У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Посланник Аллаха сказал- Поистине дела оцениваются только по намерениям и поистине каждому человеку дост

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

МИЛОСТИВЫЙ ВОЗНЕССЯ НА ТРОН

Абу Али АбдуЛлах

Проверка: Абу Абдурахман Дагестани

ВСТУПЛЕНИЕ

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословление пророку Мухаммаду и его семье. Да будет доволен Аллах его сподвижниками, и да смилуется Он над теми, кто последовал за ними в благочестие.

Как передавали, Умар ибн Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха сказал: «Поистине дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) хиджру к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и его посланнику, переселявшийся же ради чего-то мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся». [Бухари «Сахих» №1. В этом хадисе речь идет о человеке, совершившим хиджру ради женитьбы на женщине, которую звали Умм Кайс]

Как передал имам Навави, да помилует его Аллах: «Абу Саид Абд ар-Рахман ибн Махди сказал: «Пусть начинает с этого хадиса каждый, кто пожелает написать книгу». [Мухий-д-дин Абу Закария ибн Шараф ад-Димашки аш-Шафии ан-Навави «Аль азкар аль мунтахаба мин калам саййид аль-абрар» стр. 24, издательство «Умма»]

Аллах Всевышний находится над Своим Троном, над небесами, как Он и сказал в Коране, и как говорил его посланник. Сомневаться в этом, или отрицать это, значит выйти против Корана, сунны, иджмы салафов этой уммы. Да упасёт нас Аллах от этого!

Многие исламские ученые писали отдельные книги с целью доказательства того, что Аллах превыше всех творений. Среди них Шамсуддин Захаби с его книгой «Улув», Абу Мухаммад ибн Кудама аль-Макдиси с его книгой «Исбат сифатуль улув», Абу Мухаммад аль-Джувайни с «Рисала фи исбатуль истива» и т.д.

С помощью Аллаха Всевышнего я изложу в этой краткой работе аяты Корана, хадисы посланника Аллаха и мнения праведных предшественников, свидетельствующие о том, что Милостивый превыше всех творений, над 7-ю небесами, на Своем Троне! Название этой работы, есть слова Всевышнего «Милостивый вознесся на Трон»[Та-Ха. 5 аят].

  Абу Али Абдуллах.   Баку. 24/3/1429

Я хотел бы начать эту работу одной цитатой, для того, чтобы читатель сразу уяснил для себя всю важность этого вопроса.

Мухаммад ибн Юсуф аль-Фирьяби сказал: «Кто скажет, что Аллах не на Своём троне, тот неверный, и кто скажет, что Аллах не говорил с Моисеем, тот неверный». [Бухари «Хальгуль афалуль ибад» стр. 21. Даруль Марифа, Риад;  Ахмад ибн Ибрахим ибн Иса «Шархуль касидатуль ибн Кайум» стр. 48. Мактабатуль Исламия, Бейрут, 1406 год, третье издание]

Со стороны ученых ислама, отрицание этого вопроса, расценивалось как проявление неверия. Ведь отрицающий это, отрицает:

  1.  Аяты Всевышнего.
  2.  Достоверные хадисы от Его посланника.
  3.  Иджму ученых в этом вопросе.

Давайте рассмотрим по очереди все эти три пункта, отрицание любого из которых, ставит человека вне рамок ислама.

Шейх уль-Ислам, Абуль Аббас Ахмад ибн Таймия, да помилует его Аллах Всевышний, сказал[«Акидатуль васития», по книге «Избранные сочинения ибн Таймии» стр 39-40]: «И Он (в Коране) сказал: «Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус)! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой, возвышу до самого Дня воскресения над теми, которые не уверовали. Затем вам предстоит вернуться ко Мне, и Я рассужу между вами в том, в чем вы разошлись во мнениях». [Аль'Имран 3/55. Здесь и далее аяты Корана приведены в переводе Эльмира Кулиева, да хранит Его Аллах]

И Он сказал: «О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый». [Ан-Нисса' 4/158]

И Он сказал: «Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху. К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние (или праведное деяние возносит прекрасное слово; или праведное деяние возносит человека). А тем, которые замышляют злодеяния, уготованы тяжкие мучения, и их замыслы окажутся безуспешными». [Фатир 35/10]

И Он сказал: «36.  Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, 37.  путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом». Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными». [Гафир 40/36-37]

И Он сказал: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется.  Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не нашлет на вас ураган с камнями? Скоро вы узнаете, каково Мое предостережение!» [аль-Мульк 67/16-17]

И Он сказал: «Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он знает о том, что входит в землю, и о том, что выходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете». [аль-Хадид 57/4] (Конец цитаты от ибн Таймии).

И шейх в другом месте своей книги[«Акидатуль васития», по книге «Избранные сочинения ибн Таймии» стр. 37-38], также отметил: «Он сказал: «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды – все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» [аль-А'раф 7/54]

И Он сказал: «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения. Таков Аллах, ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Неужели вы не помяните назидание?» [Юнус 10/3]

И Он сказал: «Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Он управляет делами и разъясняет знамения, – быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом». [ар-Ра'д 13/2]

И Он сказал: «Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)». [Та Ха 20/5]

И Он сказал: «Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он – Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего». [аль-Фуркан 25/59]

И Он сказал: «Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Нет для вас, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не помяните назидание?» [ас-Саджда 32/4]

И Он сказал: «Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он знает о том, что входит в землю, и о том, что выходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете»1. (Конец цитаты от ибн Таймии).

Имам Мухаммад бин Исма‘ил Абу ‘Абдуллах аль-Джу‘фи аль-Бухари в своем «Сахихе»2 привел следующее предание: «Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри,

сказал: «‘Али бин Абу Талиб отправил посланнику Аллаха из Йемена неочищенный от породы золотой самородок в (мешке из) дублёной кожи, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует), разделил его на четверых. (Части этого самородка получили) ‘Уйайна бин Бадр, Акра‘ бин Хабис и Зайд аль-Хайль, что же касается четвёртого, то им был либо ‘Алькама, либо ‘Амир бин ат-Туфайль. (Узнав об этом), один из сподвижников (пророка, да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «У нас было больше прав на (это золото), чем у них!» Это дошло до пророка,и он сказал: «Неужели вы не доверяете мне, несмотря на то, что доверяет мне Тот, Кто на небесах, и что получаю я вести с небес по утрам и вечерам?» (После этого со своего места) поднялся человек с ввалившимися глазами, широкими скулами, выпуклым лбом, густой бородой и бритой головой, на котором был высоко подобранный изар и который воскликнул: «О посланник Аллаха, побойся Аллаха!» (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Горе тебе, а разве из всех живущих на земле не подобает именно мне бояться Аллаха больше всего?!” Тогда этот человек ушёл, а Халид бин аль-Валид сказал: “О посланник Аллаха, не отрубить ли ему голову?” (Пророк) сказал: “Нет, ибо, возможно, что он относится к числу совершающих молитвы”. Халид воскликнул: “А сколь много молящихся, на языке у которых (совсем) не то, что на сердце!” (В ответ ему) посланник Аллаха сказал: “Поистине, мне не было велено ни проникать в сердца людей, ни рассекать их утробы!” А потом (пророк) посмотрел вслед этому человеку и сказал: “Поистине, среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но дальше их глоток (их чтение) распространяться не будет, и они отойдут от религии подобно тому, как выпущенная стрела отходит от лука!»

(Передатчик этого хадиса сказал):

“И я думаю, что Пророк сказал:

«Поистине, если они появятся, когда я буду жив, я непременно стану убивать их подобно тому, как убивали самудян!”».

И он также привел предание, что посланник Аллаха сказал:

«С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: «Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»3.

Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави в своем сборнике «Сады праведных» привел предание, от посланника Аллаха : «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если кто-либо из мужчин позовёт свою жену в постель, а она откажет ему, тот, кто пребывает на небесах, не перестанет гневаться на неё до тех пор, пока муж (снова) не будет доволен ею!»4.

 

Абу аль-Фадль Ахмад ибн ‘Али ибн Мухаммад аль-Кинани аш-Шафи‘и, более известный как Ибн Хаджар аль -‘Аскалани, в своем сборнике «Булуг аль-марам» привел такое же предание, от посланника Аллаха: «Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа! Если мужчина позвал свою жену в постель, а она отказалась лечь рядом с ним, то Аллах, который находится на небесах, будет гневаться на нее до тех пор, пока ее муж не останется, доволен ею»5.

