Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ГАЗИЗОВ В.А., ФИЛИППОВ А.Г. Видеозапись и ее использование при раскрытии и расследовании преступлений. Учебное пособие. М. : Издательство "Щит-М", 1998. - 136 с.
В настоящем пособии рассматриваются особенности применения видеозаписи при раскрытии и расследовании преступлении. Показаны специальные тактические и технические приемы видеозаписи при проведении следственных действий. Кроме того, в пособии приведены справочные материалы, которые помогут сотрудникам правоохранительных органов, применяющим видеозапись. найти ответы на некоторые возникающие у них вопросы.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда преступность приобрела небывалый ранее размах и стала серьезной угрозой стабильности в обществе, особое значение приобретают вопросы, связанные с применением технико-криминалистических средств в борьбе с преступностью.
Совершенно очевидно, что правоохранительные органы сейчас не могут эффективно работать без использования достижений научно-технического прогресса.
Одно из достижений науки и техники видеозапись, которая применяется сейчас во многих областях деятельности как средство фиксации тех или иных процессов и способ объективного контроля хода и результатов действий'.
Диапазон применения видеозаписи чрезвычайно широк от бытовых телевизионных систем до контроля за результатами авиационных бомбометаний и действиями спецподразделений при проведении боевых операций. В деятельности правоохранительных органов видеозапись практически вытеснила ранее применявшуюся в оперативно-розыскной и следственной работе киносъемку.
Под применением видеозаписи в правоохранительной деятельности понимается не только запись изображения и звука, но и воспроизведение (просмотр) этих материалов при дознании, на предварительном следствии, в судебном заседании.
Применение видеозаписи ^позволяет, в частности, достичь большей полноты, всесторонности и объективности при расследовании преступлений. Важным достоинством видеозаписи является то, что с ее помощью возможна фиксация как звуковой, так и зрительной информации, а также эмоционального состояния запечатленных лиц. Просмотр видеозаписи значительно облегчает восприятие соответствующей информации, создает эффект присутствия при реальном, имевшем место событии.
Применение видеозаписи при раскрытии и расследовании преступлений до настоящего времени уголовно-процессуальным законом не урегулировано. Она применяется по аналогии со звукозаписью, фото- и киносъемкой и другими техническими средствами. Согласно установившейся практике, материалы при-
' Здесь и в дальнейшем изложении, если не оговорено иное, термином «видеозапись» обозначается видеозвукозапись.
3
менения видеозаписи (видеофонограммы) являются либо приложением к протоколу следственного действия, либо отдельным документом.
Видеофонограммы могут быть вещественными доказательствами (например, случайная видеозапись совершенного преступления или его обстоятельств, сделанная кем-либо, видеозапись действий преступника, сделанная охранными системами, видеозапись вымогателя, сделанная жертвой и т.п.).
Видеофонограммы, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий при раскрытии преступлений, также могут быть использованы как доказательства, если они получены в установленном законом порядке.
К видеофонограммам, имеющим значение документов (ст. 88 У ПК РСФСР), относятся материалы, которые представляют интерес для следствия лишь по своему содержанию, независимо от того, как, в какой форме, при каких условиях была произведена видеозапись (видеозапись собрания, лекции, интервью и т.п.).
В судебной экспертизе видеозапись применяется, хотя и очень редко, для фиксации динамических процессов в ходе исследования.
При необходимости видеозапись может быть воспроизведена в судебном заседании. Естественно, представленные суду видеоматериалы должны быть безупречными как в уголовно-процессуальном, так и в техническом отношениях, иначе результаты следственного действия будут признаны не имеющими доказательственного значения. Следователь и специалист, осуществляющий видеозапись, должны постоянно помнить об этом, хорошо владеть видеотехникой, тщательно готовиться к её применению в ходе предстоящего следственного действия.
В настоящем пособии будут рассмотрены особенности применения видеозаписи при раскрытии и расследовании преступлений. В частности, в нем показаны специальные тактические и технические приемы видеозаписи при проведении следственных действий. Кроме того, в пособии приведены справочные материалы, которые помогут сотрудникам органов внутренних дел, применяющим видеозапись, найти ответы на некоторые возникающие у них вопросы
В пособии не рассматриваются вопросы, связанные с применением видеозаписи в ходе негласных оперативно-розыскных мероприятий; эти вопросы освещены в специальной литературе.
1. ТЕХНИКА ВИДЕОЗАПИСИ
1.1. Краткие сведения об основах видеозаписи
Запись изображения на магнитной ленте по своей сути имеет сходство с записью звука. В основу магнитной видеозаписи положены те же принципы намагничивания носителя и воспроизведения сигнала, что и в звукозаписи. Оптическое изображение преобразуется в электрические сигналы, которые записываются на магнитную ленту. Видеосигналы записываются в виде изменений намагниченности ленты в каждом элементе (точке) изображения. В телевизионной камере изображение снимаемого объекта с помощью объектива проецируется на определенную фоточувствительную плоскость внутри камеры, где происходит преобразование оптического изображения в той или иной последовательности в электрические сигналы с помощью электронного луча, перемещающегося по всему экрану. При воспроизведении сигналы преобразуются в электрические колебания, которые передаются на электроды электронной пушки приемной телевизионной трубки. В результате возникает изображение, состоящее из светящихся точек различной яркости. Длительность свечения каждой точки составляет 0,010,02 сек., но так как световая инерция нашего глаза составляет примерно 0,1 сек., человеку кажется, что экран излучает свет непрерывно.
В соответствии с принятым в нашей стране телевизионным стандартом, электронный луч прочерчивает в пределах одного кадра 625 строк. В телевидении частота передачи составляет 25 кадров в секунду. При разложении кадра на меньшее число строк уменьшается четкость изображения, что не позволяет различать на экране телевизионного приемника мелкие детали.
Существует много различных систем видеозаписи и видеоза-писывающей техники. Наибольшее распространение среди малогабаритных видеокамер в настоящее время получила система VHS, разработанная японской фирмой JVC. В видеокассетах VHS используется лента шириной 12,65 мм. Это бытовой стандарт с разрешающей способностью 240 линий.
Второе место по распространенности занимает система Video-8 (улучшенный вариант Hi8) фирмы «SONY» , в которой ис-
пользуется кассета с лентой шириной 8 мм. Это также стандарт для бытовой видеозаписи, но с большими, чем у VHS возможностями.
Позднее появились аппараты VHS-C, использующие VHS-совместимые компакт-кассеты. В середине 80-х годов система VHS была усовершенствована сначала появилась модификация с улучшенной характеристикой VHS-HQ, чуть позже была создана система S-VHS, которая позволяет получить изображение с разрешающей способностью 400 линий. В видеокассетах этой системы применена очень тонкая специальная магнитная лента, дающая возможность повысить плотность записи, улучшить другие характеристики. Для формата S-VHS предусмотрены два режима: SP (скорость движения ленты 3,3 см/с) и SLP (скорость движения ленты 1,1 см/с, и, соответственно, время записи в три раза больше).
Существуют три основные системы' кодирования цвета (т.н. «системы телевещания» ): NTSC, PAL, SECAM, и в рамках каждой есть несколько модификаций. Всего в мире используется 18 вариантов систем телевещания. Российское телевидение осуществляет свои передачи в системе SECAM, но в быту получила широкое распространение система PAL.
Уже появилась и широко используется цифровая видеозапись; разработаны ее основные технические характеристики (Д1 и Д2). Разрабатывается телевидение высокой четкости (ТВЧ), где в кадре должно быть 1250 строк вместо современного телевизионного стандарта 625 строк.
