Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

изображение возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех прав

Работа добавлена на сайт samzan.net:


§ 45. Иконопись: техника, сюжеты, канон. Иконостас русской православной церкви

Икона (от греческого слова, обозначающего "изображение") возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах. Первопричиной распространения иконы на Руси стало, прежде всего, то, что деревянная икона как нельзя лучше подходила для убранства русских деревянных церквей. В деревянных храмах не сделаешь фресковую живопись, не укрепишь мозаику (что можно сделать в каменных храмах).

Практика русских иконописных мастерских, несомненно, восходит к тем навыкам и приемам, которые были выработаны в Византии. Известный искусствовед В.Н.Лазарев пишет: "Усвоить принципы византийского искусства стремились буквально во всех странах, но далеко не всем это было под силу. Киевская Русь сумела блестяще решить эту задачу. Она не только сделала византийское наследие своим достоянием, она дала ему глубокое творческое претворение, целиком подчинив тем новым задачам, которые стояли перед художниками".

Объединение восточных славян привело к образованию мощного государства - Киевской Руси, а признание при князе Владимире христианства государственной религией подкрепляло высшей религиозной санкцией авторитет княжеской власти в феодальной иерархии Киевской державы.

По сравнению с византийским искусством русское искусство несравненно демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя, его формы менее отвлеченны и более полнокровны, воплощаемые им идеалы утратили византийскую строгость и суровость. Столь сильно выраженный в восточном христианстве момент пассивной созерцательности уступает место на Руси более эмоциональному и лирическому подходу к религии. Ослабление аскетического начала выражалось в усилении яркости радостных, звонких красок, в смягчении ритма линий, в умиленности добрых ликов, в интимизации образа божества. Под личиною византийских форм русские люди сумели увидеть их греческую, эллинистическую сердце-

207

вину и блестяще использовать ее в создании того нового художественного стиля и нового художественного мира, который при всей своей преемственности от Византии, является глубоко оригинальным творением русского народа.

Но и в технику изготовления иконы Русь внесла свои коррективы, продиктованные местными обстоятельствами и местными материалами. Доски для икон чаще всего изготавливались из липы и сосны. Если икона была большого размера, то из отдельных досок сбивался щит, который укреплялся с тыльной стороны врезными шипами. Чтобы доски не растрескались вместе с красочным слоем, на них наклеивали льняную или пеньковую ткань, называемую паволокой, а по ней наносили меловой или алебастровый грунт - левкас. После тщательной шлифовки грунта приступали к рисунку. Для изготовления красок применяли в основном природные минеральные пигменты. В качестве связующего материала служил желток куриного яйца. Такая техника живописи называется "яичной темперой". Краски на иконе накладывались в определенной последовательности.

Сюжет иконы религиозно-христианский, но отнюдь не всякое живописное произведение на религиозно-христианскую тему является иконой. В создании икон иконописцы опирались на высказывания христианских мыслителей, утверждавших, что "через видимый образ наше мышление должно устремляться в духовном порыве к невидимому величию божества" и что человек возвышается "к божественному созерцанию посредством чувственных образов". Так что образность и чувственность органически входили в искусство иконописи. Но целью художника было не единичное явление, а изображение лежавшей в его основе идеи, к этой идее можно было лишь приблизиться, но ее нельзя было запечатлеть в материи. Поэтому весь образный строй иконы подчинялся определенному ритму, почти без передачи объемности и пространства, которые наделили бы изображение зримой конкретностью, и оттого совсем не интересовали художника.

Перспектива была, согласно нынешней терминологии "обратной" . Художник изображал фигуры и предметы не так, как он их видел (их размеры не зависели для него от расстояния),

208

а согласно тому, что он знал о них, изображал с разных точек зрения (например, одновременно сверху и сбоку). При этом с точек, наиболее для них выгодных, такими, какими их могли бы видеть те или иные персонажи иконы, а не мы с вами, находящиеся вне иконы. Благодаря этому, почитаемая святыней икона как бы являла в себе замкнутый, ей только присущий мир.

Изображения Бога или святых выполняли в христианской Руси назидательную функцию и являлись неотъемлемой частью культа. Более того, эти изображения сами почитались святынями. Именно как святыни ставились они в храме, в боярских хоромах или крестьянской семье. Перед иконой клали земные поклоны, крестились со словами молитвы, с благоговением прикасались губами к ее окладу. Мастерство художника усиливало ее эмоциональное воздействие. Но красота иконы часто меркла, исчезала под слоем копоти.

