Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
“ МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А. А. КУЛЕШОВА”
Формирование художественно-эстетической деятельности младших школьников
Курсовая работа по педагогике
Студентки педагогического факультета
3 курса, группы “В”
Болвачёвой Вероники Геннадьевны
Научный руководитель:
доцент кафедры ПиМНО
М. А. Бесова
Могилёв, 2013
Содержание
Введение…………….………………………………………………………………………………………..……3
Глава 1 Теоретические основы художественно-эстетической деятельности..7
Глава 2 Диагностика художественно-эстетической деятельности младших школьников……………………………………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………………………….26
Приложения
Введение
Периоды преобразований, роста национального самосознания и духовного возрождения народа всегда связаны с возвращением к национальным культурно-историческим традициям. И ныне, когда отмечается подъем общественной активности, мы не можем не опираться на вековые традиции народной культуры и искусства, ибо отрыв образования и воспитания от национальной культуры, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для деформаций в межнациональных отношениях, проявлений национального эгоизма. Только обогатившись духовностью, познав язык, обычаи, искусство и ценности культурно-исторических традиций своего народа, человек сможет оценить общечеловеческие ценности и духовные достижения других народов. Это значит, что сегодня системе школьного учебно-воспитательного процесса должен быть присущ характер выявления возможных и эффективных форм и методов для осуществления воспитания учащихся на народных традициях и искусстве, так как самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой народа, должно стать частью системы воспитания и образования современной школы.
История и культура народа имеют не только признаки национальной принадлежности, но и различные способы и формы своего сохранения и выражения - родной язык, историографические источники, литературные памятники, музыкальные произведения, архитектура, фольклор и, конечно, художественное творчество, ярко и зримо выражающее миропонимание, социально-исторические, художественно-эстетические взгляды народа.
Народное художественное творчество - этот кристаллизовавшийся мир народной художественной культуры, развивается на основе преемственности, традиций и является результатом творчества многих поколений. Оно, аккумулируя в себе огромный исторический, духовный, эстетический опыт, имеет чрезвычайно важное значение для развития художественно-эстетической культуры, воспитания чувств, формирования художественного и эстетического вкуса, культуры быта, труда, человеческих взаимоотношений; ведь недаром искусство, рожденное пародом, называют гениальным, сохраняющим в себе огромную плодотворную энергию воздействия на индивидуальность. Поэтому ценности, заключенные в нем, являются уникальным, проверенным вековой мудростью народа средством воспитания и важным фактором формирования личности.
Формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого старшем дошкольном возрасте. Чувства красоты природы, окружающих людей, вещей создаёт в ребёнке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Все вышесказанное указывает на плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Однако следует отметить, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства в массовой школьной практике.
Актуальность выбранной темы, определяется тем, что для эффективного осуществления работы по диагностике художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста необходимо подобрать ряд соответствующих методик, разработать комплекс занятий, направленный на воспитание чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой, а также установить эффективность предложенных методик.
Цель исследования - изучить процесс формирования художественно-эстетических основ младших школьников
Задачи исследования
1. Выявить уровень художественной воспитанности у учащихся 4 класса.
2.Изучить теоретические основы художественно-эстетической деятельности младших школьников.
3. Проанализировать современные программы обучения изобразительному искусству .
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов: общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение); анализ литературы по теме исследования.
База исследования: Эксперимент проводился в 4 классе средней школы г. Могилёва. В эксперименте участвовало 15 человек.
Характеристика класса:
В 4 классе 15 учащихся. Ребята довольно активные. По отношению друг к другу немного вредные. Как и большинство школьников любят играть и принимают участия во всех мероприятиях внутри класса. Многие дети посещают художественные, музыкальные школы и спортивные секции. Большинство учащихся общаются за пределами школы.
Глава 1 Теоретические основы художественной деятельности
Художественно-эстетическая деятельность - это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами искусства. Эстетическое воспитание целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей. В процессе художественно-эстетической деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус - способность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от общей культуры личности, развитости его ума, чувств. (Щуркова Н. Е)
Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в различных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка.[4. c 128]
Художественная деятельность это организованное взаимодействие ребенка с художественными объектами, в процессе которого дети познают эстетический образ мира, преобразовывают этот мир, созидая художественные предметы. Важной и необходимой частью художественного воспитания является практика общения с художественными ценностями. В результате слияния теории и практики непосредственного общения с произведениями искусства вырабатывается художественный вкус, формируется художественный идеал, художественные потребности и интересы в общении с искусством.
