Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
5
1.4. Античная философия
План:
1. Становление древнегреческой философии
2. Классическая греческая философия
3. Эллинистически-римская философия
Античная философия прошла в своем развитии почти тысячелетний период с VI в. до н. э. до VI в. н. э. В ее истории выделяются следующие этапы:
1) становление древнегреческой философии (VI-V в. до н. э.);
2) классическая греческая философия (VIV вв. до н. э.);
3) эллинистически-римская философия (конкц IV в. до н.э. - VI в. н. э.).
1. История древнегреческой философии началось с Милетской школы (VI-V вв. до н.э. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Её представители стихийные материалисты, но их онтологии различны. ″Фалес … первоначалом бытия считал воду. … Вода разумна и «божественна». … Мир полон богов, все существующее является одушевленным (гилозоизм)″3: Фалес - философ ещё связан с мифологией. Анаксимандр отделяет философию от мифологии, вводя абстрактное первоначало, и связывая с ним круговорот стихий природы.
″Первоосновой мира Анаксимандр считал апейрон … неопределенное и беспредельное материальное начало. … Из апейрона выделяются две пары противоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; их комбинации порождают четыре основные стихии…: воздух, вода, огонь, земля. ... Число возникающих и погибающих миров бесконечно. … Анаксимен … не смог принять такую абстрактную сущность, как апейрон…, и в качестве первоначала всего сущего выбрал воздух самую … неопределенную из четырех стихий.″4
Вскоре у философов Милетской школы появились оппоненты. Гераклит из Эфеса (VI-V вв. до н.э.) считал первоначалом огонь, но не как лишь стихию. С огнем-Логосом Гераклит связывает свои философские новации - диалектику, космогонию и гносеологию. ″Огонь … разумен, ему присущ Логос. …. Все в мире возникает из огня, но … космос не вечен, [периодически] мир сгорает в … пожаре, который есть … суд (так как огонь живой и разумный). … Принципиальная особенность мира состоит в его постоянной изменчивости: «все течет»… Противоположности существуют в единстве и в вечной борьбе. … Душа человека сочетание огня и влаги. … Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий разум это Огонь (Логос). Чувства … полезны…., но высшая цель состоит в познании логоса [разумом]. … Лишь немногие из людей постигли логос и живут в соответствии с ним.″5
Современником Гераклита был Пифагор. ″Пифагора (ок. 580500 гг. до н.э.) можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности числа…. Пропорции между числами создают мировую гармонию. … В философии Пифагора появляется представление о пятой стихии (которой не было в мифологии) эфире.… Пифагор … верил в переселение душ (метемпсихоз).″6
Философы Элейской школы (VI-V вв. до н.э.) (Ксенофан, Парменид, Зенон), ″элеаты первыми попытались рационально объяснить мир, используя … понятия предельной общности, такие как «бытие», «небытие», «движение». … Ксенофана можно назвать стихийным материалистом. … Вода соучастница Земли в порождении жизни, даже души состоят из Земли и воды. … [Но] Ксенофан первым высказал мысль, что не боги творят людей, а люди богов.… Отождествление … Бога с космосом (бытием) позволяет назвать Ксенофана предтечей пантеизма. … Человеческое познание есть лишь … мнение. Это утверждение позволяет назвать Ксенофана предтечей скептицизма. … Центральные проблемы философии Парменида соотношение бытия и небытия, бытия и мышления. … Реально существующим Парменид считает только то, что … может мыслиться. Он провозглашает тождество бытия и мышления…., [потому] Парменид выступает как первый теоретик метафизики…. Изменчивость, движение, множественность оказываются … характеристиками неистинного, чувственного мира. … Зенон … отстаивал учение Парменида о Едином, отвергал реальность чувственного бытия и множественность вещей. Разработал апории (затруднения), доказывающие невозможность движения″7 («Летящая стрела», «Ахиллес и черепаха»).
