Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Римское гражданство высший социальный и юридический статус римской античности означающий возможнос

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

Римский гражданин: права, обязанности, общественное положение.

Римское гражданство — высший социальный и юридический статус римской античности, означающий возможность пользования всей полнотой юридических прав, предоставляемых римским законодательством.

Стратификация. Социальные классы играли важную роль в жизни римлян. Древнеримское общество было иерархическим. Свободнорождённые римские граждане были разделены на несколько классов, в зависимости от происхождения и имущественного положения. Было ещё несколько классов, которые не являлись гражданами и имели некоторые юридические права, а также рабы, лишённые всех прав.  С точки зрения поражённости в правах, население Римской республики, а позднее — Римской империи, можно условно разделить на следующие группы:

Римские граждане (квириты) — пользовались всеми правами. При известных обстоятельствах, гражданства можно было лишиться (например, переехав на территорию, где действовало латинское право).

  1.  Латинские граждане — первоначально были жителями италийских территорий, завоёванных Римом, в 49 г. до н. э. все италики стали обладателями римского гражданства. Позднее латинское право распространялось на обитателей клиентских царств и римских союзников, а ещё позднее — и провинций. По сравнению с римскими гражданами, носители латинского гражданства были «гражданами второго сорта», не имевшими права голоса и военной службы.
  2.  Перегрины — своего рода античные «неграждане»: жители провинций и колоний, обладающих местным самоуправлением. С точки зрения римского права рассматривались как иностранцы, но иногда могли пользоваться римским брачным или торговым правом.
  3.  Дедитиции (досл. «Сдавшиеся») — племена, покоренные римлянами после длительного сопротивления, их территории управлялись напрямую римской администрацией. Со времени Элиева закона 4 г. н. э. сюда причислялся низший класс вольноотпущенников, не имевший возможности получить ни римского гражданства, ни латинского права. Не могли проживать ближе 100 миль от города Рима.

Патриции и плебеи. Самое широкое разделение было между патрициями, теми, кто мог проследить их родословную до первого Сената, установленного Ромулом, и плебеями, всеми другими гражданами. Первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. Современные политические деятели и авторы (Кориолан, например) в Царский период и в Ранней Республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. Однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. После ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. Должность плебейского трибуна, основанная в 494 до н.э, была главной юридической защитой против произвола патрициев. У трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. Более поздние восстания вынудили Сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. Плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей. После этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. С течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. Некоторые патриции, например Публий Клодий Пульхр, подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. В Риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. Люди, добившиеся более высокого положения, такие как Гай Марий или Цицерон, были известны как homo novus («новый человек»). Они и их потомки становились nobiles («благородными»), при этом оставаясь плебеями. Некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.

Классы согласно имущественному положению

Перепись разделила граждан на шесть сложных классов, согласно их имущественному положению. Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел по крайней мере 1 000 000 сестерциев. Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. С несколькими исключениями все политические должности были заполнены мужчинами от сенаторского класса. Ниже них были эквиты («всадники» или «рыцари»), с 400 000 сестерциев, кто мог участвовать в торговле и сформировал влиятельный деловой класс. Ниже всадников были еще три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, у кого не было никакой собственности.

Первоначально перепись должна была определить военную службу, затем ограниченную первыми пятью классами граждан (все вместе adsidui), включая всадников- тех, кто мог позволить себе содержать военную лошадь. Шестой класс, пролетарии, не могли служить до военных реформ Гая Мария в 108 до н.э. Во время республики классы переписи также служили коллегией выборщиков Рима. Граждане в каждом классе были зарегистрированы в центуриях, и на выборах от каждой центурии отдавался единственный голос; однако у более высоких классов было больше центурий, каждая с меньшим количеством участников. Это означало, что голос богача имел большее значение, чем голос бедняка.