Художественная деятельность через общение детей с искусством и их собственные занятия разными видами искусства помогает обнаружить всю палитру наивысших ценностей мира, поскольку искусство как зеркало отражает в себе весь целостный мир. Данную деятельность еще называют и художественно-творческой, подчеркивая тем самым её значение в эстетическом воспитании детей, в развитии их творческой активности. [2. с 108]
Эстетическое воспитание неразрывно связано с художественной деятельностью. Эстетическое воспитание школьников есть процесс, совершающийся под влиянием искусства и самых различных жизненных отношений и воздействий. Младшие школьники
высказывают свои эстетические суждения о вещах и явлениях, испытывают эстетические чувства. Следовательно, организуя педагогический процесс, надо заботиться не об отдельных мероприятиях эстетического характера, а прежде всего о такой системе воздействия, которая охватывала бы в целом всю жизнь ребёнка.
Между художественным и эстетическим воспитанием существует диалектическая взаимосвязь: эти воспитательные процессы пересекаются в сфере искусства. Эстетическое воспитание в области искусства преследует цель формирования способности эстетически переживать изображенное в художественном произведении и давать ему эстетическую оценку. Эстетическое начало в общении с искусством крайне необходимо, поскольку художественная информация, в отличие от информации научной, должна не только пониматься, но и эстетически переживаться.[6. c 640]
Художественно-творческая деятельность первая, самая доступная и близкая ребёнку деятельность, в которой он наиболее полно может выразить себя, свои эмоции, чувства, отношение к миру. Ценность её заключается в том, что дети здесь выступают в естественной для данного возраста роли деятеля и творца. (Щуркова Н. Е)
Основное назначение художественной деятельности формирование ценностного отношения к искусству, красоте, самому себе как активной творческой личности. Эта деятельность развивает чувства детей, предоставляет возможности для самореализации, развития своих талантов и способностей, воображения, наблюдательности, обостряет эмоциональную восприимчивость, совершенствует эстетический вкус.[2. c 108]
Условия художественно-эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. В основе эстетического воспитания лежит совместная деятельность взрослого и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.
Духовный мир младшего школьника планомерно обогащается эстетическими представлениями в результате его практического участия в различных видах деятельности: учебной, трудовой, общественно-полезной, художественной.[3. c 431]
Формирование эстетического отношения к действительности не может протекать успешно без ознакомления детей с определенными произведениями искусства. Если младший школьник с помощью произведения искусства удовлетворяет свое стремление к расширению жизненного опыта и утрачивает интерес к нему, исчерпав для себя его познавательные возможности, то старший подросток уже начинает рассматривать произведение искусства как некое обобщение. Ему близки и доступны произведения, которые, хоть в какой-то степени обобщают то, что непосредственно пережил он сам. В процессе организации эстетического воспитания младших школьников учитель с помощью искусства помогает ребенку осознать реальную действительность, прекрасное в ней. В ходе обучения происходит развитие не только умственных сил ребенка, но его нравственных качеств, его эстетического отношения к миру. Осваивая искусство, красоту жизни, школьники так же развиваются в умственном и нравственном отношениях. [8. с 240]
Назначение художественной деятельности разнообразно.
Она развивает чувства у детей, их эмоциональную отзывчивость; предоставляет возможность реализовать себя, свои таланты, способности; помогает построить общение на уровне высокой культуры; развивает творческую активность, воображение, наблюдательность, способность понимать себя и других людей; обостряет чувства детей; совершенствует их эстетический вкус. (Щуркова Н. Е)
Правильная организация художественной деятельности детей требует от педагога учета их эстетических особенностей, основы которых заложены в дошкольном возрасте. Одна из основных особенностей - эмоциональная непосредственность, открытость в выражении чувств, что может быть позитивно использовано в организации деятельности учащихся. [11. с 88]
1.2Особенности художественной деятельности младших школьников
Организуя художественную деятельность , педагогу следует учитывать возрастные особенности младших школьников, а так же особенности их эстетического отношения к миру. Дети этого возраста деятельны, активны, эмоциональны. Они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны в выражении радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия, что может быть с успехом использовано в организации деятельности детей, во взаимодействии с художественными объектами.
