Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1. Предмет и структура философии. Функции философии.
Философия-любовь к мудрости.Придумал Пифагор,ввел Платон.Как устроен мир?Кто такой человек?Каковы его возможости?Как мне жить чтобы быть счастливым?
Философия - это наука о природе, обществе и человеческом мышлении; сжатое изложение науки своего времени; эпоха, схваченная в мысли; главный вопрос в ф состоит в том, стоит ли жизнь быть прожитой;
Разделы философии:
А) онтология - учение о мире или бытии.
Б) гносеология - теория познания.
В) методология
диалектика
метафизика
Г) антропология
Д) аксиология - учение о ценностях.
Е) социальная философия - учение об обществе.
Функции:
мировоззренческая система взглядов на мир в целом (философы: идеалисты, материалисты).
гносеологическая - определение направления дальнейшего познания мира.
практическая опора на опыт.
аксиологическая - духовные ценности
культурологическая знание основ ф, умение мыслить, применение культуры, кругозор)
Предмет философии: объективная и субъективная реальность. С развитием общества, науки меняется и предмет ф: в др. Греции предметом познания были явления природы, попытка открыть единый источник многообразных природных явлений (Космоцентризм); Бог в центре (Теоцентризм), человек в центре (Антропоцентризм).
10.
осмысление вопросов о происхождении мира и его развитии, о человеке и его судьбе, развитии общества во времени.
Милетская школа- Фалес, первый древнегреческий философ. философия природы.
Фалес исходил из предположения о том, что все существующее в мире возникло из воды.`Все из воды и все в воду`, так звучал основой тезис философа. Вода в философской концепции Фалеса является как бы основополагающим принципом. Фалес был известен также и как географ, астроном, математик.
Анаксимандр, ученик и последователь Фалеса. Он ставил и решал вопросы о основе мира. Апейрон являлся как нечто беспредельное и вечное. Он не знает старости, бессмертен и неуничтожим, всегда активен и пребывает в движении.
Анаксимен, философ, астроном и метролог. Началом всего сущего он считал воздух.По мнению Анаксимена, душа человека тоже состоит из воздуха.
Гераклид-первоначало всего есть огонь. Мирм правит логос.Логос-закон,разум. Мысль о наличи законв природы. Быть мудрым - означает жить по Логосу.
Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики как учения о развитии всего сущего.
Пифагор основал собственную философскую школу. Он поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Пифагор учил, что основой мира является число: `Число владеет вещами`.
В школе элеатов ( Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Парменид утверждал, что бытие `неподвижно лежит в пределах оков величайших`. Для Парменида бытие не есть порок, а представляет собой застывший лед, нечто завершенное.
Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизменен.
Зенон из Элеи отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. В своих апориях он старался обосновать отсутствие движения.
Эмпедокл-выдвинул положение о четырех стилях всего сущего - огонь, воздух, земля и вода. Движущими силами мира он считал Любовь и Вражду, которые соединяют или же разъединяют эти стихии.
Анаксагор- Миром движет некий разум как источник гармонии единства.
Демокрит -атомист.Единичные вещи тленны и распадаются. Его не без оснований принято считать родоначальником материализма в истории философии. Философия все более и более обретала признаки системы рационального знания, дополненного мудростью как осмыслением жизненного опыта людей.
11 Парменид(иэлейская школа)
(р. ок. 515 г. до н.э. или ок. 544 г. до н.э.), являющегося автором дошедшей до нас поэмы "О природе". Вероятно, что взгляды Парменида реакция на диалектику Гераклита, хотя прямых доказательств этому нет. Первым из древнегреческих философов стал оперировать понятиями максимальной общности, говоря о бытие и небытие, сущем и несущем. ? Бытие существует, а небытия нет? . Пытаясь рационально объяснить мир провозгласил тождество сущего и мыслимого: мысль не может быть иным нежели то, что она отражает. Здесь в классической форме выразился рационалистический характер древнегреческой философии, ее доверие к разуму. Парменид впервые противопоставил истинное бытие, как нечто умопостигаемое, чувственному миру, противопоставил знание (умопостигаемое) мнению (чувственное).
Зенон защищал правильность взглядов Парменида не прямым, а косвенным путем.Все усилия Зенона направлены на доказательство невозможности множественности бытия, невозможности движения, фиктивности времени, пространства и вообще чувственных элементов знания. В этом суть знаменитых апорий (затруднений), которые, по мнению Зенона, неизбежно возникают при попытке овладеть природой движения. Зеноновы доказательства невозможности движения замечательны тем, что они впервые со всей отчетливостью раскрыли диалектику движения.
12. СОФИСТЫ И СОКРАТ - ДВЕ ПОЗИЦИИ В ВОПРОСЕ О ЗНАНИИ.
Софисты-умственное движение,расцвела на фоне греческой демократии. Обучали молодежь -литературе и праву,риторике,философии. Умение ясно мыслить,аргументировать свои утверждения, красиво говорить.Протагор-это мера всех вещей. Истина-субъективна. Мораль-относительна.Общим для них была также и определенная философская позиция, которая сводилась к выяснению отношения мыслей человека к внешнему миру.
Сократ -опровержение софистики.(469-399 гг. до н.э.) стоит на перепутье философской мысли и знаменует собой переход от одной эпохи развития античной мысли к другой.Предмет фил-ии-человек.Задача фил-ии-вспитание.Лучшая форма-диалог. Хотел понять смысл сновных нравственных ценностей.(дружба,любовь). Начало всех диалогов-ирония.Цель-выяснение сущности.Основа добродетели-знание. Побуждал к самстятельному критическому мышлению.
Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить.Главная направленность философского знания внутренний мир человека, его душа. Главная задача познания самопознание.
Знание по Сократу есть постижение общего для целого ряда предметов, вещей, явлений. Но общее существует в качестве понятия.Этический рационализм исходил из познания высокой миссии разума, знания, интеллекта мудрый человек никогда не будет делать зла.
Образ Сократа сохранился как замечательный пример независимости, честности мыслителя, посвятившего жизнь неустанному поиску истины, добра, справедливости, бескомпромиссно отрицающего устаревшие нормы, традиции, взгляды своей эпохи. Был ложно обвинен по доносу "во введении новых божеств и развращении юношества", приговорен к смерти. Отказавшись по принципиальным мотивам от возможного побега из тюрьмы, принял яд цикуту.
13. Платон(427-347 гг. до н.э.) (эйдология,учение о человеке, о гос-ве)
Платон - основатель объективного идеализма.2 реальнсти: мир идей,мир вещей.Идеи вечны неизмены,неподвижны и не делимы. идеи сущ-ют объективно,вне нашего разума. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека.
Человек-единство тела и души. люди не равны-их души разные.
Чувственный мир вещей рассматривается как "не истинно сущий": предметы, познаваемые чувствами, непрерывно возникают и исчезают, в них нет ничего постоянного, а, следовательно, истинного. Сущность вещей заключена в бестелесных, нечувственных формах, которые постижимы лишь разумом, сознанием. Они и названы Платоном "видами" или "идеями" (эйдосами). Каждому классу или виду материальных чувственных предметов соответствует определенная идея, в которой заключена их суть. Роль небытия играет "материя". Таким образом, чувственный мир это нечто среднее между миром идей (истинным бытием) и миром материальных вещей (небытием).
Платон сторонник переселения души: она бессмертна и постоянно перевоплощается. Диалектика взаимоотношения души и тела рассматривается через образ двух коней Белого (благородные страсти) и черного (низменные страсти). Возничий этой символической упряжки разумная душа, которая сама выбирает свою дальнейшую участь.
Платон выступает ревнителем государственных интересов, предлагает ограничение личной собственности, общность жен и государственное воспитание детей. Социальная теория в целом носит ярко выраженные черты абсолютного приоритета государства перед личностью.
14. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) величайший мыслитель древности, основатель логики и некоторых других отраслей знания.Ученик Платна.Основатель философской школы "ликея".
Аристотель систематизировал весь накопленный предшествующий философский опыт в своих произведениях: "Органон", "Физика", "Метафизика" и другие. Выступил с критикой исходных позиций своего учителя: "Платон мой друг, но истина дороже". Острие его критики было направлено против концепции двух миров: мира идей и мира вещей. Подобная установка, по мнению Аристотеля, ровным счетом ничего не добавляла к знаниям о вещах. Неподвижными идеями нельзя было объяснить также всеобщность движения, изменений, царящих в окружающем мире. Мира идей нет,есть только мир вещей.Идея=форма. Виды движения:1)возникновение-уничтжение 2)увеличение-уменьшение 3)качественное изменение 4)перемещение в пространстве.
Аристотель формулирует четыре причины: формальная (сущность бытия, в силу которой всякая вещь такова, какая она есть); материальная (то, из чего что-либо возникает); движущая (начало движения, изменения); целевая (то, ради чего что-либо осуществляется).
Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и материей. Всякая единичная вещь составляет единство формы и материи.
Основа любого познания-эмпирический опыт.
Бог движет природой,ибо он есть совершенство.
Подлунный и надлунный мир.
Учение о душе:растительная,животная,разумная.Душа-смертна.
С развитием теоретического знания возникает настоятельная потребность в нормах правильного оперирования понятиями. Исходя из предшествующего богатого опыта мыслительной деятельности, Аристотель формулирует основные положения традиционной логики, правила выводного (силлогистического) знания.
Аристотель развил стройную систему нравственных постулатов, соответствующих требованиям времени. Наивысшую ценность придавал созерцательным формам деятельности: умственный труд в это время был привилегией и признаком свободного человека. Высшим моральным идеалом провозглашался бог, под которым понимается "мыслящее себя мышление".
Учение Аристотеля представляет важнейший этап в развитии мировой философии, оказавший огромное влияние на арабскую, византийскую и европейскую философию и во многом определивший пути их дальнейшего развития.
15.Эпикурейцы, киники, стоики, скептики стремились обосновать самодостаточность человека, т.е. его свободу.
Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).
1)Эпикуреизм философское учение, исходящие из идей Эпикура и его последователей.Счастье-отсутствие страданий. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название "Сад", а последователи Эпикура стали именоваться "философами из садов. Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.
Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо: Отсутствие телесного страдания;Невозмутимость души;дружба.
2)Кинизм одна из наиболее значительных философских школ.
Основатель Антисфен.Наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, в избавлении от условностей и искуственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным, Антисфен стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:
• простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
• умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
• верность, храбрость, благодарность.
Реальность общего не существует, а существуют только единичные вещи; этический идеал кинизма формируется как:
• крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;
• презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;
• [издевательская] насмешка над всеми условностями;
• [почти] демонстративная естественность и безусловность личной свободы.
Как сумма, в центре кинической философии находится человек с его естественными заботами. Киник ищет норму в природе человека как вида и индивида, и не ждет божественных указаний для решения собственной жизни.
