Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Избранной рады В январе 1547 года при содействии митрополита Макария Иван IV Грозный был торжественно объ

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

Вопрос 13

1. Начало правления. Реформы «Избранной рады»

В январе 1547 года при содействии митрополита Макария Иван IV Грозный был торжественно объявлен царем. В Успенском соборе Кремля митрополит возложил на голову молодого монарха царский венец. Новый титул русского государя был не простой заменой великокняжеского звания. Ранее царями называли правителей Орды, потомков Чингисхана. Отныне Россия отвергала все претензии со стороны любых приемников татарских ханов на русские земли и власть над ними.

Государствам Европы дали понять, что царь в стране не менее значимая на международной арене фигура, чем император или король. К тому же правитель России получил больше оснований добиваться воссоединения в своей державе Южной и Западной Руси, находившихся под властью Великого княжества Литовского, Польши и Венгрии. Поэтому эти государства больше всех сопротивлялись признанию нового титула Ивана IV. Но такое признание было вопросом времени. Москва стала «царствующим городом».

Летом 1547 года в Москве случился страшный пожар, оставивший без крова десятки тысяч горожан, погибло множество людей. Молва связывала это бедствие с именем Глинских, которые и ранее вызывали глубокую неприязнь в народе.

«Черные люди» посада восстали, вооружились и потребовали у правительства расправы над подозреваемыми и облегчения своего положения.

Иван Грозный находился в это время в подмосковном селе Воробьеве. Толпы восставших пришли к царю. Он обещал во всем разобраться. Все-таки дворы Глинских разгромили, а одного из них убили. На Ивана IV эти события произвели неизгладимое впечатление. Он позже признался: «Вошел страх в душу мою и трепет в кости мои».

В те дни явственно обнаружился и раскол в верхах общества. Рядовое дворянство выражало недовольство всевластием бояр. Требовались какие-то меры, чтобы сгладить все эти противоречия и укрепить государство. Иван IV приблизил к себе группу незнатных дворян, преданных ему, а также энергичного и красноречивого священника Сильвестра. Тот посоветовал поручить ведение государственных дел Алексею Адашеву, но и сам активно в них участвовал. Новое правительство (Избранная рада) попыталось примирить прежде всего интересы господствующих слоев общества.

Этой цели служил первый Земский сбор в 1549 году. В Земских соборах принимали участия различные сословия. Верховная власть советовалась с ними при принятии важных решений. Собор 1549 года был назван «собором примирения», в нем участвовали бояре, высшее духовенство и представители дворянства. Царь обвинял вельмож, те каялись. Иван IV обещал не подвергать никого опале без вины, митрополит дал отпущение грехов всем присутствующим. В России зародилась сословная монархия.

Кроме того в 1550 г. был подготовлен новый судебник. Его утвердили в 1551 г. на духовно-светском соборе, названным Стоглавым по числу принятых на нем глав постановления. Судебник 1550 г. предусматривал упорядочение осуществления суда на местах.

В 1556 г. было утверждено «Уложение о службе», содержащее положение о военной реформе. Военная служба являлась обязанностью дворянства и боярства. Центральная власть все больше брала под свой контроль вопросы материального обеспечения войска. Оно состояло из конного дворянского ополчения, в которое включались военные холопы и слуги. В Московском уезде царь поселил 1078 дворян, обеспечив их поместьями. Эта «избранная тысяча» считалась особенно надежной частью войска.

В 1550 г. формируется постоянное стрелецкое войско на государственном содержании. Стрельцы получили огнестрельное оружие. Из вербовали преимущественно из горожан и «черных» крестьян. Из тех же слоев набирали пушкарей. Проведенные меры упорядочили военную службу, повысили боеспособность русской армии, что было так необходимо при проведении активной внешней политики.

Иван Грозный со второй половины XVI в. начал создавать приказы - органы центрального управления. К числу ранних приказов относится Посольский. В нем готовились дипломатические документы, подбирались кандидатуры послов в другие страны, принимались отчеты посольств. Делами служилых людей, их учетом, распределением на должности в полки и города ведал Разрядный приказ. Раздачей поместий, сделками на вотчины был призван заниматься Поместный приказ. Организовали также Челобитный приказ для приема и разбора жалоб. Особое ведомство представлял Разбойный приказ, призванный бороться с «лихими людьми». На исходев. существовало уже около 20 приказов, которые одновременно имели право суда подведомственных им групп населения и территорий.