Неграждане:

Женщины

Свободнорождённые женщины принадлежали социальному классу их отцов до брака, после которого они присоединились к классу своего мужа. Освобождённые женщины могли выйти замуж, но им были запрещены браки с сенаторами или всадниками, и они не присоединялись к классу своего мужа. Рабыням разрешалось выйти замуж, в зависимости от того, позволят ли это их владельцы.

Иностранцы

Латинское право, форма гражданства с меньшим количеством прав, чем полное римское гражданство, было первоначально применено к союзническим городам Лацио и постепенно распространилось по всей империи. Латинские граждане имели права согласно Римскому праву, но не голосовали, хотя их главные магистраты могли стать полными гражданами. Свободнорождённые иностранцы были известны как перегрины, и существовали законы, регулирующие их поведение и споры. Различия между Латинским правом и Римским продолжались до 212 г н.э., когда Каракалла распространил полное римское гражданство на всех свободнорождённых мужчин в империи.

Вольноотпущенники

Вольноотпущенники (liberti) были освобождёнными рабами, у которых была форма Латинского права; их свободнорождённые дети были полными гражданами. Их статус изменялся из поколения в поколение, в течение всего периода Республики;Тит Ливий заявляет, что вольноотпущенники в Ранней республике главным образом присоединились к более низким подклассам плебеев, в то время как Ювенал, пишущий во время Империи, когда одни только финансовые аспекты диктовали разделение классов, описывает вольноотпущенников, которые были приняты в класс всадников.

Вольноотпущенники составляли большую часть госслужащих во время ранней Империи. Многие стали чрезвычайно богатыми в результате взяток, мошенничества или других форм коррупции, или были одаренными большими состояниями императором, которому они служили. Другие вольноотпущенники участвовали в торговле, накапливая обширные состояния, с которыми часто могли конкурировать только состояния самых богатых патрициев. Большинство вольноотпущенников, однако, присоединилось к плебейским классам, и часто были фермерами или торговцами.

Хотя вольноотпущенникам не разрешалось голосовать во время Республики и ранней Империи, детям вольноотпущенников автоматически предоставлялся статус гражданина. Например, поэт Гораций был сыном вольноотпущенника из Венузии в южной Италии.

Многие из сатир Ювенала содержат гневные осуждения претензий богатых вольноотпущенников, некоторые из которых 'с мелом рабского рынка еще на их пятке'. Хотя сам также сын вольноотпущенника, Ювенал прежде всего видел в этих успешных мужчинах «новых богачей», которые слишком хвастались их богатством (часто добытым нечестным путем).

Рабы

Рабы (servi, «сервы») по большей части произошли от должников и от военнопленных, особенно женщин и детей, захваченных во время военных кампаний в Италии, Испании и Карфагене. Во времена Поздней Республики и Империи, большинство рабов прибыло из недавно завоеванных областей: Галлии, Великобритании, Северной Африки, Ближнего Востока и местности, являющейся ныне восточной Турцией.

Рабы первоначально не имели никаких прав. Однако, по прошествии времени, Сенат, и позже императоры, установили, что законодательство должно защищать жизнь и здоровье рабов. Но пока рабство не было отменено, римские мужчины обычно использовали своих рабов в сексуальных целях.Гораций, например, пишет о любви к своей молодой, привлекательной рабыне. Дети рабынь сами были рабами. Но во многих случаях завещатели (например, Тацит) освобождали своих детей, считая их законными наследниками. Рабы получили некоторые личные права только в период правления императора Антонина Пия (например, убийство раба хозяином приравнивалось к убийству перегрина). Парадоксом в этой ситуации было то, что вольноотпущенник римского гражданина автоматически получал римское гражданство, правда, с определёнными обязательствами к бывшему хозяину.

Гражданство.

