У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Праздники Древней Греции возникли на основе мифических сказаний

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

11 Празднества Древней Греции и Рима

История массовых праздников восходит к античным временам, и поэтому, прежде всего, обратимся к богатейшим культурным традициям Древней Греции.

Праздники Древней Греции возникли на основе мифических сказаний. В эпоху Древней Греции мы видим тщательно подготовленные и организованные народные празднества, которые уже несли в себе элементы сценарной разработки и режиссуры.

Наиболее распространенный, общий для многих племен и государств Греции был культ Диониса, наиболее почитаемого бога.

До нас дошло четыре праздника Диониса:

  1.  Малые Дионисии;
  2.  Линей;
  3.  Анфестерий;
  4.  Великие Дионисии.

МАЛЫЕ ИЛИ СЕЛЬСКИЕ ДИОНИСИИ, которые были приурочены к первой пробе молодого вина в честь бога вина и веселья, и сопровождался веселыми процессиями и шутками, ряжеными. Шумные ватаги мужчин и женщин устремлялись к алтарю Дионисия, поливая вино и распевая в честь божества хвалебные песни. Поскольку Дионис имел прозвище Дифирамб, что означает «дважды рожденный», этим словом стали называть восторженные песнопения в честь божества.

Процессия была красочно оформлена. Ее участники несли увитую зеленью амфору вина, корзину с фруктами, виноградные лозы и гирлянды из плодов, и вели жертвенного козла, убранного лентами. Торжественно совершалось жертвоприношение, и затем на алтарь Диониса возлагались плоды и сосуд с вином.

Так первоначально ранней весной праздновался поселянами культ Диониса. Различными обрядами они стремились ускорить появление бога и заставить его приумножить урожай.

Одним из разновидностей Дионисий был праздник, который называли «Качели», приуроченный к времени, когда гроздья винограда начинают окрашиваться.

ЛИНЕИ

Этот праздник праздновался в январе – феврале месяце в течение нескольких дней. По своему характеру Линеи были сходны с Малыми Дионисиями, но проводились гораздо пышнее – в самом городе Афины. Именно на этих праздниках стали проводиться театральные состязания. В этот день греки красочно представляли прибытие Диониса в Афины на корабле или на «корабельной колеснице» и отсюда произошло хорошо известное нам слово «карнавал» (от латинского «каррус навалис»).

АНФЕСТЕРИЙ

В феврале-марте месяце проходил праздник – Анфестерий, который продолжался 3 дня. Этот праздник совпадал с наступлением в Греции весны. Первый день был посвящен детям Все дети в этот день получали подарки.

Во второй день по Афинам ходили ряженые, которые изображали героев мифологии, они представляли сатиров, вакханок и нимф. В центре города проходила особая обрядовая церемония с участием официального представителя государства. Главная роль в этой церемонии принадлежала супруге одного из девяти ежегодно выбиравшихся в Афинах должностных лиц – так называемых архонтов и именовалась «басилиссой» — «царицей». Басилисса в сопровождении своей свиты отправлялась в особое здание в центре города, и там «сочеталась браком» с богом Дионисом.

Третий день - в этот день наполнять горшки всякого рода вареными овощами и плодами. Эта пища предназначалась для обитателей «подземного царства мертвых»,– куда приносили жертвы подземному божеству, которое господствовало над душами умерших.

ВЕЛИКИЕ  ДИОНИСИИ

Великие Дионисии – главный праздник в честь бога Диониса. Он праздновался в марте месяце. Главную роль в Великих Дионисиях стали играть пышные театрализованные представления, которые продолжались два дня.

Великие Дионисии знаменовали победу весны над зимой. Вся деловая жизнь замирала.

Еще до начала праздника народ устремлялся на проагон – первый акт Дионисийских торжеств, пролог и программу драматических представлений, предшествующий агону, т. е. состязанию поэтов.

Каждый поэт представлял своих актеров и хор, свою трагедию. Первый создатель этого церемониала и первый создатель трагедии – Феспид

В первый день праздника блестящая процессия проносила по улицам города деревянную статую Диониса. Ее снимали с пьедестала в храме Диониса и переносили в другое священное место.

