Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Объективность она в обусловленности реальной действителти в крую входит объективная реальность субъе

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

13. Абсолютное и относительное в истине. Конкретность истины. Истина в судебном исследовании.

Истина - есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Современная трактовка истины включает в   себя следующие моменты характеристики:

1) Объективность, она - в обусловленности реальной действител-ти в к-рую входит объективная  реальность, субъективная реальность она – в связи с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой. она - в независимости содержания истины от отдельных людей

 2) Субъективность, поскольку истину познают  люди  она  субъективна по своим внутренним  идеальным содержанию и форме (например, все-мирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

 3) Истина есть процесс, она  не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углу-бляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.

Для  характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного   (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях)  и относительного (отражающей изменчи

вое, преходящее). Абсолютная истина (абсолютное в объективной  истине) –это полное, исчерпывающее знание о действительности,  к-рое  в  

границах  конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, к-рый  не может быть достигнут, хотя познание и приб-лижается  к нему,это элемент знаний, к-рый не может быть опровергнут в будущем: "люди сме-ртны"  и  т.д.- это вечные истины.

Движение к абсолютной истине идёт через нахо-ждение множества относительных истин. Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное,приблизительное, незаве-ршённое знание о действительности, к-рое углу-бляется и уточняется по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми(как классическая механика квантовой),либо опровергаются  и становятся заблуж-дением  (как истина о вечном двигателе).В любой абсолютной истине мы находим элементы  относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преу-величение устойчивого момента-есть догматизм.

Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется -

1) характером объекта к к-рому относится, 2) условиями места, времени; 3) ситуации, историческими рамками.

характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания - как следствие обобщения научных фактов - возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей. Теорети-ческий уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой.

Методы классифицируются по степени общности:

– частнонаучные методы, применяемые в той или иной отрасли науки, соответствующие основной форме движения материи.

– общенаучные методы, выступающие в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.

– философские – универсальные методы, наиболее древними из к-рых являются диалектика и метафизика.

По уровням научного исследования можно классифицировать:

· методы эмпирического исследования, например, наблюдение, сравнение, измерение, описание, научный эксперимент;

· методы, используемые на эмпирическом и более на теоретическом уровнях исследования, такие как: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, использование приборов;

· методы сугубо теоретического исследования: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация.

14. Проблема критерия истины.

В истории науки и фил-фии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания). Так,Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось-никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный,а чувства-зачастую нас обманывают. Коренным пороком этих критериев то,что они находя-тся в самом знании,в его особых привилегирова-нных частях. Необходим критерий, к-рый был  бы и теоретическим (для  отражения  объекта)  и  внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания  и  от объективных естественных процессов.

В истории философии было выдвинуто несколько концепций критерия истинности:

1) Критерий соответствия суждения (теории) фактам. 2) Критерий логической полноты и непротиворечивости. Если все суждения связаны логически необходимым образом, вытекают одни из других, не противоречат друг другу,не содержат смысловых разрывов (обладают полнотой),то они истинны. 3) Прагматический критерий отождествляет идею истины с эффективнос-тью. «Если эффективно действует, значит истинно». Нет единой истины, у каждого она своя в меру того, насколько принятая система убеждений приводит к желаемому результату. Данный критерий касается только индивидуального опыта. 4) Герменевтический критерий истины исходит из способности людей понимать друг друга и договариваться. В знании ровно столько истины, сколько удается передать всем другим людям (и именно в бесконечной перспективе)

5) Критерий практики предлагает устанавливать соответствие не между знанием и действительно-стью, а между знанием и коллективным практическим опытом. Этот опыт и объявляется действительностью мира.Если человеку удается определить свое знание в том или ином произведении (например, техническом устройстве), если это произведение стало частью реального мира (если оно эффективно), значит оно находится в соотве-тствии с законами мироздания, а следовательно, породившее его знание – истинно.

