У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

биологическое На развитие человека большее влияние оказывает социальное окружение чем биологические з

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Блинников В.А.

Теоретические положения

В общем, я придерживаюсь понимания личности в ключе экзистенциальной психологии. Основными постулатами моей теории являются :

  1.  Существование предшествует сущности. Личностью становятся
  2.  Деятельность является основным актом человека в мире.
  3.  Человек несет ответственность за то, что он делает.
  4.  Человек по большей части действует сознательно.
  5.  Существуют бессознательные процессы и их влияние через защитные механизмы личности.
  6.  Человек – существо социо-биологическое.
  7.  На развитие человека большее влияние оказывает социальное окружение, чем биологические задатки
  8.  Человек стремится к социализации и это имманентное свойство.
  9.  Личность – системное образование со сложной детерминацией.
  10.  Личность – это определенный уровень развития.

При создании теории использовались идеи Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.А.Леонтьева, Г.Олпорта, С.Кьеркегора, Ж.П.Сартра, В.Франкла, М.Хайдеггера, К.Роджерса.

Общее понимание личности

В моем понимании личность – это некий самый верхний уровень развития человека. Происходит как бы движение из биологически обусловленного индивида  к индивидуализированной сознательной картине мира, т.е. личности. Личностью не рождаются, личностью становятся.  Основными процессами формирования  личности является социализация  (как усвоение знаков общества и включенность человека в него), коммуникация и саморазвитие (как обучение и научение).

Под социализацией я понимаю взгляд схожий  с культурно-исторической концепцией Л.С.Выготского, где основными процессами развития человека и сознания являются интериоризация, как наблюдение за внешними процессами  и перенесение их образов во внутренний мир, и экстерироизация, как реализация внутренних образцов процессов во внешнем мире . Посредством инетриоризации происходит усвоение знаков общества – слов, действий, законов и т.п.  По мере развития индивида количество, сложность и взаимосвязанность усваиваемых знаков возрастает вплоть до определенного общепринятого уровня, т.е. уровня среднестатистического человека в обществе. Происходит как бы рост индивида до определенного уровня, количества усвоенных знаков общества, после которого он становится полноправным его членов. Для моего понимания личности подобный уровень является просто базовым, только по достижении  которого мы уже можем говорить о наличии\отсутствии личности в индивиде. Чтобы начать становиться личностью нужно сначала усвоить минимальный уровень общественных знаков. Это как, например, чтобы поступить в ВУЗ нужно закончить школу. Если ты не закончил школу, то нет смысла говорить о наличии\отсутствии у тебя высшего образования.  Так же и в моем понимании – если ты не усвоил некую общепринятую норму социальных знаков, позволяющую тебе полноправно и полноценно находиться и взаимодействовать в обществе, то имеет смысл дальше говорить о развитости личности.  Отсюда постулат – личность может зародиться только на основе уже социализированного индивида.

Тут стоит внести некоторое дополнение – под социализированностью я понимаю не включенность или невключенность  в общественные отношения, а скорее возможность, потенциальность этой включенности. Например, если человек предпочитает общаться не более чем с 4 людьми, то мы можем назвать его социализированным, при условии, что при необходимости он может «выйти» в общество и нормально там функционировать – т.е. он будет понимать ,что происходит и что ему говорят другие. Другими словами степень социализации человека – это количество усвоенных им знаков общества.    

Под коммуникацией понимается умение человека взаимодействовать с обществом, в частности с другими людьми  – т.е. обмениваться информацией, договариваться и т.п. Для социализации индивида необходимо, чтобы знаки усваивались каким-то образом. Процесс интериоризации и экстериоризации как раз и являются основными и базовыми видами коммуникации. Нельзя же усвоить знаки общества не взаимодействуя с этими знаками. Наблюдение (в случае интериоризации) и деятельность (в случае эктериоризации) являются инструментами взаимодействия со знаками общества.

Тут дополнение будет понимание места мышления в структуре личности. В моем понимании мышление занимает промежуточную позицию между наблюдением и деятельностью. Схематично это выглядит так  Н-М-Д.  Мышление выполняет функцию обработки поступающей информации от наблюдения и направление деятельности. Мышление отлично от деятельности, ибо у деятельности есть цели, мотивы и т.п., у мышления же этого первично нет. Мышление зачастую просто направленно в какую-то сторону, но само мышление как бы не знает к чему именно, оно не знает своего результата. Мышление это процесс, а не деятельность, так как у него нету контретного  предмета, а есть просто некая интенция.   Да и мышление, направленное на поиск мотива, само не знает, чем мотивирован мышление о мотиве. Это остается как бы вне мышления, именно потому что оно есть некий поток. Поток не может же знать где его начало и причина, это как бы скрыто за некой ширмой. В данном случае подобной ширмой будет бессознательное, а все остальные моменты, до которых может дотянуться поток мышления о себе и будет называться сознанием.

