Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Feuille которое переводится как лист; листок

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Вопрос 30

Фельетон как ж-р худ.-публицистич. текстов.

Фельетон. Название этого жанра происходит от французского слова «feuille», которое переводится как «лист; листок». Листком в свою очередь, называли приложение к газете, которое обычно размещалось в нижней части полосы и отделялось от остальной части газеты жирной линией. В отечественной журналистике эта часть газетной полосы называлась подвалом. Здесь располагались не только материалы, которые напоминают по своему типу современные фельетоны, но и произведения, которые сейчас называются отчеты, рецензии, обзоры литературы и т.п. Появление таких подвалов в газетах исследователи относят к XVIII в. Со временем понятие «фельетон» стало применяться только по отношению к одному виду текстов, о котором и идет здесь речь. Отечественную журналистику прославили такие выдающиеся фельетонисты, как М.Е. Салтыков-Щедрин, В.М. Дорошевич, А.В. Амфитеатров, М.Е. Кольцов, И.А. Ильф и Е.П. Петров, С.Д. Наринъяни, Э.Я. Пархомовский и многие другие. В советской журналистике фельетон занимал исключительно важное место. Но с началом реформ в нашей стране этот жанр почти исчез со страниц газет и журналов.

Фельетон – это средство осмеяния какого-то зла. Именно в этом качестве оно использовалось соответствующими учредителями СМИ (в лице Агитпропа) на протяжении многих десятков лет. Когда у СМИ появились новые учредители в лице «денежных мешков», всевозможных «администраций», «олигархов», «финансово-промышленных групп» и т.п., то было бы странно ожидать от них осмеяния тех дел, которые творились в основном по их воле (или неразумению) и большей части населения России представлялись как зло. На фоне всевозможных «расследований», «сливов», бесконечного потока компромата, с помощью которых разные политические силы в течение десятилетия дрались за власть, фельетон просто не мог выглядеть «ударным» жанром. Наступление определенной стабилизации в стране, наметившаяся тенденция возрождения моральных ориентиров в жизни общества, несомненно, будут способствовать укреплению позиций фельетона.

Среди мастеров отечественного фельетона - М.Салтыков –Щедрин, М. Булгаков, И.Ильф и Е.Петров, М.Зощенко, Л.Лиходеев.

Задача фельетона – это осмеяние глупости, невежества – одним словом, того, что мешает обществу развиваться. Прекрасно написал об этом фельетонист Леонид Лиходеев: «Смех – это признак нравственного здоровья общества. Поэтому фельетон должен быть похож на веселый и жизнерадостный разговор с приятелем. Главное в фельетоне –изобразить с чувством юмора какое-то зло, но избегая злобы».

Принципиальная жанровая задача фельетонного текста – показать, что за отрицательным фактом скрывается комическое явление. 

Характерным для фельетона являются особые приемы изложения. Специфическими элементами в нем служат сатира и юмор, стиль обычно отличается живостью, легкостью и образностью. Использование иронии и насмешки, метких и выразительных сравнений служит цели обличения недостатков и пороков людей.

Необходимые качества фельетона - правдивость и убедительность. Обычно его отличают особая актуальность темы, четкая целевая направленность, в соответствии с чем и определяется построение фельетона и привлекаются соответствующие языково-стилистические средства. Он должен основываться на достоверной информации, имеющей достаточно важное общественное значение. Нет смысла печатать фельетон, посвященный незначительным частным событиям или явлениям.

В фельетоне допустим и вымысел, однако он должен искусно сочетаться с правдивостью фактов и не выходить за пределы фактической точности. Нацеленный на обличение зла, он не должен отвлекаться на забавные мелочи, сенсационность, языково-стилистическое щегольство, во что легко бывает впасть автору, особенно, когда он не обладает необходимым опытом. Чтобы суждения и выводы, изложенные в фельетоне, не получились поверхностными, редактору приходится помогать автору, добиваясь глубокой проработки материала и обоснования оценок и заключений. Для редактора не должно быть безразлично и то, на чем основаны исходные сведения, чтобы не потребовалось после опубликования фельетона выступать с опровержениями вследствие нарушения «Закона о средствах массовой информации».