″Эмпедокл (ок. 490430 гг. до н.э.) … стихийный материалист …, плюралист: у него все четыре … стихии являются началами мироздания…. Стихии пассивны, все происходящее в мире объясняется действием двух сил Любви и Вражды (Ненависти). Любовь причина единства и добра, Вражда множественности и зла. … Изменения в мире результат вечной борьбы Любви и Вражды, в которой побеждает то одна, то другая сила.″8
Анаксагор (ок. 500428 гг. до н.э.) ввел учение о гомеометриях. ″Первоначала бытия гомеомерии, … являются мельчайшими невидимыми частицами, каждая из которых есть носитель … качества. Гомеомерии вечны и неизменны. Гомеометрии пассивны. В качестве движущей силы Анаксагор вводит понятие Нус (Мировой ум), который не только движет мир, но и познает его.″9 Близкие идеи выдвигал Демокрит (ок. 460370 гг. до н.э.) считая, что ″первоначалами бытия являются атомы и пустота, в которой находятся и движутся атомы. Атомы … это мельчайшие, неделимые частицы вещества. Каждый атом вечен и неизменен…. Они различаются величиной, формой … и положением в пространстве. … Возникновение и уничтожение вещей результат сцепления и разделения атомов. … Демокрит был основоположником механистического детерминизма. … Ничто, происходящее в мире, не возникает беспричинно, все появляется в силу необходимости″, [но Демокрит же считал, что] ″живое возникает из неживого без вмешательства богов, и без … цели.″10
Демокрит ввел в гносеологию учение о первичных и вторичных качествах. Он утверждал, что ″необходимо проводить различие между первичными, т.е. объективно существующими, свойствами атомов … и вторичными нашим субъективным восприятием этих первичных свойств. [Демокрит рационалист, так как] ″чувственное познание годится только до определенного предела, [важнее] разум, дающий нам истинное познание.″11
2. Классическая античная философия началось с деятельности софистов - ″ряда древнегреческих мыслителей [Протагор, Горгий и др.], живших в V первой пол. IV в. до н.э. … Софисты … были агностиками, полагая, что истина у каждого своя и зависит от условий, времени и места (релятивизм). … Но они первыми стали различать законы природы, как нечто незыблемое, и законы общества, возникающие по человеческому установлению. … Сократ (470-399 гг. до н.э.) … активно выступал против … софистов. Он разработал особый способ достижения истины (майевтика): задавая собеседнику наводящие вопросы, заставлял того прийти к правильному выводу. … Сократ … пришел к выводу, что … он знает о своем невежестве, другие же не знают даже этого. Отсюда знаменитый тезис Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». … Сократ разработал учение о добродетелях, согласно которому людей делает добродетельным знание того, что есть добро и есть зло″12.
Ученик Сократа ″Платон (427-347) основоположник объективного идеализма. … Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир царство идей от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Но … платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее из идей. … Каждая идея вечна и неизменна….; между идеями существуют отношения подчинения и соподчинения. … Для объяснения чувственного мира с его изменчивостью, множественностью и отрицательными явлениями Платон был вынужден ввести понятие материи. Материя … мертва, бесформенна и … вечна. … Между идеями и вещами … существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны идеям, … идеи являются целями, определяющими развитие вещей. … Платон признает еще наличие Ума-демиурга. Ум-демиург (или бог) является творцом устроителем мира…
После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там. Затем … вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д. … Подлинное знание возможно только относительно царства идей, что касается чувственного мира, то возможно только мнение. Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает все, что знала ранее (об истинном идеальном мире)…, отсюда истинное знание это припоминание ….
… Платон создал одну их первых … моделей идеального государства. Эта государство существует не ради людей, а ради самого себя. … В идеальном государстве существует три основные группы граждан: правители-философы, стражи (воины) и ремесленники с земледельцами. Принадлежность к сословию определяется не происхождением, а личными способностями. Стражи и правители не обладают никакой … собственностью…. У них даже нет семей..., родители даже не знают своих детей. Платон наивно надеялся, что в таком случае все взрослые будут относиться ко всем детям, как к родным.″13
Ученик Платона ″Аристотель (384-322 гг. до н.э.) основоположник … классической логики. Он выделил и сформулировал три закона правильного мышления: закон тождества, закон исключенного третьего и закон недопущения противоречия. Ему же принадлежит определение истины и лжи, разработка силлогистики (учения о … видах умозаключения). … Так как формы бытия и мышления аналогичны, то человек в состоянии познать мир. … Знать … прежде всего, знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. Но это постигается только разумом, а не чувствами.
