У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

1История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

26.Проблема человека в философии

Проблема человека в истории философии

1)История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы. Каждая философская концепция (несмотря на определенные недостатки и историческую ограниченность) добавляла новые черты, открывала новые грани в познании человека. В философии Древней Греции господствовал космологизм в понимании человека. Философы  милетской школы утверждали: человек содержит в себе все основные элементы стихии, космоса. Демокрит подчеркивал: в какой мере Вселенная является макрокосмосом, в такой же мере и человек является микрокосмосом. Во второй половине V в. до н. э. в Греции появились софисты. Они сохранили унаследованный от древней философии целостный взгляд на человека и видение его как части природы, но уже начали рассматривать его в условиях социокультурного бытия. Устами Протагора они провозгласили тезис: «Человек — мера всех вещей». Вслед за софистами проблему человека разрабатывал Сократ. Он поставил ее в центр своей философии. Девизом Сократа стал призыв, который был вычеканен на вратах храма Аполлона в Дельфах: «Человек, познай самого себя!» Ученик Сократа Платон различал в человеке бессмертную душу (проявление мира вечного и идеального) и тело (проявление всего временного и суетного). Иначе понимал природу человека Аристотель, рассматривая его как «политическое животное», вершину мировой иерархии: с одной стороны, он внутренне связан с природой, а с другой — противостоит ей, поскольку в нем есть душа — причина и начало человеческого тела.Европейская средневековая философия, опираясь на христианскую традицию, выдвигала на первый план религиозно-моральные проблемы человеческого существования, разрабатывала проблему соотношения между Богом и человеком. Что же главное в этом соотношении? Важнейшим для человека является спасение, которое христианство понимает как восхождение несовершенной личности к совершенной — Богу. Понятие личности было введено Августином Блаженным. Он подчеркивал, что Бог есть сама личность, персона (от лат. — persona). А значит, и человек, созданный по образу и подобию Творца, тоже является личностью. Правда, вследствие грехопадения она утратила совершенство и целостность. Существенными составными, или ипостасями, личности являются воля, интеллект и память. Через них пролегают пути совершенствования человеческой души и единения ее с Богом. Оригинальность эпохи Возрождения состоит в отбрасывании каких-либо принципов ограничения земного развития человека. Бог сместился на периферию человеческой жизни. Человек оторвался от него и теперь верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога» (Федор Достоевский). Приобретая статус действительно богоподобного существа, человек становится главным предметом духовных поисков. Он ищет опоры прежде всего в себе, в своей душе и своем теле. Превыше всего он ставит своеобразие и уникальность индивидуума. Философия Нового времени считала истинно человеческим в человеке то, что делает его представителем всего человечества, поэтому сконцентрировала внимание на его всеобщей природе, социальной сущности, универсальности и т. п. Так, новоевропейская философия XVII века особое внимание уделяла разуму как специфической особенности человека. Например, Рене Декарт связывал сущность человека с его мышлением: «Мыслю — следовательно, существую». Рационалистический подход к человеку объединялся у Декарта с натуралистическим: он рассматривал человека как реальную связь бездушного и мертвого телесного механизма с разумной душой, которая обладает волей и мыслит. Много внимания проблеме человека уделяли и такие философы Нового времени, как Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Де-ни Дидро, Клод Гельвеции, Жюльен Ламетри.Для немецкой классической философии определяющим являлось представление о человеке как субъекте духовной деятельности,  который создает мир культуры и является носителем общего идеального начала, духа, разума. Иммануил Кант подчеркивал моральный характер природы человека, Иоганн Фихтероль деятельности в жизни человека, Георг Гегель — духовность, Людвиг Фейербах — любовь к ближнему. Людвиг Фейербах рассматривал человека как природное существо, высшую ступень природного саморазвития. Чувства и сознание человека являются также природными явлениями. Поэтому он говорил о человеке как о чем-то неизменном, абсолютном, а не как о конкретном историческом человеке.Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактование его как производной от общества, как продукт и субъект общественно-практической деятельности. Сущностью человека Карл Маркс считал именно совокупность всех общественных отношений. Марксизм обосновал принципиальную незавершенность человека, его открытость миру, «незапрограммированность» раз и навсегда его сущности. Человек самосоздает и саморазвивает себя в процессе исторической и культурной жизни. Марксизму принадлежит трудовая теория происхождения человека, которая анализирует механизм трансформации биологического в социальное. Основные направления китайской философии: даосизм - все сущее путь, где все взаимосвязано и взаимозависимо (Лао Цзы - Старый Учитель); конфуцианство — философия поведения в обществе— сдержанность, послушание старшим, осторожность, восприятие мира каким он есть (Конфуций);легизм — человек управляет жизнью с помощью устанавливаемых  им  законов,   которым  необходимо  подчиняться (Шан Ян).Основные направления древнеиндийской философии. ведизм — поклонение древнему знанию (ведам);буддизм — отрешение от внешнего мира, сосредоточение всех помыслов на духовной жизни, достижение абсолютной просвещенности и вечной жизни.