Младшим школьникам свойственна целостность восприятия художественного образа, они не отделяют форму от содержания. У них ярко проявляется способность к сопереживанию, сочувствию, без которой невозможно полноценное эстетическое восприятие мира. Их воображение отличается яркостью, непосредственностью, выразительностью. Личный жизненный и эстетический опыт ребенка невелик, поэтому фантазия его ограничена, но в отличие от взрослого, она не скована общепринятыми рамками. Для ребенка более важен сам процесс творчества, чем его результат. (Щуркова Н. Е)
Все перечисленные особенности, а так же потребность в самореализации, самоутверждении и желание ребёнка выразить свои эмоции и чувства в действии являются сильными стимулирующими факторами его активного включения в художественно-творческую деятельность.[2. c 108]
Ребёнок воспринимает форму и содержание целостно. В его представлении понятия “красивое”, “доброе”, ”правильное” почти всегда совпадают, все это он называет словом “хорошее”. Единство истины, добра и красоты изначально заложено в эстетических и нравственных нормах и определяет многие стороны эстетического сознания ребёнка.
Ребёнка не интересует результат деятельности, ему нравится сам процесс творчества. “Школьник часто включается в творческую деятельность, не только желая узнать что-то новое, сколько из интереса, желания самоутвердиться, порадовать близких, но в большинстве случаев просто поиграть”.[1. c 190]
Художественные занятия в период школьной адаптации первоклассников должны иметь различные формы:
- Прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий.
Вся программа по изобразительному искусству первой четверти I класса основана на художественном разглядывании - вглядывании в природу. При этом задачи, здесь поставленные, связаны с развитием навыков художественного изображения и образного видения и отличаются от задач природоведения. Дети учатся видеть в природе выразительные ритмы и различный характер линий, разглядывая, например, ветви деревьев, чтобы впоследствии, используя впечатления, осваивать азы линейного рисунка. Учатся видеть выразительность пятна, силуэта, разнообразие и красоту природных фактур, природных узоров, разнообразие красок и форм листьев и т.д.
Во время прогулок дети также собирают корни, ветки, сучки, шишки, камушки, ягоды, листья и т.д. в качестве природных материалов для художественного конструирования. Задача учителя научить детей чувствовать особый выразительный характер природного материала, видеть богатство его форм, фактур, разнообразие красок, чтобы на основе этого создавать художественные образы. Это развивает у детей воображение и творчество, будит разнообразные ассоциации из сказок, фильмов, из переживаний и впечатлений собственной жизни. Рассматривание своих находок формирует у детей умение анализировать форму. Очень важно, организуя общение, сразу нацеливать на выражение характера увиденного персонажа: не только «кто?», но и «какой?» - веселый, хитрый, испуганный зверушка, шаловливая лошадка. А также, какой материал еще может потребоваться, чтобы довести увиденный образ. Разглядывание леса с позиций «Мастера Изображения», нахождение «природных скульптур» в виде пней и коряг, удивление перед красотой природы всегда производят на детей большое впечатление, в том числе и на тех, у кого был уже соответствующий опыт. Если поездки в лес не доступны из-за дальности, то для опытного учителя искусства «природных чудес» найдется достаточно и в окружающих школу дворах.
- Для организации детского общения, умения понимать друг друга, умения договариваться, выражать свои идеи, для снятия комплекса «не умею» и заниженной самооценки, для особого переживания радости совместного творческого дела и радости от успеха общей работы, обычно намного превышающей возможности индивидуальной, - необходимо применять на занятиях по изобразительному искусству методы коллективных работ, подробно описанных в методических пояснениях к программе.
- К важным условиям организации обучения следует отнести взаимосвязи на занятиях по изобразительному искусству с другими видами художественной деятельности: игрой-драматизацией, придумыванием сказок, веселых или грустных историй, сочинением или чтением стихов, органичного включения музыки для понимания характера образа и способов его выражения, для внутреннего проживания образа.
- Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, его изобразить через движения своего тела. Все это создает, в свою очередь, разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения от излишней для начинающего школьника формализации учебного процесса.
- Целенаправленная демонстрация слайдов по соответствующей теме занятий и их коллективное обсуждение. Большой и общий для всех экран воспринимается первоклассниками лучше, чем маленькие персональные экраны. Большое изображение легче удерживает внимание, дети могут подходить к экрану, видеть, как меняется восприятие вблизи и издалека, трогать изображение руками: какой широкий ствол дерева, как высоко тянутся ветки.., могут обводить руками контуры, увидеть внутреннее многоцветие пятна… Дети легче осваивают навыки изображения, их впечатления ярче.
