Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
министерство образования и науки РХ
государственное бюджетное образовательное учреждение
республики хакасия среднего профессионального образования
«ХАКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Контрольная работа
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Руководитель:
____________
(подпись)
_______________________
(оценка, дата)
Выполнил:
Студент группы
____________
(подпись)
_______________________
(дата)
Абакан 2014
[1] Оглавление [2] Перечислите и раскройте средства музыкальной выразительности. Сравните выразительные средства музыки с другими видами искусства [3] Раскройте исторические предпосылки появления сюиты, особенности ее исторической эволюции. [4] Раскройте причины появления оперы, содержания ее реформ 18-19 вв. [5] Список использованной литературы |
Каждое искусство имеет свой особый язык, свои приемы для передачи эмоций, свои выразительные средства. Краски и рисунок, например, являются выразительными средствами живописи. Умело ими пользуясь, художник создает картины. Пользуясь стихотворными рифмами, поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов. Основой танцевального искусства является танец, драматического игра актеров.
У музыки свой особенный язык, это язык звуков. Выразительные средства музыки: мелодия, ритм, темп, лад, тембр, размер, регистр. Кроме этого, при анализе музыкального произведения учитывается акцент и пауза, интонация или гармония.
Мелодия. Это основа любого музыкального произведения, это душа композиции, его мысль. Мелодия позволяет понять настроение музыки: грустное или веселое. Она может быть плавная или отрывистая, скачкообразная или убаюкивающая.
Ритм. Всё в природе подчинено ритму. Есть сердечный ритм, ритм мозга. Сутки разбиты на ритм утра, дня, вечера и ночи. Смена времен года это тоже ритм планеты.
В переводе с греческого, слово «ритм» означает «мерность». Это равномерное повторение коротких и длинных звуков. Музыка без ритма это просто набор звуков. Плавный ритм придаем музыке лиричность, скачкообразный, отрывистый ритм вызывает тревогу и волнение.
Темп. Это скорость исполнения произведения. Он может быть медленный, быстрый и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские термины. Например, быстрый темп аллегро, престо; медленный адажио; умеренный темп анданте. Этими итальянскими словами для обозначения темпа пользуется весь мир. Кроме этого, темп может быть спокойным, оживленным, стремительным…
Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные размеры. Поэтому так легко узнать на слух вальс или марш.
Лад. В музыке существуют два контрастных лада, мажор, выражающий в музыке радость, бодрость, веселье, и минор, покровитель печали и грусти.
Тембр. Это окраска звука. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, впрочем как и человеческий голос.
Размер. Он нужен для того, чтобы записать ритм на бумаге. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти…
Регистр. Подразделяется на низкий, средний и высокий. Он нужен непосредственно музыкантам, исполняющим мелодию, или же экспертам, проводящим анализ той или иной мелодии.
В разных видах искусств мы можем встретить родственные средства выразительности. Это, например, образ, интонация, ритм, настроение, контраст, различные оттенки.
Музыка и живопись. Живопись это создание на плоскости реальных картин нашего мира, либо воображаемых картин, созданных сознанием художника. Средства выразительности живописи: цвет и рисунок, выразительность мазков, свето-воздушная среда, светотень, контраст. Живопись также как и музыка создает настроение при помощи образа, настроения! Интонация это линии, мелодия рисунок, темп музыки это композиция картины, лад настроение, тембр цветовая гамма. Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны. Некоторые живописцы напрямую связывают определенный цвет с тем или иным музыкальным тембром. Речь идет о так называемом «цветном слухе». Таким обладали выдающиеся русские композиторы Римский-Корсаков, Скрябин. Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела несла в себе неповторимый колорит. Многие музыкальные произведения создавались под впечатлением от всевозможных картин и скульптур.
Музыка и литература. В своем первоначальном виде музыка и поэзия существовали как единое целое. Игра на музыкальных инструментах сводилась преимущественно к аккомпанементу. Только в XVII веке музыка стала самостоятельным видом творчества. Тогда все виды литературных произведений стали иметь аналогию в современной им музыке. Это всевозможные разновидности вариаций и сюит. Возникновение такого жанра литературы как роман тесно связано с возникновением сонатной формы. Литература и музыка развивались взаимосвязано. Например, значительное место в музыке занимают такие литературные персонажи как Орфей, Фауст, Дон Жуан, Офелия, Ромео и Джульетта. На протяжении нескольких столетий их жизнь волновала и будоражила умы и воображение музыкантов. И как результат европейская музыка обогатилась яркоокрашенными операми, балетами, симфониями.
Музыка и архитектура. Гёте назвал архитектуру «застывшей музыкой». В наше время принято относиться к музыке как к диалектическому искусству, которое сочетает в себе исключительную эмоциональность с предельность структурированностью. Именно поэтому, те произведения музыкального искусства, в основе которых лежит точный расчет, считаются наиболее близкими к архитектуре. Такие произведения как «Затонувший собор» Дебюсси, симфония «Рим» Бизе, сюита «Огненный замок» Мийо и многие другие были навеяны образами архитектурных сооружений.
