Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

На тему- формы государств на Древнем Востоке

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ».

                                        Исторический факультет.

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «История Древнего Востока»

На тему: «формы государств на Древнем Востоке».

Выполнила: студентка 1 курса 3 группы

Калиниченко Е.С.

Проверил: Бойко А. Л.

г. Ростов-на-Дону.

2012

Содержание:

1.Введение                                                                                             2

2.Образование государств на Древнем Востоке.  

Ранние   государственные формы.                                                      5                                                                            

3.Особенности общественных отношений в древневосточных государствах.                                                                                          8

4.Формы правления на Древнем Востоке                                           17

     4.1. Развитие права в древневосточных обществах.               

     4.2. Концепция "восточной деспотии".                                    19

5. Особенности форм государства Древнего Востока. Восточная деспотия.                                                                                                23

6. Заключение.                                                                                       27

7. Список использованной литературы                                              29

2

1. Введение.

   Приблизительно в III-II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв - перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV-III тысячелетий до н. э. 
   Уже в III тысячелетии до н. э. очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии - между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Несколько позднее - в III-II тысячелетиях до н. э. - в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во II тысячелетии - китайская (в долине реки Хуанхэ). Примерно в это же время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская - в Передней Азии, древнееврейская - в Палестине. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая. В I тысячелетии до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана - могущественная цивилизация персов, в Италии - римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации заметно задержалось: оно началось лишь на рубеже нашей эры.

   На Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства - деспотия. 

  В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.
   Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

   Цари занимали совершенно исключительное положение в деспотическом

3

государстве. Царь считался, по крайней мере, формально, единственным собственником всех земель, во время войн стоял во главе армии, был высшей инстанцией в суде, к нему стекались налоги, он организовывал ирригационные работы, являлся верховным жрецом, посвященным во все таинства. Стабильность деспотий поддерживалась и за счет веры в божественность царя. В Египте, например, фараон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т. е. Южного и Северного Египта, но и живым воплощением бога Хора, владыки небес. Впоследствии фараон был наделен "солнечным именем" - он стал богом Ра. Дворец его считался храмом. Его имя запрещалось произносить, ибо оно, как считали, обладало особой магической силой, которую нельзя расходовать впустую.
   В Китае императора называли Сыном Неба, верховного божества. В древнейшей индийской религиозной книге Веды было написано, что царь создан из частиц тела разных богов, "и поэтому он блеском превосходит все созданные существа... Подобно солнцу, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может смотреть на него. По своему [сверхъестественному] могуществу он есть огонь и ветер, он - солнце и луна, он - владыка правосудия...".

   Все эти титулы были не просто цветистыми метафорами, с помощью которых царь возвеличивался над своими подданными. Не в переносном, а в прямом смысле для древних людей царь был богом в человеческом образе. Это верование восходило еще ко временам первобытности, к таинственным ритуалам, в которых вождь племени, он же жрец, исполнял роль творца, создающего из хаоса мировой порядок. Как и в первобытную эпоху, в древних цивилизациях сохранялась вера в то, что царь (вождь) обладает магической силой, от которой зависит благополучие его народа. Эта сила распространяется на подданных и после смерти царя, а точнее, после его перехода в иной мир. Поэтому при похоронах царя очень большое значение придавалось правильному выполнению всех погребальных обрядов. Гигантские пирамиды строились в Египте для того, чтобы обустроить его новое "жилище" как можно лучше: ведь от загробного блаженства "великого бога" зависело процветание страны.
   Эти древние представления уходили в прошлое очень медленно: постепенно изживалась вера в то, что царь является богом (в Китае уже в I тысячелетии до н. э. появилась идея о том, что неправедного царя можно сместить), но вера в то, что царская власть священна, останется надолго.

4

2. Образование государств на Древнем Востоке.  Ранние государственные формы.


   Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем. 
   В Древнем Китае, например, основой социальной жизни в течение длительного времени были патронимии (цзун), которые объединяли несколько сотен (до тысячи и более) семей; принадлежащих к одной родственной группе. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляла основу социальной жизни и в Древней Индии.

Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе. 
   Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае) — еще в IV—III тысячелетии до н. э. в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога. 
  По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц. 

Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно

5

пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно

дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований: 1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы; 2) свободные мелкие производители — общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом; 3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр. 
  На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами, или некие переходные категории свободных (от мелких землевладельцев к господствующему слою, в частности к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением. 
  Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ их традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что освященные незыблемыми идейно-религиозными установками основы социальной структуры, государственности и права таких крупных изучаемых нами древневосточных обществ, как Древняя Индия и Древний Китай (Древний Египет и Древний Вавилон, как относительно централизованные государства, прекратили свое существование еще до н. э.), пережили века. 
  Общие закономерности развития древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них, связанных как с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, так и с особенностями их социальных и политических институтов, со специфическими чертами их культурно-цивилизационного развития, особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации.

  В Древнем Вавилоне, например, крупное царско-храмовое хозяйство сосуществовало с относительно обособленным общинно-частным хозяйством, основой которого был труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих ренту-налог государству. В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов и лиц, находящихся в той или иной степени зависимости, ряды которых пополнялись за счет свободных земледельцев, потерявших свой общинный участок. Наличие сильного царско-храмового хозяйства с относительно развитым ремеслом, широко ведущего торговые операции с помощью купцов-тамкаров, ослабляло налоговую эксплуатацию общинников-крестьян. 

В Древнем Египте общинно-частный сектор еще во II тысячелетии до н. э.

6

был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско-

храмовым хозяйством. 
  Специфические черты древнеиндийского общества были связаны с жестким сословным делением на четыре варпы (брахманов, кшатриев, вайшиев и щудр), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн индийского общества, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации различных категорий зависимого люда. 
  В Древнем Китае рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты-налога, вначале в форме отработок на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела. 
  В настоящее время, по единодушному мнению всех отечественных синологов, на протяжении длительной истории китайского традиционного общества (со второй половины II тысячелетия до н. э. до второй половины XIX в, н. э.) имел место лишь один коренной качественный перелом в развитии производительных сил и общественного производства — в V—IV вв. до н. э. Этот период сопровождался разрушением общинной земельной собственности, ростом крупного частного землевладения, распространением арендных форм эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-издольщиков, сидящих как на частновладельческих, так и на государственных землях. 
  В последние века до н. э. в Китае завершается в централизованных циньско-ханьских империях ( III в. до н. э. — III в. н. э.) формирование традиционной системы эксплуатации государством податных мелких крестьян-землевладельцев путем взимания ренты-налога, исчисляемого с количества обрабатываемой земли. Эта система сохранилась здесь вплоть до начала XX в. 


7

3. Особенности общественных отношений в древневосточных государствах.