В основном на сегодняшний день ОВД оснащены бытовой ви-деозаписывающей аппаратурой импортного производства. Нашей отечественной аппаратуры практически нет. Было несколько разных образцов, например, видеомагнитофоны «Электроника-501видео», «Спектр-203», «Орбита-501», «Сатурн-505», профессиональные видеомагнитофоны типа «Кадр», но они не выдержали конкуренции с импортной техникой по качеству записи, портативности и надежности.
Применяемая в ОВД для видеосъемки аппаратура бытового назначения различна от наиболее распространенных видеокамер стандарта VHS типа М7, М9 фирмы Panasonic с количеством строк 240 до малогабаритных видеокамер стандартов S-VHS-С и
Hi8, обладающих большей разрешающей способностью (см. приложения №№ 1,2).
Начинают применяться камеры и с цифровой видеозаписью. Иногда используются также современные ПК, оснащенные платами видеоввода и видеовывода, дающие возможность подключить видеозаписывающую или видеовоспроизводящую аппаратуру и на экране ПК «заморозить» любой кадр с видеофонограммы, обработать его соответствующим образом увеличить или уменьшить контрастность изображения, отметить стрелками, кругами, овалами наиболее важные детали изображения, например, обнаруженные и зафиксированные на видеофонограмме вещественные доказательства или действия фиксируемых лиц, дать пояснительные надписи и с помощью печатающего устройства (принтера) получить копию кадра на бумаге.
Современные лазерные печатающие устройства позволяют получать изображение с разрешением 1200 точек на дюйм в режиме черно-белой печати и более 600 точек на дюйм в режиме цветной печати, что сопоставимо по качеству с фотографией. Это позволяет оперативно изготавливать с видеофонограмм фототаблицы и иметь в уголовном деле отдельных кадров видеозаписи (см. приложение № 3).
При использовании блока записи изображения типа « Архиватор» можно получить на гибких магнитных дисках (ГМД) копии нужных кадров с видеофонограммы в полевых условиях во время проведения следственного действия, в ходе которого применялась видеозапись. При наличии передвижной криминалистической лаборатории, оснащенной портативным переносным ПК, печатающим устройством, модемной связью, возможно получить изображения, сгруппировать их, оформить фототаблицу приложение к протоколу следственного действия и, передать по каналам связи в соответствующие подразделения ОВД.
Сотрудники органов внутренних дел, применяющие видеозапись при раскрытии и расследовании преступлений, должны иметь представление о современной видеотехнике, принадлежностях, принципах устройства видеоаппаратуры, особенностях ее эксплуатации, а также знать основные методы и приемы видеосъемки, применяемые при раскрытии и расследовании преступлений.
' См.: Ершов К. Г., Дементьев С. Б. Видеооборудование: Справочное пособие. СПб, 1993.
1.2. Устройство, технические ц эксплуатационные характеристики и функциональные возможности видеокамер и видеокассет
Современные видеокамеры совмещают в себе телевизионную камеру и видеомагнитофон.
Телекамеры по своему назначению бывают профессиональные, полупрофессиональные и бытовые. Различия телекамер заключаются в их разрешающей способности (четкости получаемого изображения), функциональных возможностях, степени автоматизации. весе, потребляемой электроэнергии и др.
Телекамеры могут состоять из одного или нескольких блоков или модулей в зависимости от назначения (например, блок камерной головки с видоискателем, блок настройки, контроля, электропитания, блок с видеомагнитофоном и т.п.).
Для преобразования светового сигнала в электрический (свет-сигнал) в телекамерах используют электронно-лучевые трубки (ЭЛТ) разных типов или полупроводниковые преобразователи матрицы (ПЗС приборы с зарядной связью).
В настоящее время выпускаются в основном телекамеры на матрицах ПЗС, которые имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с камерами на ЭЛТ (высокая точность совмещения растров по всему полю изображения, малые геометрические искажения и т.п.).
В современных камерах применяется большое количество различных усовершенствований для улучшения качества изображения и удобства в работе. Это в первую очередь автоматические: центрирование растра; установка баланса белого (несколько видов); установка баланса черного; управление освещенностью; - управление диафрагмой; установка резкости и др.
Телекамеру и записывающий видеомагнитофон, конструктивно составляющие единое неразъемное целое, называют «камкордер» («кам» камера, «кордер» часть слова «рекодер», т.е. «записыватель», «магнитофон»).
К оптической части видеокамер предъявляются те же основные требования, что и к фото- и кинокамерам:
большой диапазон изменения фокусного расстояния для объективов с переменным фокусным расстоянием (ОПФ, варио-объектив, Zoom); высокая светосила объектива; высокая разрешающая способность.
Высокая светосила объектива видеокамер и высокая чувствительность преобразователя «свет-сигнал», особенно на ПЗС, дает возможность проводить видеозапись в условиях очень низкой освещенности объекта съемки порядка нескольких (17) люкс I. Разрешающая способность лучших видеокамер достигает 700 Твл (телевизионных линий) и более. В видеокамерах на матрицах ПЗС Твл измеряется в пикселях («pixels»); для бытового стандарта максимальное количество элементов считается 495.000 пикселей.
Некоторые камеры оснащаются системой «электронный затвор», дающей возможность изменения «выдержки». Установка коротких выдержек (1/1000 1/2000) позволяет улучшить качество изображения быстродвижущихся объектов за счет уменьшения «смаза», зафиксировать события, протекающие очень быстро (например, взрыв).
Системы стабилизации изображения позволяют улучшить качество изображения при съемке движущейся видеокамерой.
Значительно расширяют возможности видеокамер используемые в них системы электронного монтажа, синтеза кадров, дополнительного озвучивания, диагностики неисправностей.
Основные функциональные возможности видеокамеры указываются на самой видеокамере в виде пиктограмм (см. приложение № 4) и в прилагаемой к видеокамере инструкции по эксплуатации.
Поскольку отечественные видеокамеры в работе органов внутренних дел практически не используются, а инструкции к видеокамерам иностранного производства содержат много специфических терминов, затрудняющих быстрое ориентирование в функциональных возможностях видеокамер, ниже дается расшифровка терминов, характеризующих видеокамеры и их функциональные возможности^.
' Люкс единица измерения освещенности. 1 люкс освещенность 1 м^ световым потоком в 1 люмен. Световой поток обычной стеариновой свечи приблизительно равен 10-ти люменам.
^ При подготовке этого раздела использованы материалы из брошюры А.Максимова «Видеосъемка» (Рига, 1991).
CCD Image Sensor «CCD-сенсор образа» полупроводниковый формирователь сигнала изображения на приборах с зарядовой связью. Служит для преобразования оптического изображения в соответствующий электрический сигнал. Благодаря преобразователю «свет-сигнал» типа CCD достигается повышенная четкость даже при съемке в условиях минимальной освещенности и обеспечивается стабильность изображения при съемке быстро изменяющихся планов, сцен. Видеокамерой, оснащенной преобразователем CCD, можно снимать сразу же после ее включения, не ожидая, пока прибор нагреется, что характерно для камер с ламповыми преобразователями. Основной характеристикой полупроводникового преобразователя «свет-сигнал» является количество элементов изображения в матрице CCD (обычно измеряется в «pixels»). Как отмечалось выше, на сегодняшний день максимальным количеством элементов изображения в матрице прибора с зарядовой связью (для бытовых видеокамер) считается 495.000 пикселей.
White Balance «баланс белого» один из самых существенных элементов, влияющих на качество цветного изображения. Установка баланса белого имеет своей целью передачу натуральных цветовых оттенков такими, какими их воспринимает человек в зависимости от погоды, времени суток, других условий, даже при сохраняющейся одинаковой освещенности.