Православная икона неотделима от храма или жилища, для которого она обычно создавалась. Храм являлся местом молитвенного общения, все его убранство и внутреннее устройство приобретали первостепенное значение. Увенчанием всего живописного убранства храма служила полуфигура Христа Па-нтократора (Вседержителя), изображаемая в куполе и как бы царящая над всем миром. Властная, грандиозная по своим размерам полуфигура исполнена нечеловеческого величия и мощи, созидающей и сокрушающей, милостивой и карающей. А в аб-сиде округлой выступающей восточной части храма, над алтарем изображалась мать этого божества, дева Мария, -либо как заступница, Оранта, (что с греческого значит "молящаяся"), с вознесенными к нему руками, либо царственно восседающая на троне с младенцем на руках. На сводах, по столбам и на парусах, выстраиваются в сложнейшем и строгом порядке архангелы, патриархи, апостолы, пророки, отцы церкви, мученики, святые, все столпы и глашатаи евангельского учения, ревностные исполнители сияющей над ними в куполе божественной воли.

В православном христианском храме есть особое место для размещения икон иконостас. В истории христианской культуры иконостас явление, однако довольно позднее и локальное, получившее распространение в России, а также в Болгарии

209

и Сербской православной церкви, но его история уходит в историю раннего христианства, когда во втором веке появилась алтарная преграда, что было вызвано необходимостью охранить священнослужителей от напора толпы. Наиболее же ранним сроком зарождения иконостаса называется XIII век.

Вероучительной "сердцевиной" русского иконостаса стал так называемый "Деисус" неизменный по составу и композиции триптих: Иисус в центре, Богоматерь справа и Иоанн Креститель (Предтеча) слева от него. "Деисус" с греческого языка "моление, прошение". Над этим деисусным рядом и вырос многоярусный русский иконостас.

"Иконостас является как бы раскрытой книгой, которая свидетельствует, с кем мы, верующие во Иисуса Христа, находимся в духовном единении, кого имеем предстоятелями за себя перед Богом и с кем составляем единую церковь", так определяет смысл иконостаса "Богословская энциклопедия". Иконостас раскрывает свое значение, начиная с верхнего ряда. Самый верхний праотеческий ряд. В центре праотеческого ряда икона, называемая "Отечество" и изображающая Бога-отца, Господа Саваофа, вместе с Сыном Божиим и Святым Духом (в образе голубя). Далее размещены иконы, изображающие те или иные библейские персонажи. В руках праотцов развернутые листы с краткими надписями на церковнославянском языке, чаще всего с высказываниями из Библии.

Следующий вниз ряд пророческий, который обычно включает в себя изображения ветхозаветных пророков, предвозвестивших приход в мир Иисуса Христа, но иногда включает и другие персонажи. В руках у них обычно свитки с текстами, называемыми хартиями.

Если первые два (при чтении сверху) ряда иконостаса посвящены ветхозаветной предыстории христианства, то следующий праздничный ряд зримо запечатлел возникновение христианства, основные события, описанные в Новом Завете, и ставшие некоторое время спустя смысловой основой тех или иных церковных праздников (отсюда и название ряда). Здесь иконы располагаются в хронологически-последовательном порядке, как в книге, слева направо, начиная от Рождества Пресвятой Богородицы и кончая Успением и Воздвижением Креста.

210

Ниже расположен деисусный ряд, который в русской церковной традиции принято называть также апостольским и апо-столо-святительским. В центре Иисус, восседающий на престоле, с Евангелием в руке, в архиерейском облачении ("Великий Архиерей"). Справа от него Богоматерь, слева Иоанн Креститель (Предтеча). За спиной Богоматери - архангел Михаил, за спиной Иоанна Предтечи - архангел Гавриил. За архангелом Михаилом - апостол Петр, за архангелом Гавриилом апостол Павел. Далее - другие апостолы, великие святители и вселенской и русской церквей, митрополиты русской церкви.