Фельетон сочетает в себе информативность, публицистичность и образность. Этим во многом диктуются требования к его языку. В нем используют точные и ясные языковые средства, исключающие двусмысленности и непонимание; широкое применение находят экспрессивные и эмоциональные элементы языка, средства народной речи, фольклор, пословицы и поговорки. 

Основу фельетона составляют: 1. Отрицательные факты действительности, комическая природа которых очевидна для сатирика. 2. Комическое заострение – преувеличение или преуменьшение черт, свойств и признаков изображаемого явления. В качестве этих средств в фельетоне выступают гротеск, гипербола, пародирование, окарикатурирование (преувеличивающее заострение) и литота (преуменьшающее заострение). Благодаря им выявляется содержание комического парадокса – противоречие отрицательного факта общепринятому мнению и здравому смыслу или противоречивость его формы, внешних признаков. Комизм заключается в том, что силы, выражающие данное противоречие, своей отрицательности не осознают: персонаж всегда претенциозен, предъявляя права на роль, которую сыграть не в состоянии. Эту аномалию и высмеивает публицист-сатирик, показывая всю несостоятельность объекта насмешки, стремящегося постоянно выдавать желаемое за действительность. Прибегая к иносказанию, фельетонист использует его для создания сатирического образа.

Фельетонное повествование – это всегда особый код, который предстоит разгадать читателю или зрителю. Эзопов язык, к помощи которого прибегает сатирик, это не просто прием повествования, а типологический признак жанра. В основе приема лежит сознательное нарушение не только лексико-стилистических норм языка, но и – что более принципиально – нарушение внешнего правдоподобия в изображении предмета или явления, нарочитое смещение пропорций описываемого факта. Если в очерке домысел возможен, но не обязателен, то в фельетоне без гиперболизации, без доведения ситуации до крайности, иногда до абсурда не обойтись. В домысле отражается умение сатирика-публициста – без указующего перста, без назидания создать необходимый сатирический образ.

В этом и заключается своеобразие выражения авторской позиции: как бы ни была зашифрована мысль фельетониста, какой бы остроумный и хитроумный код он ни предложил, какую бы игру со словом ни затеял, он всегда дает читателю возможность точно определить авторскую позицию. Эта позиция воплощается в сатирическом образе. Факт здесь не самоцель, фельетон всегда – остроумное движение мысли. Результатом этого движения становится создание образа как некоей обобщенной комической картины. Когда этого нет, когда остроумная манера письма превращается в заигрывание с интеллектуально подготовленным читателем, жанр умирает, превращаясь в заурядную критическую корреспонденцию или в иронический комментарий. Все сказанное выше позволяет определить фельетон как жанр публицистики, вскрывающий комическое содержание отрицательного факта или явления действительности.

В советское время фельетон был распространен на страницах отечественной печати и на эстраде в форме устных монологов гораздо больше, чем сегодня.. Исчезновение этого жанра можно объяснить отчасти большими изменениями в обществе – переходом к рыночной экономике, политическими, гражданскими реформами, переоценкой нравственных ценностей и т.п. Но в большей мере это произошло из-за трудоемкости жанра. Написать фельетон непросто. Во-первых, нужно обнаружить «острый» факт, который вызывает ваше неприятие. Причем, он не должен носить частный характер - за ним должны стоять другие факты, которые вместе и создают типичное явление, достойное сатиры. Во-вторых, для автора фельетона очень важно хорошо разбираться в предмете обсуждения, вооружившись деталями, которые должны быть выстроены в тексте в определенной логической последовательности. Фельетон – это жанр, который требует виртуозного владения слогом, хорошей информированности, а также умения установить между различными фактами причинно-следственные связи.