Установка баланса белого может осуществляться как вручную, так и автоматически. В режиме ручной установки (Manual White Balance) положение переключателя White Balance выбирается в зависимости от условий съемки: Indoor (при искусственном освещении) либо Outdoor (при естественном солнечном освещении).
В режиме Auto White Balance баланс белого устанавливается автоматически, в соответствии с изменениями условий съемки. В некоторых новых образцах видеокамер возможна только автоматическая установка баланса белого (ATW либо ACT).
Сенсор температуры цвета, встроенный в переднюю часть видеокамеры, в автоматическом режиме непрерывно определяет изменения, происходящие с источником света, а также температуру цвета. Интенсивность светового потока определяется на основе измерения угла падения световых лучей. При помощи специального устройства (RGB сенсора) немедленно вносятся корректировки в установку баланса белого.
Усовершенствованные системы регулировки баланса белого ATW и ACT позволяют успешно вести съемку даже при флюорес-
IQ
центном освещении. Они также дают возможность сохранять натуральные цвета при съемке с хорошо освещенного места объектов, находящихся в тени.
Auto Focus (AF) автоматическая регулировка резкости изображения очень удобная при съемке, в особенности для начинающих. В видеокамерах используются несколько типов AF. Наиболее распространенные из них: инфракрасные, ультразвуковые, с преобразователями CCD. Два из них (инфракрасные и CCD) действуют непосредственно через объектив (в их обозначениях нередко можно встретить аббревиатуру TTL или TCL).
Каждый из названных типов AF имеет свои положительные и отрицательные стороны. Так, например, инфракрасный AF, равно как и ультразвуковой, позволяет регулировать резкость независимо от интенсивности освещения объекта, практически даже в темноте, в то время как AF с преобразователем CCD ,при очень слабом освещении не работает.
В новых моделях видеокамер нередко можно встретить обозначение Piezo AF (пьезо-автофокус). В этом типе AF используются пьезо-элементы совместно с микрокомпьютером для определения оптимальной фокусировки непосредственно внутри самой камеры, что дает возможность регулировать резкость автоматически (например, при съемке через стекло или под водой).
Auto Focus Zone Setting автоматическая установка фокусного расстояния. Это устройство позволяет устанавливать различные зоны фокусировки объектива. При этом для ориентировки снимающего периметр выбранной зоны фокусировки появляется на дисплее электронного видоискателя EVF.
Automatic Iris Control (AIC) устройство автоматической регулировки диафрагмы. При помощи AIC автоматически регулируется сила светового потока, проходящего через объектив видеокамеры. AIC также обеспечивает полное закрытие объектива, например, при отключении камеры или при переводе ее в режим готовности к работе (Stand-by Mode) в целях предохранения преобразователя изображения CCD от случайного попадания на него чрезмерно сильного света.
Устройства автоматической регулировки диафрагмы, установленные в видеокамерах более ранних образцов, не реагируют на яркие объекты, расположенные в верхней части кадра. Кроме того, рекомендуется пользоваться ручной установкой диафрагмы (Manual Iris Control) при съемке объектов, освещенных намного сильнее остальных окружающих их объектов, например, при съем-
ке темного горного ущелья, верхняя часть которого сильно освещена солнцем.
Некоторые устройства А1С несколько инертны, поэтому рекомендуется также пользоваться ручной регулировкой при съемке, к примеру, панорамы улицы со светлыми и темными домами. К ручной регулировке необходимо также прибегать при съемке объектов, имеющих сильное тыльное (фоновое) освещение, во избежание темных пятен.
Усовершенствованные устройства А1С способны почти мгновенно реагировать на резкую смену условий освещенности, изменяя соответственно экспозицию.
Power (Auto) Zoom Lens объектив с автоматически изменяющимся фокусным расстоянием. Объективы типа Zoom (вариообъективы) обеспечивают ровное, плавное приближение или удаление объекта съемки, сохраняя при этом резкость изображения. Вариообъективы, установленные на современных видеокамерах, обеспечивают 3-х, 4-х, 10-ти и даже 60-ти кратное увеличение (уменьшение) объекта с различной скоростью приближения (удаления). Объективы типа Zoom, оснащенные макрофункцией (Macro Function), делают возможной съемку объектов с расстояния 10 мм.
High Speed Shutter высокоскоростной затвор. При помощи высокоскоростного затвора можно избавиться от «смазывания» изображения, характерного для съемки быстродвижущихся объектов. Кадры, снятые с использованием высокоскоростного затвора, можно впоследствии просматривать в замедленном режиме или в режиме «стол-кадра» без помех, с четким изображением деталей. Скорость затвора может изменяться в зависимости от скорости движения объекта и условий освещенности (существуют 2-х, 3-х, 4-х ступенчатые высокоскоростные затворы с диапазоном скоростей от 1/50 сек. до 1/10.000 сек.). Это устройство очень удобно для съемки динамичных сюжетов (например, следственного эксперимента по делам о дорожно-транспортном происшествии) с целью их последующего анализа и изучения в замедленном режиме воспроизведения или в режиме последовательного перемещения «стоп-кадров».
Fade-in / Fade-out / Fade(AV) Function появление (угасание) изображения. Это устройство обеспечивает путем простого нажатия клавиши (кнопки) плавное введение (появление) или выведение (угасание) изображения. Устройство Fade (AV) позволяет вводить и выводить изображение и звук одновременно. Этими при-
12
способлениями целесообразно пользоваться при переходе от одной сцены к другой. Кроме того, они значительно упрощают последующий монтаж. В следственной и оперативной работе не используются.
Stand-by Function устройство, которое позволяет вводить специальный режим готовности к работе, временно отключающий камеру от источников питания, сохраняя при этом готовность камеры к немедленному началу записи. Stand-by Function значительно продлевает живучесть батарей.
Camera Search приспособление для визуального поиска нужной сцены, позволяющее в короткое время просмотреть заснятую сцену, не выводя при этом камеру из режима записи.
Index Search Function устройство для поиска нужной сцены по индексу на магнитной ленте кассеты; обеспечивает автоматическую запись во время съемки специального сигнального индекса в начале каждой записываемой сцены. В некоторых моделях видеокамер возможна вставка дополнительных сигнальных индексов вручную.
В последующем записанные индексы позволяют быстро в автоматическом режиме найти начало программы, а также отдельные сцены, отмеченные при просмотре записи на магнитофоне, оснащенном системой VISS.
Rec Review Function обеспечивает автоматический просмотр конца записи в целях контроля и ориентировки снимающего. Если видеокамера находится в режиме паузы, то при нажатии клавиши Rec Rev произойдет автоматическая перемотка пленки назад на некоторое расстояние с последующим воспроизведением на дисплее последних нескольких секунд записи, после чего камера вновь вернется в режим паузы.
Self-rimer Recording приспособление, которое позволяет снимающему непосредственно участвовать в снимаемом сюжете. После нажатия соответствующей клавиши и клавиши Start запись начнется не сразу, а спустя 10 секунд. Съемка может продолжаться до конца пленки без участия снимающего. В этом случае рекомендуется устанавливать камеру на штатив.
Interval Recording / Intermittent Recording устройство Interval Recording (запись с интервалами) позволяет производить запись короткими отрезками продолжительностью 12 секунды с автоматическими паузами от 5 секунд до 1 минуты. Приспособление Intermittent Recording (перемежающаяся запись) позволяет удлинить протяженность пауз до нескольких часов. Оба эти устройства
13
очень удобны для съемки длительных процессов (например, распускающийся бутон цветка или растущие грибы) и придают видеофильму особый эффект.
