У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема-Рационализм в эпоху нового времени.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Контрольная работа № 2

Вариант 4

Тема:Рационализм  в эпоху нового времени.

План работы:

1.Введение

Эпоха нового времени ее отличительные черты

2.Основная часть

Понятие рационализма. Основоположники рационализма.

3.Заключение

4.Список Литературы.

Эпоха нового времени.

Философия Нового времени охватывает период XVII – первой половины XIX века и делится на несколько этапов: Просвещение XVII – начало XVIII веков, рассматриваемое в этом учебном пособии, и Немецкую классическую философию XVIII – первая половина XIX века. В это время человечество шагнуло в новый период своей истории, отмеченный мощным цивилизационным рывком. За три столетия изменились экономические, политические, общекультурные формы человеческого бытия. В экономике большое распространение получило мануфактурное производство и связанное с ним разделение промышленного труда; всё больше и больше люди стали применять машины. В политической сфере складывались новые представления о правах и свободах человека, о правовом государстве, стали разрабатываться методы претворения этих идей в жизнь. В сфере культуры на первый план стало выдвигаться научное знание. В естествознании и математике были сделаны выдающиеся открытия, подготовившие научно-техническую революцию. Философия же стояла в авангарде всех этих изменений. Она предвещала, стимулировала и обобщала их.

Семнадцатый век нередко называют “веком науки”. Научные знания о мире ценились весьма высоко, что подтверждается содержанием и даже формой философии. Философия, участвуя в развитии научного познания и нередко опережая его, стремилась стать “великим восстановлением наук”, если воспользоваться названием сочинений Ф. Бэкона, “рассуждением о методе”, если применить здесь название одного из сочинений Декарта. Философы, подобно Р. Декарту, Б. Паскалю, Г. Лейбницу, порой и сами были первооткрывателями в математике и естествознании. Вместе с тем они не пытались сделать из философии, фактически переставшей быть служанкой богословия, служанку наук о природе. Напротив, философии, как этого хотели ещё Платон и Аристотель, они отводили особое место. Философия должна была выполнять роль наиболее широкого учения, синтезирующего знания о мире природы, о человеке как части природы и его особой “природе”, сущности, об обществе, о человеческом духе и, обязательно, о Боге как первосущности, первопричине и перводвижителе всего существующего. Иначе говоря, процессы философствования мыслились как “метафизические размышления”, если опять-таки использовать название сочинения Декарта. Именно поэтому философов XVII в. называют “метафизиками”. К этому, однако, надо добавить, что их метафизика (учение о первоначалах всякого бытия, о сущности мира, об абсолютном, безусловном и сверхчувственном; кроме того термин “метафизика” используется для обозначения метода и способа мышления, противоположного диалектике) не была простым продолжением традиционной метафизики, но стала её новаторской переработкой. Таким образом, новаторство — важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой. Но следует особо подчеркнуть, что первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Однако они со всей силой своего ума, и души стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность унаследованные знания. Критика “идолов” у Ф. Бэкона и метод сомнения Р. Декарта в этом смысле не просто интеллектуальные изобретения, а особенности эпох: пересматривалось старое знание, для нового звания отыскивались прочные рациональные основания. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — другая черта философии Нового времени. Но основная трудность состояла в том, что философские истины, как обнаружилось впоследствии, не могут иметь аксиоматического характера и не могут доказываться принятыми в математике способами. На это в особенности надеялись Декарт и Спиноза (причём всерьёз), пытаясь не просто придать своим сочинениям форму научного трактата, но и стремились вести все рассуждения с помощью “геометрического”, аксиоматически-дедуктивного метода (способ построения научных теорий в виде систем аксиом и постулатов, и правил вывода, позволяющих путём логической дедукции получать теоремы и утверждения данной теории; дедукция – логическая операция, заключающаяся в переходе от общего к частному). Впоследствии мыслители отошли от этого метода, но стремление ориентировать философию на точные науки оставалось господствующим на протяжении всего Нового времени. Неудивительно, что в XIX и особенно в XX веке бытовало мнение, согласно которому классическая философия Нового времени преувеличивала значение научного, рационального, логического начала в человеческой жизни и в философском мышлении. И действительно, в философия XVII - первой половины XIX вв., то есть именно Нового времени (в западной терминологии её называют “философией модерна”), была рационалистической. Здесь слово “рационализм” употребляется в широком смысле, объединяющем и “эмпиризм” (философское учение и направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания), возводящий все знания к опыту, и “рационализм” (философское направление, признающее разум основой познания) в более узком смысле, отыскивающий основания и опыта, и внеопытного знания в рациональных началах.