Все эти четыре ряда в тех или иных вариантах принадлежат всему христианскому миру. Но следующий, местный ряд, в каждом храме особенный, хотя тоже выдержанный в определенных традициях. Справа от "Царских врат" икона Спасителя, слева икона Богоматери с Младенцем на руках. Остальные иконы по выбору. За иконой Спасителя стоит особо почитаемая местная икона, посвященная тому празднику или тому святому, которым посвящен предел храма.

В местном ряду - трое врат или дверей, ведущих в алтарное пространство. "Царские врата" - полноценная часть иконостаса. Над вратами располагается "Тайная вечеря". Обычно в иконостасе располагается более полусотни икон.

Сюжеты древнерусских икон можно разделить на несколько главных тем. Прежде всего, это иконы с изображением Иисуса Христа. Имеется несколько основных типов его изображения. Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению стоят образы Богородицы Девы Марии. Существует несколько иконных типов ее изображения. Главные среди них так называемые "Умиление", "Одигитрия", "Знамение", "Оранта", "Великая Панагия".

Следующая группа икон посвящена христианским праздникам и другим сюжетам из Нового Завета. Еще один тип икон это иконы, посвященные Ангелам, Архангелам Гавриилу и Михаилу, а также многочисленным святым, чтимым в русской православной церкви. Каждый сюжет подчиняется строгим каноническим требованиям. Древнерусская икона является особым художественным ми-

211

ром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. И отвлеченный язык иконы, его недомолвки, его символы становятся постепенно понятными и облекаются в нашем сознании в плоть и кровь конкретного художественного образа. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию. Поскольку икона выражает догматическое учение Церкви не случайно преподобный Иоанн Дамаскин называл ее "школой для неграмотных" -одна из основных задач богословского понимания иконы заключалась в выяснении того, насколько точно и правильно передают те или иные иконописные образы смысл вероучения, в какой мере соответствует ему система выразительных средств.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Назовите основные этапы техники изготовления иконы. Почему именно икона стала главным изобразительным средством в русском православном храме?

2. Максим Грек (1480-1556 гг.) - знаменитый деятель русского религиозного просвещения, публицист и мыслитель, в своей книге "О святых иконах" писал следующее: "Глава 2. Сказание о иконописцах, каковыми подобает быти. Подобает убо изографам, рекше иконописцам, чистителным быти, житием духовным жити и благими нравы, смирением же и кротостью украшатися и о всем благое гонити, а не сквернословцем, ни кощунником, ни блудником, ни пияницам, ни клеветником, ни иным таковым, иже последующе обычаем скверным...

Глава 6. О том, на коих вещех писати и воображати святые иконы, и на коих не писати. Писати святыя иконы и воображати, якоже и на седьмом соборе святии и богоноснии отцы повелеша, на всяком древе, и камении, и на столпах, и на стенах, и на сосудах церковных, иже суть крепцы существом, сиречь вещию. А на стекле святых икон не писати и не воображати, понеже сия сокрушительна есть вещь". Как вы думаете, почему Максим Грек считал, что именно такие качества необходимы иконописцу? Почему не на всяком материале можно, по мнению автора, писать иконы?

212

3. Что такое иконостас? Почему именно иконостас получил широкое распространение в православной церкви, особенно на Руси?

§§ 46-47. Основные школы в русской иконописи. и великие русские иконописцы

Вместе с христианством на Руси появилась и иконопись. Она пришла с христианского Востока, из Византии, а также с Балкан. Восточнохристианская иконопись сложилась под влиянием древнегреческого искусства. Воспринимая христианство, Древняя Русь стала достойной наследницей далекой классической художественной традиции.

Главное место в древнерусской иконописи занял человек. Христос, согласно евангельской традиции, выступает в образе человека. Поэтому апостолы, пророки, мученики, святители и другие персонажи христианской религии получили в живописи реальный человеческий облик. Различные фантастические чудовища, а также звери, змеи выступали обычно в иконописи как символы враждебной человеческому роду дьявольской, антихристианской силы.

Всем своим существом древнерусское искусство противостояло мировоззрению, порожденному первобытной дикостью и варварством. Оно ставило человека гораздо выше, чем древ-неславянское языческое искусство. Оно отводило ему главное, господствующее положение в мире естественной, реальной природы, но, однако, христианское искусство было пронизано духом божественного предопределения.