По идее, мышление я отношу к сфере саморазвития, ибо это не социализация и не коммуникация.  В ходе развития человека, посредством обучения общественным знакам, таким как формальная логика, математика и т.п. , мышление усложняется и тем самым развивается.  Есть опять же 2 этапа мышления, два качественно разных вида или типа мышления. Первый тип – мышление понимающее, служит для понимания и сличения потоков информации между наблюдением и деятельностью. Его основная задача – понять, установить взаимосвязь. Второй тип – мышление создающее. Это уже качественно иной тип, ибо в данном случае подключаются совершенно иные процессы, причем, не просто подключаются, а как бы создаются. Согласитесь, творческое мышление не выводимо из понимающей функции мышления, оно как бы просто «раз», и возникает на определенном уровне развития мышления. Наличие создающего типа мышления как раз и является одним из ключевых показателей развитости личности.

Под  саморазвитием я понимаю двоякий процесс. Вначале саморазвитие представляет собой обучение в обыденном понимании – т.е. усвоение общественных знаков. Далее же, по достижении уровня среднестатистического человека по усвоенности социальных знаков, саморазвитие представляет собой уже не усвоение некоего стандарта знаний, а выработку новых, собственных знаков.   Человеку как бы предоставляется выбор – остаться удовлетворенным стандартным уровнем знаний, который позволяет ему полноценно функционировать в обществе, или же начать создавать что-то свое, что-то особенное, что-то новое, что будет его отделять от остальных и тем самым утверждать.  Саморазвитие в основном реализуется создающим мышлением.

Развитие личности

В развитии личности я выделяю 2 основных этапа  - период социализации и период становления личности. Этапы в основном отличаются тем, что в первом случае происходит усвоение знаков общества, а во втором – их выработка.

  1.  Этап социализации  - основная характеристика развитости на этом этапе – степень усвоенности и понимания знаков определенной широты.
  2.  Социализация в семейном кругу – происходит усвоение первичных социальных знаков – слова, жесты, простые эмоции, ходьба. Человек на данной стадии впервые встречается со знаками и усваивает все, что дает ему окружение.  Количество и качество знаков строго определяется средой, в особенности родителями. То, что они дадут ребенку, чему научат и будет некритично воспринято ребенком как должное.  Знаки, усвоенные на этой стадии, являются самыми глубокими и фундаментальными во всей жизни человека, потому что они являются как бы системой отсчета для дальнейших знаков. Именно через знаки этой стадии происходит усвоение всех предыдущих знаков.    
  3.  Социализация в кругу сверстников – данная стадия предполагает столкновение человека со знаками другого. Перед ребенком возникает тот факт, что знаки, которые он усвоил, могут отличаться от знаков других детей его возраста. Возрастает количество и сложность знаков из-за сложности социальной ситуации, где теперь включены уже многие участники со своими сложными системами усвоенных знаков. На данном этапе понимающее мышление начинает развиваться более интенсивно, ибо происходит столкновение знаков, полученных ранее от родителей со знаками других, и все это нужно понять. Так же на этой стадии человек учится более сложным знакам коммуникации.
  4.  Социализация в обществе через обучение – стадия характеризуется в основном усваиванием общечеловеческих знаков через обучение. Понимающее мышление здесь работает наиболее активно, т.к. поступает большое количество новых фактов о мире и общественных знаков, и их все нужно обработать и понять. По сути, человек узнает все, что было накоплено культурой за все это время. (В моем понимании – уровень средней школы) Стадия очень продолжительная и потенциально не имеет границ, однако существует некий средний уровень знаний для общества, достигнув который, человек может полноценно функционировать в обществе – общаться, работать, развлекаться, решать мелкие проблемы -  и делать все это более-менее успешно.

Итогом первого этапа является человек с усвоенными знаками общества. Он знает о науке, космосе, религии, философии, экономике, политике, этике, эстетике, но на уровне некритическом и поверхностном. Человек, как бы понимает к данному этапу, что вообще может дать общество, какие феномены в нем есть, что оно предлагает для него и т.п.

Переход на второй этап начинается в момент возникновения  недовольства и желания создавать что-то свое. Человек к данному этапу понимает, что то, что предлагает общество, не соответствует его «внутренним желаниям». Возникает своего рода недовольство, которое и сподвигает человека что-то делать. Деятельность может быть негативной (разрушение, отрицание принципов, нигилизм), а может быть позитивной (создание своих принципов, конструирование собственного понимания мира и бытия). Хотя, конечно, создание не может обойтись без разрушения, так что негативную деятельность можно рассматривать как начало позитивной.  Вот именно на этом уровне и происходит разделение на этапы – когда человек выражает фундаментальное недовольство, он еще на этапе социализации, а когда негативная деятельность переходит в позитивную, начинается этап становления личности.  