Субъектом государственной жизни и публичного права считался в римской юридической традиции носитель специального качества, образуемого сочетанием целой совокупности требований — римский гражданин (civis romanus), и это качество было далеко не тождественно любому физическому лицу, даже полноправному в частноправовом смысле. В том, что касалось требований и регуляции публичного права, римлянин представлял как специфический субъект — civis optimo jure. Совокупность требований, необходимых для признания за лицом состояния римского гражданства, подразумевала: принадлежность к римской общине, личную и безусловную свободу, особый семейный статус, соответствие возрастным ограничениям. Особенностью института римского гражданства было то, что оно с самого начала своего исторического формирования определялась совокупностью правовых требований и в известном смысле было создано правом, имея строго личностный характер. Следствием этого было в том числе и развитие ряда промежуточных институтов на основе привилегий: право гостя (hospitium), почетное гражданство и др. Римское право исключало поэтому и возможность наличия у субъекта публичного права двойного гражданства: по Цицерону, этого не допускало «величие римского народа».

Структура имени римского гражданина:

– имя в собственном смысле слова;

– наименование семьи или рода, к которому принадлежит гражданин;

– указание имени отца в родительном падеже (русское отчество);

– наименование трибы, в составе которой носитель имени голосует в народном собрании (даже когда собрание перестало созываться);

– прозвище, которое стало включаться в полное имя гражданина позднее других частей. 

Правоспособность и дееспособность

Дееспособность человека в Риме зависела от нескольких факторов.

1.Возраст. Понимание смысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать то или иное решение приходят лишь с годами.

В Римском праве различались:

— полностью недееспособные (infantes) — малолетние дети до 7 лет, которые не могут говорить (topuefari non potest);

— неполовозрелые или малолетние дети, вышедшие из дет ства (impuberes infantia maiores) — мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет. «Признается, что несовершеннолетние, действующие без опекуна, ничего не могут и не знают» (D. 22. 6. 10).

Дети этого возраста могли лишь совершать сделки, которые вели к приобретению для несовершеннолетнего. Осуществлять другие виды сделок, связанные с прекращением права несовершеннолетнего или установлением его обязанностей, можно было только с разрешения опекуна и только при самом совершении сделки. Опекуны назначались по завещанию отца несовершеннолетнего или по назначению магистра. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего и отчуждать имущество несовершеннолетнего лишь в том случае, когда это необходимо.

Лицо в возрасте с 14 и до 25 лет было дееспособно. Однако в последние годы республики по просьбе таких лиц претор мог дать возможность отказаться от заключенной сделки и восстановить то имущественное положение, какое было до совершения сделки. Этот процесс назывался реституция. Позднее, во II в. н.э. лица, не достигшие 25 лет, имели право испросить себе куратора или попечителя.

Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для дей ственности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее, или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте 14 (12)—25 лет могли совершать завещание, а также вступать в брак без согласия попечителя.

2. Физические и психические недостатки. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными в связи с неспособностью отдавать себе отчет в своих действиях и находились под попечительством.

При наличии периодических или постоянных признаков у лица бешенства (furor) или умалишенности (dementia, amentia) такое лицо лишалось дееспособности на моменты помешательства. Однако во время просветлений гражданин считался дееспособным.

Телесные недостатки влияли только на те сферы деятельности, ко торые требуют наличия определенных физических возможностей. На пример, договор стипуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, человек немой или глухой его заключить самостоятельно не мог.

3. Расточительство. Расточитель (prodigus), т. е. лицо, которое своими действиями создавало угрозу полного своего разорения, так как не способно было соблюдать меру в расходах, ограничивалось в дееспособности, дабы не навредить самому себе. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать толь ко такие сделки, которые направлены лишь на приобретение имущества. Сделки, связанные с уменьшением имущества или установлением обязательства, могли совершаться только с согласия попечителя. В отношении расточителя не учитывалось, что у него бывают моменты «просветления». Правовое положение расточителя скорее схоже с опекой над несовершеннолетним, нежели с опекой над умалишенным.

4. Дееспособность женщин. Женщины старше 12 лет переставали счи таться несовершеннолетними, требующими опеки, и освобождались из-под опеки над несовершеннолетними. Такой возраст связан с юридической предпосылкой, что женщина уже может выдаваться замуж начиная с 12 лет. Однако с достижением указанного возраста лица женского пола не приобретали полной дееспособности и оставались под опекой. Это связано с тем, что женщина считалась от природы «легкомысленной» и не способной принимать самостоятельные решения.

