Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
тема 7 вопрос 4
Аномия
(от греч. а отрицательная частица и nomos закон) понятие социологии, введенное франц. социологом Э. Дюркгеймом и обозначающее любые виды “нарушений” в ценностно-нормативной системе общества. Среди них выделяют “вакуум”, или отсутствие, пробных норм, неэффективность их влияния как средства воздействия на социальное поведение, их расплывчатость, а также противоречивость между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, позволяющими обладать средствами достижения этих целей. В результате аномии часто слабо регулируются в обществе безграничные по своей природе человеческие желания, и отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения. Понятие “аномия” более всего подходит к различным переходным состояниям общества (периодам революций, реформ, эпохам “перестроек” и т. д.).
схожие:
Аномия - понятие, выражающее состояние общества, при котором отсутствие или неустойчивость...
Аномия (франц. anomie отсутствие закона, организации) философско-социологическое понятие, используемое...
Аномия - одно из важнейших понятий современной социологии. Наряду с понятием...
Аномия
(франц. anomie отсутствие закона, организации) философско-социологическое понятие, используемое для обозначения состояния общества, при котором отсутствие или неустойчивость регулирующих отношения между индивидами и обществом императивов и правил приводит к тому, что большинство населения оказывается “вне” общества, вступая в конфронтацию с ним. Проблема А. был поставлена Дюркгеймом в книге “О разделении общественного труда”, где в ходе анализа “ненормальных” форм этого разделения, была выделена А. Согласно Дюркгейму, состояние А. возникает тогда, когда разделение труда противостоит отношениям солидарности, в результате чего сопряженная стихийно-установившаяся совокупность правил оказывается не в состоянии регламентировать отношения общественных структур. Состояние А. может характеризовать и отдельного индивида, находящегося в состоянии конфликта с обществом. В “Самоубийстве” Дюркгейм выделил три типа самоубийств: “эгоистические”, “альтруистические” и “анемические”. Последние имеют тенденцию к росту во время общественно-экономических кризисов и катаклизмов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющейся социальной ситуации. Дюркгейм считал А. одним из факторов общественного здоровья или нездоровья. А., по его мнению, порождая систематические отклонения от социальных норм, подготавливает и ускоряет перемены в обществе. То обстоятельство, что “А.” начала являть собой термин академической теоретической социологии, явилось, в частности, свидетельством того, что в обществе 20 века граница между нормой и патологией постепенно стирается. Дюркгеймовская трактовка А. была развита Мертоном, который ввел систему понятий, описывающих феномен “отклоняющегося” (девиантного) поведения. В ряду элементов системы целей и интересов, задаваемых, по Мертону, данной культурой, важную роль исполняют общественные институты, определяющие и контролирующие общепринятые способы достижения этих целей. Согласно Мертону, девиантное поведение может быть охарактеризовано как симптом рассогласованности между избираемыми субъектами средствами реализации целей и общественно организованными способами их достижения. Мертон выделял две мыслимых разновидности несогласованности между элементами социокультурной структуры: а) ситуация, когда выбор альтернативных способов достижения целей ничем не ограничивается, разрешены любые средства и способы достижения этих целей; б) ситуация, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью. В этом случае, по Мертону, “первоначальные цели забыты и ритуалистическая приверженность к институционально предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости”. Мертон считал, что А. “взывается к жизни” именно принятыми в обществе общепризнанными культурными ценностями, и, в свою очередь, сопряжена с различным доступом к возможностям институционально допустимых средств достижения обусловленных культурой целей. Высокая степень дезинтеграции между этими средствами и целями вкупе с водоразделами социально-классовой структуры (что оставляет индивида в неопределенном, “деклассированном” состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой) способствуют более частым проявлениям А. А.А. Грицинов
схожие:
Аномия - понятие, выражающее состояние общества, при котором отсутствие или неустойчивость...
Аномия (от греч. а отрицательная частица и nomos закон)...
Аномия - одно из важнейших понятий современной социологии. Наряду с понятием...
Аномия
- понятие, выражающее состояние общества, при котором отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил, регулирующих отношения между индивидами и обществом, приводит к тому, что большинство населения оказывается “вне” общества, вступает в конфронтацию с его нормативными предписаниями. Термин А. был введен Дюркгеймом. В “Общественном разделении труда” Дюркгейм анализирует “ненормальные” формы разделения труда, среди которых он выделяет А. Согласно Дюркгейму, состояние А. возникает в результате того, что разделение труда не производит солидарность, и т. о. совокупность правил, стихийно установившаяся между социальными функциями, далее не в состоянии регламентировать отношения социальных органов. В “Самоубийстве” Дюркгейм выделяет три типа самоубийства: эгоистическое, альтруистическое и анемическое. Анемическое самоубийство имеет тенденцию роста во время крупных общественных катаклизмов, экономических кризисов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющимся социальным и моральным требованиям и предписаниям. Ослабление или дезорганизация общественных структур, отсутствие норм или ценностей, на которые индивиды могли бы ориентироваться в своей жизни, лежит в основе анемического самоубийства. Дюркгейм считал А. одним из факторов общественного здоровья, А. связана с основополагающими условиями любой социальной жизни. А с другой стороны, А. непосредственно подготавливает необходимые перемены в обществе и т. о. предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен в обществе. Следовательно, А. предстает явлением нормальной социологии, и граница между нормой и патологией стирается. Дюркгеймовское понятие А. обогатил Р. Мертон введением теории отклоняющегося (девиантного) поведения. Среди элементов социальной и культурной структуры Мертон выделяет два основных элемента: 1) система целей, намерений и интересов, определяемых данной культурой; 2) элементы, определяющие, регулирующие и контролирующие приемлемые способы достижения этих целей. Очень часто регулятивные нормы и моральные императивы не совпадают с социально стандартизированными способами достижения этих целей, т. е. выбор подходящих средств и способов ограничен принятыми в обществе социальными и культурными нормами. Согласно Мертону, девиантное поведение может быть расценено как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их достижения. Мертон выделяет два возможных типа несогласованности между элементами социокультурной структуры. В ситуации, когда выбор альтернативных способов достижения целей не ограничивается нормами, разрешены любые средства и способы достижения этих целей. Вторая ситуация обнаруживается, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью. “В таких группах первоначальные цели забыты и ритуалистическая приверженность к институционально предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости” (Р. Мертон). В отличие от концепций, объясняющих анемическое поведение биологическими влечениями, Мертон считает, что А. “взывается к жизни” не какими-то случайными целями, а именно принятыми в обществе общепризнанными культурными ценностями, что, в свою очередь, сопряжено с различным доступом к возможностям законного, институционально допустимого средства достижения обусловленных культурой целей. Высокая степень дезинтеграции между средствами и целями и наличная социальноклассовая структура, взятые вместе, способствуют более частым проявлениям А. Таким образом, А., по Мертону, есть результат разъединения указанных элементов социальной и культурной структуры. Т. X. Керимов
схожие:
Аномия (франц. anomie отсутствие закона, организации) философско-социологическое понятие, используемое...