… Аристотель является дуалистом: он признает существование двух … первоначал материи и формы. … Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу. Первоматерия это … неопределенное вещество, … являющееся основой для материи во всех вещах. … Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникновения вещей, … источник случайности, … возникновения и уничтожения вещей. … Форма … вещи является по отношению к этой вещи: ее сущностью; источником движения; причиной; целью. Первоформа … выступает …. в качестве высшей сущности всего бытия, перводвигателя, первопричины и высшей цели. Но первоформа это еще и … Мировой ум, мыслящий сам себя. … Аристотелем … природа … понимается как единый живой организм, где «одно возникает ради другого». Космос является сферичным и конечным, … космос существует вечно. … Мир делится на две части - подлунный и надлунный…. Подлунный мир состоит из четырех элементов (стихий), способных превращаться друг в друга, надлунный мир из пятого Эфира, который является неизменным″14.
По Аристотелю ″все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ: растительная, осуществляющая функции питания, роста и умирания; животная осуществляющая функции ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движения; разумная осуществляющая интеллектуальные функции рассуждения и размышления. Растения обладают только растительной душой, животные растительной и животной, человек всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная души не отделимы от тела как у растений и животных, так и у человека. Но возможно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела.
… Этика имеет дело с «правильной нормой» человеческого поведения. Высшее благо человеческой жизни счастье, оно достижимо только при добродетельной жизни. … Государство является естественным образованием (подобным живому организму), человек это политическое животное. … Отсюда главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан. Лучшей формой правления …. Аристотель … считал «политию», где нет резкой поляризации бедных и богатых [терпимы монархия и аристократия]; к худшим он относил тиранию, [олигархию] и крайнюю демократию. Физический труд удел рабов, рабство существует «от природы» ″15.
3. ″Центральное место в большинстве … учений … [эллинистически-римской философии] заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении.″16 Скептики (например, Пиррон (III-II вв. до н.э.)) считали, что ″мы должны воздерживаться от каких-либо суждений обо всем, существующем в этом мире. [Лишь так мы обретем] … безмятежность (атараксия), т.е. счастье.″17 Стоиками (Сенека (I в. н.э.), Марк Аврелий (II в. н.э.) и др.) ″счастье … понимается как жизнь согласно природе (логосу), и только такая жизнь является добродетельной. Идеалом стоиков является мудрец, достигший … бесстрастия″18. Эпикурейцы (и сам Эпикур (IV-III вв. до н.э.) призывали: ″«Проживи незаметно!» … Высшее благо [для них] в жизни наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий…. Лучшее средство для этого самоустраниться от всех волнений и тревог″19. Киники (например, Диоген Синопский (IV в. до н.э.)) ″отбрасывали общепринятую мораль…. Киники призывают индивида опираться только на … себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности духовной свободы″20.
″В неоплатонизме [(Плотин (III в. н.э.), Прокл (V в. н.э.) и др.)] до предела доведено … противопоставление телесного чувственного мира и сверхчувственного мира. Основное внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном первоначале. Следуя Платону, неоплатоники считали, что исходное первоначало это Единое = Благо. … И как от Солнца исходит свет, так от Единого = Блага исходит эманация (истечение, излучение), порождающая Бытие = Ум (Нус), содержащий идеи (понятия). … Распространение эманации за пределы Ума приводит к появлению Мировой души. Она порождает время, и сама существует во времени. … Угасший свет … есть материя, образующая … телесный космос.″21 Счастье и цель существования человека, по неоплатонизму, это освобождение от соблазнов материи и ″возвышение духа, ведущее к … постижению Бога″22.
Литература:
3 Гриненко Г.В. История философии: Учебник. 3-е издание, испр. и доп. М., 2011. С. 67-68.
4 Там же. - С. 68-70.
5 Там же. - С. 70-73.
6 Гриненко Г.В. История философии: Учебник. - С. 73-74.
7 Там же. С. 75-78.
8 Там же. - С. 80.
9 Там же. - С. 82.
10 Там же. - С. 83-84.
11 Гриненко Г.В. История философии: Учебник. - С. 84-85.
12 Там же. С. 89-90.
13 Гриненко Г.В. История философии: Учебник. - С. 91-93.
14 Там же. - С. 98-100.
15 Гриненко Г.В. История философии: Учебник. - С. 101-102.
16 Там же. - С. 107.
17 Там же. - С. 108.
18 Там же. - С. 111.
19 Там же. - С. 114-115.
20 Там же. - С. 117.
21 Там же. - С. 120-121.
22 Хрусталев Ю.М. Философия: учебник. М., 2007. - С. 86.