      

  Господствующий   класс   древнеегипетского    общества    составляли

рабовладельческая   знать   и   жречество.   Положение   знатного   человека

определялось тремя  условиями:  древностью  рода,  величиной  землевладения, значением занимаемой должности.

   В конце  Древнего  царства,  воспользовавшись  ослаблением  центральной

власти,   светская   аристократия,   особенно   провинциальная    (номовая),

добивается   почти   полной   независимости.    Благодаря    разного    рода

«защитительным»  (иммунитетным)  грамотам,  испрашиваемым  у  правительства, собственники провинциальных  имений  приобретают  освобождение  от  тягот  и повинностей в пользу государства. Особенно преуспевают в  этом  провинциальные правители-номархи. Наступает распад Древнего царства.

   В период Среднего царства, несмотря на выдающиеся успехи централизации, номовая аристократия сохраняет и  упрочивает  привилегии.  Свои  имения  она называет «отцовскими», то есть наследственными, и, значит, не зависящими  от воли правительства. Наследственными становятся перешедшие от предков  титулы и даже должности (в особенности должность номарха).

   В период Нового царства  положение  светской  аристократии  меняется  к

худшему. Оставаясь господствующим классом, она  должна  была  примириться  с деспотическим господством фараона и  его  правительства,  с  одной  стороны, выдвижением жречества - с другой.  Огромное значение жречества, непосредственное  вмешательство  жрецов  в судебные дела и управление не составляет какой-либо особенности египетской историки. То же  самое  мы  видим  во всех государствах Востока, включая Вавилон и, конечно, Древнюю Индию. И все-таки то  положение,  которое  замкнутое  жреческое  сословие  приобретает  в период Нового  царства,  заслуживает  особого  внимания.  Храмы  и  жрецы  в отдельности  становятся собственниками  огромных   богатств   -   земли   и драгоценностей всякого рода. Жреческое звание  становится  наследственным  в определенных семьях. Назначение на церковные должности  стало  производиться

независимо от правительства.

   Доступ  к  государственным  должностям  не  был  в  принципе  закрытым.

Удачливый чиновник или офицер не раз  делали  блестящую  карьеру,  добиваясь заметного положения, чинов и богатства.

   Автобиография чиновника Метена, жившего 3000  лет  до  н.  э.  (Древнее

царство),   сообщает   о    последовательном    замещении    должностей    и

соответствующем  накоплении  богатств:  первый  писец  пищевых   складов   -начальник этих складов -еще какая-то должность - наконец управитель  Бычьего нома (номарх);  отец  Метена,  провинциальный  судья,  оставил  

8

сыну  только «людей (рабов) и мелкий скот»: «ни земли, ни зерна». В конце  карьеры  Метен уже собственник 200 аур поля «с многочисленными царскими  людьми»,  на  него работавшими, огромного дома, «построенного, снабженного», сада, пруда и пр.

   Карьера чиновника была нелегкой, нелегок был сам путь к знанию – умению писать и считать. И, тем не менее,  многим  она  казалась  пределом  мечтаний. Единственный в своем  роде  документ,  составленный  в  виде  поучения  сыну (Среднее   царство),   с   редкой   откровенностью   указывает   на   выгоды государственной службы (так называемое Поучение Ахтоя). Вот  его  содержание.  «Я  не  видел  кузнеца  посланником  и   ювелира

посланным, но видел кузнеца за работой  у  печи.  Его  пальцы  были  подобны крокодиловой  коже,  он  издавал  запах  хуже,  чем  гнилая   икра.   Каждый ремесленник, работающий  резцом,  утомляется  больше  земледельца.  А  ночью разве он свободен? Он работает больше, чем могут сделать его  руки,  поэтому ночью он зажигает огонь. У земледельца всего одно платье. Его  здоровье  как человека, лежащего подо львом... Ткач в мастерской слабее женщины. Его ноги на желудке, он не вдыхает воздуха. Если он  не  доделает  днем  положенного, его бьют как лотос в болоте».

   В таких же выражениях автор говорит о других  профессиях.  И  заключает

страстным призывом идти  в  школу  и  стать  чиновником  (писцом).  Ибо  все должности имеют над собой начальника, и только чиновник «сам начальник»  над другими. И не говорят писцу: «Поработай на  этого  человека».  Наоборот,  он «сам  будет  посылать  многих»,  и  «нет  писца,  лишенного  пропитания   от достояния царского дома».

   Основная масса сельского населения  Древнего  Египта,  сохраняя  личную

свободу,  жила  в  деревнях,  представлявших  собой  (в  отдельности  или  в

некоторой совокупности) то, что принято называть сельской общиной.

   Существовавшая у всех народов древнего мира, сельская община  возникает вместе с  разложением  рода  и  под  влиянием  этого  процесса.  От родовых порядков  сохраняется  коллективная  собственность   на   землю:   покупать, продавать, обменивать ее возможно только с согласия всех участников общины.

   В отличие от порядков, существовавших в роде,  каждая  принадлежащая  к сельской общине семья владеет особым участком вначале временно, на  условиях более или менее регулярного передела, а затем постоянно.

   В  общем  пользовании  общины   остаются   свободные   земли,   включая

нераспаханную целину,  луга,  леса  и  пр.  Нередко  случается,  что  общины

обрабатывают часть земли сообща, предназначая  полученный  урожай  на  взнос налога, на создание запасов.

   Большая   часть   членов   общины   связана   между   собой   родством,

происхождением от общего предка.  Однако  с  течением  времени  в  ее  среду проникают  и  неродственники,  чужаки.  Некоторые  же  общинники,  напротив, вынуждены покидать ее в поисках заработка.

   Управление   общиной   осуществляется   общим    собранием,    советом,

9

Старейшиной.    По своему характеру  сельская  община  является переходной  формой  от коллективной собственности на землю, коллективного пользования ее плодами  к частной  собственности,  к  индивидуальному  хозяйству.  Однако  в  условиях Древнего Востока сельская община сохранилась  и  после  того,  как  возникло классовое общество. Это объясняется тем, что земледелие здесь было  возможно

только как орошаемое.

   При тогдашних  орудиях  труда  сооружение  и  поддержание  оросительных систем требовали коллективного труда. Коллективным было, как  легко  понять, и пользование каналом, регулирование воды в  нем,  само  распределение  этой воды между отдельными полями и т.  д.  В  этом  главная  причина  того,  что сельская община не погибла, что, мало изменяясь, она сохранялась  в  течение столетий и тысячелетий.

