноправными членами общества потребления с соответствующими идеями, которые в них и закладываются:

- Ненависть и презрение к менее привилегированным кастам

- Уважение и страх перед вышестоящими кастами

- Ориентация на потребление производимых товаров

«Лучше новое купить, чем старое носить»

- Формирование устойчивых словестных конструкций, призванных направлять общество на путь максимального удовлетворения собственных потребностей.

«Сомы грамм — и нету драм!»

При этом, общество, описанное в «Дивном новом мире» достигло очень высокого уровня технического прогресса и очень большая часть работ может быть выполнена машинами. Людей заставляют работать не столько для того, чтобы производить товары, сколько для того, чтобы занять их свободное время. Последнее, в основной своей массе, жители проводят, находя развлечение в «соме» - легальном и безвредном наркотике.

В романе большое внимание уделяется так же полному отсутствию института брака – ввиду того, что только пристальное внимание ученых может обеспечить надежную кастовую стратификацию, сами понятия «отец» и «мать» являются грубыми ругательствами, а наличие постоянного полового партнера – чем-то неприличным.

Основной принцип общества гласит, что «Каждый принадлежит всем!», что означает, что любые сексуальные взаимоотношения между людьми не имеют под собой никакого постоянства и моральной подоплеки, а являются исключительно удовлетворением физических потребностей человека.

Рассматриваемая в романе проблематика многогранна. В нем описывается общество, страдающее целым набором пороков: Начиная от чревоугодия и заканчивая полной социальной безнравственностью.

Причиной для их возникновения послужила совокупность факторов, начиная от высокого уровня технического прогресса, который, по сути, полностью устранил все проблемы с обеспечением потребностей каждого члена общества, и заканчивая целенаправленным воздействием на психику людей со стороны правящей элиты.

В отличие от многих произведений в жанре антиутопии, Хаксли рассматривает проблемы общества, которое слишком избаловано имеющимися у него возможностями. В нем давно уже нет никакой борьбы – людям нет смысла стремиться к чему-то, если каждый член общества и так всем доволен.  Не имеется никаких стимулов для саморазвития или самопознания, а если человек и желает этого, то литература подвергается жесткой цензуре: Произведения классических авторов, как, например, Шекспир, отсутствуют в свободном доступе.

В подобном обществе не может быть комфортно одному из главных героев романа – индейцу Джону, прозванного в обществе Дикарем из-за того, что он вырос в резервации и не мог приспособиться к благам общества.

«Не хочу я удобств. Я хочу Бога, поэзии, настоящей опасности, хочу свободы, и добра, и греха!»

– говорит он, тем самым противопоставляя себя обществу, для которого удобства являются самоцелью.

«- У тебя вид совсем больной! Съел что-нибудь неподходящего?
Дикарь кивнул:
- Я вкусил цивилизации. И отравился ею; душу загрязнил»

На примере Дикаря, Хаксли так же демонстрирует читателям проблему свободы и вседозволенности. Общество, описанное в романе, вправе делать практически все, что угодно: Его члены не обременены тяжелыми обязанностями, они вправе тратить свое время на свое усмотрение. Но вместо развития они тратят его на развлечения и наркотики.

«Разумеется, новый тоталитаризм вовсе не обязан походить на старый. Управление с помощью дубинок и расстрелов, искусственно созданного голода, массового заключения в тюрьмы и массовых депортаций является не просто бесчеловечным (никто теперь особо не заботится о человечности), но и явно неэффективным, а в наш век передовой техники неэффективность, непроизводительность — это грех перед Святым Духом. В тоталитарном государстве, по-настоящему эффективном, всемогущая когорта политических боссов и подчиненная им армия администраторов будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство.»

 

Дикарю чуждо подобное времяпрепровождение: Для него свободным может являться лишь человек, стремящийся к богу (Причем, не столько в виде его христианского обличия, сколько в виде олицетворения светлых начинаний и чистоты помыслов.)

Помимо богатой проблематики, роман содержит большое количество аллегорий и отсылок:

Ленайла Краун – медсестра, работающая на заводе по производству людей. Она – первая женщина из внешнего мира, которую увидел Дикарь, и одной из ветвей сюжета является  его любовь к ней. Названа так с отсылкой на псевдоним Владимира Ульянова (Ленин).