Вместе с восточнохристианским художественным наследием древнерусское искусство восприняло вполне разработанную тематику и сюжеты иконы, а также множество творческих приемов, технических методов, восходящих к искусству эллинистического мира и Византии.

Первая школа иконного искусства сложилась в Киеве в конце Х начале XI вв. при строительстве и украшении первых христианских храмов. Здесь вначале работали греческие мастера, которые, конечно, привлекали русских помощников и

213

учеников. Примечательны в этом отношении работы по украшению Софийского собора (1030-1040 гг.). Здесь больше всего проявили себя мастера мозаики и фресковой живописи.

Мозаики Софийского собора, расположенные в центральной подкупольной части храма, олицетворяли идею вселенского христианства как выражение высшей божественной мудрости. Гигантская полуфигура Христа в куполе собора царила над всеми людьми, находящимися в храме. В алтаре храма, в центральной его части, было колоссальное изображение Марии с распростертыми руками.

В этот период воинские образы заполняют русскую иконопись. Киевские и новгородские храмовые росписи обычно содержали монументальные изображения Георгия Каппадокийского, Дмитрия Солунского, Федора Стратилата и других легендарных русских воинов. Здесь нашла свое отражение суровая эпоха, изобиловавшая непрестанными столкновениями оседлых русских с кочевниками степей печенегами, половцами, поэтому воинская сила и храбрость окружены были тогда ореолом святости.

Известно, что в Киевскую Русь завозилось много греческих икон, служивших образцами для русских иконописцев. К этому времени принадлежит единственная сохранившаяся икона, знаменитая Владимирская Богоматерь. Согласно свидетельству летописца она была привезена в Киев из Константинополя и увезена в 1115 году Андреем Боголюбским во Владимир, где хранилась в Успенском соборе. В 1395 году ее отправили в Москву и здесь она вскоре превратилась в своеобразный символ возрождающегося Русского государства.

Постепенно на Руси стали возникать свои иконописные мастерские, в которых работали русские мастера. Имя одного из них сообщает источник XIII века. Это Алимпий.

В XIII столетии значительное место среди русских земель заняло Владимиро-Суздальское княжество. Исключительной архитектурной цельностью отличается храм Покрова на реке Нерль, возле княжеского села Боголюбове. Белокаменная постройка обладает необыкновенной стройностью композиции и силуэта. Здание легко и грациозно поднимается вверх, естественно вписываясь в окружающий его пейзаж. Иконы из Владимира, сохранившиеся до нашего времени,

214

свидетельствуют, что владимирские мастера довольно пристально изучали икону Богоматери, привезенную Андреем Бо-голюбским. Но здесь уже создаются и свои самобытные иконные композиции, например, "Покров Богоматери", "Спас златые власы" и др.

Нашествие Батыя на Русь привело к гибели множества людей, мастеров и ремесленников угоняли в рабство. XIII векнаиболее глухая пора в истории русского искусства. Каменного строительства почти не велось, живопись заметно огрубела. Но уже к концу столетия в Новгороде намечаются признаки обновления и возрождения русского искусства.

Характерной чертой русской иконы XIV века является драматизм. Персонажи икон напоминают типы, как бы выхваченные из народа. В 1370 году в Новгороде появляется Феофан Грек византийский живописец огромного дарования. Его искусство произвело неизгладимое впечатление на современников. Искусство Феофана сложилось в драматичное для Ви-зантии время. Аскетизм, доходивший до самоистязания, отрешенность от земных благ, религиозный мистицизм того времени, видимо, наложил отпечаток на творчество художника. Поэтому живопись Феофана Грека оказалась созвучной тяжелым переживаниям русского народа, его иконы и фрески выражали самые сокровенные чувства русского народа.

Мрачный дух новгородской монументальной живописифресок ряда храмов в той или иной мере был присущ и искусству других русских земель. Можно утверждать, что в Москве, Твери, Пскове, во Владимире, Рязани, Ярославле, Нижнем Новгороде, на обширных просторах русского Севера искусство насыщено было великим драматизмом, отвечавшим духу и настроению того времени.