   Зависимость от  данной  системы  ирригации  мешала  богатым  крестьянам разорвать с общиной, хотя многие из  ее  порядков  были  для  этих  крестьян  стеснительными. Они находили выход в том, что прибавляли к своему  исконному наделу  новые  земли,  лежавшие  за  пределами   общинного   орошения   (так называемые высокие поля), устраивая колодцы за собственный счет. Но таких крестьян было мало. Большая же  часть  общинников  беднела  по мере  дробления  хозяйств  между  наследниками  и  по  другим  причинам.   В хозяйствах египетской знати, на храмовых  землях  было  занято  много  таких крестьян,  которые,  потеряв   свои   общинные   наделы,   существовали   на довольствие.  Жили  они   в   принадлежавших   землевладельцу   селениях   и управлялись надсмотрщиками

   Это обычная картина для эпохи Среднего царства.  Упоминания  о  покупке земли разбогатевшими  крестьянами,  чиновной  и  военной  знатью  становятся весьма  многочисленными.  Идет  разорение   сельской   общины,   усиливается неравенство в ее среде.

   В эпоху  Нового  царства  работа  на  чужой  земле,  государственной  и

храмовой  по  преимуществу,  становится  уделом  большей  части  египетского крестьянства. Забота об орошении является делом центрального  правительства. Старой общины уже, по-видимому, нет.

   Работавший на государственной земле крестьянин («царский  человек»)  не

имел  ни  семян,  ни  волов;  и  тем  и  другим  его  снабжало  государство.

Полученный урожай подлежал строгому учету, и большая его часть отбиралась.

   Периодически проводились смотры населения, имевшие целью насильственное причисление людей  к  тому  или  иному  разряду  работников;  большую  часть обязывали к работам на государственных и храмовых землях.

   Система принудительного труда была связана с  системой  насильственного прикрепления людей к определенным профессиям. Платой за труд,  в  том  числе труд ремесленника, служили продовольственные выдачи и выдачи одежды.

10

   Многочисленные изображения на стенах египетских гробниц и  храмов  дают отчетливое представление о характере  и  распространенности  рабства.  Среди рабов фигурируют нефы, выделяющиеся своим внешним видом азиаты,  захваченные во время военных экспедиций, сами египтяне. Вот  они  сгибаются  от  натуги, сидя на веслах или таща на себе грузы, или черпая воду из колодцев.

   Знаменитая пирамида Хеопса (Древнее царство),  выстроенная  для  одного

человека, думавшего,  что  таким  путем  он  может  обеспечить  себе  вечное

существование, стоила жизни сотням тысяч рабов,  не  удостоившихся  простого погребального обряда.

   В период Нового царства,  с  распространением  системы  принудительного труда, различие в положении рабов и свободных тружеников  стало  все  больше стираться. Так  же,  как  и  свободные  крестьяне,  рабы  массами  заняты  в дворцовом  хозяйстве,  выполняя  дневной  урок,  или  наделяются  землей.  В последнем  случае  наблюдается  некоторое  приближение  к  начальным  формам феодализма.

   Рабский труд конкурировал с трудом свободных и вытеснял его  из  многих сфер деятельности, особенно в ирригации. Он занял  господствующее  положение в  некоторых  непроизводительных   отраслях,   например,   в   строительстве усыпальниц, в личном услужении.

   Рабский труд, положение раба, его бесправие, налагая отпечаток  на  все общество, в особенной степени сказались на судьбе  крестьянина-общинника и ремесленника. Их  эволюция  была  эволюцией  от свободного состояния  к  зависимости,  и  весь  ход  этой  эволюции  отмечен сильнейшим влиянием рабовладельческих порядков.

     В  своих   основных   чертах   древневавилонское   общество   подобно

египетскому. Мы находим здесь светскую  и  церковную  знать,  чиновничество, профессиональное воинство,  сельских  общинников,  ремесленников,  купцов  и торговцев, наконец, разные категории рабов.

   При всем том различия между этими обществами весьма существенны. Прежде всего  обращает  на  себя  внимание  разделение  свободных  людей   на   две категории. Одни назывались «сынами мужа» - «авилум»  (или,  в  ином  чтении, «сынами человека»), что должно было подчеркивать их свободное,  полноправное состояние; другие - «мушкенум». Определение того, что это  значит,  остается до сих пор предметом спора. Одни исследователи склонны относить  мушкенум  к разряду  отпущенных  на  волю  рабов,  другие  видят  в  них  особый  разряд неполноправных граждан - «подданных».

   Различия в положении авилум и мушкенум не  совсем  обычны.  Когда  речь идет  о  развитом  частном  хозяйстве  и  частном   рабовладении,   мушкенум выступает как полноправный гражданин, но как только речь идет  о  наказаниях за   обиду,   за   причинение   вреда   или   увечья,   там   в   безусловно привилегированном  положении  оказывается  авилум;  его  защищают  и   более крупный штраф, и более суровое наказание,

11

угрожающие обидчику.

   Гипотеза, которая некоторым образом объясняет это противоречие, состоит в следующем. Авилум - это та часть населения Вавилона, которая  принадлежала к семитам - объединителям Двуречья (амореям); мушкенум же - его  шумерийское население. Известно, что шумеры намного опередили семитов в своем  развитии. Поэтому у них имеется и частное хозяйство,  и  частное  рабовладение.  Но  в политическом  отношении   именно   семиты   могли   обладать   существенными привилегиями.

   Некоторое  основание  указанная  гипотеза  находит  в  истории   других

народов, например, как мы увидим ниже, в  истории  франков  после  покорения ими Галлии. В то же время имеются основания полагать,  что  в  разлагающейся сельской общине амореев (с укоренившимся обычаем продажи  и  купли  земель)  частное хозяйство было делом не менее обычным, чем у мушкенум.

   В советской исторической литературе высказано не менее

серьезное  предположение.  Мушкенум  -  это  те  бывшие  общинники,  которые вынуждены были  сделаться  арендаторами  царских государственных)  земель. Особая защита их имущества вполне  понятна,  ибо  отвечает  непосредственным интересам законодателя. К тому же  эти  люди  не  могли  рассчитывать  на  помощь соседей-общинников.

   Но  почему,  становясь  царским  арендатором,  человек  терял в  своем

«достоинстве»?  Несмотря на необыкновенно  высокие  урожаи,  которые  давала  прекрасно орошенная земля Двуречья, положение крестьянина-общинника  было  тяжелым.  В юридических документах, конца П тысячелетия до  н.  э.  общинники  выступают главным образом  закладывающими  свои  земельные  участки  ростовщикам  (при

денежном займе и натуральном, то есть  продуктами,  зерном);  закладывающими жену и детей, если нет другого имущества; продающими своих детей за  деньги; арендующими чужую  землю  (на  условиях  уплаты  1/3  и  даже  1/2  урожая); продающими земельные участки, сады, скот; нанимающимися на  поденную  работу

и т. д.

   Основную массу рабов составляли иноплеменники,  захваченные  на  войне. Это  главным  образом  мирное  население,  становившееся,  по  обычаям  того времени, полной собственностью захватчика.

   Рабов имели все состоятельные элементы вавилонского  общества,  включая разбогатевших  общинников  и  ремесленников.  Сельские  общины  имели  их  в коллективной собственности. Тысячи рабов были заняты в  царском  и  храмовых хозяйствах.