По иронии, другая героиня романа - Фанни Краун (Отсылка на Фанни Каплан – исполнительницу неудавшегося покушения на Ленина) является подругой Ленайлы.

Архипеснослов Кентерберийский (Глава органа государственного управления, заменявшего церковь.) является пародией на архиепископа Кентерберийского и решение Английской Церкви от 1930 года об ограниченном использовании контрацепции.

Спустя почти 30 лет после выхода романа, в 1958 году, Хаксли издает продолжение «Возвращение в дивный новый мир.», которое не является художественным произведением. В нем он рассуждает о том, насколько приблизился за это время наш мир к описанному им в романе. Там он приходит к выводу, что к самой концепции «Дивного мира» человеческое общество движется значительно быстрее, чем он предполагал изначально.

Причины этого Хаксли анализирует в своей книге. В качестве примера таковых, он приводит перенаселенность, которая может привести к образованию тоталитарного режима, и не меньшую роль уделяет наркотикам.

Еще одним важным фактором, выступившим стимулом к написанию продолжения, является Вторая Мировая Война, прошедшая с момента написания первой части романа. В ходе этой войны использовались новые технологии влияния на сознание, и в своей работе 1958 года, Хаксли сравнивает способы пропаганды Геббельса и современные методы «промывки мозгов» через телевидение, с ужасом признавая, что они очень похожи на описанные им способы подавления индивидуальности.

В последней главе Хаксли предлагает меры, которые, по его мнению, могли бы предотвратить переход демократии к тоталитаризму, который был описан им в «Дивном Новом Мире». Эти идеи, впоследствии, ложатся в основу его последнего романа «Остров».

— Сколько я показываю пальцев, Уинстон?
— Четыре.
— А если партия говорит, что их не четыре, а пять, тогда сколько?

Джордж Оруэлл. «1984»

В 2009 году газета The Times поставила роман Джорджа Оруэлла «1984» на второе место в списке ста лучших книг всех времен и народов. Этот антиутопический роман, написанный в 1949 году, очень точно передал все ужасы тоталитарных режимов, с которыми столкнулся мир во времена Второй Мировой войны – нацистским режимом Германии и тоталитаризмом Советского Союза.

Описываемый Оруэллом мир включает в себя три беспрерывно воюющих друг с другом сверхдержавы, ни одна из которых никогда так и сможет одержать победу. Войны, ведущиеся между ними, столь же жестоки сколь и бессмысленны - единственной целью военных действий является трата ресурсов, производимых обществом, что, в свою очередь, необходимо исключительно для того, чтобы правящая элита могла надежно управлять голодным народом. При этом войны ведутся лишь на спорных территориях (Северная Африка, Средний Восток и Юго-Восточная Азия), так как каждая держава настолько сильна, что завоевать ее полностью невозможно даже объединенными силами двух других.

Основные идеологические постулаты Океании (Название одной из трех сверхдержав, где и происходят события романа) гласят

«ВОЙНА - ЭТО МИР

СВОБОДА - ЭТО РАБСТВО

НЕЗНАНИЕ – СИЛА»

Умение принять одновременно два взаимоисключающих суждения и толковать каждое из них  в угоду правящей элите  называется на новоязе (Искусственном языке, придуманном правящей Партией, о котором будет написано позже) двоемыслием. Этот термин,  будучи употребленным по отношению к человеку, верящему в идеи Партии, является похвалой, и при этом он же является обвинением для тех, кто не согласен с действующим режимом.

Главный герой романа по имени Уинстон – мыслепреступник. В переводе с новояза это слово означает, что человек совершил самое страшное преступление в Океании: Допустил неосторожную мысль о том, что идеология Партии не является верной. Сам главный герой, подчеркивая степень опасности собственного деяния, описывает это как

«Мыслепреступление не влечет за собой смерть: мыслепреступление есть смерть.» .