Audio Dubbing приспособление для дублирования звука, позволяющее при помощи встроенного или внешнего микрофона, сохраняя первоначально записанный Hi-Fi стереозвук, наложить новую звуковую монодорожку.
В последующем, по своему выбору, можно прослушивать либо ранее записанный Hi-Fi стереозвук (положение переключателя Audio Select Snitch «Hits»), либо вновь записанный звук (положение «Normal»), либо обе звуковые дорожки одновременно (положение «Mix»). При помощи этого приспособления можно добавить к фильму музыку, комментарий и другие звуковые эффекты.
В некоторых камерах при звуковом дублировании ранее записанный звук полностью стирается. Как правило, такие модели оснащаются дополнительной функцией BGM Recording, позволяющей при помощи специального внекомплектного кабеля добавлять музыку и комментарии, не стирая при этом ранее записанный аудиоматериал.
Sound-on-sound Function устройство «звук на звук», позволяющее осуществлять непосредственное смешивание нормального, вновь записанного звука с первоначально записанным стереозвуком. Образующаяся при этом расширенная звуковая дорожка магнитной ленты обеспечивает стереоэффект уже совмещенного звука.
Video Insert Editing приспособление, обеспечивающее возможность видеомонтажа в режиме «вставки» непосредственно в камере. С его помощью можно вставлять в отснятый видеофильм новые сцены без характерных промежутков и помех в местах начала и окончания вставки (сохраняя импульсы синхронизации).
High-Bright Automatic Gain Control (AGC) устройство AGC способствует повышению контрастности изображения в условиях, когда производится съемка сцен, имеющих два основных уровня освещенности (например, если необходимо в яркий солнечный день заснять объект, находящийся в тени под деревом с густой кроной).
Digital Superimpose цифровое суперналожение, которое позволяет вводить в «память» видеокамеры иллюстрации или текст непосредственно перед началом записи с целью последующего комбинирования этого материала с визуальным материалом, записываемым во время съемки.
14
Negative/Positive Picture Reversal устройство, позволяющее в любом месте записи преобразовать позитивное изображение в негативное в целях придания фильму специфических эффектов. В следственной и оперативной работе не применяется.
Built-in Auto Date/Time recording встроенный механизм, обеспечивающий автоматическую запись даты и времени съемки без помощи внекомплектного знакогенератора.
Character Generator Function знакогенератор, встроенный в камеру. Избавляет от необходимости подсоединять к видеокамере внекомплектный знакогенератор для записи точного времени и даты съемки, титров, специальных символов и надписей и т.п.
Rotary (Flying) Erase Head вращающаяся (плавающая) стирающая головка. Она обеспечивает ровный переход между последовательно записываемыми сценами, удаляя помехи, возникающие обычно на стыках во время редактирования (монтажа) в режиме «вставки» (Insert Editing), а также при перезаписи отдельных сцен.
Основные термины и аббревиатуры, наиболее часто употребляющиеся в инструкциях к видеоаппаратуре, даны в приложении (см. приложение № 5).
Как указывалось выше, полученное в видеокамере изображение записывается на магнитную ленту, которая находится в видеокассете. От качества видеокассеты в большой степени зависят качественные и эксплуатационные характеристики видеозаписи.
Магнитные ленты, используемые для видеозаписи, в принципе устроены так же, как и ленты для звукозаписи (см. приложение № 6).
Видеокассета с находящейся в ней магнитной лентой представляют собой единый конструктивный элемент, предназначенный для точного сочленения и совместной работы с видеокамерой. Конструкция кассет сложна, к ним предъявляются высокие требования по равномерности и точности движения магнитной ленты в видеокамере (см. приложение № 7).
Во всех кассетах внутри пластмассового корпуса размещаются катушки для сматывания и наматывания магнитной ленты, а также элементы передвижения ленты. Условные обозначения на видеокассетах различных форматов и типов см. в приложении № 8.
Видеокассеты формата S-VHS имеют такие же геометрические размеры, как и кассеты VHS, поэтому применяется метод автоматической идентификации видеокассет в видеокамерах и видеомагнитофонах (см. приложение №9), а в маркировке добавляется буква «S», например, SE-180 (см. приложение № 8).
15
Для воспроизведения видеофонограмм, записанных в видеокамерах на кассетах VHS-C или S-VHS-C, был разработан специальный адаптер, в который для воспроизведения вставляется кассета VHS-C или S-VHS-C (см. приложение № 10).
Для выбора видеокассеты, необходимой для решения той или иной задачи в ходе раскрытия или расследования преступлений, надо знать характеристики видеокассет и иметь сравнительные данные видеокассет различных фирм-изготовителей, полученные в одинаковых условиях. Лучшими являются кассеты, оцениваемые в 8 баллов (см. приложение № II).
При использовании видеокассет следует также знать условия их хранения. В соответствии с инструкциями по эксплуатации и хранения видеокассет, оптимальные условия окружающей среды следующие: - температура 1535° С; относительная влажность воздуха 4570%. Перед первым применением кассеты или после продолжительного хранения (более одного месяца) следует полностью перемотать магнитную ленту с левой катушки на правую и обратно.
Необходимо выдержать кассету при комнатной температуре в течение 24 часов, если она вносится в зимнее время с улицы в теплое помещение (для устранения конденсации влаги).
Во избежание повреждения и загрязнения магнитной ленты и механизма видеокамеры нельзя открывать боковую крышку кассеты, разбирать кассету, склеивать магнитную ленту.
На первых и последних сантиметрах видеофонограммы (примерно 9 сек. работы видеомагнитофона) производить видеозапись не рекомендуется.
Кассеты следует хранить в футляре, установленном вертикально на расстоянии не менее одного метра от нагревательных приборов. Необходимо предохранять кассеты от пыли, прямых солнечных лучей, сильных магнитных полей, создаваемых электроприборами, ударов, резких изменений температуры, влажности.
1.3. Дополнительные принадлежности и устройства, используемые при видеозаписи
В некоторых случаях при применении видеозаписи в раскрытии и расследовании преступлений могут понадобиться дополнительные принадлежности и устройства (см. приложение № 12),
16
которые значительно облегчают работу; иногда без таких принадлежностей и устройств обойтись невозможно.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ. Современные видеокамеры приспособлены к ведению съемки в условиях ограниченной освещенности, однако изображение при съемке в таких условиях нередко получается бесцветным и крупнозернистым. В качестве дополнительного источника света рекомендуется использовать фонарь, устанавливаемый непосредственно на крепление в верхней части корпуса видеокамеры. Если одновременно есть другие источники освещения, такой способ установки фонаря позволит избежать попадания на объект съемки теней, падающих от расположенных рядом предметов. Даже если других источников света нет, свет от фонаря поможет сделать цвета более яркими, а детали более отчетливыми. Питание фонаря осуществляется либо от блока батарей, либо от адаптера переменного тока.
Для регулировки цветовой температуры света могут понадобиться галогеновые лампы, голубой фильтр или оранжевая фольга.
Для увеличения продолжительности работы видеокамеры и фонаря от одной подзарядки рекомендуется использовать дополнительные блоки питания, которые могут крепиться, например, к поясному ремню.
ЛИНЗЫ. С целью расширения возможностей видеозаписи и улучшения ее качества применяются различные типы линз:
линзы типа Telefoto увеличивают диапазон линзы варио-объектива (Zoom);
- широкоугольные линзы широкого угла обзора (Wide-angle lens) значительно расширяют угол обзора, что особенно удобно, например, при съемке скопления людей в маленькой комнате;
макролинзы (Macro lens) используются для съемки с предельно близкого расстояния: большинство современных видеокамер оснащены встроенными макролинзами;
- линзы типа «рыбий глаз» (Fish-eye lens) расширяют панораму съемки до 180 градусов с небольшими искажениями по краям изображения;
линзы для создания спецэффектов (при фиксации следственных действий такие линзы не используются).