Имам Абу Дауд Ас-Сиджистани в главе «Отпор джахмитам», своей книге «Суннан»6 передал: «Как передавали от Абу Хурайры

, Посланник Аллаха сказал: «Аллах в последнюю треть каждой ночи нисходит на нижнее небо, и говорит: «Есть ли кто-нибудь, кто взывает ко Мне, чтобы Я мог ответить ему? Есть ли кто-нибудь, кто просит Меня о том, что Я могу дать ему? Есть ли кто-нибудь, кто просит Моего Прощения, чтобы я мог простить его?».

Имам Ас-Сунна Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль в «Муснаде»7 передал, что посланник Аллаха

сказал: «Лишь прекрасная вещь вознесется к Аллаху».

Шамсуддин Захаби передал предание со слов Джарира, что посланник Аллаха сказал: «Не проявит милосердие Тот кто в небесах, тому, кто не проявляет милосердие на земле»8.

Имам Абу Оуна Йакуб ибн Исхак ибн Ибрахим аль-Исфараини аль Нейсабури передал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил рабыню: «Где Аллах?» Она ответила: «На небе». Он спросил: «А я кто такой?» Она ответила: «Ты – Посланник Аллаха». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал (ее хозяину): «Освободи ее, потому что она – верующая»9.

Этот хадис с небольшой разницей в тексте привели: Джалал ад-Дин Ас Суюти в «Дурр аль-мансур»10 со ссылкой на Абдурразага, Ахмада, Абд ибн Хумайда; Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак ибн Хузайма в «Таухиде»11; Абу Бакр Ахмад ибн Хусайн ибн Али аль-Бейхаки в «Асма и сифат»12; Абу Хатим ибн Хиббан аль-Бусти в «Сахихе»13; Абу Абдуррахман Ахмад ибн Шуайб Ан-Насаи в «Суннан аль Кубра»14 и т.д.

Вдумайтесь в эти хадисы, вдумайтесь в эти слова посланника Аллаха! Вознесение может быть лишь ввысь! Нисхождение может быть лишь с высоты! И нет тут места сомнениям, и смуте, которую сеют приверженцы нововведений и еретических учений.

Таких преданий от пророка, действительно много, они достигают степени /мутаватир/, как отметил Мухаммад ибн Джафар аль-Каттани15.

Сподвижники посланника Аллаха также не имели противоречий, что Милостивый превыше всех творений.

Ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбат сифатуль улув»16 передал, что Абдуллах ибн Масуд 

сказал: «Проявляйте милосердие к тем, кто на земле, чтобы вас помиловал Тот, кто на небесах»17.

Ибн Абд-аль-Бар в «Тамхиде»18 передал, что ибн Масуд сказал: «Аллах превыше Своего Трона, и ваши деяния не скрыты от него».

Ибн Кудама  также передал, что когда посланник Аллаха скончался, и мусульмане были в смятение, Абу Бакр ас-Садик, для того чтобы успокоить людей, сказал: «Кто поклонялся Мухаммаду (знайте), что Мухаммад умер, кто поклоняется Аллаху, Аллах на небесах, живой и Он никогда не умрёт»19.

И он также передал, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала о вознесение: «(Спрашивать) как, неразумно, (значение) вознесения (нам) понятно, подтвердить это, есть вера, отрицать это, есть неверие»20.

Мать правоверных Зайнаб бинту Джахш, да будет доволен ею Аллах, похвалялась перед другими женами пророка: «Вас поженили  ваши семьи, а меня выдал  замуж сам Аллах с высоты семи небес»21.

И за ними в этой вере шли /табеины/.

Имам Захаби передал с достоверной цепочкой передатчиков, что  когда Масрук передавал сообщение со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, он говорил: «Рассказала мне правдивая дочь правдивого, любимица любимца Аллаха, оправдание которой  (от клеветы снизошло)22 с семи небес»23.

Рабия ибн Абдуррахман сказал: «Вознесение понятно, (вопрос) «как» не разумен, и от Аллаха это ниспослано, и посланником Его донесено (до нас), и мы (лишь) должны подтвердить это»24.

Ад-Даххак ибн Музахим сказал25: «Он на Троне, и его знание с ними»26.

Это же передавалось от Суфьяна Ас-Саури27.

Имам Абуль Хасан аль-Ашари посвятил целую главу своей книги вопросу /улува/. В своей книге «Ибана»28 он писал:

138. Кто-то может спросить: “Что вы думаете о вознесении Аллаха?”

В ответ мы должны сказать, что великий и могучий Аллах вознесся на небесный трон самым совершенным образом, как это подобает Его величию, и при этом Он не был неподвижен. Всевышний сказал: «Он – Милостивый, который вознесся на трон».29 Великий и могучий Аллах также сказал: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит доброе дело».30 Он также сказал: «Напротив, Аллах вознес его к себе».31 Великий и могучий Аллах также сказал: «Он распространяет свое повеление от неба и до земли, а затем оно опять восходит к Нему в течение дня, который по вашему счету продолжается тысячу лет».32 Всевышний также поведал о том, что Фараон сказал: «О Хаман! Воздвигни для меня башню. Быть может, я поднимусь до путей – путей небесных – и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом».33 Фараон решил, что проповеди пророка Мусы

о том, что великий и могучий Аллах находится над небесами, были лживы. Великий и могучий Аллах также сказал: «Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, кто на небе, может заставить землю поглотить вас и тогда она заколеблется? Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, кто на небе, может низринуть на вас ураган? Скоро вы узнаете цену Моему увещеванию!»34 Аллах сказал, что находится на небе, потому что Он вознесся на трон, который расположен над небесами. Все, что находится высоко в небе, можно отнести к небесам, и поэтому небесный трон считается высочайшим творением на небесах. Аллах не имел в виду, что Он занимает небеса целиком. Он имел в виду, что находится над небесами. Обратите внимание на следующие слова великого и могучего Аллаха: «Неужели вы не видите, что Аллах создал семь небес одно над другим, и велел луне проливать свет, а солнце сделал светильником?»35 В этом откровении говорится буквально следующее: «Он сделал луну в них светом». Однако это не означает, что луна занимает небеса целиком. Мы видим, как все мусульмане возносят руки к небу, потому что великий и могучий Аллах находится над троном, который располагается над небесами. И если бы великий и могучий Аллах не находился над троном, то мусульмане не стали бы возносить руки к небесам. Достаточно отметить, что во время молитв они не протягивают руки к земле.

139. Му‘тазилиты, джахмиты и харуриты считают, что высказывание великого и могучего Аллаха «Он – Милостивый, который вознесся на трон»36 означает, что Аллах захватил, овладел и покорил небесный трон. Они считают, что Аллах находится повсеместно, и в отличие от приверженцев истины отрицают то, что Аллах находится над небесным троном. Они полагают, что вознесение на трон лишь подчеркивает могущество Аллаха.

Если бы это было так, то не было бы никакой разницы между небесным троном и седьмой землей, потому что Аллах властен над всем сущим. Земля принадлежит Аллаху, и Он полновластно распоряжается ею, сором, который находится на ее поверхности, и всем, что есть во вселенной. Если бы вознесение на трон означало овладение троном, то следовало бы сказать, что Аллах вознесся на все сущее. И тогда получилось бы, что Аллах вознесся на трон, землю, небо, сор и даже грязь, ибо все сущее покорно одному Аллаху. Он властен над всем сущим, однако ни один мусульманин не посмеет сказать, что великий и могучий Аллах вознесся на траву или на уборную. Свят Аллах и превыше этого! Все это означает, что вознесение на трон не может означать овладения троном, потому что Аллах владеет всем сущим, а вознесение не имеет отношения к другим творениям и связано только с небесным троном.37

Му‘тазилиты, джахмиты и харуриты предполагают, что великий и могучий Аллах находится повсеместно. Это означает, что Аллах находился во чреве Марйам, находится среди сора и даже в уборной. Безусловно, это противоречит религии. Свят Аллах и превыше всего этого!

140. Мусульманские богословы и знатоки хадисов убеждены в том, что Аллах вознесся только на небесный трон. Но предположим, что вознесение Аллаха не связано только с небесным троном и что великий и могучий Аллах находится повсеместно. Это означает, что Он находится даже под землей и что земля, небеса и все сущее находятся над ним. Это также означает, что Он находится над всем сущим и что творения находятся под ним. Получается, что Аллах находится над тем, что под Ним, и под тем, что над Ним. Подобное невозможно, потому что это утверждение противоречиво. Аллах же превыше этой ужасной лжи!

