Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Реферат- Феминология как наука

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

ПЛАН

  1.  Феминология как наука.

  1.  Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.

  1.  Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мир.

  1.  Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.


Феминология как наука
.

Феминизм, в широком смысле – стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; в узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в.

В 1996 году в соответствии с решением Министерства образования РФ  в программу некоторых российских вузов ввели новую учебную дисциплину – феминологию.

«Феминология рассматривает совокупность социально-экономических, политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни».

В узком смысле этого слова «фиминология» - наука о положении и социальных ролях женщины.

Таким образом, объектом феминологии являются женщины. Но сразу возникает вопрос, как понять и определить этот объект? Галина Силласте, ведущий феминолог России, говорит о двух подходах к  женщине как к объекту исследования. Первый подход: женщины как социально демографическая группа. Но при таком подходе на передний нлан выступают такие проблемы как соотношение полов в определенных поколениях, динамика рождаемости, продолжительность жизни в зависимости от пола, характеристика женщины как рабочей силы и т.д. Второй подход, женщины как относительно автономное социальное обозрение – социум. Такой подход дает более глубокое и всестороннее понимание женского вопроса в прошлом, настоящем и будущем, его влияние на общие социальные процессы.

Основными задачами курса “Феминология”, являются следующие:

  •  изучение социальных факторов, обуславливающих общее и особенное в жизнедеятельности мужчин и женщин, специфических условий, влияющих на положение женщины в обществе;
  •  выработка цельного научного мировоззрения, основанного на принципах международных концепций ООН, других нормативных актов, ориентированных на повышение роли и статуса женщины в обществе;
  •  реализация основных направлений государственной социальной политики, изучение социальной технологии деятельности государственных и общественных организаций по оказанию поддержки и помощи женщинам;

изучение федеральной, региональной и местной систем, комплекса форм и методов социальной работы с различными категориями женского населения

Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.

Мировоззренческой базой фиминалогии является общая гуманистическая теория о равном праве всех людей, независимо от расы, вероисповедания, пола на осуществление своего материального благосостояния, духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей. По отношению к правам и возможностям личностного развития женщин такой подход предполагает не только серьезнейшие общие социальные преобразования, но и переход от общества традиционно мужской дискриминации по признаку пола к общественным отношениям равных прав и возможностей женщин и мужчин.

Феминология – междисциплинарная наука. Она развивается в тесной связи с такими науками, как история, социальная философия, социальная и общая психология, социология. Феминология использует следующие основные методы исследования:

  1.  Социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и женского бытия.
  2.  Аксиологический, утверждающий равную самоценность личности мужчины и женщины.
  3.  Функциональный, раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной и обществом.
  4.  Институциональный, ориентирующийся на изучение социальных институтов, влияющих на жизнедеятельность женщин. 

Феминология  тесно связанна с социологическими исследованиями гендерных исследований, так как их значение для нее очень велико. Само понятие «гендерный» - « это представление индивида (мужчины / женщины) во всей совокупности его физиологической и социальной сущности с акцентом на социальную. Гендер – понятие культурологическое. Идеальный образ женщины или мужчины данного хронологического и географического среза пестуется национальными традициями, этнопсихологией, степенью цивилизованности общества, религией, историей, национальным менталитетом и т.п.”. Г.Силласте отмечает и определенную специфику гендерных исследований в отличие от обычных социологических исследований по указанной тематике. Она пишет: «Гендерные исследования - изучение положения женщин через призму, прежде всего, социопсихологических и социокультурных особенностей. Экономика и политика, социальная среда здесь учитываются, но в качестве второстепенных, а не определяющих обстоятельств”.

Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мире.

Многие ученые считают, что становление феминологии как науки очень важно для всей системы наук о человеке и обществе, так как оно знаменует выход на новый виток изучения возможностей человека с учетом его психофизиологической полоролевой специфики.

