У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

знание соответствующее своему предмету совпадающее с ним

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.12.2024

24. Истина как процесс; догматизм, релятивизм, субъективизм и диалектика на пути к истине. Критерии истины.

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Поэтому первый и исходный признак (свойство) истины - объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

Истина - это не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Будучи объективной по своему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т. п.).

Истина - это процесс, а не какой-то одноразовый акт изучения объекта сразу, целиком и в полном объеме. К характеристике объективной истины как процессу применяются категории абсолютного (выражающие устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающие изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина - это два необходимых момента одной объективной истины.

Они выражают разные ступени и стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноты его отражения. Между ними нет границы. Это не отдельные виды знания, а один, хотя каждый из них имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему, во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.

Существует Две позиции в отношении абсолютного и относительного моментов истины. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм - изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Г. В.Ф. Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в антипод - в Заблуждение.

Диалектике относительной и абсолютной истины в гносеологии противостоят две крайние мировоззренческие позиции: догматизм и релятивизм их практическая реализация всегда сопровождается большими отрицательными результат тами.

Догматизм (греч мнение, решение, учения, положения, доктрина, которая берется за истину бездоказательно, на веру) - антиисторический схематический плетень мышления, при котором теоретические и практические проблемы и выводы и анализируются и оцениваются без учета конкретной реальности, условий, места и времени его гносеологической основой является одностороннее ставлений к истине, признание в ней только абсолютного момента, при одновременном ого игнорирование относительного Для догматика любое знание масс быть абсолютным Догматический стиль мышления является метафизическим Для него истина собранием завершенных и неизменных положений, надо только за учить и применять во всех случаях Отказ от догматизма, преодоления его в пользу диалектического стиля мышления - задача, без решения которой мировоззрение не может быть ни философским, ни научныхуковим.

Релятивизм (лат относительный) любое знание считает относительным, не признает в истине ее абсолютного компонента Гносеологические корни релятивизма заключаются в отказе от признания преемственности, преемственности в в развитии знания, преувеличении зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния, наличия логических форм и теоретических средств и т.п.), в су бьективизми и агностицизме В разных исторических условиях релятивизм выполняет неоднозначные социальные функции Он может способствовать отрицанию старого общественного порядка, догматического мышления, рутины и отстой алость, но чаще всего отражает кризис общества, оправдывает потерю исторической перспективы в его развитииитку.

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

        1. соответствие законам логики;

        2. соответствие ранее открытым законам науки;

        3. соответствие фундаментальным законам;

        4. простота, экономичность формулы;

        5. парадоксальность идеи;

        6. практика.




1. Жизнь театра и судьба артиста в пьесах Островского
2. Стабилизационные фонды как особая категория участников рынка ценных бумаг
3. тематический пакет MthCd
4. приходских школах обучались для чтения Библии не для высокоинтеллектуальных текстов высших слоёв общества.html
5. Современная организация и технология документационного обеспечения управления
6. Реферат Ржавчинные грибы
7. Болезнь Брилля-Цинссера
8.  Бессознательное и его язык 1
9. устатку для аппетита при болях в желудке при язве
10. Типы темпераментов, их психологическая характеристика
11. Правовое положение персонала Федеральной службы исполнения наказаний РФ
12. Тема- Кто такие птицы Цели- 1
13. Модуль 1. Догляд за хворими його роль у лікувальному процесі та організація в умовах стаціонару
14. Рынок труда сущность, условия функционирования
15.  По месту возникновения основные формируются в основном производстве b дополнительные фо
16. тематики ЗАДАНИЯ и методические указания к выполнению контрольных работ по дисци
17. приточные сюжеты; изменение цвета и изобразительной формы; новое понимание назначения и с
18.  Понятие налога и сбора
19. з курсу Політологія для студентів 1 курсу медичного та стоматологічного факультетів та з фаху Фармація
20. Организация работ на фирме