Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

психоаналитик супервизор и тренинговый аналитик Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерап

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

PAGE  1

                                          А.Н. Гришанов

психолог-психоаналитик, супервизор и тренинговый аналитик  Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

 

  НАРЦИССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  –  ВРЕМЯ НОРМЫ И  ПАТОЛОГИИ

   

В статье рассматриваются современные  проявления массовой манифестации регрессивных форм патологического нарциссизма и формирование условий для  широкого распространения нарциссического типа воспитания, как отражение закономерных процессов в современном обществе. Рассмотрены темпоральные  характеристики  нарциссической культуры, которые  позволяют  прояснить  специфику жизненного мира личности нарциссического типа. Обсуждается процесс развития  индивидуальности на пути формирования нориальной автономии индивида.

    1. Проявления патологического нарциссизма в современной культуре.

По мнению многих зарубежных исследователей современное отношение человека к себе и окружающему миру в концентрированном виде отражено в символике Нарцисса - героя древнегреческого мифа. Как и Нарциссу, современному человеку становится все более свойственна индивидуальная потребность в самовоплощении, замыкание интересов в частной сфере и приверженность “нарциссическому” образу жизни, когда человек занят только собой и заботится только о собственном благополучии. Многие зарубежные авторы, анализируя процессы, происходящие в современном обществе, констатируют наступление эпохи нарциссической культуры, а предствителя этой культуры определяют как  человека  нового типа [4, 14]. Для него характерна усиленная “забота о себе” и, как следствие, нарциссическая культивация тела, своеобразные формы межличностных отношений, когда Другой используется преимущественно как функциональный объект, а также реализация способов  “отстраненного” пребывания в социокультурном пространстве. Можно констатировать, что высшей ценностью для подобных индивидов становится ценность бесконечного утверждения самого себя как независимого по отношению к другим. В своей массе они все больше отстраняются от культурных достижений и авторитетов прошлого, что отражает потерю для них исторической преемственности. Они  также  безразличны  и к жизни будущих поколений, что активизирует у них страхи биологического старения и преклонение перед молодостью и красотой. Такой индивиды включены в конвейер сиюминутных гедонистических предпочтений, которые так быстро сменяются в сфере  интересов, что практически не оставляют следа в их психической реальности. По мнению зарубежных социологов, на фоне все большего обесценивания социальных и политических идеалов для современного человека, а также общего состояния апатии, свойственного ему, приходит новая стадия в развитии индивидуализма, которую определяют термином “нарциссизм” [4, 7].

Истоки появления современной культуры нарциссизма, а точнее субкультуры в современном социокультурном пространстве, связывают с философской манифестацией субъективности в эпоху Нового времени. Классическую идею субъективности связывают с двумя способностями человека – «осознанию самого себя (саморефлексия) и полаганию основ собственной судьбы (свобода как самоположение)» [7, с.16]. Первоначальная идея субъективности сильно изменилась под влиянием критической мысли М.Хайдеггера, М.Фуко, З.Фрейда, Ж.Локана и др. при обсуждении тематики бессознательного и тематики конечного, в частности, в признании предельной конечности нашего знания и наших возможностей в отношении реального [7]. В результате социального развития идея субъективности, культурным выражением которой был гуманизм, заменялась, все в большей степени, ее радикальным вариантом – идеей индивидуализма, в которой самость утверждается как незыблемая ценность, освобожденная от всякой нормативности [7]. С подобным утверждением трудно согласиться, как и с таким определением индивидуализма, в котором Я не приемлет внешних норм и правил и даже не подчиняется закону, данному самим себе, а стремится к простому утверждению Я в качестве неотъемлемой ценности [7]. Действительно, если, например, десоциализацию можно рассматривать как наблюдаемое проявление индивидуализма, то конкретные ее формы, в частности, в нарциссической субкультуре, определяются не только внешними по отношению к ее представителям факторами, но и внутренними психическими (сознательными и бессознательными) структурами, влияющими на смысловое стркутуру жизненного мира индивида.