В процессии принимал участие весь город. Впереди шел распорядитель праздника. Юноши, переодетые в женщин, изображали спутниц Диониса. Позади них в повозках неслась пестрая толпа в маскарадных костюмах и масках. Воздух оглашался пронзительным шумом, сливающимся с криком жертвенных животных.

Медленно двигаясь, процессия прибывает на агору, где уже горит яркий огонь у алтаря Двенадцати богов. Танцующие вокруг жертвенника мальчики поют священные песни, под звуки которых совершается грандиозное жертвоприношение ста быков, а после него начинается веселый пир.

Возвращались только вечером. При свете факелов статуя Диониса переносилась в театр, и водружали ее посреди орхестры, чтобы бог мог присутствовать на зрелищах, устроенных в его честь.

Два последующих дня посвящались дифирамбическим хорам, исполнявшим под аккомпанемент флейты гимны в честь Диониса.

Проходил конкурс хоров мальчиков до 18 лет или хоров мужчин с 18 до 30 лет. Вечером третьего дня происходил праздник веселья — комос, связанный с пирами, на которых прославлялись дифирамбические победы. И это было уже введением к последней и самой важной части праздника — к драматическим состязаниям, которые проходили в театре Диониса.

В последний день праздника Великих Дионисий тысячи зрителей собирались в театр.

Спектакли начинались не сразу. Сначала шел ряд церемоний официального характера. Рабы вносили дары союзных городов. Золото, статуи, драгоценные ткани выставлялись в орхестре. Этой демонстрацией Афины показывали свое богатство и могущество. Затем следовала церемония, выражавшая благодарность города тем, кто погиб за него. После этого следует чествование граждан, которым афинский народ или союзные города присудили золотые венки в благодарность за оказанные ими услуги. Спектакли были кульминацией праздников Великих Дионисий, которые вошли в историю как первые массовые, народные праздники.

ЭЛЕВСИНСКИЕ  МИСТЕРИИ

Не менее почитаемым божеством, чем Дионис была в Древней Греции богиня Деметра. Некоторые исследователи считают, что самые большие дары и самые торжественные обряды греческий земледелец совершал в честь богини Деметры. Под особым покровительством Деметры находились злаки. Поэтому храмы ее обычно строились около хлебных полей. Изображения богини повсюду украшались священными венками из ячменных колосьев. В честь богини Деметры в Афинах и в небольшом древнем городе Элевсине проводились печальные церемонии, названные элевсинскими мистериями. Существовало два вида элевсинских мистерий: Малые Мистерии, которые проходили в феврале и Великие Мистерии, которые проходили в сентябре месяце.

Во время Малых Мистерий проходила торжественная процессия с пением и традиционными праздничными возгласами и остановками, которая двигалась к храму. В самом храме совершался особый обряд – жрецы лили воду из глиняных сосудов необычной формы в заранее выкопанные в земле отверстия, что символически должно было изображать благодетельное и оплодотворяющее воздействие влаги на землю. Во время Великих мистерий проходила ночная процессия, которая представляла собой огромные вереницы людей с факелами в руках. Процессия двигалась к морю, изображая поиски богиней своей пропавшей дочери. У моря совершался обряд заупокойного плача. Существовали особые хоры плакальщиков и плакальщиц, особых запевал, которые совершали этот обряд. По своему эмоциональному настрою элевсинские мистерии были торжественными и печальными, а некоторые жизнерадостными и веселыми, т. к. для греков смена времен года была сменой печали и радости в самой природе. Отсюда и радость, и скорбь в культах божеств, которые ее олицетворяли.

ОЛИМПИЙСКИЕ  ИГРЫ

Вершиной греческих игр – праздников и своеобразным спортивным театром стали знаменитые Олимпийские игры, проходившие в специально выстроенном городе Олимпии.

Продолжались игры пять дней, и на это время по всей Греции провозглашалось священное перемирие – экехейриа, которое продолжалось три месяца. Устав категорически возбранял также приходить во время игр на Олимпийский стадион женщинам. Атлет, победивший только в Олимпии, получал звание олимпионика. Стать олимпиоником – победителем на Олимпийских играх было заветной мечтой каждого греческого юноши.