Выше всех правительственных учреждений стояла Боярская дума - аристократический совет при царской особе. В думу входили наиболее знатные и родовитые люди, в том числе вчерашние удельные князья («княжата»), а также представители старомосковского боярства.

государственный политика иван грозный

2. Опричнина Ивана Грозного

Иван IV всю жизнь опасался заговоров, измены со стороны действительных или мнимых недругов. В 1553 году, когда царь серьезно заболел, выявились противники его наследника - малолетнего царевича. Опасения царя вызывал собственный двоюродный брат - удельный князь Владимир Андреевич Старицкий, пользовавшийся немалым авторитетом в стране. Царь искал средства еще больше укрепить свою власть. Постепенно он отстранил от участия в управлении Адашева, Сильвестра, и других членов Избранной рады.

В начале 1565 года Иван IV, сопровождаемый свитой, внезапно выехал из Москвы в Александрову слободу. О причинах такого странного шага царь никого не поставил в известность. Смятение охватило придворных и население столицы. Посланцы из Александровой слободы появились в Москве с объявлением монаршей воли. Добровольный изгнанник сообщал, что он не держит гнева на простой люд, но не может мириться с деятельностью «изменников». Он готов вернуться к управлению государством при непременном условии предоставить ему право искоренить измену. Подданные не стали перечить. Руки Ивана IV были развязаны, хотя и до этого он не церемонился с подозреваемыми в измене людьми. Уже состоялось немало казней. Но на сей раз дело принимало особенно угрожающий оборот. Царь распорядился разделить страну на две части. Одну из них, названную опричниной, т.е. особой, отдельной, он взял под свое личное начало, включив в нее наиболее значимые города и уезды. Вторая часть именовалась земщиной. На земщину были возложены огромные поборы для содержания особого войска опричников. Опричники имели право безнаказанно творить грабежи, расправы, лишь бы они выказывали полную покорность царю, и готовность выполнять любой его приказ.

3. Итоги царствования Ивана Грозного

При Иване IV значительно выросла территория России на востоке и юго-востоке. Были присоединены Казанское и Астраханское ханства. В результате похода вольных казаков во главе с атаманом Ермаком в 1581 г., были приведены в русское подданство местные народы Сибири - ханты, манси и сибирские татары, возникли первые русские города - Тюмень, Тобольск, Верхотурье.

Но наследие той поры оказалось тяжелым. Страна переживала огромные трудности.

Если до середины XVI века наблюдался экономический подъем, то в последние десятилетия создалась неблагоприятная обстановка. Стихийные бедствия - заразные болезни, неурожаи, голод - наложились на тяготы военных лет, наконец, опричнина, перетасовки в рядах служилого сословия.

Результатом всего этого стало разорение многих городов и сел страны, сокращение населения, упадок производства, уход жителей на окраины, вспышки народного недовольства. В некоторых городах число жителей уменьшилось в 3-4 раза. Подмосковье потеряло до 75% своих селений. Пашня занимала не более 16% прежних площадей.

Для сохранения армии правительство принимает лихорадочные меры с целью поддержать разоряющихся помещиков. Их владения освобождаются от налогов на несколько лет, за которые надлежало наладить хозяйство, призвать новых крестьян. Но именно эта последняя задача была самой трудновыполнимой. Крестьяне разбегались от своих господ в поисках лучшей доли. Тогда центральная часть издает указы, запрещающие крестьянский выход в Юрьев день. Начиная с 1580-1581 гг. временно вводятся эти запретные, «заповедные годы». Они продлевались и на последующее время.

Смерть Ивана IV Грозного в марте 1584 г. выдвинула перед страной новые задачи.