После Куликовской битвы Москва стала общепризнанным центром страны. Русская земля возымела в это время свою государственную реликвию икону "Донская Богоматерь", бывшую по преданию с Дмитрием Донским на поле сражения. Эта икона вполне основательно приписывается Феофану Греку, ставшему в это время художником великого князя Московского. Москва XV столетия, ставшая новым государственным и культурным центром страны, открыла новую эпоху в истории

215

отечественного искусства. К этому времени относится первое упоминание летописца об Андрее Рублеве (1360-1430 гг.). Запись касается росписи кремлевского Благовещенского собора в 1405 г. "Toe же весны начаша подписывати церковь каменную св. Благовещения на князя великого дворе... а мастера бяху Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю", говорилось в летописи.

Центральные изображения иконостаса Благовещенского собора исполнены Феофаном Греком. Иконы праздничного ряда считаются исполненными Андреем Рублевым. Следующее летописное упоминание о Рублеве связано с росписью Успенского собора во Владимире. Здесь вместе с Андреем Рублевым работал другой выдающийся русский иконописец Даниил Черный.

Но самой известной иконой Андрея Рублева и наиболее значительным произведением всей древнерусской живописи стала "Троица". Наверное, каждому памятны три юношеские фигуры сидящие за трапезой и составляющие единую группу. В центре иконы изображен лежащий в сосуде агнец. Человеческие фигуры с грустью склоняются перед символом жертвы и невинно пролитой крови. Тема трапезы раскрывается здесь, таким образом, иносказательно, как единодушие людей, ведущих тихую беседу, объятых общей мечтой. Идея согласия у Рублева выступает как идея самопожертвования ради великого вселенского блага.

"Троица" явилась своеобразным памятником, увековечивающим в иконописных образах мечты и подвиги множества современников Рублева, положивших свою жизнь на алтарь Отечества. Миросозерцание Рублева насквозь пронизано духом христианства, его творчество подчиняется иконописным канонам, но вместе с тем оно полно глубоких гуманных чувств. В произведениях Рублева самое видное место заняли образы мечтателей с нежным сердцем и возвышенной душой. В его иконах особенно привлекает мечта о прекрасной справедливой жизни, о наступлении на Руси после многолетних бурь благодатного мира. Обаяние творчества этого великого художника было чрезвычайно велико. Храмы, где находились росписи и иконы работы Рублева являлись местом, куда приходили древ-

216

нерусские живописцы, чтобы познакомиться с образцами для подражания.

Дошедшие до нас иконы XV-XVI веков свидетельствуют, как правило, о тщательном изучении оригиналов и прорисей Рублева. Изображение "Троицы" рублевского типа получило распространение по всей стране.

Падение власти татаро-монгольских ханов на Руси вызвало подъем во всех сферах жизни. Чувство народного патриотизма со всей силой сказалось и в искусстве второй половины XV века. Московская живопись XV столетия наполнена торжественным возвышенным пафосом, в котором сказывалась мощь народа, поднявшегося на свержение тяжкого татаро-монголь-ского ига. Наиболее крупный художник-иконописец этого времени Дионисий (1430 — после 1502 г). Навыки живописи Дионисий усвоил в кругу учеников Рублева. В искусстве Дионисия сконцентрировались наиболее высокие и совершенные черты московской художественной школы второй половины XV века. Примером его творчества может служить икона "О тебе радуемся", которая представляет Богоматерь на троне. Ее окружают "ангельский собор и человеческий род". Женская фигура с младенцем на коленях изображена на фоне грандиозного пятиглавого храма, условно изображающего московский Успенский собор. Среди святителей Петр и Алексий и московские митрополиты. Стройная многофигурная композиция рисует триумф царственного града Москвы.

Своя особенность есть и в новгородских иконах. Зачастую они имеют плотный ярко-красный фон. Начиная с древнейших времен красно-фигурные иконы являлись отличительной чертой живописи не только новгородской, но и всего русского Севера. Красная краска, видимо, здесь заменяла позолоту. Широко пользуясь излюбленным красным цветом, новгородские мастера выступали проникновенными поэтами красок. Красные тона от иконы к иконе меняются, составляя различные гаммыот яркой киновари до холодного яркого оттенка.

Надо отметить, что древнерусские иконописные мастера были замечательными колористами. Они создавали из немногих красок подлинное живописное богатство. Краски сгруппировывались на иконописной доске с таким расчетом, чтобы

217

заставить сиять и светиться основные пятна подобно камням самоцветам. При этом каждый цвет во всех его бесчисленных оттенках связывался с определенными поэтическими эмоциями и настроениями. Древнерусские художники извлекали из своей палитры то суровые, то нежные, то звучные пылающие красочные гаммы.