На Олимпийские игры прибывали жители не только самой Греции, но и с побережья Малой Азии, Сицилии, Италии, Африки, отовсюду, где находились греческие города-колонии.

Все пять дней, в продолжение которых шли состязания, в Олимпии совершались торжественные жертвоприношения и священные процессии в честь великого Зевса – «отца богов и людей».

Главной притягательной силой, привлекавшей в Олимпию огромную массу народа в дни священных празднеств, были состязания. Лучшие атлеты Греции в течение четырехлетнего промежутка между играми тщательно готовились к состязаниям. В первый день Олимпийских игр на стадионе, вмещавшем около 40 тысяч зрителей, звучал сигнал трубы и сорокатысячная толпа, затаив дыхание, слушала глашатая, объявлявшего о начале состязаний в беге. Самым же тяжелым видом этого состязания был бег греческого воина в полном вооружении – шлеме, поножах, с копьем и щитом в руках.

Затем шли состязания в борьбе. Состязания начинались с зарей и продолжались до сумерек. Зрители расходились уже при свете факелов.

Следующий день Олимпиады открывали пятиборьем. Все пять видов состязаний шли одно за другим: снова бег, борьба, затем метание диска, прыжки в длину и бросание копья. Олимпиоником пятиборья становился атлет, одержавший победу по всем пяти видам состязаний;

В последний день Олимпиады происходили состязания на ипподроме — бег колесниц. Это было захватывающее зрелище.

По окончании состязаний наступал торжественный момент раздачи наград новым олимпионикам.

Новые олимпионики в ярких одеждах направлялись к храму Зевса. Здесь Элланодики торжественно возлагали на головы победителей венки из листьев оливы, по преданию посаженной героем Гераклом, сыном Зевса. В венках, перевитых белыми шерстяными лентами с пальмовыми ветвями в руках, олимпионики вслед за судьями торжественно шествовали к алтарю двенадцати олимпийских богов. Это была пышная процессия, сопровождавшаяся пением гимнов в честь учредителя Олимпийских игр – могучего Геракла. Шествие замыкали кони-победители, украшенные гирляндами цветов. Под звуки флейт, окруженные жрецами, многочисленными послами греческих городов и почетными гостями, новые олимпионики совершали благодарственные жертвоприношения.

Затем начиналось пиршество, часто продолжавшееся несколько дней, так как победители, желая отпраздновать звание олимпиоников, устраивали их одно за другим.

Победители получали в виде приза специальные амфоры, наполненные маслом.

Помимо Панафинейских игр, огромные толпы верующих привлекали знаменитые Пифийские игры, которые проходили в августе-сентябре каждого третьего года. На пифийских играх преобладали музыкальные состязания. Ведь бог Аполлон был покровителем музыки и сам считался непревзойденным музыкантом. Первым было состязание кифаредов – музыкантов и певцов, аккомпанировавших себе на кифаре и певших пэан — победную песнь в честь светлого бога искусств. Затем состязались искуснейшие флейтисты Древней Греции и певцы, певшие под аккомпанемент флейты. После музыкальных состязаний происходили гимнастические и, наконец, конные. Победителям присуждались драгоценные призы и венки из лавра — священного дерева Аполлона.

Немейские игры — общегреческое празднество, происходившее каждые два года в Немейской долине в Арголиде; справлялись они в честь Зевса в середине лета. Во время игр, продолжавшихся несколько дней, участники состязались в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья, а также в беге колесниц. Во время игр во всей Греции объявлялся всеобщий мир.

ДРЕВНИЙ  РИМ

Календарные обычаи, обряды и праздники Древнего Рима поражают, прежде всего, своим крайним разнообразием, зрелищностью, маскарадностью, организованностью, но вместе с тем, в них было много варварского и дикого. Рассмотрим только некоторые из древнеримских праздников. В феврале месяце проходили луперкалии. Во время этого праздника богу Фавну (бог скотоводства) приносили в жертву козлов в знак искупления грехов и очищения от них.

В этом же месяце праздновались фералии. Этот праздник был посвящен памяти усопших. Февраль был последним месяцем года, и праздники в этом месяце носили характер очищения (от лат. februare — «очищать»). В этот день украшались могилы и приносились жертвы. Люди верили, что в этот день души умерших имеют право покидать преисподнюю, где они постоянно пребывают.

