Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

он был поборником древнего православия

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

 Иоанн Гусс в своих реформаторских стремлениях дошел до отрицания весьма существенных пунктов в религии; Восставая против злоупотребления римской церкви, остался на почве церковной и даже больше - он был поборником древнего православия.

Гусс родился в 1369 году в одном местечке в южной Богемии, Гуссинеце, образование получил в Пражском университете, в котором о 1398 года занял кафедру богословия. В то время мысли о повреждении церкви занимали многих; высказывались они и в Богемии. Вместе с этим в Богемии в XIV веке возникло стремление восстановить древнее православие, проповеданное там свв. Кириллом и Мефодием. Богослужение на славянском языке и причащение мирян под обоими видами составляло первый предмет желаний богемцев, Иоанн Гусс, занявши профессорскую кафедру,

сделался: горячим поборником реформы церкви в смысле возвращения ее к древнему Православию. Вскоре ему пришлось открыто заявить свои реформаторские стремления. В 1402 г. он занял должность проповедника в Вифлеемской часовне (так называлась частная, вновь построенная богемцами, церковь). В своих проповедях, которые произносились на славянском языке, он учил народ вере и жизни по Евангелию: при этом ему приходилось делать резкие отзывы о католических священниках и монахах. В то же время Гусс познакомился с сочинениями Виклефа, привезенных из Оксфорда его другом Иеронимом Пражским, и отнесся к ним с полным сочувствием, не разделяя, впрочем. крайних воззрений Виклефа. Все это было причиною того, что поборники латинства стали обвинять Гусса в ереси Виклефа. Вскоре произошло столкновение. В Праге прибыли два английские богослова, последователи Виклефа, и, между прочим, выставили две картины, из которых на одной было изображено шествие Спасителя в Иерусалим в сопровождении учеников, а на другой - вшествие папы в Рим, в сопровождении кардиналов; Спаситель был изображен в терновом венце, а папа - в тройной золотой короне и т. п. В университете начались толки об этих картинах. Гусс, не одобряя англичан за их выходку, высказался все-таки против папства в духе Виклефа. Но в университетской корпорации большинство голосов предоставлено было иностранцам, которые, по побуждениям чисто национальным, были против Гусса и богемских членов университета; поэтому иностранные члены университета составили (1408 г.) определение, в котором осуждалось 44 положения Виклефа. Но Гусс исходатайствовал у короля Венцеслава декрет (1409 г.), которым большинство голосов предоставлялось богемским членам университета. Таким образом национальная и реформаторская партия в Богемии взяла перевес; богемцы, во главе с Гуссом, стали решительно высказываться против римской церкви. Теперь против Гусса выступил пражский архиепископ Сбинко. Он послал на него донос в Рим, - и оттуда в 1410 г. пришла булла, повелевавшая сочинения Виклефа сжигать, а последователей его привлекать к суду; к этому присоединено было запрещение проповедовать в частных церквах. Гусс послал к папе апелляцию, в которой доказывал, что в сочинениях Виклефа весьма много истинного; проповедования же в Вифлеемской часовне, не оставлял. Папа потребовал было его в Рим; но, благодаря заступничеству короля и университета, дело Гусса окончилось мирно в Праге. Вскоре вышло новое столкновение у Гусса с римскою иерархиею. Папа Иоанн XXIII, устраивая крестовый доход против своих политических врагов, прислал в 1412 г. в Богемию буллу, в которой давал полные индульгенции всем крестоносцам. Гусс возстал против этого в своих проповедях и сочинениях, а его друг, Иероним Пражский, сжег папскую буллу. Народ был на их стороне; началось волнение. Теперь последовала новая булла (1413 г.) с отлучением Гусса от церкви и интердиктом на Прагу. Гусс написал апелляцию к Самому Господу И. Христу, так как не надеялся найти справедливости на земле. В то же время он издал сочинение "0 церкви", в котором доказывал, что истинная Церковь должна состоять из верующих, а так как папа отпал от веры, то он не есть член Церкви, и его отлучение не имеет значения. Все-таки архиепископ пражский успел вытеснить Гусса из Праги. Между тем, открылся констанцский собор (1414 г.). Так как Гусс еще прежде издал апелляцию к вселенскому собору, то его потребовали в Констанц. Император Сигизмунд дал ему даже охранную грамату. Прибыв в Констанц, Гусс должен был долгое время ждать допроса, после которого его немедленно арестовали. Император Сигизмунд не захотел настоять на его освобождении, несмотря на данную им охранную грамату. Собор отнесся так жестоко к Гуссу потому, что ему показалось ересью требование Гусса, чтобы ложность его мнений была доказана на основании Св. Писания. Вообще, констанцский собор, несмотря на либерализм некоторых своих членов, смотрел на реформу церкви слишком узко, разумея под нею только ограничение папского произвола. Пока на соборе решалось дело папы Иоанна XXIII, Гусс сидел в тюрьме, где его продолжали подвергать допросам. После семимесячного заключения, его снова позвали в торжественное заседание собора и, так как он продолжал требовать опровержения своих мнений на основании Св. Писания -осудили, как еретика, на сожжение. 6 июля 1415 года Гусс умер на костре. Друг, его, Ироним Пражский, прибывший вместе с ним в Констанц, также был сожжен (1416 г.), после продолжительного тюремного заключения.
Но реформаторское движение в Богемии не кончилось сожжением Гусса. Богемцы, поддерживавшие его до и во время собора, после его смерти, восстали почти поголовно против римской церкви. Дело произошло таким образом. С согласия Гусса, его последователи, называемые гусситами, ввели у себя причащение мирян под обоими видеми и, когда констанцский собор, уже после сожжения Гусса, отверг такое причащение, как еретическое, решились оружием завоевать себе чашу. К гусситам пристали многие богемские граждане и дворяне. предводителем их был некто Иоанн Жишка. Он с 40,000 приверженцев укрепился на одной горе, которую назвал Фавором (отсюда название гусситов табориты), и начал ожесточенную борьбу с поборниками латинства. Вскоре борьба приняла громадные размеры. В 1419 г. умер богемский король Венцеслав. Наследником его был император Сигизмунд; но богемцы отказали ему в присяге за его "вероломство" в деле Гусса. Таким образом поднялась вся Богемия. Папа Мартин V посылал в Богемию несколько крестоносных ополчений, но ничего не достиг. Гусситы с успехом отражали все нападения. Второй предводитель их (с 1424 г.), Прокоп Большой, своими победами над крестоносцами наводил ужас на соседние страны. В таком положении находились дела до открытия базельского собора (1431 г. X который, между прочим, принял на себя заботу примирить гусситов с церковью путем переговоров и уступок. К этому времени, в своих реформаторских взглядах, гусситы распались на две партии. Одни из них более умеренные, соглашались на примирение с церковью, если только будет введено причащение под обоими видами, будет дозволена проповедь на родном языке, у клира будут отобраны церковные имущества и учрежден будет над ними строгий церковный суд. Такие гусситы известны под названием каликстинов (от calix-чаша) и утраквистов (от uterque - oбa). Другие гусситы (табориты собственно), в своем ожесточении против римской церкви дошедшие до фанатизма, требовали, кроме того, уничтожения иконопочитания, отмены тайной исповеди и т. п. Базельский собор пригласил для переговоров гусситских депутатов, которые и явились (1433г.) в числе 300. Продолжительные совещания не имели успеха; гусситы отправились домой. Собор послал вслед за ними посольство с предложением уступок; именно, собор соглашался выполнить четыре требования каликстинов. Последние поэтому и присоединились к церкви, хотя не долго пользовались выговоренными уступками. В 1462 г. папа Пий II объявил все уступки, сделанные им базельским собором, не действительными, после чего каликстины только тайно приобщались под обоими видами. Табориты же и после уступок базельского собора оставались непримиримыми врагами церкви; но и они, потерпев в 1434 г. жестокое поражение от католических войск, должны были смириться. 