Фельетон в дореволюционной русской журналистике ассоциировался с публикациями легкого литературного стиля, остроумными, насыщенными художественными образами. Под фельетоном при этом подразумевался не обязательно сатирический, обличительный текст, а, скорее, обозрение нравов, истории из жизни, непринужденный, ни к чему не обязывающий разговор по душам. Стремление теоретически осмыслить тексты как жанр начинается с середины XIX века.

В 60-е годы XIX века в печати утверждается новый вид фельетона — социальный. Тогда же распространился термин фельетонная критика, который не был синонимом критики обличительной. Так назывались литературные обозрения и литературно-критические статьи, опубликованные в отделе «Фельетон»; как правило, это был большой подвальный материал. Следует заметить, что от фельетонной критики ожидали большой живости изложения, в цене была манера писать «шутя о серьезном». Скучное изложение материала вызывало у читателей раздражение.

Особая фельетонность присуща последнему десятилетию XIX века. Фельетон стал чрезвычайно популярным жанром, его можно было встретить не только в столичных изданиях, но и во всех провинциальных газетах. Предчувствие новой эпохи ведет к ускорению темпов общественно-политической жизни. Пресса более оперативно откликается на злобу дня. В поле зрения фельетонистов попадают самые разнообразные явления из области политики, искусства, литературы, экономики, науки, быта.

Фельетонное отображение жизни прекрасно удавалось В.М.Дорошевичу.

После 1917 года в Советской России сформировался принципиально иной подход к жанру фельетона. Жанр вошел в систему новой культуры революционного мироощущения, наполненного атмосферой праздника и романтики. В то же время революционное мышление конфронтально по политическому, социальному признаку. Мир разделился на своих и чужих, буржуев и пролетариев, красных и белых, врагов и друзей. Исчезла на долгие годы из жизни советских людей общечеловеческая целостность мировосприятия. Мировоззренческая конфронтационность сочеталась с максимализмом чувств и представлений. Здесь было уже не до шуток, легкости или забавности. Пафос публицистики приобретал вселенскую ширь. Стало модным увлечение фактографией, художественным документализмом.

Постепенно развлечение перестает быть функцией фельетона. Его целью становится критика, направленная в первую очередь на то, чтобы вызвать в читателе презрение к бывшим «хозяевам жизни», воспитать у него ярко выраженное большевистское сознание. Сатира стала служить исключительно интересам большевистской партии, являясь оружием ее борьбы с врагами разного рода.

В 20-х годах началось исследование жанровых закономерностей фельетона. В разнохарактерной, чрезвычайно обильной литературе о фельетоне тех лет содержатся глубокие и принципиальные замечания об отличительных особенностях жанра52. Можно говорить даже об обостренном интересе к природе фельетона. В этот же период довольно точно определилось разделение фельетона на две модификации: публицистический и беллетризованный (фельетон-рассказ). Споры об «адресе и красках» дали богатый материал для создания теории жанра с учетом его дифференциации. В процессах жанрообразования утверждается фрагментарность: синтез элементов разноплановых жанров. Опора на достоверный факт и деталь — существенный принцип художественной публицистики 20-х годов.

На протяжении всего советского периода русской публицистики не прекращались споры вокруг жанровых особенностей фельетона. Однако разные исследователи всегда сходились в том, что природа фельетона — художественно-публицистическая.

В советские годы фельетон стал воинствующим жанром печати — он нападал и защищал. За свой боевой характер он пользовался особой симпатией у советских читателей. На фоне неприкрытой пропаганды, официальной сухой лексики на страницах изданий 30-50-х годов фельетон был более привлекательным, чем остальные жанры. Он прочно вошел в жанровую систему периодической печати страны.

В середине 50-х годов фельетон начинает тяготеть к обобщению. Это происходит благодаря появившейся после 1953 года возможности говорить хотя бы вполголоса о том, о чем раньше и подумать было страшно. К началу 60-х можно было писать не только о единичных фактах; публицист-сатирик вводит факт в систему аналогичных ситуаций и эпизодов, пытаясь проанализировать закономерность. Именно в это время становится популярным «безадресный» фельетон.