Можно предположить, что при изучении структуры и процессов в нарциссической субкультуре, важным источником ее понимания могут быть сведения о закономерностях функционирования личностей нарциссического типа (ЛНТ), интерес к изучению которых в последние годы постоянно растет [2,10,11,13]. В частности, предполагается перспективным рассмотрение социокультурных и индивидуальных нарциссических феноменов в контексте идей зарождающейся психологической антропологии, в которой субъективность рассматривается как исходная категория психологии человека, выражающая сущность его внутреннего мира, феноменологическое пространство которого включает и сознательные и бессознательные явления [9].   

Развитие буржуазного общества способствовало становлению индивидуализма, как массового явления, но наибольшего расцвета он достигает в эпоху развитого капитализма, реализуясь на социальном, экономическом, культурном уровнях жизнедеятельности индивида. Однако сейчас формируется своеобразный тип индивидуализма, “освобожденный от последних социальных и моральных ценностей,….свободный от всяческого преходящего окружения; сама частная сфера меняется, поскольку она находится во власти одних лишь меняющихся желаний индивида” [4, с.79].

Подобная потребность в удовлетворении своих желаний, с нашей точки зрения, в той или степени выраженности, наблюдались в жизни человека и прежде. Человек, начиная с эпохи Нового времени, боролся за свободу реализации своей индивидуальности внутри общества, свободу искать самовоплощения индивидуальным путем. Однако полная реализация таких стремлений не всегда соответствовала общественным интересам, в силу постоянно существующего противоречия между потребностями отдельного человека и общества, между его интимностью и открытостью перед Другими. Поэтому процессы индивидуализации человека нередко достигали своей кульминации уже после завершения активного процесса жизнедеятельности и рассматривались, как возрастная потеря интереса к внешнему миру, а состояние отстраннности от него – как проявление мудрости и пассивной созерцательности, свойственной преклонному возрасту.

Можно сказать, что еще не так давно нормы и идеалы любого общества удерживали человека от нарциссического образа жизни и всякое отстранение, невписанность в социум, рассматривалось или как проявление асоциальности - социальной патологии, или как проявление гениальности – предельной формы развития индивидуальности, продукты творчества которой в силу уникальности ее появления, могли быть ассимилированы культурой как ее достижения и использованы ею. Для основной массы людей, для которых симбиотичность с матерью – это необходимое условие нормального формирования психики, культура брала на себя важную миссию  компенсации тех недостатков, которые закладывались в структуре мать – дитя [12]. Культура в этом случае создавала условия для доращивания ребенка, а позже инициировала его к взрослой жизни и способствовала развитию его автономии в рамках существующих в обществе норм и смыслов.   

Теперь же в силу закономерных тенденций развития общества, в социокультурном пространстве формируются такие условия, которые способствуют зарождению и поддержанию нарциссического образа жизни, а также формируют механизмы воспитания ЛНТ. Наше время позволяет ускорить процессы индивидуализации в силу новых факторов, действующих в социокультурной среде – развитию общества от детерминированного к относительно автономным и свободным состояниям, формированию механизмов защиты частного от общественного давления, усложнению человеческого труда и изменению социальной структуры, а также компьютеризации, распада традиционной формы семьи, связанной с обретением большей независимости женщиной, расширением у человека того сектора потребления, который связан с чисто индивидуальными потребностями [15].