Борьбой с мысле- и лицепреступлениями занималась Полиция Мыслей, а допросы обвиняемых проходили в Министерстве Любви:

«Министерство любви внушало страх. В здании отсутствовали окна. Уинстон ни разу не переступал его порога, ни разу не подходил к нему ближе, чем на полкилометра. Попасть туда можно было только по официальному делу, да и то, преодолев целый лабиринт колючей проволоки, стальных дверей и замаскированных пулемётных гнезд. Даже на улицах, ведущих к внешнему кольцу ограждений, патрулировали охранники в чёрной форме, с лицами горилл, вооруженные суставчатыми дубинками.» 

Тоталитаризм Оруэлла не совпадает с тоталитарным режимом, который описывал Хаксли: Если у последнего общество было чрезмерно сыто и глупо, чтобы иметь возможность и желание сопротивляться действующему режиму, то в случае с романом «1984», ситуация обстоит иначе – описанное в нем общество не имеет возможностей для оказания организованного сопротивления. Причинами этого служит наличие повсеместно присутствующей системы наблюдения за гражданами с помощью телекранов (Устройств, напоминающих телевизор с видеокамерой, которые позволяют Партии в любой момент времени наблюдать за любым жителем Океании.) и развитой сети информаторов:

«Теперь почти все дети ужасны. И хуже всего, что при помощи таких организаций, как разведчики, их методически превращают в необузданных маленьких дикарей, причем у них вовсе не возникает желания бунтовать против партийной дисциплины. Наоборот, они обожают партию и все, что с ней связано. Песни, шествия, знамена, походы, муштра с учебными винтовками, выкрикивание лозунгов, поклонение Старшему Брату — все это для них увлекательная игра. Их натравливают на чужаков, на врагов системы, на иностранцев, изменников, вредителей, мыслепреступников. Стало обычным делом, что тридцатилетние люди боятся своих детей.»

Одним из основополагающих принципов общества, описанного в романе, так же является и так называемый «новояз»: Это новый, максимально упрощенный язык, специально разрабатываемый членами Партии для уменьшения общения между гражданами на темы, отвлеченные от работы или партийно-угодных начинаний.

«Слово «свободный» в новоязе осталось, но его можно было использовать лишь в таких высказываниях, как «свободные сапоги», «туалет свободен». Оно не употреблялось в старом значении «политически свободный», «интеллектуально свободный», поскольку свобода мысли и политическая свобода не существовали даже как понятия, а следовательно, не требовали обозначений.»

Подобные инструменты воздействия на сознание дополнялись и такими мероприятиями, как «двухминутки ненависти». В романе они описываются как ежедневные занятия, в ходе которого члены Партии Океании должны были смотреть фильм в котором показывались враги идеологии Ангсоца (Английского Социализма – политического режима, царящего в описываемом обществе.), и как можно активнее выражать ненависть к ним и принципам демократии в целом.

Так же, помимо вышеописанного Министерства Любви, существуют министерства Правды и Изобилия. Первое является местом работы главного героя и суть деятельности этого органа заключается в непрерывной фальсификации различной исторической информации (Статистических данных и исторических фактов) на всех уровнях информирования населения.

«Документы все до одного уничтожены или подделаны, все книги исправлены, картины переписаны, статуи, улицы и здания переименованы, все даты изменены. И этот процесс не прерывается ни на один день, ни на минуту.»

Министерство Изобилия (На новоязе – «минизо») нормирует поставки еды и разнообразных хозяйственных товаров. Министерство Изобилия регулярно публикует ложные заявления об улучшении уровня жизни, хотя, на самом деле, оно только уменьшает количество товаров народного потребления. В фальсификации фактов Министерством Изобилия ему во многом помогало Министерство Правды.

Роман Оруэлла повсеместно пропитан отсылками на реалии Советского Союза:

Образ Большого Брата (Символа Партии и Ангсоца в целом.) описан как

«Черноусый мужчина в возрасте около 45 лет с грубым, но по-мужски привлекательным лицом»

, что может являться отсылкой к Иосифу Сталину.