Представляя, казалось бы, весьма ограниченный круг сюжетов в их канонической трактовке, древнерусские иконописцы никогда не повторяли один другого, давая каждый раз вполне оригинальные колористические и ритмические решения.

Псковская школа живописи обладала также некоторыми особенностями по сравнению с искусством Новгорода и Москвы. Псковские иконы отличались суровостью ликов, сумрачностью колорита. Однако они в основных своих чертах целиком укладывались в рамки общерусской средневековой живописи. Иконы псковского происхождения пользовались признанием и почетом по всей Руси.

В XV веке успешно завершилась борьба с татаро-монголь-скимй завоевателями. Формируется русское централизованное государство, что сказалось на строительстве храмов и их живописном оформлении, отделке и украшении.

В живописи XVI столетия художественные традиции идущие от Андрея Рублева и Дионисия, заметно потускнели. В иконописи отмечается усиление земного, плотского начала. В ней преобладает тщательная отработка деталей, но иконописные изображения кажутся порой застывшими и суховатыми. Утраты и недостатки иконописи осознаются и в то время. Стоглавый собор 1551 года, созванный по инициативе царя Ивана IV, вынес ряд постановлений, касающихся русской иконописи. Соборное решение "О живописцех и честных иконах" свидетельствует, что художники типа Рублева и Дионисия стали легендой. Стоглавый собор рекомендовал живописцам писать иконы "по образцу и подобию, по существу, смотря на образ древних живописцев, и знаменовать с добрых образцов". При этом указывалось, что наилучшими иконописными образцами являются произведения греческих мастеров, Андрея Рублева и "прочих пресловущих живописцев". Начало XVII века было сложным для русского государства.

218

Крестьянские волнения, польская интервенция отрицательно сказались на развитии живописи. Строители и живописцы разбрелись из Москвы и других крупных городов по всей Руси. Возникает так называемая строгановская школа иконописного письма. Строгановские мастера, искусство которых сложилось в конце XVI — начале XVII веков, сосредоточились в поместье известного русского государственного и общественного деятеля, графа, мецената и знатока искусства С.Г.Строганова. Характерная черта икон строгановской школы это пронизывающий их горький пессимизм и некоторая ущербность образов. Согбенные, тощие фигуры, люди плачут, страдают, принимают жалкие, умоляющие позы - это отражение отчаяния людей, переживающих катастрофу нового разрушительного иноземного нашествия.

В XVII веке иконописная система развивалась сложно и противоречиво. Большое значение получают теперь "иконописные подлинники" или церковные правила, содержащие описание внешности того или иного лица, приводящие живописное изображение к шаблону. Прямое следование образцам и правилам не могло дать положительного результата. Оно приводило к утрате сильных индивидуализированных образов в иконописи, способствовала ремесленному шаблону в характеристике человека, в искусстве в целом.

Античные классические истоки русской иконописи чем дальше, тем меньше перестают чувствоваться. Формы человеческого тела, растения, здания, горы, неодушевленные предметы принимают в иконописи вычурный, нарочито декоративный характер. Роскошные одеяния, испещренные всевозможными узорами и цветами, затейливая архитектура, фантастический пейзаж становятся предметом особого внимания художников.

Прогрессивные русские художники XVII века стремятся ревизовать или преобразовать вековую иконописную систему, ищут новые пути в искусстве. При этом они по мере возможности придают религиозным сюжетам живую естественную трактовку, вводят в традиционные иконописные композиции предметы реальной жизни и быта. Одним из таких живописцев стал Симон Ушаков (1626-1688 гг.). Свои представления об иконописи он изложил в сочинении "Слово к любощателям

219

иконописного писания" (1667 г.). В этом сочинении он обосновал красоту земного мира и вместе с тем необходимость создания новой художественной школы в России. Симон Ушаков писал уже и портреты "парсуны" современников.

Иконописные каноны и вековые церковные традиции начинают теперь мешать художникам-иконописцам, склонным к самостоятельному мышлению. В стремлении отразить самые животрепещущие события своего времени художники разрабатывают множество новых иконописных сюжетов и композиций, неведомых в прошлом. В своих творческих поисках они обращаются при этом к западноевропейским гравюрам, иллюстрирующим Библию, перерабатывая их в соответствии со своими потребностями и замыслами. Они вводят в свои композиции множество подробностей окружающего их русского быта или же обращаются к событиям и героям отечественной истории.