   О положении рабов рассказывает одна табличка из шумерийского города Уммы (III тыс. до н. э.): из 185 рабынь,  находившихся  на  работах  в  данном хозяйстве, 57 умерли в течение одного месяца. В  течение  следующих  четырех месяцев погибли еще 38.

12

Закон разрешал рабу дворца и рабу-мушкенум иметь семью, а также  дом  и имущество, но убийство чужого раба влекло за собой  простое  возмещение  его стоимости.

   Особую  группу  рабов  составляли  неоплатные  должники  - те   граждане

Вавилона, которые, взяв долг, не смогли выплатить его в положенный срок.  По законам Вавилона, они отдавались кредитору для работы в  его  хозяйстве,  но на срок, не превышающий трех лет.

   Если иметь в виду, что основная масса займовых операций,  ради  которых

бедный человек решался на риск долговой  кабалы,  касалась  небольшой  суммы денег, семян для посева и пр.,  следует  признать  трехлетний  срок  рабства достаточным не только для возмещения убытков, понесенных  кредитором,  но  и для обогащения за счет прибавочного труда должника.

   Долговое  рабство   свойственно   истории   всех   народов   древности.

Происхождение  долгового   рабства   может   быть   объяснено   коллективным характером земельной собственности. Принадлежа всему  данному  роду,  данной общине, земля не могла служить залогом при частных сделках займа. И  то  же, по-видимому,   относится   к   скоту,   к   орудиям   труда.    Единственной действительной ценностью, могущей гарантировать интересы кредитора, был  сам должник, его личность.

   Став ранее всего господином в собственной  семье,  мужчина  приобретает

право продажи детей и жены в рабство.

   Когда отец продавал своих детей в рабство, он продавал их навсегда, без

права истребования. Можно себе представить, сколько трагедий было связано  с этим правом.

   Принцип  временной  долговой  кабалы  был  усвоен   и   древнееврейским

законодательством, находившимся под заметным  влиянием  вавилонского  права. Только здесь -  в  так  называемых  Законах  Моисея  (IX  в.  до  н.  э.)  -установлены шестилетний срок и дополнительное правило: «Но если раб  скажет: я люблю моего господина, мою жену и моих детей (в  случаях,  когда  господин дает рабу жену); я не хочу выйти на волю, то... подведут его  к  створу  или косяку двери, и его господин проколет ему  ухо  шилом,  и  раб  тогда  будет служить вечно».

     Ни  египетская,  ни  вавилонская  история  не  сохранила  сведений  о

правительственных мерах, преследующих общинные  порядки  или  стимулирующих их прекращение. Пример такого рода дает нам история Древнего  Китая  (в  так называемом Циньском царстве). «В середине IV века до  н.  э.  по  инициативе сановника Шан Яна была проведена реформа, в  которой была  узаконена  свободная продажа и покупка земли; мужчинам, живущим в  одном  доме  и  ведущим  общее хозяйство (сыновьям, оставшимся после отца на одном общем  хозяйстве),  было предписано разделиться.

   Той же реформой были  ликвидированы  прежние  территориальные  деления, идущие от первобытнообщинного строя, и повсеместно введено новое  деление  - на уезды.  В  интересах  правительственного  контроля  над  

13

населением  была сохранена  и  упрочена  круговая  порука.  Каждые  пять  крестьянских  семей составляли первоначальную ячейку - пятидворку. Во главе ее  стоял  староста, ответственный перед государством за поведение каждого из своих  людей;  пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» - клан и т.  д.  вплоть  до округов и областей.

   Шан Ян перенес принцип «пятерок»  на  армию,  и  солдаты  были  связаны

круговой порукой, как и  все  остальное  население:  за  провинность  одного

отвечали все пять.

   В китайском уголовном праве окончательно утвердился  принцип  групповой ответственности: наказание было распространено на невиновного.

   Древняя  китайская  история  дает  нам  примеры  грандиозных  по  своим

масштабам крестьянских революционных войн. Одно из них, восстание  209  года до н. э., привело  к  свержению  династии  (Циньской)  и  проведению  важных реформ.  Было  облегчено  положение  крестьян,  осуществлено   освобождение рабов, отменено обращение в рабство целыми семьями, общинам было  возвращено право выбирать себе старост, смягчен уголовный кодекс.

   Торжество крестьян  было,  однако,  недолгим.  Спустя  некоторое  время

правительство, оставшееся в руках  аристократии,  взвалило  на  них  прежнее бремя с помощью подушного, поземельного и ряда других  налогов  -  прямых  и косвенных.

   Новые народные выступления вынуждали правительства  к  новым  реформам. Важнейшей из них является реформа императора Ван Мана (I в. н. э.):  продажа земель была запрещена, все земли были объявлены государственными;  никто  не мог иметь больше определенного количества земли (100 му);  все  безземельные могли получить землю по закону. Одновременно с тем было  запрещено  покупать и продавать рабов.

   Намерения  были,  может  быть,   добрыми,   но   утопическими.   Хотели

предотвратить разорение крестьян, помочь им сохранить  землю.  Но  ни  прежние формы эксплуатации, ни даже закон об обращении в рабство преступника  и  тех семей, которые были связаны  с  ним  круговой  порукой,  не  были  отменены. Крупные землевладельцы саботировали проведение реформы. Правительство же  не могло  (или  не  хотело)  преодолеть  это  сопротивление.  Через  три   года свободная продажа земли и рабов была восстановлена.

   Китайское общество в последние века до нашей эры и в первые века  нашей эры развивалось по пути превращения в общество феодальное: рабы сажались  на землю, крестьяне переходили в разряд  арендаторов  и  зависимых  работников. Крестьянское восстание (так называемое восстание «Красных бровей»)  18  года н. э. вынудило правительство к освобождению части работ и изданию  закона  о запрещении убивать рабов без суда. Рабовладение было подорвано.

   Реформы Шан  Яна  имели  успех.  Разложение  общины  было  неизбежно  и закономерно.  Государство  помогло  этому  процессу.  Реформы  Ван Мана  

14

не удались  и  были   отменены   -   они   были   вынужденными,

противоречили историческому  процессу,  оказались  нежизнеспособными.   Сила   закона   не безгранична. Он не может навязать экономическим и социальным  процессам  то, что противоречит их природе.

   Значительным своеобразием отличается общественный строй Древней  Индии. Своеобразие это связано с существованием особых «сословий» - варн.  Их  было четыре.  Первой  по  важности  и  привилегиям  считалась  варна   жрецов   - брахманов. Ко второй принадлежала вся военная знать. Это - кшатрии. Обе  эти Варны составляли господствующий класс.

   Кшатрии -  это  светская  аристократия.  Из  ее  среды  выходили  цари,

военачальники, сановники.