Таким образом, под опекой домовладыки, мужа или ближайшего родственника мужского пола женщины находились на протяжении всей жизни. В классический период было признано, что взрослая женщина способна самостоятельно и без опеки управлять и распоряжаться своим имуществом, но не вправе принимать на себя в той или иной форме ответ ственность по чужим долгам. При Юстиниане ограничения правоспособности и дееспособности женщины были ослаблены, но равноправия полов все-таки не было достигнуто и тогда.

Правоспособность. Что касается полноправных граждан, то политический строй Афин обеспечивал им полноту политических прав и свобод. Применение жребия при замещении должностей предполагало, что любой гражданин может быть привлечён к управлению государством. Ежегодно сменяемые должностные лица регулярно отчитывались перед народным собранием и, в случае признания отчёта неудовлетворительным, могли быть отозваны досрочно.

Принадлежность к римскому гражданству означала для субъекта возможность пользования рядом прав и одновременно обременение публичными обязанностями. Публичная правоспособность наступала с 17 лет, с 60 лет гражданин мог быть освобожден от личных повинностей; освобождало от повинностей также исполнение обязанностей должностного лица и некоторых жреческих функций.

К публичным правам римского гражданина относились:

право обжалования решений должностных лиц в установленных народных собраниях — либо непосредственно, либо через трибунат;

право собраний и ассоциаций, в том числе соседских сходок, — не нарушая публичных правил и только в дневное время (собственно, первоисходное самонаименование римских граждан — «квириты» — и происходит от индоарийского еще ko-wiri, означавшее собрание мужчин для мирных и военных трудов в ko-wiria, одну из курий позднее);

право участия в собраниях государственного значения под руководством магистратов,

пассивное право - обязанность исполнять функции должностного лица при соответствующем имущественном цензе.

военно-милицейская служба (по этой обязанности могли быть дарованы льготы, а также и полное освобождение в личную награду);

обязанность подлежать цензу, т.е. исчислению имущества и доходов (уклонение преследовалось уголовным порядком);

уплата особого налога — трибута, собираемого по чрезвычайной государственной надобности;

владение и полезное использование землями покоренных народов. Собственно налогов в обычном смысле римские граждане не уплачивали; в ходу были только пошлины с некоторых юридических действий (при отпуске на волю рабов, волеизъявлении из семейных прав и т.п.), обязательные и для римлян.

Состояние римского гражданства в публично-правовом отношении подразумевало и наличие совокупности прав в частноправовом смысле, связываемых с этим статусом. К таким правам относились

право заключения полноценного брака (jus conubii),

право осуществлять отцовскую власть в семье-клане(patria potestas),

право участия в торговом обороте со всеми обязывающими гражданско-правовыми последствиями (juscommercii),

право возбуждать законные иски в границах привилегий квиритского права (legis actiones). Наличие этих прав представляло римского гражданина и как субъекта частного права.

Политические права римских граждан:

–голосование в народном собрании (jus suffragii);

–избрание в магистраты (jus honorum);

–служба в римских легионах (militaria).

Гражданские права римских граждан:

–вступать в римский брак, создавать римскую семью (jus connubii);

–быть субъектом всех имущественных правоотношений и соответствующих сделок (jus commercii);

–право составлять и быть свидетелем при составлении завещания и право быть назначенным наследником по завещанию (testamenti factio).

В эпоху христианства как господствующей религии римский гражданин обязан был исповедывать только каноническое христианское вероучение.

Права римского гражданина сильно менялись с течением времени, кроме того, они зависели от социального статуса личности и её заслуг перед государством.

К римскому гражданину не могли быть применены пытки и телесные наказания, а также смертная казнь в случае государственной измены. Не распространялось на военнослужащих в период несения действительной службы.