Вопрос 14    2. Юридическое оформление крепостного права

Великий князь Иван Третий (1462 -1505 гг.) завершил собирание земель под властью Москвы, избавил страну от ига Орды, укрепил государственный аппарат и заложил основы российского самодержавия. Князья в присоединенных землях становились боярами Московского государства, а княжества в 16 в. стали называться уездами, управляемыми наместниками из Москвы, получая за управление «корм» - часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. В 1497 г. принят новый свод законов централизованного государства - Судебник Ивана Третьего, статья 57 ограничила право перехода крестьян от одного феодала к другому определенным сроком: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход от землевладельца крестьянин должен был платить «пожилое» - плату за годы, прожитые на старом месте [2, с.79].

Это был важный шаг к окончательному установлению крепостного права в стране. Сроки перехода от одного господина к другому установлены в интересах феодалов. Во-первых, завершен сбор урожая и хозяин земли успел получить от крестьянина доход в виде оброка и отработки на барщине. Во-вторых, не каждый крестьянин в состоянии выплатить «пожилое». В-третьих, не каждая крестьянская семья пожелает накануне наступающей зимы покинуть прежнее хозяйство. Таким образом, в отличие от стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного феодального хозяйства. И в России еще долго будет господствовать крепостное право, сословность, правовое бесправие основной части населения, тогда как Европа началось формирование новых отношений - буржуазных с вольнонаемным трудом и развитием гражданско-правовых институтов.

Наиболее крупными собственниками земли являлись, как и столетия назад, великий князь (с 1547 г. царь) и его родня, бояре, монастыри и митрополит (с 1589 г. патриарх), с 16 века возросла доля поместного землевладения. Крестьян, исходя из их земельных наделов, можно разделить на три группы:

1)владельческие крестьяне, принадлежавшие феодалам;

2) дворцовые крестьяне, находившиеся во владении дворцового ведомства великого князя (царя);

3)черносошные крестьяне (позже государственные), жившие волостными общинами на землях, не принадлежавших какому-либо владельцу, но обязанные выполнять определенные повинности в пользу государства.

Во второй половине 16 века ареал обитания черносошных крестьян в центральных и северо-западных частях России сократится в связи с увеличением поместной раздачи земель новым феодалам. «Черные земли» сохранятся в малозаселенных районах: Север, Поволжье, Сибирь, а также на Юге, куда бежали крестьяне от феодального гнета и где шло формирование сословия казаков, выполнявшего функции пограничной охраны.

Тенденция к централизации власти вызвала необходимость издания нового свода законов, которое осуществил в 1550 г. Иван Васильевич Грозный. Судебник подтверждал право перехода крестьян в Юрьев день, но увеличил плату за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина.

В 1551 г. созван церковный собор. Ответы собора на сто царских вопросов составили кодекс правовых норм жизни русского духовенства и взаимоотношения церкви с государством - Стоглав. Среди них: запрет монастырям ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты; запрет монастырям покупать вотчинные владения без воли царя, у них отнимались земли, принятые у бояр при малолетстве Ивана Грозного. Для управления государственными делами Иван Грозный сформировал институт приказов. Так, для управления государственными землями, раздаваемыми дворянам, создан Поместный приказ, а для управления холопами - Холопский, сибирскими территориями - Сибирского дворца, землями бывшего Казанского ханства - Казанского дворца. В 1556 г. отменены кормления наместников за счет средств управляемых земель.

В 1565 -1572 гг. по России прошла «опричнина», которая должна была ударить по боярскому произволу, как в центре, так и на местах, но в реальности привела к кризису: массовому террору против населения, разорению хозяйств, сокращению посевных площадей, бегству крестьян из помещичьих хозяйств. При численности населении 7-9 млн человек людские потери от террора, болезней и голода составили 0,5 млн [2, с.89]. Помещики, потеряв часть крестьян, пытались получить больший оброк с оставшихся, тем самым усугубляя положение, Итогом стало массовое бегство и, как следствие, издание в 1581 г. указа о «заповедных летах», в котором запрещались переходы крестьян и устанавливался 5-летний срок поиска беглых - «урочные лета».