3)Стоики -Сенека,эпиктет,Марк Аврелий
Зенон из Кетион основал школу Стоя.Суть :опровергают представление о добре и зле. И добро и зло зависят от человека. Человек должен любить свою судьбу и принять ее.Судьба-логос.В природе нет ничего случайного.Природа-некоторое душевленное тело.Нужно обладать 4 добродетелями:рассудительнсть,мужество,умеренность,справедливость.4 порока:глупость,трусость.распущенность,несправедливость.
16. Средневековая(2-16 )
Тесная связь с теологическим учением христианства.Средневековая философия носит теоцентрический характер (гр. theos бог), а основной ее функцией становится обоснование религиозных постулатов. В развитии средневековой ф периоды: 1)Апологетика(2-3)-защита христианства от язычества.Эпоха гонений. 2 способа защиты:Квинт Тиртулиан-"Вера не нуждается в разуме",Ориген-античную фил-ю можно использовать для толкования христианства.
2)Патристика(4-8)-сомнения отцв церкви.Эпоха вселенских соборов(7).Разрабатывалась догматика.Догмат-краткая формулировка опред.положения веры.Восточные:Афанасий Александрийский,Василий Великий,\григорий Богослов.Западные:Ивоним Блаженный,Августин Блаженный.Их заслуша-созданиесистематизированного завершенного учения(из догматов)
3)Схоластика(9-16)-средневековый университет.Рациональное обоснование и объяснение вероучения.Авг Блаженный
Общая характеристика средневекового мировоззрения
В основе христианского мировоззрения лежат два постулата: творение и откровение. Творение означает сотворенность мира и человека Богом из ничего. Это понятие с философской точки зрения носит онтологический характер, отвечает на вопрос о сущности мира и причине его возникновения и развития. Природа и человек существуют в силу того, что они созданы, сотворены Богом; в этом и состоит их истинная суть. Откровение заключает сведения о боге, изложенные в священном Писании по воле бога. Познать бога значит познать его откровения через священный текст. С позиций философского знания откровение соответствует познавательной функции. Поэтому средневековая философия носила теоцентрический характер, который определял такие ее черты, как провиденциализм, креационизм, традиционализм.
Религиозное мировоззрение характеризуется следующими основными чертами:
символизм означает, что каждое значимое явление в природе и истории рассматривалось как проявление божественной воли. Через символ осуществлялось соединение, связь между дольним (земным) и горним (небесным) мирами.
ценностный характер отношения к действительности, т.е. вся действительность рассматривается как пространственно-временная протяженность борьбы между добром и злом, богом и антихристом, как драматическая коллизия с миром, находящегося под неправой властью "князя мира сего" (сатаны).
откровение признается за слово Господне, что ведет к абсолютизации слова Логоса. Понятие Логоса было известно еще в античности и впервые введено в философский оборот Гераклитом.
17. Аврелий Августин Блаженный
(354-430) - крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных "отцов церкви". Увлекался Платоном.Сформировал католический вариант христианства.Творение-это осущесвление идей бога.Говорит о непрерывности творения и абсолютном предопределении.Сущ-ет абсолютное добро-Бог.Наличие зла необходимо.Человек может спости свою душу,но только по дару божественной благодати.
Центральный пункт философской системы Августина - Бог. Согласно Августину, Бог представляет собой высшую сущность, он - единственное в мире, что не зависит не от кого и не от чего, все остальнле определяется божественной
волей и зависит от нее. Первенство Бога над всем остальным имеет для Августина большое философско-теологическое значение, т.к. в этом случае он выступает причиной любого существования и всех изменений в мире. Для Августина органический мир не обладает одушевленностью, не говоря уж о неорганическом мире. Душой обладает только человек. Душа человека создается Богом и после этого существует вечно. Исходный пункт моральной доктрины Августина - безграничная любовь к Богу. Именно любовь к Богу должна наполнять всю жизнь человека, вытеснить любовь к человеку. Это Августин продемонстрировал своей собственной жизнью, выгнав перед обращением в христианство свою любимую жену с единственным ребенком. В согласии с эллинистической философией Августин полагал, что цель человеческой жизни - счастье, которое состоит в познании Бога и испытании души. Философия истории Августина при всей своей теологичности заложила основы теории общественного прогресса.
18. Фома Аквинский(1225-1274 гг.)
Монах доминиканского ордена(молчаливый бык). Использ. ф-ю Аристотеля в богословии.Вера и разум должны находиться в гармонии.Догматы:недоказуемые(принятые на веру),доказуемые(выводы из размышлений). Разработал 5 дказательств бытия божьего. Познавать бога можно из библии и из природы.
Самый видный и влиятельный философ западноевропейского средневековья.
Каждая вещь постоянно становится другой. Познать сущность Бога не дано человеку, но углубляясь в наиболее общие черты мира существующего, он приходит к умопостижению высшего существа.
Наука и философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, теология на Откровение и Священное писание. Гармония между наукой и теологией обеспечивается высший авторитет веры, теологии. Фома Аквинский завершает формирование этической доктрины католицизма. Основная ее цель, как и у Августина, в созерцании Бога и подготовке к посмертной жизни.
Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в
формах здравого смысла. Душа чел.- есть формообраз принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом.
Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как действительность к возможности.
Док-во сущ. бога. Каждая явл имеет причину.
Значительное влияние на фил-ию Ф.А. оказали
и учения неоплатонизма. В споре об универсалиях занимал позиции “умеренного реализма”, признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Осн.принцип фил-ии Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры
19. возрождения(14-16)
переходная эпоха. Восстанавливается свобода фил. мышления.Возражд. трад.античн.фил-и.Северное возрождение:набожность,реформация.Возрождается:платонизм(Маримо Фичин),эпикурейство(Л.Валла),натурфилософия.3 оснвных мысли:человек,общество,природа.