Реакция человека на происходящие изменения в обществе двойственна. С одной стороны, для индивидов с “нормальными” адаптивными возможностями, происходящие изменения создают благоприятные условия для развития  индивидуальности. Эти индивиды способны реализовать свой потенциал, а их нормально функционирующая нарциссическая компонента саморегуляции [11] позволяет им поддерживать стабильную самооценку, независящую от провоцирующих воздействий внешнего мира. При этом они находятся в состоянии автономии (в смысле противоположности индивидуализму и его варианту – нарциссизму), то есть допускают принцип ограничения Я через подчинение общим законам и правилам [7]. С другой стороны, в условиях недостаточного развития нарциссических механизмов саморегуляции необходимо формировать новые способы общения с Другим, вырабатывать новые формы взаимодействия с травматическими для таких людей сторонам их жизненного  мира. Закономерный механизм в действии психической регуляции человека в  условиях жизненных трудностей – это регресс к точкам фиксации в развитии ребенка, то есть к тем способам построения отношений с внешним миром и значимыми Другими, которые когда-то были эффективны.  Поэтому с точки зрения психопатологии, появление нарциссической культуры можно рассматривать как массовое регрессивное явление  - активизацию первичных защитных механизмов психики [6], используемых  в формировании способов взаимодействия с Другим и социумом, характерных для патологических форм нарциссизма, в условиях слабости более совершенных защитных механизмов психики  и способов реагирования. Можно предположить, что основную часть современной нарциссической субкультуры составляют именно “регрессивные” нарциссы, ситуативно придерживающиеся нарциссического образа жизни, как социально приемлемомого способа защитной реакции.

В широкой манифестации нарциссических проявлений в обществе можно усмотреть действие примитивных защитных механизмов: изоляции, что проявляется в потере интереса к социуму; всемогущего контроля (собственной грандизности), как защиты от неспособности соответствовать требованиям социума; идеализации, как потребности во всесильной, защищающей фигуре; аутосексуализации и склонности к частичным формам сексуального удовлетворения, как компенсации неспособности строить нормальные сексуальные отношения с представителями противоположного пола. Используются и защиты высокого уровня, в частности, рационализация в процессах самоанализа и самопонимания, как попытка структурировать и аффективно разгрузить неадекватные реакции на изменяющиеся требования социума.

Одно из объяснений склонности представителей нарциссической субкультуры к самоанализу, поискам своей аутентичности, как проявлениям некоторой отстраненности от внешнего мира, приводят зарубежные социологи. Правда, в большей степени, эти аргументы можно отнести к западной культуре, чем к российской. Речь идет о роли психоанализа и других направлений глубинной психологии в подготовке условий широкой манифестации нарциссических проявлений [4]. Действительно, одной из целей психоаналитической работы является формирование у пациента способности к самоанализу, путем идентификации со своим психоаналитиком. Более чем столетнее существование психоанализа и его модификаций превратило психоаналитика в культовую фигуру западной культуры, а психоаналитические концепции пропитали современное мировозрение даже рядового обывателя. Подобный длительный подготовительный процесс в социокультурном пространстве также вносит свой вклад в усиление нарциссизации современного человека. В норме такие общественные тенденции способствуют в онтогенезе человека движению в сторону его большей автономии, постепенной переориентации с интерпсихического на интрапсихическое, совершенствованию внутренних механизмов регуляции и разнообразию доступных вариантов поведения. В то же время, эти тенденции могут создавать предпосылки для активации патологических проявлений нарциссизма в регрессивной форме - тотальной переориентации активности индивида с процессов построения взаимоотношений с Другим и внешним миром на отношения  с самим собой и со своим телом.

Необходимо отметить, что закономерные процессы развития современного  общества, активизирующие в отдельном поколении регрессивные нарциссические формы жизнедеятельности, как наиболее адекватные изменяющимся внешним условиям, приводят к формированию и закреплению нарциссического типа воспитания. Поясним подробнее. Если мать обеспечивает ребенку достаточно хороший уход в детстве, то это гарантирует ребенку полноценное прохождение всех этапов его психосексуального развития и формирование психики уровня “от невроза до здоровья” [6]. В этом случае взрослый человек способен противостоять или адаптироваться к тем измененям в социокультурном пространстве, которые не отвечают освоенным им от родителей идеалам и ценностям. Однако современное общество, отвлекая женщину от семьи и беря на себя функции материнского воспитания, преследует другие, более важные с позиции социума цели - не только корректировать возможные варианты “неправильного” семейного воспитания, но и формировать из ребенка человека, который в наибольшей степени соответствует существующему смысловому содержанию общества. То есть общество, в силу динамичности происходящих в нем процессов и быстрой смены социальных установок, препятствует формированию человека, фиксированному на идеалах предшествующих поколений, которые транслируются через материнское воспитание и уже могут не соответствовать смысловому содержанию настоящего времени. В частности, сейчас в социуме создаются условия для формирования у ребенка или подростка качеств, которые способствовали бы его социальной адаптации путем усвоения идеалов нарциссического образа жизни. В этом случае следующее поколение формируется в условиях нарциссического воспитания со стороны родителей, принявшими для себя нарциссические установки. Так происходит трансляции идеалов и норм современной культуры последующим поколениям: более консервативным путем – через освоение способа воспитания своих детей будущими родителями, в процессе пребывание в родной для них культуре; более динамичным способом - через одновременное подкрепление и коррекцию этого процесса воспитания путем непосредственного воздействия культуры на формирующегося ребенка и подростка.