Смутное время 1605-1612 гг. стало продолжением трагедии, хотя в неурожайные 1601-1603 гг. царь Борис Годунов и принял меры по смягчению ситуации в стране: разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ. Смерть Бориса, гибель его сына и жены, самозванство, бездарное правление Василия Шуйского и семи бояр, интервенция поляков и шведов - все это на фоне народного бедствия. Воцарение династии Романовых в 1613 г. стало началом стабилизации в стране и продолжением укрепления крепостного строя с ростом дворянского землевладения.

г.: установлен 10-летний срок для сыска беглых и 15-летний для сыска вывезенных помещиками чужих крестьян.

Соборное уложение 1649 г.: определена бессрочность сыска, т.е. все беглые крестьяне должны быть возвращены владельцам. Но и после 1649 г. устанавливались новые сроки и основания для поиска крестьян, успевших сбежать на окраины - в районы по «засечной черте» и на Дон к казакам (указы 1653, 1656, 1698 гг.), в Сибирь (указы 1671, 1683, 1700 гг.). Дворянство выпрашивало у государя личные льготы, чтобы поиск беглых осуществлялся за казенный счет и ужесточено было наказание за укрывательство крепостных крестьян.

С 17 века стираются различия между отдельными прослойками крестьян, происходит слияние кабальных холопов с полными, размыты грани между холопами и крестьянами путем превращения тех и других в «ревизские души». Раньше полные холопы являлись наследственной собственностью своих господ, а кабальные холопы служили до смерти кредитора, если добровольно не принимали на себя новую кабалу в пользу наследника умершего. Теперь такой вольности холопы лишались, фактически становились бессрочными рабами господина. Усилилось ограничение крестьян в правах собственности с запретом приобретать имущество в городах и уездах, отменено право самостоятельного ухода на промыслы в поисках выхода из материального тупика. Начинается фактическая, а затем и юридически санкционированная (указы 1675, 1682, 1688 гг.) продажа крестьян без земли, законодательно вводится телесное наказание, истязание крепостных [1, с.389].

С 16-17 веками связано становление в России мануфактурного производства - крупных предприятий, основанных на разделении труда с ручной ремесленной техникой. Поскольку в стране не было рынка свободных рабочих рук, государство стало приписывать на казенные мануфактуры крестьян, лишая их свободы выбора, а позже разрешило и частновладельческим предприятиям приобретать, т.е. покупать крестьян. Это в то время, когда в Европе вольнонаемный труд на мануфактурах стал реальностью.

Таким образом, 17 век внес изменения в экономику (развитие единого национального рынка с товарно-денежными отношениями, становление мануфактур), но не привел к существенному формированию капиталистических отношений, как в политике, так и в экономике, социально-культурной сфере. Россия продолжала отставать от передовых цивилизаций. Сельское хозяйство не поднялось на ступень прогресса. Городские ремесленники, объединенные по профессиональному признаку в слободы и сотни, несли тягло - повинности в пользу государства, выбирая себе старост и сотских («черные слободы»). А «белые слободы» принадлежали боярам, монастырям. Класс буржуазии не сложился, из всех социальных групп максимально к этому сословию приблизилось только купечество.

«Самобытный российский путь» со стремлением укрепить абсолютную монархию и крепостное право привел в 16 веке к опричнине, в 17-м - к трагедии Смутного времени, к «бунташному веку» с периодическими социально-классовыми потрясениями. Даже в церковной среде произошел страшный раскол.

Требовались реформы кардинального характера по социально-экономическому развитию и совершенствованию политических институтов.

1. Становление феодальных отношений в Древней Руси

Крепостное право, как совокупность юридических норм, закреплявших крестьянскую зависимость от феодала, с запретом уходить со своих земельных наделов, наследственным подчинением административной и судебной власти определенного феодала, лишением крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, формируется в Западной и Центральной Европе после распада Римской рабовладельческой империи в 1-м тысячелетии и укрепляется в первой половине 2-го тысячелетия. После этого, в 16-18 вв., в Западной Европе элементы крепостного права начинают исчезать [1, с.388-389].