Празднование Нового года было одно из самых веселых и шумных празднеств. Было всеобщим обычаем делать к наступающему году подарки, которыми первоначально были лакомства, означавшие символически качество пожеланий, позже стали дарить ценные предметы, преимущественно лампы с подходящими к этому дню надписями и медали. Жертвоприношения и молитвы в этот день совершались в честь бога Януса.

В марте в древнем Риме праздновались Матримониалии. Это был праздник супружества, особенно торжественный для жен.

Один из самых значительных праздников был сатурналий. Этот праздник возник в память основания храма Сатурна (Сатурн – древнеримский бог, покровитель земледелия) – и отмечался в декабре месяце. Праздник продолжался целую неделю. В эту неделю римляне отдыхали от трудов, от всяких ремесленных и торговых занятий.

Праздник сатурналий был народным праздником. В это время школьники освобождались от занятий, рабам предоставлялась полная свобода. Празднество в честь Сатурна начиналось жертвоприношением, затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы. После жертвоприношения возле храма Сатурна начинались торжества, которые включали в себя бег на колесницах, травлю зверей и различные театральные представления.

Римляне направлялись в центр города с его великолепными храмами и общественными зданиями, на Марсово поле и в «Большой цирк» — место для публичных игр и состязаний.

В Риме насчитывалось три цирка, которые были устроены почти одинаково. Самый древний из них — Большой цирк. Здесь проводились бега на колесницах

Цирковым играм предшествовала торжественная процессия. Во главе ее на колеснице, в одежде триумфатора, ехал консул, который должен был председательствовать на играх, ему предшествовал отряд музыкантов, а вокруг него шли его дети. Процессия двигалась при звуках флейты и труб. Затем следовали колесницы, запряженные мулами, лошадьми и слонами, на которых везли изображения богов. Зрители рукоплескали и кричали.

Победитель гонок на колесницах на взмыленных конях вихрем проносился через триумфальную арку, воздвигнутую в конце арены, а затем медленно направлялся к «правительственной ложе», где и получал награды – пальмовую ветвь, венок, деньги, дорогие одежды.

Цирковые состязания колесниц, символизировавшие круговое движение небесных тел, впоследствии обрели новое содержание: стали средством развлечения знати и разорившихся, хлынувших в город народных масс. Кумирами становились те профессионалы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать симпатии капризной публики. После бега колесниц в цирке был перерыв.

После перерыва начиналась травля зверей. На арену выпускалось до 60 африканских зверей. Сначала звери терзали друг друга. Затем в бой с животными вступали люди, называвшиеся бестиариями (от лат. bestia — зверь). Их набирали из пленных или преступников, приговоренных к смерти. После этого показывали дрессированных животных. В это же время начинались театральные представления на Марсовом поле в деревянном театре, который специально сооружался для этого праздника.

После представления на сцене появлялись канатные плясуны, всякого рода акробаты и фокусники.

В театре кроме комедий, разыгрывались ателланы, т. е. небольшие пьески комического содержания. В них было 4 действующих лица: глуповатый шут, толсторожий парень, простоватый дед и лукавый горбун. Исполнители ателланы выступали в масках. Актеры играли эти пьесы не по написанному тексту, а тут же их сочиняя: поэтому содержание их было очень просто и коротко. Содержанием ателлан служили разные деревенские события, что было кстати во всенародный праздник сатурналий, праздник земледельцев.

В начале I века до н. э. К давно знакомым персонажам здесь добавились типы римских ремесленников – валяльщиков сукна, хлебников, рыбаков, дровосеков, врачей, гадателей и т. д. Наконец, в литературной ателлане выступали и разные чудовища, созданные народной фантазией.

В III веке до н. э. получил дальнейшее развитие воспринятый римлянами от греков мим (его название произошло от греческого слова «подражать»). Как и в ателланах, но обычно без масок, самодеятельные актеры мима (в том числе женщины) разыгрывали маленькие и веселые сценки из народного быта, а иногда выводили в шутовском виде богов и героев. Существенной частью мима были танцы под аккомпанемент флейты.

Наряду с различными представлениями в цирках в III веке до н. э. стали устраиваться новые зрелища: заимствованные у этрусков поединки гладиаторов — гладиаторские бои.