В СССР и России можно назвать исследования, посвященные семье, в основном статистико-демографический анализ (К. Васильева и др.). Можно назвать работы этнографов, посвященные этническим особенностям форм семьи, особенностям семейных отношений, семейным обычаям и обрядам, например, Я.С. Смирнова о семье и семейном быте народов Северного Кавказа и т.д. Женский же вопрос до последнего десятилетия у нас не изучался, так как считалось, что в нашей стране он уже решен. О положении женщин в обществе и семье, о необходимости борьбы за женское равноправие много писалось и говорилось в двадцатых годах (В.И. Ленин, А.М. Коллонтай и др.). В более же поздний период сложилась официальная точка зрения, что социализм мы построили, женский вопрос решили и проблему закрыли.

Первые шаги систематического изучения социально-психологического аспекта женского вопроса были сделаны только в восьмидесятых годах. К таким исследованиям можно отнести изучение общественного мнения женщин, мотивации их поведения и др.

На международном семинаре под эгидой ЮНЕСКО, “Гендерные исследования: проблемы и сравнительные перспективы” Галина Силласте выступила с основным докладом о состоянии массового женского сознания, отражающего отношение различных групп женщин к проблемам, событиям, явлениям социальной действительности.

Он отметила, что такие исследования ведутся лишь с конца восьмидесятых годов. Так же отметила два их направления: во-первых, исследования в рамках социологии семьи, проводимые НИИ социологии, в которых рассматриваются социальный и демографический аспекты проблемы, мнения женщин о политике и управлении по отношению к семье. Во-вторых, изучение общественного мнения женщин в рамках исследовательского проекта “Женщины и демократизация общества”. Первый этап этих исследований был завершен в 1990 году и в 1991 году опубликованы его результаты. По словам Г. Силласте, руководившей этими исследованиями, сделаны попытки использовать их результаты на практике, оказывая помощь властным структурам в выработке и осуществлении программы решения женских проблем в новых условиях. В 1994 году был осуществлен второй этап исследований

За рубежом такие же исследования в сфере образования, просвещения, подготовки женских кадров, помощи женским движениям и в социальной работе с женщинами начались раньше. В США исследования по проблемам социального положения женщин и женским движениям ведутся с конца ХIХ века. Еще в начале нашего века читались и отдельные университетские курсы по феминологии, но частью образовательных и исследовательских программ они стали лишь с конца шестидесятых годов, что стимулировалось самим развитием женского движения в стране. Начиная с семидесятых годов, учебные курсы по женской проблематике предлагались более чем в тысяче американских колледжей и университетов. С восьмидесятых годов за такие исследования за учебную деятельность в этой области присуждались ученые степени, и при всем этом феминология считается междисциплинарной областью наук. Для учебной подготовки по исследованию женской проблематики существует сеть из 70 центров и институтов, действуют 50 феминистских издательств, более ста книжных магазинов специализируются на женской тематике. Фордовский и другие фонды выделили значительные средства на издание новых журналов и научные исследования. В 1977 году была учреждена “Национальная ассоциация по изучению женской проблематики в социально-политическом и профессиональном аспектах и в стране, и в мире”. Однако Чемберлен (президент-учредитель национального совета по исследованиям женской проблематики в США) отмечает также трудности в исследованиях по женской тематике и в преподавании, как, прежде всего, недоверие академической общественности к этой проблематике, отношение к ней как к несерьезной и побочной для науки.

Судя по развитию, феминология как наука еще очень молода, опыт научных исследований и образования по женской проблематике короток по времени, невелик даже в наиболее развитых странах. Большое оживление в изучение этих проблем и поиски практических путей их решения внесла программа ООН “Десятилетие для женщины. 1975-1985 годы”. В рамках этой программы были приняты важные документы, оказавшие влияние на политику правительств государств, объединяемых ООН, проведены международные женские конгрессы, о чем подробнее будет сказано в завершающих главах работы.

Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.

Современное человечество породило в своем развитии ряд трудноразрешимых проблем, решение которых требует более полного использования опыта развития цивилизаций. Несколько условно цивилизации Земли можно разделить на две группы: техногенные, или технократические, и "природофильные". Западноевропейская и Североамериканская цивилизации, развивая технику, относились к природе как к материалу в мастерской, не учитывая целостности и автономности природы, подрывая ее возможности самоочищения и самовосстановления, что и породило конфликт между природой и человеком. Но интересы человека как личности, его биологические особенности, его психология, комфортность существования каждого человека в социальной среде мало учитывались технократическими цивилизациями, что в немалой степени способствовало духовному обнищанию человечества.