В ответ последовало ужесточение цензуры. Однако фельетонисты вышли уже на другой уровень, отличный от предыдущего по способу организации и по широте охвата фельетоном фактического материала. Документально-очерковое начало, проникающее с все большей силой в публицистику, накладывает отпечаток и на эволюцию фельетонного жанра58. Изменяются принципы обобщения. В целом для газетного фельетона 60-х годов характерно прежде всего стремление проанализировать систему фактов, отыскать ее истоки, проследить динамику. Л.Лиходеев, Э.Пархомовский, А.Суконцев, Н.Иванова, А.Лацис, С.Руденко, И.Шатуновский писали в разной манере, но есть нечто общее в их текстах — это сатирический анализ, стремление показать закономерное в единичном.

Выделяет три основных типа сатирического анализа: 1. рационалистический ; 2. пародийно-иронический; 3. психологический.

Со временем советские публицисты осознали, что искоренить с помощью фельетона стяжательство и взяточничество, «стремление урвать побольше от общества, ничего не давая ему, бесхозяйственность и расточительство, пьянство и хулиганство, бюрократизм и бездушное отношение к людям, нарушение трудовой дисциплины и общественного порядка»61 невозможно, но выставить на всеобщее обозрение можно превосходно. Фельетонист в своем произведении давал значительный объем социальной информации, активно воздействуя на формирование общественного мнения и социальной позиции читателя. Фельетон был одним из самых эффективных жанров печати. Комический эффект вызывал острую реакцию общественности. Однако если журналисты покушались на фельетонное изображение высоких должностных лиц или негативных явлений в государственном строе, эффект оказывался обратным.

В 70-е годы прослеживается контаминация элементов фельетона и проблемно-аналитической статьи. По-видимому, этим обстоятельством объясняется отсутствие развлекательности в фельетоне. Комические положения, юмор ситуаций все чаще уступают место ассоциации, парадоксу, лирическим отступлениям, цитатам из текстов художественной литературы. Фабульное развитие сюжета, характерное для беллетризованного фельетона, заменяется строгой логикой публицистического анализа.

С начала 90-х годов в российских газетах традиционный фельетон подвергся испытаниям, имеющим чисто коммерческую природу.

Признаками фельетона являются строгая фактическая основа с авторским подтекстом; особая форма построения (наличие ассоциативной темы, образы, сценки, картинки); сатирическое заострение темы или лирико-юмористическая интонация; конкретные выводы.

Сатирическая природа этого жанра определяет в нем сочетание прямой и скрытой форм передачи информации. Прямая форма передачи информации дает текст, коммуникативная функция которого проявляется как прямое общение с читателем. Скрытая форма передачи информации дает подтекст, рассчитанный на восстановление читателем того, что автор не высказал прямо, а зашифровал в сообщении.

В художественной структуре фельетона выделяется факт, ставший отправной точкой повествования, и тема. Основу фельетона составляют документально подтвержденные факты, имена, адреса и т.д. Но документально подтвержденные факты, имена, адреса должны находиться в основе любого журналистского произведения. Особенность фельетона в том, что в этом жанре факты реальные, но «пересозданные» или обыгранные. Факты могут быть и выдуманными, но типичными настолько, что ситуация оказывается узнаваемой.

Есть два способа разработки темы в фельетоне: 1. последовательное описание;  2. построение текста по типу сюжетного рассказа.

Необходимый элемент любого фельетона — авторская маска. Она нужна для того, чтобы создать подтекст, который в советском фельетоне был главным жанровым и типологическим признаком. Подтекст отражает исторически обусловленное развитие жанра, приспосабливаясь (путем изменения формы) к различным социальным условиям. Однако в отсутствие цензуры он несколько теряет свою актуальность, что беспокоит фельетонистовОсновным приемом создания подтекста считается обыгрывание фактов на основе их многомерности. Автор и читатель вместе как бы проходят по лабиринту фактов. При этом используются жанровые возможности: автор фельетона выступает в различных масках. Возможно, использование маски рассказчика

Авторская маска — это центр (или, скорее, квази-центр) повествования, это камертон, который настраивает и организует реакцию «абстрактного читателя» как получателя информации, как идеального реципиента, который должен понимать все коннотации автора, различные «стратегии» его текста, в том числе стилевой прием иронии.