141. Еще несколько доказательств.

Еще одним свидетельством в пользу того, что великий и могучий Аллах находится над небесным троном и отделен от творений, являются хадисы, рассказанные мусульманскими богословами от имени Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

‘Аффан рассказывал со слов Хаммада ибн Саламы, что ‘Амр ибн Динар рассказывал, что Нафи‘ ибн Джубейр рассказывал, что его отец слышал, как Посланник Аллахасказал: «Наш великий и могучий Господь каждую ночь нисходит на ближайшее небо и говорит: “Я одарю того, кто просит Меня. Я прощу того, кто молит Меня о прощении”. И это продолжается до наступления рассвета».38

142. ‘Абдуллах ибн Бакр рассказывал со слов Хишама ибн Абу ‘Абдуллаха, что Йахйа ибн Абу Касир рассказывал, что Абу Джа‘фар слышал, как Абу Хурейрарассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В последнюю треть ночи всевышний и всеблагой Аллах нисходит на ближайшее небо и говорит: “Я отвечу тому, кто взывает ко Мне. Я избавлю от беды того, кто молит Меня об этом. Я одарю благами того, кто просит у Меня”. И это продолжается до того, как забрезжит рассвет».

143. ‘Абдуллах ибн Бакр ас-Сухами рассказывал со слов Хишама ибн Абу ‘Абдуллаха, что Йахйа ибн Абу Касир рассказывал, что Хиляль ибн Абу Меймуна рассказывал, что ‘Ата ибн Йасар рассказывал о том, что Рифа‘а аль-Джухани сказал ему: «Мы находились рядом с Посланником Аллаха и когда мы добрались до Кадида, он восхвалил и возвеличил Аллаха, а затем сказал: “По истечении одной или двух третей ночи великий и могучий Аллах нисходит на небо и говорит: “Я отвечу тому, кто взывает ко Мне. Я одарю того, кто просит Меня. Я прощу того, кто молит Меня о прощении”. И это продолжает до того, как забрезжит рассвет”».

144. Еще несколько доказательств.

Великий и могучий Аллах сказал: «Они боятся своего Господа, который над ними».39 Всевышний также сказал: «Ангелы и дух восходят к Нему в день, равный по времени пятидесяти тысячам лет».40 Он также сказал: «Потом Он обратился к небу, которое было дымом».41 Он также сказал: «Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на трон. Он – Милостивый. Спрашивай о Нем Того, кто ведает».42 Он также сказал: «Аллах – тот, кто создал за шесть дней небеса и землю и то, что между ними, а потом вознесся на трон. Нет для вас, кроме Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не опомнитесь?»43 Эти откровения свидетельствуют о том, что Аллах находится на небесах, над небесным троном. Каждому человеку известно, что небеса и земля – разные вещи. Это значит, что всевышний Аллах в отличие от всех других существ находится над небесным троном и не является единым целым со своими творениями.44

145. Еще несколько доказательств.

Великий и могучий Аллах сказал: «Когда распростерта будет земля и твой Господь придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут ад».45 Он также сказал: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах в сопровождении ангелов явится к ним, осененный облаками?»46 Он также сказал: «Он возник на высшем небосклоне, приблизился к нему, а потом подошел еще ближе. Он находился от него на расстоянии двух луков и даже ближе. Так Аллах внушил своему рабу откровение, и сердце его не сочло ложью видение. Неужели вы будете оспаривать то, что он видел? А ведь он видел его еще раз, когда тот спустился. Случилось это у самого дальнего лотуса, возле которого находится райская обитель. Тот лотус окружен покрывалом. Его взор не уклонялся в сторону и не излишествовал. Так он увидел величайшие из знамений своего Господа».47

Великий и могучий Аллах также сказал: «О ‘Иса! Я возьму тебя и вознесу к себе».48 Всевышний также сказал: «Конечно же, они не убивали его. Напротив, Аллах вознес его к себе».49 Мусульмане единодушны в том, что великий и могучий Аллах вознес ‘Ису на небеса.

Кроме того, когда мусульмане обращаются к великому и могучему Аллаху, они говорят: “О Сущий на небесах!” А когда они приносят клятвы, то говорят: “Клянемся Тем, кто скрылся за семью небесами!”

146. Еще одно доказательство.

Великий и могучий Аллах сказал: «Не удостоился человек того, чтобы с ним разговаривал Аллах иначе, чем посредством откровения, или через завесу, или же через посланника, который возвещает по Его дозволению то, что Он желает».50 В этом откровении говорится о том, что является преимуществом людей, и не распространяется на остальные существа. Если бы этот аят относился не только к людям, но и ко всем остальным творениям, то для того, чтобы не сеять сомнения, следовало бы сказать: «Никто не удостоился того, чтобы с ним разговаривал Аллах иначе, чем посредством откровения, или через завесу, или же через посланника». Однако Аллах не сказал этого, и поэтому мы бы без малейшего сомнения и смущения можем сказать, что этот аят не относится ко всем творениям. Таким образом, из всего сказанного нами следует, что в этом аяте речь идет только о людях.

147. Еще одно доказательство.

Великий и могучий Аллах сказал: «Потом их возвратят к Аллаху – их истинному Владыке».51 Он также сказал: «Если бы ты видел их, когда они предстанут перед их Господом».52 Он также сказал: «Если бы ты видел, как грешники понурят головы перед своим Господом».53 Великий и могучий Аллах также сказал: «Они предстанут перед твоим Господом рядами».54 Все это свидетельствует о том, что Аллах не находится внутри своих творений и что творения не находятся внутри Него. Напротив, Аллах вознесся на небесный трон и находится над ним. Мы не говорим о том, как он вознесся на трон, и не утверждаем того, что Аллах неподвижен. Аллах бесконечно далек от всего, что измышляют о Нем нечестивцы и неверные! Они описывают Аллаха так, словно Его в действительности не существует, и их воззрения совершенно несовместимы с единобожием. Они пытаются избежать уподобления Аллаха творениям, и это побуждает вообще их отрицать божественные качества. Упаси нас Аллах от воззрений, которые побуждают нас отрицать и отвергать качества Аллаха!

148. Еще одно доказательство.

Великий и могучий Аллах сказал: «Аллах – свет небес и земли».55 Всевышний назвал себя светом (араб “нур”), и арабы вкладывают в это слово два значения: свет можно услышать и свет можно увидеть. Если кто-то предполагает, что Аллаха можно услышать, но нельзя видеть, то он ошибается, потому что отрицает возможность лицезрения Аллаха и тем самым противоречит писанию Аллаха и Сунне Его Пророка

.

Рассказывают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас сказал: «Размышляйте о чем угодно, но не размышляйте о сущности Аллаха, потому что между седьмым небом и престолом семь тысяч светов, а Аллах находится еще выше».56

149. Еще одно доказательство.

Рассказывают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб будет стоять перед великим и могучим Аллахом до тех пор, пока его не допросят о его деяниях».57

Рассказывают также, что один из сподвижников привел к Пророкучернокожую рабыню и сказал: «О Посланник Аллаха! Я хочу даровать ей свободу в качестве искупления. Могу ли я освободить ее?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил ее: «Где Аллах?» Она ответила: «На небе». Он спросил: «А я кто такой?» Она ответила: «Ты – Посланник Аллаха». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Освободи ее, потому что она – верующая».58 Все это означает, что великий и могучий Аллах находится на небесах, над небесным троном, причем Его высокое местонахождение ничуть не приближает Его к небесному трону». (Конец цитаты от имама Ашари).

Ученые ислама, шли по пути сподвижников и не имели противоречий в том, что Аллах Всевышний на своем троне, над небесами.

Шейх ибн аль-Усаймин сказал: «Что касается /иджмы/ в этом вопросе, сподвижники, /табеины/, которые последовали за ними в благочестие, и имамы ахли-сунны, придерживались единого мнения, что Аллах Милостивый над небесами, над троном. Их высказывания полны прямых указаний на это»59.

Имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит сказал: «Мы утверждаем, что Всевышний и Всеславный Аллах воссел - т.е. утвердился на Престоле»60.