Гладиаторские игры возникли из тризны, которую устраивали по умершему в убеждении, что он будет радоваться кровавому поединку. Гладиаторские бои были отделены от похоронного церемониала и превратились в одно из средств борьбы за власть

Бои гладиаторов, проходившие в цирке, начали проводить на специальных, окруженных трибунами площадках – амфитеатрах. Бои гладиаторов становятся очень жестокими. За исключением нескольких отчаянных авантюристов, большинство гладиаторов выбрали этот путь, подчиняясь силе. Это были похищенные жители, военнопленные, осужденные, преступники и т. д. Бои оказывали сильное психологическое воздействие на суеверных римлян тем, что в их представлении с помощью крови они могут покончить с губительной властью покойных. Поединок должен был означать, что народ также привлекается к публичному отправлению правосудия над осужденными и мошенниками. Захватывающие поединки полностью удовлетворяли массовые потребности той эпохи, приучать юношей-римлян безразлично относиться к смерти, не быть чувствительными к человеческим страданиям.

Для подготовки гладиаторских боев в Древнем Риме существовали гладиаторские школы. Состав гладиаторов был пестрый и по социальному составу (рабы, свободные от рождения, отпущенники); были среди них и порядочные, и преступники.

Гладиаторские игры начинались парадным шествием гладиаторов по арене; затем часто разыгрывался мнимый поединок, в котором сражающиеся показывали только свою ловкость и умение фехтовать, так как бились «игрушечным оружием»; затем на арену вносили настоящее оружие, и, тот, кто давал игры, проверял его качество. Раздавался звук трубы или рога, и сражение начиналось. Гладиаторы бились чаще всего один на один, но бывало и так, что один отряд выходил против другого. Зрителей эта бойня захватывала; на оробевшего гладиатора обрушивалась буря негодования. Если гладиатор не падал мертвым на арене, но был ранен так тяжело, что сражаться дальше уже не чувствовал сил, то он мог, бросив оружие, поднять кверху палец левой руки или всю руку – это был жест – просьба пощады. Если он понравился толпе, возбудил ее сострадание, амфитеатр оглашался криками; люди махали платками или поднимали кверху пальцы. Гладиатора, не угодившего толпе, она приказывала добить, обращая большой палец книзу и тогда победитель всаживал нож в горло побежденного. Мертвого гладиатора проверяли кипящей смолой.

Победителю вручали пальмовую ветку, с которой он обходил арену. Кроме официальной награды, он получал значительные денежные подарки:

При общем восхищений кровавыми зрелищами лишь немногие римляне выражали свое негодование. Цицерон, восклицал, что нельзя испытывать удовольствие, когда человека рвет зверь или когда прекрасное животное пронзают копьем. Знаменитому оратору вторил философ Сенека, утверждая, что человек священен для человека, а его убивают на забаву и потеху.

Случалось, показывали на арене прирученных зверей. Например, львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали под бубен и вместе с людьми возлежали (по тогдашнему обычаю за столом с едой). Дрессировщиков иногда меняли канатоходцы, гибкие акробаты, ловкие жонглеры, «огнедышащие фокусники». Однако эти безобидные зрелища не получили сколько-нибудь широкого распространения.

Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях в Риме был построен Колизей.

Торжественное открытие Колизея состоялось в 80 году новой эры. Праздник открытия продолжался 100 дней подряд.

После того, как трубачи возвестили о начале представления, служители Колизея проводили по арене жирафов, верблюдов, антилоп и страусов, вывозили большие платформы с грозно рычащими львами.

В амфитеатре показывали также и сражения зверей: носорога заставляли биться со слоном, пантеру - с бычком, медведя – с кабаном. Нередко их связывали попарно арканами, и зрители приходили в полный восторг, когда животные начинали яростно терзать друг друга. На торжествах открытия Колизея было затравлено подобным образом несколько тысяч различных зверей.

