Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Бога и структурировать деятельность людей через далекий космос. Христианство приняло на себя роль духовного каркаса, наброшенного на Европу и стабилизирующего энергетический хаос разрушаемых родовых систем. Этот каркас связал массы людей высочайшим напряжением веры с ее эмоциональными фантазиями, восторгами и страхами, фанатическим аскетизмом, кострами инквизиции и воинственностью орденов. Каркас веры трещал от ересей и сомнений, вспыхивая в точках своих разрывов расколами и войнами. Но, подчиняясь законам самоорганизации общества, он все шире нарастал над народами Европы, принимая на себя функции организации смыслов и стабилизации энергии деятельности.
Прошедшие после Августина века существенно изменили ситуацию и для христианства, и для европейского мироощущения в целом. Несмотря на усилия Августина «подстричь» Платона под церковные модели, как платонизм, так и античная традиция в целом приводили к развитию различных еретических течений. Платонизм неоднократно подвергался церковной анафеме, что сопровождалось осуждением его последователей. В VI в. Пятый Вселенский собор осудил христианского платоника Оригена, в XI в. был подвергнут анафеме платоник Иоанн Итал, и далее Платон неоднократно осуждался церковью в периоды активности его последователей.
Возрождение Аристотеля. Фома Аквинский
Выраженное христианством стремление к Богу оказало поразительное мотивирующее влияние на развитие личности западного человека. Античный мыслитель был еще пассивным созерцателем мира. Его теоретическая деятельность была хороша, если завершалась красивой и мудрой теорией. Деловая же активность грека и римлянина разворачивалась в системе межчеловеческих отношений. Мотивы деятельности рождались и реализовывались в социальной сфере. Разрушение в Европе плотности и устойчивости социальных систем привело к выносу мотивации жизни за их пределы.
Стабилизация духовной энергии человека через фиксацию векторов ее мотивации на образе Бога постепенно вела к разрастанию пространства личного Я, к развитию творческих амбиций людей. Христианство создало условия для практически безграничного развертывания духовной активности личности.
Прежде человек был ограничен в развитии своей личной души пределами социальных мифов и мотивов. В пространстве стабильных социальных отношений размещались основы мотивации деятельности. Смыслы человеческой жизни были связаны с реализацией личности в жизни рода или этноса. Каждый человек был компонентом своего этноса и лишь в пределах этнического пространства мог реализовать свое личное Я.
Прорвав ограниченность пространства социальных мифов, научившись их разрушать через миграции, включение в другие этносы и сомнение, человек потерял родовые мифы как опору своей жизни и испугался. Теперь он был вынужден искать пути развертывания своей личности в опоре на самого себя, на свою сущность. Развертывание своего личного Я могло происходить успешно только в таком пространстве, которое соответствовало бы по своей организации душе человека. Располагать себя, свою душевную активность в чем-то чуждом себе было невозможно. Личность могла развертываться только в форме личности, т.е. только в подобном себе космосе. Сущность человека как основа и опора развития его активности стала развертываться в пространстве личности Бога. Личностный образ Бога позволял бесконечно распространять в его логических формах любую человеческую личность.
Человек развертывал свой облик и свои претензии до уровня богоподобности. Стремление реализовать себя в истории, подобно Христу, становилось распространенным мотивом деятельности. Рост личностных амбиций требовал расширения пространства для их реализации. В круг задач личности все более явно входило преобразование всей социальной жизни и окружающей природы. От стремления к Богу до уподобления ему. Пространство личностных интересов разрасталось несопоставимо ни с античностью, ни с развитием человека в других регионах мира.
Здесь важно подчеркнуть, что развертывание личной активности с нарастанием творческих амбиций могло иметь место только в условиях дестабилизации социальных структур. Восток в целом, включая и Индию, не создавал таких возможностей. Там, несмотря на некоторые потрясения и социальные сдвиги, сохранялись традиционные «жесткие» социальные структуры. Индия не отменяла социальную иерархию каст, а в Китае вообще социальная стабильность и иерархичность представлялись высшими ценностями. Поэтому любой взрыв недовольства и несогласия с трудностями жизни в стабильных системах Востока порождал лишь технологии достижения нирваны, аскетизма и другие формы увода энергии души от реалий жизни. Здесь и речи не могло идти об активной творческой жизни, направленной на преобразование мира. Ведь творчество требовало своей реализации в изменениях реальности, а это не совмещалось со стабильностью восточных структур.
В Европе христианство обеспечило противоречивые установки личности. С одной стороны, боль и агрессия достаточно продуктивно могли реализоваться в творчестве, в изменении социального пространства, в военных и политических преобразованиях мира,
167