Необходимо учитывать, что при использовании линз в большинстве случаев можно пользоваться только ручной установкой фокуса объектива (Manual Fokus).
17
СВЕТОФИЛЬТРЫ. Особую группу принадлежностей составляют светофильтры. Самые распространенные из них нейтральные (neutral density), ограничивающие поток попадающего в объектив света. Эти фильтры используются для нейтрализации влияния на экспозицию света, отраженного от снега, песка и других блестящих поверхностей, а также для уменьшения глубины резкости.
Цветные светофильтры, используемые для видеосъемки, более чувствительны, чем фильтры, применяемые в обычной киносъемке. Это связано с повышенной чувствительностью преобразователя изображения к малейшим нарушениям баланса белого.
ШТАТИВЫ. Сравнительно малый вес современных видеокамер облегчает их переноску, но не всегда позволяет получить достаточно устойчивое изображение. Поэтому рекомендуется использовать треноги или штативы, которые можно подсоединять к камере на время съемки.
При выборе штатива особое внимание надо обращать на его головку, к которой крепится видеокамера. Рекомендуется использовать штатив (треногу) со смазывающейся головкой, обеспечивающей плавность поворота камеры при съемке панорам. Желательно, чтобы на концах ножек треноги имелись резиновые насадки. Для удобства транспортировки на практике нередко используются миништативы с укороченными ножками. Целесообразно также использовать моно- и поясные штативы.
МИКРОФОНЫ. Любая видеокамера оснащена встроенным микрофоном (Built-in Microphone). Однако запись через него будет удовлетворительной лишь в том случае, если источник звука располагается вблизи видеокамеры. Для записи звуковых сигналов с расстояния используются внешние микрофоны (External Mic). Самые распространенные среди них направленный и дистанционный.
Направленный микрофон подсоединяется к камере при помощи специального шнура. Он позволяет значительно уменьшить побочные шумы вблизи источника звука.
При использовании беспроводного дистанционного микрофона необходимо дополнительно подсоединить к видеокамере устройство, принимающее звуковые УКВ-сигналы.
Некоторые типы микрофонов выполняют специфические функции. Смешивающий микрофон, например, позволяет произ-
18
водить запись окружающих звуков и диалога при одновременном добавлении музыки на звуковую дорожку видеокассеты с персонального аудиоплейера.
Большинство видеокамер оснащены креплением, позволяющим установить сверху только одну принадлежность (фонарь, внешний микрофон и т.д.). Некоторые зарубежные фирмы выпускают специальные адаптеры, дающие возможность одновременно подсоединить к камере два вида принадлежностей. Существуют также отдельные крепления для видеокамер, которые ими не оснащены.
1.4. Рекомендации по эксплуатации видеокамеры
Видеокамера устройство более уязвимое, чем кинокамера, поэтому в течение всего времени, когда видеокамера не используется, она должна находиться в футляре (чемодане). Особую осторожность необходимо соблюдать при обращении с объективом и видоискателем. Обслуживание видоискателя и объектива камеры заключается в аккуратной очистке их от пыли мягкой кисточкой с одновременным сдуванием пыли при помощи резиновой груши. Для протирания фильтров лучше всего использовать кусочек замши.
Необходимо избегать прямого попадания солнечных лучей или сильного искусственного света на линзу объектива, так как это может повредить сигнальную пластину формирователя (свет-сигнал). При работе с видеокамерой, оснащенной ламповым преобразователем изображения, не следует вести съемку в направлении вертикально вниз, так как в результате на сигнальную пластину может попасть пыль с поверхности лампы.
При съемке в неблагоприятных атмосферных условиях рекомендуется покрывать камеру полиэтиленовой пленкой. Однако покрытие не должно быть герметичным во избежание конденсации влаги внутри камеры.
Конденсация влаги может повлечь за собой значительные повреждения различных механизмов камеры, а также магнитной ленты видеокассеты. Возникает она в большинстве случаев при резком повышении температуры, а также в условиях повышенной влажности. Если после уличной съемки в холодное время камера вносится в теплое помещение, необходимо выждать до 1 часа и только после этого продолжать съемку. При сильном морозе необходимо дополнительное время для того, чтобы замерзшие капли
19
влаги растаяли. Обычно видеокамеры оснащаются автоматическим выключателем питания, срабатывающим в случае образования влаги внутри аппарата, и индикатором влажности «DEW», который появляется на дисплее видоискателя при конденсации влаги.
Большинство современных любительских видеокамер оснащаются съемным аккумуляторным блоком (Battery pack), позволяющим вести видеосъемку без подключения камеры к основной сети питания через адаптер переменного тока (AC Adapter). Такие блоки необходимо постоянно держать в готовности к работе (т.е. подзаряженными), так как полная зарядка блоков может занять от одного до нескольких часов (в зависимости от модели камеры), что не очень удобно, особенно если снимать нужно немедленно.
Поскольку аккумуляторы со временем разряжаются, для поддержания их в рабочем состоянии следует строго выполнять требования инструкции по эксплуатации видеокамеры.
Во время съемки необходимо заботиться о продлении времени «живучести» аккумуляторов. Для этого не забывайте при паузах вводить режим готовности камеры к работе (Stand-by Function), если видеокамера оснащена соответствующим приспособлением. При съемке в помещении желательно подключить камеру через AC Adapter к сети питания.
При работе вне помещения в зимнее время рекомендуется не допускать переохлаждения аккумуляторов и самой видеокамеры. Для этого используются специальные утеплённые чехлы; в крайнем случае камеру и сменные аккумуляторы следует держать под одеждой.
Видеоголовки камеры требуют особого внимания. В случае их запыления или засорения в результате длительной эксплуатации сигналы будут записываться с искажениями, а изображение воспроизводиться с характерными помехами (при этом звуковое сопровождение может оставаться нормальным). В случае появления признаков засорения видеоголовок необходимо проверить их при помощи квалифицированного специалиста, либо воспользоваться специальными чистящими кассетами.
Некоторые видеокамеры оснащаются устройством для определения степени загрязнения видеоголовок (при сильном засорении на дисплее видоискателя появляется соответствующий индикатор).
20
1.5. Основные методы и приемы видеосъемки, которые могут применяться при расследовании преступлении
Видеозапись имеет два измерения. На экране кажется близко расположенным друг к другу то, что в натуре является значительно более отдаленным. Важно учитывать и другую особенность видеозаписи зритель увидит на экране не всё фиксируемое событие, а лишь тот его фрагмент, который видит оператор в видоискателе после включения видеокамеры. Для того, чтобы видеозапись, сделанная в ходе следственного действия, не оказалась нагромождением беспорядочных кадров, при просмотре которых кружится голова, необходимо познакомиться с основами техники видеосъёмки, композиции, некоторыми кинематографическими приемами.
ТЕХНИКА ВИДЕОСЪЕМКИ. Независимо от способа съемки, всегда важно сохранять изображение устойчивым. Идеальным для этого является использование штатива, однако на практике съемка чаще ведется «с руки».
При съёмке «с руки» рекомендуется применять дополнительные приспособления для надёжной опоры камеры на плечо, а при определённых условиях используются поясные штативы и моноштативы. Полезно научиться снимать не закрывая второй глаз, контролируя им окружающую обстановку Это ограждает специалиста от столкновений с предметами.