И он также сказал: «Тот, кто скажет, что он не знает, находиться ли Господь на небесах или на земле, тот неверный. Также (неверный) тот, кто скажет, что Он на троне, но он не знает на небесах ли трон, или на земле»61.

Ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбат сифаталь улув»62 передал, что Абу Ханифа сказал: «Тот, кто станет отрицать, что Аллах на небесах, тот совершает неверие (или становится неверным)».

Захаби передал от Хакима ибн Абдуллаха аль-Бальхи, что у Абу Ханифы спросили о человеке, который говорит, что он не знает Господь в небесах или на земле. Абу Ханифа ответил: «Он совершает неверие! Аллах говорит: «Милостивый вознесся на Трон». И Его Трон выше небес». Далее у Абу Ханифы уточнили, а как быть, если человек признает, что Он вознесся на Трон, но при этом говорит, что не знает Трон над небесами или на земле?

Имам ответил: «Если станет отрицать, что Он (Трон) на небесах, то совершает неверие»63.

Имам Малик ибн Анaс сказал: «Аллах над небесами, а Его знания повсюду»64.

Однажды один человек спросил имама Малика: «Милостивый вознесся на Трон»65, как так вознесся? Имам ответил: «Что Он вознесся, о том известно, а на вопрос «как» о Нем, разум ответить не может. Спрашивать об этом, пагубное нововведение. В это веровать обязательно, а ты, я думаю, из числа заблудших. Долой с глаз моих!»66

Имам Абдуллах ибн Абдуррахман аль-Кайравани аль-Малики (ум в 386 х.) сказал: «Среди того, во что следует веровать в сердце своем и высказывать языком: Что Он (Аллах) - на славном престоле своем сущностью, и во всяком месте67 благодаря Своему знанию»68.

Абу Амр Абдуррахман ибн Амр аль-Аузаи сказал: «Он на Своём Троне, как Он Сам Себя описал»69.

На вопрос «Как нам познать нашего Господа?», Абдуллах ибн Мубарак ответил: «(Он) над небесами над Троном, отделен от творений. И мы не говорим подобно джахмитам, что Он там-то»70.

Следует отметить, что согласно Даххаку71и Вахбу ибн Мунабиху72, Трон был первым творением Аллаха.

Имам Абу Бакр Абдуллах ибн Аз-Зубайр аль-Кураши аль-Хумайди (ум в 219 х.): «Мы говорим, что Милостивый вознесся на Трон73. Кто возомнит нечто помимо этого, является джахмитом, искажающим сифаты»74.

Вахб ибн Джарир сказал: «Джахмиты еретики, они хотят (чтобы мы сказали), что Он не вознесся на Трон»75.

Абдуррахман ибн Амр ад-Дабби, басрийский ученый, упомянув джахмитов, сказал: «Их высказываний хуже слов иудеев и христиан. Иудеи и христиане, люди (других) религий, наряду с мусульманами считают, что Аллах над Своим Троном. А они говорят, Он не над чем»76.

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Описывайте Аллаха точно также как Он Сам Себя описал. Отвергайте (в отношении Его) все то, что Он Сам от Себя отверг»77.

Ибн Абу Йала передал от Абу Бакра аль-Марвази: «Я спросил имама Ахмада о хадисах, которые отрицают джахмиты. Хадисы о /сифатах/ Аллаха, о том, что Его увидят (на том свете), о /исра/ и о /арше/. Он сказал, что все они достоверные и добавил: «Умма встретила подобные предания, приняв их. Эти хадисы надо принять, как они и пришли»78.

Усман ибн Саид аль-Дарими (ум в 280 х.): «Мусульмане и не мусульмане единодушны в том, что Аллах над небесами». И он также сказал: «И мусульмане сошлись во мнение, что Аллах над троном, (который) над Его небесами»79.

Имам Абу Бакр аль-Аджурри (260-360 х.): «И вера, которую приняли ученые, заключается в том, что Аллах над Своим Троном, (который) над Его небесами, и Его знания охватывают каждую вещь»80.

Имам Абу Зура Убейдуллах ибн Абдулькарим ар-Рази (ум в 264 х.)  и имам Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис ар-Рази (ум 277 х.): «Аллах Азиз и Джалиль над Своим Троном, отделен от Своих творений»81.

Имам Абуль Фатх Наср ибн Ибрахим ибн Наср ибн Ибрахим аль-Макдиси ан-Наблуси (ум в 490 х.): «Всевышний Аллах вознесся на Свой Трон. Он отделен от своих творений»82.

Имам Мухаммад ибн Ахмад Абу Али аль-Хашими аль-Багдади (ум в 428 х.): «Аллах вознесся на Свой Трон. Ему принадлежит власть над всем, и Его знания объемлет всё»83.

Шейх уль-Ислам Исмаил ибн Абдуррахман аль-Нейсабури, Абу Осман ас-Сабуни (ум в 449 х.): «Я свидетельствую, что Аллах Всевышний вознесся на Свой Трон»84.

Имам ибн Джурайдж, муфтий Хиджаза (ум в 150 х.): «Его Трон был на воде, до того как Он создал творения»85.

Имам Аузаи (88-157 х.) сказал: «Мы и /табеины/ в один голос говорили Аллах Всевышний над Своим Троном, и мы верим в то, что пришло в /сунне/ насчет Его атрибутов»86.

Шейх Насируль-Ислам Абуль Хаттаб Махфуз ибн Ахмад ибн Хасан аль-Келувазани аль-Ханбали (ум в 510 х.): «(И меня спросили) Он (Аллах) повсюду? Я ответил: «Пространства не объемлют Господа Моего». Сказали: «Принимаешь ли ты, что Владелец Трона вознесся (на него)?» Я сказал: «Да это истина, мой Господин мне так сказал». Сказали: «Так скажи нам, что означает Его вознесение?» Я сказал им: «Нет, это вопрос преступивших границу»87.

Мукатил ибн Хайан, ученый Хорасана (умер приблизительно в 150 х.) об аяте Всевышнего «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым»88 сказал: «Он на Своём Троне, а Его знание рядом с ними»89.

Кутайба ибн Саид, шейх Хорасана (150-240 х.) сказал: «Это слова имамов ислама, сунны и джамаат: «Знайте, что наш Господь над 7-ю небесами, на своём Троне, как Он и сказал (в Коране): «Милостивый вознесся на Трон»90.

Имамуль-авлия Сеид АбдульКадир аль-Джейлани аль-Ханбали (ум в 561 х.) сказал: «Аллах Тааля превыше Трона. (Его) знания охватывает вещи»91.

Имам Мухаммад Шамсуль-Хакк Азимабади в книге «Авнуль мабуд шархуль суннан Абу Дауд»92 комментируя предание, где упоминается Трон Всевышнего, сказал: «И это предание свидетельствует о том, что Аллах Всевышний над небесами, и это истина, о которой свидетельствуют аяты Корана и хадисы пророка

. Путь праведных предшественников из числа сподвижников, /табеинов/ и других людей из числа ученых, да будет доволен ими всеми Аллах, заключается в том, что они говорили: «Во истину Всевышний вознесся на Трон, и нельзя спрашивать «как», уподоблять (Его вознесение творениям) или искажать значение (этого слова). И мы знаем, что означает вознесение, но качество вознесения неизвестно».

Мухаммад ибн Ибрахим аль-Исфахани сказал: «Я слышал как Абу Зуру ар-Рази (264 х.) спросили о толкование аята «Милостивый вознесся на Трон», он разгневался и сказал: «Толкование такое же, как и (твоё) чтение. Он на Троне, и Его знания охватывают все сущее, и да падет проклятие Аллаха на того, кто скажет нечто противоречащее этому»93.

Хусайн ибн Мухаммад ибн Харис сказал: «Я слышал как Али ибн Мадини (ум в 234 х.) спросили: «Что говорит (ахле сунна Валь) джамаат?». Он ответил: «(Мы) веруем в то, что Аллах будет виден (в судный день и в раю), в речь (Аллаха Всевышнего), и в то, что Аллах вознесся над небесами на Трон»94.

Шейхуль-Ислам, имам ас-сунны Ахмад ибн Ханбаль (164-241 х.)  сказал: «Он на своём Троне и ничего не скрыто от его знания»95.

