Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1. Предпосылки реформ
Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов.
Нарастало экономическое, а следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.
Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах. "Бунташный" характер ХVII в., социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управленияи армии. Для преодоления отсталости и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны.
Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию в лоно европейской цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества.
Сама возможность преобразований создавалась в результате изменений, происходивших в стране в течение ХVII в. В экономической сфере - это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика протекционизма. В социальной сфере отчетливо наблюдались сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, увеличение числа служилых людей, происходящее за счет укрепления системы крепостничества.
В развитие политической системы явственно проявились черты абсолютистской монархии. Внешняя политика характеризовалась присоединением Левобережной Украины и преодолением дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу). В культуре начался процесс обмирщения, своеобразный первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни - религиозно-церковной. Произошли изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией.
Одним из условий начала реформ стала сама личность царя-преобразователя, сложившаяся в исторических условиях конца ХVII в. Петр I осознал необходимость изменений и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в обновление страны.
2. Характер реформ
Насущная необходимость преобразований при недостаточной зрелости их предпосылок, неготовности общества к качественным изменениям, порождали насильственный характер реформ, что и дало некоторым исследователям основание назвать их "революцией сверху".
Однако внешне резкий разрыв с "Московской Россией" и православной традицией при весьма низком уровне средств и ресурсов, накопленных обществом в предшествующее время, привел к парадоксальным результатам: обновление и европеизация сочетались с укреплением сущностных основ российской цивилизации - самодержавия и крепостничества.
Это дало основание некоторым историкам квалифицировать преобразования Петра I как контрреформы и даже как контрреволюцию.
Реформы укрепили самодержавие, создали бюрократию и, преобразовав служилое сословие, превратили его в дворянство, ставшее со временем привилегированным сословием страны. Эти изменения происходили на базе укрепления крепостничества, что дает основание их характеризовать как самодержавно-крепостнические, дворянско-бюрократические.
С цивилизационной точки зрения реформы стали первым опытом модернизации отсталой аграрной страны, вызванной, скорее, не внутренним развитием и потребностями общества, а вызовом внешних обстоятельств. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала ХVIII в. форму европеизации (вестернизации), отличалась поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье; ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами; растущей централизацией и бюрократизацией системы управления.
3. Начало правления
После смерти Федора Алексеевича развернулась борьба различных группировок у трона за провозглашение царем 10-летнего Петра или 16-летнего слабоумного Ивана. Группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой старшей сестрой братьев Софьей Алексеевной добилась утверждения на троне двух братьев (случай невиданный в истории Московского государства, свидетельствующий о глубоком духовном и политическом кризисе общества) при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны В.В. Голицын.
Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в с. Преображенском под Москвой. Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили представлениям об образе "православного царя", они помогли Петру воспринимать мир таким, как он есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формировались "потешные полки" - Преображенский и Семеновский, - ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками.
На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с иностранцами и европейской культурой. Посещая Немецкую слободу на р. Яузе, он встретил своеобразный слепок западной цивилизации и узнал совершенно иной тип межчеловеческих отношений, иной тип культуры и быта. Тогда же у Петра пробудилась любовь к морю и мореплаванию.
В начале 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление. Отношения между с Софьей снова обострились, она вновь попыталась опереться на стрельцов, но, в итоге, вынуждена была уступить сводному брату. Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г.
Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 г. взять Азов.
Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того, он организовал в 1697 г. "Великое посольство" в Европу. Целями посольства являлись укрепление и расширение антитурецкого союза; приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения; личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Впервые "православный царь", покинул, правда, инкогнито под именем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на "нечистую" землю иноземцев.
Петру, однако, не удалось решить главную дипломатическую задачу. Но в ходе поездки он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции, сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставив для обучения за рубежом русских дворян, было закуплено вооружение. Петр обогатился новыми впечатлениями, что по возвращению в 1698 г. после известия о новом стрелецком бунте, и подтолкнуло его к началу преобразований.
Первым шагом стала своеобразная "реформа смеха " начала 1690-х гг. Развлекаясь, Петр организовал " всешутейший собор ", члены которого проводили время в "поклонении Бахусу", т.е. в пьянстве и безобразиях, оскорблявших церковь. Но благодаря этим "забавам" царь вольно или невольно готовил "кадры" для будущих реформ, направленных против устоявшихся норм и традиций.
Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям носить европейскую одежду и брить бороду, считавшуюся символом христианской веры человека, "созданного по образу и подобию божьему", а следовательно, - с бородой. Для Петра борода стала символом ненавистной старины, несущей, например, в лице стрельцов, угрозу ему и его планам. Эти меры подрывали устои (не случайно церковь брадобритие объявляла смертных грехом) и также призваны было ускорить формирование кадров реформы.
С 1699 г. началось комплектование регулярной армии путем насильственного набора " даточных людей " (с 1705 г. утвердился термин " рекруты ").
Готовясь к войне со Швецией, поставлявшей России металл и вооружения, Петр приступил к форсированному созданию собственной промышленной базы. За счет казны строились железоделательные заводы и оружейные мастерские в Карелии и на Урале.
В целях подготовки к войне была проведена и первая городская реформа. Указ 1699 г. о создании Бурмистерской палаты (Ратуши ) вводил там самоуправление. Однако городское население, согласившееся на создание новых учреждений, должно было платить налоги в двойном размере.