Не имеющие достаточного опыта работы операторы иногда сопровождают камерой движущиеся объекты. При таком способе съемки изображение нередко получается трудным для визуального восприятия. Попробуйте зафиксировать камеру и позволить объектам пересекать кадр вместо того, чтобы их преследовать. Самый впечатляющий эффект динамики движения достигается, когда объект перемещается по диагонали рамки кадра и слегка в направлении камеры.
Ровное перемещение самого оператора во время съемки требует предварительной тренировки. Найдя в видоискателе нужное изображение, перемещайтесь медленно, слегка согнув колени, стараясь избегать резких движений. Перед началом движения изучите трассу, по которой планируете перемещаться, чтобы учесть в дальнейшем ее неровности.
21
При съемке быстрых, динамичных сюжетов уменьшайте угол съемки.
При кадрировании изображения необходимо помнить о том, что телевизионное изображение имеет очерченный прямоугольный формат 3:4, в то время как кинескопы некоторых телевизоров имеют выпуклую форму с закругленными углами. Поэтому во время кадрирования, во избежание искажения или урезания изображения по краям и в углах, необходимо оставлять в рамке видоискателя вокруг объекта определенное пространство.
Во время съемки сюжета, сжатого по времени, когда один отрезок съемки идет за другим почти сразу, для временной остановки записи вместо клавиши «Stop» рекомендуется нажимать клавишу «Pause». При этом записывающая головка будет оставаться в режиме готовности к дальнейшей записи. При возобновлении записи последующий кадр будет точно стыковаться с предыдущим, так как пленка во время прерывания записи не возвращается внутрь кассеты. Этот способ съемки фильма непосредственно в видеокамере называется Assemble Recording.
У большинства современных любительских видеокамер для ввода режима готовности к записи достаточно нажать кнопку «Start/Stop» во время записи. Камера сможет находиться в этом режиме не более 5 минут, после чего перейдет в режим остановки.
Необходимо также учитывать, что большинство видеомагнитофонов во время записи оставляют на магнитной ленте т.н. «накладки». Объясняется это тем, что при нажатии на клавишу «Stop» записывающего магнитофона пленка автоматически возвращается внутрь кассеты. Во время начала записи натяжка части пленки ослабляется, пленка наматывается на барабан с головками и несколько подается назад. В результате образуется накладка, т.е. стирание новой записью нескольких последних кадров предыдущей (примерно в течение 9 сек.). Поэтому необходимо съемку каждого снимаемого отрезка начинать несколько раньше и заканчивать несколько позднее, чтобы в дальнейшем не был стерт важный материал (при фиксации следственных действий очень важно учитывать эту особенность видеокамер).
ОСВЕЩЕНИЕ. Пожалуй, наибольшие трудности при видеосъемке вызывает качественная передача натуральных цветов изображения. Зависит это от правильности установки экспозиции (Iris Control), баланса белого (White Balance), а также от характера освещенности объектов.
22
В большинстве случаев при съемке вне помещения дневного освещения достаточно для записи. В помещении ситуация осложняется: возникает необходимость в искусственном освещении.
Чаще всего при съемке дополнительный источник света устанавливается либо за камерой, либо непосредственно на самой камере. Такой способ освещения делает цвета более яркими, контрастными, однако объекты при этом выглядят плоскими, лишенными формы. Чтобы избежать этого, необходимо, по возможности, комбинировать несколько источников искусственного света. В то же время следует избегать смешанного освещения (искусственный свет одновременно с дневным).
Если при съемке в помещении, в которое не попадает дневной свет, в качестве источника света используется лампа сравнительно небольшой мощности (например, 500 Вт), то, установив White Balance в положение Indoor или Auto, можно приступать к записи. Если же используется сильный источник света, желательно направить луч на стену или потолок, чтобы при помощи отраженного рассеянного света избежать сильных контрастов и резких теневых переходов.
При съемке внутри помещения, в которое попадает дневной свет, необходимо учитывать, что совмещение источников света разной цветовой температуры приводит к искажению натуральных цветов изображения. Камера, настроенная на дневной свет (Outdoor), будет передавать часть изображения, освещенную искусственным светом, в красных тонах. И наоборот камера, настроенная на искусственное освещение (Indoor), будет передавать фрагменты, освещенные дневным светом, в голубых тонах. В этом случае оператор сам должен принять решение, на какой вид освещения настроить камеру. Для этого необходимо знать, что цветовая температура типичного искусственного света составляет около 3200^К, а дневного 5600°К. Проблема состоит в выборе: либо поднять цветовую температуру искусственного света до 5600^К, либо снизить цветовую температуру дневного света до 3200°К.
Если же нет упомянутых фильтров или доступ к окнам затруднен, то необходимо использовать искусственное освещение, цветовая температура которого максимально приближена к температуре дневного света. Для любительской съемки такое освещение дают галогеновые лампы. Небольшие галогеновые лампы можно устанавливать прямо на камеру вместе с батареями.
Во время наружной съемки при дневном освещении на качество передачи натуральных цветов в значительной мере влияют
23
время суток, время года, атмосферные условия. Меньше всего проблем возникает при облачном светлом небе. Такая погода избавляет изображение от сильных контрастов, цвета передаются натурально.
Сильное солнечное освещение при безоблачном небе может создать значительные трудности для съемки. Если не удается заснять объекты, находящиеся либо только на солнце, либо только в тени, можете использовать метод «прояснения тени». Служат для этого все те же галогеновые лампы.
Более простой способ прояснения тени при помощи отраженного от блестящей поверхности света. В качестве такой поверхности можно использовать натянутый кусок серебристой матовой фольги, накрытый обычным тюлем, или лист простой белой бумаги, отраженный свет от которых направляется на затененный участок.
При съемке под солнцем наилучшие результаты достигаются, когда солнечный свет падает сбоку (до и после полудня). Не рекомендуется вести запись, когда солнце находится в зените, так как в этом случае интенсивность освещения горизонтальных поверхностей вдвое превышает интенсивность освещения вертикальных поверхностей, что создает эффект сплюснутого изображения.
ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ СЪЕМКА. Можно использовать любительскую видеокамеру и для того, чтобы зафиксировать на пленке события, протекающие с большой скоростью, такие, например, как взрыв, лопающийся шарик, разбивающееся стекло и т.п. Для этого необходимо, чтобы камера была оснащена высокоскоростным затвором High Speed Shutter. Такие камеры при помощи электронного преобразователя изображения (обычно это CCD сенсор образа) способны зафиксировать кадр за время от 1/50 сек. до 1/10.000 сек. (в зависимости от модели), разбивая тем самым действие на серию многочисленных «стоп-кадров».
Для сравнения: в «нормальном» режиме камера записывает информацию в течение 1/25 сек. для каждого кадра, в результате чего на каждом отдельном «стол-кадре» быстродвижущийся объект получается смазанным.
При «нормальном» просмотре действия, заснятого с использованием высокоскоростного затвора, движения выглядят несколько прерывистыми. Материал, заснятый при помощи функции High Speed Shutter, обычно используется для просмотра «кадр-за-кадром», что позволяет изучать каждый кадр в отдельности. Это
24
идеальный вариант для фиксации быстрых процессов (например, хода следственного эксперимента с целью изучения механизма события).
Перед съемкой взрывов или других процессов такого рода следует предохранить от случайного повреждения объектив видеокамеры. Это можно сделать, надев на объектив чистый стеклянный фильтр.
Высокоскоростную съемку желательно проводить вне помещения при дневном освещении, так как камера при работе в режиме High Speed Shutter несколько теряет чувствительность. Исключение составляет съемка взрывов в темноте, когда затемненный фон создает особый эффект.