   Две другие Варны - непривилегированные. Принадлежавшие к третьей  Варне  вайшьи  были  крестьянами,  ремесленниками,  торговцами.   Четвертую   Варну составляли шудры. В их среде  -  обнищавшие,  оставившие  общину  крестьяне, чужаки,  отпущенные  на  волю  рабы.  Шудра  мог  иметь  семью,   его   дети наследовали имущество, путь  к  обогащению  не  был  ему  закрыт  каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен.

   Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином,  он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они врождены для  него».  Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином».  В  глазах  закона  шудра нечестив, общения с ним надо избегать,  его  свидетельство  всегда  вызывает подозрение, его наказывают строже, ему запрещены религиозные обряды.

   Положение раба (даса) немногим отличалось от положения шудры.  Судя  по древнейшему сочинению индийской литературы Артхашастре раб так  же,  как  и шудра, может иметь семью, имущество, право наследования  после  отца,  может требовать освобождения за плату.

   Но как член варны шудра на ступень выше раба. То, что  для  раба  может

быть фактически счастливым  исключением  (семья,  имущество),  для  шудры  - обычное его состояние. Он  может  прибегать  к  суду,  давать  свидетельские показания, его нельзя убить безнаказанно. Шудра  -  полураб,  полусвободный. Эксплуатация его могла осуществляться в формах  скорее  полуфеодальных,  чем рабовладельческих (испольщина, оброк).

   Принадлежность к варне определялась рождением. Переход из одной варны в другую был строго воспрещен.

   Закрепленное  законом  неравенство  было  свойственно  многим   народам

древности, но такого законченного, как в Индии,  не  было,  пожалуй,  нигде.

Оно было наилучшим в тогдашних  исторических  условиях  способом  узаконения классового господства брахманов и кшатриев.

   Происхождение варн не вполне ясно. Весьма вероятно,  что  завоевание  и

пребывание среди  враждебного  народа  способствовали  ранней  специализации двух основных политических «профессий» -жреческой и  военной.  Военачальники и администраторы осуществляли завоевание и

15

порабощение чужого народа,  жрецы наблюдали  за  чистотой  «расы», препятствуя  смешениям  ариев  с  коренным населением. Вайшьи вобрали в себя весь основной  народ  завоевателей,  шудры же образовались из каких-то частей местного населения.

   В первоначальных варках все было проще, чем впоследствии;  браки  между брахманом и шудрянкой не воспрещались, хотя и не поощрялись; брахманы  могли выполнять  работу,  которая  затем  была  признана  позорящей,  -   охранять караваны и пр.

   В  первых  веках  нашей  эры  в  Индии  стали  складываться  феодальные

отношения. В этот период происходит процесс  преобразования  варн  в  касты. Возникшие первоначально внутри непривилегированных варн, они превратились  в замкнутые общественные группы. Объединялись они принадлежностью  к  одной  и той же профессии. Принадлежность эта была пожизненной и переходила к  детям. Произошло  насильственное  прикрепление  людей  к  их  профессиям,  их  роду занятий (касты ремесленников, купцов, домашней  прислуги  и  пр.).  Наименее

привилегированными были касты  пастухов,  гончаров,  ткачей  (они  считались принадлежащими к варне шудр).

   Презираемые профессии (могильщики, поденщики и пр.) стали  участью  так называемых неприкасаемых. Всякий, кто принадлежал к «чистым кастам», не  мог иметь с ними общения.

16

4. Формы правления на Древнем Востоке


4.1. Развитие права в древневосточных обществах.
  Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. В частности, оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов. Вне зависимости от того, мог ли раб иметь семью или владеть в интересах хозяина тем или иным имуществом, на Востоке он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался действующим правом. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Оно в той или иной форме присутствовало во всех древневосточных правовых системах. 
   Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение — это одновременное нарушение нормы религии и морали. 
  Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Ссылки на древних мудрецов, обладающих священным авторитетом, хранителей обычаев, можно найти почти во всех памятниках древневосточного права, в чем сказался его традиционный характер. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом, ориентировались на них. Обычай, наполняемый новым социальным содержанием, санкционированный государством, оставался главным источником права, и тогда, когда появились письменные судебники, брахманские компиляции и пр. 
  Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную практику. С этим связаны их неполнота, неразработанность ряда институтов и норм, их казуистический характер, ибо правовая норма фиксировалась не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая. В правовых системах, которые формировались в медленно эволюционирующих древневосточных обществах, нашли отражение нормы старого родового строя, например, предусматривающие коллективную ответственность членов семьи или даже всех членов соседской общины за проступки, совершенные одним из них, кровную месть, самосуд, талион. На примере таких универсальных обычаев, как кровная месть и талион, в которых нашел отражение принцип равного воздаяния родового строя (око за око, зуб за зуб), по памятникам древневосточного права можно проследить, как эти старые обычаи наполнялись новым содержанием. Появление имущественных, сословных, профессиональных и других различий привело к прямому извращению в

17

нормах древневосточного права идеи первобытнообщинного строя о равном воздаянии. Эти кормы стали исходить из того, что цена крови знатного, богатого выше цены крови бедного, незнатного. 
  Общие традиционные черты древневосточного права определялись в значительной мере длительным существованием в странах Древнего Востока таких социальных форм, как община, большая патриархальная семья. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр.
   В древневосточном праве нельзя обнаружить представления об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или религиозной концепцией мироздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.

  Говоря об общих элементах правовых систем стран Древнего Востока, нельзя не видеть и специфических черт их правовых принципов, институтов и норм, связанных с особенностями духовной культуры, религии, той или иной системы ценностей. 
  Так, в Древнем Египте, стране "поголовного рабства", в условиях засилья административно-командного царского аппарата, с его гипертрофированными контрольно-регулирующими функциями, не было создано условий даже для общих представлений о правоспособности, правовом статусе личности. 
  В древнем конфуцианском Китае и религия, и право изначально отвергали идею равенства людей, исходили из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальной иерархии. Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, но и частного права как такового. Китайское традиционное право — это, прежде всего, уголовное право, включающее нормы брачно-семейного, гражданского права, нарушение которых влекло за собой уголовное наказание. 
  В отличие от Китая, где теология как таковая не играла существенной роли (конфуцианство лишь условно можно назвать религией, это скорее этико-политическое учение), индийская цивилизация имеет ярко выраженный религиозный характер. Все стороны жизни в древнеиндийском обществе регулировались строжайше разработанными этико-кастовыми нормами, традиционными правилами поведения, различными для разных социальных групп и ашрам (стадия жизни человека), выполнение которых приносило

18

религиозную заслугу, нарушение же вело к религиозной и социальной деградации. В древнеиндийском обществе особую ценность в связи с этим имел ученый брахман, выполняющий функции воспитания людей в духе неукоснительного следования дхарме, правилам поведения религиозного индуса, кастовым нормам и ритуалу. Этим во многом объясняется как специфика источников права в Древней Индии, среди которых особое место занимали брахманские поучительные произведения — дхармашастры, так и другие особенности традиционного права индусов, пережившего века. 