Разрабатывается новое учение о человеке-ГУМАНИЗМ.(мирроврзрение по которому человек свободное существо,способне изменять мир вокруг себя.Лидер-Дж.Пика дела Мирандола-"Речь о достинстве человека".Ноколо Макиавелли-"Государь".Томас Морр-"утопия".
Черты-антисхоластичность убеждений, формирование пантеистической картины мира, теоцентризм и антропоцентризм. Мыслители осуществляют пересмотр ценностей, главной из которых теперь считают человека как центрального звена мироздания.
В философии эпохи Возрождения вырабатывается метод понимания человека, ключевое значение при котором имеет сущность деятельности.
Ярким сторонником индивидуализма был Л.Валла (14071457). В трактате «О наслаждении» он определяет характеристику человека стремиться получить наслаждение, а нравственность он измеряет личным благом.
Мирандола (1463-1494) в своем философском сочинении «Речь о достоинстве человека» указывает центральное место личности в мире, а само достоинство заключается в свободе, то есть возможности получить все желаемое.
Склонность обожествлять человека характерна известным философам-гуманистам Д.Манетти (13961472), М.Фичино (14331499), Т.Кампанеллы (15681639) и Пико (14631494), которые в своем антропоцентризме ставили человека на первое место, а потом только шел Бог.
Философия эпохи Возрождения содержит концепции о проблемах государства: теории Н.Макиавелли (14691527) и Ф. Гвиччардини (14821540) и социальные утопии Т.Мора (14791555) и Т.Кампанеллы (15681639).
2. Место и роль философии в культуре.
очень своеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura значит улучшение, образование, улучшение чего-или. Культура - это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В данной связи известный Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, но, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Конкретно в философии культура дана в её наибольшей полноте и максимально возможном осмыслении. Самые насущные трудности человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия - это пиковые заслуги культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Очевидно, заслуги философии не имеют смысла вне её союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей. Философия владеет не лишь спецификой, но и самостоятельностью. Это значит, что остальные мастера не могут выполнить работу философа; каждый занимается своим делом, но касается оно всех.
Античная философская традиция, российская философская мысль и современная европейская философия сохраняют свои ясные контуры и в то же время стают объектом оценки, сопоставления, интерпретации.
Философия дополняет и завершает хоть какое особое образование, помогая стать специалисту интеллигентом. Что это - быть интеллигентом? Вопрос этот тревожит не лишь ученых. От его решения во многом зависит судьба нашей культуры. Обращаясь к проблеме интеллигенции, можно заметить, что альтернатива "либо философствовать - либо жить" - ложная. Интеллигент не может жить, мыслить, действовать, не обращаясь к философии.
20 и 23. новое время и агностицизм(17-19)
Обновляется экономика,появляется капитализм.Отход от авторитета церкви.Научная революция-Коперник,Кеплер,Галилей,Ньютон)
Коперник-гелиоцентризм.в центре вселенной-солнце)
Кеплер -все планеты вращаются по арбитам вокруг солнца)
Галлилей-теоретическая механика,телескопНьютон-вселенная-механизм,природа совокупность тел движущихся по законам механики.
Филосфия в какой то степени подражает науке,идея прогресса.Занимается гносеологией(проблема метода,возмжно ли достоверное зание,каковы критерии истины?)
Мысль Нв:
1)эмпиризм(достоверный источник знаний-опыт)Чувтсвенное восприятие-беккон,дэвид Юм,Локк,Беркли
2)рационализм-Рене Декарт.-Принцип познания,по которому дстоверное знание черпается из разума, а не из опыта,в разуме изначально есть формы мышления.
Основной темой Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.
Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека.
Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную.
В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства.
Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды.
21. Декарт
Попытка заново создать научную методологию.Принцип радикального сомнения.В мышлении присутствуют врожденные идеи.(бог совершенный разум,который никогда не сомневается)
Весь мир:субъект познания и объект познания.
Принцип дидукции.Природа-машина.
- французский философ и математик,предполагался отказ от всех суждений принятых на веру.
По Декарту научное знание должно было быть построено как единая система, в то время как до сих пор (до него) оно было лишь собранием случайных истин. Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение "мыслю, следовательно, существую" ("cogito ergo sum"). Самосознание у Декарта не замкнуто на себя и открыто Богу, который выступает источником мышления.
Поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Вселенная это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития.Декарт одним из первых разработал идеи эволюции и провел их через все области учения о природе от образования светил и планет до возникновения растений, животных и человека. Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики. Декарт твердо и ясно установил два принципа для научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механистическое, явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.
22. Эмпиризм
Несмотря на все различия, сущность философских устремлений у всех одна: доказать, что между фактическим и логическим положением дел существует принципиальное тождество. По вопросу о том, как реализуется это тождество, существую две философские традиции: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греч. empeiria опыт) направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии).
Философское сознание 17 века во всем видит не согласие, единство, гармонию, но противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и
индивидуально-личностного. Мир воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда неизбежность размышлений не только о путях познания этого мира, но и собственных познавательных возможностях.