Значение практики для познавательного процесса подчеркивали многие философы разных ориентаций. Понятие «практика» выражалось через широкий спектр терминов: «действие», «деятель-ная жизнь», «опыт», «труд» и т.п. К. Поппер указывал на недопустимость разрушения единства

уровне представлен в виде конкретных фрагментов действительности; на теоретическом уровне объект НД – это идеальная модель (абстракция). Средства НД – это различные приборы, специальный научный язык, существующее наличное знание. По предмету исследования -Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое - на сущность; Научная деятельность реализуется через методы. Учение о методах, принципах, средствах и процедурах научного познания называется методологией. Это учение имеет в целом филосо-фский хар-р, хотя и использует подходы теории систем, логики, семантики, информатики и др. Методы классифицируются по степени общности:

– частнонаучные методы, применяемые в той или иной отрасли науки, соответствующие основной форме движения материи.

– общенаучные методы, выступающие в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.

– философские – универсальные методы, наиболее древними из к-рых являются диалектика и метафизика.

По уровням научного исследования можно классифицировать:

· методы эмпирического исследования, например, наблюдение, сравнение, измерение, описание, научный эксперимент;

· методы, используемые на эмпирическом и более на теоретическом уровнях исследования, такие как: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, использование приборов;

· методы сугубо теоретического исследования: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация.

15.Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их различия по предмету, методам и видам знания.

Наука-есть форма духовной деятельности людей и социальный институт, в рамках к-рых осуществляется коллективная деятельность по производству, хранению и трансляции нового знания.Суть науки-исследование. Непосредственная цель – постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Наука стремится привести полученные новые знания в целостную систему на основе определенных принципов.С момента своего возникновения наука пытается как можно более четко зафиксировать свои понятия и определения. Принципиальное отличие научного познания от всех др форм познавательной деятельности состоит также в том, что оно выходит за границы чувственных восприятий и обыденного опыта и воспроизводит объект на уровне сущности.

Основные особенности научного познания:

1) ориентация главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций; 2) объективность,устранение, по возможности, субъективистских моментов;

3)  проверяемость;  4) строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов; 5) отчетливое выражение (фиксация) понятий и определений на специа-льном языке науки;  6) применение специальных материальных средств: приборов, инструментов, так называемого «научного оборудования»

Современную науку рассматривают как единство научного знания и научной деятельности. Научная деятельность – это особого рода деятельность, направленная на выработку и проверку нового знания. Компонентами научной деятельности (НД) являются субъект НД, объект НД, средства НД. Субъект НД – конкретный исследователь, ученый, конкретный научный коллектив; общество в целом (все, кто занимается наукой). Объект НД – часть объекти-вной реальности, включенная в познавательно-преобразовательную деятельность. В научном исследовании,исходя из логики движения знания, из хар-ра его организации, можно выделить два основных уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень: выработка научной программы, организация наблюдений, эксперимента, накопление фактов и инф-ции, первичная систематизация знаний (в форме таблиц, графиков, схем) и т.п.

Теоретический уровень: синтез знания на уровне абстракции высоких порядков (в форме понятий, категорий, научных теорий, законов и т.д.. Оба эти уровня взаимосвязаны и дополняют друг друга. Объект НД на эмпирическом

теории и практики или (как это делает мистицизм) ее замены созданием мифов. Он подчеркивал, что практика – не враг теоретического знания, а «наиболее значимый стимул к нему». В процессе практики человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, к-рые не даны ему природой в готовом виде. Важнейшими формами практики являются: материальное производство – преобразование естественного бытия людей (природы); социальное действие – преобразование общественного бытия людей; научный эксперимент – активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе к-рой человек искусственно создает условия, позволяю-щие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира. К основным функциям практики, кроме того, что она выступает критерием истины, относятся следующие:

·    практика является источником познания, т. к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями;

·    практика выступает как основа познания, его движущая сила;

·    практика является опосредованно целью поз-нания, ибо оно осуществляяется не ради простого любопытства,а для того, чтобы направлять и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши зна-ния возвращаются, в конечном итоге, обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие.

