Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 3
15. Позитивистская «философия науки».
1-й этап (О. Конт, Спенсер и др.)
Это так называемый "первый" позитивизм. Он связан в преобладающей мере с индуктивным методом познания.
Его представляют:
Конт, Милль, Спенсер, Лавров, Михайловский.
Бурное развитие науки, кризис метафизики.
Связь с философией французского Просвещения 18 в. (скептицизм).
О. Конт
Учение О. Конта о трех формах познания и трех стадиях общественного и индивидуального развития. Идея зависимости форм общественной организации от уровня развития познания.
Отличительные черты
теологической стадии (объяснение посредством апелляции к сверхъестественным сущностям; военно-теократическая общественная организация);
метафизической (объяснение посредством апелляции к абстрактным сущностям; критические и революционные эпохи общественного развития);
позитивной стадии (позитивная наука; индустриальное общество).
Основные черты опытной науки:
отказывается от вопроса почему,
ставит перед собой только вопрос как;
носит опытный характер;
достоверна;
полезна для общества.
Классификация наук по Конту. Ее отличительные черты (линейность; редукционизм).
Тезис Конта о неравномерном развитии наук и неодновременном достижении ими порога позитивности. Задача построения позитивной науки об обществе - социологии.
Социальная динамика и социальная статика. Лозунг Конта: Прогресс и стабильность.
Позитивная социология как условие стабильного прогрессивного развития общества. Идея позитивной религии человечества.
О. Конт (1798-1857).
Основоположник философского позитивизма и социологии как науки. Был поклонником некоторых французских утопических концепций.
Положительная философия появилась в результате культурно-исторического процесса, в котором сменяли друг друга наиболее значимые типы миропонимания. Трем стадиям развития человеческого ума соответствуют три стадии истории.
Теологическая стадия (фиктивное знание)
метафизическая стадия (абстрактное знание)
стадия науки и положительной философии (позитивное знание)
Согласно Конту, формы общественной организации зависят от уровня развития познания.
Для теологической стадии характерны: объяснение посредством апелляции к сверхъестественным сущностям;
военно-теократическая общественная организация, церковь как главенствующий социальный институт.
На метафизической стадии в объяснениях воцаряются абстрактные сущности;
критические и революционные эпохи общественного развития.
позитивная наука;
индустриальное общество.
Основные черты опытной науки: отказывается от вопроса почему, ставит перед собой только вопрос как; носит опытный характер; достоверна; полезна для общества.
Получился путь к всё большей конкретности.
Однако в современных точных науках появляются и все более абстрактные области.
Последовательность культурных этапов, предложенная Контом, обратна «пирамиде наук Маритена».
Вообще говоря, перед этапом теологии стоило поставить этап мифологии.
Не лишне высказать и такое соображение: последовательность Конта не говорит о том, что чем древнее уровень цивилизации, тем более отвлеченно мыслят люди; просто чем менее развито общество, тем дальше отстоят в их миропонимании конкретно-прикладные знания от общих представлений о мироздании.
Притяжение душ чем-то напоминает притяжение физических тел.
Конт утверждал, что мы никогда не узнаем химич. состав Солнца. В терминологии неопозитивистов это «псевдопроблема».
Отношение к религии. [О.Конт считал, что о Боге нельзя никак судить, ибо это превышает уровень наших позитивных знаний.]
{Однако он умер стоя на коленях перед “алтарем”. Но этим алтарем было кресло любимой женщины (уже умершей). Это кресло он окружил почитанием и благоговением. Именно Конт последовательно отстаивал идею воздвигать храмы “великому существу” (“гранд этр”) - единому человечеству, которое более всего может быть достойным почитания (Мень А. Быть христианином, с.8).
{Говорят, что однажды О.Конт обратился к Гегелю с просьбой изложить свое учение кратко, популярно и по-французски. Г. обиделся. - Мою философию, - заявил он, - нельзя изложить ни кратко, ни популярно, ни по-французски... ] .
Герберт Спенсер (1820 - 1903).
Анг. философ и социолог, основоположник органической школы в социологии.
"Нет Бога кроме непознаваемого, и Г. Спенсер пророк его".
Главные идеи изложены в сочинении "Система синтетической философии" (10 томов), куда входят "Основные начала", "Основания биологии", "Осн. психологии", "Осн. социологии", "Осн. этики".
Спенсер, как и Конт, исходил из идеи универсальной эволюции.
Возрастает гетерогенность, уменьшая гомогенность. (Шредингер об обоях и гобелене).
Происходит переход от бессвязной однородности к связной разнородности.
Возрастает связность.
Возрастает внутренняя дифференциация и одновременно совершенствуется интеграция отдельных частей и органов.
Изоморфизм и редукционизм. Общее есть даже между женщиной, впавшей в истерику, и кораблем, который швыряют волны.
Как считает Спенсер, общество есть организм. Для него это не только фантастическая аналогия (как у Гоббса в "Левиафане"). Ведь на структуру общества влияет разделение труда, имеющее место как для отдельных личностей, так и для соц. групп и организаций.
Социальный организм включает 3 основные системы:
"производящую средства для жизни", или "питающую" (включает промышленные и прочие производящие социальные группы);
регулятивную (включает политическую и религиозную деятельность и соответствующие социальные группы);
распределительную (реализует торговые взаимодействия и включает соответствующие социальные группы).
Спенсер считал, что этический прогресс и общее счастье зависят от подобной функциональной социальной организации.
Общество не должно поглощать отдельную личность.