Будущие недостатки фельетона обычно «закладываются» еще до его написания – на подготовительном этапе. Особенности подготовки к созданию фельетона. Поиск так называемого «фельетонного факта». Поиск этот идет не всегда осознанно. И происходит так нередко потому, что автор не всегда до конца осознает специфику фельетона как сатирического жанра и отождествляет его задачи с задачами, скажем, критической статьи, реплики и пр. Если это происходит, то ему нетрудно принять любой «острый» факт (который вполне можно было бы, к примеру, использовать в той же реплике) за факт, достойный описания в фельетоне. Но для фельетона подходит только особый факт, а именно – содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Причем это должны быть черты, достойные осмеяния (нельзя, например, высмеивать трагические события). Фельетон может строиться не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит. В этом случае типичное выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов. А факты в свою очередь выступают как опорные точки сатирической типизации, т.е. создания сатирического образа определенного жизненного явления, которое таким путем сводится до уровня ущербного.

Другие изъяны фельетона могут возникать в результате недостаточной продуманности логических связей, обнаруженных фельетонистом явлений, неумения установить причинно-следственные отношения между разными фактами, оценить их и предвидеть дальнейшее их развитие. Жанр этот является очень трудоемким, работа в нем требует от журналиста особого таланта и постоянного совершенствования своего мастерства. Фельетон, как и другие художественно-публицистические жанры, очень «чуток» к языковым ошибкам и неточностям. Если же он написан ясным, образным языком, то это во многом повышает его возможность быть замеченным читателем.

Памфлет очень близок по методам и структуре к фельетону и отличается большей эмоциональностью. Объект насмешки в памфлете – концепция, система взглядов идейного оппонента. Пародия возникла много столетий назад как часть устного народного творчества (вспомните скоморохов).. «Конек» этого жанра - активное использование художественных выразительных средств – гротеска, гиперболы, сарказма.. Сатирический комментарий сегодня наиболее часто используется журналистами как способ выразить свое несогласие с определенными действиями государственных и частных структур, конкретных политических деятелей и т.п.

Фельетон по своим природообразующим элементам близок к очерку. Главное отличие фельетона от очерка – его сатирическое начало, определяющее природу жанра. Его сущность заключена в комическом иносказании, которому подчинено в фельетоне все и которое объединяет все три стихии жанра.




1. Принципы предпринимательского права
2. Филолог и историк на междисциплинарном перепутье.html
3. Гипотония преджелудков у крупного рогатого скота
4. Основные понятия и принципы развития мышления по Пиаже
5. ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДГТУ Кафедра Бухгалтерский учет анализ и аудит
6. Вопросы к экзамену по анатомии и физиологии человека
7. Реферат- Оператор присваивания языка FORTRAN
8. Сільськогосподарська культура українців.html
9. ЛЕКЦІЯ 4 ОЦІНКА ІНЖЕНЕРНОЇ ОБСТАНОВКИ ТА СОЦІАЛЬНОЕКОНОМІЧНИХ НАСЛІДКІВ НС Питання які розглядаю
10. Постановление Госкомстата РФ от 05 января 2004 г
11. Реферат- Мифология и этика буддизма
12. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ2 Принципы равенства прав граждан в трудовых отношениях
13. Гончаров ИА
14. портфельных инвестиций так и в форме прямых вложений
15. хомосапіанс характеризує це поняття людина
16. НА ТЕМУ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАВозраст25 Пол женский1
17. Вибірковий метод визначення попиту
18. Тема- Налоговое право Понятие налогового права Налоговое право является подотраслью финансового
19. варіантами їх є приналежність до епохи служителів Гора або ж до епохи будівництва пірамід
20. Організаційні процедури аудиту довгострокових кредитів банків (на прикладі ТзОВ Західно-Українська енергетична компанія).html