4.2. Концепция "восточной деспотии". 
  Еще от "отца истории" Геродота (V в. до н. э.), который писал о египетских царях-деспотах, насильственно закрывающих храмы и заставляющих весь народ возводить колоссальные усыпальницы для них, берет начало концепция "восточной деспотии". Утверждение, что и древним, и средневековым обществам Востока органически присуща одна деспотическая форма государства, прочно держалось на протяжении XVIII—XX вв., вплоть до последнего времени. Понятие "восточная деспотия" характеризовалось рядом признаков. Это — монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступают его единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции. 
Формализованное понятие "восточная деспотия", обладающее вышеперечисленными признаками, с определенными основаниями можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта. В Китае, например, император обожествлялся, существовал особый культ императора — "сына неба". Высшая законодательная власть была одним из важных признаков его широких полномочий. Рано сложился здесь и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем, Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль центральных властей. Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными городскими общинами и пр. 
  Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах — Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточной деспотии". 
                                                            19

  Правители Древней Индии, например, не располагали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном, относительно централизованном государстве Маурьев (IV—II вв. до н. э.) большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе — раджа-сабха и совет сановников — мантрипаришад. Одной из наиболее ярких особенностей империи Маурьев было включение в нее полуавтономных республиканских государственных образований — ган и сангх. 
   Но в Индии, в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство — исключением. В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам-оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь, как и в Индии, почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин. Органы общинного самоуправления несли главную тяжесть забот о благосостоянии общины, о своевременной выплате ренты-налога в казну и об организации общественных работ. 
   Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю. 
Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств следует различать понятие "восточная деспотия" в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах. 
   Выступая как и всякое другое государство орудием социально-классового господства, древневосточное монархическое государство было призвано вместе с тем выполнять функции, связанные с координацией разрозненного общинного производства, с обеспечением насущных условий его развития. При отсутствии или слабом развитии рыночных отношений государство с его административно-командным аппаратом выполняло особые контрольно-регулирующие функции, что и обеспечивало исключительное место и значение управляющей верхушки в восточном обществе, 
   Но не меньшее значение имела деятельность властных структур. государства по поддержанию религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации, укрепления религиозной идеологии в древневосточных обществах также определялось в значительной мере слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства, Религиозная идеология,

20

играющая важную роль в поддержании единства того или иного восточного общества, строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место "связующему единству" — правителю.  Так, например, еще в древнем царстве (III тысячелетие до н. э.) египетским фараонам стал присваиваться священный титул ''сына бога Солнца'', вырабатывается особо торжественный ритуал их погребения. Как символ величия фараонов строились знаменитые пирамиды, которые подавляли воображение людей, внушали им священный страх и почтение перед троном. В Древнем Египте значительный сектор хозяйственной деятельности государственных чиновников, жрецов был так или иначе связан с заупокойной службой вокруг гробниц фараонов. "Ты Ра (бог Солнца), твой образ — его образ, ты небожитель" говорилось о юном Тутанхамоне в одном из древних египетских папирусов. Египетский царь — хранитель жизни на земле, без неге невозможна жизнь и в загробном мире. Отдавая силы на возведение величественных гробниц фараонов, египтяне заботились и о собственном посмертном существовании. 
   Особое значение имела идеологическая функция в деспотическом Китае, Здесь государство на протяжении веков формировало унифицированное мировоззрение, прославляя правителя-деспота, поддерживало миф о божественном происхождении императора — "сына неба". 
  И в Древней Индии, и в Древнем Вавилоне, несмотря на их исторические особенности, цари также неизменно возвеличивались. Их имена ставились рядом с именами богов. В Вавилоне царь предстает человеком, который, однако, в силу своей избранности богами наделен божественной царственностью, возвышающей его над людьми.
   В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти — царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных. Например, конфуцианство — господствующая идеология Древнего Китая — прямо переносило строй большой патриархальной семьи на все китайское общество, во главе которого стоял император. 
Индусская политико-религиозная концепция богоугодного царя (девараджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей — охрана подданных. "Все, что ни делает царь, — правильно. Таков признанный закон", — написано в Нараде, одном из религиозно-правовых трактатов Древней Индии. "Ведь ему вверена дхарма мира, а он охраняет его, основываясь на могуществе и милости ко всем живущим". Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он, опекун всех малолетних и вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важной функцией

21

царей, согласно древнему политическому трактату Индии — Артхашастре, была организация общественных работ, строительство ирригационных сооружений. 
   Эти представления о благих деяниях правителей должны были поддерживаться их общесоциально-значимой деятельностью, которая была особенно присуща, например, Древнему Вавилону (это и практика царских приказов "мишарум", освобождающих бедняков от долгов, и нормы права, ограничивающие долговое рабство трехгодичным сроком, и установленные проценты ростовщического займа и пр.). Характерно также, что усиление деспотических черт древневосточного государства происходит часто в процессе борьбы не с народом, а со знатью, с аристократическими и жреческими кругами, сепаратизмом. Усиление властных полномочий восточных правителей часто сопровождалось не столько произволом, сколько активным правотворчеством, созданием писаных правовых судебников, кодексов (Судебник Хаммурапи в XVIII в. до н. э. в Вавилоне и др.). 
  Стремление к поддержанию правопорядка было свойственно восточным монархиям, как правило, в периоды их расцвета и подъема. 


22

5. Особенности форм государства Древнего Востока.

    Во все периоды истории Древнего Египта его главой был  царь,  которого

мы вслед за древними греками называем фараоном.

   Египтяне предпочитали не  называть  ни  имени  фараона,  ни  даже  его

титула. Они говорили: «во дворце решили», «во дворце сказали» и т. д.

   Религия,  которая  была  в  Древнем  Египте  государственной,  то  есть

общеобязательной, причисляла его к богам. Как глава культа, как  «сын  бога» фараон считался посредником между землей и небесами: жрецы  отправляли  свои обязанности по его поручению.

   «Божественное происхождение» давало фараону право на особый ритуал -  и здесь, вероятно, начало всех прочих исторических церемоний.

   Наследование  престола  осуществлялось  в  пределах  одной  и  той   же

царствовавшей  фамилии  (от  отца  к   старшему   сыну).   Вполне   законным

(легитимным) считался только тот фараон, который  родился  от  брака   между принцем и принцессой царствующего дома.

   Брак с единоутробной сестрой был в Древнем Египте  обыкновенным  делом. Царицы были почти всегда родными сестрами своих мужей.

   Власть фараона была в принципе неограниченной. Осуществлялась она через чиновников.