- Уже в первой четверти возможно посещение художественного музея. [http://do.gendocs.ru/docs/index-192552.html?page=2]
1.3 Основные направления и методические условия по организации художественно- эстетической деятельности младших школьников
Художественная деятельность младших школьников организуется по следующим направлениям( Бесова М. А):
-Организация практических занятий каким-либо видом искусства;
-Общение с произведениями искусства ;
-Созерцание красоты природы;
-Эстетическая оценка человеческих отношений;
-Чтение художественной литературы.
Приоритетным направлением являются практические занятия каким-либо видом искусства. К ним прежде всего можно отнести музыкальную деятельность: пение, игру на детских инструментах, импровизацию. Дети с большим желанием включаются в музыкальные занятия, игры, конкурсы, творческие встречи, музыкальных спектаклей.
Внесение элементов хореографии в музыкальные занятия, делает детей более активными, помогает детям полнее выразить свои чувства через пластику, движения.
Участие детей в изобразительной деятельности обогащает их творческий и эстетический опыт. В цвете, линии, композиции, в деталях ребенок выражает свое видение мира, свое отношение к людям, явлениям, событиям. В изобразительной деятельности у детей развивается способность пользоваться цветом как выразительным средством. Задача педагога раскрепостить фантазию ребёнка, поддерживать в нём творческую самостоятельность, вселить уверенность.
Сильным средством воспитания могут стать драматизация и театр. Приемы драматизации помогают ребёнку сыграть самого себя и преодолеть в себе страх, лень, упрямство.
Художественная деятельность включает также общение с произведениями искусства. Не ознакомление, а именно общение, в котором ребёнку предоставляется возможность не только получить элементарные художественные знания, но и через произведение художника, композитора, режиссера, себя и других людей.
В любом виде искусства человек стремится к гармонии. Он достигает её, комбинируя звуки, цвета, слова все то, что составляет средства художественной деятельности. В каждом виде искусства и в каждом конкретном произведении эти средства всегда выражены через определённые, знакомые зрителю или слушателю реальные объекты или повседневные ситуации.
Следующее направление художественной деятельности созерцание красоты природы. Природа особое средство эстетического воспитания, заключающее в себе разнообразные выразительные средства: форму, линию, цвет, звук. Созерцание природы необходимо связать с творчеством детей, с активной художественной деятельностью.
Близко к этому направлению стоит наблюдение за поступками, отношениями людей и их эстетическая оценка. Когда дети маленькие, то для характеристики поступков взрослые часто используют понятия “красивый” и “некрасивый”, а не ”хороший” или “плохой”. Задача педагога показать детям красоту человеческих поступков и отношений.
Особое место в содержании художественной деятельности занимает чтение художественной литературы. В школе дети сами начинают читать, и роль педагога в приобщении детей к чтению исключительно велика. Именно педагог заботится о том, чтобы чтение приносило детям радость и сохраняло у них приобретённую любовь к книге.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важное значение в развитии личности, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.[1. c 190]
Все эти направления могут быть реализованы при соблюдении определённых методических условий( Бесова М. А):
Глава 2 Диагностика художественно-эстетической деятельности младших школьников
2.1 Исследование уровня художественно-эстетической деятельности на констатирующем этапе
Исследовательская работа проводилась по нескольким направлениям: выявление уровня знаний по данной теме, изучение практически-действенного уровня.
Первое исследование проводилось одновременно со всеми учениками. Учащимся была раздана небольшая анкета по выявлению у них чувства к прекрасному.
За каждый ответ “а” 10 баллов, “б” 5 баллов, “в” 0 баллов.
Следующая методика называется "Дорисовывание фигур"
Детям был предложен набор из 15-ти карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.
Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.
Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.
Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Данная методика позволила выявить уровень творческой активности по следующим критериям:
Завершили методикой ”Великий мастер”, который позволяет изучить уровень сформированности способности сопереживанию автору произведения. Ребятам было предложено рассмотреть репродукцию картин. После чего им были заданы соответствующие вопросы.
За активное участие детей в обсуждении произведений 10 баллов, не совсем активное 5 баллов и отсутствие активности 0 баллов.
Все задания имели своё количество баллов.