2)Антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также сложения общества. ПСИХОАНАЛИЗ - понятие, введенное З. Фрейдом для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Экзистенцианализм - философское учение, в центре внимания которого стоит человек. Полагается предметом чел-кая жизнь, чел-кое существование. Философская антропология: основные идеи: 1) Кризис общества-результат кризиса личности. Естественные науки затемняют проблему человека. 2) Человека нельзя определить. Все опр-ия что есть человек-неудачны. 3) Ядро личности составляют ценности. 4) Человек – существо эксцентричное. Выход за границы причинно-следственных отношений – это чудо. 5) Человек (по Ницше) – биологически неспециализированное сущ-во.Культура- форма компенсации человека. 6) Человек-животное создающее символ. Символ связывает нас с тайной. Вся культура символична. В символах отражаются наши страхи и неврозы.

Социальные нормы - общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

•   поддерживают порядок, равновесие в обществе;

•   подавляют скрытые в человеке биологические инстинк ты, "окультуривают" человека;

•   помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Видами социальных норм являются:

•   нормы морали;

•   нормы группы, коллектива;

•   специальные (профессиональные) нормы;

•   нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы — особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

•   устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами;

•   имеют общеобязательный характер;

•   формально-определенны (четко сформулированы в письменной форме); *регулируют   четко  определенный   круг  общественных отношений (а не общественные отношения вообще); *подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).




1. Статья- Общие свойства сложных систем
2. Качество услуг- показатели качества, методы оценки, особенности обеспечения.html
3. Реструктуризация оборонно-промышленного комплекса
4. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 11
5. Полномочия Правительства России
6. ТЕМА 6. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА План- Сущность производственной логистики.html
7. Тематичний план з історії української культури для 1 курсу фармацевтичного факультету спеціальність ф
8. на тему- Четыре главные цели экономической политики Выполнил- Горюткина Анна Валерьевна студ
9. 122013 [Жирным шрифтом выделены фрагменты которые не записались на диктофон и восстановлены по памяти
10. докладно було розглянуто у розділі 6
11. Поселим Бога в компьютер - интернетовскую сеть
12. введение новшество.html
13. СКА п. Токсово Ленинградская область
14.  t поднималась до 38
15. конструкционный бетон для ограждающих конструкций ~ объёмная масса 300 500 кг-м; конструкционный бетон для к.
16.  ~андай аны~тама экономикалы~ теорияны~ зерттеу п~нін д~л аны~тайды А адамны~ материалды~ ж~не рухани ~
17. троглодит Глава первая РОБОТ НАОБОРОТ На окраине Москвы на краю Грибного леса возле Земляничной полян
18. Согласовано Руководитель МО - Пчелова Е
19. Свобода и независимость как основные понятия экзистенциального мировоззрения
20. Электротехника электромеханика и электротехнологии подготовка бакалавров Профиль подготовки- А.html