   Центральное  управление  возглавлялось  сановником,  которого   принято

называть (по-арабски) «визирем» (древнеегипетское наименование  -  «джати»). Один из визирей Древнего царства так перечисляет свои обязанности:  издавать законы, повышать в чинах,  устанавливать  пограничные  знаки  (размежевывать владения), творить суд и  осуществлять  высшие  полицейские  функции.  Особо упоминается о том, что визирь являлся  также  председателем  шести  судебных палат.

   Степень  централизации   власти   огромна.   Визирю   докладывают   все

начальники, он должен знать обо всем,  что  «имеет  доступ  во  дворец»,  об

открытии и закрытии в урочное  время  запоров,  о  состоянии  крепостей;  он

отводит  земельные  участки;  он  посылает  окружных  чиновников  «проводить обнесенные плотинами каналы по всей стране»; у него хранятся  завещания,  он рассматривает жалобы на беззакония; он должен  знать  о  каждом  аресте;  он ведает внесением быков в податные списки и т. д.

   Помимо визиря источники называют в  качестве  одного  из  самых  важных сановников государства главного казначея («заведующего всем, что дает  небо, земля и воздух»). Затем идет «начальник работ», обязанностью  которого  было наблюдение за оросительной системой. В одном ряду  с  ними  стоит  сановник, управляющий «домом оружия» (комплектование и снабжение армии).

   Египетская история знакомит нас с  целым  рядом  исконных  форм  всякой

бюрократии: иерархия чиновников и порядок прохождения  службы,  внеочередные прохождения   ступеней,   присвоение   званий   и   титулов,   связанное   с награждениями землей и крестьянами, приемы и  доклады,  

23

специальные  одеяния (форма), цепи на шее (знак отличия) и т. д. - с трудом

верится, что все  это имело место много тысяч лет тому назад.

   В практику управления рано вошли всякого рода советы и совещания (вроде военного совета), объезды областей (в том числе царские  объезды),  переписи населения,  податные  списки.   Особые   инструкции   предписывали   правила обращения   с   секретными   документами,   правила   приложения    печатей, устанавливали  ответственность   за   разглашение   государственной   тайны, определяли сроки прохождения жалоб.

   Аппарат подавления состоял из армии  и  полиции.  Основное  ядро  армии

составляли со времени Древнего царства профессиональные части.  Для  военных экспедиций за пределами страны  продолжают  набирать  ополченцев.  В  период Нового царства почти вся  армия  становится  профессиональной,  ее  отборные войска комплектуются из иностранцев.

   Древний Египет был  страной  весьма  развитого  полицейского  аппарата.

Египетские  правители  заметили  всю  недостаточность  одной  полиции.  Были созданы полиции явная и тайная,  пограничная  стража,  специальные  охранные отряды, поставленные наблюдать за  безопасностью  каналов  и  других  важных сооружений,   наконец,   служба   охраны   фараона   и   высших   сановников (телохранители).

   Судебное устройство в Древнем Египте не совсем ясно. В период  Древнего царства суд не был еще отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем  или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчиненных ему людей. Высший  суд находился в ведении специального учреждения - шести  палат,  главой  которых был визирь. Все судебные дела решались здесь коллегиально.

   Местное управление было сосредоточено в руках номарха и его чиновников. Положение номов было в разное время различным. В иные  периоды,  например  в период Среднего царства, каждый из  них  был  государством  в  миниатюре  во главе с номархом, сосредоточившим в своих руках административную и  судебную власти, а также высшее руководство делами местного культа. Каждый  ном  имел своего особого бога-покровителя,  свое  провинциальное  чиновничество,  свои

публичные работы, подати, войско.

    Установление монархического строя в Древнем Шумере произошло не  ранее середины III тысячелетия до  н.  э.  До  этого  времени  шумерийские  города представляли  собой,  по-видимому,  своеобразные  республики  с  выборным  и подотчетным собранию граждан вождем.

   Когда семиты начали свое проникновение на юг Двуречья и знаменитый царь Саргон (3000 г. до н.  э.)  -  основатель  аккадской  династии  -  во  главе

отборной дружины (5400 воинов) отправился  на  завоевание  богатого  Шумера, наступил  новый  период  в  многовековой  истории  этого  района  -   период гегемонии    семитов.    Шумерийские    города,     ослабленные     распрями аристократических клик и междоусобными  войнами,  сделались  легкой  добычей завоевателя, впервые в истории человечества

24

провозгласившего идею  всемирной монархии и сумевшего осуществить ее на огромном  пространстве  земель  -  от Средиземного моря до Персидского залива.

   Семитические цари Аккада (Шумера  и  Аккада,  как  они  себя  называли)

считались богами и избранниками богов.

   Особенного  расцвета  государство  семитов  (амореев)   достигает   при

знаменитом Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Из своей  великой  столицы  -

Вавилона он управлял колоссальной по тем временам империей - от  Персидского залива на юге до далекой Ниневии на севере.

   Царствование   Хаммурапи   было   ознаменовано    успешными    войнами,

великолепными сооружениями, кодексом законов. Власть  Хаммурапи  в  принципе была неограниченной. Он называет  себя,  по  обычаю,  «царем  четырех  стран света». Чиновники и судьи  действуют  по  его  поручению  и  от  его  имени. Старший из них носит шумерийское название  «нубанды»,  что  значит  «меньший человек».

   Управителями городов и районов страны  царь  Вавилона  назначает  своих

сановников, наделяя их административными и судебными функциями.

   По крайней мере, три города - Вавилон, Ниппур и Сиппар имели во времена Хаммурапи автономию и привилегии.  Царь  и  его  чиновники  не  имели  права ареста, постоя и  принудительных  работ  в  этих  городах.  Одна  из  жалоб, написанных жителями Вавилона,  настаивает  на  праве  «двадцаток»,  каких-то обществ,  свободно  собираться  и   передвигаться;   в   ней   говорится   о неприкосновенности собственности граждан и о том,  что  никакая  женщина  не  может быть здесь обращена в рабство.

   Собрания  именитых  людей  в  городах  во   главе   с   избранным   ими

градоначальником рассматривали дела по управлению и судебные споры.

   Особой заботой правительства окружена армия. Старой дружины  уже  давно нет. Профессиональные воины наделяются  землей,  которая  является  для  них платой за службу.

   Управляемый  царем  и  огромной  массой  иерархически   организованного чиновничества,  Древний  Китай  являет  собой  типичный   пример   восточной деспотии. Со времени известного императора Циньской династии Цинь  Ши-хуанди (III в. до н. э.) Китай был разделен на области и уезды,  во  главе  которых были  поставлены  два  чиновника  -  гражданский  и   военный   губернаторы.

  Вмешательство   центрального   правительства   в   дела   управления   стало повсеместным;   его   инспекторы,   наезжая   из   центра,    контролировали деятельность  властей.  Казначейство  выпускало   единую   монету   (впервые металлическую).  Налоговое  обложение  и   налоговая   политика   отличаются необыкновенной разработанностью.