Френсис Бэкон (15611626 гг.)-"знание сила".задача наука-увеличение власт над природой. Метод-индукция(наблюдение и эксперимент)опыт дает факты. Закономерность в опыте-эмпирическая.Индукция:полная и не полная.Познание-отражение реальности в уме.4 идола6рода,пещеры,театра,рынка.критерий истины-практика."Новый Органон"
Джон Локк (16321704 гг.)-начинает сомневаться во всесилии эмпиризма.Качества:первичные и вторичные.Душа или разум-ТАБУЛА РАЗА(чистая страница) Опыт, из которого люди черпают знания, бывает внешний и внутренний. Объект внешнего опыта внешний мир, а объект внутреннего опыта деятельность самой души. Идеи, получаемые в результате знания, Локк делит на простые и сложные. Простые идеи при помощи одного чувства и отличаются простотой и ясностью. К ним относятся, к примеру, идеи тепла, света, черного и т.п.
Кондильяк- принцип происхождения всего человеческого знания из чувства утверждается Локком не до конца. По мнению Кондильяка, Локк рассматривал рефлексию в качестве
самостоятельного источника знания наравне с ощущениями, а это неправильно. Согласно Кондильяку, рефлексия также приобретается в опыте, как и ощущение. Все явления осприятия, внимания, суждения, акты воли сводимы к ощущениям.
23.в 17 веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма(опыт всегда ограничен), полагавших, что человек познает всего лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.
Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека.
Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.
В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства. По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования.
Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды.
24. Иммануил Кант (1724-1804)
Попытался применить эмпиризм и рационализм.В творчестве 2 периода:доктрический(естествознание) и критический(теория познания,логики и диалектики)."Критика чистого разума".Чистый разум-познавательные способности.Познание-отражение реальности.Цель его исследования-познать возможности и границы науки.Сделал философию элитарной формой культуры.Вводит понятия:вещь в себе(ноумен),вещь для нас(феномен).Пространство и время-способности субъекта,во внешнем мире их нет.
Кант - идеалист. Вещи принципиально непознаваемы. Согласно Канту, мы познаем только явления мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.
Кант ввел воображение в теорию познанияЧеловек, по Канту, это самый главный предмет в мире. Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания, благодаря чему человек представляет собой индивидуальность, те личность.
В философии Канта нравственное связано с идеей религиозного, божественного. Отрицание божественного существования, по Канту, полнейший абсурд.Императив-повеление("Категорический императив")
Кант рассматривает три способности мышления: чувственность, рассудок и разум. Каждая из них выполняет определенную функцию в познании. Априорными формами чувственного познания является пространство и время, рассудка категории количества, качества, отношения, модальности. Через чувства и рассудок данные опыта преобразуются в мысли, понятия, идеи и как конечный результат возникают синтетические априорные суждения цель познания. Высшая способность сознания проявляется в разуме, который образует предельно общие, безусловные идеи мира, души, Бога, выполняющие регулятивную роль в мышлении
Опровергнул все док-ва бытия Божьего.
25. Георг Гегель (1770-1831)
"Энциклопедия философских наук".Задача:обощить все знания,нкопленные человечетвом.Описывает логику мира."Миром правит разум""В основе всего сущего-идея".
Цель абсолютной идеи-самопознание.В логике формирует три закона развития:единство и борьба противоположностей,переход из кол-ого в кач-ое,закон отрицания отрицания.
"Философия природы"-абсолютная идея воплощена в природе в виде законов.природа разумна.
Полагал что на нем развитие фил-и закончится.Заслуга-диалектический метод(учение о развитии).
Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.
Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории есть суть объективной формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель в самопознанииВ философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов
В качестве первоосновы мира выступает "Абсолют" (синонимы: "мировой разум", "мировой дух", "абсолютная идея")
В "Науке логики" описывается логическое развитие идеи как восхождение к все более конкретным категориям: бытие, ничто, становление, качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей. В "Философии природы", соответственно, в механике, физике, физиологии рассматривается инобытие абсолютной идеи. И, наконец, в "Философии духа" прослеживается возвращение "Абсолюта" к себе в формах психической деятельности индивида: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность, государство), абсолютный дух (искусство, религия, философия - высшие формы самосознания духа).
26 и 27. ) Переоценка ценностей в философии Ф. Ницше. Сверхчеловек.
Жизнь-для него высшая ценность.Воля-сила преодаления препятствий.Задача-переоценка ценностей.Системы фил-и быть не может,фил-я создает идеалы,которые должны быть стимулами. Основные ценности европейской культуры переживают кризис. Дряхлеющей европе необходимо преобразица. Миром правит воля к жизни-власть-имеет свою цель.Твари и господа.
Идея сверхчеловека-притча о трех превращениях.Сверхчеловек-свободный дух,предназначенный к творческой жизни.Высшая форма власти-власть над самим собой.Все что мешает становлению человека-зло.
Фридрих Ницше один из самых противоречивых философов в мировой истории. Его произведение "Так говорил Заратустра" написано в стиле священных книг, то есть представляет собой последовательность картин и действий, изложенную метафорическим языком. Заратустра это сам Ницше философ так же яростно критикует современное ему европейское общество Ницше критикует самодовольство человека, поскольку тот недостоин быть собой довольным. Человек для Ницше лишь этап, ступень на пути от животного к Сверхчеловеку.Критикуя «последних людей» современного ему европейского буржуазного общества, философ рассматривает и частные проявления «мещанства»,он выражает своё негативное отношение к экономической основе нынешней европейской цивилизации («рыночная экономика»), безусловно, определяющей и сознание наших современников. Бунт Ницше это бунт против посредственности. Будучи максималистом, он предпочитает одиночество обществу ничтожеств. Да, Ницше поистине был таким же, как Заратустра в его книге: обличитель старого и провозвестник нового, яростный критик косного прошлого Европы и предтеча Нового Дня будущего, которого он так жаждал. Все ценности быта, традиций, верований, политического устройства и вправду оказались переоценены философом именно этим он внёс свой огромный вклад в развитие мировой общественной мысли.