Онтологической основой данного критерия является понимание как способ человеческого бытия.

При этом практику,  дополняют  и  другие  критерии  -общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что признают   полезным, что приводит к успеху); -    когерентность (взаимосоответствие суждений); -  конвенционализм (то, что соответствует соглашению).

16.Понятие метода познания. Классификация методов.

Понятие «метод» (от греч. «методос» -путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь к-рыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. Существует целая область знания, к-рая специально занимается изучением методов и к-рую принято именовать методологией. Методология дословно означает «учение о методах» Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д.Под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, к-рые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) -как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень научного познания

Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает  его  в заблуждение.Таким образом,объективная, абсолютная,относительная и конкретная истина- это не разные "сорта"истин, а одно и тоже исти-нное знание с этими свойствами. Основные свой-ства истины выражаются при помощи парных категорий, например: объективность – субъективность; абсолютность – относительность; всеобщность – конкретность.

Истинное знание конкретно, поскольку всегда предполагает условия, при к-рых оно соответствует действительности (если условия не предполагаются, то это будет или заблуждение, или глу-пость),но в то же время оно носит всеобщий хар-р, поскольку предполагает,что конкретная ситу-ация соответствует всеобщему порядку.

Конкретность истины - один из основных при-нципов диалектического подхода к познанию - предполагает точный учет всех условий, в к-рых находится объект познания. Конкретность - это свойство истины,основанное на знании реальных связей,взаимодействия всех сторон объекта,глав-ных, существенных свойств, тенденций его развития. Так, истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т. д., в к-рых они сформулированы.Суждение,верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах. Верное отражение одного из моментов реальности может стать своей противоположностью - заблуждением, если не учитывать определенных условий места,времени в роли отражаемого в составе целого. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами,а с учетом конкретной обстановки, реальных условий, что никак несовместимо с догматизмом.

Затрагивая проблему установления истины в судопроизводстве, необходимо заметить, что проблема истины является одной из самых древних проблем философии. Если под истиной понимать установление всех обстоятельств по делу и вынесение на основе оценки этих обстоятельств справедливого решения, то можно смело утверждать, что это несбыточная мечта. Идеального следователя, прокурора и судьи не существует в природе. К этому стоит стремиться, но уголовному судопроизводству не должен быть присущ утопизм.  Исходя из этого напрашивается  выводу, что проблема установления истины в уголовном судопроизводстве должна уступить свое место проблеме доказанной достоверности.




1. налоги с отдельных граждан юридических лиц продажа государственного имущества продажа золотого зап
2. тема зеркало вешалка
3. аттестация в ТП- порядок ее проведения и правовые последствия
4. Гусиная бойня
5. Имя розы Постмодернизм одно из самых интересных и сложных явлений XX столетия
6. Реферат- Электрические трехфазные цепи
7. Формула Дрифт Омск.
8. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора хімічних наук Одеса ~ Дисерт
9. Выбор методов контроля сварных соединений и пробного давления гидроиспытания по заданным условиям
10. Тема 7 Налоговый учет основных средств предприятия 1
11. Лакс 3 Опал Оригинальное название- Jennifer L
12. ЗАПИСКА до Проекту Закону України Про внесення змін до деяких законів України щодо забезпечення і
13. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук Київ2008
14. Время Сколько сейчас времени подумал он
15. Фатымиды крайняя кафирская группа подобная нынешним алявитам которая оккупировала ряд земель мусульман
16. Эволюция организации
17. Кто где живет- белка ~ в дупле медведь ~ еж лиса ~
18. Развитие словарного состава английского языка
19. 1 Понятие о системе электроснабжения промышленных предприятий
20. Реферат- В чем состоят отличия договора о консорциуме от кооперативного договора