Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Алекса́ндр Алекса́ндрович Зино́вьев (29 октября 1922 года 10 мая 2006 года) советский и российский логик, социолог и социальный философ; писатель.
В последние годы жизни в СССР и в эмиграции А. Зиновьев считался «известным советским диссидентом». Сам Зиновьев после ре-эмиграции в Россию утверждал, что «не был никаким диссидентом» Член КПСС в 19531976 годах.
В последние годы жизни критик глобального капитализма.
Биография
Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Аполлинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже столичной школе Александр выделялся большими способностями.
В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории. О его тайных выступлениях, критикующих советский режим, донесли, за что он был исключён из МИФЛИ, затем арестован и подвергнут психиатрической экспертизе[источник?]. Перед повторным арестом он сбежал, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, избавившись таким образом от преследований[источник не указан 918 дней]
Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал истребительную специальность. Школу окончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как лётчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в звании капитана.
Теоретическая социология
Зиновьев называл свою теорию «логической социологией", которую он разработал на основе собственных исследований в области логики и методологии науки.[8] Социологическую теорию Зиновьева можно разделить на общую и частную. Общая относится ко всему миру, частная теория к советскому коммунизму.[9]
Главным методом социального познания следует считать наблюдение. Эксперимент и моделирование в социальной реальности по понятной причине могут быть только мысленными, но они, как и другие общенаучные методы познания, станут эффективны лишь в том случае, если будут применены к достоверным данным. [10]
Центральным в социологии Зиновьева является введенное им понятие законов социальности - законов экзистенциального эгоизма, которые отличаются от законов зоологического индивидуализма тем, что они в силу способности людей к познанию мира и рациональной организации своей деятельности обнаруживаются с большей изощренностью и неотвратимостью. Они определяют функционирование больших масс людей, и этим законам следуют социальные субъекты - индивиды в социальных объединениях. Одним из основополагающих законов является размежевание социального объединения на тех, кто командует и тех, кто подчиняется, и распределение благ соответственно месту субъекта во властной иерархии. Законы социальности заставляют индивида действовать, исходя из его собственной социальной позиции, чтобы сохранить ее, по возможности укрепить и занять более высокую позицию. Их не следует путать с нормами морали, права и другими сознательно задаваемыми регулятивами поведения. Последние выработаны людьми как средства защиты от самих законов социальности, то есть от самих себя. Эффективность этой защиты является относительной, ибо она может лишь нейтрализовать следствия законов социальности, но не отменить их действие.
Предшественниками концепции социальности можно считать Макиавелли с его анализом искусства государственного правления, Гоббса с гипотезой о естественном состоянии войны всех против всех и Мандевиля с идеей о том, что общее благо складывается из частных зол.[11]
Зиновьев выделяет три основных аспекта в социальных объединениях, характеризующих отношения, складывающиеся между социальными субъектами: деловой, коммунальный и идеологический (менталитетный). Они характеризуют отношения, складывающиеся между социальными субъектами в зависимости от их деловой эффективности, места в иерархической социальной структуре и ментальных представлений. Деловой аспект охватывает действия людей и и формы их организации, направленные на обеспечение средств существования, создание материальной культуры. Коммунальный аспект включает все поступки людей, связанные с самим фактом наличия большого количества индивидов, вне зависимости от их интересов. Менталитетный аспект охватывает сферу сознания (психики, менталитета) человека. Конкретные общества отличаются друг от друга тем, какое из этих фундаментальных отношений человеческого общежития становится доминирующим и разворачивается в специальные закономерности, придающие ему своеобразный облик.
Капиталистические общества сложились на преимущественной основе деловых (товарных) отношений и стали обществами экономическими. Общество советского типа выросло с преимущественной опорой на коммунальные отношения, превратившиеся в этом случае из общесоциальных законов в специальные закономерности функционирования коммунистического общества. Поэтому ключевым для понимания реального коммунизма является анализ отношений между людьми в трудовом коллективе и отношений между коллективами в обществе. Советское общество и есть реальный коммунизм, и никакого другого коммунизма быть не может.[12]
В обобщающей фундаментальной монографии Зиновьева "На пути к сверхобществу" (2000) подробно рассмотрены методологические и логические основы его социологической концепции, сформулирован категориальный аппарат, позволяющий охватить ход истории в целом, обобщенно суммируются, уточняются и развиваются частные случаи его теории: теория реального коммунизма, теория западнизма, как современные тенденции развития человечества.[13]
В данном исследовании и других поздних работах Зиновьев вводит понятие человейника для характеристики человеческих объединений. Человейники обладают следующими свойствами: действуют как целое, имея сложное внутреннее строение с разделением функций, достаточно долговечны, занимают определенную территорию, автономны во внутренней жизни и обладают внешней и внутренней идентификацией. Человейник в процессе эволюции проходит три стадии: предобщество, общество и сверхобщество. Переход от общества к сверхобществу является основной тенденцией развития человейника в ХХ веке. Это переход протекал в двух эволюционных линиях, сложившихся в рамках западноевропейской цивилизации и боровшихся друг с другом за роль лидеров мирового эволюционного процесса. Одна линия была представлена человейниками коммунистического типа и наиболее цельно воплотилась в Советском Союзе, ее особенность состояла в опоре на коммунальный аспект жизнедеятельности. Вторая линия, именуемая западнистской, воплотилась в наиболее «чистом» виде в США, Западной Европе, в ней преимущественно развит деловой аспект жизнедеятельности человейника. В этой борьбе победила вторая линия. Сверхообщество складывается после Второй мировой войны, и на этой стадии формируется единый, глобальный человейник, при котором исчезают ранее существовавшие разнообразные общества, а господство сверхобщества устанавливается как господство Запада.[14]
По мнению социолога А. Фурсова, работы Зиновьева находятся в рамках "новой социальной истории" ‑ направления в мировых социально-исторических исследованиях, которое оформилось в 1970-х годах и представляет собой принципиально новый дискурс, противостоящий как либеральному, так и марксистскому. Тем самым Зиновьев, идя своим путем, часто оказывался в авангарде мировой теоретической мысли в области социальных наук, которая с начала XX в. пыталась разрешить проблему: возможно ли социальное знание, преодолевающее ограниченность взглядов как господствующих («идеология»), так и угнетенных («утопия») групп (Карл Мангейм). «Система Зиновьева» представляет, по мнению Фурсова, более многообещающую программу выхода за рамки когнитивных ограничений взгляда на реальность, чем "социология познания" Мангейма.