28. Философия С. Кьеркегора: у истоков экзистенциализма.
Разум бессилен.Предмет экзистенциализма-единичный человек,единичная судьба.
экзистенция-существование.2 типа человеч.сущесвтвония:подлинное и неподлинное.
Что значит быть свободным человеком?Свобода реализуется через выбор.Он считал проповедником Сократа.
датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма. Экзистенция способ бытия человеческой личности. Неповторимость. Экзистенция - моя подсознательная опора. Построение знания основано на стремлении удержать свое существование. Признаки. 1. Состояние выбора. Чаще всего человек не всегда ощущает эту возможность. Человек ощущает выбор, когда решается его судьба. 2. Законы, правила, методы управляют человеком. Законов бесконечное множество и человек все равно должен делать выбор сам. Никто не может помочь человеку, он заключен в рамки индивидуальности. Человек в своем существование одинок это атрибут экзистенции. На этих атрибутах Кьеркегор строит свою теорию. Толпа и правда несовместимые с друг другом явления. Все формы культуры, построенные на логике не правда. Человеческая жизнь это путь. Первая стадия эстетическая.Вторая стадия: Этическая. Переключение внимания с внешнего мира на внутренний. Человек исследует и строит свою душу и индивидуальность. Третья стадия: Религиозный. Возвышение над человеческой мудростью.
29. Основные проблемы и понятия философии экзистенциализма
Отвергая рациональное познание, как несоответствующее своему предмету, экзистенциализм выдвигает метод непосредственного, интуитивного постижения реальности. В экзистенциализме уникальный внутренний мир человека раскрывается через понятие экзистенции. Экзистенция, являясь основным понятием экзистенциализма, позволяет рассматривать человека как уникальное существо, обладающее неповторимым жизненным опытом. Человек рассматривается как ценностный центр всего.
1. Проблема конечности человеческого существования
2. Поиск смысла человеческой жизни
3. Отношение человека с окружающим миром. Нравственность как специфический духовно-практический способ освоения мира.
4. Проблема одиночества и стремления к свободе от власти духов, социальных авторитетов, традиционной системы ценностей, религиозных догматов.
5. Обнаружение сокровенной сущности окружающих человека вещей через осознание его неизбежной гибели
6. Человек как ценностный центр всего
5. «Волны кризисного сознания» докатились до Японии: основные произведения экзистенциалистской философии появились в Японии сразу же после их публикации в Европе. Немаловажную роль в распространении экзистенциализма сыграли личностные контакты японских философов с немецкими теоретиками экзистенциализма
Таким образом, японская экзистенциальная проза во многом сближается с европейской версией экзистенциализма. Во-первых, их сходство объясняется антирационалистической направленностью основных проблем, которые рассматривают философы-экзистенциалисты.
Хотя по форме и основным философским идеям японская и европейская версии экзистенциального повествования во многом схожи, но наибольший интерес представляют отличия японской философской прозы от произведений европейских мыслителей. Ведь эти отличия помогают понять особенности собственно японского экзистенциального повествования.
3. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия.
Философское знание является системно-рациональным. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.
3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.
Философия и наука. Является ли философия наукой? Первое. Наукасистематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философияв ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность наукиистина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука( «философия»любовь к мудрости, истине). Третье. Любая наука имеет научный аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.
Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорийэто основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философиянаука особеннаяпроблемы философии неразрешимы
Философия и искусство. Сторонники чувственно-эстетически ориентированной фило¬софии порой склонны отождествлять философию с искусством. Создание художественных образов (поэтических, музыкальных и других) для философии во¬обще не характерно. Проблема состоит в том, чтобы фило¬софия не уступала искусству в сопричастности к тайнам, пробле¬мам, "болевым точкам" бытия человека в мире. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от фи лософии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Как видим, философию и искусство объединяет определенный пафос, обостренный интерес к бытию человека.
Философия и религия. Для религии характерна вера в трансцендентность и авторитет. Религии не нужны доказательства. Философия же, напротив, нуждается в доказательствах.
30. проблема личности фрейд
Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.
Главенствующая сфера личности -«Оно» - представляется Фрейдом как вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. «Оно» - это неорганизованная сама в себе сфера личности, которая по отношению к другим ее частям все же выступает в качестве единой психоличностной силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления регулируются и контролируются единым принципом -принципом удовольствия (наслаждения).
Вторая сфера личности - «Я», по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа и, обособляясь от «Оно», в известной мере являет собой разумность и рассудительность. В общих чертах «Я» предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.
Третья сфера личности - «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.
Согласно учению Фрейда, сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние на функциональную деятельность друг друга. Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции. По Фрейду, источником творческой деятельности личности является психоличностный конфликт, в процессе протекания которого главенствующую роль играют бессознательные силы «Оно», мотивирующие творческую деятельность.
Разрабатывая учение о характере в общем контексте теории личности, Фрейд пришел к выводу, что характер человека формируется в основном в течение первых пяти лет жизни под воздействием факторов конституционального и индивидуального порядка
31. "проблемы культуры З.Фрейда"
"Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож-
дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-альными нормами нравственности и права, возникшими на
заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-ми запретами" и полагал, что чрезвычайно важно вы-
яснить как, почему, при каких условиях они возникли,утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было
привлечено к проблемам формирования и сущности челове-ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по своему опыту,приобретенному ... на пути изучения душевных процессов
отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характеистики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.
Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин "культура" в большинстве случаев оказывается равнозначным понятию "общество". В наиболее развернутом оп- ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что "она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и до- бывать блага для удовлетворения человеческих потреб- ностей", и в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределения добываемых благИтак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защи-ты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. Решающим является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг- радить их за эти жертвы." Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соб- людать культурные догмы.
32 и 33. 19-20 век. Славянофильство и западничество.
Задача-единение людей.
Философская мысль(возникла вместе с христианством в 10 веке) в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика российской философии во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси. связано его с именами Ф. М. Достоевского,Чаадаева Л. Н. Толстого, Вл. Соловьева. В их лице и в их творчестве философское самосознание народа заявило о себе «на весь мир» уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою тему и свою собственную тональность.
Как и для Запада, так и для России XIX век это век клас¬сики. Русская философская классика XIX в., как и наша классическая литература, несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.
Русская философия это философия предупреждения.
Запад России или Россия Западу? Какие ценности возоблада¬ют в мире: материально-вещественные или незримые, духовные? В 40-50 гг. 19 века эти вопросы размежевали русскую общественную и философскую мысль на два направления: славянофильство и западничество.
Лидеры славянофильства выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, не только отличного, но и в чем-то противоположного западноевропейскому. Плоды цивилизации в Европе, считали они, в общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чем приобретениями, ибо они оплачены очень тяжелой ценой потерей целостности человеческой лично¬сти, превращением человека из «образа и подобия божьего» в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Что же можно противопоставить этому? Земельную общину и артель. А с ними истины и заветы православия. Такие идеи, возражали славянофилам западники (либеральное и революционное направление)(А.И. Герцен,Белинский, Т. Н. Грановский, В.П. Боткин), не реалистичны, ибо Россия уже с петровских времен необратимо «привязана» к Западу. Спор славянофилов с западничеством 19 век разрешил в пользу последних. Причем проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому пути развития.
Огромное место в истории философии занимает ФМ Достоевский. Он является одним из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Делал упор на «русское решение» социальных проблем, связанное с отрицанием революционное методов общественной борьбы.
34. Философия всеединства Соловьева.
Основной идеей его религиозной философии была идея Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
Начало всего-Бог-мировой абсолют.Соловьев-христианский философ.Посредница между тварцом и тварью-софия.Эта мысль Бога о мире.София-женская ипостась Бога.,она движет мировой эволюцией.Всеединство становится нравственной задачей.Осуществление цели эволюции зависит от свободного выбора человечества.Он верит в добрую волю людей.Преодалеется распад культуры на отдельные сферы.Будет выработана цельная культура.Человечесво преодалеет эгоизм личности.Выполнив это все человек решит главную задачу-победу над смертью.Он разрабатывает соц-политич. проект. Он пишет против национализма.
По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.
Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия..
Поскольку всеединство является центральным онтологическим принципом, Соловьев в своей онтологии идет, за православием и Платоном. Философ увлекался Кантом и проштудировал все аргументы последнего против эмпиризма, рационализма и мистики.
Идея “ взаимной необходимости ” христианского Востока и Запада является развитием “христианской политики” Соловьева в свете очерченной им же всемирно-исторической перспективы человечества, завершающего себя в Богочеловечестве. Идея “вселенской культуры”, культуры богочеловеческой, у мыслителя приобретает теократические черты, характеристики “нового средневековья”, о необходимости наступления которого уже прямо будет писать его почитатель и продолжатель идей Н.Бердяев.
4. Исторические типы философии
Выделим следующие исторические типы философии:
1)древнего востока(индийская и китайская)
2)античная(др.Рим м др.Греция)
3)средневековая(связь с христианством)
4)философия Возрождения(14-16 в)-гуманистическое направление
5)фил-ия Нового Времени(17-19 в)
6)современная-полное отсутствие единого стиля
несмотря на особенности все исторические типы сохранились определенными приемствовать .Это позволило говорить о единстве историческо- философского процесса.
5.В Индии-традиционная и нетрадиционная(буддизм,джайнизм)
ВЕДЫ - священная литература Индии.
Первоначало всего сущего-ДУХ
буквально означающие в пеpеводе с санскpита "знание, ведение". ВЕДЫ, возникнув между 2ым и 1ым тыс-ем до нашей эpы, сыгpали огpомную, опpеделяющую pоль в pазвитии духовной культуpы дpевнеиндийского общества, включая pазвитие философской мысли.
ВЕДЫ состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жеpтвенных фоpмул, и так далее. В них впеpвые делается попытка к философскому толкованию окpужающей человека сpеды. Хотя в них содеpжится полусуевеpное, полумифическое, полуpелигиозное объяснение окpужающего человека миpа, тем не менее их pассматpивают в качестве философских, а точнее пpедфилософских, дофилософских источников.. В обpазном языке ВЕД выpажено весьма дpевнее pелигиозное миpовоззpение, пеpвое философское пpедставление о миpе, человеке, нpавственной жизни. ВЕДЫ делятся на четыpе гpуппы (или части). Дpевнейшая из них - Самхиты (гимны). Втоpая часть ВЕД - Бpахманы (сбоpник pитуальных текстов). На них опиpалась pелигия бpахманизма, господствовашая до возникновения буддизма. Тpетья часть ВЕД - Аpаньяки ("лесные книги", пpавила поведения для отшельников). Четвеpтая часть ВЕД - Упанишады. собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эpы.