Обвиняемый в государственной измене римский гражданин имел право на суд в Риме.

Статус военнослужащих

В легионах на действительной службе имели право находиться только римские граждане, но они на срок службы (20 лет) поражались в правах: например, легионер не имел права вступать в законный брак, поэтому дети военнослужащих, рождённые в период службы, гражданства не имели, равно не приобретали они гражданства, если военный вступал после отставки с их матерью в законный брак. Равным образом, к военнослужащим могли быть применены телесные наказания и смертная казнь. Только при Септимии Севере военнослужащие получили право вступать в законный брак во время несения службы, что превращало военную службу в наследственное занятие.

Аукзилиарии (солдаты вспомогательных войск) получали права римского гражданства после окончания полного срока службы (30 лет).

Внешние атрибуты римского гражданства

В период Республики и ранней Империи римский гражданин должен был даже внешне отличаться от прочих жителей римского государства — по указу Августа, граждане в присутственных местах должны были носить тогу. Реликтом этих порядков были императорские указы V в., запрещавшие ношение в черте города Рима штанов (как атрибута «варварской» одежды).

Условия приобретения римского гражданства

Приобретение прав римского гражданина достигалось совокупностью требований, согласующихся с т.н. правом по крови (jus sanguinis), по месту жительства (jus loco) и специальным правом узаконения гражданства (jus civitatis); причем последнее носило определяющий характер.

Представляя преимущественно в качестве привилегии сформированный правовой институт, римское гражданство не считалось обязательной естественной принадлежностью любого индивида, даже принадлежащего к римской общине по рождению, по имуществу и т.д. Статусу римского гражданина следовало соответствовать, т.е. соблюдать некоторые требования гражданского права и нравственно-общественного порядка. В случае «несоответствия» римское право предусматривало возможность отторжения от лица — навсегда или временно — этих прав, возможность лишения гражданства.

Права римского гражданина могли приобретаться двояким в правовом отношении путем: 1) в силу установлений естественного права, санкционированного законами; 2) в силу непосредственных предписаний публичного права. В первом случае публичное право только санкционировало обретение гражданства естественным путем, и только в особых случаях (строго единичных и на основе судебных решений) могли быть приняты ограничения на такое приобретение прав гражданства. Во втором случае предписания публичного права, будучи по своему смыслу правом исключительным, или специальным (см. I.2.2), не могли быть оспариваемы частным лицом, претендующим на распространение на него аналогичного статуса.

Способы приобретения римского гражданства:

–  рождение – ребенок, рожденный в римском браке, следовал состоянию отца, а ребенок, рожденный женщиной, не состоявшей в браке, следовал состоянию матери. Ребенок, рожденный вне брака не римлянкой, не признавался римским гражданином, хотя отцом его был римский гражданин. В I в. н.э. было установлено, что ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его отцом был не римский гражданин. Ребенок, рожденный от брака его родителей, становится гражданином, если отец был гражданином в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения ребенка. Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоящей в браке, если мать была гражданкой в момент его рождения, был гражданином независимо от ее состояния до этого момента;

–  освобождение от рабства: было различным для ситуаций, когда освобождению подлежал прежде полноправный римский гражданин, временно находившийся в рабском состоянии (как военнопленный или как должник), и когда освобождение касалось «натурального» раба, не принадлежавшего к римской общине. В первом случае речь шла в формальном отношении только о полном восстановлении права гражданства, во втором — права римского гражданства предоставлялись только при соблюдении установленных требований и процедур, либо когда гражданство предоставлялось рабу одним из высших лиц «от имени римского народа».

–           усыновление римским гражданином чужеземца;

  •  предоставление римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государственной власти.

Кроме того, в силу непосредственных предписаний публичного права гражданство обреталось

  •  путем его индивидуального присвоения за личные заслуги перед римским народом (свободному лицу иностранного гражданства или без гражданства),
  •  через законодательное постановление о предоставлении вообще прав римского гражданства жителям определенного города, провинции либо сословной категории. Родственными в правовом смысле были также возможности
  •  купить римское гражданство и
  •  выслужить за 20 лет армейской службы.