2. Особенности темпоральных характеристик нарциссической культуры и ее представителей.

М.Хайдеггер отмечал, что одна из функций времени состоит в том, чтобы быть своеобразным «зеркалом», в котором отражается и внешний мир, «преломленный» через сознание субъекта, и субъективная, активная деятельность познающего субъекта [5]. Рассмотрение темпоральных  характеристик может прояснить многие процессы, происходящие внутри и вне нарциссической субкультуры, а также специфику жизненного мира ЛНТ.

Если говорить о нарциссической субкультуре, как устойчивом новообразовании в современном социокультурном пространстве, то можно поставить вопрос о синхронности процессов их взаимодействия и синхронности процессов в самой нарциссической культуре. По сути, необходимо рассмотреть три ситуации согласования временной упорядоченности: 1) событий внутреннего мира нарциссической субкультуры и событий остального социокультурного пространства; 2) событий внутреннего мира ЛНТ и  событий внешнего мира; 3) событий внутреннего мира нарциссической личности и внутреннего мира другой личности, как нарциссической, так и ненарциссической.  

По первому пункту можно отметить, что присутствует слабая включенность нарциссической субкультуры в политическую, социальную, культурную жизнь общества, поэтому трудно говорить о каком – либо выраженном согласовании временных характеристик событий в этих практически непересекающихся мирах. Общество рассматривает нарциссическую культуру, прежде всего, с экономических позиций - как ненасытного потребителя товаров и услуг для своего Я. Экономический сектор общества формирует спектр потребностей ЛНТ и стимулирует  рост потребностей в получении удовольствий и в удовлетворении «заботы о себе». При этом желания не подавляются, а, наоборот, стимулируются и используются как двигатель в развитии экономики. Все в этом процессе привязано  к настоящему моменту времени и поддержанию ощущения всемогущества: «Позвони прямо сейчас и твоя мечта сбудется! Ты этого достоин! Ты лучший!» Общество ускоряет бег времени в настоящем  нарциссической субкультуры в сфере потребления косметики и заботы о здоровье, психологических рекомендаций и создания очередных кумиров. Экономика предлагает для услады своего Я все  новые товары и услуги, удовлетворяющие потребности, которая сама же и создает.

Подробнее остановимся на втором пункте - согласовании внешнего и внутреннего времени ЛНТ. Темпоральное пространство жизни ЛНТ характеризуется дисбалансом субъективной значимости внутреннего (психологического, субъективного)  и внешнего (физического) времени. Время, в котором происходят события внутренней жизни и их переживания, у каждого представителя нарциссической субкультуры выходит на первый план. Внешний мир, из-за переориентации интересов ЛНТ на собственное Я, эмоционально разгружается. С ним разрушаются эмоциональные связи, бытие в нем  не переживается в той степени, чтобы ощущать свою причастность к непрерывному потоку исторического времени внешнего мира и окружающих людей. Преимущественно через тело, с неизбежными в нем ритмическими и необратимыми процессами старения, нарцисс связан с физическим временем. Другие формы жизнедеятельности проходят или корректируются через фильтры своеобразных внутренних временных параметров. Именно этот момент – слабая синхронизация внутреннего и физического времени вызывает сомнения в возможности активного участия ЛНТ в деятельности, где имеют значение способности к планированию и принятию решений. Деятельность ЛНТ наиболее эффективна в слабоструктурированной деятельности, где результаты определяются не  скрупулезной реализацией планов, а способностью откликаться на неосознаваемые импульсы и инсайты.  Это отмечают и социологи, рассматривая нарциссическую культуру как явление, в большей степени, наблюдаемое на интеллектуальной сцене современности [4].