1. Введение [2] 2
2. Ветлужская средняя общеобразовательная школа Ветлужского района Нижегородской области
3. Утверждаю Директор ДЮСШ Олимп Арского муниципального района -В
4. Уфимский научноисследовательский институт глазных болезней Академии наук Республики Башкортостан 45
5. Деформация модели и точность построения фотограмметрической сети Построить идеальную модель по паре сн
6.  Понятие социальной государственности возникает в конце XIX начале XX в
7. Реферат- Хозяйственная деятельность предприятия (отчет о практике по пансионату Янтарь)
8. а Ильина В
9. Статья 1 Предмет регулирования настоящего Федерального закона 11
10. Заблудшая овца Первая и Вторая сонаты для скрипки и фортепиано 4
11. Обеспечение эффективности внедрения организационных и управленческих инноваций
12. ТЕМА 8 СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ Вопросы к практическому занятию 1
13.  11 Психрометры аспирационные- МВ4М Измерение температуры и влажности воздух
14. Тема- Простейшие ~ возбудители заболеваний человека Вариант 1
15. 1998 Формальные данные- Ф
16. Суть прибыли По К
17. Ветер дует в сторону пр
18. Исследование феномена благотворительности в истории России
19. Тема 2 Основные процессы преобразования информации Информационная деятельность Уже говорилось что п
20. вариант 1в2б3в4в5а6б7а8Шевченко91.html