Упомянутые выше бpахманы - это жpеческая ваpна (гpуппа). Кшатpии - ваpна военной аpистокpатии. Вайшьи - ваpна земледельцев, pемесленников, тоpговцев. Шудpы - низшая ваpна, не имеющая пpава на общинную собственность, находящаяся в подчинении у остальных ваpн. Ваpны - гpуппы впоследствии легли в основу кастовой системы. По дpевнеиндиской мифологии Пуpуша - пеpвочеловек, из котоpго возникли элементы космоса, вселенская душа, "Я".
6. Философское учение Конфуция.
Идеал конфуцианства-гармоничное общество по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, что не желаешь себе».
Пять постоянств благородного человека
• Жэнь человеколюбие. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже, символом постоянства жэнь стало дерево.
• И справедливость. Хотя следование Ли из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли, поскольку понимает, что это правильно. И основано на взаимности: так, следует почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. «И» противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет „и“, а низкий выгоды». Добродетель и впоследствии была увязана с металлом.
• Ли буквально «ритуал», соблюдение церемоний и обрядов, а также почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли любая деятельность, направленная на создание идеального общества.
• Чжи здравый смысл, благоразумие, мудрость, рассудительность умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. «Чжи» противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом воды.
• Синь искренность, доброе намерение, непринужденность и добросовестность. «Синь» уравновешивает «ли», предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент земли.
7.Понятие дао и даосизма.
Понятие Дао в истории китайской мысли является наиболее универсальным и всеобъемлющим. Являясь идейным стержнем не только всей натурфилософии и онтологии, но во многом социологии, этики, медицины, астрологии, это понятие по праву можно назвать квинтэссенцией философии традиционного Китая. Дао как изначальная верховная всеобщность, как великий закон природы и первопричина всего сущего как высшая абсолютная реальность (Единое).
Таким образом, в раннем даосизме "любой феномен включается в мировое единство через имманентную ему единую сущность дао, и представляет собой оформленный способ существования всеобщей энергетической субстанции - ци"
Но древнекитайские дасы не только давали определения основным категориям, они призывали людей постичь красоту Дао, учение о Дао: "Те, кто в древности обрел учение, радовались и в беде, и в удаче. Их радость
не зависела ни от беды, ни от удачи. У даосов жизненная субстанция, сознание и мудрость тесно связаны между собой. Они объединены установкой даосизма начать рассмотрение всех проблем с физического бытия человеческого тела, что объясняется основной целью учения Дао: включение физического тела человека в естественно- акральный космос для перенесения на бренную плоть человека космических атрибутов: вечности и совершенства, обретение долголетия и бессмертия, включение тела человека в космос и правильное расположение тела в космосе.
8. Философские аспекты буддизма.
В философско-религиозной системе буддизма ключевыми можно считать такие понятия, как нирвана, дхарма, карма, в основном унаследованные буддистами от предшественников.
Дхарма-это элемент.Личность-комбинация дхарм,которые распадаются после смерти.
Следующим важным базовым понятием буддизма является "карма".
В переводе с санскрита "карма" обозначает действие, деяние, дело, поступок, жребий.
В широком смысле карма - это сумма совершенных в первой жизни поступков, последствия которых определяют вид нового рождения каждого живого существа, т.е. облик и судьбу дальнейшего существования. В узком смысле карма - это влияние совершенных действий на содержание настоящего и последующего существования. Во всех случаях карма понимается как незримая сила, ясным представляется лишь общий принцип ее действия, внутренний же механизм остается скрытым. Карма иногда сближается с понятием судьбы, рока, она "сансара"-старнствие.Концепция сансары заключает в себе идею не только родственности всего живого и переходности, но неуничтожимое его форм. Смерть в контексте данной концепции является лишь началом последующей жизни. Перевоплощение происходит по закону кармы.
"Нирвана" в переводе с санскрита означает "угасание",обозначает умиротворенное состояние сознания, противоположное сансаре, когда прекращаются перерождения и переходы от одной сферы сансарического существования к другой.
В состоянии нирваны происходит угасание дхарм,которые теперь уже не способны создавать новые комбинации перерождения; происходит остановка "колеса" сансары.
9. Античная философия (6в до н.э-6 в н.э)
Основными проблемами античной философии были:
1) Натурфилософский!Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);
2) Гуманистический!Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. (Сократ и софисты, Эпикур…);
- Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…);
3) Классический! Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи…).
4) Этический(киники-диаген,эпикурейцы,стоики,скептики)
5) Религиозный!-Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Неоплатонизм.
Характерные черты античной философии.
1. возникает как результат мышления.
2. изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел).
3. Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке, с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.
4. В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение и понимание природы космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира.
В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.
С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический.
Фалес родоначальник европейской науки и философии. Он произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции первоосновы всего, усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает все. Бог есть разум мира. Основал Милетскую школу вопрос «из чего все?».
Пифагор «все есть число». Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и соотношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ.
Гераклит- Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Ничего нет, все лишь становиться. Первоначало всего-огонь. Миром правит ЛОГОС.логос-закон,разум.
Парменид-учение о природе. 2 способа познания-рациональный(ведет к истине),эмпирический(дает мнение). Бытие есть,небытия нет.(оно вечно,совершенно,едино,неделимо)
Зенон-апории.Движения нет
Демокрит-все состоит из атомов и пустоты,душа тже из атомов.
Сократ-«я знаю, что ничего не знаю».
Платон Мир являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии. Гармоничное сочетание всех частей души под регулярным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.