   Представители нарциссической субкультуры живут настоящим временем, только в нем возможно согласование времени внутреннего и внешнего. Прошлое же внешнего мира теряется в нарциссической субкультуре и в ней не констатируется ее причастность к непрерывной череде существования поколений. Нарциссическая субкультура представлена сиротами. Они не имеют связи со своим прошлым, потому что обесценили его, но они и не способны продлить свое существование в будущее через свое потомство. Реализуя нарциссические подходы в воспитании, когда ребенок является обычным функциональным объектом – нарциссическим продолжением Собственного Я, нарциссические родители будут так же обесценены и забыты своими потомками, как ими забыты их собственные предки. Прошлое, как всей нарциссической субкультуры, так и индивидуальное, носит характер летописного прошлого, т.е. набора событий, которые не оказывают влияния на настоящее. События прошлого для ЛНТ эмоционально не наполнены, они – лишь отдельные факты биографии, которые не формируют ощущение непрерывного времени. Внешне это может проявляться в отсутствии интереса к историческому прошлому и своим предшественникам, отсутствии почитания авторитетов, признании полиморфности истин, из которого вытекает безразличие к существующим нормативам общества.  В общем,   опыт прошлого становится не нужным. Нарциссу легче начать заново  и создать свой собственный мир, чем пользоваться чужим опытом и чужими достижениями.

Зарубежные авторы отмечают, что представления о будущем у ЛНТ пропитаны страхом, в частности, из-за кризиса доверия к политическим лидерам и пессимизмом в ожидании неизбежной катастрофы. Эти страхи приводят к росту потребностей в заботах о своем психическом и физическом здоровье, стремлении к сиюминутным удовольствиям, что можно оценивать, как  проявление тенденции к избежанию возможного будущего через поиски безопасного убежища в настоящем. Одновременно с этим в воображении ЛНТ строятся радужные картины своего фантазийного будущего, не имеющие связи с реалиями настоящего, и связанные, например, с идеями собственного бессмертия или безграничного всемогущества [2], что можно  рассматривать как реактивное действие  защитных механизмов против этих страхов.

Своеобразие темпоральных характеристик ЛНТ оказывает влияние на  структуру  ее идентичности. Внешняя идентичность, как соотнесение себя с той или иной группой, субкультурой или обществом, для ЛНТ становится менее значимой: “…личность уже не должна относиться к стадному или мимикрическому типу, она должна усугублять свое отличие от прочих лиц, собственное своеобразие…” [4, с. 91]. На первый и определяющий план выходит внутренняя идентичность. Но и внутренняя идентичность, традиционно понимаемая как постоянство своего Я во времени, у ЛНТ меняется. Поскольку для ЛНТ значимо только настоящее, то идентичность обедняется до чувства самого себя только в данный момент и  имеет ослабленные проспективные и ретроспективные характеристики. Неустойчивость идентичности во времени ощущается нарциссической личностью как пустота в себе, потеря самого себя.

Согласованность внутреннего времени ЛНТ при взаимодействии с Другими, определяется функциональным характером построения его взаимоотношений с ними. Именно из этой специфики построения отношений вытекает стремление ЛНТ  подстроить чужое временное пространство под свое, пренебрежение чужими временными ресурсами. Однако возможно и эпизодическое, гармоничное  согласование времени, когда, например, нарциссические личности объединены в получении удовольствия – в фанатичном поклонении своему кумиру, либо в эпизодической  совместной деятельности.

3. Развитие  индивидуальности на пути формирования автономии.