Об этом так же можно судить по описанным выше «двухминуткам ненависти» - прямым отсылкам на крайнюю демонизацию врага, применяемую Советским Союзом во времена Второй мировой войны. Так же, по аналогии, здесь можно проследить и отсылку на торжество культа личности (В конце каждой Двухминутки Ненависти на экране появлялось лицо Большого Брата, как символа защищенности и непоколебимого лидерства.).

Выбор других персонажей тоже не был случайным. Например, Эммануэль Гольдстейн – символ революционного движения в Океании, используемый для развития среди населения слепой ненависти к врагам Ангсоца, является отсылкой на Льва Троцкого (Настоящая фамилия которого - Бронштейн.).

Так же в романе присутствуют и другие сходства с Советским Союзом и Германией времен национал-социализма:

- Культивация ненависти к идеологическим врагам общества.

- Повсеместная цензура и отсутствие упоминания событий, которые могли бы хоть как-то дискредитировать действующую власть.

- Широко развитая сеть информаторов и возведение донесений в разряд величайшей доблести для правоверного члена Партии.

- Лозунг «Дважды два равно пяти» может являться отсылкой на «Пятилетку – в четыре года!».

- Сам общественный строй, описываемый в романе и называемый «Английским Социализмом» очень схож в своих чертах с оным в Советском Союзе

Несмотря на свою категоричность, произведение Джорджа Оруэлла в гротескных тонах достаточно подробно описало многие из черт нынешней действительности, что что привело к тому, что роман «1984» нередко называют культовой книгой нескольких поколений.

Наглядно демонстрируя последствия повсеместного тоталитаризма, цензуры и ограничения свободы личности, Оруэлл очень подробно описал вполне возможную модель развития общества в условиях, располагающих к возникновению абсолютной власти в руках маленьких групп людей.

Так же, благодаря этому роману, в английском языке появилось большое количество крылатых выражений (Например, «Большой Брат» как описание символа цензуры и повсеместного контроля). Помимо этого, на него создано огромное количество отсылок в разнообразных произведениях литературы и кино, а так же в музыкальных произведениях. Любопытно и то, что первым названием рок-группы «Queen» изначально было «1984», по названию романа.

Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их.

Рэй Бредбери. «451 градус по Фаренгейту»

Говоря об антиутопиях, нельзя не упомянуть так же и роман всемирно известного фантаста Рэя Брэдбери, изданный в 1953 году под названием «451 градус по Фаренгейту». Название соответствует температуре горения бумаги, что позже раскрывается по мере прочтения книги.

Действие романа разворачивается в недалеком будущем. Его главный герой по имени Гай, работающий пожарным, занимается не тушением пожаров, а сжиганием книг – одной из главных проблем правящей элиты, возглавляющий описываемое в романе тоталитарное общество. Вместе с книгами, как правило, сжигаются и жилища их владельцев. Последние при этом отправляются в тюрьмы или психиатрические клиники, как преступники, совершившие преступление против общества.

Проблематика книги достаточно очевидна и открыто демонстрируется автором на протяжении всего повествования: Описываемое им общество, не имеющее доступа к произведениям искусства, не знающее своей истории и не готовое к тому, чтобы видеть что-то кроме развлечений, стремительно деградирует.


Прежде всего работа, а после работы развлечения, а кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме умения включать рубильники, завинчивать гайки, пригонять болты?

Книги, являясь символом знаний и развития, считаются в нем чем-то противозаконным, а люди, читающие их – врагами государства по причине того, что их ценности отличаются от принятых среди других людей.

Основная масса населения заботится лишь о прослушивании развлекательных радиопрограмм, просмотром интерактивных фильмов и обсуждением ничего не значащих новостей друг с другом. Понятие «культура» практически отсутствует как таковое, а любые размышления на темы, не касающиеся работы или развлечений, не поощряются и не находят своего продолжения.

Как итог, подобный общественный строй вынуждает интеллигенцию бежать из города, скрываясь от патрулей и находясь на правах повстанцев. При этом, каждый человек из небольших групп сопротивления, обладает какими-то знаниями и помнит наизусть те или иные литературные произведения. В конце книги к одной из таких групп и присоединяется главный герой, бежавший из города в результате преследования патруля.

