Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Религиознофилософское осмысление отечественной культуры и православного государства 1617 веков На рубеж

Работа добавлена на сайт samzan.net:


11. Религиозно-философское осмысление отечественной культуры и православного государства 16-17 веков

На рубеже XVI -  XVII вв. активное воздействие на духовную жизнь страны и развитие ее культуры оказали образование единого Российского государства, освобождение страны от монголо-татарского владычества и завершение формирования русской (великорусской) народности и единого русского языка, ведущее место в котором заняли московский говор и владимиро-суздальский диалект, став основой разговорного и делового языка. Благотворное влияние этих факторов привело в XVI в. к превращению многообразной по своим местным особенностям русской культуры в единое целое.

В конце XVI - начале XVII в. особую роль в развитии русской культуры стали играть взаимоотношения церкви и государства. Теократические устремления иерархов русской церкви в конце XVI в. вошли в острое противоречие с великокняжеской политикой укрепления светской власти, в том числе за счет секуляризации церковных владений. Позиции церкви ослабляла борьба группировок внутри самой церкви, а также рост еретических движений. С начала XVI в. постепенно складывается союз государственной власти и «иосифлянской» церкви, основанный на взаимных уступках. Церковь отказалась от своих теократических амбиций и выдвинула теорию божественного происхождения великокняжеской власти, обеспечив себе поддержку государства в борьбе со своими идейными противниками. Государство же, отказавшись от планов секуляризации, получило необходимую идеологическую поддержку церкви. Дальнейший процесс укрепления самодержавной власти сопровождался усилением Церковно-религиозного влияния на духовную жизнь страны. Церковь повела борьбу с «латинством» (влиянием западной католической церкви), распространением светских знаний, установила жесткую регламентацию зодчества, живописи, литературы.
Мысль о том, что на Московское царство переходят религиозные и политические задачи Византии, была поддержана и развита русскими писателями в XVI в. Коротко назовем основные их положения.

Была реанимирована старая легенда об Андрее Первозванном - доказывалось, что русская церковь берет свое начало непосредственно от апостола. Когда Антоний Поссевино предложил Ивану Васильевичу примкнуть к унии по примеру греков, Грозный ответил: "Мы верим не в греков, а в Христа; мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел в эти страны, чтобы прийти в Рим; таким образом, мы на Москве приняли христианскую веру в тоже самое время, как вы в Италии и с тех пор соблюдали ее ненарушимою".

Была сложена "Повесть о белом клобуке", авторство которой приписывается Дмитрию Герасимову. Белый клобук - символ высшей церковной власти - подарен Константином Великим папе Сильвестру, а от него попал в Новгород. Весьма характерно, что церковная реликвия движется по вполне определенному маршруту: Рим - Константинополь - Русь. Начиная с церковного собора 1564 г. московский митрополит обязан был носить белый клобук.

На Руси стали складываться сказания и о других святынях православного мира, оказавшихся божим промыслом в русских пределах. Среди них сказание о Спасовой иконе, писанной царем Мануилом и оказавшейся в Новгороде; сказание о Тихвинской иконе Богородицы и т.п.


Серьезные политические и социально-экономические потрясения второй половины XVI в. и трагические события Смутного времени начала XVII в. заметно затормозили поступательное движение в формировании единого русского культурного пространства. В целом жеXVII столетие стало переломным периодом в русской истории не только в политическом, но и в культурном отношении. Проявившаяся вXVI в. тенденция к обмирщению культуры — ее освобождение от влияния церкви, разрушение религиозного средневекового мировоззрения, апелляция к разуму — в XVII столетии стала главным содержанием культурно-исторического процесса. 

Важной составляющей отечественной культуры этого периода является исихазм.

Один из крупнейших представителей исихазма - Григорий Палама, византийский мистик XIV века. Противопоставляя Бога и мир, исихазм понимал мир как несотворенную энергию. Веру в Бога необходимо дополнить постижением энергии мистическим опытом, соединением души и энергии. Исихазм оказал влияние на крупнейшего представителя движения «нестяжателей» Нила Сорского (1433 - 1508) и философа XVI века Максима Грека (1470 - 1556). Влияние исихазма прослеживается и в последующем развитии русской философской мысли, в ее склонности к мистико-интуитивному познанию.

В России XVI - XVII веков получила развитие также общественно-политическая мысль. Прежде всего, эта концепция старца Филофея «Москва - третий Рим» (первая половина XVI в.). В соответствии с ней два «Рима» (Древний Рим и Византия) пали, не приняв христианство или изменив ему. Носителем истинной веры стала Москва - третий и последний Рим. Отсюда следует мессианская роль Москвы. В ХVII веке Москва стала центром притяжения для мыслителей из славянских стран. Хорват Ю. Крижанич (XVII в.) выдвинул идею самобытного славянского мира, противостоящего другим культурам. Таким образом, в Древней Руси были заложены основы философской культуры, хотя оригинальная философия еще не получила развитую систематическую форму.

12. Влияние смутного времени и церковного раскола на русскую культуру  (рубеж 16-17вв, сер.17в)

В истории русской культуры XVII в. завершает период средневековья и начинает переход к Новому времени. В силу исторических условий происходит смена мировоззрения – от религиозного к светскому. Раскол в самой церкви был самым весомым фактором начавшегося кризиса средневекового мировоззрения.