Результаты проведения всех 3-х методик исследования представим в виде таблице 1:
Таблица 1 Результаты исследования
Ф.И |
1 методика |
2 методика |
3 методика |
Сумма баллов |
Уровень художественно-эстетической активности |
Зайцев Илья |
50 |
7 |
5 |
62 |
Средний |
Моисеева Настя |
45 |
5 |
10 |
60 |
Средний |
Зайцев Никита |
10 |
5 |
5 |
20 |
Низкий |
Лоточко Алина |
60 |
4 |
10 |
74 |
Высокий |
Крухтанова Саша |
15 |
5 |
0 |
20 |
Низкий |
Шпак Вероника |
65 |
3 |
10 |
78 |
Высокий |
Хрущева Настя |
50 |
3 |
5 |
58 |
Средний |
Данищук Олег |
35 |
1 |
5 |
41 |
Средний |
Шталиков Саша |
45 |
6 |
0 |
51 |
Средний |
Солтан Максим |
50 |
1 |
5 |
56 |
Средний |
Прокопович Лиза |
5 |
1 |
0 |
6 |
Низкий |
Краснобаев Егор |
70 |
4 |
10 |
84 |
Высокий |
Лисов Антон |
70 |
3 |
10 |
83 |
Высокий |
Щегилева Марина |
60 |
1 |
5 |
66 |
Средний |
Гоборов Максим |
45 |
5 |
5 |
55 |
Средний |
Количество набранных баллов от 70-90 свидетельствует о весьма высоком уровене развития художественно-эстетического сознания учащихся. 40- 69 говорит о том, что уровень развития художественно-эстетического сознания учащихся не очень высок, ноу них есть хороший потенциал для дальнейшего развития. Количество баллов меньше 40 является тревожным признаком и говорит о том, что необходимо уделять больше внимания художественно-эстетическому воспитанию учащихся.
Анализ работ показал, что в исследуемой группе преобладает средний уровень художественно-эстетической активности.
Представим полученные данные на рисунке 1:
Рисунок 1 Уровень развития художественно-эстетической деятельности
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо разработать программу, направленую на повышение уровня художественно-эстетической деятельности младшего школьного возраста.
Для распределения учеников по уровням художественно-эстетической активности была взята за основу таблица критериев Ю. С. Любимовой. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что большенство детей обладают средним уровнем художественно- эстетической воспитанности.
Таблица 2 Характеристика уровней Художественно-эстетической воспитанности младших школьников
Показатели сформированности компонентов художественно-эстетической воспитанности |
|||
Уровни |
Когнитивный |
Эмоционально- побудительный |
Деятельностный |
Низкий |
Поверхностное представление о роли и функциях искусства, неумение эстетически оценивать произведения |
Равнодушное отношение к произведениям искусства, отсутствие стремления к новым знаниям об изделиях |
Отсутствие фантазии, не владеет средствами художественной выразительности декоративно-прикладного искусства и т.д |
Средний |
Наличие достаточных знаний об искусстве, несколько ограниченное понимание специфики выразительных средств |
Выражение эмоций радости при первичном восприятии, способность задавать вопросы, но неустойчивость интереса |
Обладает частичным умением использовать выразительные средства искусства, наблюдается частичное нарушение симметрии в произведениях |
Высокий |
Наличие полных знаний о роли народного искусства , умеет обосновать свое эстетическое отношение к произведению с применением художественных терминов |
Проявление эмоциональной отзывчивости, выражение чувств при восприятии прекрасного. Интерес к произведениям народного творчества. Активно занимается творчеством |
Работы отличаются образной выразительностью и наличием сюжета. Умение применять художественные приемы |
2.2 Программа развития художественно-эстетической деятельности младших школьников
В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребёнка, психического становления посредством художественного освоения и преобразование действительности средствами искусства: музыкой, театром, изобразительным искусством и прикладным творчеством.
Изобразительное искусство оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы ребёнка. Занятия рисованием содействуют развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умение сравнивать, обобщать.
Цель программы: создание условий для развития художественно-эстетических чувств у детей с нарушением интеллекта средствами искусства.