  1.  Этап становления личности основным и ведущим моментом на данном этапе является создание чего-то собственного. Вначале собственных знаков (например принципов, пристрастий, желаний и т.п.), затем собственной картины мира, и под конец реализация себя через эти символы.  
  2.  Экспериментирование с созданием собственных знаков – промежуточная стадия, обозначающая пограничье между этапами. Как было описано выше, на этой стадии возникает позитивная деятельность вследствие творческого мышления.  Человек учится самому процессу создания знаков вне личностных предпочтений, в том смысле, что важно не создать знаки, максимально выражающие его, а просто научиться создавать знаки на достойном уровне.
  3.  Создание знаков, как способ самоутверждения – основным отличием  этой стадии от предыдущей является осознанность и намеренность в создании личностных знаков. Теперь человек, научившись создавать знаки,  создает знаки, выражающие его индивидуальность.  Созданными знаками он определяет себя для общества. Ту как раз огромную роль играет оригинальность и креативность созданных знаков. Другими словами, чем дальше созданные знаки от стандартов общества, от мейнстрима, тем больше проявляется в них личностный компонент. Человек, создав свои знаки представляет их обществу, чтобы получить одобрение или неодобрение. Личность зарождается как раз в момент конфликта знаков человека и общества. Если общество несогласно со знаками человека, но человек все равно их придерживается не из-за инертности, а из-за веры в них, то перед нами предстает личность. Если же человек выбирает путь конформности и не отстаивает свои знаки, то он не личность, а просто индивид в обществе. Получается, основным моментом личности является отличительность знаков от мейнстрима и включенность знаков в собственное «я» человека, как неотменную часть.  На данной стадии личность – система намеренно созданных уникальных знаков, включенных и неотделимых от «я» человека.  
  4.  Создание собственной картины мира и определение своего места в нем – стадия характеризуется расширением диапазона сфер жизни, где создаются собственные уникальные знаки.  Теперь у человека появляется собственная картина мира, космоса и самое главное – своего места в нем.  Широта взгляда возрастает, и личность становится способной смотреть на вещи с разным уровнем приближения (например, рассматривать свое положение в обществе не с точки зрения своего класса, а с точки зрения всей системы) – т.е. появляется системный взгляд. На этой стадии, важным моментом является критическое мышление, потому  что нужно очень хорошо знать какие знаки нужны, а какие нет, какие лучше общественных, а какие хуже. Критичность нужна для регуляции соотношения общественных и собственных знаков в личности на уровне позволяющем человеку одинаково эффективно функционировать как на общественном, так и на личностном уровне.
  5.  Создание  и реализация себя через собственные знаки, символы, смыслы и т.п. – данная стадия являет собой верх возможного развития личности. Основным моментом стадии является установленность и стабильность  созданных человеком знаков. К данной стадии человек уже построил систему обоснованных, сознательно и намеренно созданных, отфильтрованных знаков, в которой проявляется комфортное для него соотношение уникальных и общественных знаков; и он реализует свою жизнь именно через эту систему.  Важным моментом на этапе является решение вопроса о смысле. Личность как бы должна себе ответить на вопрос : «А зачем мне вот эта система собственных знаков?», чтобы добиться большей устойчивости и осознанности своей личности.  Так же важным является возможность системы знаков для изменений и дополнений, ибо системы должна оставаться открытой внешней среде.

Структура личности

В структуру личности, как системы уникальных знаков, я включаю следующие компоненты :

  1.  
  1.  Принципы
  2.  Мотивы
  3.  Цели
  4.  Интересы
  5.  Потребности
  6.  Смыслы
  7.  Предпочтения
  8.  Эмоции
  9.  Воля
  10.  Паттерны деятельности

Все эти компоненты вместе образуют ядро личности. Связи между ними обоюдные, что значит, что они могут детерминировать друг друга. В целом они объединены в динамическую и открытую  систему, где каждый из компонентов может быть ведущим во всей системе в зависимости о  ситуации, требований и времени. Система появляется только в тот момент, когда человеком делается осознанный, обоснованный, свободный и уникальный выбор по каждому из компонентов.  В зависимости от оригинальности и уникальности содержания каждого компонента личность может считаться более или менее развитой.  