В яростном споре между патриархом Никоном и протопопом Аввакумом не оказалось победителей. Патриарх Никон, попытавшийся поставить духовную власть выше светской, был низложен церковным собором 1666 г. Конфликт между светской и духовной властью в России завершился тем, что усилилась зависимость церкви от государства, но церкви удалось сохранить внутреннюю самостоятельность и свои земельные владения.

Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 году по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников.

До 1690 года от самосожжения погибло 20000 человек, иногда одновременно сгорала группа до 2700 человек. Были случаи совместного затопления в водах озер и рек, замуровывания живых староверцев в подвалах каменных зданий и даже групповое самоуничтожение с помощью ударов или порезов обычными ножами. Много семей староверов уехало и скрылось в глухой тайге Урала, Алтая и Сибири, где и сейчас проживают их потомки.

Староверы создали очень интересную и в значительной мере самобытную культуру. В каждой секте имелись свои духовные песни или псалмы, часто не лишенные поэтичности, в каждой секте помимо оригинального обряда богомоления были и свои обряды жизненного цикла, свой жизненный уклад, а иногда и свой костюм. В культуре староверов ясно видны два слоя: культурный слой, отражающий учение и мировоззрение данной секты, и второй – русская традиционная культура.

Монополия церковников на образование и грамотность стала уходить в прошлое. В городах повысился процент грамотных людей. Больше стало выпускаться книг. Тиражи Московского печатного двора насчитывали десятки тысяч экземпляров, среди которых заметное место занимали своды законов, уставы, учебники. В России появились иностранные книги, нанимались за границей специалисты, детей посылали за границу на учебу.

Церковный раскол повлиял даже на организацию народного просвещения. Долго думали и решали, как преподавать латинский и греческий языки в школах. Сначала их преподавали в разных школах, то есть раздельно: в одной – латинский, а греческий – в другой. В 1681 г. при московской типографии на Никольской открыто было училище с двумя классами для изучения греческого языка в одном и славянского в другом. Руководил этой типографской школой долго живший на Востоке иеромонах Тимофей с двумя учителями-греками. В школу вступило 30 учеников из разных сословий. В 1686 г. их числилось уже 233 человека. Потом заведена была и высшая школа, Славяно-греко-латинская академия (эту академию заканчивал М.В. Ломоносов – великий ученый-энциклопедист), открытая в 1686 г. в Заиконоспасском монастыре на Никольской же. Руководить ею призваны были греки братья Лихуды.

Светские элементы в культуре XVII в. проявляются и в церковном зодчестве и в живописи и в прикладном искусстве. На смену монументальным княжеским храмам приходят посадские церкви – нарядные, с яркими красками, с бесчисленными узорами, с украшениями из фигурного кирпича и изразцов. Патриарх Никон пробовал запретить строительство шатровых церквей, но они продолжали возводиться в Москве, Ярославле, Костроме, Ростове и других городах.

Важно отметить, что после реформ Никона и последовавшего за ними Раскола наметились два основных течения общественной мысли: одно – национально консервативное, направленное против реформ как в церковной сфере, так и в гражданской и одинаково неприязненно относившееся и к грекам, и к немцам как к иноземному, чужому элементу. Другое направление было западническое, шедшее навстречу греческой и киевской науке и западной культуре. Через годы эти воззрения соединят умы людей в определенные группы – на арену российской истории выйдут славянофилы и западники.

Историки спорят о деталях, о моментах развития, но не ставят под сомнение вектор развития российской государственности, переход к абсолютизму. Церковные реформы и церковный раскол вписываются в контекст эволюции государства и российского общества и трактуются как исторически неизбежные.

13. Переход от народного русского искусства к современным художественным формам в русской литературе, живописи, зодчестве (14-17вв)




1. Будова, функції та методи дослідження мітохондрій
2. на тему- СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
3. то. Удар. PHIL- оправдываешься
4. Тема 1 Предмет социологии 1
5. Бытие и сознание ~ это два тесно взаимосвязанных но в то же время самостоятельных и независимых друг от друг
6. Тема- Робочий стіл і головне меню Windows
7. Типы общества и адекватные им формы собственности
8. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук К
9. это разработка мер способствующих максимально возможному сокращению адаптационных периодов
10. 5 такта и состоит из двух шагов ББ и двух Джайв Шассе БаБ БаБ
11. U.RU Н.
12. Варианты окладов в СБВ согласно штатного расписания
13. 28.12.13 Вопрос Амма я застрессован
14. Публикация в ldquo;Дружбе народовrdquo;- ldquo;Выход возможен только через кризис
15. сеятель ветер носил семена и сеял их всюду ~ и в черную влажную землю и на голый каменный пустырь
16. для дядюшки Случая Jeden chlupn~k byl tuze chud~ nev~d~l Один крестьянин был очень бедным и не знал; tuze очень; v~d~t з
17. История создания подводной лодки
18. Организация трудового воспитания в малокомплектованом дошкольном учреждении
19. РЕФЕРАТИ Терміни та їх визначення Реферат від
20. Введение в онтологию языка