Для того, чтобы сделать народные зрелища более разнообразными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где устраивались затем всевозможные Навмахии. Навмахией называют сражение кораблей на море. Впервые Навмахия появилась в 46 г. до н. э. В честь военных побед над Галлией, Египтом и другими странами Юлий Цезарь организовал показ в Риме Навмахии. На Марсовом поле было выстроено специальное здание с большим искусственным водоемом внутри. Вокруг водоема были сооружены скамьи для публики. На воде стояли настоящие боевые суда с тремя и четырьмя рядами весел. На палубах кораблей стояли вооруженные люди в чужеземных одеждах.

По сигналу Цезаря начался морской бой. Корабли стали таранить друг друга, а их экипажи старались уничтожить противника. В этом кровопролитном зрелище участвовало 2 тысячи бойцов и 4 тысячи гребцов – пленные, захваченные легионами Цезаря. Это была натуральная своеобразная инсценировка той морской битвы, которая проходила между тирскими и египетскими флотами.

Позднее Навмахии устраивались в Риме и другими правителями – Нероном, Титом, Домицианом, Филиппом Аравитянином, причем каждый придумывал, что-либо новое, пытаясь затмить предшественников. Каждый раз приходилось заново сооружать водоемы, так как после Навмахии водоемы вынуждены были засыпать, из них исходило зловоние (разлагались трупы), и в городе начиналась какая-то неизвестная болезнь. Навмахиями стали называть здания-бассейны, предназначенные для таких сражений, а бойцов нарекли навмахиариями. Впоследствии перед морскими сражениями показывали чудовищных рыб, а в честь открытия Колизея после Навмахии, водоем закрывали плотами и были показаны сражения гладиаторов.

Во всех Навмахиях воспроизводились, как правило, наиболее известные морские сражения. Навмахии устраивались редко, так как это требовало громадных денежных затрат на строительство и снаряжение боевых судов и вскоре они прекратили свое существование.

Еще одной разновидностью народных зрелищ в Римской империи были Вековые Игры.

Празднество началось в ночь на 1 июня. Вначале Август, в жреческом одеянии, приносил в жертву богиням судьбы девять овец и девять черных коз, а затем произносил молитву о величии римского народа и сохранении могущества империи. По окончании молитвы и обряда жертвоприношения начинались иные представления. Эти представления народ смотрел, по древнему обычаю, стоя. Шли они непрерывно в течение трех дней и ночей.

1 июня приносилась жертва Юпитеру* в виде двух белых быков беспорочной красоты, а в ночь на 2 июня приносились жертвы трем большим Илифиям, покровительницам женских родов. В третий день смешанный хор отроков и девиц исполнял специальную кантату о даровании благоденствия римскому народу и государству. С 5 июня начинались семидневные всенародные празднества, состоящие из разнообразных сценических представлений, латинских и греческих драм, комедий, фарсов и пантомим.

В последний день – торжественная процессия для больших игр и травля зверей.

Вековые игры были очень популярны, т. к. они производили глубокое впечатление на народ.

Римский амфитеатр и цирк — это только одна из многочисленных областей, где мы находим четкий образ римского эстетического сознания. Другой такой же образ можно найти в римском Триумфе.

Триумфы чисто римское явление. Они были связаны с победами над врагом и являлись своеобразными массовыми спектаклями, прославляющими республику, ее силу и могущество, мужество ее боевых легионов. Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения). Существовало правило давать триумф в случае, если убито не менее 5000 врагов.

Празднествам этим придавалось большое значение, происходили они по специальным постановлениям римского сената. Центральной фигурой парада – спектакля, где использовалась музыка, песни, стихи, шествия, пляски, иллюминация, — был Триумфатор, в честь которого и устраивался праздник. И режиссерами все было построено на внимании зрителей к герою дня – Триумфатору.

Перед торжественной колесницей Триумфатора, как правило, вели побежденных воинов во главе с царем или членами царствующей династии побежденной страны или же вождями враждебных племен, что служило неоспоримым свидетельством победы римского воинства.

Обязательным компонентом Триумфа было участие победоносных римских легионов – своеобразный военный театрализованный парад. Все начиналось на Марсовом поле, подле Триумфальных ворот, шествие проходило через 2 наполненных народом цирка (Флавиев и Большой), затем через форум поднималось на Капитолий, там Триумфатор посвящал Юпитеру лавры и приносил пышную жертву. Все было построено так, чтобы изумить, ослепить зрителей, убедить их в силе и могуществе Триумфатора.

