Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
16
Содержание
Введение
1. Личность как объект социологического анализа
2. Основные теории социализации личности
3. Статусно-ролевая концепция личности
Заключение
Список литературы
История и методология современной науки со всей очевидностью показывают, что общественные науки вынуждены зачастую решать задачи конъюнктурного порядка, порождённые не столько научным интересом сегодняшнего дня или объективными потребностями социума. Существуют и такие проблемы, которые возникают как бы из небытия, какое-то время считаются "модными" (достаточно вспомнить "всеобщую психологоманию" 90-х гг.).
XXI столетие видится веком категорического адаптивного императива, связанного с приспособлением нашей цивилизации к жёстким требованиям грядущей эпохи "устойчивого развития". Следовательно, для нас жизненно важно определиться и с ключевыми вопросами современной социологии: каково место и роль социализации и социальной адаптации в современном обществе?
Цель работы характеристика явления социализации с социологической точки зрения.
Задачи работы рассмотреть личность как объект социологического анализа; охарактеризовать теорию социализации личности; определить статусно-ролевую концепцию личности.
Предмет социологии общество, состоящее из социальных институтов, групп, организаций и индивидов. Объектом социологического исследования выступают люди. Социолога интересуют мнения, мотивы, потсупков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека.
Сегодня человеческая личность исходная точка социологического исследования. Но такое исследование старо, как мир: и 2,5 тысячи лет назад знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: "Ищу человека!" он искал то, что скрыто под одеждой, статусными и возрастными различиями, он искал человеческую личность.
Становление личности как социального существа происходит в процессе социализации. Этот процесс реален только в обществе, человек, изолированный из общества, не может и не сможет стать полноценным членом общества, личностью. Таких изолянтов называют "феральными людьми". Они продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в социальное, общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Феральные люди не смогут стать полноценными, так как социализация началась у них слишком поздно.
Понимание сущности социализации требует обязательного учёта того принципиального обстоятельства, которое было зафиксировано Г.М. Андреевой в классической монографии "Социальная психология" "Социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду". В процессе жизнедеятельности сама личность как бы оказывается в фокусе пересечения диалектически взаимосвязанных процессов социализации и социальной адаптации.
Один из первых, кто со всей категоричностью поставил проблему изучения не только процесса социализации, но и социальной адаптации в обществе силами социологической науки, был французский социолог ХIХ в. Габриэль Тард. По мнению Г. Тарда, социология была просто "коллективной психологией", призванной ответить на два вопроса: "1) Что составляет причину изобретений, успешных инициатив, социальных адаптации, аналогичных биологическим адаптациям и не менее сложных по своему происхождению? 2) Почему именно эти, а не другие инициативы вызвали подражание?" И хотя с позиций современной науки вполне очевиден упрощённый подход Г. Тарда при оценке качественного своеобразия социальной адаптации в сравнении с логической, уважение вызывает уже то, что в конце ХIХ в. Г. Тард отводил социальной адаптации ключевую роль в социологии.
В современной социально-философской литературе адаптацию рассматривают по-разному:
- как процесс приспособления организма к разнообразным изменениям среды (позитивного или негативного свойства);
- состояние гомеостатического, динамического равновесия между организмом и средой;
- результат оптимального взаимодействия организма и среды;
- гедонистическую цель, заключающуюся в поиске наслаждения, избегания страдания, болевых ощущений и т. д.
Исследование проблемы социализации в отечественной и зарубежной литературе имеют уже определенно устойчивую традицию. Само понятие "социализация" было разработано в конце 40-х годов американскими психологами ( А. Парк, Д. Доллэрд, В. Уолтер и др.)
Как в отечественных, так и в зарубежных трудах исследователей существует многообразие подходов в изучении этой темы. Так, представители бихевиоризма и необихевиоризма (Б. Скиннер, Торндайк, Уотсон) характеризуют социализацию как процесс социального научения, неразрывно связанного с реакцией индивида на возникающие стимулы. Символический интеракционизм (Джоан Мид, Д. Хорке, Л. Корберг и др.) рассматривают как результат социального взаимодействия людей в процессе установления объективности социальных феноменов на основе субъективного опыта индивидов. Гуманистическая психология (Олпорт, Маслоу, Роджерс и др.) понимают этот феномен как самоактуализацию личности.