Задачи программы:
Таблица 3 Организация художественно-эстетической деятельности
Основные направления в содержании ХД |
Воспитательные возможности каждого направления (назначения, функции) |
Практические занятия каким-либо видом искусства |
Развивают творческие способности в разных видах и жанрах искусства Обогащают творческий опыт детей Приобщают к художественному творчеству |
Общение с произведениями искусства |
Способствуют наглядно воспроизводить какой-либо образ объекта на основе его писания Приобщают к личному диалогу с произведением Развивают творческие способности через восприятие чувств и вкуса |
Созерцание красоты природы |
Вовлекают в художественно-творческую деятельность и приобщают к эстетической культуре Формируют духовные качества, высокие эстетические чувства |
Эстетическая оценка человеческих отношений |
Воспитывают чувство красоты природы, окружающих людей Формируют эстетическое сознание |
Чтение художественной литературы |
Создают эстетическую развивающую среду Вызывают радость у детей Развивают активность, самостоятельность и творчество у детей |
Изучение изобразительного искусства направлено на решение следующих задач:
В соответствии с данной программой были проведены методики, в которых все дети принимали активное участие. Ещё во время подготовки и проведения методик ребята проявили себя с лучшей стороны.
2.3. Результаты заключительного этапа по исследованию художественно-эстетической деятельности
После завершения формирующего этапа исследования, который предполагал повысить уровень художественно-эстетического воспитания, был организован и осуществлён контрольный этап исследования, цель которого выявление уровня сформированности художественно эстетических качеств. Была сделана повторная оценка уровня развитости художественно-эстетической направленности детей. В работе были использованы методики, с помощью которых удалось выявить уровень их художественно-эстетического развития.
На данном этапе были проведены следующие методики: “Попробуй свои силы”, “Я даю интервью”, “Объяснение действия”.
Методика “Попробуй свои силы ” проводилась следующим образом: учитель предлагает ребёнку “сыграть роль”, не подсказывая при этом ему возможные действия героя, интонацию. При отсутствии творческой реакции со стороны ребёнка, мы применяем приём “от противного” исполняет роль “весело” вместо “грустно”, “быстро” вместо “медленно”. Ребёнку необходимо выразить аргументированный протест и отобразить сценический образ соответственно содержанию. Если ребёнок не откликнулся и после такого вызова активности учителем, то ему предлагается образцовый вариант исполнения.
Следующая методика “Я даю интервью”. Смысл её заключается в том, что непосредственно после восприятия произведения (изобразительного, музыкального, литературного или театрального) с учащимися проводится интервью по вопросам: что тебе удалось увидеть (услышать)? Что тебе понравилось (не понравилось)в произведении? Почему?
Завершающая методика “Объяснение действия”. Смысл её заключается в том, что ведущий показывал какое-то действие, а ребята давали этому действию объяснение. Например, ведущий обхватывал себя руками, а ребята объясняли, что значит это действие ему холодно, он так чешет лопатки, разминает руки и т.д. Во время проведения диагностики были заметны явные изменения в активности детей, стремление попробовать себя в какой-либо деятельности.
Количество баллов за активное участие детей в проведённых методиках 10 баллов, за менее активное 5 баллов, отсутствие интереса 1 балл.
В ходе исследования были получены результаты, представленные в таблице:
Ф.И |
1 методика |
2 методика |
3 методика |
Сумма баллов |
Уровень художественно-эстетической активности |
Зайцев Илья |
3 |
5 |
5 |
13 |
Высокий |
Моисеева Настя |
5 |
3 |
5 |
13 |
Высокий |
Зайцев Никита |
3 |
5 |
5 |
13 |
Высокий |
Лоточко Алина |
5 |
5 |
5 |
15 |
Высокий |
Крухтанова Саша |
1 |
3 |
3 |
7 |
Средний |
Шпак Вероника |
5 |
3 |
5 |
13 |
Высокий |
Хрущева Настя |
3 |
1 |
3 |
7 |
Средний |
Данищук Олег |
5 |
5 |
5 |
15 |
Высокий |
Шталиков Саша |
5 |
5 |
5 |
15 |
Высокий |
Солтан Максим |
1 |
3 |
5 |
9 |
Средний |
Прокопович Лиза |
3 |
3 |
5 |
11 |
Высокий |
Краснобаев Егор |
1 |
3 |
3 |
7 |
Средний |
Лисов Антон |
3 |
5 |
5 |
13 |
Высокий |
Щегилева Марина |
5 |
3 |
5 |
13 |
Высокий |
Гоборов Максим |
3 |
1 |
3 |
7 |
Средний |
Исходя из результатов в таблице, можно сказать, что мы достигли поставленной цели. Низкого уровня художественно-эстетической воспитанности не было выявлено. Средний уровень наблюдался у исследуемых. Высокий уровень проявляется у исследуемых школьников.