Еще С.Л.Рубинштейн выделял два основных способа существования человека [8]. Для первого характерна слабая рефлексия, когда человек существенно зависит от требований ситуации и внешнего контроля. Для второго характерен развитый внутренний контроль, связанный с рефлексией и ценностным отношением к собственной целостности. Абсолютизация этих моментов во втором способе существования может привести к утрате связи с социумом, к деградации личностного развития, когда человек становится как бы функциональным органом собственных целей. Именно этот вариант существования мы связываем с понятием индивидуализм. Однако в рамках этого же способа существования возможен и вариант полноценного развития индивидуальности, который в отношении внешнего мира можно определить как автономное существование.

Остановимся на процессах в современном обществе, которые можно рассматривать, с одной стороны, как проявления роста индивидуализма и нарциссизации его, а, с другой, как создание благоприятных условий для закономерного развития индивидуальности, использующую для этого  «зрелую» нарциссическую компоненту саморегуляции [11] с целью  обретения автономии в социуме.

 В расширяющемся интересе к самопознанию, самосовершенствованию, поиску своего “истинного Я” все явственнее наблюдается расширяющаяся  тенденция переориентации на преимущественно внутренние механизмы саморегуляции и сдвиг  сферы интересов человека с внешнего мира, включающего мир  Другого, на мир внутренний. Эту переориентацию уже невозможно объяснить в рамках констатации разделения всех людей на экстравертированный и интравертированный типы, то есть изначального существования человека такого типа, который преимущественно ориентирован на жизнь во внутреннем мире.  Разделение людей на такие типы может лишь создавать предпосылки для ускоренного или замедленного протекания индивидуальных процессов переориентации на свои внутренние содержания, что наблюдается в жизни человека в современном социокультурном пространстве.

В этих процессах западные социологи усматривают простую цель, к которой стремится человек: “Любить самого себя так, чтобы не нуждаться в ком – то другом, чтобы стать счастливым” [4, с. 85].  Другой в этих условиях превращается в функциональный объект, с исчерпанными потребностями в идентификациях с ним и проявлением интереса к нему как к предмету, а не как к личности со своим уникальным внутренним миром. Тип такого отношения описывал датский философ С.Кьеркегор еще в 19 веке: «…В себе самом я нашел самого интересного собеседника из всех моих знакомых…. Я говорю о тебе с  самим собою, то есть о самом интересном предмете с самым интересным собеседником» [3, с. 149 -150].

Без сомнения можно сказать, что ощущать себя счастливым – это важнейшая потребность любого человека. Однако, что скрыто за тем вариантом достижения счастья, который упомянут в приведенных цитатах? Это попытка найти запасной вариант, когда все возможности построения отношений с внешним миром и Другим уже исчерпаны? Или, сделаем гипотетическое предположение, второе  - закономерный путь развития индивидуальности, смена акцентов, когда человек, обретя внутренние силы в общении с внешним миром и Другим, наконец  открывает непознанную Вселенную в себе, руководствуясь лозунгом: “Познай самого себя”?

Можно предположить, что эволюционное развитие любой системы идет по пути совершенствования внутренних механизмов саморегуляции, способствующих меньшей зависимости внутренних условий от внешних. Человек, как система также проходит в онтогенезе естественный процесс от максимальной зависимости от значимых Других к увеличению независимости, путем формирования внутренних систем психической саморегуляции. Идет процесс от разделения на Я и не-Я, через установления связи Я – Ты в интерсубъективном пространстве к формированию саморегулирумого Я, адаптивного к изменяющимся внешним условиям и другим Ты. То есть, постепенно фокус внимания смещается с внешнего разделения (Я, не-Я (Ты)) на внутреннее. Ж.Липовецки описывает этот процесс, как исчезновение “с социальной сцены фигуры чужого Я” и появление внутреннего психического раскола, возникновение нового вида разделения - на сознательное и бессознательное [4, с. 93].