Концовка книги недвусмысленно отсылает читателя к тому, как описанное им общество видит сам автор: Падение ядерного заряда на город, в котором и происходят события романа, наглядно демонстрирует невозможность существования подобного общества в реальном мире, или, вернее, его стремительную деградацию и ухудшение всех сфер общественной жизни.

Кстати, интересен и тот факт, что «люди-книги» существовали и в реальной жизни. В Советском Союзе, во время сталинских репрессий, в лагерях существовал запрет на литературные произведения «не той направленности», что приводило к тому, что заключенные заучивали книги и пересказывали их устно другим зекам, среди которых в то время было немало представителей интеллигенции.

Сравнительный анализ вселенных Оруэлла, Хаксли и Брэдбери:

Их сходства и различия.

Несмотря на то, что каждое описанное выше литературное произведение относится к жанру «антиутопия», описанные в них общественные модели отчаются друг от друга, как и проблематика каждой из рассмотренных книг.

Рассмотрим общественные модели с точки зрения следующих вопросов:

  1.  Отношение общества к лидерам (и/или управляющему классу).
  2.  Отношение к знаниям, истории и литературе.
  3.  Инструменты, имеющиеся у власти для контроля общества:

Контролирующие и картельные органы.

  1.  Тема войны в произведении.
  2.  Тема любви и взаимоотношений.

Отношение общества к лидерам:

Джордж Оруэлл:

Власть в обществе представлена правящей Партией, которая контролирует все сферы общественной жизни и жестко пресекает любые проявления инакомыслия. Жители Океании испытывают неподдельный страх перед правящей элитой и, в большинстве своем, искренне разделяют идеи Партии.

Так же обществу, описанному Оруэллом, свойственно трепетное отношение к символам власти и отсутствие какой бы то ни было критики общественного строя. Отсутствует централизованная оппозиция, не имеется возможности для вмешательства в государственную жизнь.

Олдос Хаксли:

Власть представлена группой правящей элиты, контролирующей процесс производства людей и их поведение на эмоциональном и чувственном уровне. Хоть режим, в котором живет общество, и является тоталитарным, общество не заинтересовано в переменах ввиду социальной и нравственной деградации.  

Оппозиция в ее явном виде отсутствует, а любое инакомыслие является поводом для ссылки на отдаленные острова. Впрочем, со стороны правящего класса не происходит никаких репрессий, так что режим, царящий в произведении Хаксли можно считать более мягким, нежели описанный в романе Оруэлла.

В общественной среде власть так же определяется и самим обществом: Доминирующие классы, обладающие лучшими физическими показателями, являются представителями привилегированного сословия для всех тех, кто стоит ниже них на социальной лестнице.

Рэй Брэдбери:

В основе общества, как и в других рассмотренных произведениях, лежит тоталитарный режим. Однако, общество слишком избаловано развлечениями, чтобы иметь хоть какое-то желание избавляться от того, что ему не нравится, и слишком глупо, чтобы критиковать действующую власть. Политический режим более мягок (Люди не живут в нищете и атмосфере страха), нежели описанный Оруэллом, но, при этом, более деструктивен, нежели режим, описанный Хаксли, так как у людей отсутствуют даже малейшие возможности для саморазвития, которые одобрялись бы государством.

Отношение к знаниям, истории и литературе:

Джордж Оруэлл:

Знания, получаемые членом общества, требуются только для того, чтобы он мог работать на занимаемой им должности и не знать ничего, кроме этого. Возможность получить какое бы то ни было образование (вне уставного) не описывается в романе как таковая, однако, судя по общественному устройству, скорее всего, отсутствует вовсе.

Исторические события трактуются в угоду интересам Партии, постоянно подделываясь и изменяясь в зависимости от того, что требуется в конкретный момент времени. Величайшие изобретения приписываются членам Партии, великие открытия и произведения искусства – тоже.

Любая литература либо исправляется до состояния «идеологически верной», изменяя при этом свою суть в угоду интересов Партии, либо уничтожается и заменяется пропагандистскими работами.

Олдос Хаксли:

Знания зависят от класса, к которому принадлежит получающий их человек, и варьируются от достаточно подробных, но касающихся узкой сферы деятельности (В случае с представителями высших каст.), до элементарных навыков (Для представителей низших каст.)