   В следующий период, при правителях Ханьской династии (II в. до н. э.  -

II  в.  н.  э.)  в  государственную  практику  вводится  продажа  должностей

(задолго до того, как до этого додумались европейские феодальные монархи)  и продержавшаяся в течение многих веков  система  замещения  должностей  

25

после сдачи экзамена. Обе эти меры облегчали  купцам,  ростовщикам,  разбогатевшим ремесленникам возможность проникновения в государственный  аппарат  в  ущерб старой знати (в которой сильная центральная власть видела в  некотором  роде оппозицию) и навсегда закрывали доступ к управлению людям из народа.

    Войдя в пределы северо-западной Индии, воины  Александра  Македонского (IV в. до н. э.) были немало удивлены, увидев здесь ожившие  предания  своей родины: общинную собственность  за  землю  и  равенство  в  пользовании  ею, обособленность городов-полисов, свойственный им дух  независимости.  Северо-запад Индии  предстал  перед  завоевателями  страной  племен,  управлявшихся вождями-раджами. Племена эти объединялись в союзы,  которые  греки  называли царствами.

   Завоевания  Александра  Македонского  ускорили  объединение   индийских княжеств. В конце IV века до н. э.  из  них  создается  государство  Маурья, глава которого, известный Чадрагупта, стал основателем династии.

   Империю  Маурьев  рассматривают  обычно  как  государство,   обладающее типичными чертами восточной деспотии. В последнее  время  эта  точка  зрения встречает возражения. Некоторые исследователи  склонны  считать  государство Маурьев ранней рабовладельческой монархией с  еще  значительными  элементами первобытнообщинной демократии.

   Артхашастра указывает не столько на права, сколько на обязанности царя:

следить за отчетами о доходах и расходах,  наблюдать  за  делами  населения,

давать письменные указания  собранию  своих  советников,  устраивать  смотры армии, получать секретную информацию от шпионов и т. д.

   В законодательстве и  суде  помимо  светских  чиновников  большую  роль

играли брахманы. Получившие широкую известность древнеиндийские Законы  Ману (принадлежащие уже другой эпохе) были составлены одной из брахманских школ.

   Замещение всех высших  должностей  было  привилегией  небольшой  группы аристократических семей, что, конечно, немало ограничивало  царскую  власть. Многочисленные чиновники страны были разбиты  на  две  главные  категории  - столичных и  провинциальных  чиновников,  все  они  строго  специализированы (одни надзирают за промышленностью, другие  -  за  иностранцами  и  т.  д.). Местное управление строится на основе десятичной системы, в  основе  которой Местное управление строится на основе десятичной системы, в  основе  которой лежит объединение семей (селений) в десятки, двадцатки, сотни, тысячи.

   Армия  была  профессиональной  и  в  мирное  время  распределялась   по

гарнизонам.

26

6. Заключение. 

  Начиная с IV—III тысячелетий до н.э. «история превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы». В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений резко повысилась производительность сельского хозяйства.  Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий.  Образовалось государство. Была создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству. Появились города.
  Древние цивилизации, зародившиеся на заре истории человечества, некоторые ученые называют первичными. Это название подчеркивает, что они выросли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних по происхождению цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традиция, плодами которой можно было воспользоваться. Напротив, древние цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность. Но полностью эта первобытность не исчезла, в большей или меньшей степени оставаясь и в сознании людей, и в жизни общества. В этом заключается одна из важнейших особенностей цивилизаций древнего мира. 
  Географическая зона, в пределах которой возникли очаги древних цивилизаций, по сравнению с остальной площадью мировой суши кажется островком среди бескрайнего моря народов, стоявших на ступени дикости или только приближавшихся к порогу цивилизации. 
  Становление ранней государственности на Древнем Востоке проходило в целом по единому историческому пути: итогом его было формирование практически у всех народов неограниченной единоличной власти в централизованно управляемом государстве. С этой властью в сообществе были связаны все или почти все политические отношения, эта власть доминировала в религиозной и культурной сфере. Характерные черты общего исторического процесса становления государственности на Востоке определили особенности ранней древневосточной монархии, или, как ее нередко характеризуют, древневосточной деспотии. 
  В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом

общий путь — от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей. 

27

 Список использованной литературы


1. Волков, Законы вавилонского царя Хаммураби., М. 1914 г. 
2. Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра. М., Былина, 1997. 
3. Геродот, История, В 9 книгах, пер. с греческого Ф.Г. Мищенко, изд.2-е исправленное и дополненное, т.1-2, М. 1888. 
4. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1998. - 480 с. 
5. Кузнецов, Древний Китай, М. 1997. 
6. Никольский, Построение истории Древнего Востока, «Вестник древней истории», 1988, N4. 
7. Струве, Хеттское общество как тип военного рабовладельческого общества, «Известия ГАИМК», вып.97, М.-Л. 1934. 
8. Сырых В. М. Теория государства и права. Учебник. – М.: Былина, 1997. .
9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З. М. Черниловского. – М: Фирма Гардарика, 1996. 
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., Юристъ, 1996, 576 с. 
10. Чернышев, Древний Египет, М.-Л. 1996. 
11. Никольский, Построение истории Древнего Востока, «Вестник древней истории», 1988, N4. 
12. История Древнего Востока: Учебник/А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев и др. Под ред. В. И. Кузищина. – 3-е издание.

28




1. виновны чаще icero постоянные ошибки всадника илиюновода- прыжки резкие повороты на передних ногах резк
2. Экология жилья
3. Copyright Аркадий и Борис Стругацкие по изданию- А.
4. Политический имидж как актуальный предмет исследования
5. МЕХАНИКА Регрессионный анализ для случая одной независимой величины Л 4 4.html
6. Тема 2 Проектирование организационных систем Проектируя банк нужно изучить как аналогичный банк достиг
7. Контрольная работа- Договор хранения
8. Смерть в любви Дэн Симмонс ДВУЛИКИЙ ДЕМОН МАРА
9.  Регулярная армия и флот были созданы Петром I в начале XVIII в
10.  ФИРМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АГЕНТ Следующим после домохозяйства важнейшим экономическим агентом является пр
11. тематических методов анализа экспертных оценок.
12. х років XX ст. внаслідок поглиблення загальної економічної політичної соціальної і духовної кризи навіть у
13. та и требует правильного оформления полного раскрытия в фин
14. Специфика педагогической деятельности
15. Тема роботи- Методика визначення кількості грошей необхідних в обігу Мета роботи- закріпити теоретичні
16. заданием на выполнение проекта Тасис EDRUS 9602
17. Лекция 5 ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
18. Документирование программного обеспечения1
19. Г от- Ф
20. Анализ рынка ириса в России и г Кирове