Для цивилизации Востока природа была в большей степени храмом, а не мастерской, развитие техники здесь было куда более медленным, личности человека, его духовному совершенствованию отводилось не меньше, если не больше внимания, чем его материальному обеспечению. Но и эти цивилизации благодаря нерегулируемому росту народонаселения, опережающему рост производительных сил, столкнулись с серьезнейшими противоречиями, не избежали огромной дифференциации между богатством меньшинства и нищенским существованием большинства.

Если развитие Западных цивилизаций шло и продолжает идти по “мужскому типу”, то в развитии Восточных цивилизаций сильнее влияние “женского начала”. Патриархальный характер культуры Запада выражается в агрессивности, преобладании сухой логики над эмоциями, в том числе и нравственным чувством. Способность же сопереживания, более развитая у женщин, распространяется и на отношение к природе, особенно к живой природе в культуре Востока.

Нельзя заменить западный тип развития восточным потому, что мы не избавим тем самым современное человечество от его глобальных проблем. Для успешного разрешения последних необходимо ослабление мужского начала в социальной жизни и в политике, обогащение его женским началом. А для решения этой задачи необходимо изучение женщин как социальной общности и женской проблемы в целом. Для этого и нужна феминология как наука со всеми ее исследованиями.

Не требует длинных разъяснений роль женщин в предотвращении войн, насильственных форм разрешения конфликтов, применения оружия массового уничтожения. По своей природе женщина – созидательница и хранительница жизни и враг смерти, уничтожения.

Велика роль женщин и в преодолении экологического кризиса. Она не только в их непосредственном участии в природоохранительных движениях и организациях, но и в воспитании нового типа мышления – экологического мышления у новых поколений. Женская способность к эмпатии – сопереживанию и вживанию в чувства других людей – может стать и важнейшим аспектом духовного возрождения человечества.

Подводя итоги можно еще раз отметить сугубую актуальность активного участия женщин в решении и локальных, и глобальных проблем человечества. Но повторю еще раз, что для этого нужно изучение женщин и женских проблем, преодоление дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни.

Преодоление устоявшихся стереотипов обыденного сознания, касающихся оценки социальных ролей женщин, преодоление разрыва полов, их явного и скрытого антагонизма, – важнейший аспект борьбы за сохранение и дальнейший прогресс человечества.

Поэтому так необходимо развитие и изучение науки о женщине – феминология




1. 13 января 2014 г
2. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Тернопіль 2002 Дисе
3. Расчёт трансформаторов
4. Рассчитать и спроектировать электромеханический привод по заданной схеме 1 ~ электродвигатель 2 6 ~
5. повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях; повышение эффективности производства
6. Тема- Определение финансовых результатов деятельности дистанции электроснабжения Цель- Познакомиться с ф
7. Сущность и значение налогов и налогообложения
8. жетпіс деген с~з Жет Піс деген екі с~зден ~~ралады я~ни жетілген ша~ы~ піскен кезі~ деген расау деген ой.
9. переносчиков насосов рецепторов
10. Генетика и эволюция История жизни на Земле и методы исследования эволюции (эволюция и развитие живых систем)
11. Функции кадровой службы предприятия
12. Структурно - семантические особеннности спортивной фразеологии современного английского языка
13. Категория трудности перевала Характер наиб
14. на тему- Межнациональные конфликты и пути их решения
15. Возможна ли теоретическая биология
16. Нормирование и оплата труда
17. Постановка и решение на уроке триединой задачи обучение воспитание развитие 2
18.  М. 1997 104с. Предлагаемая работа представляет собой учебное пособие для организации работы классного р
19. Тема 4 Соціальна складова нової парадигми регіонального розвитку
20. София 2011224 с ldquo;MorgnFlint Cordquo; 2012 Вычитка и сканирование Перед вами первая в мире книга о том как с