Дополнительным основанием для приобретения прав римского гражданства в классическую эпоху, особенно в период республики, было обязательное проживание лица, претендующего на таковое, в Риме и вхождение в одну из территориальных единиц общины; позднее это требование не было безусловным.

В период империи предоставление римского гражданства стало зависеть от воли правителя. Можно было купить гражданство, но оно было доступно только ограниченному кругу элиты. После Гражданских войн 49 — 45 гг. до н. э. Юлий Цезарь предоставил римское гражданство всем жителям Италии и Цизальпийской Галлии. В ряде случаев, императоры могли предоставить права гражданства прочим городам и провинциям (полное римское гражданство имело население Бетики и Нарбонской Галлии, чьи обитатели именовались togatiae — «носящие тогу»). Клавдий предоставил римское гражданство жителям Лугдунской Галлии, и представители племени эдуев были введены в Сенат. Нерон предоставил римское гражданство жителям Ахайи (объявив об её «независимости» и освобождении от налогов), но оно было аннулировано Веспасианом.

Римское и латинское гражданство были мощными орудиями процесса романизации.

Эдикт Каракаллы.

Примечателен т.н. Эдикт Каракаллы или «Антонинов указ» (лат. Constitutio Antoniniana — «Конституция Антонина») — указ римского императора Каракаллы 212 г., предоставлявший римское гражданство всему свободному населению империи. Преследовал в первую очередь фискальные цели, а именно охватить всех подданных налоговой системой и увеличить базу для комплектования армии, поскольку в легионах имели право служить только полные римские граждане.

Потеря и ограничение гражданства

Способы прекращения римского гражданства:

  •  смерть;
  •  полная потеря правоспособности (capitis deminutio maxima) в связи с утратой гражданином свободы в случаях продажи в рабство за границей, плена, захвата неприятелем. Если захваченный в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он рассматривался как никогда не утративший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав;
  •  отказ гражданина от прав гражданства;
  •  переход гражданина в число латинов в целях получения земель;
  •  изгнание на срок из пределов Рима.
  •  уголовных наказаний особого рода;
  •  политического преследования, выразившегося в особом законном осуждении лица.

Осуждение римского гражданина на смертную казнь, приговорение его к телесным наказаниям, к продаже в рабство за какие-либо преступления означало одновременное лишение прав гражданства; причем, как правило, в таких ситуациях не могло следовать восстановления впоследствии прав гражданства. Временная утрата прав гражданства могла наступать в результате законного ареста, осуществленного по постановлению должностного лица либо уголовного суда, а также изгнания на срок из пределов Рима (вообще из пределов Италии и т.п.); как правило, такой утрате прав гражданства сопутствовало лишение и имущественных прав, — но только по индивидуальным постановлениям. Полная потеря прав гражданства означала и утрату лицом своего частноправового статуса применительно к jus civile.

Бесчестье

Особое явление с особыми юридическими последствиями составляло т.н. умаление чести вследствие бесчестья (infamia). Бесчестье могло наступать по основаниям фактическим и по законным. Фактическое бесчестье вытекало из нравственного осуждения обществом морального облика или поведения лица (не пойманный вор, распутник, карточный шулер). В формально-правовом отношении это было как бы превентивное лишение равноправия: лицо, характеризующееся как turpitudо, устранялось из числа возможных свидетелей, от вообще решения общественно нравственных вопросов, возможных опекунов, кандидатов в должностные лица; turpitudо создавало вполне достаточное основание для лишения данного лица прав наследства.

Законное бесчестье наступало в силу конкретного распоряжения закона или вообще гражданского права. Оно могло быть

  1.  непосредственным;
  2.  опосредованным.

Непосредственное законное бесчестье (infamia juris immediata) следовало в случае причастности к образу жизни или поведению, осужденных законом: проституция, ростовщичество, занятие сценическими искусствами, позорная отставка солдата и т.п. — и не требовало никаких индивидуально-правовых постановлений.