Установите камеру на штатив и отодвиньте ее от места действия настолько, насколько это возможно, с таким расчетом, чтобы выбранное расстояние позволяло зафиксировать все детали происходящего.
Включите питание камеры, нажмите кнопку Start и переключите камеру на один из режимов High Speed Shutter (в зависимости от выбранной скорости затвора). На некоторых видеокамерах клавишу высокоскоростного затвора необходимо удерживать нажатой на протяжении всей высокоскоростной съемки. Добившись нормального изображения в видоискателе, можете давать команду начинать.
Большинство современных видеомагнитофонов способны воспроизводить запись в режиме «кадр-за-кадром» либо непрерывно) либо при каждом нажатии клавиши «Still».
КОМПОЗИЦИЯ. К основным операциям, выполняемым при композиционном построении кадра, относятся:
выбор точки и направления съемки (позиция камеры по отношению к фиксируемым объектам);
- масштабное построение кадра; компоновка (расположение объектов в кадре);
- перспективное построение (передача глубины в кадре);
- светотональное решение (освещение объектов в кадре). При видеосъемке позиция камеры и направление съемки в каждом конкретном случае выбираются так, чтобы наиболее полно, наглядно и последовательно запечатлеть фиксируемое действие. Чаще всего съемка ведется при положении камеры, обеспечивающем нормальную перспективу, что соответствует высоте, с которой человек видит окружающую действительность. Камера
25
располагается в этом случае на высоте глаз при съемке «с рук» и несколько ниже, примерно на уровне груди, когда съемка ведется со штатива. При необходимости запечатлеть обширный участок местности (например, общий вид места происшествия) применяется верхний ракурс. Камеру при этом нужно располагать выше нормальной точки съемки, пользуясь различными средствами (балкон, площадка передвижной криминалистической лаборатории и т.п.). В отдельных случаях, например, для проверки возможности наблюдать объект при каких-то заданных условиях, возникает необходимость проводить съемку снизу вверх (нижний ракурс). Съемку с верхней и нижней точек нужно применять только тогда, когда это действительно необходимо, так как при этой съемке из-за нарушения действительных пропорций несколько искажается форма фиксируемых объектов.
С выбором точек съемки неразрывно связано и определение направления съемки. Различают фронтальную съемку (направление съемки перпендикулярно какой-либо плоскости объекта) и съемку с боковой точки (когда угол, образуемый оптической осью камеры и той или иной плоскостью объекта, отличается от прямого). В таких случаях необходимо помнить, что кадры, снятые при боковой позиции камеры, несколько искажают перспективу, но подчеркивают объемность и являются более выразительными.
Позиция камеры в момент съемки в зависимости от расстояния до фиксируемых объектов определяет и масштаб изображения. Масштабное построение кадра позволяет за счет чередования различных планов показать общую обстановку проведения следственного действия, выделить узловые моменты и детали, акцентировать внимание на основном объекте съемки и его действиях. При производстве видеозаписи для фиксации статичных, а также находящихся в движении объектов пользуются, как правило, общим, средним, крупным и детальным планами.
Общий план обычно применяется при фиксации объектов вместе с окружающей обстановкой с дальней точки съемки. Он имеет ориентирующий и обзорный характер, им охватывается все место, где проводится следственное действие. Общим планом чаще всего пользуются в начале фильма или какого-либо эпизода.
Средний план используется для изображения объектов изолированно от окружающей обстановки. Он представляет собой часть общего, детализирует информацию, зафиксированную общим планом, запечатлевает объекты с большим количеством подробно-
76
стей и за счет увеличения масштаба подчеркивает развитие действия.
Крупный план предназначен для выделения наиболее важной части главного объекта съемки. Он позволяет отчетливо запечатлеть отдельные признаки объекта съемки, например, характерные признаки лица, в деталях передавая мимику и создавая возможность для установления психологического состояния человека.
Детальный это сверхкрупный план; с его помощью запечатлеваются особенно значительные признаки объекта съемки, которые различимы только с ближнего расстояния.
Расположение в кадре отдельных элементов изображения (компоновка) существенно влияет на их восприятие. Основным правилом при компоновке кадра считается максимальное его насыщение. Это означает, что при видеозаписи в кадре должны находиться наиболее существенные объекты съемки. Не следует загромождать кадр лишними предметами. Все внимание должно акцентироваться на главном объекте, в связи с чем необходимо чаще применять крупный план.
Ощущение глубины (перспективности) изображения обусловливается многими факторами. Помимо таких, как выбор точки, направление съемки, компоновка кадра, добиться ощущения глубины изображаемого пространства можно способом так называемой линейной перспективы, когда перспективность создается благодаря кажущемуся уменьшению предметов, расположенных на большом удалении от камеры. В связи с этим место установки камеры и направление съемки следует выбирать так, чтобы в кадре присутствовали разноплановые изображения объектов. Перспектива изображения при запечатлении разноудаленных объектов подчеркивается наличием объектов на переднем плане.
На передачу глубины снимаемого пространства и объемности фиксируемых предметов существенное влияние оказывает освещение при съемке. В зависимости от характера, условий и места проведения следственного действия видеозапись осуществляется либо при естественном, либо при искусственном освещении. При производстве съемки прежде всего создается достаточное по интенсивности общее освещение, позволяющее отчетливо запечатлеть все объекты, оказавшиеся в поле зрения объектива. Умелое использование освещения позволяет не только передать форму, относительные размеры и взаимное расположение фиксируемых предметов, но и подчеркнуть их специфические особенности, фактуру.
27
Применительно к естественному освещению наиболее благоприятные условия для съемки создаются в солнечную погоду, особенно когда солнце находится позади и несколько сбоку от камеры. Изображение получается объемным, фактурным, лучше передается пространство.
Видеозапись при искусственном освещении вести значительно сложнее; для этого требуется навык. На практике обычно ограничиваются двумя-тремя источниками света, расположенными так, чтобы было достигнуто наиболее ровное освещение. Для искусственного освещения фиксируемых объектов могут быть использованы любые портативные осветители, в том числе и малогабаритные, входящие в комплект передвижной криминалистической лаборатории.
Хорошая композиция заключается в определении оптимального баланса всех зрительных элементов картины изображения. Этот процесс включает в себя правильное размещение предметов (объектов), определение соотношения контрастных световых площадей цветов, а также переднего и заднего планов.
Разумеется, во время съемки движущихся объектов уделять внимание соблюдению правил композиции довольно сложно. Тем не менее, существуют некоторые приемы, облегчающие эту задачу.
Одно из самых важных правил композиции «правило трети». Представьте на дисплее видоискателя сетку, разделяющую картину изображения на три части по вертикали и на три по горизонтали. Попытайтесь поместить изображение наиболее важного объекта (фигуру человека или предмет) на одну из точек пересечения горизонтальных и вертикальных линий воображаемой сетки. Крупные элементы, влияющие на всю картину изображения, должны быть удалены на одну треть расстояния от верхней (нижней) границы или от любой из сторон кадра. Например, при съемке проверки показаний на месте расположите изображение лица, показания которого проверяются, на одном из нижних пересечений линий сетки, оставив больше расстояния с той стороны, куда указывает это лицо.
ОПЕРАТОРСКИЕ ПРИЕМЫ СЪЕМКИ. Съемка видеофильма осуществляется путем использования ряда операторских приемов, характеризующихся системой движения и перемещения видеокамеры относительно объектов съемки. К числу таких приемов относятся: статичный ^адр;
28
панорамирование; «наезд» и «отъезд».