Представляется перспективным направление в изучении социализации, дифференцирующее понятия "социализация" и "социальная адаптация" Социализация индивида играет роль своеобразной "социальной предадаптации", поскольку в ходе её формируются те адаптивные предпосылки, которые в последующем могут быть использованы в социальной адаптации конкретной личности. Относительность частных результатов социальной адаптации тесно связана с высочайшим динамизмом социальной среды, которая приводит к тому, что жизнедеятельность человека становится цепью все более сложных приспособительных актов.
Впервые термин "адаптация" (от лат. adaptacio приспособлять) появился и использовался в физиологии и биологии. Считается, что в научную лексику он был введен немецким физиологом Г. Аубертом в 1865 г. и обозначал изменения чувствительности кожных анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. Впоследствии, в самом общем виде, в физиологии и биологии под адаптацией понимались любые изменения, приспособления живого организма к разнообразным влияниям среды.
Однако довольно скоро стало ясно, что причины, вызывающие у человека потребность в приспособительных актах социального порядка, коренятся в его социокультурной природе. По мнению другого немецкого ученого философа и культуролога Иоганна Готфрида Гердера, человек как культурное существо означает, с одной стороны, существо недостаточное, а с другой существо творческое.
Недостаточность, по И. Гердеру, заключается в том, что человек, лишённый присущих животным разнообразных врождённых инстинктов, самое беспомощное из всех существ. Но именно отсутствие у человека узких, специализированных приспособительных инстинктивных программ делает его существом творческим и адаптивным. Для восполнения этой недостаточности, а также с целью компенсации отсутствующих инстинктивных способностей человек производит культуру, которая и служит инструментом приспособления природы к потребностям людей.
Именно адаптивная социокультурная среда становится тем самым инструментом, который обеспечивает саморазвитие, самосохранение общественной жизни людей. К примеру, Э.С. Маркарян считает, что "адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа человеческой деятельности, ибо сам феномен деятельности имеет исходную адаптивную ориентацию" 2. Культура в роли адаптивной среды выполняет не только функции стабилизации и самосохранения, но также функцию созидательно-адаптирующую. Если социальная адаптация немыслима вне определённого культурного контекста, то и культура, и общество выступают по отношению к личности в качестве сложного адаптивного образования.
Социальная адаптация в отечественной учебной и справочной литературе традиционно рассматривалась как "приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей".
Подобная характеристика, по-видимому, недостаточна для всестороннего раскрытия диалектической природы социальной адаптации. Ибо основное содержание общественного и индивидуального адаптивного процесса сводится лишь к внешним свойствам и проявлениям субъекта и объекта адаптации, т. е. к поведенческому аспекту, и соответствию или несоответствию этого поведения неким господствующим в социальной общности нормам и ценностям. Социальная адаптация, включает отмеченные в приведенном определении свойства и процессы, но при этом всё же оказывается феноменом с более широким объёмом содержания.
"Успешная социализация, пишет А.В. Мудрик, предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой -способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению". Следовательно, успешная социализация личности в обществе неразрывно связана со степенью её индивидуализации, фактической автономии от предписывающего контроля и давления социума.
Поскольку социализация длится с рождения и до смерти человека, то, по-видимому, имеет смысл говорить о её этапах в рамках этого континуума. Социализируясь, личность постоянно сталкивается с ситуациями, порождающими потребность в частных приспособительных актах, которые оказываются ничем иным, как социальной адаптацией.
Сказанное отнюдь не означает жесткой детерминации социальной адаптации социализацией: адаптация суть самостоятельный процесс, развивающийся на фоне социализации. Отсюда следует, что если в процессе социализации индивид в первую очередь оказывается объектом воздействия общества, то в ходе социальной адаптации личность в большей выступает субъектом деятельности и общения.