Далее на рисунке 2 представим результаты:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предложенная программа художественно-эстетической воспитанности оказалась эффективной.
Заключение
Вопросы художественно-эстетического воспитания привлекали внимание многих ученых. На наш взгляд художественно-эстетическое воспитание будет более результативным, если оно будет основываться на приобщении учащихся к народному декоративно-прикладному искусству (далее ДПИ), ибо, во-первых, природа народного творчества и детского имеет много общего, поэтому оно более доступно для детского понимания; во-вторых, народное ДПИ наиболее открыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эстетические ценности, таящиеся в душе народа; в-третьих, общение с произведениями народного ДПИ, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца, но и способствует формированию развитого, образованного, обогащенного духовно человека; в-четвертых, обращение к народному ДПИ придает учебно-воспитательному процессу школы «больше полноты, законченности, способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей» (Д.Д. Рондели).
Была разработана методика, позволяющая определить уровень развития художественно-эстетического сознания учащихся.
Было проведено исследования уровня художественно-эстетической деятельности учащихся 4-го класса. В ходе исследования, было установлено, что высокий уровень художественной деятельности встречался редко. В основном у детей художественная деятельность сформирована на среднем уровне, это означает, что класс находиться на достаточно хорошем уровне сформированности художественно-эстетической воспитанности.
На основании изученных материалов были даны рекомендации, позволяющие увеличить эффективность художественно-эстетического воспитания школьников.
Использование ценностей народного ДПИ в воспитании подрастающего поколения диктуется следующими соображениями: 1) социальными (народное ДПИ - это удобное и эффективное средство для развития культуры личности, воспитания благородных чувств, любви к труду); 2) психологическими (народное ДПИ, в силу его близости детскому художественному творчеству, восприятию ребенка действенное средство гармонического развития всех душевных сил, воображения, фантазии, творческих способностей молодежи); 3) эстетическими (общение с его произведениями способствует воспитанию стремления к добру, правде, красоте, что играет немаловажную роль при развитии чувства прекрасного, формировании эстетического вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту природы и окружающей действительности); 4) экологическими (народное ДПИ, являясь поэтическим отображением красоты Земли, способно воспитать чувство любви к природе родного края и бережного к ней отношения); 5) патриотическими (общение с произведениями народного ДПИ способствует приобщению молодежи к культурно-историческому наследию своего народа, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, воспитанию национального самосознания подрастающего поколения).
Следует отметить, что художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами народного ДПИ, на наш взгляд, необходимо строить на следующих основных принципах: 1) опора на ведущие положения современной педагогики и психологии; 2) выявление главных черт и особенностей народного ДПИ; 3) учет возрастных особенностей и возможностей учащихся при отборе материала по народному ДПИ; 4) индивидуальная работа с ребенком в процессе коллективных художественно-практических занятий; 5) сочетание теоретической и практической форм приобщения учащихся к народному ДПИ.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важное значение в развитии личности, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.
Список используемых источников
1. Бесова, М. А. Воспитательная работа в начальной школе: теория, методика, технология / М. А. Бесова. 3-е изд. Мозырь: Белый Ветер, - 2007. 190 с.
2. Методика воспитательной работы: учебно-методические материалы / М. А .Бесова, Т. П. Чикиндина. Могилёв. 2012. 108 с.
3. Воспитание. Первый класс: пособие для педагогов / М. П. Осипова, С. И. Козлович, Е. Д. Король [ и др.]; под ред. М. П. Осиповой. Минск : Экоперспектива, 2001.- 431 с.
4. Щуркова, Н. Е. Воспитание детей в школе / Н. Е. Щуркова. М.: Новая школа, 1998. 208 с.
5. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических коллеждей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
6. Щуркова, Н. Е. Собрание пестрых дел: методический материал для работы с детьми / Н. Е. Щуркова. 2-е изд. М.: Начальная школа, 1994. 96 с.
7. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы / Н. И. Дереклеева. М.: ВАКО, 2004. 240 с.
8. Бесова, М. А. Теория, методика, технология воспитания и обучения младших школьников / М. А. Бесова, Т. А. Старовойтова. Минск: Жасскон, 2005. 140 с.
9. Мир детства: младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Просвещение, 1988. 88 с.
10. Буров А.И.. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание. М.: Педагогика, 1987. 234с.
11. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. перераб. и дополн. М.: Высш. школа, 1990. 576 с.
Интернет источники
http://www.bestreferat.ru/referat-217394.html