Здесь необходимо отметить несколько критических замечаний в адрес Ж.Липовецки. Во – первых, разделение на сознательное и бессознательное - это не результат нового этапа развития индивидуализма в форме нарциссизма. Подобное разделение рассматривалось многими авторами и до Фрейда, но именно с именем Фрейда связывают современное многообразное смысловое наполнение термина “бессознательное” [1]. Во – вторых, следует говорить не о появлении психического раскола, а об углублении рефлексивных переживаний и более активном осмыслении того психического раскола, который появляется с момента, когда появляется Собственное Я [10]. В модели возникновения ощущения самости Д. Штерн определяет этот раскол как результат пробуждения  “объектной самости” вслед за “субъектной самостью”, то есть, как результат появления у ребенка способности рассматривать себя в качестве объекта своих собственных размышлений [13]. Подобные же рассуждения о существовании раскола в человеке, связанного с появлением способности к рефлексии и рассмотрении себя как объекта, излагались и многими философами – И.Фихте, С.Кьеркегором, Ф.Шеллингом и др.

Поэтому в словах:  “Любить себя так, что не нуждаться в ком – то другом, чтобы стать счастливым” просматривается не стремление человека к одиночеству, а попытка построить взимоотношения с Другим в себе. Этот Другой  - это, прежде всего, бессознательное, которое составляет суть этого Другого, или та часть самости “(слои и уровни переживания себя), которая до некоторой степени исключена из официального опыта, утверждаемого речью”[13]. По существу разговор идет о той части психики (Я, самость, бессознательное), которая объективируется в бесконечном процессе рефлексии с целью наблюдения и объяснения, освобождения и реализации своей личности.

Если вспомнить теорию влечений З.Фрейда, которая теперь рассматривается, как одна из ранних объяснительных моделей развития психики в истории  психоанализа, то в ней генитальная стадия представляет собой завершающую фазу психосексуального развития, когда аутоэротические интересы объединяются и от своего тела переориентируются на внешний объект. Можно предположить, что теперь нынешний этап эволюции социокультурного пространства подталкивает человека к вступлению в следующую стадию психосексуального развития – “самостную стадию”. В некоторой степени, мы наблюдаем обратное движение интереса от внешнего мира к внутреннему. Фрейд называл такое обратное движение вторичным нарциссизмом – потерю интереса к объекту и нахождению источника удовольствия в своем теле. Однако здесь, в рассматриваемом нами походе к феномену нарциссической субкультуры, происходит возврат влечений не к своему телу, как источнику удовольствия. Теперь источником удовольствия становится внутренний объект - Собственное Я. То есть, по сути дела, эрогенной зоной, если говорить в контексте теории влечений З.Фрейда, становится одна из структур в психике субъекта.

Такой путь развития, одним из этапов которого является формирование Другого в себе, как полноценной составляющей психической  структуры и содержания  психической реальности, предполагает коррекцию традиционного представлений о  понятии  личность: «Культ интимности (индивидуальности – пр. авт.) берет свое начало не с утверждения личности, а  с ее падения» [14, c. 69]. Часто иллюстрацией этого могут быть случаи из психотерапевтической практики, когда последствием переживания личной драмы является отсутствие у пациента потребности  к воссозданию условий жизни (семейных, служебных), которые могли бы привести к повторению аналогичных травматических ситуаций. Традиционное объяснение в этом случае таково: в результате жизненной неудачи в той или иной ситуации удовлетворения потребности, пациент, вследствие стремления избегать повторения подобных травм из – за слабости психических защит и неспособности проработки подобных переживаний, вытесняет этот вариант удовлетворения своей потребности. Это может привести к другим приемлемым для пациента способам удовлетворения потребности или, если таковых нет – к формированию симптома как компромисса, удовлетворяющего потребности  и  сознания и бессознательного.  

Рассмотрим другой вариант рассуждений. Иногда можно услышать в качестве объяснения охлаждения в отношениях одного человека к другому следующее: «Мне с ним не интересно. Я перерос уровень его интересов (жизненных, интеллектуальных, культурных и т.д.)». Один словно исчерпал другого, вобрав в себя все лучшее, что было в другом, обогатив свое Я. Другой стал понятен, предсказуем и интерсубъективное пространство, возникающее между двумя людьми, уже не поддерживается интересом  одного  к другому. Другой, словно, потерял функцию зеркала, возможность отражать Я и тем самым способствовать самопониманию и развитию этого Я. Так и в случае травматичной ситуации. Она словно пережита и в результате обогатила Я, сформировала у него новые компоненты саморегуляции и создание аналогичных условий, которые ранее привели к травме, уже не происходит. Не из - за неспособности повторного переживания травмы, а, скорее, наоборот - в силу отсутствия эмоциональной наполненности такой ситуации, снижении к  ней интереса и переориентации его  к обогащенному новым опытом Собственному Я.