Понятие рационализма. Рене Декарт.

Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила.

Первое правило - правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция.

Второе правило - это правило анализа. Расчленяя сложное на простое, «на элементарные части до пределов возможного», анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи.

Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».

Правило четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

Очерченные таким образом правила метода Декарт применяет к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные истины, составляющие фундамент здания всей науки. С этой целью Декарт подвергает методическому сомнению все традиционные способы обоснования знания. Он, в частности, отказывается признать основой знания чувственный опыт. Сомнение - акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Существование моего сомнения доказывает реальность или существование моего мышления, а через это и меня самого.

Логика рассуждений Декарта выглядит следующим образом:

-ощущения обманчивы,поэтому возможно сомневаться во всем,в том числе в существовании собственного тела.

-наличие сомнения,которое является актом мышления,указывает на существование мыслящего субьекта.

-следовательно,единственная и достоверная основа знания заключена в положении: «Я мыслю,следовательно я существую»

Заключение

Идеалом научного знания для Декарта являлась математика,в частности,геометрия Эвклида,построенная дедуктивным методом.Именно дедукция,по Декарту,и должна стать основным способом построения научной теории. Движение мысли должно идти от общего к частному,от общих идей к конкретным представлениям.Общие идеи по Декарту,носят «врожденный» характер,тоесть изначально присущи нашему разуму.К основополагающим «врожденным идеям» декарт относил геометрические аксиомы,основные математические понятия (например,идею числа),идею Бога,идеи материальной и духовной субстанций.Ощущения будут истинными,если они логически не противоречиво и последовательно укладываются в несомненные общие идеи.

Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма
(Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания

ЛИТЕРАТУРА

Введение в философию. //под ред. Фролова С.С., М., 1996

Ляткер Я.А. Декарт, – М., 1989

Соколов В.В. Философия Рене Декарта.- М., 1986.

Селиверстова Н.А ,Токмаков А.Н  учебное пособие для студентов заочной формы обучения. 2007г. Стр.42




1. Тема- Вступ Історія мови програмування мови програмування на базі стандарту мови С
2. когнитивной структуризацией.
3. Техническое нивелирование железнодорожной трассы
4. ТЕМАТИКИ І МЕХАНІКИ ЗУЄВ Олександр Леонідович УДК 531
5. проект и назовите отличительные особенности проектной деятельности от текущей
6. Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве Российской Федерации
7. а Изменить направление движения можно и за счет подтормаживания отдельных колес
8. Тема 1 Виды внеклассной работы
9. Уфимский государственный нефтяной технический университет Кафедра автоматизации технологиче
10. Географической Осью Истории
11. Тема- Двійкові коди що виправляють однократні помилки.html
12. Сейсморазведка - это очень просто
13. мертвых пальцев особенно белеют II и IV пальцы обеих рук
14. Смешанные мозаичные характеры
15. Введение в философию http---philosophy
16. ЕКОНОМІКА ПРАЦІ ТА СОЦІАЛЬНО ТРУДОВІ ВІДНОСИНИ
17. Пресноводный родственник артемии
18. Виктория Танцевальный клу
19. Я выехал из центра Оксфорда через мост Магдалины по лондонскому шоссе поднялся на холм и очутился в респе
20. Другими словами это краткое описание трудового пути сотрудника его деловых и нравственных качеств трудово1