Социализация имеет определяющее влияние на особенности протекания социальной адаптации. Именно фундаментальный процесс социализации формирует всю систему предпосылок мобильного процесса социальной адаптации.
К примеру, младенец с момента своего рождения и до определенного периода, который и можно считать началом социальной адаптации, ещё не может быть активным - активен по отношению к нему социум. Семья как первичный для ребёнка социальный институт начинает процесс социализации.
С момента, когда ребёнок проявляет первичную социальную активность, истончается грань, отделяющая процессы социализации и социальной адаптации, поскольку в каждой конкретной ситуации соотношение этих процессов различно. Неизменным же остаётся базисный характер процесса, а также непрерывный процесс взаимодействия социализации и социальной адаптации. Кроме того, если социализация - непрерывна с момента рождения и до смерти, то социальная адаптация процесс, связанный со сменой условий и обстоятельств социального взаимодействия. Прежде чем индивид включится в процесс адаптации к сложившейся социальной ситуации, связанной с новыми ценностями и ему необходимо, чтобы он приобщился к уже претерпевшим изменение процессе социализации референтным группам и социальным институтам.
В действительности вполне социализированная личность постоянно сталкивается с проблемными ситуациями, вызываюшими потребность в адаптации. Более того, личность и высокой степени социализированное испытывает гораздо большую потребность в адаптивных процессах, поскольку высокому уровню социализированности присущ, по-видимому, и высокий уровень психологической рефлексии. Следовательно, чем выше способность личности к рефлексивным процессам, тем сложнее установить такой баланс отношений с внешней средой, который бы её устраивал. И, наоборот, чем ниже уровень социализированности конкретной личности, тем меньше у последней социально-психологических оснований быть неудовлетворенной качеством профессиональной деятельности, своим интеллектом и степенью психологического понимания окружающих и т. д..
Идеальная адаптивная стратегия личности в социуме, равно как и идеальный приспособительный результат недостижимый идеал. Абсолютное приспособление к требованиям и влияниям социальной среды противоречит основному принципу адаптации: более целесообразно иметь максимальный набор разнообразных потенциальных адаптивных модификаций, чем идеально приспособиться к какой-либо конкретной ситуации.
Итак, социальный приспособительный процесс включает в себя два диалектически взаимосвязанных этапа: социализацию и социальную адаптацию. Социальная адаптация служит логическим завершением процесса социализации, в то время как социализация означает процесс становления индивида и приобщения его к основным нормам, ценностям и социокультурным институтам. Социальная адаптация обеспечивает превращение индивида в личность и гармонизирует взаимодействие личности с социокультурной средой.
По мнению болгарского исследователя И.Д. Калайкова, понятие адаптации распространяется не только на свойства живых систем, способных снимать воздействия раздражителей с помощью изменения, реализуемого посредством отражения, но и на такие механизмы, как социальная наследственность, преемственность, отбор информационных моделей для решения проблемных ситуаций.
Социальная адаптация это комплексный, по структуре сложный феномен, одновременно выступающий в роли процесса и конечного результата адаптации. В то же время, определяя понятие "социальная адаптация", следует также иметь в виду весьма непростой набор её качественных характеристик и соответственно дополнять социальный аспект адаптации психологическим, учитывая, что социальная среда, где вращается личность, в равной мере подразделяется на среду предметную и личностную.
А.А. Налчаджян определяет социально-психическую адаптированность личности как такое состояние взаимодействия личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно вьтолняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.
Адаптация определяется при этом как процесс социально-психологического взаимодействия, приводящий личность к состоянию относительной адаптированности. Достоинством подобного социально-психологического подхода к адаптивной проблеме является его обращённость к личности, к её социально-психологическим особенностям.