Наблюдаемый в последние десятилетия рост интереса к изучению нарциссической культуры и ее представителей, как к заметному феномену современного социокультурного пространства, во многом объясняется тем, что в нем более отчетливо можно наблюдать те процессы, которые  происходят  с человеком  в процессе  развития  его индивидуальности. Например, Ж. Липовецки пишет: «Страсть нарцисса возникает не из-за восстановления утраченной целостности, она не компенсирует  отсутствие личности, а вырабатывает ее новый тип, новое сознание с его неопределенностью и колебаниями» [4, с. 91]. Частично можно с этим не согласиться. Страсть нарцисса возникает не из-за восстановления утраченной целостности, а  из-за ощущения возможности восстановления ее, надежды на  обретение ее. Но это и один из возможных вариантов пути к индивиду нового типа, способного к постоянному поддержанию готовности к любым изменениям внешних условий, путем  формирования способности к автономному существованию в социуме.

                 Список литературы

  1.  Кнапп Г. Понятие бессознательного и его значение у Фрейда. /Энциклопедия глубинной психологии.  Т.I.  Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. – М: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. – С.266 - 288.
  2.  Кохут Х. Анализ самости: систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности. – М.: “Когито – Центр”, 2003.
  3.  Кьеркегор С. Дневник обольстителя. Наслаждение и долг. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  4.  Липовецки Ж. Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме. – СПб.: Владимир Даль, 2001.
  5.  Любинская Л., Лепилин С. Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований. – М.: Прогресс – Традиция, 2002.
  6.  Мак – Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
  7.  Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. – СПб.: Владимир Даль, 2002.
  8.  Рубинштейн С. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976.
  9.  Слободчиков В., Исаев Е. Феномен человека. – М., 1996.
  10.  Тэхке В. Психика и ее лечение: психоаналитический подход. – М.: Академический проект, 2001.
  11.  Шамшикова О. Нарциссический способ выживания современного человека / Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского Съезда РПО. Т.8 – СПб.: Издательство СПГУ, 2003. – С.340 – 344.
  12.  Шамшикова О., Гордиенко В. Функция культуры как идеальной матери и ее роль в  создании нормальной нарцисстической компоненты в структуре личности /Актуальные проблемы специальной психологии в образовании. Материалы межрегиональной научно - практической  конференции. Сборник докладов. Ч.2 – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2003. – С.   -  (????????)
  13.  Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. – М.: Институт аналитической психологии, 2001.
  14.   Baumeister R. Identity. Cultural Change and Struggle for Self. – New York, 1986.
  15.   Lasch C. The Culture of Narcissism. – New York: Warner Books, 1976.




1. Виктор Цой (биография, интервью)
2. СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ
3. Лабораторная работа 10 Задание
4. Лабораторная работа 1 Кривошипношатунный механизмЦель- Изучение деталей
5. Солженицын В круге первом
6. лицо издания. Образ газеты журнала и способы его создания
7.  Введение Символ Символ Одноминутного Менеджера изображение одной минуты на циферблате современных эл
8. на тему- ldquo;Початок війни в Іраці наслідки війни теперішнє становище США причини війниrdquo; Можна пор
9. Предприятия в собственности работников- управление и финансирование
10. Должностнгые лица в таможенных органах
11. Банк России его правовое положение и функции
12. тематизацией документа внутри дела
13. 2 и А1 последующие листы
14. Гіпотеза інопланетного походження НЛО
15. Лекция 1Возбудители гнойно воспалительных процессов
16. Поле- преимущества и недостатки
17. Історія України для II курсу 1
18. Многообразия алгебраических систем
19. Вариант 5 1Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных м
20. защитник мужественный благородный что и наложило отпечаток на его характер на всю его короткую жизнь д