Кади Абуль Хусайн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Хусайн аль-Фара аль-Ханбали аль-Багдади сказал: «И Он (Господь) снисходит на низшее небо земли, как и сказал посланник Аллаха: ««С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу». Это текст хадиса от Бухари. И это предание о нисхождение передали Ахмад, Малик, Бухари, Муслим, Абу Иса ат-Тирмизи, Абу Дауд, ибн Хузайма, Даракутни и (другие) имамы мусульман»96.

Разум человека также свидетельствует о том, что Аллах Всевышний находится над Своими творениями. Всевышний. Почему мы Его так называем? Будут ли это Его имя иметь значение, если при этом мы будет отрицать, то, что Он превыше всех творений? Быть превыше всего, безусловно, является признаком совершенства. Нет ни одного раба, который бы не обращал бы свои ладони к небесам, когда молил Аллаха о чем-то. Если мы отрицаем, то, что Он превыше всего, зачем тогда обращать свои ладони к небесам? Те, которые (хаша) говорят, что Он повсюду, как они отнесутся, если кто-то будет обращать свои ладони вправо, влево, или вниз во время мольбы, аргументируя это тем, что Он (хаша) повсюду?

Возвышенное положение Аллаха вовсе не подобно какому-либо возвышенному положению творений. Ничто не сравнимо с Ним!

То, что мы подтверждаем Его возвышенное положение, вовсе не означает, что мы сравниваем Его с творениями.

Имам, аль-Хафиз Нуайм ибн Хаммад  (146- 228 х.) сказал: «Тот, кто сравнит Аллаха с Его творениями, тот неверный. И тот, кто станет отрицать то, как Он сам Себя описал, тот неверный. И нет /ташбиха/ в том, как Он Сам Себя описал или в том как описал Его посланник»97.

Исхак ибн Рахавейх (166-238 х.) сказал98: «/Ташбих/ происходит, если кто-то скажет: «Рука подобна моей руке». Или скажет: «Слышу, как Он слышит». И это и есть /ташбих/. Но если он скажет, как сказал Аллах (по поводу) руки, слуха, зрения, и не скажет: «Как», и не скажет, что «Похоже», то это не является /ташбихом/. Аллах сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»99.

Все, что мы должны делать, это описывать Его, как Он Сам Себя описал. Имам Шафии в предисловии к своей книге «Рисала» сказал: «Он такой как Он Сам Себя описал, и Он превыше того, как описали Его, его творения»100.

В описание Всевышнего надо довольствоваться аятами Корана и достоверными хадисами от посланника Аллаха. При этом мы должны знать и твердо верить, что Его /сифаты/ не подобны подобным /сифатам/ Его творений. И каждый, кто станет утверждать обратное, является неверным!

Это /минхадж/ праведных предков, салафов этой уммы.

Мухаммад ибн Абдаль-Карим аш-Шахристани отметил: «Что касается Ахмада ибн Ханбаля, Дауда ибн Али аль-Исфахани и группы наставников последователей первоначального учения, то они пошли по пути предшествовавших им последователей первоначального учения из числа «сторонников предания», таких как Малик ибн Анас и Мукатил ибн Сулайман. Они пошли спасительным путем, сказав: «Мы веруем в то, что содержится в Писание и сунне, и не прибегаем к (иносказательному) толкованию, твердо зная, что Аллах - велик, Он славен! - (и) не похож ни на что из созданий и что Он – творец предопределитель всего того, что можно представить в воображении».

Они остерегались сравнения до такой степени, что говорили: «Кто  шевельнет рукой при чтение слов Всевышнего: «...я сотворил своими руками»101 - или сделает знак двумя пальцами при устной передаче (хадиса): «Сердце верующего (находится) между двумя перстами Милосердного», тому следует отсечь руку и вырвать два пальца»102.

Шейх уль-Ислам ибн Таймия сказал: «Если кто-то примет /сифаты/ Аллаха подобно /сифатам/ Его творений, и скажет, что Его вознесение, снисхождение и другие действия подобны вознесению, снисхождению Его творений, то (такой человек) еретик, погрязший в заблуждение». [Ибн Таймия «Куллият» том 5, стр. 199]

Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Аллах Всевышний назвал себя Живым (аль Хай), знающим (Алим), слышащим (Самий), видящим (Басир), снисходительным (Рауф), милостивым (рахим). Его живость, Его знания, Его слушание, Его видение, Его милость и Его милосердие не похожи на подобные качества Его творений»103.

Имам Малик ибн Анас сказал: «Аллах над небесами и Его знания повсюду. Кто будет верить, что Аллах в небесах, и они Его окутывают, что Он нуждается в Троне или в каком-либо другом творение, что Он вознесся на Трон подобно тому, как творения восходят на сидения, тот погрязший в заблуждение, невежа и из людей /биды/. Тот, кто скажет, что нет Аллаха выше небес, которому поклоняются, что нет над Троном Аллаха, которому поклоняются и к Которому возносят молитвы, что Мухаммад не совершал мерадж к Всевышнему, что Коран не снизошел от Господа, тот заблудший еретик, из приверженцев нововведений, фараон из числа /муатилла/104»105.

Шейх уль-Ислам ибн Таймия также сказал106: «Коран, сунна и здравый смысл свидетельствуют о том, что Аллах не подобен ни одному из Своих творений, что Он не нуждается ни в чем, что Он превыше творений и отделен от всех их107».

Кто-то может сказать, а как быть с аятом Корана, где Аллах говорит: «Он всегда с ними, где бы они ни были»108. И Мы скажем истину, изрек наш Господь. Но, во-первых, не надо вырывать фразу из контекста.

Всевышний сказал: «6.  В тот день Аллах воскресит их всех и поведает им о том, что они совершили. Аллах исчислил это, а они забыли. Аллах – Свидетель всякой вещи. 7.  Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает обо всякой вещи».

Он обратился со словами «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле?». А далее сказал: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым». Ясно, что речь не идет о Его присутствие рядом в смысле Его сущностью. А речь идет о том, что Он знает, что происходит со всеми нами. Нет никакой тайной беседы, чтобы Он не знал о ней. Нет ничего тайного и скрытого от Него.

Имам Суфьян ас-Саури (97-161 х.) сказал о словах Всевышнего «Он всегда с ними, где бы они ни были», то есть Он с ними знанием. [«Мухтасар улув» Захаби, стр. 139]

Имам ибн Касир в толкование к этому аяту писал: «Именно по этой причине, многие люди говорили, что есть /иджма/ в том, что под фразой «рядом» здесь имеется ввиду то, что Он рядом знанием».

Фахрут-Дин ар-Рази в «Мафатихаль гайб»[См толкование к «Муджадила» аят 7. Издательство Акчак] сказал: «Аллах Всевышний для того, чтобы объяснить на примере, что от Него ничего не скрыто, сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает обо всякой вещи».

Кто-то может сказать, что мы считаем, что Аллах находится в определенном месте. Шейх уль-Ислам ибн Таймия сказал: «Тот, кто верит, что Аллах находится в определенном месте[к примеру, если кто-то скажет: «Он прямо надо мной, над этим облаком в созвездие Стрельца». Или «Вправо от такой-то звезды»], в то, что Аллах находится среди Его творений, что творения Его окутывают или небеса Его окружают, в то, что некоторые из творений выше Его, некоторые под ним, то (человек с подобной верой) еретик, погрязший в заблуждениях». [Ибн Таймия «Куллият» том 5, стр. 199]

Мы лишь говорим, что Он Сам сказал, и повторяем то, как Его описал посланник. Он превыше всего!

Кто-то может сказать, что мы принижаем Аллаха, считая, что Он нуждается в троне!

Шейх уль-Ислам ибн Таймия сказал: «Если кто-то верит, что Аллах нуждается в Троне или каком-либо другом месте, тот также является еретиком, погрязшим в заблуждениях». [Ибн Таймия «Куллият» том 5, стр. 199]

Кто-то может сказать: «А как быть со словами Всевышнего «Он – Аллах на небесах и на земле»? [Сура Скот, 3 аят]

Мы ответим, истину изрек наш Господь! Опять таки, не надо рассматривать часть аята, вырывая его из контекста. Сказал Всевышний:

«1.  Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет. Но даже после этого те, которые не уверовали, приравнивают к своему Господу других. 

2.  Он – Тот, Кто сотворил вас из глины, а затем назначил срок для вашей смерти. У Него есть также назначенный срок для воскрешения, но после этого вы все еще сомневаетесь.