Аномия (от греч. а отрицательная частица и nomos закон)...
Аномия - одно из важнейших понятий современной социологии. Наряду с понятием...
Аномия
- одно из важнейших понятий современной социологии. Наряду с понятием аномического самоубийства в свое время введено в научный оборот французским социологом-позитивистом Эмилем Дюркгеймом. А. означает утрату исторически сформировавшегося облика, закономерно-устойчивой системы социально значимых черт человека, социальной позиции, общественного веса индивида, превращение его в простую статистическую единицу, в элемент масс. Приобретающие широкий характер деструктивные изменения, что происходят с личностью, есть чаще всего результат стагнационных, деградационных процессов в экономике, наступающих при внезапном обвальном ее кризисе, смене сложившегося уклада, исторически сформировавшегося способа общественного производства и соответствующего ему распределения производительных сил. Все это инициирует изменения в структуре живого труда, в распределении материальных и духовных благ и сопровождается ростом социальной депрессии, когда человек с любой сколько-нибудь значимой позиции может внезапно скатиться до уровня люмпена, обезличенного существа “без имени, роду и племени”. А. как массовое социальное явление получает простор для развития в периоды кризисных периодов и сопутствующих им трансформаций в обществе, когда рушатся прежние ценности и социальные роли и человек не находит в себе достаточного объема адаптивных способностей, чтобы противостоять деструктивным явлениям, захватывающим также и личность. Наибольший ущерб достается матрице ценностей, когда рвутся временные связи, во множестве возникают и начинают действовать дезориентационные факторы, в которых становится очень большим удельный вес стихийной сотавляющей. Во многом утрачивается обычно свойственное человеку, коренящееся в глубинах подсознания, чувство меры, и это говорит о том, что А. затрагивающая глубочайшие слои координации социального бытия патология, социальная болезнь, “коды” которой находящиеся в подкорковой области мозга, на уровне бессознательно-иррационального. Проявлением этого служит возрастание в обществе удельного веса депрессий, которые обычно сопровождаются повышенными склонностями и побуждениями к суицидам. Неуклонный рост депрессий, вызываемых аномией, носящей во многом торпидный, скрытый, латентный характер, а также другими стрессогенными причинами, высокой напряженностью жизни, безжалостностью общества к отчуждаемому от производственных отношений, от мира вещей, собственно человеческому (духовному) фактору, такова одна из типичных особенностей жизни современного западного общества. Ее постоянный спутник падение чувства социальной справедливости, социальных гарантий, социальной поддержки со стороны общества, что и влияет на понижение барьера жизнеспособности индивида, утрачивающего свое социально-ролевое кредо. Массовый характер принимает рост равнодушия людей ко всему, безразличное или даже отрицательное отношение к правовым, нравственным, эстетическим нормам и законам, к социальным, семейным обязанностям и гражданской ответственности. “А здесь все требует такого напряжения, даже любовь”, это говорит Моника Витти устами своей героини в фильме Микеланжело Антониони “Затмение” (1962). Не случайно на Западе, как массово преподносится в произведенных там фильмах, люди не любят друг друга (это было бы воистину по-человечески), а “занимаются любовью”. Необходимо, однако, заметить, что не во всяком возрасте человек с одной и той же силой способен испытывать на себе аномизирующие влияния социального окружения, что (это обусловлено физиологической природой человека как антропоида) существуют точки возрастной шкалы человека, когда он в минимальной степени подвержен подобным деструктивным влияниям и расстройствам либо же, напротив, в максимальной степени способен им противостоять. Наиболее устойчив человек по отношению к деструктивным социальным воздействиям в возрастных точках 6 7, 12 13 лет, 22 23 года, 37 лет и 59 60 лет. Напротив, наиболее уязвим человек в 9 10 лет (так называемый детский суицид), 16 17 лет (феномены Ромео и Джульетты, “бедной Лизы”), 28 29 лет (пик кризиса жизненных устремлений), 46 47 лет (пик кризиса всей “напрасно прожитой” жизни, ревизии ее смыслов).