В России образование феодального государства начинается с распада первобытного строя и минует рабовладельческую формацию. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы из числа должников и пленных не образуют класса, а считаются младшими неполноценными членами семьи. В племенной среде еще 7- начала 9 веков выделилась «нарочитая знать» - вожди, старейшины, знаменитые воины, которая стала жить не общинным укладом, а отдельными укрепленными усадьбами, создавая частную собственность на средства производства, на землю, облагая соплеменников данью (налогами). Родовая знать, княжеские дружинники на этапе становления государства («военная демократия»), формально сохраняя общинные традиции и демократическое собрание («вече»), формируют привилегированную феодальную группу бояр-вотчинников, передававших свои земли-«вотчины» по наследству и подчинявших себе крестьян-общинников. С возникновением собственности на землю, зарождением феодальных отношений и классов на рубеже 8-9 вв. сложилось государство восточных славян [2, с.32,33,36].

Свободное население Руси именовалось «люди, людины», основную его массу составляли крестьяне: землевладельцы-общинники, разрабатывавших свои участки индивидуально, и «смерды» - пока еще свободные люди, находившиеся под особой юрисдикцией князя и платившие натурой оброк, выполнявшие работы: извоз, строительство или ремонт домов, дорог, мостов. Если у смерда не было сына, то земля возвращалась князю. К зависимой категории крестьянства относились «закупы», взявшие купу (в долг), которую необходимо было выплатить в срок и с процентами (резы). При невыплате они становились бесправными «холопами» и работали в хозяйстве феодала под надзором «рядовичей» - людей, поступавших на службу к господину по договору - «ряду». Рабы (как военнопленные, так и должники) бывали временными (до уплаты долга) или постоянными, включая наследственное рабство, но при этом и они могли выкупить себе свободу.

Когда говорят о крепостном праве в России, имеют в виду, прежде всего помещиков и крестьян. На самом деле, на рубеже 17 - 18 веков в большей или меньшей степени было закрепощено все население страны: и дворянство, и духовенство, и горожане, и крестьяне всех категорий [8, с.3].

Таким образом, можно выделить основные социальные группы периода:

1)высшие классы - князья, бояре-вотчинники и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы-горожане;

2)средний класс - купцы и ремесленники в городах, владельцы средних и небольших имений;

)низший класс - бедные ремесленники и крестьяне, а также полусвободные и невольники.

Социальное неравенство закреплено в древнерусском феодальном праве, действовавшего до 15 века и состоящего из норм: «Правда Ярослава», «Закон Русский», дополнения к «Правде Ярослава», «Правда Ярославичей», Устав Владимира Мономаха», «Пространная Правда» [2, с.44,45]. Ознакомимся с некоторыми положениями. «Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертию; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в казну: за боярина княжеского, тиуна огнищан (княжеский дворецкий), или граждан именитых, и тиуна конюшего - 80 гривен или двойную виру (штраф); за княжеского отрока или гридня, повара, конюха, купца, тиуна и мечника боярского, за всякого людина, то есть свободного человека, русского (варяжского племени) или славянина - 40 гривен или виру, а за убиение жены полвиры. За раба нет виры; но кто убил его безвинно, должен платить господину урок, или цену убитого: за тиуна сельского или старосту княжеского и боярского, за ремесленника 12 гривен, за простого холопа боярского и людского 5 гривен, за рабу 6 гривен, и сверх того в казну 12 гривен продажи, дани или пени [5, с.159]». Степень социальной несправедливости налицо: жизнь боярина, княжеского работника оценивается значительно выше холопской, женщина стоит на низшей ступени, чем мужчина и т.д.

Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работающего на земле, было «полюдье» - дань, собираемая осенью с каждого дома, «с дыма»: сельхозпродукты, меха, мед, воск, лен. Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли, тем самым государство утверждало свою верховную собственность на земли. Второй этап: со временем князья присваивают общинные земли - в интересах своих семей и наделяя разрастающийся штат вассалов-дружинников все новыми угодьями. В свою очередь, и вассалы вассалов за службу получают вознаграждение землями за счет общинных территорий.

Обедневшие свободные общинники, ранее способные прокормиться за счет трехполья (поля под яровые, озимые культуры и под «пар»), теперь вынуждены искать покровительства у феодала и становиться зависимым работником. На господской земле трудились жители деревень. За право пользоваться собственными участками пахотной земли, лугами, лесами, реками, отданными княжеским вассалам в наследственное пользование, крестьяне должны были платить платежи натурой и выполнять определенные работы, т.е. обязанности, которые раньше исполняли по отношению к великому князю, государству, теперь выполняли в интересах нового господина [4, с.25,51-54]».