Опосредованное законное бесчестье наступало (infamia juris mediata) в качестве индивидуального акта по приговору суда вследствие совершения некоторых уголовных преступлений (как сопутствующее основному наказанию) или вследствие неисполнения ряда частноправовых обязательств, отнесенных к особому типу позорящих (договоры поручения, товарищества, поклажи), а также обязанностей по опеке. Результатом бесчестья (вне зависимости от его конкретного вида) была потеря публичных прав — на занятие почетных должностей, на место при играх или религиозных церемониях, — а также ряда частных прав, прежде всего, наследования.

Умаление чести могло быть пожизненным или временным. В любом случае восстановление ее могло быть реализовано либо только тем же властным органом, который наложил в свое время бесчестье, либо верховной властью от имени римского народа.

Ограничение прав римского гражданства, не следующее из правового лишения его либо из умаления чести, могло последовать также по обстоятельствам религиозным или по признаку пола. Несоблюдение требований языческой религии в классическую эпоху с необходимостью . влекло общественное осуждение turpitude с общими для этого правовыми последствиями. В эпоху христианства как господствующей религии состояние римского гражданства подразумевало и обязательное исповедание только христианского вероучения, причем в официально-каноническом, признанном государственной властью виде. Соответственно язычники, еретики и разного рода отступники от канонического христианства, иудеи и т.д. ни в каком случае не могли пользоваться правами римского гражданина. Таким образом, внутренние подразумеваемые требования к обладателю римского гражданства придавали этому институту не чисто правовой, а дополнительно своего рода этнически-элитарный смысл. Ограниченное понимание прав римского гражданства связывалось также с половой квалификацией: женщины обладали при соответствии совокупности требований правами римского гражданства, но содержание этих прав было иным, нежели у мужчин. Женщины не несли никаких публичных обязанностей и таким образом вообще были лишь условными субъектами права; за исключением жриц культа Весты или позднее монахинь не подлежали ответственности за публичные правонарушения и преступления, не могли сами обращаться за судебной защитой. Кроме того, значительными были различия между гражданами мужского и женского пола в области частных прав. Двуполое лицо (гермафродит) квалифицировалось в зависимости от того, какие признаки в нем преобладали — соответственно, и решался вопрос о качестве его гражданских прав.

В целом правовая конструкция римского гражданства основывалась на признании его публичной гарантией привилегий лица, по своим внутренним качествам достойного пользоваться состоянием индивидуальной свободы: «Свобода есть способность делать то, что нравится, однако не быв к тому принуждену ни силой, ни правом».




1. Мы не обманываем
2. Статистика это род практической деятельности людей цель которой сбор обработка и анализ информации
3. Принципы и методы классической историографии
4. Контрольная работа- Офіційний та тіньовий бізнес у США
5. Усадьба Знаменское-Садки по новым архивным материалам
6. Economic bases of innovative activity in public health services
7. Поскольку к этому процессу привлечены как минимум два человека и каждый является активным субъектом то в п
8. Лекция 4 Виды посредников и их основные функции Посредники Виды торговых посредников Взаимоде
9. Реферат- Негосударственное социальное обеспечение
10. Курсовая работа- Профессиональный менталитет учителя
11. Алгоритмизация и программирование процессов обработки данных в среде СУБД типа Fox
12. Реферат на тему- Выполнили- Ст гр 5212 Матвеев Ф
13. Вариант 15
14. Организационные формы управления торгово-посреднической деятельностью
15. 17 Парламентарии, их статус и объединения в зарубежных странах
16. На тему- Цифровые автоматы Выполнили- Астахов Ф
17. Неэффективная управляющая команда
18. КАК-Тромбоцитопенияснижен гемогл эритр тромбоциты предположит тромбоцитопеническая пурпура 2
19. Шилке Афганистан У всех кто прошел через него там осталась частичка жизни.
20. Тема 5. Базы данных 5