3.  Он – Аллах на небесах и на земле. Он знает то, что вы утаиваете и совершаете, открыто, и знает то, что вы приобретаете»

Всевышний после слов «Он – Аллах на небесах и на земле» сказал «Он знает то, что вы утаиваете и совершаете, открыто, и знает то, что вы приобретаете», то есть опять таки идет речь о том, что нет ничего скрытого от Него ни в земле, ни в небесах!

Ибн Касир в толкование этого аята сказал: «Аллах Всевышний сказал: «Он – Аллах на небесах и на земле. Он знает то, что вы утаиваете и совершаете, открыто, и знает то, что вы приобретаете». После того как (ученые) сошлись во мнение, что мнение джахмитов ошибочно, они выдвинули несколько вариантов толкований этого аяту. Джахмиты сказали: «Аллах Всевышний повсюду». Они посчитали этот аят доказательством этого мнения. Хотя самым правильным будет толковать этот аят так: Он Аллах Всевышний, Господь к которому взывают на небесах и на земле. То есть те, кто на небесах, и те, кто на земле поклоняются Ему, не придают Ему сотоварищей, принимают Его божественность, они взывают к Нему в страхе или в довольстве. Неверные из числа людей и джинов не в числе (этих праведных рабов). То есть, этот аят подобен этому «Он – Тот, Кто является Богом на небесах и на земле». [Сура Украшения, аят 84]

То есть Он (Аллах), Господь тех, кто на небесах, и тех, кто на земле.

Второй мнение в толкование этого аята, таково: Аллах Всевышний знает все явное и скрытое на небесах и на земле».  (Конец цитаты от ибн Касира).

Подведя итог, хочется сказать, что Коран, Сунна, мнение сподвижников, табеинов, ученых, и просто здравый смысл беспрекословно свидетельствует о том, что Аллах превыше всех Своих Творений!

Хвала Аллаху Господу миров! Мир и милосердие его посланнику, его семье и всем его сподвижникам!

Все правильное в этой книге от Аллаха, все ошибки от меня.

Я молю Аллаха сделать эту работу полезной для мусульман и религии Мухаммада.

Я молю Аллаха принять этот скромный труд, сделать так, чтобы он был написан лишь искренне, ради Него и Его религии!

1 аль-Хадид 57/4.

2 «Мухтасар сахих аль-Бухари» имама Зубайди, № 1602. (4351).

3 «Мухтасар сахих аль-Бухари» имама Зубайди, №572. (1145).

4 №281.

5 №1021.

6 №4733, том 3, стр. 523, издательство «Конья»; Бухари «Сахих», Глава «Тахаджуд» №14; Муслим «Сахих», Глава «Мусафирин» №168.

7 3/33, 418, 431, 538, 541; Албани «Ирва аль галиль» №886; Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин «Фатху раббиль беррие би талхисиль Хамавия» стр. 84, Даруль Гураба.

8 «Мухатасар улув» стр. 84. Там же отмечено, что передатчики достойные доверия.

9 «Мустахрадж Абу Оуна» №1369.

10 2/618. Даруль Фикр-Бейрут, 1993 год.

11 №178, Глава «Подтверждение того, что Аллах над небесами от веры», Мактабатуль Рашид-Рияд, 1994 год, 5-ое издание, под редакцией АбдульАзиза ибн Ибрахима аш-Шахуна.

12 Стр. 325-326, №890. Мактабатуль Саудиа-Джидда, первое издание, под редакцией Абдуллах ибн Мухаммад аль-Хашади.

13 №2247, Муасасаталь Рисалат-Бейрут, 1414 год, второе издание, под редакцией шейха Шуайба Арнаута. Шейх отметил, что цепочка передатчиков этого хадиса достоверная.

14 №1141, Даруль Кутубаль Ильмия-Бейрут, 1411 год, первое издание.

15 См «Назмуль мутанасира миналь хадисаль мутаватира» №16, стр. 82.

16 Стр. 105, Даруль Салафия-Кувейт, 1406 год, первое издание, под редакцией Бадра Абдуллаха аль-Бадра; Ахмад ибн Ханбаль «Зухд» №883.

17 Следует отметить, что эти слова передавались и как хадис от посланника Аллаха.


Нурад-Дин Али ибн Абу Бакр аль-Хейсами (ум в 807 х.) привел это предание и сказал: «Передал Табарани, и передатчики являются рассказчиками сахих». Смотрите «Маджмау завайд» 8/115/№13672, Даруль Фикр-Бейрут 1412 год.


А также Абу Нуайм  Ахмад ибн Абдуллах аль-Исфахани «Хиллиятуль авлия» 4/210, Даруль Кутубуль Араби-Бейрут 1405 год, 4-ое издание; Аль-Муттаки аль-Хинди со ссылкой на Джарира и ибн Масуда в «Канзуль уммал» №5975, Муасасаталь Рисалат-Бейрут 1989 г;  Абу Бакр Ахмад ибн Али аль-Хатиб аль-Багдади как часть большого предания в «Тарихуль Багдад» 3/438, Даруль Кутубуль Ильмия-Бейрут, в 14 томах; Абу Дауд Сулайман ибн Дауд аль-Фарси аль-Басри аль-Тайласи в «Муснад Абу Дауд аль-Тайласи» №335,  Даруль Маарифат-Бейрут; Абу Абдуллах аль-Хаким в «Мустадрак аля сахихайн» 4/277/№7631. Аль-Хаким и Захаби назвали хадис достоверным; Абу Бакр ибн Абу Шейба аль-Куфи в «Мусаннафе»№ 25364, Даруль Рашид-Рияд, первое издание 1409 год; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Саламат ибн Джафар аль Газаи в «Муснаду шихаб» Муасасаталь Рисалат-Бейрут 1407 год, второе издание под редакцией ибн Абдульмаджида ас-Салафи.


Скорее всего, Абдуллах ибн Масуд просто пересказывал, или даже говорил словами посланника Аллаха. Это подобно тому, как если бы кто-то из нас, отвечая на вопроса, процитировал бы хадис.

18 Абу Умар Юсуф ибн Абдуллах ибн Абд-аль-Бар аль Малики «Тамхид» 7/139 , 1387 год, Магриб, в 22 томах, под редакцией Мухаммада ибн Абдуль Кабира аль-Бакри и Мустафы ибн Ахмада.

19 «Исбат сифатуль улув» стр. 102; Хаммад ибн Наср Аль Муамар в «Тухфатуь мадина фи акидатуль салафиа» стр. 71, 1992 год -Рияд; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаиль аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» 1/201/№623/описание Мухаммада ибн Имрана ибн Абу Лейлы аль-Куфи, Даруль Фикр, под редакцией Саида Хашима Надви.

20 Там же стр. 109.

21 Бейхаки «Асма ва сифат» №880, стр. 315-316. Мактабатуль Саудия-Джидда. Первое издание.


Это предание также передали: Абу Мухаммад Хусайн ибн Масуд аль-Багави (ум в 516 х.) в толкование «Маалимуль танзил» 6/356, Даруль Таиба Нашр валь Тавзиа, 1417 год, 4-ое издание в 8-ми томах;


Джалал ад-Дин Ас-Суюти в «Дурр аль мансур» 6/611-612, Даруль Фикр, 1993 год, со ссылкой на Ахмада, Абд ибн Хумайда, Бухари, Тирмизи, ибн Мунзира, Хакима, ибн Мардавейха и Бейхаки;


Ас-Суюти в «Хасаисуль Кубра» 2/368, Даруль Кутубуль Ильмия-Бейрут 1405 год;  Абу Мухаммад Абдуллах ибн Ахмад ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбат сифатуль улув» стр. 109 глава «Высказывания сподвижников», Даруль Салафия-Кувейт, 1-ое издание 1406 год;  Абу Абдуллах Мухаммад ибн Сад аль-Басри аз-Зухри в «Табакат аль Кубра» 8/103 , Даруль Садр-Бейрут, 1-ое издание 1968 год, под редакцией Ихсана Аббаса; Мухаммад аль-Хумайди в «Джами бейна сахихайн Бухари ва Муслим» 2/367, Даруль ибн Хазм, Ливан-Бейрут, 2-ое издание 1423 год; Абуль Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир аль-Кураши аль-Димашки (700-774 х.) в «Тафсир Курануль Азим» 6/407, Даруль Таиба Нашр валь Тавзиа 1420 год, 2-ое издание под редакцией Самии ибн Мухаммада; Абуль Фарадж ибн Джавзи в «Сифатуль саффат» 2/47, Даруль Марифат-Бейрут, 2-ое издание 1399 год; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил Аль-Бухари аль-Джуфи в «Джамиуль сахих»№6984, Даруль ибн Касир, 3-ое издание 1407 год; Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи в «Джамиуль сахих Суннан Тирмизи» №3213 ,Даруль Ихъя  турусаль араби-Бейрут. Тирмизи сказал, что хадиса /хасан-сахих/. Шейх Албани сказал: «Сахих».