Социальная адаптация отражает процесс гармонизации индивидуальной самонастройки личности и встречного адаптирующего влияния общества посредством использования соответствующих адаптивным ситуациям; стратегий адаптации, оптимальность которых контролируется и регулируется прямой и обратной информационной связью.
) в качестве деятельностного преобразования социальной и природной среды;
) как опережающий идеальный образ, продукт психического отражения будущих результатов деятельности и свойств преобразуемой окружающей среды.
К социальным средствам адаптации относятся адаптивная по природе материальная и духовная деятельность, а также различные формы индивидуальной и групповой идентификации. Социальные средства адаптации позволяют достичь таких целей:
. Опосредовать деятельностью течение социальной адаптации личности.
. Опираясь на традиции, заимствованные образцы индивидуальной или групповой стратегии социальной адаптации, избежать возможных ошибок, характерных для инновационного по характеру самостоятельного поиска.
3. Обретая или разрывая социальное, психологическое, политическое единство с референтной группой, преодолеть состояние социального отчуждения, психологического диссонанса, равно как и состояние чрезмерной зависимости, управляемости.
. Найти новые социальные роли, а также выработать стратегии поведения, желательно в равной мере удовлетворяющие индивидуальным притязаниям и общественным ожиданиям.
Формирование психологического компонента социальной адаптации осуществлялось в ходе эволюции человека и общества. На определённом этапе психо- и социогенеза обозначилась потребность, которая и была затем удовлетворена в разнообразных психологических средствах (инструментах) социальной адаптации.
К психологическим средствам адаптации относятся когнитивные схемы, алгоритмы, стратегии, социальные стандарты, установки, стереотипы, эталоны. Важно отметить двойственную природу психологических средств социальной адаптации. С одной стороны, они отражают качественные психологические характеристики адаптивной ситуации, ее внутреннее содержание. С другой - при внешнем проявлении психологические инструменты социальной адаптации опять-таки связаны с социокультурной средой, ведь именно там проверяются и корректируются все эти социально заданные стандарты, эталоны, установки и т. д. В то же время сформированные в ходе адаптации психологические и социальные новообразования оказываются для адаптирующейся личности как бы искомыми результатами процесса.
Единство деятельностных, социальных и психологических факторов не исключает ситуативного преобладания любого из них в каждом конкретном случае социальной адаптации. Здесь же коренится необходимость учитывать ситуативное доминирование того или иного фактора, вызванное особенностями адаптивного процесса, который предполагает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих и информационно-психологических, частных адаптивных стратегии, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации, Здесь уместно определить понятие "стратегия социальной адаптации", под которым понимаются осознаваемые или неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия), обеспечивающие состояние индивидуальной или групповой адапти-рованности.
Достижение состояния адаптированности личности неразрывно связано с особенностями индивидуальной или групповой стратегий социальной адаптации. Выработанная в процессе социальной адаптации комплексная адаптационная стратегия, включающая в себя все многообразие частных индивидуальных адаптивных стратегий, обеспечивает личности возможность соответствующих "ответов", адекватных реакций на те социальные ситуации, столкновение с которыми вызывает потребность в адаптации.
Иными словами, комплексная адаптационная стратегия представляет собой общую схему, определяющую приоритеты, пели и задачи адаптации, реализуемые посредством частных индивидуальных и общественных адаптивных стратегий, целенаправленно вырабатываемых той или иной социальной системой.
Из комплексной адаптационной стратегии личности, определяющей направленность, приоритеты и способы адаптации, целесообразно выделить частные адаптивные стратегии (активные и реактивные, сознательные и бессознательные, предметно-деятелъностные информационно-психологические), благодаря и/или посредством которых личность осуществляет адаптацию на всех уровнях: индивидуальном, групповом и социетальном; и во всех сферах человеческой активности: деятельностной, психологической, информационной и т. д.
Взаимозависимость социализации и социальной адаптации состоит в том, что вполне социализированная личность объективно нуждается в социальной адаптации, которая позволяет ей установить динамическое равновесие в психологической, эмоционально-мотивационной сферах между субъективными желаниями и объективными возможностями личности в разнообразных адаптивных ситуациях.