В городах также шел процесс имущественной и социальной дифференциации с закабалением населения. Социальный протест внутри общества нарастал. Одним из примеров является восстание в 1113 г. в Киеве и окрестных деревнях. Смерды, закупы, рядовичи, холопы вышли из повиновения и подняли мятеж. Приглашенный для усмирения восставших князь Владимир Мономах вынужден изменить кабальные отношения: если проценты в полтора раза превышают сумму самого долга, то долг считать погашенным; нельзя брать более 20% годовых за долг; нельзя превращать в холопа человека, получившего в долг хлеб. Прописаны источники холопства: самопродажа в холопство или добровольный уход в услужение к господину без оговоренной свободы; превращение в холопа человека, женившегося на холопке без специального договора; беглый закуп (должник). Эти нормы Мономах внес в новую «Русскую Правду» («Устав Владимира Всеволодича») [4, с.75-76; 4, с.201].

Опора князей - боярство - со временем станет одной из главных сил разъединительного процесса Киевской Руси. Опираясь на своих бояр-феодалов, местные князья сумели в 12 в. добиться независимости от Киева, но затем обострятся противоречия между ними, т.к. иные бояре по своей мощи, размерам собственности могли конкурировать с княжеской властью. Это приведет к феодальной раздробленности, сделает Русь лакомым куском для внешних агрессоров. Установится 240-летнее иго Золотой Орды.

С этим периодом связано становление новой опоры князей - дворянства: служилых, военных, дворовых людей, прислуги, получавших земли с крестьянами во временное пользование (поместье), а не в наследственное, как бояре. Также получает развитие другая феодальная собственность - церковно-монастырская. Иго Орды выразилось и в том, что в этот временной период в Европе идет расцвет городов с их освобождением от власти феодалов, развитием частной собственности и правовой системы государства. На Руси нарушены культурно-экономические связи с Европой и идет ориентация на восточную деспотию, карающей силой стало не общество, а государство с жестокими формами подчинения, наказания, укреплением феодального абсолютизма, а не буржуазных отношений. Московские князья собирают земли восточными методами: насильственным захватом территорий, арестами и казнями соперников, борьбой с местными обычаями и традициями, в том числе с народными собраниями - вече.

Развитие феодального землевладения сопровождалось усилением эксплуатации и обострением противоречий между крестьянами и феодалами, между различными группами феодалов за владение крестьянами. Свободная крестьянская община почти полностью поглощена феодальным государством. Однако на фоне крупного феодального землевладения (княжеского, боярского, церковного) в 15 веке в Северо-Восточной Руси преобладают «черные земли» с общинным землевладением крестьян, с индивидуальным владением приусадебными участками и пахотной землей, наличием выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем княжеской администрации. Исчезают понятия «люди», «смерды», «изгои» и др. К концу 14 в. появляется новый термин - «крестьяне» [2, с.65-66].

этап становление развитие крепостничество право

вопрос  15

1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем.

На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

Первый период смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.

Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)

Второй период смуты. В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова.

Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

ачало 17 в. ознаменовалось всеобщим политическим кризисом, обострились социальные противоречия. Правлением Бориса Годунова были недовольны все слои общества. Воспользовавшись ослаблением государственности, Речь Посполитая и Швеция предприняли попытку захвата российских земель и включения ее в сферу влияния католической церкви.

В 1601 г. появился человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Им оказался беглый монах, дьякон-расстрига Чудова Монастыря Григорий Отрепьев. Предлогом для начала интервенции послужило появление Лжедмитрия в 1601-1602 гг. в польских владениях на Украине, где он заявил о своих претензиях на царский трон на Руси. В Польше Лжедмитрий обратился за помощью к польской шляхте и королю Сигизмунду III. Для сближения с польской верхушкой Лжедмитрий принял католичество и обещал в случае успеха сделать эту религию государственной на Руси, а также отдать Польше западные российские земли.

