Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
10.Развитие полит.теории Нов.вр.Одной из полит идей нового времени была идея договорного хар гос, кот пришла на смену средневековой теории божестпроисх гос. В этой идее нашли отражение рационально-критическое отношение к реальности и желание создать новые вдохновляющие идеалы. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеолог обоснов правомерности такого шага, необх создания новых пол институтов и порядков, кот соответствовали быприроде человека, его естеств правам, стала теория «общественного договора».Род-ом политич науки считается Н.М., трактат «Государь» В истории по его мнению три силы : Бог, Судьба и Великая личность. Первый сформулировал понятие власти. Власть - состояние господства и подчинения.Политика - особая сфера аморальная общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку.Политика автономна по отношению к религии. Политика - сфера, где всякая цель оправдывает средства.Народ должен любить и (больше) бояться правителя. Род-к либер идеологии Дж.Локк «Два трактата о правлении»Гл.ценность свободная личность.Основ принципом -положение о нар. суверенитете: народ источник власти, и он заключает договор с правящей властью. Согласно договору, гл.и ед. функция гос. состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека «права на жизнь, свободу и собственность».Для того чтобы государство оставалось «ночным сторожем» и не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвинул идею разделения властей на зак и исполн. Причем законодат.власть должна иметь, белее высокий статус, чем исполн, поскольку именно «на призвана определять политику гос. Кр того, право принимать законы дается только представительному учреждению всей нации парламенту. Дж. Локк был сторонником ограниченной парламентом монархии.Идею Дж.Локка о разделении властей активно развивал фр.фил Шарль Монтескье (16891755). «О духе законов», Власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и св. граждан. Выделил три типа правления республ, монархию и деспотию. Идеальным типом правления он считал демократич республ, но в тех условиях он оказался неосуществимым. Соц неравенство препятствовало формированию политич и морального единства общества, следовательно, правление народа было невозможно. Д.Мэдисон (1751 1836) отцы-основатели амер гос и авторы К-ции США Джеймс Мэдисон (1751 1836), Джефферсон и Гамильтон.Признавая идею народного суверенитета, считая выборы наиболее эффективным способом формирования властных институтов, создатели конституции не доверяли избирателям и боялись взрыва «народных страстей». «Народ обладает буйным нравом и непостоянством; он редко способен судить и решать правильно». Предложил модель федеральной республики с представительным правлением. двухпалатный парламент,президент должен избираться не прямо всеми гражданами, а коллегией выборщиков, судебная же власть назначаться президентом и утверждаться верхней палатой Конгресса (сенатом). К. Маркс.Он исходил из того, что люди не свободны в выборе форм общественного развития. Их выбор объективно обусловлен степенью развития производительных сил и характером производственных отношений.Эти факторы матер.произв. сост основу общества.политика и ее институты {право, государство) не имеют самостоятельного характера, а являются производными от экономической структуры общества. Политические институты выражают интересы класса-собственника. идея о необходимости слома бурж гос как органа пол господства капиталистов-собственников, а в перспективе ликвидации всякого гос вообще. На его место придет народное самоупр-ие во всех сф общ. жизни.на смену политике должна прийти мораль.
11.Развитие политической мысли в Др.Руси.В древних источниках княжеская власть виделась отцовской, праведной, традиционной. Так, в “Поучениях” В. М. говорится об ответст-ти князя за авторитет власти, проводимую политику, суд.разбир, успехи в воинском деле. завещал сыновьям быть мудрыми князьями, продолжать политику укрепления и единения Русского гос, умиротворения внутр.раздоров в нем. Мудрый князь, по "Поучению", должен заботиться о мире в своем княжестве. Для этого нужно не забывать об "убогих", не позволять "сильным" погубить простого человека, быть милостивым в суде. Особенно должен он заботиться о военном могуществе своего гос, быть храбрым воином и ни в чем не давать себе "упокоя".Источник власти идентиф-ся с бож-ым началом, и в этом - суть пол.мысли Руси и средневековой Евр.Идеология русской гос-ти развивалась в обстановке независимости от внешних политических центров и растущих национальных интересов. В “Слове о законе и благодати” Иллариона говорилось о независимости Киева от Византии. Идея гос и церковной независ. России в правящих кругах трансформировалась в идею особой межденар. православно-пол. миссии России. В рез. этого была сформулирована концепция “Москва - третий Рим. в России всегда был прочный союз царя и церкви. Обычно княжение и царствование идеализ-сь в летописях. Последствие союза царской власти и церкви сказались на пол развитии России. Такой союз укреплял центр власть, гос-ть. Церковь находилась под властью князей и царей. Идея власти в «Слове о полку Игореве»(1 пол. XI в.) автор «Слова» призывает князей прекратить раздоры и совместно выступить против врага. Автор не раз подчеркивает, что княжеские усобицы несут гибель простым людям Русская земля становится добычей для врагов. Историч. идеалом автора «Слова» является наиболее хронологически близкое время княжения В. Мономаха, а сам князь Влад. рассматривается как образ идеального правителя. автор понимает, что время полного единодержавия миновало, поэтому он ограничивается призывами к подчинению Киевск. князю, кот.он приписывает функции общерусского руководства. В соответствии с традициями автор «Слова» законной считает только такую власть, которая приобретается «не победными жребии» и не военными успехами, а законным путем. Также традиционно он утверждает обязанность правителей заботиться о подданных, что прежде всего означает обеспечение безопасности пахарю, возделывателю земли, мирной жизни.
12.Развитие пол.мысли в России(Ив.Грозный)Стал называться царем.Утверждение правомерности неогранич.верховной власти. Принцип безграничности царской власти Пол. доктрина Ивана IV складывалась в обстановке развязанного им террора и ставила перед собой задачу оправдания наиболее жестоких методов деспотического правления (опричнина и земщина). В обл пол. воззрений Иван IV наибольшее внимание уделял выяснению законности происхождения правящей династии. Ед.законным основанием занятия царского престола он считал право наследования.Себя он именует «скипетродержателем», «величайшим христианским государем», получившим власть непосредственно в силу бож-го промысла. Значение царской власти он поднял на недосягаемую высоту. не признает никаких огранич.своей власти. По его мысли, подданный безраздельно должен находиться во власти царя. Царская вл. нераздельна, и никакое вмешательство в ее прерогативы недопустимо по самой ее природе. Иван IV определяет форму власти как «вольное царское самодержавие... нашим государям никто ничего не указывает... никто их вольных самодержавцев не сменяет на престоле, не ставит и не утверждает» Царю может оказывать помощь только бог Царь не нуждается «ни в каких наставлениях от др. людей» Воля царя не ограничена никакими законами. Высший суд в государстве принадлежит только ему как непосредственному наместнику бога Вид и меру наказания определяет не закон, а лично сам царь. Законы должны исполняться подданными, а не властителями Царь утверждал свое право «жаловать своих холопов», равно как и казнить по своему собственному усмотрению, смешав здесь неравнозначные категории, ибо для казни (наказания) нужен закон и суд, а для пожалования действительно достаточно одной царской воли. Боль знач в суждениях И.Грозного придается методам и способам реализации власти. Здесь он обращается к традициям, употребляя термины «страх» и «гроза». Понятие «гроза» у него полностью освобождается от внешне-политических характеристик, оно более не касается иноземных гос, а в сфере внутренних отношений обходится вопрос о восстановлении нарушенной справедливости. «Царской власти дозволено действовать страхом и запрещением, чтобы строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей». Грозный утверждал, что царь обязан «спасать» своих людей «страхом».