Д.Лихачев дает определение сюите как «множественному объекту». В переводе с французского, сюита означает «последовательность», «чередование». Это циклическая форма в музыке, состоящая из нескольких больших частей.
Как самостоятельный жанр, сюита сформировалась в 16 веке в странах Западной Европы (Франция, Италия). Сам по себе термин «сюита» был введен в обращение во второй половине 17 века французскими композиторами, и обозначал цикл из нескольких разнохарактерных пьес, первоначально исполняемых на лютне. В другие страны этот жанр проник в 17-18 вв. Художественных вершин в жанре сюиты достигли Бах, Гендель.
Со второй половины 18 века сюита вытесняется другими жанрами. В 19 веке сюита опять становится востребованной. Романтическая сюита представлена творчеством Шуманом, Мусоргским, Шнитке. Сегодня термин «сюита» является жанровым понятием.
В 16, 17 и в большей части 18 столетиях, танец занимает господствующее место не только как искусство танца, но и как искусство, связанное с музыкой. Крупнейшим достижением в Эпоху Ренессанса является создание инструментального цикла. Самые ранние примеры таких циклов вариации, партиты и сюиты. На начальном этапе своего развития сюита носила прикладной характер, это была музыка для танцев.
Вначале танцевальная сюита состояла из двух танцев, паваны и гальярды. Павана это медленный торжественный танец, название которого произошло от слова Павлин. Танцоры изображают плавные движения, гордо поворачивают головы и кланяются, такие движения напоминают павлина. Очень красивы были костюмы у танцоров, но у мужчины обязательно должны были быть плащ и шпага. Гальярда это весёлый быстрый танец. Некоторые движения танца имеют смешные названия: «журавлиный шаг» и мн. др. Несмотря на то, что танцы разные по характеру, они звучат в одной тональности.
Но для развития драматургии цикла сюиты потребовалось удаление от бытовых танцев. В 17 веке начинается классический период танцевальной сюиты. Наиболее типичной основой для танцевальной сюиты, послужил набор танцев, сложившийся в сюитах Фробергера.
Основные танцы сюиты.
http://www.docme.ru/doc/170786/klavirnaya-syuita
Сюиты XVIIXVIII веков были танцевальными; оркестровые нетанцевальные сюиты появились в XIX веке (известнейшие «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского).
Но никакого основания для того, чтобы ограничивать сюиты четырьмя танцами, не было. Итальянские композиторы сохраняли от танца только размер, ряд, не заботясь о его первоначальном характере. Французы же считали, что нужно сохранять ритмические особенности танцевальных форм.
Бах в своих сюитах придает каждой своей пьесе отчетливо выраженную музыкальную индивидуальность. Он создал из сюитной формы высочайшее искусство. В творчестве Баха жанр сюиты эволюционирует, предвосхищая новые формы. В сюите, как ни в каком другом жанре музыки, происходит интеграция частей в единый музыкальный организм. Мотивно-вариационный метод, являвшийся основой композиции классической сюиты, постепенно заменяется методом тематической разработки, и сюита постепенно вытесняется сонатно-концертными циклами. Клавирная музыка сменяется фортепианной. Этот процесс начался в середине 18 века и завершился к 80-м годам.
Жанр сюиты завершил собой целую эпоху клавирной музыки и подготовил «эру фортепиано».
Опера в переводе с итальянского «труд, дело, сочинение». Она представляет собой музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, музыки и сценического действия. В опере музыка становится основным носителем и движущей силой действия, в отличие от других видов драматического театра.
Возникновение оперы в Италии на рубеже XVI-XVII веков было подготовлено широким развитием сольного пения с инструментальным сопровождением. Именно в опере нашли свое выражение искания и опыт XVI века в области выразительного вокального пения, способного передавать разнообразные нюансы человеческой речи.
Ранняя опера имела предшественников. В течение семи веков церковь культивировала литургические драмы, где пение соло сопровождалось аккомпанементом разнообразных инструментов. В XVI веке композиторы объединяли светские хоры или мадригалы в сюжетные циклы. Но все же до Пери и Ринуччини не существовало монодической светской музыкально-драматической формы. Их произведение не стало возрождением древнегреческой трагедии. Оно принесло нечто большее родился новый жизнеспособный театральный жанр.
Однако полное раскрытие возможностей жанра произошло в творчестве музыканта Монтеверди (15671643). Он был образованным человеком из дворянской семьи и являлся профессиональным музыкантом. Монтеверди прославился при дворе Винченцо Гонзаги в Мантуе и до конца жизни руководил хором собора св. Марка в Венеции. Гармонический язык Монтеверди полон драматических контрастов и даже сегодня впечатляет своей смелостью и живописностью.