Статичный кадр используется, когда действие в кадре происходит на небольшой площади и полностью охватывается полем зрения объектива без изменения положения съемочной камеры. Запись производится неподвижной камерой, закрепленной на штативе, или «с рук». Практически любой эпизод фильма должен начинаться и заканчиваться статичным кадром.
Различают статическое и динамическое панорамирование, Статическое панорамирование осуществляется поворотом камеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси без изменения точки съемки. При повороте камеры вокруг горизонтальной оси получают горизонтальную панораму, а при повороте вокруг вертикальной вертикальную. При этом поворот на 90 градусов должен осуществляться примерно за 15 сек. (см. приложение № 13). Съемка, при которой изменяется позиция камеры, носит название динамического панорамирования. Она осуществляется перемещением оператора с камерой вдоль объекта, если объект имеет большую протяженность (например, при фиксации тормозного пути, длинной стены здания и т.д.). Начальные и конечные кадры панорамы обязательно должны быть статичными. В противном случае панорама не будет сочетаться с соседними эпизодами, начинающимися статичными кадрами.
«Наезд» и «отъезд» это способы перехода от одного плана съемки к другому; они осуществляются соответственно движением камеры к объекту или от него. «Наезд» служит для выделения из окружающей обстановки того или иного объекта путем перехода от общего плана к крупному. «Отъезд» может быть использован, когда после серии съемок крупным планом следует ввести в кадр другие объекты, либо запечатлеть нужный объект на фоне окружающей обстановки.
При съемке пейзажей старайтесь совместить линию горизонта с верхней либо с нижней горизонтальной линией воображаемой сетки. При портретной съемке человека, охватывающей только его голову и плечи, располагайте голову в кадре так, чтобы глаза находились на расстоянии одной трети от верхней границы кадра, оставляя над головой человека немного свободного пространства. Высокие, вытянутые объекты (например, высотные здания) лучше располагать вдоль одной из двух вертикальных линий сетки. Такое асимметричное размещение позволяет полнее раскрыть окружение объекта съемки.
29
Нельзя не учитывать также световых контрастов и цветовых соотношений. К примеру, маленькое пятно яркого света на общем бледном фоне будет доминирующим для зрителя. Дополняющие цвета, такие, как красный и зеленый или желтый и голубой, также привлекают внимание, создавая цветовой контраст.
И еще несколько немаловажных замечаний. При съемке людей всегда старайтесь не обрезать основные части их тела, например, руки по локти, ноги по колени, кисти рук или ступни ног. Снимая голову человека, не забывайте включить в кадр и его шею. При съёмке нескольких человек старайтесь, чтобы они как можно меньше заслоняли друг друга. Чаще меняйте позицию, угол и масштаб съемки.
Постоянно помните о том, что видеозапись идет вместе со звуковым сопровождением. Старайтесь одновременно начинать съемку и соответствующий текст, даже при съемке коротких отрезков.
Угол съемки заметно влияет на зрительскую интерпретацию отношения оператора к объекту. Высокий угол съемки выражает превосходство над объектом. Низкий угол съемки, наоборот, выделяет сам объект, делает его доминирующим. Съемка на уровне глаз позволяет достичь большего индивидуального контакта и объективности.
МОНТАЖ ВИДЕОМАТЕРИАЛА. Для монтажа видеофильмов необходимо дополнить видеокомплект (видеомагнитофон, видеокамера, телевизор) еще одним видеомагнитофоном.
Существуют два основных способа видеомонтажа: монтаж путем добавления последующего отрезка записи к предыдущему (Assemble Editing) и монтаж в режиме «вставки» (Insert Editing).
При использовании метода Assemble Editing новая запись полностью стирает старые визуальные и звуковые сигналы, а также импульсы синхронизации.
Монтаж в режиме «вставки» основывается на вставлении на записанную магнитную ленту в определенные вами места новых визуальных и звуковых сигналов с сохранением прежних импульсов синхронизации. Существует несколько вариантов «вставок»: вставка звука (Audio Insert) при сохранении ранее записанного изображения, вставка изображения (Video Insert) при сохранении прежнего звука, а также одновременная вставка изображения и звука, при которой сохраняются только импульсы синхронизации.
30
Монтаж отснятого видеофильма осуществляется путем переписывания материала с одной кассеты на другую. Проблемы, как правило, возникают при синхронизации двух магнитофонов в момент «склейки» (перехода от одного участка записи к другому). Подобранные для монтажа магнитофоны должны работать по одному формату видеозаписи. Используя инструкции по эксплуатации видеомагнитофонов, оба аппарата необходимо настроить при помощи тестового сигнала (в формате VHS это две вертикальные белые полосы на темном фоне). После настройки видеомагнитофонов записывающий магнитофон должен быть переключен на запись с внешнего источника. Рекомендуется сделать пробную запись. Если вы при этом наблюдаете значительное ухудшение качества записи (цветовое искажение, помехи, указывающие на чрезмерный износ видеоголовок), необходимо заменить записывающий магнитофон.
Помните, что каждая повторная запись будет ниже по качеству, чем предыдущая, поэтому старайтесь максимально ограничить количество повторений записи одного и того же участка. Для этого перед началом монтажа рекомендуется составить подробное описание записанного материала, используя для этого показания электронного счетчика магнитной ленты видеомагнитофона. Если при монтаже для просмотра записи используется один видеомонитор, его нужно подключить к записывающему видеомагнитофону.
В случае монтажа методом Assemble Editing, отыскав на пленке место начала новой записи, нажмите на записывающем магнитофоне вместо клавиши «Stop» клавишу «Rec/Pause» или «Pause». В воспроизводящем магнитофоне, найдя участок, который вы хотите вписать, отмотайте магнитную ленту немного назад от его начала и введите режим воспроизведения, отметив у себя показания счетчика в начале участка. В момент достижения показаний счетчика, соответствующих началу записываемого участка, снова нажмите клавишу «Rec/Pause» или «Pause» записывающего видеомагнитофона, начав тем самым запись.
Для осуществления монтажа в режиме «вставки» необходимо, чтобы записывающий видеомагнитофон был оснащен устройством Insert Editing. В этом случае сначала определяется место, в котором вставка должна закончиться. В месте окончания вставки счетчик записывающего магнитофона нажатием кнопки «Reset» устанавливается на «0:00.00», после чего это положение счетчика вводится в «память» видеомагнитофона нажатием клавиши «Memory/Repeat/Search». Отмотав пленку на начало вставки, вы можете
31
начинать запись либо визуальных сигналов, либо одновременно визуальных и звуковых сигналов (для этого необходимо дополнительно нажать на клавишу Audio Dubbing записывающего магнитофона). Порядок действий при этом должен быть аналогичным тому, который применяется при монтаже методом Assemble Editing. Монтаж вставки автоматически завершится в месте, соответствующем показаниям счетчика «0:00.00», которые вы предварительно ввели в «память» видеомагнитофона.
В последние годы появилась новая технология, позволяющая использовать для видеомонтажа компьютер^
Необходимо иметь в виду, что при фиксации хода следственных действий применение монтажа крайне нежелательно и его следует по возможности избегать, так как при установлении факта монтажа видеозапись может потерять доказательственное значение. Если монтаж всё-таки применялся, нужно делать это в присутствии понятых, а затем продемонстрировать смонтированный материал всем участникам следственного действия и зафиксировать их заявления об идентичности смонтированного материала подлинному. Подлинные материалы при этом также сохраняются и приобщаются к делу.
1995. 32
' Ортлеп М., Хорм М. Video для Windows: пер. с нем. М.: Мир,