Исторические события трактуются в угоду правящему сословию. Любые несоответствия исторического развития человечества и представлениям описываемого общества рассматриваются как дикость. Те общественные институты, которые отсутствуют в описываемом мире (Например, само понятие семьи или веры в бога.) воспринимаются как постыдные и вызывают насмешки со стороны общества.

Литература зависит от того, для какой из каст она создается. Меняется от низкопробных художественных идеологически-верных произведений (Для высших каст) до односложных и коротких заметок в газетах (Для представителей средних каст.). Низшие касты при этом не умеют читать вообще.

Рэй Брэдбери:

Знания в обществе даются исключительно для того рода деятельности, которым занимается человек, и не выходят за рамки его профессии.

Исторические данные недоступны для широкого круга читателей и находятся под строжайшим контролем.

Литература, заставляющая думать, запрещена как таковая и само обладание ей приравнивается к преступлению против общества.

Инструменты, имеющиеся у власти для контроля над обществом. Контролирующие и картельные органы:

Джордж Оруэлл:

Власть контролирует общество посредством широкой сети информаторов и системы телекранов, фиксирующих, по словам автора, даже дыхание и неосторожное выражение лица.

Карательные органы представлены в виде патрульных, забирающих в Министерство Любви всех, чье поведение вызывает сомнения в верности идеалам Ангсоца.

Помимо этого, власть использует огромное количество разнообразных методов общественной пропаганды: Двухминутки ненависти, портреты Большого Брата на улицах, детские и взрослые общественные организации, парады с идеологической подоплекой.

Олдос Хаксли:

Власть контролирует стабильность общества путем гипнограмм и иных методов воздействия на сознания, задающих определенные аспекты поведения для представителей каждой из каст, и использует для разрешения любых конфликтных ситуацией легальный наркотик, который употребляют абсолютно все члены описываемого общества.

Тех, кого не могут удержать подобные рамки, ссылают на удаленные острова подальше от окружающего мира.

Рэй Брэдбери:

Власть использует систему информаторов и, при возникновении подозрения на общественно опасное поведение, тотчас разрешает проблему путем выезда к нарушителю отряда патрульных.

В романе так же описан пример, когда общественно опасным преступником стал сам главный герой – исходя из этого фрагмента, можно судить о том, что при задержании преступника, власти стараются подчеркнуть то, что от «правосудия» не уйдет никто. Об этом можно судить по тому, что в конце сцены погони за главным героем, когда тому удалось бежать, вместо него был убит случайный прохожий, представленный в телетрансляции погони, как он сам.

Тема войны в произведении.

Джордж Оруэлл:

Государство Океания, где и происходят действия романа, непрерывно воюет с двумя другими сверхдержавами.

При этом, война ведется, скорее, ради самой войны, нежели ради победы – таким образом власть тратит ресурсы на ее поддержание и оправдывает нищету общества, которым, становится легче управлять ввиду постоянного дефицита товаров.

Олдос Хаксли:

Непосредственно в то время, в котором разворачиваются события романа, войны уже давным-давно нет, и весь мир живет как единое государство, не имея никаких серьезных внутренних конфликтов. При этом, само возникновение такого государства стало возможным лишь в результате кровопролитной войны, которая произошла до событий, описанных в книге (Об этом есть упоминания в тексте романа).

В ходе этой войны были понесены огромные человеческие потери (бОльшая часть населения Земли погибла в результате воздействия разных видов оружия.), однако обществом она воспринимается как благодетель, ибо благодаря ей воцарился действующий и полностью удовлетворяющий его политический режим.

Рэй Брэдбери:

На протяжении большей части романа тема войны практически не затрагивается, однако в конце на город, в котором и происходили основные события книги, падает атомная бомба, стирая его  с лица земли.

Таким образом, война, едва начавшись, тотчас же заканчивается, а общество, описанное в романе, погибает. Спастись удается лишь группе повстанцев, к которой присоединяется главный герой, так как они находятся за пределами зоны поражения.