Итак, если социализация обеспечивает процесс становления индивида и его "грубую настройку" обществом к требованиям социума посредством разнообразных и разноуровневых институтов социализации, то социальная адаптация обеспечивает "самонастройку" формирующейся личности на соответствующий уровень взаимодействия с конкретными индивидами, социальными группами, обществом в целом, что вытекает из индивидуальных запросов и потребностей личности, ограничиваемых рамочными условиями социума (идеологические установки, социальные нормы, ценностные ориентации, традиции и т. д.).
Одним из известных вариантов социологической теории личности стала теория ролей. Здесь личность предстала в тех ролях, которые она выполняет в обществе роль ребенка, родителя, учителя, подчиненного, руковдителя и т. д. Своеобразие в исполнении человеком типичных ролей характеризуется как его личностная индивидуальность. Эта теория включает в себя отношение человека к своим ролям и его поведение в них.
Ролевая концепция личности возникла в социальной психологии США в 30-х годах ХХ века Ч. Кули, Джоан Мид и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Так, Толкотт Парсонс рассматривает личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Дж. Мид выделяет в процессе социализации стадии:
- имитация, здесь дети копируют поведение взрослых, не понимая его.
- игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей врача, пожарного и т. д.
Таким образом, социальная роль соответствующий принятым нормам способ поведения людей в соответствии с их статусом или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Здесь выделяют также понятие социального статуса.
Социальный статус совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в социальной иерархии. Социальный статус отвечает на вопрос: "Кто этот человек", а социальная роль "Что он делает?"
Человек может иметь несколько статусов, но чаще только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Такова жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своим статусом и соответствующими ролями. Максимальное слияние с ролью называют ролевой идентификацией, а среднее или минимальное дистанционированием от роли. Чем выше общество ценит какой-либо статус, тем сильнее идентификация с ним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов (титулов, медалей, формы) отличить его от других статусов.
Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми для конкретного человека. В них не вкладывается частичка души и своего "Я".
Напротив. Другие роли их меньшинство прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть своего"Я". И потеря его переживается особенно глубоко как внутренняя трагедия.
Например, мужчина кормилец семьи, ее глава. Потеря работы воспринимается им как крушение личности. У безработного изменяются стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей.
Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково с одними (личностно значимыми) больше, (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли).
Таким образом, человек становится личностью во всем ее многообразии и глубине благодаря процессу социализации. Как мы выяснили в первой главе работы, этот процесс возможен только в рамках постоянного пребывания человека в обществе. Как происходит социализация, каковы ее уровни и законы этому посвящены многие теории и концепции, некоторые из них рассмотрены во второй главе. Все теории имеют право на существование.
Вопрос только в том, насколько они ценны в практическом решении обществам и общественными институтами различные социальные проблемы и задачи. Как уже было замечено во введении, актуальность проблемы социализации вечна, от степени ее изученности зависят многие подходы и начинания общества в решении своих проблем. Представляется справедливым выделение из процесса социализации (который, все-таки, имеет объектный характер) такого явления, как социальная адаптация, характеризующаяся уже активной позицией личности по отношению к обществу.
Социальная адаптация это не просто результат общественного воздействия в ходе пассивного приспособления личности к требованиям социальной среды, а динамичный процесс, направленный на разрешение конфликта общественных и индивидуальных интересов путём обмена информацией и адаптивной деятельностью с индивидами, социальными группами и обществом в целом.
Своеобразие адаптации личности определяется как её индивидуальными потребностями, возможностями, характером адаптивной ситуации, так и спецификой требований, всем многообразием особенностей того общества, в котором она функционирует.
Социальная адаптация гармонизирует возможные конфликты, возникающие на почве несовпадения и/или противопоставления общественных требований, ожиданий, индивидуально-групповых потребностей и целей. Она как бы разрешает основной конфликт социализации, связанный с поиском меры идентификации, и обособления человека в социуме.