Оно существует для блага своих членов, а не наоборот.
В то же время, человек может самореализоваться только в обществе и благодаря обществу.
Критерий социального прогресса - это степень перехода от об-ва, в к-ром личность целиком подчинена социальному целому, к об-ву, в к-ром соц. организм "служит" интересам индивидуальных людей.
Отсюда выводятся типы социальных сообществ:
Не социальная болезнь, а социальное здоровье.
Социальный контроль держится на страхе перед живыми (государство) и мертвыми (религия).
Учение Спенсера повлияло на махизм и неопозитивизм.
2-й этап. Махизм. Эмпириокритицизм.
"ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ"
Революционные изменения в физике на рубеже XIX - XX веках. Кризис программы механицизма (программа сведения физики к механике) на рубеже веков. Критика базисных понятий механики Ньютона.
Появление "второго" позитивизма и стремление очистить физику от примеси метафизических понятий. Э. Мах и его критика классической физики. Критика понятий причины и субстанции.
Функции научной теории - экономное описание опыта и предсказание;
назначение гипотезы - вести к расширению нашего опыта.
Влияние феноменализма Маха и его критики классической механики на молодого А. Эйнштейна.
Сильные и слабые стороны "второго позитивизма": отход от индуктивизма; постановка проблемы структуры и функций физической теории; постановка проблемы языка, которым пользуется физическая теория, и критериев его выбора; негативная оценка значения метафизики для строгой науки; стремление обезопасить будущее развитие науки от перспективы повторения научных революций.
Мах переориентировал философию на теорию познания. Его учение - это теоретико-познавательный биологизм и психологизм.
………………………………..
Два методологич. требования:
Одно из ключевых понятий - комплексы ощущений. Кант
[1]Физический позитивизм научно познаваемой считает не только чувственно данную реальность, но реальность взаимосвязей.
Эрнст Мах (1838-1916), физик, мыслитель, оказавший влияние на становление концепции относительности А. Эйнштейна, сформулировал задачу научного познания как "приспособление мыслей к фактам и приспособление мыслей друг к другу". Мотивом создания теории, по Маху, является не надежда получить знания о действительности, стоящей позади явлений, а лишь только возможность представить эти явления в простой и элегантной взаимосвязи. Эту установку Э. Мах назвал принципом экономии мышления. Возникновение физического позитивизма обусловлено переориентацией физики с изучения вещной реальности на "опытную реальность", реальность взаимосвязей, открывшуюся физике поля. "Истинные соотношения между этими реальными предметами представляют единственную реальность, которой мы могли бы добиться" [13]. Философско-методологические идеи Маха, Оствальда, Богданова, Пуанкаре инициировали исследования по психофизическому параллелизму. [1] .
Авенариус.
Эмпириокритицизм Р. Авенариуса:
идея критического анализа опыта и возвращения к чистому, свободному от метафизических искажений опыту;
неразрывного единство "Я" и "мира" в чистом опыте;
понятие "интроекции".
"Принципиальная координация": нерасторжимое единство субъекта (центрального члена) и объекта (противочлена).
А теперь подробнее об учении Маха.
Мах Эрнст (1838-1916), австрийский физик и философ-идеалист.
Маху принадлежит ряд важных физических исследований. Первые работы Маха посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления - так называемых колец, или полос, Маха). С 1881 Мах изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковой полёт тел (например, артиллерийских снарядов). Он открыл и исследовал специфический волновой процесс, впоследствии получивший название ударной волны. В этой области именем Маха назван ряд величин и понятий: Маха число, Маха конус, угол Маха, линия Маха и другие. Предложил принцип, согласно которому наличие у тела инертной массы является следствием гравитационного взаимодействия его со всем веществом Вселенной. Был противником атомной теории.
Философские работы Маха получили широкую известность в конце 19 - начале 20 веков благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики.
Основу субъективно-идеалистического учения Маха составляет его теория экономии мышления и выдвигаемый им идеал "чисто описательной" науки.
Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху, необходимость "приспособления" организма к фактам. То же содержание Авенариус выражает в "...принципе наименьшей траты сил".
Из принципа экономии мышления в системе Маха вытекает положение об "описании" как идеале науки. В развитой науке, с точки зрения Маха, объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена.
Одним из таких паразитических элементов науки Мах считает понятие причинности. Вместе с механистической интерпретацией причинности Мах отбрасывает само понятие причинности, предлагая заменить его понятием функциональной зависимости признаков явлений.
Методологические принципы экономии мышления и чистого описания Мах пытается применить к теории познания. Свой критический анализ ньютоновских понятий массы, абсолютного пространства он связывает с философским тезисом о мнимости понятия субстанции, вещи, о мнимости проблемы отношения субстанции и её свойств.
Требование необходимости определения понятий через наблюдаемые данные Мах доводит до выделения основных "элементов", которые непосредственно, чувственно даны и лежат в основе всего познания, будучи некоторым пределом разложения эмпирического опыта. Как понятие "вещи", так и понятие "Я" являются лишь условными наименованиями комплексов элементов (ощущений).
Махистское "снятие" дуализма физического и психического было в дальнейшем подхвачено и развито многими так называемыми реалистическими направлениями современной буржуазной философии, течениями "нейтрального монизма" и другими философскими школами (неореализм, Б. Рассел).
Критика Махом и Авенариусом субстанционалистского понятия о "Я", душе, повлияла на критику американским философом У. Джемсом понятия сознания, а через него и на неореалистов, на формирование философских основ бихевиоризма.