В день Триумфа римским легионерам разрешалось высмеивать своего полководца в самые торжественные минуты его жизни. Они распевали песенки, более чем фривольного содержания. Это было связано с суеверием, что насмешки над Триумфатором, как предполагали древние римляне, отвращали его от зависти богов.

В древнем Риме существовали также Малые Триумфы – или, как они еще назывались,— овации. В день проведения Малого Триумфа Триумфатор входил в город пешком (а не въезжал на колеснице). В овациях были специальные группы участников, называвшиеся хлопальщиками. Во время шествия хлопальщики бежали вокруг идущего Триумфатора, шумно аплодируя ему. Очевидно, с этого времени в обиход вошло слово «овация» – шумные, долгие аплодисменты.

Эстетическая сущность римских Триумфов была менее натуралистична, чем гладиаторские бои или травля зверей. В эпоху Римской империи триумф героя, возвращающегося с победой, был обставлен с наибольшей роскошью, блеском и эффектом, Что производило на зрителя огромное впечатление и вызывало всенародный энтузиазм. Именно в Триумфах мы видим четкое разделение исполнителя и зрителя, качественное изменение сущности праздника в отличие от праздников Древней Греции.

В Риме были распространены различные спортивные игры и состязания. Первые публичные состязания в спорте римляне устроили в 186 году до н.э. А сто лет спустя, на празднестве в честь военной победы над понтийским царем Митридатом, в Рим съехалось столько греческих атлетов, что в Олимпии не смогли состояться очередные игры – за недостатком участников. На Марсовом поле был построен стадион, где соревновались бегуны и борцы, кулачные бойцы, метатели диска и копья.

Исключительным авторитетом в Риме пользовался и другой праздник – Капитолийские состязания (устраивавшиеся раз в 4 года). Они были учреждены в 86 году при императоре Домициане, они проходили также на Марсовом поле.

В Риме также большое значение придавалось музыке. Там был построен Одеон – концертный зал – для публичных состязаний певцов и музыкантов. Он был построен на Марсовом поле. Сооружение такого зала было значительным культурным достижением. Выступления певцов и музыкантов понемногу стали обычными для Капитолийских игр, как и для игр Акцийских, во время которых тоже звучало пение, и музицировали на лире. Исполнители являлись авторами мелодий и стихов, получая за это большие вознаграждения – деньгами и золотыми венками.

Здоровые народные начала в празднествах и представлениях были заглушены в древнем Риме насильственно культивируемыми грубыми страстями и чистой развлекательностью. Римские празднества, театрализованные зрелища и представления времен конца империи были одним из показателей упадка культуры рабовладельческого Рима.

Эволюция празднеств наглядно показывает, что массовые представления и зрелища могут не только «смягчать нравы» и способствовать воспитанию граждан, но, напротив, они способны стать одной из причин одичания людей в масштабах государств, наций и целых цивилизаций.




1. Актуализация креативных способностей учащихся на уроках литературы через необычные средства представления учебного материала и включение учащихся в деятельность
2. разному абсолютно разным было и творчество
3. Публичные коммуникации в трудные времена или как говорить про кризис
4. Статья
5. koobru Брэгг П
6. Все течет все изменяется
7. ЮНОСТЬ с 09012014 по 30
8. Лекция1 СТАТИСТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА 1
9. низок и тяжкое преступление против посетителей редкость
10. Акционерная собственность и проблемы ее формирования в Российской Федерации
11.  Дата и время несчастного случая число месяц год и время происшествия несчастного случая ко
12. тематическое рассмотрение величайших тем касающихся существования человека
13. Технологическая карта на устройство подземной части здания
14. С 570 Ясное как солнце сообщение широкой публике о сущности новейшей философии если не хотят
15. нордическом типаже
16. МОДУЛЬ 1 ’ теста Відповіді ’ теста Від.html
17. Тема преподаватель Новгородская д
18. Модуль 2. Тест А. вариант 1 Выберите один верный ответ из предложенных
19. Курсовая работа- Экспертные системы как прикладная область искусственного интеллекта
20. на тему- ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ ОДНОСТОРОННИХ СДЕЛОК Студентки 6 курса заочного отде