22 Речь о печально известном событие, когда лицемеры стали клеветать на мать правоверных.

23 Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман аз-Захаби «Улув ли Али аль Гаффар» №317 стр. 121-122 , Мактабатуль Аузуль салаф-Рияд, первое издание под редакцией Абу Мухаммада Ашрафа ибн Абд-аль Мукаддаса; Ибн Хаджар аль-Аскалани «Тахзиб ат тахзиб» том 12, №2840. Смотрите биографию Аиши, да будет доволен ею Аллах.

24 «Улув ли Али аль Гаффар» №352, стр. 129, Мактабатуль Аузуль салаф-Рияд;

25 Об аяте 7, суры Препирательство «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым».

26 «Улув ли Али аль Гаффар» №356, стр. 130; Ибн Кудама «Исбат сифатуль улув» стр. 113, глава «Высказывания табеинов»; Абу Умар Юсуф ибн Абдуллах ибн Абд-аль-Бар аль Малики «Тамхид» 7/139.

27 Ибн Абд-аль-Бар аль Малики «Тамхид» 7/139.

28 В переводе Эльмира Кулиева.

29 Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 5.

30 Сура “Фатыр” (“Создатель”), аят 10.

31 Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 158.

32 Сура “ас-Саджда” (“Поклон”), аят 5.

33 Сура “Гафир” (“Прощающий”), аяты 36-37.

34 Сура “аль-Мульк” (“Власть”), аяты 16-17.

35 Сура “Нух” (“Нух”), аяты 15-16.

36 Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 5.

37 В одном из стихотворений, посвященных Бишру ибн Марвану, христианский поэт аль-Ахталь сказал: «Бишр овладел (араб. “истава”, букв. “вознесся”) Ираком без мечей и кровопролития». Ибн Касир в своей книге “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (т. 9, стр. 262) писал: «На слова именно этого стихотворения опираются джахмиты, пытаясь доказать, что вознесение на трон означает овладение троном. Однако это является искажением истинного смысла выражения, и слова христианского поэта не могут служить доводом и доказательством. Аллах бесконечно далек от джахмитских воззрений! Захватить можно вещь, которая прежде была непокорна и непослушна. Бишр завладел Ираком, а аль-Малик завладел взбунтовавшейся против него Мединой. Однако небесный трон никогда не восставал против Господа, и поэтому мы не имеем права говорить, что вознесение на трон означает овладение троном. Воистину, доводы джахмитов являются совершенно неубедительными. Более того, отсутствие каких-либо доводов заставило их прибегнуть к стихотворению этого посрамленного христианина. Воистину, оно не может служить доводом. А лучше всего об этом известно Аллаху».

38 Насир ад-Дин аль-Албани в своей книге “Ирва аль-Галиль” (450) писал: «Этот хадис передали ад-Дарими, Ибн Маджа (1367), Ибн Хузейма в книге “ат-Таухид ва Сифат ар-Рабб” (87), Ахмад (т. 4, стр. 16), аль-Аджири в книге “аш-Шари‘а” (310, 311). Цепочка рассказчиков хадиса достоверна, поскольку все рассказчики заслуживают доверия, а передаваемые ими хадисы приведены в сборниках аль-Бухари и Муслима».


Аз-Захаби в своей книге “Сийар А‘лам ан-Нубала” (т. 11, стр. 376) писал: «Вознесение на трон, пришествие, нисхождение – это божественные качества, упомянутые в священных текстах и многочисленных достоверных преданиях. Ранние мусульманские богословы не отвергали эти качества и не искажали их истинного смысла. Напротив, они порицали тех, кто пытался искажать их истинный смысл. Они были единодушны в том, что эти качества не похожи на качества творений и что нет никого и ничего подобного Аллаху. Отрицать это и препираться по этим вопросам непозволительно, потому что это является попыткой опровергнуть самого Аллаха и Его Посланника либо попыткой придать качествам Аллаха определенную форму или вообще отвергнуть их».

39 Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 50.

40 Сура “аль-Ма‘аридж” (“Ступени”), аят 4.

41 Сура “Фуссылат” (“Разъяснены”), аят 11.

42 Сура “аль-Фуркан” (“Различение”), аят 59.

43 Сура “ас-Саджда” (“Поклон”), аят 4.

44 Более подробно об этом можно прочесть в книгах “Шарх Хадис ан-Нузуль” шейх-уль-ислама Ибн Теймийи и “аль -‘Улувв ли аль-‘Али аль-Гаффар” имама аз-Захаби.

45 Сура “аль-Фаджр” (“Заря”), аяты 21-23.

46 Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 210.

47 Сура “ан-Наджм” (“Звезда”), аяты 6-18.

48 Сура “Аль ‘Имран” (“Семейство ‘Имрана”), аят 55.

49 Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 158.

50 Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 51.

51 Сура “аль-Ан‘ам” (“Скот”), аят 62.

52 Сура “аль-Ан‘ам” (“Скот”), аят 30.

53 Сура “ас-Саджда” (“Поклон”), аят 12.

54 Сура “аль-Кахф” (“Пещера”), аят 48.

55 Сура “ан-Нур” (“Свет”), аят 35.

56 Этот рассказ передали Абу Ну‘ейм в сборнике “Хилйат аль-Аулийа”, аль-Бейхаки в книге “аль-Асма ва ас-Сифат” (стр. 420) со слов ‘Асима ибн ‘Али, который передал его со слов Абу ‘Аты ибн ас-Саиба, который передал его со слов Са‘ида ибн Джубейра, который передал его со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса. Цепочка рассказчиков этого предания слабая, потому что ‘Асим ибн ‘Али и его отец были слабыми рассказчиками, причем сын заслуживал доверия больше своего отца. Однако этот рассказ усиливается хадисом Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказанным со слов ‘Абдуллаха ибн Салама, в котором говорится: «Не размышляйте об Аллахе, а размышляйте о Его творениях…» См. книгу Насир ад-Дина аль-Албани “Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха” (1788).

57 Этот хадис передали ат-Тирмизи (2419) и аль-Хатыб аль-Багдади в книге “Иктида аль-‘Ильм” (1), причем ат-Тирмизи справедливо назвал его хорошим и достоверным. Похожий хадис также передали ат-Тирмизи (2418) со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, аль-Хатыб аль-Багдади (2) со слов Му‘аза ибн Джабаля, аль-Бейхаки в книге “Аль-Ба‘с ва ан-Нушур” со слов Абу Са‘ида аль-Худри. Передают также, что Абу Бурза аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения стопы раба не сдвинутся с места, пока его не спросят, на что он потратил свою жизнь, как он руководствовался своими познаниями, как он заработал и как израсходовал свое имущество, и как он использовал свое тело». Насир ад-Дин аль-Албани сказал, что этот хадис передали ат-Тирмизи и ад-Дарими. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (7176), (7177), “Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха” (946), “Иктида аль -‘Ильм” (стр. 159-160).