Тема любви и взаимоотношений.

Джордж Оруэлл:

Дружба между партийно-верными членами общества не возбраняется, однако, ее, как правило, заменяют общественные начинания вроде собраний, где люди находятся вместе. Единственной приемлемой для Партии формой межличностных отношений является совместное участие в партийных начинаниях.

Романтические отношения между мужчиной и женщиной не преследуются, однако, благодаря пропаганде, практически лишены эмоциональной составляющей и физического удовольствия -  все сводится исключительно к рождению и воспитанию детей.

Проституция при этом запрещена и является общественно-опасным преступлением, за которое сулит от 5 до 10 лет каторги.

Олдос Хаксли:

Общество построено по принципу «каждый принадлежит всем» а институт семьи отсутствует как таковой – длительные отношения между мужчиной и женщиной считаются чем-то постыдным и неприличным, а половых партнеров считается необходимым менять как можно чаще.

Дружба при этом присутствует в достаточно привычном для нас понимании этого слова, так что моральная близость между людьми оказывается вполне возможна.

Рэй Брэдбери:

Дружба в обществе присутствует и не возбраняется, общение людей не контролируется представителями власти.

Романтическая составляющая отношений между мужчиной и женщиной присутствует, однако, как и в случае главного героя, иной раз не приносит ни малейшей радости от общения и нахождения рядом. Сексуальная жизнь практически не регламентирована представителями власти, и в этом вопросе граждане обладают достаточно большим простором для действий, по сравнению с другими рассмотренными моделями общества.

Заключение

Будет новый завет, что война – это мир

Будет новый декрет, что незнание – сила

Будет дверь в кабинет с номером сто один

Для кого дважды два остается четыре

Лусинэ Геворкян. «1.9.8.4.»

Рассмотренные в ходе данной работы модели общественного устройства, являясь антиутопическими, представляют собой лишь гротескное отражение действительности или путей ее возможного развития.

Несмотря на то, что существование подобных обществ в чистом их виде маловероятно, не исключена возможность развития новых тоталитарных государств наподобие Германии времен Второй Мировой или Советского Союза времен правления Сталина.

Представленные выше произведения являются, скорее, предостережением человечеству, стоящего на пороге новых открытий в области науки и техники, и, с каждым десятилетием, получающим все больше и больше возможностей для появления новых тоталитарных режимов.

Именно поэтому в настоящий момент подобные произведения оказываются интересны современному обществу, как ответ на стремительно усиливающуюся цензуру и отсутствие желаемых гражданских свобод.




1. НаивноСупер
2. GSMСТОРОЖ Охрана имущества всегда будет стоять на первом месте каждого владельца дома квартиры дачи офис
3. Тема- Исследование зависимости электропроводности твердых материалов от температуры.html
4. Размножение документов с помощью компьютера
5. Реферат на тему- Види і форми безробіття Учня 11 класу Іванова Валени
6. Физиология эндокринной системы
7. .Что такое понятие ПОНЯТИЕЭТО НАИБОЛЕЕ ПРОСТАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ выделяютпонятиесужденияумозаключени
8. тема Древней индии
9. тематичних наук Київ ~ Дисертацією є рукопис1
10. Цитология эукариотических водорослей
11. бакалавр- 2012 1
12. ПЕДАГОГИКА
13. Понятие и признаки субъектов предпринимательской деятельности
14. АДп бос Шы~аруы- Тізімдік автомобильк~ндер АДкАссДк 9330 2790 авток~н Техникалы~ себептерді есеке
15. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ 1 Федеральное агентство по образованию Госу
16. Тема- Кто я ~ ребенок или взрослый Особенности подросткового периода
17. Реферат по истории экономики Возникновение и развитие городов Англии и Франции
18. МУРИТЕ БИЙЧ Курорт ЧЕРНОМОРЕЦ Заезды на 10 ночей-11 дней- 1 смена- 30.
19. Оценка рыночной стоимости двухкомнатной квартиры
20. BRUHL JLE SURNTUREL ET L NTURE DNS LMENTL1TE PRIMITIVE l MYTHOLOGIE PRIMITIVE MCMXXXVIl Л