В октябре 1604 г. Лжедмитрий вторгся в пределы России. Войско, к которому примкнули беглые крестьяне, казаки, служивые люди, быстро продвинулось к Москве. В апреле 1605 г. умер Борис Годунов, и его ратники перешли на сторону претендента. Федор, 16-летний сын Годунова, не смог удержать власть. Москва перешла на сторону Лжедмитрия. Молодой царь вместе с матерью были убиты, и 20 июня в столицу въехал новый «самодержец».

Лжедмитрий I оказался деятельным и энергичным правителем, однако он не оправдал надежд тех сил, которые привели его на трон, а именно: не отдал полякам окраины России и не обратил русских в католичество. Он вызывал недовольство московских подданных несоблюдением старинных обычаев и обрядов, прошли слухи о его католичестве. В мае 1606 г. в Москве вспыхнуло восстание, Лжедмитрий I был свергнут и убит. В цари на Красной площади «выкрикнули» боярина Василия Шуйского. В 1607 г. в г. Стародубе появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия.

Он собрал войско из представителей угнетенных низов, казаков, служивых людей и отрядов польских авантюристов. Лжедмитрий II подступил к Москве и расположился лагерем в Тушино (отсюда прозвище «Тушинский вор»). На его сторону перешло большое количество московских бояр и князей.

Весной 1609 г. М.В.Скопин-Шуйский (племянник царя), собрав отряды народного ополчения из Смоленска, Поволжья, Подмосковья, снял 16-тысячную осаду Троице-Сергиевой лавры. Войско Лжедмитрия II было разбито, сам он бежал в Калугу, где был убит.

В феврале 1609 г. Шуйский заключил договор со Швецией. Это дало повод польскому королю, находящемуся в состоянии войны со Швецией, объявить войну России. К Москве двинулось польское войско под командованием гетмана Жолкевского, под селом Клушино оно одержало победу над войсками Шуйского, Царь окончательно потерял доверие подданных и в июле 1610 г. был свергнут с престола. Московское боярство пригласило на трон сына Сигизмунда III - Владислава, и сдало Москву польским войскам.

«Великое разорение» земли Русской вызвало широкий подъем патриотического движения в стране. Зимой 1611 г. в Рязани было образовано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. В марте ополчение подошло к Москве и начало осаду столицы. Однако раскол между дворянами и крестьянами с казаками не дал возможности добиться победы. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин организует второе ополчение. Возглавить земскую рать приглашается князь Д.М.Пожарский. В конце августа 1612 г. войско Минина и Пожарского подошло к Москве и начало ее осаду; 27 октября 1612 г. поляки сдались. Благодаря героизму русского народа Москва была освобождена, а Земский собор избрал русским царем Михаила Романова.

В 1617 г. между Россией и Швецией был заключен Столбовский мир. Россия вернула Новгород, но потеряла побережье Финского залива. В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей, которая получила Смоленскую, Черниговскую и Новгород-Северскую земли. Несмотря на тяжелые последствия шведско-польской интервенции, Россия сохранила самое главное - свою государственность.




1. Лимит наличных денежных средств
2. Лабораторная работа 2 Способы представления аналоговых моделей в системах автоматического управления
3. Реферат - История создания и развития языка Prolog
4. а 6.76.1а 2 Баулин Станислав 5
5. Магнитогорский государственный технический университет им
6. Анализ рынка ириса в России и г Кирове
7. Расчет цифровых фильтров с бесконечными импульсными характеристикам
8. Планирование - как основная функция управления
9. . Теоретикометодологические основы прогнозирования занятости населения 6
10. Марино и Швейцарии республик в Европе
11. Общественные отношения по организации и деятельности судебной власти
12. Шевченко - художник
13. Методологические основы курса- Дайте определение эконометрики
14. 20 2025 2530 Кількість використаних методик ~ 2
15. Види та властивості сприйняття
16. Твердые бытовые отходы мусоросжигание
17. Теория колец
18. на тему- Обстоятельства исключающие уголовную ответственность
19. Реферат- Samba
20. Максимычев ОПРЕДЕЛЕННОЕ УСПОКОЕНИЕ обстановки вокруг Ирака пусть даже только временное возвращает вним