Жизнерадостные реалистические мотивы все сильнее проникают в мир иконописи, преодолевая в некоторой мере ее аскетизм, ее трагический дух. В недрах русской иконописи зарождается бытовая, историческая, пейзажная, портретная живопись светского характера.

Законы исторического развития подвели к тому, что в конце XVII столетия искусство древней иконы и фрески стало перерождаться и принимать светский облик. Это были признаки наступления новой эпохи в истории отечественной культуры.

Не следует думать, что связь русского искусства с христианской религией навсегда оборвалась на рубеже XVII—XVIII веков. Процесс размежевания искусства и официальной религии проходил мучительно долго и сложно. Русские художники по разным причинам обращались и обращаются в решении наболевших вопросов жизни к религиозно-библейским сюжетам и проблемам. Религия и верующие люди существуют и сегодня. Идет восстановление старых и строительство новых храмов. Одним из главных атрибутов храма остается икона. Современные художники-иконописцы пытаются возродить ушедшее искусство иконописи, внести в него новую, свежую струю. И уже есть удачные попытки. Искусство древней русской иконы возрождается.

220

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Какие причины способствовали становлению самобытного русского искусства иконописи в Древней Руси? Что является главной характерной особенностью русской иконописи?

2. "Троица" Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. По христианским представлениям, это Бог, единый в трех лицах, в трех ипостасях. Древнерусское иконописное искусство создало глубокие образы Троицы. Самой известной является "Троица" работы Андрея Рублева. Сюжет иконы взят из Библии, из Книги Бытия, части Ветхого Завета. Вот как там описано это событие: "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел у входа в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и помоют ноги ваши, и отдохнете под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши, потом пойдете в путь (свой), так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели". (Быт. 18:1-8). Подумайте, в чем состоит особенность изображения этого библейского сюжета? Какими художественными средствами Андрей Рублев передает идею Троицы?

3. Подберите иллюстрации различных мастеров, представителей разных школ и попытайтесь выделить особенности письма того или иного мастера. Какими выразительными художественными средствами владели иконные мастера Древней Руси?

4. Почему к концу XVII века иконописное искусство в Русском государстве постепенно перерождается и теряет присущие ему особенности, становится ремеслом?

221




1. вариантах включая искусство администрации Шэнь Бухая и всеобъемлющую концепцию Хань Фэй цзы стало осуществ
2. за выброс в атмосферу 1 т загрязняющих вредных веществ Загрязняющее вещество ПДВ ВСВ
3. Проблеми внутрішнього і зовнішнього боргу
4. ТЕМА 1 ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ ТЕОРІЇ МЕХАНІЗМІВ І МАШИН ТММ Граф курсу ТММ показано на рис
5. БЕКІТЕМІН Экономика бизнес ж'не 'леуметтік 'ылымдар Жо'ары мектебіні' Проректорыдиректоры
6. устойчивыеиндивидуальнотипологические особенности сознательной регуляцииповедения
7. управленческих и правовых дисциплин Предпринимательство Программа курса для спец
8. Модели внимания
9. Понятие алгоритма
10. перше енергія Сонця поглинута океанською водою що виявляється в енергії морських течій хвиль прибою різн
11. вариантов Предлагались классификации основанные преимущественно на социальнооценочных критериях Ленц А
12. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся как педагогическая проблема
13. splio 15 d Ptvirtinu kd ~teikims drbs ldquo;Prezidento instituto JV ir Lietuvoje lyginimsrdquo; yr- tlikts svrnkiki ir n~r pteikts kitm kursui ime r nkstesniuose semestruo
14. контрольная работа по английскому языку Вариант ~ 2 Задание 1
15. ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Кафедра гражданскоправовых дисциплин Агибалова
16. Договор купли-продажи предприятия
17. а догляд за такими хворими практично не відрізняється від догляду за хворими оперованими на інших ділянках
18. Повышение производительности автогрейдера, выполняющего планировочные работы, совершенствование системы управления
19. Контрольная работа- Статистическая отчетность
20. на тему- Формирование отчета о прибылях и убытках