Типы существования в мире

  1.  Индивид

Характеристики : нет стремления к саморазвитию, узкий взгляд на вещи, эгоцентризм, интолерантность, отсутствует критичность, творческое мышление не развито, знаки только социальные, нет собственных знаков и нет стремления их создавать.

Для меня так и напрашивается сравнение с крестьянином или представителем рабочего класса. Человек просто существует по стандартным наборам жизненных путей предоставленных социумом. Преобладает удовлетворение витальных потребностей – еда, секс, сон и чем-то себя занять. Люди подобного уровня по большей части делают, чем думают. В целом соответствует стадии социализация через обучение. Эти люди как бы усвоили необходимый минимум для включенности в общество и на этом остановились.

Данный тип людей не имеет личности, так как у них нет собственного и уникального набора знаков. Эти люди представляют собой просто животную массу общества.

  1.  Низкий уровень личности

Характеристики : широта взгляда на мир и общий дискурс полностью совпадают со среднестатистическим, слаба развита креативность, творческое мышление развито слабо, понимающее мышление развито максимально, присутствует критичность, иногда негативная деятельность  

Соответствует стадии социализации через обучение, но с добавление критичности к имеющимся в обществе знакам. В целом, это промежуточный этап в градиенте от индивида до личности.  Люди этого типа понимают свою позицию в обществе и те знаки, которые они усвоили и могут критически к ним относиться. Однако, критичность и недовольство выливаются максимум в нигилизм или отрицание по моде в определенных слоях общества. Они критикуют, но ничего предложить не могут, ибо у них не развито творческое мышление. Они как бы недовольны своим положением, но вот замену тем, вещам, которыми недовольны, придумать не могут.  Развитие личности к более высоким уровням начинается с создания собственных уникальных знаков, как это показано в развитии личности.

  1.  Высокий уровень личности

Характеристики :

  1.  Осознанные принципы
  2.  Имманентное и постоянное стремление к саморазвитию
  3.  Высокая развитость творческого мышления
  4.  Широкая и плюралистичная позиция относительно себя и мира
  5.  Самобытность, неконформность
  6.  Толерантность
  7.  Критичность
  8.  Оригинальность, уникальность знаков
  9.  Обоснованность собственных взглядов
  10.  Ответственность за свою жизнь
  11.  Открытость разнообразному опыту

Высокий уровень развития личности соответствует пониманиям экзистенциальных  и гуманистических психологов с добавление о силе и значимости воли Ф.Ницще. Ее поведение функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. В содержание принципов обязательно заложены следующие положения (взяты у Г.Олпорта) :

1.  Широкие границы Я. Личность может посмотреть на себя "со стороны". Она активно участвует в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что она считает значимым. Подобные виды деятельности требуют участия истинного Я человека и подлинной увлеченности.

2. Личность способна к теплым, сердечным социальным отношениям. Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская близость и сочувствие. Дружески-близкий аспект теплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

3. Эмоциональная неозабоченность и самоприятие. Личность имеет положительное представление о самой себе и, таким образом, способна терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь.

4.  Реалистичное восприятие, опыт и притязания. Личность видит вещи такими, какие они есть, а не такими, какими она хотели бы их видеть. У нее здоровое чувство реальности: она не воспринимают ее искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям. Более того, личность обладает соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности. Она может отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело.

5.  Способность к самопознанию и чувство юмора.  У личности имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству.

6.  Цельная жизненная философия. Личность способна видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. Объединяющая философия жизни дает поэтому некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придает значимость и смысл практически всему, что делает человек.




1. Теория Фредгольма2 2
2. Введение 3
3. Сага о Геральте в 1480 году
4. 7002012012П3 Таблица Объектная смета Четырехэтажный жилой дом в г
5. ВВЕДЕНИЕ5
6. История развития предприятия как объекта прав в наследственном праве
7. ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФГБОУ ВПО ВГУ Экономический факультет Кафедра эк
8. Время моей жизни
9. 2014 о~у жылына арнал~ан тест с~ра~тары С~ра~тар
10. Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития
11. 1Понятие и виды ограниченных вещных прав
12. Трудовые споры и порядок их разрешения
13. Молодежь 2020 Кодекс является нормативным не включающим идеологической конструкции и выполняет четыре ос
14. Стаття 1. Законодавство України про загальну середню освіту Законодавство України про загальну середн
15. Решение проблем сестринского ухода Теория- 1
16. тема гражданского права
17. тема кадрового обеспечения на предприятии КГУП Примтеплоэнерго 2
18. Современные проблемы природопользованияОсновной задачей является оптимизация взаимодействия общества и.html
19. Рождение здорового ребенка
20. Отчет по лабораторной работе 7 Определение карбонатной жесткости воды по дисциплине- Неорганическая х