В эпоху Монтеверди опера стремительно завоевывала крупные города Италии. Рим дал оперного автора Росси, который в Париже поставил в 1647 свою оперу Орфей и Эвридика, покорив французский свет. Кавалли (16021676), который пел у Монтеверди в Венеции, создал около 30 опер; вместе с Чести Кавалли стал основоположником венецианской школы, которая играла главную роль в итальянской опере во второй половине 17 в. В венецианской школе монодический стиль, пришедший из Флоренции, открыл дорогу для развития речитатива и арии. Арии постепенно становились все протяженнее и сложнее, и на оперных подмостках начали доминировать певцы-виртуозы, как правило кастраты. Сюжеты венецианских опер по-прежнему основывались на мифологии или романтизированных исторических эпизодах, но теперь украшенных бурлескными интерлюдиями, не имевшими отношения к основному действию, и эффектными эпизодами, в которых певцы демонстрировали свою виртуозность. Итальянское влияние достигло даже Англии. Этот новый жанр занял большое место в творчестве Лоуса, Блоу , Пёрселла
Как и ранняя итальянская опера, французская опера середины XVI века. исходила из стремления возродить древнегреческую театральную эстетику. Разница же состояла в том, что итальянская опера делала упор на пении, а французская вырастала из балета, излюбленного театрального жанра при французском дворе того времени. Способный и честолюбивый танцовщик, приехавший из Италии, Люлли стал родоначальником французской оперы. Он получил музыкальное образование, в том числе изучил основы композиторской техники, при дворе Людовика XIV и затем был назначен придворным композитором.
Если во Франции во главу угла ставилось зрелище, то во всей остальной Европе ария. Центром оперной деятельности на этом этапе стал Неаполь, а первым мастером нового стиля Скарлатти. В наибольшей степени его привлекала мелодия, а не речитатив. В его творчестве окончательно сформировался тип арии da capo, где за первой частью следует контрастный раздел, часто в миноре, а затем повторяется первая часть. У Скарлатти закрепилась также форма простой «итальянской» оперной увертюры. Среди других авторов, сделавших формы и мелодический стиль неаполитанской оперы популярными во всей Европе 18 века итальянцы Порпора, Йоммелли, а также немцы Гассе и Гендель. Вклад Генделя наиболее значителен.
Из Неаполя берет свое начало еще один вид оперы опера-буффа (opera-buffa). Увлечение этим видом оперы быстро охватило города Европы Вену, Париж, Лондон. От своих прежних властителей испанцев, которые правили Неаполем с 1522 по 1707, город получил в наследство традицию простонародной комедии. Порицаемая строгими педагогами в консерваториях, комедия, однако, увлекала студентов. Жанр оперы-буффа получил замечательное развитие в творчестве таких поздних неаполитанцев, как Паизиелло и Чимароза , не говоря уже о комических операх Глюка и Моцарта. Французской аналогией оперы-буффа явилась «комическая опера» .
Оперная реформа второй половины XVIII века была во многом литературным движением. Ее прародителем стал французский писатель и философ Ж.Ж.Руссо. Руссо занимался также музыкой, и если в философии он призывал вернуться к природе, то в оперном жанре ратовал за возвращение к простоте. В 1752, за год до прошедшей с успехом парижской премьеры «Служанки-госпожи» Перголези, Руссо сочинил собственную комическую оперу «Деревенский колдун», за которой последовали язвительные «Письма о французской музыке».
Идея реформы носилась в воздухе. Расцвет разных видов комической оперы был одним из симптомов. Человеком, который воплотил реформу в жизнь, стал Глюк. Подобно многим революционерам, Глюк начинал свой путь как приверженец традиции. В течение ряда лет он ставил одну за другой трагедии в старом стиле и обращался к комической опере скорее под давлением обстоятельств, чем по внутреннему побуждению. В 1762 он познакомился с Кальцабиджи другом Казановы, которому было суждено вернуть оперные либретто к идеалу естественной выразительности, выдвинутому Флорентийской камератой. Глюк и Кальцабиджи создали три оперы на итальянском языке «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Парис и Елена». Ни одна из них не стала особенно популярной. Глюк создал модель музыкальной драмы, которая затем стала основой для множества модификаций. Если Глюк боролся за то, чтобы исключить все устаревшее из оперы-сериа, то Моцарт стремился внести в нее все недостающее из оперы-буффа. Он создал свой вполне интернациональный оперный стиль, отмеченный гармонией между сольными и ансамблевыми номерами, между вокальным и инструментальным началами.
Французская революция завершила дело, начатое памфлетами Руссо. Как ни парадоксально, но диктатура Наполеона стала последним взлетом оперы-сериа.