58 Передают, что Му‘авийа ибн аль-Хакам ас-Салми, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, когда мы молились вместе с Посланником Аллаха, один из молящихся чихнул, и я сказал ему: “Да смилостивится над тобой Аллах!” Люди стали смотреть на меня, и тогда я воскликнул: “Да что же это! Чего вы смотрите на меня?!” Люди стали ударять ладонями по бедрам, и когда я понял, что они хотят, чтобы я замолчал, я смолк. Затем Посланник Аллахазавершил намаз. Он был мне как мать и отец! Ни до него, ни после я не видел более прекрасного учителя. Клянусь Аллахом, он не обидел меня, не ударил меня, и не стал бранить меня. Он сказал: “Совершая намаз, не гоже разговаривать с людьми, потому что намаз состоит из слов восхваления и возвеличивания Аллаха и чтения Корана”. Или же он сказал что-то похожее. Тогда я сказал ему: “О Посланник Аллаха! Еще недавно я был невежественным человеком, но Аллах ниспослал нам ислам. Среди нас есть люди, которые ходят к предсказателям”. Он сказал: “А ты не ходи к ним”. Тогда я сказал: “Среди нас есть люди, которые верят в дурные приметы”. Он сказал: “Это – всего лишь предчувствия, укрепившиеся в их сердцах, но они не помогут им”. Тогда я сказал: “Среди нас есть люди, которые гадают по черточкам на земле”. Он сказал: “Один из пророков занимался этим, и если бы они полностью повторяли его черточки, то это было бы разрешено”». Затем он сказал: «У меня была молодая рабыня, которая пасла овец перед Ухудом и аль-Джавванией. Однажды я увидел, как волк увел у нее овцу. Я – такой же человек, как и все потомки Адама. Я могу огорчиться, также как и все остальные. Случилось так, что я ударил ее. А когда я пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он назвал это большим грехом. Тогда я сказал: “О Посланник Аллаха! Не даровать ли ей свободу?” Он велел привести ее к нему, а затем спросил ее: “Где Аллах?” Она сказала: “На небе”. Он спросил: “А я кто такой?” Она ответила: “Ты – Посланник Аллаха”. Тогда он сказал: “Освободи ее, потому что она - верующая”». Этот хадис передал Муслим в главе о запрещении разговоров во время намаза раздела “Китаб ас-Салат” (537).

59 Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин «Фатху раббиль беррие би талхисиль Хамавия» стр. 85.

60 Абдуллах ибн Абдуль Мухсин ат-Турки «Муджмаль итикад аиматуль салаф» стр. 21.

61 Мухаммад ибн Абдуррахман аль-Хумайс «Итикаду аиматуль салаф» стр. 17.

62 Стр. 116-117.

63 «Улув ли Али аль Гаффар» №363, Мактабатуль Аузуль салаф-Рияд; Абу Таиб Мухаммад Шамсуль Хак Азимабади в «Аунуль мабуд» 9/76 , Даруль кутубуль ильмия-Бейрут 1415 год; Садратдин Али ибн Али ибн Мухаммад ибн Абиль Изз аль-Ханафи в «Шархуль акидатуль тахавия» стр. 280, Даруль кутубуль ильмия-Бейрут, 1391год.

64 «Мухтасар улув» Захаби стр. 140; Насир аль-Кифари «Усулу дин инда аииматуль арба вахидатун» стр. 11, даруль Гураба; Ибн Кудама аль-Макдиси «Исбат сифатуль улув» стр. 115.

65 Та Ха 20/5.

66 Абдуллах ибн Абдуль Мухсин ат-Турки «Муджмаль итикад аиматуль салаф» стр. 24; Мухаммад ибн Абдуррахман аль-Хумайс «Итикаду аиматуль салаф» стр. 35; Ибн Абд-аль-Бар «Тамхид» 7/151; Сабуни «Акидатуль салаф асхабуль хадис» стр. 17-18; Бейхаки «Асма ва сифат» №866, Мактабутуль Саудия-Джидда, первое издание, под редакцией Абдуллах ибн Мухаммада аль-Хашанди.

67 То есть Он сам на престоле, а Его знания объемлют все сущее.

68 Абдуллах ибн Абдуль Мухсин ат-Турки «Муджмаль итикад аиматуль салаф» стр. 37.

69 «Улув ли Али аль Гаффар» №367, Мактабатуль Аузуль салаф-Рияд.

70 Ибн Таймия «Куллият» том 5, стр. 210; Ибн Кудама «Исбат сифатуль улув» стр. 117-118; Имам Бухари «Халгуль афалуль ибад» №13, стр. 6, Даруль Марифату Саудия-Рияд, под редакцией Абдуррахмана Умейраты.

71 «Улув ли Али аль Гаффар» №340, стр. 127, Мактабатуль Аузуль салаф-Рияд, первое издание под редакцией Абу Мухаммада Ашрафа ибн Абд-аль Мукаддаса

72 Там же №341, стр. 127.

73 Та Ха 20/5.

74 Мухаммад ибн Абдуррахман аль-Хумайс «Итикаду аиматуль салаф» стр. 71.

75 Имам Бухари «Халгуль афалуль ибад» №6, стр. 5, Даруль Марифату Саудия-Рияд.

76 «Улув ли Али аль Гаффар» №430 стр. 158, Мактабатуль Аузуль салаф-Рияд; Имам Бухари «Халгуль афалуль ибад» №18, стр. 7 , Даруль Марифату Саудия-Рияд.

77 Мухаммад ибн Абдуррахман аль-Хумайс «Итикаду аиматуль салаф» стр. 99.

78 «Табакатуль ханабила» 1/56; Мухаммад ибн Абдуррахман аль-Хумайс «Итикаду аиматуль салаф» стр. 99.

79 «Радд Аля аль-Бишр аль-Мариси» стр. 25, 50; «Мухтасар аль улув» Захаби стр. 213.

80 «Аш-Шариа» стр. 288; «Мухтасар аль улув» Захаби стр. 247.

81 Мухаммад ибн Абдуррахман аль-Хумайс «Итикаду аиматуль салаф» стр. 132.

82 Там же стр. 158.

83 Там же стр. 168.

84 Там же стр. 179.

85 «Мухтасар улув» Захаби стр. 137.

86 Там же.

87 Мухаммад ибн Абдуррахман аль-Хумайс «Итикаду аиматуль салаф»  стр. 194.

88 Сура Препирательство 7.

89 «Мухтасар улув» Захаби стр. 138. Цепочка передатчиков восходящая к Мукатилу хорошая.

90 «Мухтасар улув» Захаби стр. 187.

91 «Гуньятуль талибин» стр. 86, Даруль Челик

92 Том 13/6-7/№4723, Даруль Кутубуль Ильмиа-Бейрут 1415, 2-ое издание.

93 «Мухтасар улув» Захаби стр. 203.

94 «Мухтасар улув» Захаби стр. 188-189.

95 «Мухтасар улув» Захаби стр. 189.

96 «Китаб аль-итикад» под редакцией Мухаммада ибн Абдуррахмана аль-Хумейса. 1423 год, стр. 26.

97 «Мухтасар улув» Захаби, стр. 69. Мактабатуль Исламиа. Первое издание.

98 Там же.

99 42/11.

100 «Рисала» стр. 1, издательство «Туркиа дианет вакфи»; ибн Таймия «Куллият» том 5, стр. 195, Даруль Таухид.

101 Коран 38/75.

102 Шахристани «Книга о религиях и сектах» стр. 80, Москва 1999 год, Перевод Прозорова.

103 Ибн Таймия «Куллият» том 5, стр. 196.

104 Муатилла - это еретики, отрицающие /сифаты/ Аллаха.

105 Ибн Таймия «Куллият» том 5, стр. 196-197.

106 Ибн Таймия «Куллият» том 5, стр. 199.

107 То есть не находится среди них, как утверждают некоторые еретики.

108 Сура Препирательство 7.




1. Домдеревочеловек.html
2. Поняття звільнення від кримінальної відповідальності та його види Серед написаного на цю тему ми не знахо
3. Формулировка проблемы Проблема ~ вопрос который интересует автора исходного текста и вызывает его разду
4. Международные экономические организации в системе международных экономических отношений
5. Бухгалтерский учет в торговле в Украине
6. Физическая среда является основой на которой строятся физические средства соединения
7. Лекция 4 Структура философского знания Многообразие философских проблем обусловливает сложную структу
8. Взаимодействия белков с РНК структурный компьютерный анализ
9. небудь його складових
10.  Основні етапи розвитку та предмет економічної теорії
11. ~ Переключение на вкладку положение которой на панели вкладок соответствует нажатой вами цифре.html
12. Причины. Коррекционная работа
13. організація рекреаційних послуг
14. ТЕМАТИКА для студентів спеціальностей 7.
15. Статья- Архангела Михаила церковь (Меншикова башня) в Москве
16. Тема- Поможем Мишке отправить книжки Группа- Вторая младшая Воспитатель- Петухова Е
17. Тема 2 Трудовой стаж 1
18. і. На протязі періоду практики Златова Н
19. Лекція 1 3 Основні поняття в галузі охорони праці їх терміни та визначення Праця ~ це цілеспрямована діяль
20. усилительные лампы выходная мощность не свыше 10 вт и генераторные лампы свыше 10 вт